ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО
ПРОСВЕЩЕНИЯ
Э.Д. Гаврилова, студент
Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-1-76-78
Аннотация. Автор рассматривает повышение уровня исторической грамотности как ключевой ориентир государственной политики в области исторического просвещения и отмечает, что ее высокий уровень способствует формированию у граждан самостоятельного исторического мировоззрения и глубокого понимания истории в целом. Автор уверен в том, что эффективность обучения истории можно повысить путем внедрения в образовательный процесс инновационных игровых технологий.
Ключевые слова: историческое просвещение, историческая грамотность, образовательный процесс, пост-правда, игровые технологии.
Указом Президента РФ от 08.05.2024 № 314 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения (далее - Основы): в документе стратегического планирования изложены основные цели и задачи государственной политики в этой области, среди которых как один из целевых ориентиров назван процесс повышения уровня исторической грамотности населения.
Историческая грамотность граждан - это понятие дискуссионное и важное для осмысления истории родной страны и формирования ценностного отношения к событиям и героям, внесшим значительный вклад в её развитие. Решение проблемы повышения исторической грамотности принципиально для российского общества и государства на современном этапе, поскольку для ответа на вызовы времени в Основах заявлен широкий арсенал мероприятий и ресурсов. Он начинается с доктринальной, методологической, учебно-методической и научно-методической разработки процесса изучения истории в учебных заведениях и развивается в формах внеклассного и внеаудиторного воспитания обучающихся, изучения истории родного края и т.п.
Между тем необходимо четко определить предмет дискуссии, что такое историческая грамотность, каковы ее элементы и пути ее совершенствования. Думается, что историческая грамотность способствует успешному формированию и поддержанию исторической идентичности гражданина, поскольку чело-
век, не знающий истории своей страны, со временем забывает свои корни, уходит в небытие память предков, деформируется национальная культура и цивилизационное своеобразие народа. Тем самым в условиях массовой информационной эпохи формируется «постправда» - состояние знаний, при котором небольшой процент лжи способен исказить существо объективной исторической информации, поменять вектор оценки события, навязать чужеродный историко-культурный стандарт восприятия родной истории с целью контроля за сознанием и в перспективе - за территорией данной страны.
Помимо этого, низкий уровень исторической грамотности населения нередко имеет следствием вовлечение молодежи в противоправную деятельность и деструктивные криминальные сообщества, а также связан с искажением исторической правды, которое зачастую выдается за альтернативные точки зрения на события истории. Думается, разные мнения не должны выходить за границы исторической правды. И здесь мы подходим к важным критериям выбора путей развития исторической грамотности, поскольку эта тема в первую очередь определяется объективным научным подходом к обучению истории, достоверностью фактов и развитием способностей самостоятельно ориентироваться в мире разнообразной культурно-исторической информации.
По мнению ряда авторов, историческая грамотность закономерно формируется в виде
последовательности действий, применяемых историком-исследователем или простым гражданином:
1) использование неосознаваемых предварительных исторических знаний, обусловленных опытом социализации;
2) накопление новой исторической информации, основанной на разграничении общеизвестных фактов, не нуждающихся в доказывании, и фактов, подлежащих проверке;
3) умение анализа и интерпретации исторических событий;
4) способность установления причинно-следственных связей в истории;
5) знание, понимание и оценка значения исторических событий [1, с. 77].
Расширение исторического кругозора достигается за счет сравнения различных источников по степени надежности, достоверности, подлинности происхождения, авторства, что обычно составляет содержание метода исторической критики и сравнительно-исторического метода. Нередко источники могут совпадать или различаться во всех или некоторых аспектах, что затрудняет познание истории и требует либо привлечения помощи профессиональных историков, либо развития критического мышления, направленного на формирование, в конечном счете, самостоятельного исторического мировоззрения, глубокого понимания истории в целом.
Уроки истории являются достаточно распространенными учебно-познавательными средствами формирования различных видов функциональной грамотности человека: правовой, финансовой, технической и т.д. Здесь главной задачей является своевременность обращения к конкретной исторической теме и адекватность приводимых примеров [2, с. 64]. Это связано с огромным убеждающим значением наглядных образных примеров. Выбор исторической тематики допустимо сочетать с практикуемой в реальном образовательном процессе интерактивной формой обучения, при которой обучающиеся анализируют историческую познавательную ситуацию, проигрывая поведение исторических персонажей, рассуждая о ходе их мыслей и объясняя логику их реальных поступков.
В настоящее время не ведется серьезных споров относительно роли секционно-кружковой работы и посещения музеев, биб-
лиотек, учреждений культуры и искусства для развития общекультурных компетенций и исторической грамотности. Но еще недооценивается роль инновационных практик, например, визуальных и игровых.
По мнению некоторых ученых, на уроках истории допустимо в известных пределах использовать карикатурную литературную форму как компонент исторического мышления и носитель исторического знания. Потенциал карикатурных рисунков дает возможность интенсивного обучения современных школьников и студентов, родившихся в цифровой среде общества и способных комплексно воспринимать историческую информацию в единстве текста и визуального изображения [3, с. 317].
Визуальное отображение внешних характеристик исторической личности может активизировать зрительные, слуховые, образно-ассоциативные элементы познания, расширить познавательный опыт обучающегося, укрепить культурную идентичность и сохранить коллективную социальную память.
Повысить функциональность обучения истории можно с помощью игровых технологий, когда процесс обучения происходит в процессе игры. Для удовлетворения желания играть и выигрывать формируется мотивация к максимальному результату, что требует в части «исторической» игры усвоения и использования конкретной совокупности дат и событий, из которых складывается образная картина исторического события [4, с. 126]. Данный фрагмент можно с легкостью извлечь из образно-ассоциативной памяти, чтобы при необходимости эффективно применить в жизни и быту.
С учетом изложенного приходим к выводу, что базовым основанием исторического просвещения в РФ выступает повышение исторической грамотности населения. Представляется, что в качестве целевого ориентира государственной политики РФ в области исторического просвещения историческая грамотность означает знания, умения и навыки сбора, оценки и интерпретации событий истории родной страны на основе критического мышления, а также поиска исторической правды и сохранения исторической памяти народов России.
Библиографический список
1. Бабулов Е.С., Мухамадеева И.А. Формы и методы формирования исторической грамотности молодежи // Наука и реальность. - 2023. - № 4 (16). - С. 77.
2. Сорокин А.А., Моренец М.А. Потенциал исторического образования для формирования правовой грамотности обучающихся // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2023. - № 2. - С. 64.
3. Звонарева, Н.А., Маслова, А.В., Звонарев Н.Н. Потенциал работы с карикатурами в старшей школе в процессе формирования исторической грамотности обучающихся // Образование и право. - 2023. - № 7. - С. 317
4. Рева, Н.С. О необходимости применения игровых методов в преподавании истории в школе // Право, история, педагогика и современность: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 30-31 января 2020 года. - Пенза, 2020. - 126 с.
HISTORICAL LITERACY OF THE POPULATION AS A TARGET OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF HISTORICAL EDUCATION
E.D. Gavrilova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. The author considers the process of increasing the level of historical literacy as a key guideline of state policy in the field of historical education and notes that its high level contributes to the formation of an independent historical worldview among citizens and a deep understanding of history as a whole. The author is confident that the effectiveness of teaching history can be improved by introducing innovative gaming technologies into the educational process.
Keywords: historical education, historical literacy, educational process, post-truth, game technologies.