Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ'

СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панов С. В.

В статье автор определяет научно-методические основания для содержательного наполнения компонентов культурологического подхода в обучении истории в аспекте сочетания традиции и новации с учетом культурно-исторического и ценностного потенциала современного белорусского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF MODERN HISTORICAL EDUCATION AT REALIZATION OF CULTUROLOGICAL APPROACH IN TRAINING

The author defines the scientific and methodological basis for substantive content components of cultural approach to teaching history in terms of a combination of tradition and innovation, taking into account the historical and value potential of modern Belarusian society.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»

СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

С. В. ПАНОВ,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры историко-культурного наследия Беларуси ГУО «Республиканский институт высшей школы» (Минск) [email protected]

В статье автор определяет научно-методические основания для содержательного наполнения компонентов культурологического подхода в обучении истории в аспекте сочетания традиции и новации с учетом культурно-исторического и ценностного потенциала современного белорусского общества.

The author defines the scientific and methodological basis for substantive content components of cultural approach to teaching history in terms of a combination of tradition and innovation, taking into account the historical and value potential of modern Belarusian society.

Ключевые слова: культурологический подход в обучении истории, историческая культура, культурно-историческая среда, базовые ценности

Key words: cultural studies approach to teaching history, historical culture, historical memory, cultural and historical environment, the basic values

В соответствии с культурологической концепцией содержание образования рассматривается как педагогически отобранный и адаптированный к возможностям его усвоения обучающимися социальный опыт, представляющий со-

Достаточно острая дискуссия по вопросам целесообразности концентрической или линейной структуры современного исторического образования и выбора методологических оснований для проектирования его содержания на уровне учебного предмета актуализируют целесообразность сочетаний новаций и опоры на традиционные постулаты культурологической концепции содержания образования, разработанной И. Я. Лернером,

бой социокультурный феномен.

В. В. Краевским, М. Н. Скаткиным [11, с. 145—149]. Представляется целесообразным предложить свое видение инновационных компонентов данной модели,

которые будут способствовать как сохранению ее фундаментальности, так и оптимизации в соответствии с культурно-историческим и ценностным потенциалом современного белорусского общества.

В соответствии с культурологической концепцией содержание образования рассматривается как педагогически отобранный и адаптированный к возможностям его усвоения обучающимися социальный опыт, представляющий собой социокультурный феномен. В составе данного опыта при его трансляции в процессе обучения истории находятся следующие элементы:

3 предметные знания (теоретические и фактологические, оценочные);

3 специальные способы деятельности (хронологические, картографические, ана-

лиз исторических источников, реконструкция событий прошлого, интерпретация при работе с версиями и оценками событий, применение знаний и умений в современной социальной среде);

3 опыт творческой деятельности, транслируемой в форме проблемных ситуаций и познавательных задач;

3 опыт эмоционально-ценностного (лич-ностно-смыслового) отношения к изучаемым событиям и их участникам.

Рассматривая культурологический подход в обучении истории как средство реализации соответствующей концепции образования, будем понимать под ним комплексное педагогическое средство, состоящее из трех компонентов:

3 взаимосвязанная совокупность основных понятий, характеризующих данный подход;

3 совокупность принципов реализации данного подхода, то есть основных направлений деятельности или исходных положений, которых следует придерживаться для достижения цели;

3 совокупность методических приемов и средств, применение которых обеспечивает реализацию подхода в практике обучения [9, с. 84].

Рассмотрим содержание каждого из вышеперечисленных компонентов культурологического подхода в обучении истории с учетом его специфики. В первом компоненте традиционно представляется совокупность таких понятий, как личность и ее культура. В процессе обучения истории индивид становится личностью по мере присвоения им социального опыта белорусского народа, оформленного как содержание исторического образования. При этом актуализируется проблема становления индивида в качестве культурно-исторического субъекта, воспринимающего историю как свое прошлое и чувствующего ответственность перед будущим общества как перед собственным будущим, зависящим от его действий в настоящем [13, с. 27]. В результате лич-

ность формируется как социальная единица общества с такими характеристиками, как историческая память и национальная идентичность. Данные понятия могут войти в число новых, характеризующих в первом компоненте инновационность культурологического подхода в обучении истории.

Историческая память рассматривается нами как социально-педагогическая категория, включающая в себя теоретический, фактологический и оценочный компоненты учебных исторических знаний о событиях прошлого, их времени и месте, участниках, а также способность личности дорожить историческими традициями своего народа. Результатом формирования исторической памяти становится национальная идентичность, которая рассматривается нами как конкретная эмоционально-психологическая политико-идеологическая культурная позиция личности, проявляющаяся в восприятии и идентификации себя в окружающем мире с точки зрения представителя современной белорусской нации. Отметим, что по результатам исследований белорусских социологов национальная идентичность белорусской молодежи остается сегодня невыраженной, то есть содержательно незаполненной [8, с. 13]. Отсюда очевидна целесообразность рассмотрения некоторых констант исторической памяти, например, знаний об особенностях процесса формирования белорусской нации и становления исторических и национальных форм белорусской государственности как значимых ценностей, являющихся важнейшими составляющими идентичности учащейся молодежи [12, с. 16—17]. Содержательному наполнению вышеуказанных констант будет способствовать установление взаимоотношений между культурой и историей, при которых, образно говоря, культура «подпитывается» историей с ее

По результатам исследований белорусских социологов национальная идентичность белорусской молодежи остается сегодня невыраженной, то есть содержательно незаполненной.

новым прочтением (но не переписыванием) и оценками прошлого, поскольку история — именно тот компонент, без которого культура не имеет своего конкретного проявления [4, с. 82].

Таким образом, в первом компоненте культурологического подхода в обучении истории в качестве инновационного мы видим понятие «историческая культура». Будучи относительно новым, данное понятие связано с феноменом комплексного представления о нашем прошлом, транслируемым как социальный опыт в процессе исторического образования. Историческая культура, обладая огромным эвристическим потенциалом и самостоятельной ролью в познавательном аспекте, может определять процесс строительства национального государства, в котором первичной оказывается историческая память как социальный конструкт [4, с. 87].

Во втором компоненте культурологического подхода в обучении истории, содержащем принципы его реализации, в качестве проблемы выступает противоречие между принципом научности (фундаментальности) содержания исторического образования и принципом доступности, предполагающим учет познавательных возможностей обучающихся в соответствии с их возрастом. Данная дидактическая проблема требует своего разрешения в процессе перевода научно-теоретического знания в учебное (на уровне его конструирования в содержании учебной литературы) с учетом превращения последнего в личностно значимое и эмоционально окрашенное для обучающихся [7, с. 46]. Одним из путей разрешения этой проблемы является предложение о целесообразности рассмотрения границ применения принципа научности в практике школьного предметного обучения [5, с. 63].

Сегодня школьное историческое образование в Республике Беларусь осуществляется в условиях возврата к линейному событийно-хронологическому принципу, в отличие от некогда существовавших концентров и профилей.

В непосредственной взаимосвязи с затронутой проблемой находится вопрос о выборе или возможном сочетании принципов структурирования исторического образования: традиционного линейного и (или) концентрического. Последний из них учитывает психологию процесса познания и его реализация создает условия для перехода от фактологического изучения содержания учебного материала к проблемно-теоретическому.

Сегодня школьное историческое образование в Республике Беларусь осуществляется в условиях возврата к линейному событийно-хронологическому принципу, в отличие от некогда существовавших концентров и профилей. Они предполагали переход от событийно-хронологического (в базовой школе) к проблемно-теоретическому (в средней школе) уровню обучения истории и возможность ее углубленного изучения в выпускных классах историко-обществоведче-ского профиля. Концентрический принцип структурирования исторического образования с учетом профильности обучения в старших классах средней школы мог бы коррелироваться с принципом преемственности в обучении истории между средней и высшей школами в условиях перехода к массовому высшему образованию, где сроки обучения на большинстве специальностей сокращены сегодня до четырех лет. Мы солидарны с принципиальной позицией наших российских коллег, которые по результатам проведенного ими анализа российского и мирового опыта изучения истории считают, что в современной мировой практике нет оснований для преобладания линейной структуры исторического образования над концентрической [2].

В условиях, когда в практике обучения в учреждениях среднего образования Республики Беларусь отсутствует некогда существовавший предмет «Основы отечественной и мировой художественной культуры», а в большинстве учреж-

дений высшего образования — дисциплина «Культурология», актуализируется необходимость реализации традиционного принципа культурно-исторической среды. Он представляет собой исходное положение о педагогической целесообразности усвоения обучающимися совокупности достижений своего народа в области материальной и духовной культуры, транслируемых в процессе обучения как содержание исторического (социально-гуманитарного) образования на макроуровне (уровне идей) и микроуровне (уровне конкретных достижений в области культуры). Для отечественного социокультурного пространства актуален инновационный принцип мультикультурности (не путать с муль-тикультурализмом), то есть целесообразности изучения роли и места национальных культур (еврейской, русской, украинской, собственно белорусской) в культуре Беларуси для формирования культурной толерантности у обучающихся [3, с. 86—87].

Во втором компоненте культурологического подхода в качестве инновационных нам видится ряд принципов. Среди них принципы философского обобщения и диалогической интерпретации исторических фактов, характерные для синерге-тической парадигмы исторических науки и образования, реализация которой предполагает научный плюрализм и отказ от претензии на монополию «единственно верной» точки зрения с учетом того, что историческая истина не столько результат, сколько процесс ее поиска [14, с. 63—65]. В соответствии с названными принципами история без ее обобщения превращается в простое нагромождение фактов и не способствует пониманию обучающимися исторической ретроспективы и перспективы развития. В дидактическом аспекте эти принципы реализуются через дедуктивный алгоритм организации учебно-познавательной деятельности при представлении и усвоении содержания учебного исторического материала старшеклассниками.

В третьем компоненте культурологического подхода находится совокупность методических приемов и средств, применение которых обеспечивает реализацию данного подхода. С учетом того, что историческая память, формирование которой концептуально обозначено в целеполагании истории, по своей природе образна и сохраняет (воспроизводит) сведения о прошлом на основе чувств и ощущений, вызванных настоящим, представляется актуальным использование возможностей визуализации содержания, связанных с образным образованием.

Образы событий и персонажей прошлого, как представления о ком-либо или чем-либо, конструируются в содержании образования и формируются у обучающихся с помощью комплекса соответствующих приемов по алгоритму «образ — слово — действие». Среди традиционных приемов — картинное и аналитическое описание, образная характеристика и повествование, сюжетный рассказ, персонификация, драматизация, стилизация, интервью. В качестве инновационных можно назвать приемы перевода социальной ситуации в педагогическую, комплексной художественно-исторической характеристики изучаемых событий, мультисенсор-ный прием перевода визуального образа на вербальный язык, так называемая виртуальная встреча или «вкусная картинка».

На наш взгляд, перечисленные приемы не могут быть абсолютизированы, так как предназначены для реализации традиционного в дидактике принципа наглядности в сочетании с вербализацией учебного содержания. При этом мы не можем не учитывать того фактора, что в условиях формирующегося как доминанта образовательно-информационного пространства визуализация учебных истори-

История без ее обобщения превращается в простое нагромождение фактов и не способствует пониманию обучающимися исторической ретроспективы и перспективы развития.

ческих знаний из дополнительного иллюстративного средства превращается в востребованный прием обучения истории.

Выбор методических средств реализации культурологического подхода в обучении истории в практико-ориентирован-ном плане связан с конструированием эмоционально-ценностного компонента содержания исторического образования. При этом следует отметить, что соотношение негативных, то есть вызывающих отрицательную эмоциональную реакцию, и позитивных компонентов в содержании школьного исторического материала, посвященного, например, периоду XX века, составляет пропорцию 5:1 (по результатам контент-анализа, проведенного российскими исследователями из Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования) [1, с. 3]. В условиях так называемого «эмоционального голода» выбор методических средств обусловлен:

3 целесообразностью использования сюжетной аккумулятивности (спресован-ности событийной канвы изложения);

3 героизацией прошлого, презентиру-емой в номинациях «наши знаменитые земляки» и «национальные герои»;

3 представлением культурно оформленных образцов поведения исторических персон;

3 отражением сущности изучаемых явлений прежде всего на уровне художественных образов, являющихся одновременно источниками исторических знаний;

3 использованием исторической символики.

Отметим, что в качестве праксеоло-гических критериев отбора и конструирования учебного содержания могут выступать базовые национальные ценности [10, с. 54—55]. В этом аспекте востребованными являются результаты мониторинга

Данные мониторинга свидетельствуют об иерархии жизненных ценностей современных старшеклассников, где на первом месте семья, далее — здоровье, образование, общение с друзьями, любовь.

личностного развития и уровня воспитанности учащихся, проведенного Национальным институтом образования Министерства образования Республики Беларусь в 2012 году. Данные мониторинга свидетельствуют об иерархии жизненных ценностей современных старшеклассников, где на первом месте семья, далее — здоровье, образование, общение с друзьями, любовь [6, с. 49]. Интересной представляется корреляция этих данных с результатами социологического опроса ценностей современной студенческой молодежи, проведенного в 2012—2013 годах Центром социологических и политических исследований Белорусского государственного университета. В структуру базовых ценностей молодежи студенческого возраста в порядке ранжирования входят семья, друзья и знакомые, досуг, политика, работа, религия, что целесообразно учитывать при поиске путей реализации аксиологического подхода в обучении истории [8].

Таким образом, возможные научно-методические основания для реализации культурологического подхода в современном обучении истории при проектировании его содержания на уровне учебного предмета заключаются в:

3 введении в понятийный аппарат категорий «историческая память», «национальная идентичность», «историческая культура»;

3 реализации принципов культурно-исторической среды и мул ьти культурности ;

3 организации процесса обучения истории на ступени среднего образования по концентрическому принципу;

3 структурировании учебных исторических знаний, представляемых в учебной литературе для старших классов и студентов, по дедуктивному алгоритму;

3 использовании базовых ценностей учащейся молодежи в качестве одного из критериев конструирования содержания исторического образования;

3 сочетании методических приемов и разов исторического прошлого при комп-средств, ориентированных на формиро- лексном использовании визуализации и вание и творческую реконструкцию об- вербализации.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Багдасарян, В. Э. Методология школьного учебника истории: опыт экспериментального подхода /

B. Э. Багдасарян // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2013. — № 3. — С. 3—13.

2. Вяземский, Е. Е. Проведение в семи федеральных округах конференций для преподавателей истории и обществознания / Е. Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. — 2008. — № 1. — С. 43—45.

3. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. — М. : Народное образование, 2000. — 272 с.

4. Лепешко, Б. М. Право в контексте новой исторической культуры / Б. М. Лепешко // Беларуская думка. — 2011. — № 12. — С. 81—87.

5. Масюкова, Н. А. Социально-философские и психолого-педагогические основания развития научных исследований в системе непрерывного образования: сообщение 2. Целеценностные основания / Н. А. Масюкова // Адукацыя I выхаванне. — 2012. — № 5. — С. 60—66.

6. Мониторинг личностного развития и уровня воспитанности учащихся // Весшк адукацьп. — 2012. — № 8. — С. 44—67.

7. Новиков, А. М. Культура как основание содержания образования / А. М. Новиков // Адукацыя I выхаванне. — 2012. — № 7. — С. 40—50.

8. Ротман, Д. Г. Тенденции изменения ценностного сознания студенческой молодежи Республики Беларусь / Д. Г. Ротман, А. В. Посталовский, И. Д. Расолько // Адукацыя I выхаванне. — 2013. — № 11. —

C. 3—13.

9. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. — М. : Сфера, 2002. — 160 с.

10. Стрелова, О. Ю. Примерная программа о ценностных и содержательных ориентирах учебного предмета «История» / О. Ю. Стрелова // Преподавание истории в школе. — 2010. — № 7. — С. 54—60.

11. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лер-нера. — М. : Педагогика, 1983. — 352 с.

12. Тишков, В. А. Новая историческая культура /В. А. Тишков. — М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2011. — 60 с.

13. Фельдштейн, Д. И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования / Д. И. Фельдштейн // Адукацыя I выхаванне. — 2011. —

№ 7. — С. 19—29.

14. Падокшыт, С. А. Беларуская думка у кантэксце псторып I культуры / С. А. Падокшын. — Мшск : Бел. навука, 2003. — 316 с.

В 2014 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Технология формирования инновационной среды профессиональной образовательной организации: учебно-методический комплект. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. —142 с.

Издание включает программу повышения квалификации руководителей профессиональных образовательных учреждений и учебное пособие с информационно-методическими материалами, предназначенными для подготовки проектных (стратегических) команд развития (модернизации) учреждений системы ПФО, участвующих в разработке и реализации инновационных проектов и программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.