СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
С. В. ПАНОВ,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры историко-культурного наследия Беларуси ГУО «Республиканский институт высшей школы» (Минск) [email protected]
В статье автор определяет научно-методические основания для содержательного наполнения компонентов культурологического подхода в обучении истории в аспекте сочетания традиции и новации с учетом культурно-исторического и ценностного потенциала современного белорусского общества.
The author defines the scientific and methodological basis for substantive content components of cultural approach to teaching history in terms of a combination of tradition and innovation, taking into account the historical and value potential of modern Belarusian society.
Ключевые слова: культурологический подход в обучении истории, историческая культура, культурно-историческая среда, базовые ценности
Key words: cultural studies approach to teaching history, historical culture, historical memory, cultural and historical environment, the basic values
В соответствии с культурологической концепцией содержание образования рассматривается как педагогически отобранный и адаптированный к возможностям его усвоения обучающимися социальный опыт, представляющий со-
Достаточно острая дискуссия по вопросам целесообразности концентрической или линейной структуры современного исторического образования и выбора методологических оснований для проектирования его содержания на уровне учебного предмета актуализируют целесообразность сочетаний новаций и опоры на традиционные постулаты культурологической концепции содержания образования, разработанной И. Я. Лернером,
бой социокультурный феномен.
В. В. Краевским, М. Н. Скаткиным [11, с. 145—149]. Представляется целесообразным предложить свое видение инновационных компонентов данной модели,
которые будут способствовать как сохранению ее фундаментальности, так и оптимизации в соответствии с культурно-историческим и ценностным потенциалом современного белорусского общества.
В соответствии с культурологической концепцией содержание образования рассматривается как педагогически отобранный и адаптированный к возможностям его усвоения обучающимися социальный опыт, представляющий собой социокультурный феномен. В составе данного опыта при его трансляции в процессе обучения истории находятся следующие элементы:
3 предметные знания (теоретические и фактологические, оценочные);
3 специальные способы деятельности (хронологические, картографические, ана-
лиз исторических источников, реконструкция событий прошлого, интерпретация при работе с версиями и оценками событий, применение знаний и умений в современной социальной среде);
3 опыт творческой деятельности, транслируемой в форме проблемных ситуаций и познавательных задач;
3 опыт эмоционально-ценностного (лич-ностно-смыслового) отношения к изучаемым событиям и их участникам.
Рассматривая культурологический подход в обучении истории как средство реализации соответствующей концепции образования, будем понимать под ним комплексное педагогическое средство, состоящее из трех компонентов:
3 взаимосвязанная совокупность основных понятий, характеризующих данный подход;
3 совокупность принципов реализации данного подхода, то есть основных направлений деятельности или исходных положений, которых следует придерживаться для достижения цели;
3 совокупность методических приемов и средств, применение которых обеспечивает реализацию подхода в практике обучения [9, с. 84].
Рассмотрим содержание каждого из вышеперечисленных компонентов культурологического подхода в обучении истории с учетом его специфики. В первом компоненте традиционно представляется совокупность таких понятий, как личность и ее культура. В процессе обучения истории индивид становится личностью по мере присвоения им социального опыта белорусского народа, оформленного как содержание исторического образования. При этом актуализируется проблема становления индивида в качестве культурно-исторического субъекта, воспринимающего историю как свое прошлое и чувствующего ответственность перед будущим общества как перед собственным будущим, зависящим от его действий в настоящем [13, с. 27]. В результате лич-
ность формируется как социальная единица общества с такими характеристиками, как историческая память и национальная идентичность. Данные понятия могут войти в число новых, характеризующих в первом компоненте инновационность культурологического подхода в обучении истории.
Историческая память рассматривается нами как социально-педагогическая категория, включающая в себя теоретический, фактологический и оценочный компоненты учебных исторических знаний о событиях прошлого, их времени и месте, участниках, а также способность личности дорожить историческими традициями своего народа. Результатом формирования исторической памяти становится национальная идентичность, которая рассматривается нами как конкретная эмоционально-психологическая политико-идеологическая культурная позиция личности, проявляющаяся в восприятии и идентификации себя в окружающем мире с точки зрения представителя современной белорусской нации. Отметим, что по результатам исследований белорусских социологов национальная идентичность белорусской молодежи остается сегодня невыраженной, то есть содержательно незаполненной [8, с. 13]. Отсюда очевидна целесообразность рассмотрения некоторых констант исторической памяти, например, знаний об особенностях процесса формирования белорусской нации и становления исторических и национальных форм белорусской государственности как значимых ценностей, являющихся важнейшими составляющими идентичности учащейся молодежи [12, с. 16—17]. Содержательному наполнению вышеуказанных констант будет способствовать установление взаимоотношений между культурой и историей, при которых, образно говоря, культура «подпитывается» историей с ее
По результатам исследований белорусских социологов национальная идентичность белорусской молодежи остается сегодня невыраженной, то есть содержательно незаполненной.
новым прочтением (но не переписыванием) и оценками прошлого, поскольку история — именно тот компонент, без которого культура не имеет своего конкретного проявления [4, с. 82].
Таким образом, в первом компоненте культурологического подхода в обучении истории в качестве инновационного мы видим понятие «историческая культура». Будучи относительно новым, данное понятие связано с феноменом комплексного представления о нашем прошлом, транслируемым как социальный опыт в процессе исторического образования. Историческая культура, обладая огромным эвристическим потенциалом и самостоятельной ролью в познавательном аспекте, может определять процесс строительства национального государства, в котором первичной оказывается историческая память как социальный конструкт [4, с. 87].
Во втором компоненте культурологического подхода в обучении истории, содержащем принципы его реализации, в качестве проблемы выступает противоречие между принципом научности (фундаментальности) содержания исторического образования и принципом доступности, предполагающим учет познавательных возможностей обучающихся в соответствии с их возрастом. Данная дидактическая проблема требует своего разрешения в процессе перевода научно-теоретического знания в учебное (на уровне его конструирования в содержании учебной литературы) с учетом превращения последнего в личностно значимое и эмоционально окрашенное для обучающихся [7, с. 46]. Одним из путей разрешения этой проблемы является предложение о целесообразности рассмотрения границ применения принципа научности в практике школьного предметного обучения [5, с. 63].
Сегодня школьное историческое образование в Республике Беларусь осуществляется в условиях возврата к линейному событийно-хронологическому принципу, в отличие от некогда существовавших концентров и профилей.
В непосредственной взаимосвязи с затронутой проблемой находится вопрос о выборе или возможном сочетании принципов структурирования исторического образования: традиционного линейного и (или) концентрического. Последний из них учитывает психологию процесса познания и его реализация создает условия для перехода от фактологического изучения содержания учебного материала к проблемно-теоретическому.
Сегодня школьное историческое образование в Республике Беларусь осуществляется в условиях возврата к линейному событийно-хронологическому принципу, в отличие от некогда существовавших концентров и профилей. Они предполагали переход от событийно-хронологического (в базовой школе) к проблемно-теоретическому (в средней школе) уровню обучения истории и возможность ее углубленного изучения в выпускных классах историко-обществоведче-ского профиля. Концентрический принцип структурирования исторического образования с учетом профильности обучения в старших классах средней школы мог бы коррелироваться с принципом преемственности в обучении истории между средней и высшей школами в условиях перехода к массовому высшему образованию, где сроки обучения на большинстве специальностей сокращены сегодня до четырех лет. Мы солидарны с принципиальной позицией наших российских коллег, которые по результатам проведенного ими анализа российского и мирового опыта изучения истории считают, что в современной мировой практике нет оснований для преобладания линейной структуры исторического образования над концентрической [2].
В условиях, когда в практике обучения в учреждениях среднего образования Республики Беларусь отсутствует некогда существовавший предмет «Основы отечественной и мировой художественной культуры», а в большинстве учреж-
дений высшего образования — дисциплина «Культурология», актуализируется необходимость реализации традиционного принципа культурно-исторической среды. Он представляет собой исходное положение о педагогической целесообразности усвоения обучающимися совокупности достижений своего народа в области материальной и духовной культуры, транслируемых в процессе обучения как содержание исторического (социально-гуманитарного) образования на макроуровне (уровне идей) и микроуровне (уровне конкретных достижений в области культуры). Для отечественного социокультурного пространства актуален инновационный принцип мультикультурности (не путать с муль-тикультурализмом), то есть целесообразности изучения роли и места национальных культур (еврейской, русской, украинской, собственно белорусской) в культуре Беларуси для формирования культурной толерантности у обучающихся [3, с. 86—87].
Во втором компоненте культурологического подхода в качестве инновационных нам видится ряд принципов. Среди них принципы философского обобщения и диалогической интерпретации исторических фактов, характерные для синерге-тической парадигмы исторических науки и образования, реализация которой предполагает научный плюрализм и отказ от претензии на монополию «единственно верной» точки зрения с учетом того, что историческая истина не столько результат, сколько процесс ее поиска [14, с. 63—65]. В соответствии с названными принципами история без ее обобщения превращается в простое нагромождение фактов и не способствует пониманию обучающимися исторической ретроспективы и перспективы развития. В дидактическом аспекте эти принципы реализуются через дедуктивный алгоритм организации учебно-познавательной деятельности при представлении и усвоении содержания учебного исторического материала старшеклассниками.
В третьем компоненте культурологического подхода находится совокупность методических приемов и средств, применение которых обеспечивает реализацию данного подхода. С учетом того, что историческая память, формирование которой концептуально обозначено в целеполагании истории, по своей природе образна и сохраняет (воспроизводит) сведения о прошлом на основе чувств и ощущений, вызванных настоящим, представляется актуальным использование возможностей визуализации содержания, связанных с образным образованием.
Образы событий и персонажей прошлого, как представления о ком-либо или чем-либо, конструируются в содержании образования и формируются у обучающихся с помощью комплекса соответствующих приемов по алгоритму «образ — слово — действие». Среди традиционных приемов — картинное и аналитическое описание, образная характеристика и повествование, сюжетный рассказ, персонификация, драматизация, стилизация, интервью. В качестве инновационных можно назвать приемы перевода социальной ситуации в педагогическую, комплексной художественно-исторической характеристики изучаемых событий, мультисенсор-ный прием перевода визуального образа на вербальный язык, так называемая виртуальная встреча или «вкусная картинка».
На наш взгляд, перечисленные приемы не могут быть абсолютизированы, так как предназначены для реализации традиционного в дидактике принципа наглядности в сочетании с вербализацией учебного содержания. При этом мы не можем не учитывать того фактора, что в условиях формирующегося как доминанта образовательно-информационного пространства визуализация учебных истори-
История без ее обобщения превращается в простое нагромождение фактов и не способствует пониманию обучающимися исторической ретроспективы и перспективы развития.
ческих знаний из дополнительного иллюстративного средства превращается в востребованный прием обучения истории.
Выбор методических средств реализации культурологического подхода в обучении истории в практико-ориентирован-ном плане связан с конструированием эмоционально-ценностного компонента содержания исторического образования. При этом следует отметить, что соотношение негативных, то есть вызывающих отрицательную эмоциональную реакцию, и позитивных компонентов в содержании школьного исторического материала, посвященного, например, периоду XX века, составляет пропорцию 5:1 (по результатам контент-анализа, проведенного российскими исследователями из Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования) [1, с. 3]. В условиях так называемого «эмоционального голода» выбор методических средств обусловлен:
3 целесообразностью использования сюжетной аккумулятивности (спресован-ности событийной канвы изложения);
3 героизацией прошлого, презентиру-емой в номинациях «наши знаменитые земляки» и «национальные герои»;
3 представлением культурно оформленных образцов поведения исторических персон;
3 отражением сущности изучаемых явлений прежде всего на уровне художественных образов, являющихся одновременно источниками исторических знаний;
3 использованием исторической символики.
Отметим, что в качестве праксеоло-гических критериев отбора и конструирования учебного содержания могут выступать базовые национальные ценности [10, с. 54—55]. В этом аспекте востребованными являются результаты мониторинга
Данные мониторинга свидетельствуют об иерархии жизненных ценностей современных старшеклассников, где на первом месте семья, далее — здоровье, образование, общение с друзьями, любовь.
личностного развития и уровня воспитанности учащихся, проведенного Национальным институтом образования Министерства образования Республики Беларусь в 2012 году. Данные мониторинга свидетельствуют об иерархии жизненных ценностей современных старшеклассников, где на первом месте семья, далее — здоровье, образование, общение с друзьями, любовь [6, с. 49]. Интересной представляется корреляция этих данных с результатами социологического опроса ценностей современной студенческой молодежи, проведенного в 2012—2013 годах Центром социологических и политических исследований Белорусского государственного университета. В структуру базовых ценностей молодежи студенческого возраста в порядке ранжирования входят семья, друзья и знакомые, досуг, политика, работа, религия, что целесообразно учитывать при поиске путей реализации аксиологического подхода в обучении истории [8].
Таким образом, возможные научно-методические основания для реализации культурологического подхода в современном обучении истории при проектировании его содержания на уровне учебного предмета заключаются в:
3 введении в понятийный аппарат категорий «историческая память», «национальная идентичность», «историческая культура»;
3 реализации принципов культурно-исторической среды и мул ьти культурности ;
3 организации процесса обучения истории на ступени среднего образования по концентрическому принципу;
3 структурировании учебных исторических знаний, представляемых в учебной литературе для старших классов и студентов, по дедуктивному алгоритму;
3 использовании базовых ценностей учащейся молодежи в качестве одного из критериев конструирования содержания исторического образования;
3 сочетании методических приемов и разов исторического прошлого при комп-средств, ориентированных на формиро- лексном использовании визуализации и вание и творческую реконструкцию об- вербализации.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Багдасарян, В. Э. Методология школьного учебника истории: опыт экспериментального подхода /
B. Э. Багдасарян // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2013. — № 3. — С. 3—13.
2. Вяземский, Е. Е. Проведение в семи федеральных округах конференций для преподавателей истории и обществознания / Е. Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. — 2008. — № 1. — С. 43—45.
3. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. — М. : Народное образование, 2000. — 272 с.
4. Лепешко, Б. М. Право в контексте новой исторической культуры / Б. М. Лепешко // Беларуская думка. — 2011. — № 12. — С. 81—87.
5. Масюкова, Н. А. Социально-философские и психолого-педагогические основания развития научных исследований в системе непрерывного образования: сообщение 2. Целеценностные основания / Н. А. Масюкова // Адукацыя I выхаванне. — 2012. — № 5. — С. 60—66.
6. Мониторинг личностного развития и уровня воспитанности учащихся // Весшк адукацьп. — 2012. — № 8. — С. 44—67.
7. Новиков, А. М. Культура как основание содержания образования / А. М. Новиков // Адукацыя I выхаванне. — 2012. — № 7. — С. 40—50.
8. Ротман, Д. Г. Тенденции изменения ценностного сознания студенческой молодежи Республики Беларусь / Д. Г. Ротман, А. В. Посталовский, И. Д. Расолько // Адукацыя I выхаванне. — 2013. — № 11. —
C. 3—13.
9. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. — М. : Сфера, 2002. — 160 с.
10. Стрелова, О. Ю. Примерная программа о ценностных и содержательных ориентирах учебного предмета «История» / О. Ю. Стрелова // Преподавание истории в школе. — 2010. — № 7. — С. 54—60.
11. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лер-нера. — М. : Педагогика, 1983. — 352 с.
12. Тишков, В. А. Новая историческая культура /В. А. Тишков. — М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2011. — 60 с.
13. Фельдштейн, Д. И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования / Д. И. Фельдштейн // Адукацыя I выхаванне. — 2011. —
№ 7. — С. 19—29.
14. Падокшыт, С. А. Беларуская думка у кантэксце псторып I культуры / С. А. Падокшын. — Мшск : Бел. навука, 2003. — 316 с.
В 2014 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:
Технология формирования инновационной среды профессиональной образовательной организации: учебно-методический комплект. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. —142 с.
Издание включает программу повышения квалификации руководителей профессиональных образовательных учреждений и учебное пособие с информационно-методическими материалами, предназначенными для подготовки проектных (стратегических) команд развития (модернизации) учреждений системы ПФО, участвующих в разработке и реализации инновационных проектов и программ.