GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-309-319 NIION: 2018-0076-7/23-544 MOSURED: 77/27-023-2023-7-544
ЗВОНАРЕВА Наталия Алексеевна,
кандидат психологических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
МАСЛОВА Наталья Николаевна,
кандидат исторических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
ЗВОНАРЕВ Андрей Владимирович,
кандидат исторических наук, доцент, Московский городской педагогический
университет, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
ПОТЕНЦИАЛ РАБОТЫ С КАРИКАТУРАМИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы изучения истории в школе с использованием карикатурных рисунков как источников исторической информации. Авторы обосновывают вывод о том, что использование карикатуры на уроках истории -востребованное средство формирования не только исторического мышления, которое может быть основой для организации диалога с обучающимися, расширения опыта их познавательной деятельности, развития умений анализировать комплексные (текстовые и визуальные) источники, но исторической грамотности, как компонента функциональной грамотности обучающихся. Наряду с этим авторы отмечают, что при педагогически выверенном использовании карикатурных изображений на уроках истории эта работа может стать механизмом коммеморации, фактором, влияющим на процесс формирования культурной, коллективной, социальной памяти, гражданской и культурной самоидентификации.
Ключевые слова: историческая грамотность, политические карикатуры, историческое мышление, гражданская и культурная самоидентификация, урок истории, функциональная грамотность, международные отношения 1930-х гг.
THE POTENTIAL OF WORKING WITH CARTOONS IN HIGH SCHOOL IN THE PROCESS OF FORMING STUDENTS' HISTORICAL LITERACY
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
ZVONAREVA Natalia Alekseevna,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia,
MASLOVA Natalia Nikolaevna,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia,
ZVONAREV Andrey Vladimdrovich,
candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia,
Annotation. The article discusses the issues of studying history at school using cartoon drawings as sources of historical information. The authors substantiate the conclusion that the use of caricature in history lessons is a popular means of forming not only historical thinking, which can be the basis for organizing a dialogue with students, expanding their cognitive experience, developing skills to analyze complex (textual and visual) sources, but historical literacy as a component of functional literacy of students. Along with this, the authors note that with the pedagogically verified use of caricature images in history lessons, this work can become a mechanism of commemoration, a factor influencing the process of formation of cultural, collective, social memory, civic and cultural self-identification.
Key words: historical literacy, political cartoons, historical thinking, civic and cultural self-identification, history lesson, functional literacy, international relations of the 1930s.
В настоящее время одной из приоритетных задач в образовании является формирование функциональной грамотности обучающихся, компонентом которой являются предметные знания, в том числе и исторические. Историческая грамотность и приверженность историческим ценностям Родины -составляющая культуры каждого человека, определяющая его коммуникативные связи, способы самореализации, профессиональную и личностную успешность.
Повышенный интерес к проблемам школьного обучения истории как части интеллектуальной жизни общества обусловлен вниманием современной гуманитарной науки и государства к факторам, влияющим на процесс формирования культурной, коллективной, социальной памяти молодежи, к механизмам коммеморации. [1,8,9]
[1]. Главная цель обучения истории в старшей школе - создание педагогических условий для гражданской и культурной самоидентификации, образовательного «пространства возможностей» и аксиологических ориентиров старшеклассников на основе освоения и осмысления ими исторического опыта страны и мира. [4,6]
О важности формирования исторической грамотности неоднократно заявляли первые лица и представители власти нашего государства. В своём выступлении, посвященном значимости школьного обучения истории, Президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул, что «это важно не только потому, что интересно посмотреть, что и как было раньше, это важно, чтобы понять, в каких условиях мы живем сегодня, и что нас ожидает дальше». [1].
Неслучайно эти слова главы государства были адресованы молодежи. Именно сегодняшние старшеклассники в будущем встанут во главе руководства нашей страной, будут трудиться на производстве, в социальной сфере, защищать нашу Родину. От исторической грамотности молодежи зависит, какой будет наша страна в будущем
[2].
Несмотря на то, что в современном российском обществе достаточно часто употребляется
термин «историческая грамотность» как на государственном, так и на обыденном уровне, найти его четкое определение затруднительно. В мировом школьном историческом образовании «историческая грамотность» выделяется в качестве отдельной компетенции, которая понимается как критическое осмысление исторических текстов и визуальных источников исторической информации и связанные с этим умения: аналитическое чтение, обоснование и аргументация историческими фактами мнения в дискуссия, устная и письменная речевая культура.
Проблема исторической грамотности и условий её формирования, несмотря на актуальность, изучена недостаточно. Чаще всего исследователи рассматривают данный вопрос в контексте функциональной и культурной грамотности. [3,5,6].
Особое значение в данном аспекте имеют интерпретации термина «историческая грамотность» в его противопоставлении мифологическому историческому сознанию.
Вторым важным фактором, также определяющим формирование исторической грамотности обучающихся, является визуальный поворот, происходящий в гуманитарных науках, перестановка акцента от преимущественного использования текстовых источников - к балансу с образностью и символизмом визуальных источников, умение анализировать которые относится к необходимым компетенциям человека XXI века, «человека смотрящего». Не случайно, задания на интерпретацию такого вида источника информации, как карикатура, в настоящее время широко используются как измерители универсальных познавательных учебных действий на государственных экзаменах в России (ГИА) и аналогичных зарубежных итоговых экзаменах.
Карикатуры создают яркий эмоциональный образ эпохи. Познавательное и воспитательное значение карикатуры в обучении истории традиционно признается всеми. Но в практике преподавания этот вид исторических источников преимущественно используется в качестве иллюстрации, создающей яркий эмоциональный образ эпохи. На уроках карикатуры используются эпизодиче-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
ски, без целенаправленного поэтапного обучения школьников атрибуции и интерпретации данного вида исторического источника. «Второе дыхание» возможностей использования карикатур в обучении истории - это развитие умений смыслового чтения этого уникального типа источников, которые могут рассказать не только о событиях, фигурирующих лицах, но и об настроениях в обществе, отношении к происходящему современников и потомков.
Визуальный поворот в гуманитарных науках требует нового подхода к методике использования карикатур в учебном процессе для развития критического мышления, эмоционального интеллекта, диагностики исторического мышления и культурных референсов обучающихся
По мнению классиков-методистов [3] в учебном процессе используются несколько видов карикатур: карикатуры - иллюстрации, дополняющие рассказ учителя (к ним обычно относят карикатуры-портреты и карикатуры-символы) и карикатуры-характеристики, которые требуют анализа и диалога с учителем. По содержанию распространена классификация карикатур на истори-ко-бытовые, социальные, политические темы.
Приведем примеры учебных заданий по анализу политических карикатур при выстраивании учебного занятия-диалога по «трудным» темам, которые имеют особое значение для определения отношения старшеклассников к вопросам, активно обсуждаемым на просторах интернета. Вопросам, от ответа на которые зависит формирование личной позиции школьников по оценке действий исто-
рических личностей и причинно-следственных связей между событиями в отечественной и мировой истории XX века. Именно эти важные составляющие являются фундаментом, на котором строится многоуровневая система формирования исторической грамотности старшеклассников.
Материалы для учителя и для подготовки внеклассного мероприятия/групповых проектных работ по теме «Международные отношения 19291939 гг.»
Задание 1 (для работы в группах):
Для 1-й группы. Рассмотрите портреты политика и художника (документ 1). Прочитайте фрагменты текстов (документ 2). Используя рекомендованные учителем информационные ресурсы интернета, познакомьтесь с картинами политика У. Черчилля. Выберите 3 картины. Подготовьтесь к обсуждению и презентации своей работы, объяснив свой выбор. Прокомментируйте, какие картины политика У. Черчилля и почему привлекли ваше внимание. В чем вы видите художественную ценность отобранных вами картин политика?
Для 2-й группы. Рассмотрите портреты политика и художника (документ 1). Прочитайте фрагменты текстов (документ 2). Выберите 3 карикатуры. Сформулируйте свой ответ на вопрос: можно ли считать «крупнейшего карикатуриста Европы» Дэвида Лоу политиком? Какова политическая направленность произведений? Почему У. Черчиллю нравились политические карикатуры, сделанные Д. Лоу? Подготовьтесь к обсуждению своей работы.
Документ 1. Два портрета. Политик и художник.
Рис.1 Д. Лоу. Черчилль. 1928 г [4] Рис. 2. Д. Лоу Автошаржи [5]
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
Документ 2 (фрагменты текстов).
«Страстным увлечением Черчилля (18741965), одного из самых известных политиков XX века, повлиявшего на многие ключевые события мировой истории, была живопись. В юности этот харизматичный и противоречивый человек увлекался политической карикатурой. В своей книге воспоминаний «Мысли и приключения» он пишет, что его особенное восхищение вызывали работы художника- карикатуриста Дэвида Лоу» [По материалам кн. Шестаков В.П. Уинстон Черчилль: политик, писатель, художник. СПб.: Нестор-история, 2022, - 184 с.] [6].
«Я познакомился с Д. Лоу в 1932 году, когда он в составе британской парламентской делегации приехал в Советский Союз. На первый взгляд, это могло показаться странным: карикатурист-парламентарий! Но по существу в этом не было ничего удивительного - Лоу уже тогда был видным общественным деятелем, выступавшим несколько раз в неделю на страницах двух весьма распространенных английских газет - «Ивнинг стандарт» и «Манчестер гардиан» по самым злободневным вопросам внутренней и международной жизни. Своеобразие заключалось только в том, что свою точку зрения на события Лоу излагал не в статьях и обзорах, а в остроумных и смешных карикатурах, т.е. в форме исключительно живой, доходчивой и притягательной. < > Для карикатур Лоу характерно обилие текста. Название рисунка всегда лаконично, зато в его рамках Лоу дает целые иронические сентенции, монологи, диалоги, стихи и другие надписи, превращая карикатуру в политический памфлет, сплав графической и литературной сатиры» [Из воспоминаний советского художника-карикатуриста Б. Ефимова, одного из «Кукрыниксов»[7]. «Лоу был, пожалуй, самым влиятельным карикатуристом двадцатого века - он создал более 14 000 рисунков за 50 лет карьеры, его работы печатались по всему миру в более чем 200 газетах и журналах».
Задание 2 (для индивидуальной работы).
Прочитайте текст (документ 3), и подготовьтесь к ответу на вопрос: «Почему художник Дэвид Лоу был занесен в «Черную книгу гестапо»? Сформулируйте три причины. Какую из них вы считаете самой важной? Подготовьтесь к обсуждению своего ответа.
Документ 3. «Дэвид Лоу, художник из Великобритании, был очень популярен в 1930-е годы. Он прославился своими острыми политическими карикатурами на фашистские режимы Италии и Германии, на «политику умиротворения нацизма», проводившуюся европейскими странами. Когда Гитлер и Муссолини пришли к власти, художник Д. Лоу понял, что высмеивать лидеров фашистских
государств как чудовищ, с кровью, капающей с пальцев, отнюдь не смущает этих людей, а только удовлетворяет их тщеславие. Поэтому основным оружием Д. Лоу стали насмешки. В трактовке Лоу - фашисты - не только убийцы и садисты, а еще и тупые, бестолковые, хамоватые невежи, шокирующие эстетический вкус и демократические традиции английского интеллигента. На карикатуре «Доклад Розенберга из Лондона» нацистский посланец пишет фюреру: «несчастные английские граждане пребывают в бедственном состоянии свободы: они читают книги, которые им нравятся, и говорят все, что им хочется». Карикатуры-насмешки художника больше всего возмутили нацистов, увидевших себя, как клоунов. Из-за ироничных и язвительных изображений Гитлера и Муссолини, работы художника были запрещены в профашистких государствах Оси, а имя художника было занесено в «Чёрную книгу» гестапо, в список лиц, которых в случае вторжения нацистов в Великобританию следовало арестовать и казнить в первую очередь. В 1937 г. нацистский министр пропаганды Дж. Геббельс сказал министру иностранных дел Великобритании лорду Галифаксу, что британские политические карикатуры Д. Лоу, разрушают англо-германские отношения» [8].
Задание 3. Познакомьтесь с работами художника-карикатуриста Дэвида Лоу и с комментариями к его работам на сайте: https://spartacus-educational.com/Jlow.htm.
Внимательно рассмотрите карикатуры на политические события 1930-х гг. Какие события международных отношений в 1930-е годы привлекли внимание художник? Сделайте выборку 5-ти самых ярких работ. Объясните свой выбор.
Прокомментируйте, на какие политические события и явления обратил внимание художник? Какое «послание», какую оценку этих событий передал нам художник в своих работах?
Совпадает ли сатирическая оценка художника-карикатуриста с интерпретацией этих событий в вашем учебнике истории? Совпадает ли оценка художника с вашим мнением? Подготовьтесь к обсуждению и презентации своей работы в классе.
Далее представим возможную подборку работ Дэвида Лоу и тексты комментариев учителя, необходимые для обратной связи, обсуждения и формирующего оценивания выполненных старшеклассниками работ.
Комментарий 1. Д. Лоу был потрясен, когда А. Гитлер был назначен канцлером. Он опубликовал карикатуру «Арийская раса - Германия, 1933 год». Д. Лоу объяснил «послание» или главную мысль своей карикатуры так: «Президент фон Гинденбург и лидер националистов фон Папен, несомненно, надеялись, что смогут «управлять» Гитлером, даже если он станет канцлером. Они не
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
торговались, когда Гитлер отмахнулся от всех конституционных препятствий по расширению его собственной полной исполнительной власти. Они не отреагировали на интенсивную кампанию, проводимую Герингом, новым контролером Пруссии, по арестам и казням социал-демократов, коммунистов и евреев».
Комментарий 2. Текст для обсуждения и анализа карикатуры Д. Лоу (Рис.4): «Д. Лоу остро отреагировал на решение Гитлера о выходе Германии из Женевской конференции по разоружению в октябре 1933 года, нарисовав мощную карикатуру «Трудность рукопожатия с богами». Заметим, что именно на этой конференции нарком Литвинов выступил с предложением СССР о создании системы коллективной безопасности в Европе и защите государств от нацистской агрессии. Колин Сеймур-Юр так объясняет содержание карикатуры: «Геббельс, Геринг и Гитлер, вооруженные «лилией невинности», дистанцируются от
протянутой руки дружбы. Нарком СССР Литвинов, Саймон и Дольфус (на первом плане) - недоумевают»
Комментарий 3. Текст для обсуждения и анализа карикатуры Д. Лоу (Рис.5): «Дэвид Лоу отреагировал на то, что стало известно, как «Ночь длинных ножей» созданием мультфильма (серии карикатур), который глубоко разозлил Гитлера. Позже он написал о своей работе в книге «Годы гнева»: «Члены нацистской партии и эсэсовцы вышли из-под контроля, требуя работы в нацистской промышленности и в армии, находящейся под контролем нацистов. Гитлер пообещал консерваторам и генералам, что в обмен на их поддержку он оставит в покое экономическую структуру и рейхсвер. Ночью 30 июня 1934 года по его приказу было убито несколько сотен важных нацистов, в том числе Рем, начальник штаба коричневорубашечников».
Рис. 4. Д. Лоу. Трудность рукопожатия с богами. 1933. Источник: Онлайн-энциклопедия https:// spartacus-educational.com/Jlow.htm:
Рис. 5. Д.Лоу 1934 With both hands now ( пер.
«Теперь обеими руками».) 1934, 3 июля. Источник: Онлайн-энциклопедия https://sparta-cus-educational.com/Jlow.htm
Комментарий 4. Учитель может предложить школьникам «технику вопрошания», или возможный алгоритм вопросов для диалога-обсуждения карикатур Д. Лоу (Рис.6, Рис.7):
• Что мы видим на карикатуре? Когда она была создана?
• Какие исторические события/процессы происходили в этот период?
• Какое «послание» хотел передать нам художник?
• Как мы это поняли? По каким деталям?
• Кто виноват в развязывании Второй мировой войны по мнению художника? Приведенный выше алгоритм вопросов к
карикатурам хорошо известен и успешно используется в зарубежных учебниках и пособиях: What are the main figures in the cartoon? What do their poses mean? What events was the author inspired with? What is the author's attitude to the events? [9]:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
Рис. 6. Д.Лоу. Шаги гуся Гитлера по спинам бесхребетных лидеров демократии (8 июля 1936). Источник: Онлайн-энциклопедия https:// spartacus-educational.com/Jlow.htm:
На следующем этапе занятия старшеклассникам предлагаются для анализа карикатуры художников, которые были современниками ключевого политического события 1938 года, известного как Мюнхенский договор. Многие историки считают, что этот договор стал причиной кровопролитной войны с нацизмом и фашизмом в 19391945 гг. Это заключительное задание необходимо для формулирования, обсуждения и обобщения ответов на проблемный вопрос «Кто виноват в развязывании Второй мировой войны по мнению художников-карикатуристов, из Дании, СССР, Великобритании?»
Задание 4. Рассмотрите карикатуры художников-карикатуристов из трех стран - СССР, Вели-
Рис.7. Д.Лоу. Гитлер, как Санта клаус бросает
в мешок маленькие европейские страны, которые спят на кровати франко-британского
семейства ( 10 октября 1938 г). Источник: Онлайн-энциклопедия https://spartacus-educa-tional.com/Jlow.htm
кобритании, Дании, появившеся в 1938 году (Рис.8-11). Какое политическое «послание» хотят передать в своих работах Д.Лоу, Б.Ефимов, Кукры-никсы, Х.Бидструп? Совпадает ли их оценка последствий политического решения лидеров Франции, Великобритании, Италии и Германии, собравшихся в Мюнхене? Рассмотрите карикатуры и сформулируйте ответ на главный вопрос урока: кто виноват в развязывании Второй мировой войны?
После выполнения задания учитель организует обсуждение «Мюнхен, 1938». Оценка исторического события и его последствий в работах Д. Лоу (Великобритания), Б. Ефимова (СССР), Х. Бидструпа (Дания), Кукрыниксов (СССР).
Рис. 8. Д.Лоу. Что, стула для меня нет? (30 сентября Рис. 10. Б.Ефимов. Англо-французские
1938 r.).'What, no chair for me?' by David Low, published in September 1938. Источник: Russia and the USSR 1900-1995, Tony Dovney with Nigel Smith, Oxford University Press,1996. P.25
«регулировщики». 1938 год. Источник: «On the Great European Road», by Boris Efimov. в кн. Russia and the USSR 1900-1995, Tony Dovney with Nigel Smith, Oxford University Press,1996, P.55.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
Рис. 9. Х. Бидструп «Плата за мир (Мюнхен), 1938 Источник: https://bidstrup.ru/content/0920.html
г. Рис.11 .Кукрыниксы «Мюнхенский сговор», 1938. Карикатура советских художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, писавших под коллективным псевдонимом Кукрыниксы. Источник: https://t.me/artsedu/1984
Приведем далее пример «цепочки вопросов» для анализа политического «послания» карикатуриста Д.Лоу (Рис. 8).
1. Кто изображен на карикатуре? Кого мы узнали сразу же? Лидерами каких стран являются Гитлер, Сталин, Муссолини? Лидерами каких стран являются Чемберлен и Даладье?
2. Как вы думаете, почему художник изображает одних политических лидеров в белых одеждах, а других в черных? (Предполагаемый ответ: белые военные мундиры - у лидеров тоталитарных стан - СССР, Германии, Италии. Черные классические костюмы у лидеров демократических стран - Франции, Великобритании).
3. Чем занимаются Гитлер, Даладье, Муссолини, Чемберлен? Почему мы так решили? Какие
подробности рисунка на это указывают? Какая страна изображена на карте? (Предполагаемый ответ: Делят мир. Глобус, карта. На карте изображена Чехословакия, точнее, не вся территория страны, а только Судетская область Чехословакии).
4. Почему на карте мы видим Судетскую область Чехословакии? (Предполагаемый ответ: видимо, потому что речь идет о судьбе Чехословакии, об отторжении ее Судетской области в пользу германского Рейха.)
Для пояснения учитель может использовать картосхему, которая демонстрирует территориальные раздел Чехословакии участниками Мюнхенского соглашения 1938, используя дополнительную информацию из статьи О. Назарова, опубликованную в ж. «Историк» (Рис. 12).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
Рис.12. Раздел Чехославакии осенью 1938 г. Источник: Назаров О. На поводу у фюрера// Историк.2018, №45 Электронный ресурс https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/joumal/post/5641
5. Какое событие изображено на карикатуре? Когда и где оно произошло? (Мюнхенский сговор(договор), сентябрь 1938 года. К Гитлеру, в Германию, в гости приехали лидеры Франции, Италии, Великобритании решать судьбу Судет-ской области Чехословакии).
6. Сталин участвует в дележе Чехословакии? (Нет, Сталин стоит в дверях, наблюдает, но очень заинтересован в том, что происходит). Чемберлен и Даладье с испугом смотрят на Сталина. Чего они боятся? Что лежит под стулом Гитлера? (Даладье и Чемберлен боятся коммунизма, идеологии, очень популярной в Европе в то время. Коминтерн был влиятельной международной организацией. Под стулом Гитлера - возможный договор с СССР, и этот возможный договор тревожит лидеров Великобритании и Франции)
7. Кому симпатизирует автор карикатуры? На чьей он стороне? Кто виноват, по мнению автора карикатуры, в развязывании Второй мировой? (Варианты возможных ответов: автор никому не симпатизирует. Но на карикатуре явно прослеживается причинно-следственная связь: пакт Молотова -Риббентропа (1939) станет ответом на «политику умиротворения агрессора, проводимую крупнейшими европейскими странами с целью повернуть нацистскую агрессию на СССР. Хотя карикатура появилась в 1938 г и еще никто в мире не мог знать, как будет развиваться исторический процесс дальше.)
На завершающем этапе занятия старшеклассникам предлагается прочитать текст (Документ 3). Учитель поясняет, что этот текст взят из учебной книги зарубежных авторов Т. Дауни и Н. Смита, опубликованной в 1996 г. издательством Оксфордского университета. Текст представляет собой адаптированное изложение официальной советской точки зрения на события 1930-х гг в учебнике «История СССР» для 9-х классов, под редакцией Ю.С. Кукушкина, 1981 г.
Документ 3.
«Великобритания, Франция и США, отвергнув идею коллективной безопасности, предложенную СССР, сыграли на руку агрессорам (Германии). Великие державы (Великобритания, Франция и США) хотели направить немецко-фашистскую агрессию на восток, против СССР. Позорная Мюнхенская сделка (по которой Великобритания и Франция позволили Германии отобрать Судеты у Чехословакии) и последовавшие за ней англо-германский и франко-германский договоры о ненападении помогли Германии повернуть свою агрессию в сторону СССР. Мюнхенская политика умиротворения поставила Европу на грань войны.
В то же время Советский Союз пытался заключить мир. В марте 1939 года Советский Союз начал переговоры с Великобританией и Францией для обсуждения путей предотвращения фашистской агрессии. Эти переговоры, которые продолжались до августа 1939 года, показали, насколько неохотно Великобритания и Франция создавали коллективную безопасность против Гитлера. В
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
результате Советский Союз остался один перед лицом растущей фашистской угрозы. В этой ситуации СССР принял единственно правильное решение: когда Германия попросила ее заключить договор о ненападении, Советский Союз согласился. Русско-германский пакт о ненападении был подписан в августе 1939 года. Советский Союз согласился на Пакт с Германией только тогда, когда стало ясно, что Великобритания и Франция совершенно не желают противостоять фашистским агрессорам вместе с СССР.
Некоторые западные историки тщетно пытались доказать, что Пакт способствовал началу Второй мировой войны. Правда в том, что это помогло остановить единый фронт против СССР и дало СССР драгоценное время для укрепления своей обороны. Советский Союз четко осознавал,
В современных условиях роста политической конфронтации очень важно обратить внимание школьников на позитивный опыт сотрудниче-
что Германия в какой-то момент нападет на СССР».
Источник: Adapted from A History of the USSR, by Kukushkin, 1981. This illustrates the official Soviet viewof this period. Russia and theUSSR 19001995, Tony Dovney with Nigel Smith, Oxford University Press,1996, p.57 // Адаптировано из Истории СССР, Кукушкин, 1981. Этот текст иллюстрирует официальную советскую точку зрения на этот период. Россия и СССР 19001995, Тони Дауни с Найджелом Смитом, Издательство Оксфордского университета,1996, С.. 57.
Важным элементом в организации работы с карикатурами является разработка критериев оценивания работы школьников. Предлагаем вариант рекомендаций по оцениванию:
ства стран мира. Поэтому логическим завершением работы могут быть задания на связывание смыслов или нарративов исторической памяти.
Критерии Дескрипторы требований к конечному продукту
К-1. Знание, понимание, исторических терминов, дат ключевых событий периода, имен исторических личностей, географических названий. Знают и правильно применяют основные понятия по теме: «политика коллективной безопасности», «политика невмешательства», «политика умиротворения агрессора», «Мюнхенский договор 1938», «Пакт Риббентропа - Молотова 1939» и др..
К-2. Понимание и применение категорий общее - особенное, причина - следствие, постоянство - изменчивость, закономерность - случайность, пространство, время Умеют выявлять причинно-следственные связи событий в Западной Европе во второй пол. 1930-х гг.
К-3 Применение навыков анализа информации комплексных источников( текстовых и визуальных): Сравнивают источники разных типов, выявляют существенную информацию для решения учебной задачи
К-4 Организация и презентация материала Излагают свои мысли последовательно и логично, высказывая оценочные суждения и обосновывая их историческими фактами и ссылками на источники
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
'AND HOW ЛЕШ WE FEELING TO-DAY?
Задание 5: Рассмотрите плакат, размещенный на сайте Организации Объединённых Наций [10].Укажите фамилии лидеров стран антигитлеровской коалиции, изображенных на плакате, внесших значительный вклад в создание Организации Объединенных Наций. (Ответ: У. Черчилль, Ф. Рузвельт, И. Сталин); Укажите названия городов, в которых в 1943 и 1945 годах состоялись личные встречи лидеров и были приняты судьбоносные решения о будущем мира. (Ответ: Тегеран -1943, Ялта -1945).
Сегодня как никогда актуальна тема формирования в российском обществе исторической грамотности, которая является важным фактором становления гражданской идентичности и патриотизма, чувства гордости за свою Родину. Опираясь на знания исторического прошлого, общество может смело смотреть в будущее, заимствовать из него силы, мудрость и опыт.
Политические карикатуры, созданные современниками исторических событий - важный исторический источник и образовательный ресурс, являющийся инструментом формирования исторической грамотности,
Список литературы:
[1] Владимир Путин рассказал школьникам, почему важно изучать историю. //Российская газета - 02.09.2021 - № 8551.
[2] Статья 6. Основные направления реализации молодежной политики 1. Основными направлениями реализации молодежной политики являются:1) воспитание гражданственности,
патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации; (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (garant.ru))
[3] А.А. Вагин, П. В. Гора, В.А. Кузьмин , Короткова М.В., и др.
[4] Уинстон Черчилль и живопись — Википе-дия (wikipedia.org)
[5] Ефимов Б.Е. Школьникам о карикатуре и карикатуристах. 1976. Текст на сайте https:// storage.googleapis.com/cartoonia-books/tw/ efimovshkolnikam.pdf
[6] По материалам кн. Шестаков В.П. Уинстон Черчилль: политик, писатель, художник. СПб.: Нестор-история, 2022, - 184 с.
[7] По материалам кн. Ефимов Б.Е. Школьникам о карикатуре и карикатуристах. 1976. [Электронный ресурс]. URL: https://storage.googleapis. com/cartoonia-books/tw/efimovshkolnikam.pdf ( дата обращения 13.03.2023).
[8] Текст составлен по материалам публикаций на сайтах: 1) Онлайн-энциклопедия https:// spartacus-educational.com/Jlow.htm: (Автор: Джон Симкин, страница обновлена в январе 2020г -Дэвид Лоу (spartacus-educational.com); 2) Википе-дия. Автор статьи Колин Сеймур, Кентский университет, Кентербери. Школа политики и международных отношений (2004-2014 гг) https://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%83,_1% 8D%D0%B2%D0%B8%D0% B4
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
[9] Neil Demarko The era of the Second World War/ Oxford University Press,1993, р.25
[10] Тегеранская конференции. 1943. Источник: История ООН URL: https://www.un.org/ru/ sections/history-united-nations-charter/1943-moscow-and-teheran-conferences/index.html.
Spisok literatury:
[1] Vladimir Putin rasskazal shkol'nikam, pochemu vazhno izuchat' istoriyu. //Rossijskaya gazeta - 02.09.2021 - № 8551.
[2] Stat'ya 6. Osnovnye napravleniya realizacii molodezhnoj politiki 1. Osnovnymi napravleniyami realizacii molodezhnoj politiki yavlyayutsya:1) vospitanie grazhdanstvennosti, patriotizma, preemstvennosti tradicij, uvazheniya k otechestvennoj istorii, istoricheskim, nacional'nym i inym tradiciyam narodov Rossijskoj Federacii; (Federal'nyj zakon ot 30 dekabrya 2020 g. № 489-FZ "O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii" (garant.ru))
[3] A.A. Vagin, P. V. Gora, V.A. Kuz'min , Korotkova M.V., i dr.
[4] Uinston CHerchill' i zhivopis' — Vikipediya (wikipedia.org)
[5] Efimov B.E. SHkol'nikam o karikature i karikaturistah. 1976. Tekst na sajte https://storage.
googleapis.com/cartoonia-books/tw/ efimovshkolnikam.pdf
[6] Po materialam kn. SHestakov V.P. Uinston CHerchill': politik, pisatel', hudozhnik. SPb.: Nestor-istoriya, 2022, - 184 s.
[7] Po materialam kn. Efimov B.E. SHkol'nikam o karikature i karikaturistah. 1976. [Elektronnyj resurs]. URL: https://storage.googleapis.com/ cartoonia-books/tw/efimovshkolnikam.pdf (data obrashcheniya 13.03.2023).
[8] Tekst sostavlen po materialam publikacij na sajtah: 1) Onlajn-enciklopediya https://spartacus-educational.com/Jlow.htm: (Avtor: Dzhon Simkin, stranica obnovlena v yanvare 2020g - Devid Lou (spartacus-educational.com); 2) Vikipediya. Avtor stat'i Kolin Sejmur, Kentskij universitet, Kenterberi. SHkola politiki i mezhdunarodnyh otnoshenij (20042014 gg) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0 %BE%D1%83,_1 %8D%D0%B2%D0%B8%D0%B4
[9] Neil Demarko The era of the Second World War/ Oxford University Press,1993, r.25
[10] Tegeranskaya konferencii. 1943. Istochnik: Istoriya OON URL: https://www.un.org/ru/sections/ history-united-nations-charter/1943-moscow-and-teheran-conferences/index.html.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023