Научная статья на тему 'Историческая грамотность молодежи как основа гражданской идентичности и патриотизма'

Историческая грамотность молодежи как основа гражданской идентичности и патриотизма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2288
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малахова Л. П.

В статье рассматриваются механизмы формирования гражданской идентичности патриотизма молодежи через качественное повышение исторической грамотности. Представлен анализ результатов социологических исследований среди студентов первого курса СурГПУ. Междисциплинарный методологический подход позволяет объективно исследовать педагогические условия, созданные в процессе взаимодействия воспитательного и учебного процесса в вузе для формирования исторической грамотности первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Малахова Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческая грамотность молодежи как основа гражданской идентичности и патриотизма»

YAK 37.01 3.42(СурГПУ) ББК 74.005.2

Л.П. МАЛАХОВА

L.P. MALAKHOVA

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА

HISTORICAL LITERACY OF YOUTH AS A BASIS OF CIVIL IDENTITY AND PATRIOTISM

В статье рассматриваются механизмы формирования гражданской идентичности и патриотизма молодежи через качественное повышение исторической грамотности. Представлен анализ результатов социологических исследований среди студентов первого курса СурГПУ. Междисциплинарный методологический подход позволяет объективно исследовать педагогические условия, созданные в процессе взаимодействия воспитательного и учебного процесса в вузе для формирования исторической грамотности первокурсников.

The article deals with the mechanisms of formation of civic identity and patriotism of young people through the qualitative increase of historical literacy. The analysis of the results of sociological research among the first-year students of Surgut State Pedagogical University is presented. The interdisciplinary methodological approach allows to objectively investigating pedagogical conditions created in the process of interaction of educational and studying process in a higher education institution for formation of historical literacy of freshmen.

Ключевые слова: историческая грамотность, гражданская идентичность, патриотическое сознание.

Key words: historical literacy, civic identity, patriotic consciousness.

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

М.В. Ломоносов

Фундаментальным элементом культуры современного человека является грамотность, формируемая на протяжении всей жизни человека и выражающаяся в степени образованности человека и уровне его культуры. Историческая грамотность является важной составляющей культуры человека, формирует его приверженность ценностям общества. Уровень исторической грамотности человека сказывается на его социализации, коммуникативных связях, интеграции личности и адаптации ее в обществе, профессиональной компетенции.

Представляется принципиально важным разграничение понятий «образованность» и «грамотность». Первое понятие включает в себя наличие диплома об образовании и является результатом освоения учебных программ. В то время как «грамотность» - это умение находить необходимые сведения, способность ориентироваться в информационном пространстве, анализировать и синтезировать полученные знания и применяя их на практике. Речь идет о сформированности общекультурных компетенций у студентов первого курса.

Формирование гражданской и социальной ответственности реализуется через повышение исторической грамотности. Аксиологическая функция истории особенно значима в переломные моменты развития страны, поскольку формирует единые ценности в обществе, не позволяя исказить историческую правду. Таким образом, знание и понимание исторического прошлого своей страны выступает фактором стабильного развития государства в настоящем. А.И. Миллер утверждал: «У России трудная, но великая история, пол-

ная крупных достижений, блистательных побед и масштабных трагедий. Их нужно вернуть в сознание людей, чтобы они ощущали себя ответственными наследниками прежних поколений» [9].

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» одной из целевых установок является «укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян» [2]. Важно чтобы молодые люди осознавали свою причастность к истории родины, принимали свою ответственность за ее будущее. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается важность генерирования консолидации гражданского общества, которая развивается вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности. А это возможно путем воспитания в обществе достойного отношения к истории [12]. Процессу консолидации гражданского российского общества через формирование исторической грамотности посвящен и ряд современных исследований [3, 5].

Дестабилизация социальной среды в условиях глобализации, культурное многообразие и динамичность происходящих в различных сферах изменений приводят к усложнению самоидентификации молодежи в современном мире. Гражданская идентичность рассматривается как отождествление индивида с обществом и государством и включает в себя объективную и субъективную составляющие [3, 4].

Проблема отождествления себя с какой-либо группой имеет важное стратегическое значение. В России идентичность имеет свои особенности благодаря многим факторам: историческим, национальным, религиозным, социальным, гражданским, экономическим, политическим и географическим. Граждане РФ живут в условиях поликультурного сообщества, осознавая при этом свою культурную принадлежность и самобытность.

Актуальным является изучение исторической грамотности молодежи, в частности ее культурных аспектов, утрата которых ведет к разрушению социального порядка. Прилагаются усилия по определению значимых характеристик исторической памяти молодежи как существенного фактора сохранения и развития социокультурного порядка [7, 10].

В последнее время вопросы коммеморации являются одним из актуальных направлений социально-гуманитарных наук, что свидетельствует о значимости сохранения в общественном сознании памяти о событиях прошлого [8, 11]. В своих работах современные исследователи выделяют особенности и процессы формирования исторической памяти [1, 6]. Но первостепенное значение имеет не только знание исторического прошлого, но и умение выстраивать причинно-следственные связи между фактами и событиями в разные временные интервалы, выявлять тенденции и перспективы дальнейшего развития государства и народа.

В контексте исторической грамотности молодые люди должны обладать не только достоверными знаниями о прошлом своей родины, но и уметь самостоятельно ориентироваться в многочисленных информационных потоках, осуществлять критический анализ информации. Вопросы формирования исторической грамотности актуальны в условиях современной геополитической ситуации России и нестабильной международной обстановки. Достоверно зная историческое прошлое своей страны, молодые люди будут способны осознанно воспринимать направления геополитики России.

Значительная роль в реализации государственных целевых установок по укреплению чувства понимания молодежью причастности к истории и культуре страны отводится высшим учебным заведениям. Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено формирование у студентов общекультурной компетенции: способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции [13]. Достижению данной цели способ-

ствует формирование исторической грамотности студентов, основу которой составляют:

- системность, взаимосвязь и комплексный подход со стороны всех подразделений вуза;

- наличие единых и обоснованных подходов к коммеморации в ходе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла;

- осознанное включение в воспитательный процесс максимального количества студентов;

- проектная и социально-значимая деятельность студентов.

Наиболее эффективное формирование гражданских и духовных ценностей, приобщение к лучшим традициям отечественной истории и культуры осуществляется в процессе взаимодействия воспитательного и учебного процесса в вузе. Создание соответствующих педагогических условий на протяжении всего времени обучения в вузе позволяет последовательно формировать у молодежи историческую грамотность, лежащую в основе воспитания патриотизма молодых граждан. Достигнуть обозначенной цели в вузе можно через разработку и реализацию проектов гражданско-патриотической направленности, осуществление систематической просветительской деятельности, работу дискуссионной площадки историко-политического клуба.

Процесс формирования исторической грамотности в высшем учебном заведении должен способствовать осмыслению собственного опыта молодежью и опыта предшествующих поколений. Ведущая роль в данном процессе отводится дисциплинам социально-гуманитарного цикла: история, история ХМАО, основы межэтнических коммуникаций и современная политическая карта мира, а также спецкурсам соответствующей направленности. Для более качественного усвоения материала предполагается включение студентов в работу историко-политического клуба и других структурных подразделений вуза. Профессиональная компетенция профессорско-преподавательского состава и информационно-образовательное пространство вуза также вносят свой вклад в развитие исторической грамотности студентов.

В 2017-2018 годах в СурГПУ был проведен ряд социологических исследований, имеющих целью выявить уровень и пути формирования исторической грамотности молодежи. Эмпирической базой его являются данные анкетирования студентов первого курса. Выбор целевой аудитории обусловлен задачами оптимизации процесса адаптации первокурсников в условиях модернизации образования и формирования общекультурных компетенций. А также в связи с необходимостью непрерывного формирования исторической грамотности первокурсников, поскольку основой для нее являются школьные предметы гуманитарного цикла и соответствующие им учебники и учебные пособия. Всего было опрошено 413 человек, среди которых 20% юношей и 80% девушек.

Анализ результатов проведенного в сентябре-октябре 2017 году опроса студентов СурГПУ продемонстрировал положительное отношение большей части респондентов к истории и культуре своей страны. Так, 77% опрошенных гордятся своей страной, ее историей и традициями. Это устойчивое чувство базируется на знаниях о прошлом народа.

Абсолютное большинство первокурсников считают, что предметом особой гордости за свою родину является Победа в Великой Отечественной войне (70,1%) и культурное наследие страны (66,2%). Природными богатствами России гордятся 49,6% респондентов. Однако положение России в современном мировом сообществе вызывает чувство гордости лишь у 26,2% опрошенных. 3,4% респондентов вообще не нашли повода для гордости за свою страну.

Бесспорно, одним из самых важных объединяющих факторов российского общества является память о Великой Отечественной войне. Регулятором российской идентификации молодежи выступают также и культурное наследие государства, природные богатства страны, современное геополитическое положение России.

Среди опрошенных лишь 38% считают, что хорошо знают историю своего государства, 52,4% знают историю недостаточно хорошо, а 9,3 % указали, что плохо знают историю. При этом 72% первокурсников выразили желание больше знать об истории своей страны. Анкетирование проводилось сразу после освоения первокурсниками дисциплины «История» в 1 семестре, что свидетельствует о появлении среди студентов устойчивого интереса к продолжению изучения истории, поскольку 71% респондентов демонстрирует уважительное отношение к прошлому своей страны.

Студенты СурГПУ показали высокий уровень понимания патриотизма, связанного с современной идеологией, направленной на укрепление российской государственности. Так, среди шести вариантов ответов на вопрос о понятии «патриотизм» лидирующее положение занимают ответы: «Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни» (33,0%), «Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу» (27,6%) и «Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения» (22,8%). На неактуальность патриотизма для современной молодежи указали 2,8% опрошенных.

При анализе гражданской идентичности молодежи были выделены сохранившиеся традиционные ориентиры и наличие у студентов патриотического сознания. Так, на вопрос «Кем Вы себя в большей степени ощущаете?» 56,6% обучающихся в возрасте 18-20 лет ответили, что ощущают себя гражданами России. С жителями своего города или района идентифицируют себя 24,8%, европейцами - 4,2%, а «гражданами мира» - 2,5% студентов.

При этом 47% респондентов указывают, что хорошо знают свои права и обязанности как гражданина государства, а другие 47% знают, но недостаточно. К национальным интересам 69,1% опрошенных относят совокупность общих для членов данной социокультурной общности интересов и потребностей и 15,7% - совокупность мер по защите и сохранению нации. Под национальным достоинством 82,8% первокурсников понимают место и роль своей нации в развитии других культур и мировой цивилизации. В понятие «Родина» вкладывают свой дом, свою страну и свое государство 81,4%. Явно прослеживается интерес со стороны молодежи к политической жизни города: 11,4% утверждают, что в курсе всех политических событий, 46,5% респондентов регулярно смотрят местные новости и знают об основных событиях, 20% знают, но немного. Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что студенты активно включены в общественную жизнь вуза и региона.

Специфика проведенных исследований заключалась не только в оценке исторической грамотности первокурсников и уровня их гражданской идентичности, но и в анализе источников информации и умения критически ее воспринимать. В качестве источника исторической информации 29,5% респондентов предпочитают учебник по истории, 23,5% за информацией обращаются к преподавателю истории. Менее 1% респондентов обращается к родителям, историческим журналам и архивам. Озабоченность вызывают 29,5% первокурсников, готовых воспользоваться исторической информацией с любых интернет-сайтов. Однако среди них лишь 5,5% воспринимают любую информацию, а остальные 94,5% критически относятся к исторической информации в интернете и обращаются только к профессиональным историческим сайтам. Историческая грамотность выступает как стабилизирующий фактор в процессах общественных трансформаций, поэтому формирование столь значимого компонента гражданской идентичности должно быть основано на достоверных данных, исключающих фальсифицированные сведения об истории своей страны и своего народа.

Знания по истории для анализа современной политической ситуации уже пригодились 75,4% опрошенным, из которых 34,4% считают, что знание истории является важным для формирования политического сознания. Первокурсники указали, что на формирование патриотических ценностей оказы-

вают влияние встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн - 44,7% и деятельность патриотических клубов, центров - 30,6%, а также выставки патриотической направленности - 19,9%.

Повышение исторической грамотности способствует формированию активной гражданской позиции и патриотического сознания молодежи, что является непременным условием стабильности государства. В то время как незнание или искажение истории ведет к недостоверному восприятию современной политической ситуации и разрушению гражданской идентичности. Исследование продемонстрировало уважительное отношение первокурсников к судьбе исторического пространства нашего государства. Основным источником знаний о прошлом государства и народа остаются компоненты учебного процесса - преподаватели и учебная литература, при этом наблюдается расширение каналов исторической информации за счет интернет-ресурсов. Различные формы внеаудиторной воспитательной работы значительно влияют на формирование гражданской идентичности и патриотического сознания первокурсников.

Историческое прошлое страны как социальный опыт, востребованный в современных социальных и политических условиях, трансформируется в устойчивую систему знаний, которая необходима студентам прежде всего в учебной и социально-значимой деятельности и является основой исторической грамотности студентов.

Литература

1. Ахметшина, А.В. Понятие «историческая память» и ее значение в современном российском обществе [Текст] / А.В. Ахметшина // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история : сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. - 2014. -№ 6 (38). - С. 11-16.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/flles/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws. pdf (дата обращения: 25.03.2018).

3. Гришина, Е.А. Идентичность гражданская [Текст] : в 2 т. Т. 1 / Е.А. Гришина // Социологическая энциклопедия. - М., 2003. - С. 338-340.

4. Ефименко, В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» [Текст] / В.Н. Ефименко // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 250-254.

5. Ильинская, С.Г. Российское гражданское общество: пути консолидации [Текст] / С.Г. Ильинская // Вестник РУДН. Серия «Политология». - 2011. -№ 4. - С. 50-67.

6. Кулиш, В.В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи [Текст] / В.В. Кулиш // Ученые записки РГСУ. - 2010. - № 6. -С. 42-46.

7. Мегилл, А. Историческая эпистемология [Текст] / А. Мегилл. - М. : Канон+, 2007. - 480 с.

8. Миллер, А.И. Политика исторической памяти как основа формирования коллективной идентичности и воспитания деятельного патриотизма [Электронный ресурс] / А.И. Миллер // Стратегия XXI. Доступ с сайта Совет по оборонной и внешней политике: http://svop.ru/проекты/strategy-xxi/9997/#more-9997 (дата обращения: 25.03.2018).

9. Пихоя, Р.Г. Историческая память населения России (материалы «круглого стола») в РАГС при Президенте РФ 20 ноября 2001 г. [Текст] / Р.Г. Пихойя // Отечественная история. - 2002. - № 3. - С. 194-202.

10. Романовская, Е.В. Идентичность и коммеморация [Текст] / Е.В. Романовская, Н.Л. Фоменко // Власть. - 2015. - № 7. - С. 81-84.

11. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-

Плюс». - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_191669 (дата обращения: 25.03.2018).

12. ФГОС ВО [Электронный ресурс] / Доступ с Портала Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: http://fgosvo. ru/fgosvo/92/91 /4/94 (дата обращения: 25.03.2018).

13. Культурные аспекты исторической памяти российских студентов [Текст] / В.И. Филоненко [и др.] // Власть. - 2016. - № 9. - С. 155-162.

References

1. Akhmetshina A.V. The Concept of "historical memory" and its meaning in the modern Russian society // Actual issues of social Sciences: sociology, political science, philosophy, history: sat. XXXVIII international. scientific.-prakt. conf, 2014, N 6 (38), pp. 11-16.

2. State program patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020. Available at: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH 1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (accessed: 25.03.2018).

3. Grishina E.A. The civil Identity, Sociological encyclopedia: in 2 t. T. 1. Moscow, 2003, pp. 338-340.

4. Efimenko VN. Structural components and content of the concept of "civil identity", Theory and practice of social development, 2013, № 11, pp. 250-254.

5. Ilyinskaya S.G. Russian civil society: ways of consolidation, Vestnik RUDN, Ser. "Political Science", 2011, N 4, pp. 50-67.

6. Kulish VV Social dimension of functioning of historical memory of youth, Scientific notes of RSSU, 2010, № 6, pp. 42-46.

7. Megill A. Historical epistemology. Moscow, Canon+, 2007, 480 p.

8. Miller A.I. the Policy of historical memory as a basis for the formation of collective identity and the formation of active patriotism. Access from the site Council for defense and foreign policy. Available at: http://svop.ru/npoeKTH/ strategy-xxi/9997/#more-9997 (accessed: 25.03.2018).

9. Pihoya R.G. Historical memory of the population of Russia (materials of the "round table") to the civil registry office of the President of the Russian Federation of 20 November 2001, Domestic history, 2002, № 3, pp. 194-202.

10. Romanovskaya E.V, Fomenko N.L. Identity and commemoration, Power, 2015, № 7, pp. 81-84.

11. The decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 N 683 "on national security Strategy of the Russian Federation". URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669 (date accessed: 25.03.2018).

12. GEF VO [Electronic resource] // Access from the Portal of Federal state educational standards of higher education. Available at: http://fgosvo.ru/ fgosvo/92/91/4/94 (accessed: 25.03.2018).

13. Filonenko V.I., Stompel L.A., Stempel O.M., Ponedelkova A.V Cultural aspects of the historical memory of Russian students, Power, 2016, N 9, pp. 155-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.