Научная статья на тему 'Значение преподавания современного исторического знания в парадигме коллективной памяти'

Значение преподавания современного исторического знания в парадигме коллективной памяти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
историческое знание / историческая грамотность / интенциональность / метапредметный подход / коллективная память / historical knowledge / historical literacy / intensionality / meta-subject approach / collective memory

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дарья Сергеевна Казаренко

В статье рассматривается роль и значимость исторического знания, оказывающего существенное влияние на формирование коллективной памяти. Автор делает акцент на своевременности разработки и утверждении основ государственной политики в области исторического просвещения, а также рассматривает дисциплину «История», как метапредметную поликомпонентную систему, объединяющую в себе многовекторные нарративы как всемирной, так и отечественной истории, как важнейшего фактора, объединяющего прошлое, настоящее и будущее государства. Особое внимание уделено вопросу разработки и утверждении основ государственной политики в области исторического просвещения в Российской Федерации. Эта политика не только способствует повышению исторической грамотности, но и помогает формированию гражданской идентичности и патриотизма, развитию критического мышления и аналитических способностей у граждан, а также подчеркивает важность метапредметного подхода в процессе обучения молодежи. В качестве примера метапредметного похода к преподаванию дисциплины «Отечественная история» и повышению интереса учащихся к событиям современности, автором приводятся литературные произведения, посвященные как Великой Отечественной Войне, так и Специальной Военной Операции. По мнению автора, данный подход будет способствовать не только повышению уровня исторической грамотности молодежи, но также сохранит связь между поколениями, представив историю как единый целостный процесс, а не набор разрозненных событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of teaching modern historical knowledge in the paradigm of collective memory

The article considers the role and significance of historical knowledge, which has a significant impact on the formation of collective memory. The author focuses on the timeliness of the development and approval of the foundations of state policy in the field of history education, and considers the discipline of ‘History’ as a meta-subject polycomponent system that combines multi-vector narratives of both world and national history as the most important factor that unites the past, present and future of the state. Special attention is paid to the issue of developing and approving the foundations of state policy in the field of history education in the Russian Federation. This policy not only promotes historical literacy, but also helps to shape civic identity and patriotism, develop critical thinking and analytical skills among citizens, and emphasises the importance of the meta-educational approach in the process of educating young people. As an example of a meta-subject approach to teaching the discipline ‘National History’ and increasing students’ interest in contemporary events, the author cites literary works devoted to both the Great Patriotic War and the Special Military Operation. In the author’s opinion, this approach will contribute not only to improving the level of historical literacy of young people, but will also preserve the link between generations, presenting history as a single holistic process rather than a set of disparate events.

Текст научной работы на тему «Значение преподавания современного исторического знания в парадигме коллективной памяти»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ/ METHOD OF TEACHING

УДК 94 (100)+((47+57)+477.62):[37.015.31:172]:[82.091:355] DOI: 10.24412/2070-9773-2024-6-210-218

Дата поступления (Submitted) 14.05.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 10.06.2024

Значение преподавания современного исторического знания в парадигме коллективной памяти

ДАРЬЯ СЕРГЕЕВНА КАЗАРЕНКО

аспирант исторического факультета ФГБОУ ВО «Донецкий Государственный университет» 283048, Российская Федерация, Донецкая Народная Республика,

г. Донецк, ул. Университетская, д. 24 e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается роль и значимость исторического знания, оказывающего существенное влияние на формирование коллективной памяти. Автор делает акцент на своевременности разработки и утверждении основ государственной политики в области исторического просвещения, а также рассматривает дисциплину «История», как метапредметную поликомпонентную систему, объединяющую в себе многовекторные нарративы как всемирной, так и отечественной истории, как важнейшего фактора, объединяющего прошлое, настоящее и будущее государства. Особое внимание уделено вопросу разработки и утверждении основ государственной политики в области исторического просвещения в Российской Федерации. Эта политика не только способствует повышению исторической грамотности, но и помогает формированию гражданской идентичности и патриотизма, развитию критического мышления и аналитических способностей у граждан, а также подчеркивает важность метапредметного подхода в процессе обучения молодежи. В качестве примера метапредметного похода к преподаванию дисциплины «Отечественная история» и повышению интереса учащихся к событиям современности, автором приводятся литературные произведения, посвященные как Великой Отечественной Войне, так и Специальной Военной Операции. По мнению автора, данный подход будет способствовать не только повышению уровня исторической грамотности молодежи, но также сохранит связь между поколениями, представив историю как единый целостный процесс, а не набор разрозненных событий

Ключевые слова: историческое знание, историческая грамотность, интенциональность, метапред-метный подход, коллективная память

The importance of teaching modern historical knowledge in the

paradigm of collective memory

DARIA SERGEEVNA KAZARENKO

Postgraduate student of the Faculty of History, Donetsk State University 283048, Russian Federation, Donetsk People's Republic, Donetsk, ul. Universitetskaya, 24 e-mail: [email protected]

Abstract. The article considers the role and significance of historical knowledge, which has a significant impact on the formation of collective memory. The author focuses on the timeliness of the development and approval of the foundations of state policy in the field of history education, and considers the discipline of 'History' as a meta-subject polycomponent system that combines multi-vector narratives of both world and national history as the most important factor that unites the past, present and future of the state. Special attention is paid to the issue of developing and approving the foundations of state policy in the field of history education in the Russian Federation. This policy not only promotes historical literacy, but also helps to shape civic identity and patriotism, develop critical thinking and analytical skills among citizens, and emphasises the importance of the meta-educational approach in the process of educating young people. As an example of a meta-subject approach to teaching the discipline 'National History' and increasing students' interest in contemporary events, the author cites literary works devoted to both the Great Patriotic War and the Special

Military Operation. In the author's opinion, this approach will contribute not only to improving the level of historical literacy of young people, but will also preserve the link between generations, presenting history as a single holistic process rather than a set of disparate events.

Keywords: historical knowledge, historical literacy, intensionality, meta-subject approach, collective memory

Введение

Йля выявления культурно-педагогической золи истории (в том числе и как учебной дисциплины) для государства, народа и нина необходимо осознание необходимости самой истории, как таковой. Изучение истории не ограничивается одной лишь фиксацией событий прошлого, но также включает в себя анализ, интерпретацию и толкование, исследование исторических закономерностей через конкретное проявление существующих фактов, изучение которых невозможно осуществлять в отрыве от рассмотрения исторического процесса в целом. Таким образом, можно утверждать, что взаимосвязь между историческими процессами и их логическим осмыслением, отчасти переходит в плоскость философии истории, которая обрисовывает общеисторические закономерности, цели и направления развития цивилизаций. Отсюда следует, что исторические знания можно, в целом, разделить на историческую науку, которая сосредоточена на концептуальном анализе фактов и исторических источников, а также на философию истории, которая сосредотачивается на понимании значений и вклада исторических событий в общую картину мира, в том числе на роль индивида в парадигме глобальной истории.

Роль исторических знаний в парадигме коллективной памяти

Основоположник западной философии - немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель - рассматривал историю как совокупность микро- и макрокосма, их влияние на причинно-следственные связи и моральные уроки, которые необходимо извлекать из прошлых исторических событий. В своём гениальном труде «Лекции по философии истории» Г. Гегель делал акцент на следующем утверждении: «Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее» [1, с. 57]. Подобный философско-пессимистичный взгляд «о неспособности человечества к исторической обучаемости» отчасти обусловлен тем, что, история, развиваясь по спирали, имеет множество точек соприкосновения глобально повторяющихся исторических событий, которые распределены не только во времени, но и в пространстве. Данная парадигма подчеркивает, что существенная дистанция во времени и пространстве между историческими событиями

приводит к размыванию причинно-следственных связей и к утрате значимости исторического опыта. Именно для профилактики исторического забвения нередко применяется феномен исторической коллективной памяти, который, в своё время, выделил и описал французский философ Морис Хальбвакс ещё в 1920-х годах. Согласно его работе «Коллективная и историческая память», история для М. Хальбвакса «„это не всё прошлое, но она и не всё то, что остается от прошлого. Или, если угодно, наряду с письменно зафиксированной историей существует живая история, которая продолжается или возобновляется через годы и в которой можно обнаружить большое количество прежних течений, казавшихся иссякшими. ... Наши дедушки и бабушки наложили свой отпечаток даже на круг наших родителей. Раньше мы этого не замечали, потому что были чувствительны в первую очередь к тому, что отличает одно поколение от другого. Наши родители шли впереди нас и вели нас в будущее. Наступает момент, когда они останавливаются и мы их обгоняем. Тогда мы должны обернуться к ним, и нам кажется, что теперь ими вновь овладело прошлое и они смешались с его тенями» [2]. Согласно концепции М. Хальбвакса, историческая память направлена на сохранение в сознании определенных социально-этнических групп (с учетом особенностей мировоззренческого восприятия сознания индивида), опыта предыдущих исторических событий, что позволяет сделать следующий логический вывод:

- историческая коллективная память отвечает за тесную связь между поколениями и преемственность в социуме;

- содержание исторической памяти способствует глубокому осознанию прошлого для осмысления настоящего.

Обе дефиниции имеют прямое отношение к рассматриваемой теме так как осмысление содержания исторической памяти является двигателем развития социальной памяти. Однако если делать ставку на одну лишь социальную память, без учета исторических знаний, то результат может быть диаметрально противоположным, поскольку в таком случае происходит не только размывание границ истории, но и подмена уже сложившихся фундаментальных конструктов, служащих основой для мировой исторической памяти. Вот как об этом пишет директор Центра междисциплинарного исследования памяти Харальд Вельцер: «В прежние времена считалось, что споры и конфликты по поводу политики памяти о Второй мировой войне, о «третьем рейхе» и о Холокосте будут зати-

хать по мере вымирания тех поколений, которым довелось пережить эти события на собственном опыте. Но вопреки этим прогнозам в большинстве европейских стран подобные споры, наоборот, становятся лишь более интенсивными. В ФРГ, например, пользуются повышенным спросом романы, посвященные периоду нацизма, а также возникают новые ситуации «конкуренции воспоминаний» между представителями «союзов изгнанных» и другими группами жертв тех лет. В Польше, равно как и в Нидерландах, и в Норвегии, уже несколько лет ведутся жаркие дебаты по поводу того, какую роль сыграла соответствующая нация в годы нацизма, в какой мере имело место противостояние фашистской Германии, а в какой - пособничество ей.

Многообразнейшие разновидности и все более громкие формы «конкуренции между жертвами» служат свидетельством того, что политика памяти превратилась в одну из арен внутренней и внешней политики, где заявление претензий по поводу незаслуженных страданий, причиненных тем или иным группам в прошлом, стало веским аргументом, используемым для обеспечения сегодняшних интересов» [3]. Приведённая цитата может служить ярким примером того, как размывание границ исторических фактов, без учета исторических знаний, и манипуляция социальной памятью способны привести к новым мировым историко-политическим катаклизмам. Для недопущения подобных манипуляций, целесообразно проанализировать три основных момента рассматриваемые в приведённой выше цитате:

Во-первых, следует обратить внимание на то, что «союз изгнанных Германии» приравнивает представителей «союза изгнанных» к другим группам жертв Второй мировой войны. Безусловно выселение людей с малой родины - это трагедия для определённой части населения, но она имеет совершенно другой характер и разительно отличается от трагедии Холокоста;

Во-вторых, ссылаясь на современные европейские нормативно-правовые документы, руководители данной организации (обращаясь к России, Польше, Чехии и другим странам) призывают вернуть изгнанным немцам (или их потомкам) принадлежавшую собственность которой те владели до начала Второй мировой войны, а некоторые представители данной организации стремятся предъявить к вышеуказанным странам ещё и территориальные претензии. Бесспорно, в XXI веке применение к определённой нации принципа коллективной ответственности, лишение имущественных и гражданских прав по национальному признаку является вопиющим нарушением прав человека, однако данный факт следует рассматривать в историческом контексте. Решение о принудительном выселении немецких граждан с определённых территорий было принято на Потсдамской конференции,

причем коллегиально. Следует отметить, что Европейский союз не ставит под сомнение легитимацию данного решения, так как вышеозначенный вердикт являлся неотъемлемой частью итогов Второй Мировой войны 1939-1945 годов и принят в строгом соответствии с послевоенным международным правом. Таким образом, имущественно-территориальные претензии «Союза изгнанных Германии» можно рассматривать как завуалированное проявление реваншизма.

В-третьих, вырывание исторических фактов (событий) из контекстного историко-политиче-ского поля позволяет политической элите манипулировать социально-индивидуальной исторической памятью, а как следствие провоцировать рост напряжённости на мировой арене. Примечательным является тот факт, что «вопрос об изгнанных» поднимается каждый раз, когда обостряются политико-экономические отношения между Чехией, Польшей и Германией.

Ещё в двадцатых годах прошлого века советский историк Михаил Николаевич Покровский сказал, что «История - это политика, опрокинутая в прошлое» [4]. Любая стратегия в политике включает в себя борьбу и использование исторических знаний, а в рамках коллективной памяти история становится мощным инструментом. Поэтому феномен «опрокинутой в прошлое политики» вызывает беспокойство у западной элиты, которая нам отнюдь не дружественна. Подтверждением западных нарративов может послужить «самое большое желание» канцлера Германии О. Шольца: «...лишить глав государств и правительств учебников истории иначе они эти учебники листают и задумываются о том, что раньше принадлежало их странам» [5]. Высказывание канцлера Германии указывает на то, что в современной геополитике наблюдается тенденция к замещению исторических знаний легко контролируемой коллективной памятью. В силу того, что историческая коллективная память состоит из исторического события и воспоминании о том, как его воспринимали люди разных возрастов, профессий, социального статуса и т.д., коллективную память можно представить в виде мозаики воспоминаний, сформированной из множества источников с сохранением эмоционально-национальной значимости. Таким образом, взаимосвязь между воспоминаниями и историей, без учёта фактов прошлого, может повлиять на когнитивные способности общества, что приведет к увеличению проявлений мирового реваншизма в различных сферах (историко-национальной, экономической, международно-политической). Поскольку исторические аспекты стали оружием на политической арене, значительно возросла важность знаний о прошлом в парадигме коллективной памяти.

Современное преподавание исторических знаний в Российской Федерации

Исторические знания, как уже было сказано выше, представляют собой совокупность исторических фактов (событий), историософию и историческую память, включающую в себя личностно-коллективные воспоминания о исторических событиях. В контексте настоящего исследования представляется логичным акцентировать внимание не только на значимости преподавания истории, но и на важности исторической памяти для современной России. Следует отметить, что историческая коллективная память народов РФ является ключевым элементом формирования национальной и гражданской идентичности, а также фундаментальным фактором для проведения государственной политики, направленной на укрепление межпо-коленческих связей, почитания истории родной страны. Интересно, что национальная идентичность, в рамках исторической памяти, является сложным симбиотическим явлением, включающим социальные, социально-философские, психологические, культурологические и этнические аспекты развития общества. Суть национальной идентичности можно описать как сформированную коллективной памятью народа данного государства в рамках исторической и национальной перспективы, а идеологический аспект заключается в осознании индивидуумами своей принадлежности к историко-коллективному сообществу конкретной страны. Следовательно, цель национально-идеологической идентичности заключается в определении места, значения и роли нации в истории многополярного мира. В истории России возникали моменты, когда в результате исторических событий (две революции, гражданская война, перестройка, распад Советского Союза) происходило нарушение национально-культурных традиций, прерывались связи между прошлым и настоящим, что открывало окно возможностей для коллективного Запада, позволяя работать на искажение нашей истории, исторической памяти, тем самым оказывая негативное воздействие на будущее всех россиян, вне зависимости от национальности и этнической принадлежности. Обучаясь истории по учебникам, написанным в 1990-е годы при финансовой поддержке Фонда Сороса, молодое поколение стало отказываться от своего культурного кода, который является исторической памятью российского народа. Переписывая историю России через насильственное внедрение своей идеологии и убеждений в области науки, культуры и искусства, западные идеологи стремились изменить сознание российских граждан, начиная с интеллектуальной элиты страны. Подобные деяния по убеждению французского историка, автора концепции «мест памяти», П. Нора способны «... заронить сомнение в самое сердце, ввести клинок критики между стволом памяти и корой истории» [6, с. 22]. Ведь как можно гордиться победой страны во Второй

Мировой (заметьте не в Великой Отечественной) войне, если согласно получаемой информации, лозунг «о победе в войне» призван легитимировать советский тоталитарный режим? Таким образом и начался жестокий этап стирания исторической памяти у населения России.

Потеряв свою уникальность, представитель молодежного сегмента социума перестает быть индивидуумом и становится обычным человеком с механическим мышлением. Подобный субъект не является ни русским, ни украинцем, ни татарином, ни гражданином, как таковым. Он легко внушаем и управляем. Именно для такой аудитории взращённый на западных грантах, но обосновавшийся в России, либеральный истеблишмент вбрасывает в информационное поле «исторические аксиомы»:

- о знаке равенства между И.Ф. Сталиным и А. Гитлером;

- о том, что герои войны - психически больные люди (З. Космодемьянская, А. Матросов, Я. Ф. Павлов и т.д.);

- о кровавых зверствах Красной Армии и т.д.

Из вышесказанного можно сделать вывод,

что для современной России первой проблемой сохранения исторической памяти, которую необходимо решать в кратчайшие сроки, является социально-психологическое янычарство.

Следующей ключевой проблемой в ослаблении значимости исторической памяти стало колоссальное социально-экономическое расслоение общества. Французский историк П. Нора, в своей книге «Между памятью и историей», пишет о том, что национально-историческая память возникает и видоизменяется в той социальной группе, которую она сплачивает [6, с. 22].

Необходимо подчеркнуть, что весь упомянутый период исторического забвения продлился точно столько, сколько требовалось в соответствии с идеей повторяющихся точек соприкосновения исторических событий на возрастающей спирали развития мирового общества для осознания возрождения современного украинского национализма/нацизма (1990-2014 гг.), а также политико-экономического противостояния между Россией и Западом и начала активной защиты своих национальных интересов РФ (февраль 2022 г.). Именно с началом Специальной Военной Операции (СВО) начался процесс реанимации национально-исторической памяти, возрождения самоидентичности российской многонациональной цивилизации. Однако несмотря на положительные тенденции по возрождению национально-исторической памяти и увеличению важности межпоколен-ческих связей, укрепление коллективной самоидентичности возможно лишь через активное преподавание и изучение исторических знаний. Всё вышесказанное подтверждает важность восстановления связей между академической историей, исторической памятью и текущими

событиями в истории России (в том числе и Специальной Военной Операцией). Для консолидации достигнутых результатов необходим четкий алгоритм изучения истории страны во всех учебных заведениях.

В феврале 2023 года была утверждена «Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования» в которой был сделан акцент на следующий момент: «... историческое сознание является наиболее существенной составляющей гражданской идентичности населения Российской Федерации. Общность в понимании исторического прошлого необходима для обеспечения единства многонационального народа России. Гражданин нашей страны должен обладать способностью осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма, формулировать и аргументированно отстаивать патриотическую позицию по проблемам отечественной истории» [8, с.2]. Данная концепция демонстрирует необходимость кардинального изменения процесса преподавания истории в непрофильных вузах, которое должно осуществляться через призму метапредметности и универсализации учебных методик. Именно метапредметный подход способен, объединяя фрагментированные данные из различных дисциплин, преподаваемые учащимся в ходе учебного процесса, обеспечить понимание национальной идентичности в контексте социально-исторического развития и облегчить процесс изучения истории [7].

Важно отметить, что современное преподавание исторического знания в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), в котором методика применения метапредметного подхода рассматривается как стратегия гармоничного развития теоретического, абстрактного и системно-аналитического мышления обучающегося. Необходимо отметить, что преподавание исторического знания студентам, в том числе студентам неисторических специальностей, требует разработки новых методов преподавания с использованием современных технологий, способствующих более глубокому пониманию исторических событий. В ходе анализа конкретного исторического образа студенты выстраивают свое собственное представление о изучаемом историческом событии, персоналии, факте etc., и чем более разнообразно и глубоко ассоциации и абстракции обогащают картину прошлого, чем более ярким и выпуклым становится образ, тем глубже понимание сути исторических событий и предпосылок, к ним приведших.

Также к новаторской модели преподавания можно отнести предложение ««прямо исполь-

зовать понятия, принципы и систему мышления естественных наук», делать акцент не на изучении отдельных однотипных событий, а на «изучении неординарных, поворотных событий и бифуркаций». Особенно важно положение о том, что итогом изучения истории должны стать не только прочные знания, но и умение объяснить события прошлого и установить причинно-следственные связи с учетом объективных и субъективных факторов развития общества, а также умение аргументировать свою собственную позицию» [9], [10, с. 75].

Использование уникальной симбиотической модели обучения истории является ключевым элементом в формировании умений и навыков учащихся. Это позволяет им не только учиться и понимать историю, но и применять полученные знания на практике. Такой подход способствует развитию критического мышления, аналитических способностей и умений принятия обоснованных решений.

Межпредметная связь играет важную роль в формировании комплексного подхода к обучению в рамках преподавания исторических дисциплин. Она способствует глубокому пониманию материала и помогает студентам видеть связь между различными дисциплинами. Такой подход позволяет студентам рассматривать проблемы с разных точек зрения, что способствует развитию их творческого мышления и способностей к решению сложных задач, что также способствует:

- применению студентами теоретических и практических разнонаправленных научных знаний для решения конкретных социально-профессиональных задач;

- овладению навыками не механического запоминания, но осмысленного восприятия через объяснение процесса возникновения нового типа знания той или иной научной области. Говоря другими словами - эффективность данного метода заключается в том, что с одной стороны он поможет избежать проблему узкопредметной закрытости, а с другой - не предполагает отказ от предметной специализации.

Благодаря использованию межпредметной связи, студенты также могут лучше понять исторические процессы и явления, а также их влияние на современное общество. Это помогает им не только усвоить факты и даты, но и понять истинные причины и последствия исторических событий. Концепция метапредметного подхода преподавания истории в непрофильных вузах призвана облегчить возрождение национально-исторической памяти россиян. Ни для кого не является секретом тот факт, что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Таким народом легко манипулировать, разжигая межэтнические и межконфессиональные столкновения. И в этом контексте особенно уязвимой группой общества считается моло-

дежь с ее только зарождающимися ценностями, ограниченным кругом знаний, недостатком критического мышления из которого проистекает недостаточная способность анализировать, отделять вымысел от правды. Ситуацию усугубляет тот факт, что молодое поколение относится к исторической памяти без эмоционального вовлечения, воспринимая её как символическую точку соприкосновения прошлого и настоящего, не оказывающую влияния на будущее. Эта интерпретация коллективной памяти прошлого стала возможна благодаря тому, что молодое поколение, в основном, не интересуется серьезной литературой и имеет ограниченные навыки сравнения и анализа исторических событий, длящихся по времени и пространстве (как, например, Первая мировая война, Великая Отечественная война и другие), получая большую часть информации из социальных сетей. Такой подход к получению исторических фактов, без надлежащего знания основ, способствует тому, что молодежь нередко становится объектом информационно-психологического манипулирования (интеллектуальная экспансия), поскольку даже незначительное изменение акцентов или пропущенные даты могут изменить мировоззрение.

Принимая во внимание то, что:

- во-первых, в Российской Федерации преподавание истории невозможно без применения новейших технологий и современных интернет-ресурсов, обучение истории направлено на поддержание общероссийской гражданской идентичности, укрепление единства общества и поддержание мира на основе анализа исторического опыта и знаний.

- во-вторых, на современном этапе истори-ко-политического развития мирового сообщества эскалация культурно-исторического противостояния между Москвой и «коллективным Западом», приводящего к увеличению числа недружественных государств в отношении России, достигла своего пика. Это заставило РФ уделить большее внимание обеспечению национальной безопасности в целом и защите историко-культурных ценностей многонационального государства, в частности. Восьмого мая 2024 года президентом России В. В. Путиным был подписан указ о «Основах государственной политики РФ в области исторического просвещения» [11]. В данном указе были определены основные цели, принципы, задачи и механизмы реализации государственной политики в области исторического просвещения граждан Российской Федерации. Концепция государственной политики в сфере исторического образования заключается не только в формировании и развитии традиционных ценностей, защита которых является важным условием для суверенитета и гармоничного развития многонационального государства; улучшении нормативно-правового, информаци-

онно-просветительского и научно-методологического обеспечения; разработке и публикации научно-популярного материала по истории, созданию литературных произведений (в том числе детских) и произведений искусства, кинематографической, театральной, телевизионной и интернет-продукции для противодействия попыткам фальсификации истории, идеологической и информационной агрессии против России [11]. Вышеупомянутая директива подчеркивает необходимость скорейшего устранения исторической неграмотности и обучения современным историческим знаниям во всех областях, всесторонне через концепцию метапредметности.

В связи с вышесказанным, необходимо разработать единую методологию преподавания истории в высших учебных заведениях с использованием надпредметного подхода. Это позволит справиться с новыми вызовами и задачами, стоящими перед Российской Федерацией, учитывая современные научные достижения в области истории. Преподавание истории также способствует формированию у студентов гражданственности, патриотизма, их собственной позиции по отношению к истории страны. В результате молодое поколение приобретает такие важные компетенции, как:

- способность анализировать основные этапы и закономерность исторического развития общества (для формирования гражданской позиции),

- способность понимания движущих сил и закономерностей исторических и социальных процессов как внутри нашего государства, так и на внешнем контуре. Для понимания первых двух пунктов необходимо знание процесса формирования и историко-политико-экономическо-го воздействия мировых катастроф на историю определенной страны.

- уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям;

- способность работать в коллективе, адекватно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия и т.д.

Таким образом, решение поставленных правительством задач по ликвидации исторической безграмотности, распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний представляется вполне реальным в том случае, если процесс преподавания исторической дисциплины будет адаптирован к специфике каждого вуза и будет выстроен на мета-предметной основе.

Историческое знание в парадигме военного творчества

Как уже отмечалось ранее, для возрождения общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти необходимо восстановить связи между поколениями, что возможно лишь через понимание истори-

ко-национальной памяти, являющейся связующим звеном между прошлым и будущим - через индивидуальное и коллективное историческое наследие. Вот, что пишет о значении прошлого для человеческой самоидентификации директор Центра междисциплинарного исследования памяти Харальд Вельцер: «... прошлое еще отнюдь не прошло, оно продолжает жить на уровне чувств, на уровне самосознания, на уровне политических ориентаций, только не как история с ее фактичностью, а как продукт интерпретаций, наделяющих его смыслами. И главный смысл, вкладываемый в него людьми, зависит от того, какие требования предъявляет к ним современность. Поэтому в прошлом на самом деле меньше прошедшего, чем многим кажется. И только этим обстоятельством объясняется то, что по поводу того или иного прошлого происходит столько конкурентной борьбы, конфликтов и боев. Если бы прошлое было всего лишь историей, оно было бы заморожено. И не болело бы.» [2]. Итак, для того чтобы сохранить живость исторической памяти, необходимо восстановить взаимосвязь между историческими событиями, воспоминаниями и обучением молодежи. Важным аспектом общегосударственной политики в сфере исторического просвещения является популяризация историко-литературного кластера.

Изучение истории через призму литературного творчества, в частности через творчество писателей-фронтовиков, способно продемонстрировать студентам, что любая история - это не только совокупность дат и событий, но и люди. Поскольку история Российского государства проходит под знаком больших и малых войн, в каждом регионе формируется уникальный исторический феномен «человек на войне». Изучение истории через призму участия людей в военных конфликтах может стать ключевым инструментом обучения, способствовать укреплению интереса к этой дисциплине среди студентов [12, с. 47], а также может стать не только связующим инструментом между историей и молодёжью, но и способствовать повышению престижа истории как предмета в непрофильных вузах. Понятно, что простые объяснения облегчают понимание сложных вещей. Сравнительный анализ исторических событий, освещённый через призму эмоций и психологии военного действия, оказывает значительное воздействие на формирование личности, делая её более вовлечённой в историю своей страны. «.Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...» [13]. Эти строки демонстрируют не только преемственность поколений, но и неразрывную историческую связь между индивидуальной и коллективной памятью. Используя литературу, в том числе военную поэзию, как составную часть общего метода изучения истории, можно выделить ее эмоционально-жанровые особен-

ности, способствующие культурному объединению многонациональной страны, особенно в периоды трудных испытаний. На фронтах, между боями, как во время Великой Отечественной Войны, так и во время СВО, звучат музыка и песни на различных языках и диалектах, поскольку против фашизма поднялись представители различных народов, входящих в состав России. В их число входят не только жители России (русские, чеченцы, дагестанцы, буряты, татары, чуваши и т.д.) но и добровольцы более чем из 40 стран мира (Танзании, Нигерии, Конго, Камеруна, ЦАР, Ирака, Афганистана, Сербии, Швеции, Италии, Словакии, Испании, Японии...) [14]. Военная поэзия представляет собой стихийное отображение мыслей и чувств «человека на войне» - это и размышление о близости смерти, и рассказы о героизме, и воспоминания о доме и родных, и юмор. Феномен изучения исторических событий через искусство «человека воюющего» заключается не только в изображении конкретных сражений или исторических личностей, но и в присутствии символических, собирательных образов таких как «Василий Тёркин» (1942г.) [15] и «Василий Тёркин на Донбассе» [16], а также самый яркий архетипический образ Матери - Родины: «Не склонясь перед смертью и муками, Как Спаситель в терновом венке, Ты стоишь пред безумными внуками С красным флагом в дрожащей руке. Светом внутренним вся озарённая, Разве можно тебя не узнать? Непокорная, непокорённая, Постаревшая Родина-Мать. По желанью безбожному, властному Флаг Победы растоптан у ног. Не пристанет к полотнищу красному Грязь с нацистских кровавых сапог. Невысокая русская женщина, Постаревшая Родина-Мать, Флагу этому Богом завещано Над рейхстагами реять опять. Глянь в глаза её ясные, впалые, В эту боль за славянский народ, А за нею пожарами алыми Обновлённое Солнце встаёт» [17].

Такая поэзия, с эмоционально-нравственных позиций, способна разъяснить молодому поколению сверхзадачу исторического момента «ярости благородной»!

В дополнение ко всему прочему, военная поэзия представляет собой наиболее легко усвояемую и доступную форму литературного творчества, направленного на передачу значимого исторического опыта, переживаний, мироощущения. Интонационная особенность поэзии войны, её интенциональная направленность, смысловая и эмоциональная нагрузка позволяют выстраивать межпоколенческую связь, помогая в воспитании истинного, не показного, патриотизма.

Из всего вышесказанного можно заключить, что в парадигме обеспечения национальной безопасности России, а также во исполнении Указа Президента Российской Федерации в области исторического просвещения, применение метапредметного подхода в процессе обучения

Литература и источники

студентов способствует укреплению общности русского мира, сохранению памяти о защитниках отечества, исключению умаления значения подвига народа, а также повышению исторической грамотности и развитию абстрактно-аналитического мышления.

1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993, 2000. 480 с. С. 57-480. (Публикуется по изданию: Гегель. Сочинения. Т. VIII. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935)

2. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2. [Электронный ресурс]. - URL: https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/kollektivnaya-i-istoricheskaya-pamyat.html (дата обращения: 23.05.2024)

3. Вельцер Х. История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы. / H Welzer // Неприкосновенный запас. 2005. № 2. [Электронный ресурс]. - URL: https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/ istoriya-pamyat-i-sovremennost-proshlogo.html. (дата обращения: 23.05.2024)

4. История — это политика, опрокинутая в прошлое // Словарь крылатых слов и выражений. [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/1108/История (дата обращения: 23.05.2024)

5. Вечер с Владимиром Соловьёвым/ ведущий Владимир Соловьев; ВГТРК Россия 1: [Общероссийский федеральный государственный телеканал]. - 1 файл (1:02:22). - URL:https://vecher-s-soloviev.com/1390-vecher-s-soiovevym-20-05-2024.html (дата обращения: 23.05.2024). - Эфир от 20.05.2024. - Изображение: электронное.

6. Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // П. Нора, М. Озуф, Ж. Пюимех, М. Винок // Франция - память. / СПб., 1999. С. 17-50.

7. В Минобрнауки России утвердили Концепцию преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки // Министерство образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/63748/ (дата обращения: 23.05.2024).

8. Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования: Минобрнауки России от 20.02.2023 N МН-5/168376 // Судебные и нормативные акты РФ. - 2023. - № № ВФ/15. - Ст. N МН-5/168376.

9. Суслов А. Ю., Салимгареев М. В., Хамматов Ш. С. Инновационные методы преподавания истории в современном вузе // Образование и наука. 2017. № 9. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ innovatsionnye-metody-prepodavaniya-istorii-v-sovremennom-vuze (дата обращения: 28.05.2024).

10. Дорожко И. Н. Инновационные технологии в преподавании исторических дисциплин (из опыта преподавания курса «История средних веков») // Социально-гуманитарные науки и их роль в системе высшего и профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под общей редакцией А. Л. Худобородова, Н. С. Сидоренко/ Челябинск, 2007. С. 75-76.

11. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения: Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 // Официальное опубликование правовых актов. 2024. № 0001202405080001. Ст. I-VII. [Электронный ресурс]. - URL: http://static.kremlin.ru/media/ events/files/ru/AFZhXphYZLaDAxIkLpI77nzFzg7hKPI2.pdf (дата обращения: 28.05.2024).

12. Сенявская Е. С. Военная антропология в новых исторических условиях // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2023. № 8. С. 46-54. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/voennaya-antropologiya-v-novyh-istoricheskih-usloviyah (дата обращения: 28.05.2024).

13. Агранович Е. Вечный огонь //Кино-Театр.РУ. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/ movie/sov/4910/song/(дата обращения: 23.05.2024)

14. Панов В. В боях за Россию участвуют тысячи иностранных добровольцев// Информационное агентство «News Front». [Электронный ресурс]. - URL: https://news-front.su/2024/01/20/v-bojan-za-rossiju-uchastvujut-tysjachi-inostrannyh-dobrovolcev/(дата обращения: 30.05.2024)

15. Твардовский А. Т. Василий Теркин. Поэма // Литрес. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.litres.ru/book/ aleksandr-tvardovskiy/vasiliy-terkin-stihotvoreniya-69173887/chitat-onlayn/ (дата обращения: 23.05.2024)

16. Кауров Я. В. Василий Тёркин на Донбассе // Профессиональное творческое сообщество. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.beesona.pro/id5515/literature/54134/ (дата обращения: 30.05.2024)

17. Гаммер А. Непокорная // Стихи.ру. [Электронный ресурс]. - URL:https://stihi.ru/2022/04/11/2597 (дата обращения: 30.05.2024)

References

1. Gegel' G.V.F. Lektsii po filosofii istorii [Lectures in Philosophy of History]. St. Petersburg: Science Publ., 1993, 2000. 480 p.

2. Khal'bvaks M. Kollektivnaya i istoricheskaya pamyat' [Collective and historical memory!. Neprikosnovennyizapas [Untouchable stockpile]. 2005, no 2. Available at: https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/kollektivnaya-i-istoricheskaya-pamyat.html (Accessed: 23 May 2024).

3. Vel'tser Kh. Istoriya, pamyat' i sovremennost' proshlogo. Pamyat' kak arena politicheskoi bor'by [History, memory and modernity of the past. Memory as an arena of political struggle]. Neprikosnovennyi zapas. [Untouchable stockpile]. 2005. no 2. Available at: https:// magazines.gorky.media/nz/2005/2/istoriya-pamyat-i-sovremennost-proshlogo.html (Accessed: 23 May 2024)

4. Istoriya — etopolitika, oprokinutaya vproshloe [History is politics tipped into the past]. Academic.ru. Available at: https://dic.academ-ic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/1108/Istoriya (Accessed: 23 May 2024).

5. Vecher s Vladimirom Solov'evym [Evening with Vladimir Solovyov]. VGTRKRossiya 1. [All-Russian State Television and Radio Broadcasting Company Russia 1]. May 05, 2024. Available at: https://vecher-s-soloviev.com/1390-vecher-s-solovevym-20-05-2024.html (Accessed: 23 May 2024).

6. Nora P. Mezhdu pamyat'yu i istoriei. Problematika mest pamyati [Between memory and history. Problematisation of places of memory]. St. Petersburg: France - memory Publ., 1999, pp. 17-50.

7. V Minobrnauki Rossii utverdili Kontseptsiyu prepodavaniya istorii Rossii dlya neistoricheskikh spetsial'nostei i napravlenii podgotovki [The Russian Ministry of Education and Science approved the Concept of Teaching Russian History for Non-History Specialities and Training Areas]. Minobrnauki Rossii. [Ministry of Education and Science]. February 02, 2023. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/novosti-ministerstva/63748/ (Accessed: 23 May 2024).

8. Kontseptsiya prepodavaniya istorii Rossii dlya neistoricheskikh spetsial'nostei i napravlenii podgotovki, realizuemykh v obrazova-tel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya: Minobrnauki Rossii ot 20.02.2023 № MN-5/168376 [The concept of teaching Russian history for non-historical specialities and areas of training implemented in educational organisations of higher education: Ministry of Education and Science of Russia from 20.02.2023 N MN-5/168376]. Minobrnauki Rossii. 20 fevralya 2023. [Ministry of Education and Science. February 20, 2023]. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/63748/ (Accessed: 28 May 2024).

9. Suslov A. Yu., Salimgareev M. V., Khammatov Sh. S. Innovatsionnye metody prepodavaniya istorii v sovremennom vuze [Innovative Methods of Teaching History in Modern Higher Education Institutions]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2017, no 9. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nXinnovatsionnye-metody-prepodavaniya-istorii-v-sovremennom-vuze (Accessed: 28 May 2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Dorozhko I. N. Innovatsionnye tekhnologii v prepodavanii istoricheskikh distsiplin (iz opyta prepodavaniya kursa «Istoriya srednikh vekov») [Innovative technologies in teaching historical disciplines (from the experience of teaching the course "History of the Middle Ages"]. Chelyabinsk, 2007, pp. 75-76.

11. Ob utverzhdenii Osnovgosudarstvennoipolitiki Rossiiskoi Federatsii v oblasti istoricheskogo prosveshcheniya: Ukaz Prezidenta Ros-siiskoi Federatsii ot 08.05.2024 № 314 [On Approval of the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the Field of Historical Education: Decree of the President of the Russian Federation of 08.05.2024 No. 314]. Ofitsial'noe opublikovanie pravovykh aktov. [Official publication of legal acts]. May 08, 2024. Available at: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/AFZhXphYZLaDAx-IkLpI77nzFzg7hKPI2.pdf (Accessed: 28 May 2024).

12. Senyavskaya E. S. Voennaya antropologiya v novykh istoricheskikh usloviyakh [Military anthropology in a new historical context]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of Petrozavodsk State University]. 2023, no 8. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/voennaya-antropologiya-v-novyh-istoricheskih-usloviyah (Accessed: 28 May 2024).

13. Agranovich E. Vechnyi ogon' [The eternal flame]. Kino-Teatr.RU. [Movie Theater.ru]. Available at: https://www.kino-teatr.ru/kino/ movie/sov/4910/song/ (Accessed: 23 May 2024).

14. Panov V. V boyakh za Rossiyu uchastvuyut tysyachi inostrannykh dobrovol'tsev [Thousands of foreign volunteers are fighting for Russia]. Informatsionnoe agentstvo «News Front» [News Front' news agency]. January 20, 2024. Available at: https://news-front. su/2024/01/20/v-bojah-za-rossiju-uchastvujut-tysjachi-inostrannyh-dobrovolcev/(Accessed: 30 May 2024).

15. Tvardovskii A. T. Vasilii Terkin. Poema [Vasily Terkin. Poem]. Litres. Available at: https://www.litres.ru/book/aleksandr-tvardovskiy/ vasiliy-terkin-stihotvoreniya-69173887/chitat-onlayn/ (Accessed: 23 May 2024).

16. Kaurov Ya. V. Vasilii Terkin na Donbasse [Vasily Turkin in Donbass]. Professional'noe tvorcheskoe soobshchestvo [A professional creative community]. Available at: https://www.beesona.pro/id5515/literature/54134/ (Accessed: 30 May 2024).

17. Gammer A. Nepokornaya [Unconquered]. Stikhi.ru [Poems.ru]. Available at: URL:https://stihi.ru/2022/04/11/2597 (Accessed: 30 May 2024).

© «Клио», 2024 © Казаренко Д.С., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.