https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-35-2-118-125 УДК: 32.3(470+571) (082)
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ЦЕННОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ РАКУРС1
Луиза Коробицына
Финансовый университет при Правительстве РФ,
Москва, Россия
HISTORICAL HERITAGE AS A VALUE OF RUSSIAN SOCIETY: HISTORICAL AND LEGAL PERSPECTIVE2
Luiza Korobitsyna
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
Introduction. The article is devoted to the current policy of memory in Russia and its relationship with social trends, which is a two-pronged process of transformation of communicative and cultural memory. Materials and methods. The main sources were materials of normative legal acts that underlie the current state policy for the preservation of historical memory and protection of the country's cultural heritage, as well as statistical data from analytical agencies and public opinion polls that characterize the ideas about the past that exist among Russians. The study is based on the concept of historical memory, as well as an interdisciplinary approach that involves the use of legal methods for analyzing normative legal acts. Results. The author analyzes the current state policy for the protection of cultural and historical heritage, and also correlates it with the general ideas about the past of the state that take place in Russian society. Conclusions are drawn regarding the specifics of the transformation of the ideas of Russians about the most significant dates and phenomena in the history of Russia, and the general vector of development of Russian society is also reflected. Conclusion. An analysis of the normative legal acts that underlie the state historical policy, as well as data from analytical centers, shows that at present we can observe a two-pronged process of dense interweaving of communicative and cultural memory. The events of the Great Patriotic war as a fundamental element for patriotic education in Russia continue to be part of the family history, passed down from generation to generation, and already have solid grounds for being part of the cultural memory of the people.
Keywords: historical memory, state policy, historical policy, cultural memory, communicative memory.
Введение. Статья посвящена актуальной политике памяти в России и ее соотношению с общественными тенденциями, которую представляют собой двуединый процесс трансформации коммуникативной и культурной памяти. Материалы и методы. Основными источниками послужили материалы нормативно правовых актов, лежащих в основе актуальной государственной политики по сохранению исторической памяти и защите культурного наследия страны, а также статистические данные аналитических агентств и опросов общественного мнения, характеризующие представления о прошлом, бытующие среди россиян. В основе исследования лежит концепция исторической памяти, а
1 The article is based on the results of studies carried out at the expense of budget funds on the state task of the Financial University / Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
2 Оригинальная статья.
Citatoin: Korobitsyna L. Historical heritage as a value of Russian society: historical and legal perspective // History: Facts and symbols. 2023. Vol. 35. No. 2, pp. 118-125. DOI 10.24888/2410-4205-2023-35-2-118-125. Коробицына Л.В. Историческое наследие как ценность российского общества: историко-правовой ракурс // История: Факты и символы. 2023. № 2 (35). С. 118-125. DOI 10.24888/2410-4205-2023-35-2-118-125 © Коробицына Л., 2023
также междисциплинарный подход, предусматривающий использование юридических методов анализа нормативных правовых актов. Результаты. Автор анализирует текущую государственную политику по защите культурного и исторического наследия, а также соотносит ее с общими представлениями о прошлом государства, имеющими место в российском обществе. Делаются выводы относительно специфики трансформации представлений россиян о наиболее знаковых датах и явлениях в истории России, а также отражается общий вектор развития российского общества. Заключение. Анализ нормативных правовых актов, лежащих в основе государственной исторической политики, а также данных аналитических центров показывает, что в настоящее время мы можем наблюдать двуединый процесс плотного переплетения коммуникативной и культурной памяти. События Великой Отечественной войны как ключевого элемента патриотического воспитания продолжают оставаться частью семейной истории, передающейся «из уст в уста» от поколения к поколению, и уже имеют прочные основания для того, чтобы быть частью культурной памяти народа.
Ключевые слова: историческая память, государственная политика, историческая политика, культурная память, коммуникативная память.
1. Введение
Сохранение исторической памяти и защита национальных духовно-нравственных ценностей являются важнейшими направлениями современной российской государственной политики. Регламентация и внедрение единообразия в практиках преподавания истории на всех уровнях образования и актуализация соответствующих нормативно-правовых актов идут рука об руку с укреплением позиций Великой Отечественной войны как столпа патриотического воспитания в России. Это находит воплощение в поле законотворчества, а также в поддержке разнообразных военно-патриотических проектов и инициатив, которые нередко выступают предметом изучения широкого круга исследователей [8; 9; 13; 14; 18]. Вместе с тем не вполне осмысленным остается вопрос соотношения представлений российского общества о наиболее значимых датах и событиях истории России с общим вектором развития государственной политики памяти.
2. Материалы и методы
В основе данной статьи лежит концепция исторической памяти, а также междисциплинарный подход, предусматривающий использование юридических методов, направленных на изучение нормативной правовой базы лежащей в основе актуальной государственной политики по сохранению исторической памяти и культурного наследия России.
Опираясь на модель работы с исторической памятью, предложенную немецким исследователем Я. Ассманом, автор использует в статье такие понятия как коммуникативная память и культурная память [2]. Первая характеризует представления о прошлом, охваченные индивидуальным опытом человека и сведениями, услышанными от непосредственных участников событий, и ограничивается примерно 80 гадами. В то время как культурная память представляет собой результат институциональной деятельности общества - целенаправленного формирования представлений о прошлом государства, - то есть выступает механизмом передачи культурных ценностей и смыслов значимых для данной социальной общности. Таким образом, культурная память тесно переплетена с исторической политикой, представляющей естественный для каждого общества процесс использования определенного «арсенала исторических свидетельств, чтобы оправдать и легитимировать свое настоящее», а также «удерживать политическую власть и укрепить коллективную идентичность» [1, с. 164-165].
В основу исследования лег широкий круг юридических источников, а именно нормативные правовые акты, затрагивающих вопросы охраны исторического и культурного наследия, а также определяющие особый статус Великой Отечественной войны. Кроме того, были использованы данные социологических опросов с 2017 по 2023 годы, затрагивающие темы представлений о прошлом, памятных исторических дат и важнейших событий российской истории, проведенных такими крупными аналитическими центрами как ВЦИОМ, Фонд общественного мнения и Левада-центр (включен в список иностранных агентов).
3. Результаты
Значительный разворот государственной политики в сторону защиты исторической памяти и национальных интересов в сфере культуры и традиционных ценностей связан, в первую очередь, с внесением изменений в Конституцию Российской Федерации в 2020 году. В частности, Законом Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (одобрен общероссийским голосованием 01.07.2020) была введена статья 67.1 устанавливающая, что Российская Федерация, признает исторически сложившееся государственное единство, чтит память защитников Отечества, а также обеспечивает защиту исторической правды [7].
Параллельно с этим в том же 2020 году в Уголовном кодексе Российской Федерации было расширено число статей, предусматривающих ответственность за акты вандализма. В частности, Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 07.04.2020 №112-ФЗ была введена статья 243.4 устанавливающая более строгую меру ответственности за нападения на воинские захоронения, памятники, стелы, обелиски и иные мемориальные сооружения, увековечивающие память погибших при защите Отечества.
В 2022 году значительную актуализацию получила целая серия законов, принятых еще в 1990-е гг., напрямую связанных с увековечиванием памяти героев, а также устанавливающих особый статус Великой Отечественной войны: Закон Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов». Кроме того, был принят Федеральный закон от 29.12.2022 № 579-ФЗ «О георгиевской ленте», установивший ее особый статус символа воинской славы на территории Российской Федерации.
На уровне федеральных подзаконных нормативных правовых актов в России реализуются стратегии [19; 20] и основы государственной политики [11; 12], направленные на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей как элемента обеспечения национальной безопасности страны, в том числе, на международной арене.
Помимо определения общего вектора развития современной российской культуры, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации осуществляется поддержка патриотических сообществ и индивидуальных инициатив по развитию гражданственности в России, воспитанию патриотически настроенной молодежи, поддержанию нравственных и духовных ценностей в российском обществе, а также реализации проектов, направленных на сохранение исторической памяти и наследия и уважительному отношению к подвигам защитников Отечества [15; 16; 21].
Очевидно, формирование патриотичного отношения к Родине и уважения к наследию предков напрямую связано с гуманитарным знанием, в частности с преподаванием таких предметов как русский язык и литература. В целях актуализации роли данных дисциплин распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации [17]. На территории России, как многонационального государства, русский язык является не только важнейшим способом коммуникации - языком культуры, образования и науки, но и фактором единства российского народа. Многовековая история России неразрывно связана с развитием русского языка и литературы, которые шли рука об руку вместе с народами, населяющими евразийские просторы, давали возможности для реализации творческих замыслов, помогали выразить чувства и переживания, поддерживали людей в трагические и сложные периоды, дарили надежду и веру в лучшее. Очевидно, что законодательное закрепление особого статуса и принципов преподавания русского языка стало логичным шагом по передаче культурного наследия от поколения к поколению.
Активная государственная политика в отношении защиты культурного наследия и сохранения традиционных ценностей и исторической памяти, увековечивания памяти героев, погибших при защите Отечества, а также поддержка развития и распространения русского языка и литературы находит выражение как на уровне законодательной, так и на уровне исполнительной ветвей власти. Вместе с тем не вполне осмысленным остается вопрос какой ответ данные меры находят среди рос-
сиян и каким образом мы можем соотнести культурную память, формируемую, в том числе, при государственном участии, с коммуникативной памятью.
В период с 2020 по 2023 годы Фондом общественного мнения [23] и ВЦИОМ [6] был проведен 41 опрос, затрагивающий исторические темы, вопросы патриотизма и представлений о прошлом. При этом 29 опросов были посвящены истории ХХ века, 1 опрос - роли Петра I в развитии России, 1 опрос - отмене крепостного права. Кроме того, порядка 5 опросов были направлены на выявление общественной позиции относительно введения праздников - Дня России и Дня народного единства. Среди непосредственно исторических событий наиболее частотной темой для проведения опросов являлась Великая Отечественная война - 15 опросов, Октябрьская революция и история СССР - 9 опросов, а также распад СССР и 1990-е гг. - 4 опроса.
Специфика постановки вопросов не всегда позволяет выявить наличие остаточных знаний об истории России среди граждан. Однако довольно ярко прослеживается преобладание так называемых исторических клише, распространенных в обществе, соседствующих с довольно скромными представлениями о фактологии даже наиболее знаковых дат. Например, отмена крепостного права -ключевое событие в развитии российского общества - оценивается как положительное (82% опрошенных), вместе с тем только 30% соотечественников ответили, что царем-освободителем был Александр II, 39% - затруднились ответить, а оставшиеся 31% дали не верный ответ [5]. При всей знаковости Великой Отечественной войны, знания о непосредственно связанной с ней Второй мировой войне более чем посредственные - 33% опрошенных указали верную дату начала войны (при этом зачастую молодые респонденты от 18 до 24 лет) [3] и только 13% смогли назвать с какого события началась война [4]. Значительная часть населения уверенно называют дату Октябрьской революции - 68% [22], однако только 11% могут ответить на вопрос, кого свергли большевики [4]. Размывание знаний о прошлом по мере отдаления их от современности и бытование разрозненных фактов о прошлом напрямую свидетельствуют о преобладании коммуникативной памяти в обществе, которая в данном случае идет рука об руку со слабыми фактологическими знаниями по истории своей Родины.
Вместе с тем в опросе 2020 года с множественными вариантами выбора ответов, проведенном Левада-центром (внесен в реестр иностранных агентов) [10], на вопрос «что в первую очередь связывается у вас с мыслью о вашем народе?» в 55% случаев респонденты отвечали «наше прошлое, наша история». На вопрос «какие события и явления в истории нашей страны вызывают у вас чувство гордости?» 89% ответили «победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», 43% - «ведущая роль страны в освоении космоса», 29% - «великая русская литература», а 27% - «достижения российской науки». Аналогичные опросы проводились в 1999, 2003, 2008, 2012, 2014, 2015, 2017 и 2018 годах, согласно которым Великая Отечественная война неизменно занимает первую позицию в рейтинге значимых событий в истории и частотность ее упоминаний никогда не опускался ниже 82%, в то время как русская литература, достигшая пика в 2008 году (49%), снизилась до рекордно низких значений в 2022 году, а тема космоса с незначительными отклонениями то в большую то в меньшую сторону двигалась от 60% (1999 год) в сторону 43% (2020 год).
Естественное отдаление от событий прошлого, связанное с размыванием знаний о них в поле коммуникативной памяти обуславливает процесс забывания. В ряде случаев это явление может быть институционально пресечено обществом путем внедрения практик коммеморации, то есть повторения ритуалов, направленных на «воскрешение» в памяти сюжетов прошлого, представляющих особую ценность для конкретного народа. При этом решающая роль государства, как источника исторической политики, зачастую уходит корнями в общественное мнение, тесно связана с ним и переплетена.
4. Заключение
Безусловно реализация государственных программ, направленных на институциональную поддержку определенных сюжетов исторического прошлого обладает мощным культурным посылом. Выбор Великой Отечественной войны как важнейшей памятной даты, объединяющей народ, не является случайным, так как коммеморативные практики в виде празднования Дня Победы, возложения цветов к мемориалам погибших и применение всех возможных мер для защиты символов, связанных с победой Красной армии, находят широкий отклик в обществе. В то время как другие исторические сюжеты, ставшие далеким прошлым, оставляют все меньший след в памяти новых по-
колений, превращаясь в разрозненные «осколки» бытующих в обществе представлений о наиболее значимых (зачастую основополагающих) событиях из истории России. Анализ нормативных правовых актов, лежащих в основе государственной исторической политики, а также данных аналитических центров показывает, что в настоящее время мы можем наблюдать двуединый процесс плотного переплетения коммуникативной и культурной памяти. События войны продолжают оставаться элементом семейной истории, передающейся «из уст в уста» от поколения к поколению, но уже имеют прочные основания для того, чтобы быть частью культурной памяти народа.
Список источников и литературы
1. Ассман А. (2022). Европейская мечта. Переизобретение нации. Москва: Новое литературное обозрение. 512 с.
2. Ассман Я. (2004). Культурная память / Пер. с нем. М.М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры. 368 с.
3. ВЦИОМ. Вторая мировая: что мы помним, о чем забыли. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vtoraya-mirovaya-chto-pomnim-o-chem-zabyli (дата обращения: 15.04.2023).
4. ВЦИОМ. История страны: ставим «отлично», в уме держим «неуд». URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/istoriya-strany-stavim-otlichno-v-ume-derzhim-neud (дата обращения: 15.04.2023).
5. ВЦИОМ. Отмена крепостного права: 160 лет спустя. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/otmena-krepostnogo-prava-160-let-spustja (дата обращения: 15.04.2023).
6. ВЦИОМ. Тематический каталог. Историческая память. Оценки прошлого, ожидания от будущего. URL: https://wciom.ru/tematicheskii-katalog/historical-memory-assessment-of-the-past-expectations-from-the-future (дата обращения: 15.04.2023).
7. Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (одобрен общероссийским голосованием 01.07.2020). URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 346019/ (дата обращения: 15.04.2023).
8. Коробицына Л.В. (2022). Память о Великой Отечественной войне в интернет-пространстве российских социальных сетей // История: факты и символы. № 2 (31). С. 108 -114.
9. Коробицына Л.В. (2023). Сохранение исторической памяти в современном российском обществе: к вопросу об актуальном законодательстве // История: факты и символы. № 1 (34). С. 32 - 38.
10. Левада-центр. Гордость и идентичность. URL: https://www.levada.ru/2020/10/19/gordost-i-identichnost/ (дата обращения: 15.04.2023).
11. Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 172706/ (дата обращения: 15.04.2023)
12. Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента РФ от 09.11.2022 № 809. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 15.04.2023).
13. Политика памяти в России - региональное измерение (2023). Под ред. А.И. Миллера, О.Ю. Малиновой, Д.В. Ефременко. Москва: ИНИОН РАН. 471 с.
14. Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы. (2020). Под ред. А.И. Миллера, Д.В. Ефременко. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 632 с.
15. Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27946/ (дата обращения: 15.04.2023).
16. Постановление Правительства РФ от 27.05.2021 № 811 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидии" из федерального бюджета некоммерческим организациям, в том числе молодежным и детским общественным объединениям (за исключением казенных учреждении" ), на реализацию мероприятии" по сохранению исторической памяти и гражданскому воспитанию и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 385544/ (дата обращения: 15.04.2023).
17. Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 N 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 196947/ (дата обращения: 15.04.2023).
18. Рязанова С.В., Митрофанова А.В. Палитра мест памяти о политических репрессиях: монументы и контрмонументы (2022). // Вестник Пермского университета. История. № 3 (58). С. 152-162.
19. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 194820/f6adfd17b3f90275dca3f42b5bb42c 920d74f0a5/ (дата обращения: 15.04.2023).
20. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 15.04.2023).
21. Указ Президента РФ от 30.01.2019 № 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества». URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 316945/ (дата обращения: 15.04.2023).
22. Фонд общественного мнения. Годовщина революции. Октябрьская революция в жизни страны и российских семей. URL: https://fom.ru/Proshloe/14489 (дата обращения: 15.04.2023).
23. Фонд общественного мнения. Прошлое. URL: https://fom.ru/Proshloe#page=2 (дата обращения: 15.04.2023).
References
1. Assman A. (2022). Evropejskaya mechta. Pereizobretenie nacii. [European dream. The reinvention of the nation]. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie. 512 p. (in Russian).
2. Assman YA. (2004). Kul'turnaya pamyat' [Cultural memory] / Per. s nem. M.M. So-kol'skoj. M.: YAzyki slavyanskoj kul'tury. 368 s. (in Russian).
3. VCIOM. Vtoraya mirovaya: chto my pomnim, o chem zabyli. [World War II: what we remember, what we forgot]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vtoraya-mirovaya-chto-pomnim-o-chem-zabyli (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
4. VCIOM. Istoriya strany: stavim «otlichno», v ume derzhim «neud» [The history of the country: we put "excellent", we keep "failed" in our minds]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/istoriya-strany-stavim-otlichno-v-ume-derzhim-neud (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
5. VCIOM. Otmena krepostnogo prava: 160 let spustya. [The abolition of serfdom: 160 years later]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/otmena-krepostnogo-prava-160-let-spustja (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
6. VCIOM. Tematicheskij katalog. Istoricheskayapamyat'. Ocenkiproshlogo, ozhidaniya ot budushchego. [Thematic catalog. historical memory. Assessments of the past, expectations of the future]. URL: https://wciom.ru/tematicheskii-katalog/historical-memory-assessment-of-the-past-expectations-from-the-future (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
7. Zakon Rossijskoj Federacii o popravkah k Konstitucii RF ot 14 marta 2020 g. № 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti» (odobren obshcherossijskim golosovaniem 01.07.2020). [Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 1-FKZ -On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authorities" (approved by the all-Russian vote on July 1, 2020)]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/ (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
8. Korobicyna L.V. (2022). Pamyat' o Velikoj Otechestvennoj vojne v internet-prostranstve rossijskih social'nyh setej [Memory of the Great Patriotic War in the Internet space of Russian social networks] // Istoriya: fakty i simvoly. № 2 (31). P. 108-114. (in Russian).
9. Korobicyna L.V. (2023). Sohranenie istoricheskoj pamyati v sovremennom rossijskom obshchestve: k voprosu ob aktual'nom zakonodatel'stve [Preservation of historical memory in modern Russian society: on the issue of current legislation]. // Istoriya: fakty i simvoly. № 1 (34). P. 32 - 38. (in Russian).
10. Levada-centr. Gordost' i identichnost'. [Pride and Identity]. URL: https://www.levada.ru/2020/10/19/gordost-i-identichnost/ (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
11. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki, utverzhdennye Ukazom Prezidenta RF ot 24.12.2014 № 808. [Fundamentals of the state cultural policy approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 No. 808]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
12. Osnovy gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej, utverzhdennye Ukazom Prezidenta RF ot 09.11.2022 № 809. [Fundamentals of the state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values, approved by Decree of the President of the Russian Federation of 09.11.2022 No. 809]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
13. Politikapamyati v Rossii - regional'noe izmerenie [The politics of memory in Russia -a regional dimension]. (2023). Pod red. A.I. Millera, O.YU. Malinovoj, D.V. Efremenko. Moskva: INION RAN. 471 s. (in Russian).
14. Politika pamyati v sovremennoj Rossii i stranah Vostochnoj Evropy. Aktory, instituty, narrativy. [Politics of memory in modern Russia and countries of Eastern Europe. Actors, institutions, narratives]. (2020). Pod red. A.I. Millera, D.V. Efremenko. SPb.: Izdatel'stvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge. 632 s. (in Russian).
15. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.07.2000 № 551 «O voenno-patrioticheskih molo-dezhnyh i detskih ob"edineniyah». [Decree of the Government of the Russian Federation of July 24, 2000 No. 551 -On military-patriotic youth and children's associations"]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27946/ (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
16. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.05.2021 № 811 «Ob utverzhdenii Pravil predos-tavleniya grantov v forme subsidij iz federal'nogo byudzheta nekommercheskim organizaciyam, v tom chisle molodezhnym i detskim obshchestvennym ob"edineniyam (za isklyucheniem kazennyh uchrezhdenij), na realizaciyu meropriyatij po sohraneniyu istoricheskoj pamyati i grazhdanskomu vospitaniyu i o priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii».
[Decree of the Government of the Russian Federation of May 27, 2021 No. 811 -On approval of the Rules for providing grants in the form of subsidies from the federal budget to non-profit organizations, including youth and children's public associations (with the exception of government institutions), for the implementation of measures to preserve historical memory and civil upbringing and on the invalidation of certain acts of the Government of the Russian Federation]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385544/ (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
17. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 09.04.2016 N 637-r «Ob utverzhdenii Koncepcii prepodavaniya russkogo yazyka i literatury v Rossijskoj Federacii». [Decree of the Government of the Russian Federation of April 9, 2016 N 637-r -On Approval of the Concept of Teaching the Russian Language and Literature in the Russian Federation"]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196947/ (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
18. Ryazanova S.V., Mitrofanova A.V. Palitra mest pamyati o politicheskih repressiyah: monumenty i kontrmonumenty. [Palette of places of memory of political repression: monuments and counter-monuments]. (2022). // Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya. № 3 (58). S. 152— 162. (in Russian).
19. Strategiya gosudarstvennoj kul'turnojpolitiki naperiod do 2030 goda, utverzhdennaya Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29.02.2016№ 326-r. [Strategy of the state cultural policy for the period up to 2030, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of February 29, 2016 No. 326-r]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/f6adfd17b3f90275dca3f42b5bb42c 920d74f0a5/ (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
20. Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400. [National Security Strategy of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation of 02.07.2021 No. 400]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
21. Ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2019 № 30 «O grantah Prezidenta Rossijskoj Federacii, predostavlyaemyh na razvitie grazhdanskogo obshchestva». [Decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2019 No. 30 -On grants from the President of the Russian Federation provided for the development of civil society"]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316945/ (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
22. Fond obshchestvennogo mneniya. Godovshchina revolyucii. Oktyabr'skaya revolyu-ciya v zhizni strany i rossijskih semej. [Fund of public opinion. Anniversary of the revolution. The October Revolution in the life of the country and Russian families.] URL: https://fom.ru/Proshloe/14489 (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
23. Fond obshchestvennogo mneniya. Proshloe. [Fund of public opinion. Past]. URL: https://fom.ru/Proshloe#page=2 (date accessed: 15.04.2023). (in Russian).
The article was submitted on 20.03.2023