Научная статья на тему 'МУЗЕИ, КРАЕВЕДЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТУШИНСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)'

МУЗЕИ, КРАЕВЕДЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТУШИНСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕТУШИНСКИЙ РАЙОН / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / КРАЕВЕДЕНИЕ / СФЕРА КУЛЬТУРЫ / ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новикова Александра Эдуардовна, Волков Михаил Алексеевич

Целью статьи стал анализ деятельности, осуществляемой учреждениями культуры Петушинского района Владимирской области (преимущественно музеями и библиотеками) в целях сохранения исторической памяти и развития краеведения. Исследование основывается на нормативных правовых актах, массовых статистических данных, материалах СМИ и сведениях, собранных в ходе предпринятой авторами экспедиции в Петушинский район. Проанализировано законодательство по вопросам культурной политики, изучены нормативные акты муниципального образования. Исследованы статистические данные, отражающие деятельность учреждений культуры в выбранном районе и их финансирование. Охарактеризованы сообщения СМИ о районных мероприятиях в поддержку краеведения и сохранения исторической памяти. В полевых условиях изучены особенности работы учреждений культуры и проводимых ими мероприятий. Сформулированы краткие рекомендации по повышению уровня вовлеченности жителей в культурно-просветительскую деятельность музеев и библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Новикова Александра Эдуардовна, Волков Михаил Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUMS, LOCAL HISTORY, AND PRESERVATION OF HISTORICAL MEMORY: THE MUNICIPAL LEVEL(ON THE EXAMPLE OF PETUSHINSKY DISTRICT OF VLADIMIR OBLAST)

The aim of the article was to analyze the activities that cultural institutions (mainly museums and libraries) of Petushinsky District, Vladimir Oblast, Russian Federation, carry out in order to preserve historical memory and develop local history. The materials for the study were regulatory legal acts adopted and in force at various levels (federal, regional and municipal), media reports, analytical and statistical materials, research by Russian scholars, as well as the results of an expedition to Petushinsky District the authors undertook on 23-25 May 2022. The methodology is based on a systems approach and is represented by a comparative method, quantitative methods, as well as field sociological and political research methods based on interaction with respondents (survey, conversation, interview, etc.). The authors analyze laws on cultural policy issues, normative acts of the municipal level, and statistical data reflecting the activities of regional cultural institutions and the volume of their budgetary financing, and characterize media reports about events aimed at supporting local history and preserving historical memory held in the region. In the field, the authors interviewed the leaders of the municipal level, employees of cultural institutions, and identified a number of problems (including household- and economy-related ones) associated with the activities of these institutions. The authors study the features of the work of municipal museums, libraries, the House of Culture, and the cultural and leisure center, and determine the range of activities carried out by regional cultural institutions to preserve historical memory and support local history initiatives. The authors establish that the studied municipal district has a large number of advantages for development in the field of culture compared to many other municipalities: initiative workers with wages comparable in the region; the interest of local governments; contact with visitors; the opportunity to receive regional and federal grants; favorable proximity to Moscow, which attracts tourists and maintains interest in highlighting the identity of the territory. The authors draw conclusions about the local population’s weak interest in attending ongoing events, which are held for the most part to meet planned targets and on the initiative of cultural workers. The authors formulate brief recommendations to increase residents’ involvement in the cultural and educational activities of museums and libraries.

Текст научной работы на тему «МУЗЕИ, КРАЕВЕДЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТУШИНСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Исследовательская статья

ВОЛКОВ Михаил Алексеевич

студент социального факультета Высшей школы экономики Москва, Российская Федерация Mikhail A. VOLKOV Student, Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation, [email protected]

НОВИКОВА Александра Эдуардовна

студент социального факультета Высшей школы экономики Москва, Российская Федерация Alexandra E. NOVIKOVA Student, Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation, aenovikova [email protected]

УДК: [069+908+351.88](420.314-37) ГРНТИ: 13.15.51 ВАК: 5.10.1.

DOI: 10.36343/SB.2022.32.4.010

Музеи, краеведение и сохранение исторической памяти: муниципальный уровень (на примере Петушинского района Владимирской области)

Museums, Local History, and Preservation of Historical Memory: The Municipal Level (On the Example of Petushinsky District of Vladimir Oblast)

Целью статьи стал анализ деятельности, осуществляемой учреждениями культуры Петушинского района Владимирской области (преимущественно музеями и библиотеками) в целях сохранения исторической памяти и развития краеведения. Исследование основывается на нормативных правовых актах, массовых статистических данных, материалах СМИ и сведениях, собранных в ходе предпринятой авторами экспедиции в Петушинский район. Проанализировано законодательство по вопросам культурной политики, изучены нормативные акты муниципального образования. Исследованы статистические данные, отражающие деятельность учреждений культуры в выбранном районе и их финансирование. Охарактеризованы сообщения

117 Наследие веков

www.heritage-magazine.com 2022 № 4

СМИ о районных мероприятиях в поддержку краеведения и сохранения исторической памяти. В полевых условиях изучены особенности работы учреждений культуры и проводимых ими мероприятий. Сформулированы краткие рекомендации по повышению уровня вовлеченности жителей в культурно-просветительскую деятельность музеев и библиотек.

Ключевые слова: Петушинский район, историческая память, краеведение, сфера культуры, Владимирская область, культурное наследие, культурная политика.

Сохранение исторической памяти — важная часть работы всей отрасли культуры, при этом соответствующая деятельность особенно заметна в небольших муниципалитетах, прошлое которых, возможно, связано с жизнью известной личности, или же в населенных пунктах, где сложились какие-либо уникальные промыслы. Практически все учреждения культуры имеют опыт сохранения исторической памяти. Но насколько эффективен этот опыт в тех или иных социально-экономических условиях? Какова нормативно-правовая база, регулирующая это направление работы учреждений культуры? Данная статья направлена на получение ответов на эти вопросы хотя бы в первом приближении посредством проведения в том числе и полевого этапа исследования в Петушинском районе Владимирской области.

Для обеспечения глубины проводимого анализа необходимо выявить степень изученности проблемы. Вопросы актуализации музейного фонда, популяризации краеведческих инициатив и сохранения исторической памяти на территории отдельных муниципальных образований в разное время были предметом исследования научного сообщества. Так, связь между восстановлением общественной памяти и краеведческим движением в Тюка-линском районе Омской области на протяжении нескольких лет изучали Т. Н.Хамагано-ва и Л.М.Ханжарова. Через эту территорию в XIX в. пролегали торговые пути, в Тюкалин-ске проводились большие ярмарки. Однако после прокладки Транссибирской железной дороги в 1913 г. город потерял свое значение, так как путь Тюмень — Омск был проложен 75 километрами южнее города. На момент написания рассматриваемой статьи в конце XX в. библиотеки района были объединены

в централизованную систему (ЦБС), которая включала в себя 3 библиотеки в Тюкалин-ске и 27 библиотек-филиалов в селах. Всем библиотечным учреждениям было предъявлено требование хранить краеведческую литературу. Авторы отмечают, что количество краеведческих документов увеличивалось накануне важных дат: 70-летия Тюкалинска, 60-летия Омской области и так далее. Поступления в Тюкалинскую ЦБС были затруднены из-за нестабильного финансирования и недопоставки книг по заказам библиотек. Недобор печатных изданий иногда компенсировался краеведческими документами от городского историко-краеведческого музея. Несмотря на «пожертвования», краеведческим фондом не удовлетворены 32% опрошенных, 64% считают некомфортным занятость литературы другими читателями. В заключении авторы отмечают распространенность подобных проблем и в Челябинске, что, безусловно, требовало оптимального решения [17].

О. Г. Кузнецова на примере музея г. Новосибирска анализирует наиболее эффективные методы сохранения исторической памяти. В качестве одного из них автор предлагает собирать устные заметки свидетелей происходящих событий. По мнению исследователя, «главная ценность устной истории для изучения бытовой повседневности видится в ее способности воссоздать многообразие мнений, неоднозначность отношения к прошлому в сознании людей» [8, с. 71]. В качестве примера рассказано об историко-культурном проекте «900 дней братства» и выставке «Душа Ленинграда», проведенных в 2011 г. В процессе работы были опрошены блокадники, работники культуры, занятые в период эвакуации культурных ценностей в Новосибирск. Общественная организация Новосибирска «Бло-

кадник» оказала содействие в поиске респондентов. Интервью касалось преимущественно описания проблем военного времени на территории города — одного из главных центров эвакуации в стране. Для удобства пользования были подготовлены личные карточки респондентов. Далее эта идея распространялась и на другие проекты — «Игрушка детства моего», «Судьба и город» [8]. Следует отметить, что, несмотря на возможную субъективность, устные свидетельства помогают лучше понять ход исторических событий и выявить характерные черты менталитета опрошенных.

Активная онлайн-работа проводится Челябинской областной универсальной научной библиотекой, в которой был подготовлен информационный ресурс «Они создавали Челябинск» о деятельных земляках, внесших свой вклад в социально-экономическое развитие региона. В результате проделанной работы собрано 140 публикаций о 127 выдающихся личностях. В целях популяризации вклада жителей области в Великую Победу был организован просветительский информационный ресурс «Именная история Челябинской области. Тыл — фронту». В 43 исторических сюжетах рассказано о работе оборонных предприятий на Южном Урале. В рамках проекта также подготовлена 45-планшетная экспозиция с фотографиями 1943 г. Для жителей и гостей города библиотека разрабатывает экскурсии, повествующие о судьбах местных предпринимателей в досоветский период. Собираются газеты времен Гражданской войны, проводятся открытые уроки истории для детей и взрослых. Кроме того, организовано сотрудничество с Президентской библиотекой имени Б.Н.Ельцина при Администрации Президента РФ. В перспективе планируется обеспечить читателям удаленный доступ к ресурсам партнера. Удаленные электронные читальные залы в количестве 46 штук были открыты в муниципальных районах и городских округах на территории Челябинской области [3]. Данные факты свидетельствуют о стремлении сотрудников библиотеки открыть страницы истории для широкого круга посетителей и расширить возможности для чтения книг путем сотрудничества с другими учреждениями в области культуры.

Исходя из содержания выбранных статей, следует отметить, что работники учреждений культуры — библиотек, архивов и музеев — активно работают над сохранением памяти о прошлом и стремятся показать свои экспозиции и материалы как можно большему количеству граждан. В упомянутых исследованиях обозначено, что краеведению уделяется достаточно много внимания, но дальнейшее развитие в этой области затрудняется для учреждений культуры нехваткой человеческих ресурсов и финансирования.

Цель исследования заключается в анализе функционирования музеев и выявлении роли учреждений культуры в развитии краеведения и сохранении исторической памяти на территории Петушинского муниципального района Владимирской области. Это муниципальное образование представляет собой один из типичных малых городов средней полосы России, имеющий, кроме того, достаточно широкую известность благодаря постмодернистской прозаической поэме В. В. Ерофеева «Москва-Петушки». Именно сочетание типичности с общероссийской известностью стало причиной выбора этого населенного пункта в качестве базового для данного исследования. Материалами явились нормативные правовые акты, принятые и действующие на различных уровнях (федеральном, региональном и муниципальном), сообщения средств массовой информации, аналитико-статистические материалы, исследования российских ученых, а также результаты экспедиции в Петушинский район, предпринятой авторами в 23-25 мая 2022 г. Методология базируется на системном подходе и представлена сравнительным методом, количественными методами, а также методами полевых социологических и политологических исследований, основанными на взаимодействии с респондентами (опрос, беседа, интервью и др.).

Выявление и анализ процессов, связанных с сохранением исторической памяти в отдельном муниципальном образовании, позволит лучше понять механизмы реализации государственной культурной политики на местах, а также раскрыть особенности, определяющие сочетание общих концептуальных, задаваемых на федеральном и региональном

museion выставки, фонды, коллекции

уровнях трендов и местной специфики их реализации.

Одним из необходимых теоретических оснований исследования является краткий анализ действующего законодательства в сфере культуры. Определяющим законом, регулирующим культурную деятельность Российской Федерации в целом, можно считать «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [7]. В разделах II и III данного нормативного акта перечислены права и свободы человека, народов и иных этнических общностей в рассматриваемой области. Например, право на приобщение к культурным ценностям, в частности на доступ к библиотечным, музейным, архивным фондам (статья 12), право на культурно-национальную автономию и содействие организации национального краеведения, охране памятников и созданию музеев (статья 21). Интерес для настоящего исследования представляют библиотечный и музейный фонды, целостность которых, порядок сохранения, функционирования и развития, согласно статье 26 Закона, обеспечивается государством. В последующих разделах закрепляется положение творческих работников, обязанности государства и экономическая политика в области культуры, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления в культурной сфере. Помимо рассмотренного закона, национальное законодательство в области культуры включает «Основы государственной культурной политики в Российской Федерации» [9], «Стратегию государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2030 г.» [12] и другие нормативные акты. Для рассмотрения процессов, происходящих на региональном уровне, важны также законы субъектов Российской Федерации о культуре.

Кроме того, на федеральном уровне действует государственная программа «Развитие культуры» на 2021-2023 гг., главными целевыми ориентирами которой являются реставрация музеев и объектов культурного наследия, цифровизация библиотечного фонда. В 2022 г. на ее реализацию было предусмотрено более 117 млрд. рублей, мероприятия расписаны от-

дельно по субъектам и показателям [11].

Также имеются нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты культурной политики, например деятельность музеев и порядок сохранения объектов культурного наследия (ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ, Приказ Минкульту-ры России «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций» от 23.07.2020 г. № 827 (ред. от 24.11.2020 г.) или ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ). Таким образом, на общенациональном уровне вопросы сохранения культурного и исторического наследия, а также деятельность музеев достаточно четко регламентированы.

Данное исследование строится на изучении процессов, связанных с сохранением культурного наследия и исторической памяти в Петушинском муниципальном районе Владимирской области, в связи с чем следует рассмотреть региональные нормативно-правовые акты, регулирующие культурную сферу. В области действует закон «О культуре»

[5], содержание которого в основном дублирует «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Дополняет его принятый в конце 2021 г. закон «О библиотечном деле во Владимирской области», определяющий полномочия органов государственной власти субъекта в данной сфере, состав сети библиотек региона

[6]. Имеется и закон, регулирующий государственную охрану объектов культурного наследия, в котором, в частности, отмечено, что такая охрана — одна из приоритетных задач органов государственной власти и местного самоуправления Владимирской области. Перечислены компетенции ветвей власти, правила государственного учета объектов культурного наследия, особые зоны охраны [4].

Рассматривая особенности регламентации культурно-политических процессов на муниципальном уровне, необходимо обратиться к Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправ-

ления в Российской Федерации». Сфера культуры затрагивается лишь в статье 9, в которой подчеркивается, что официальные символы муниципального образования должны отражать «исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности» [16]. Нужно также отметить, что данные аспекты нашли свое отражение и в уставе муниципального образования «Петушинский район» [15].

Исходя из перечисленных выше нормативных актов в области культуры, отметим, что имеющаяся законодательная база довольно обширна, а региональное законодательство полностью соответствует федеральному (подчас до степени повторения). Между тем, несмотря на четкую регламентацию, число плановых показателей может быть слишком велико для выполнения как органами государственной власти на региональном уровне, так и органами местного самоуправления.

Для определения состояния и направлений деятельности музеев, уровня развития краеведения и сохранения исторической памяти в Петушинском муниципальном районе необходимо обратиться к другим официальным документам и интернет-ресурсам.

Согласно отчету главы Петушинского района о результатах деятельности за 2019 г., муниципальное образование исполняет полномочия по культуре по 28 учреждениям. Последняя полная информация представлена за 2019 г., тогда объем финансирования культуры составил 116,8 млн., из которых заработная плата — 95,2 млн. Отметим, что из 95,2 млн. около 12 млн.—средства бюджета Владимирской области. Расходы увеличились главным образом из-за повышения заработной платы работников культуры.

В 2019 г. районным ДК проведено 13 крупных мероприятий, в том числе и 90-летие района, с общей посещаемостью более 5000 человек. Центральная библиотека получила грант в размере 300 тыс. рублей на реализацию творческих проектов, а районному Дому Культуры выделено свыше 9 млн. рублей, из которых 5,2 млн.— федеральные средства на кинооборудование по гранту. Средства использовались на пошив костюмов, ремонт сцены и оборудования. К юбилею района было выпу-

щено три книги, частично на средства гранта: о Петушинской земле, биографии известного земляка и местных поэтах. Отчет за 2020 г. менее подробен, но в нем все же отмечается, что культурная жизнь района и патриотическое воспитание молодежи находятся в фокусе внимания. Аналогичная фраза имеется и в отчете за 2018 г. В 2021 г. планировалось оснастить музеи Петушинского района современным оборудованием, выделить средства на комплектацию книжных фондов [10].

Все проведенные мероприятия и новости в области культуры освещаются местными, региональными и федеральными СМИ. Совокупность новостей была проанализирована по базе Public.ru за период с 4 июня 2010 г. по 4 июня 2022 г. по запросу: «within 7 word ((Петушинский муниципальный район or Петушки) and (культура or музей or библиотека or память or краеведение))». Всего поиск вернул 33 результата, из которых часть дублировалась на разных источниках, некоторые новости не относились к рассматриваемой теме. Для анализа особенно актуальны четыре статьи о деятельности субъекта федерации и района в рассматриваемой области.

Касаясь конкретно Петушинского района, СМИ упоминают о прошедшей в 2015 г. встрече начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Администрации области Евгения Гранкина с населением, собравшей 80 жителей. В материале отмечается, что на территории района расположено 190 объектов культурного наследия, 21 из которых — федерального значения, 92 — регионального, выявленных объектов — 77. В самом же Петушинском городском поселении расположено 30 из общего числа объектов. В том же году было составлено два протокола об административных правонарушениях: организация и проведение незаконных земляных работ на территории объекта «Ансамбль Усадьбы КарповаА. Г. XIX в.» и организация и проведение незаконных строительных работ на объекте «Воскресенская церковь с оградой, 1818 г.» [2].

Опубликованные новости свидетельствуют о деятельности, направленной на сохранение памяти жителей о событиях Великой Отечественной войны: к 2016 и 2019 гг. относятся

сообщения о проведенных патриотических акциях 22 июня [14]. Мероприятие «Зажги свечу ты в память о погибших» призывает ныне живущих зажечь огонь, проявив дань уважения к защитникам страны [1]. Праздничные события мая 2022 г. в полной мере отражены на сайте телевидения Петушинского района. Подготовлены ролики о флешмобе на День Победы, поздравлении ветерана, репортажи об акции «Бессмертный полк» и праздничном автопробеге, открытии памятной доски. Телевидение перманентно освещает и культурные события района, одним из которых являлся юбилей Музея Петуха [13].

Итак, в результате обзора статистики, собираемой на региональном и местном уровне, а также анализа сообщений средств массовой информации о культурных мероприятиях и событиях в целом создается положительный образ района в аспекте развития отрасли культуры и работы, проводимой в целях сохранения исторической памяти.

Для более глубокого изучения состояния музеев, краеведческой деятельности и сохранения исторической памяти 23-25 мая 2022 г. авторами был осуществлен выезд в Пету-шинский район, при этом основной интерес представляли музеи, библиотеки и дома культуры. В рамках выезда были посещены учреждения, финансируемые как муниципальным районом, так и Петушинским городским поселением.

Глава администрации Петушинского района отмечает, что яркими примерами сохранения исторической памяти является организованная на центральной площади Галерея Славы, на которой отмечены выдающиеся работники, трудящиеся в разных сферах экономики, и два жителя, получившие статус Почетного гражданина в 2021 г. Однако, на наш взгляд, данные факты не отражают сохранение собственно истории района, поскольку тематически относятся к деятельности современников. Около въездной трассы проектируется новый музей в виде деревянной избушки, не имеющий исторической направленности, а предназначенный, скорее, для привлечения туристов.

Исполняющая обязанности председателя комитета по культуре и туризму администрации Петушинского района обращает особое

внимание на поддержание надлежащего состояния объектов культуры: отреставрирована центральная библиотека, ведутся восстановительные работы в городских и сельских поселениях района. Отмечаются сложности в согласовании строительных работ, поскольку библиотека находится в жилом здании. Однако позже в ходе беседы с работниками учреждения выяснилось, что решение этих проблем всецело являлось прерогативой районной администрации. Многие реставрационные проекты финансируются в рамках национального проекта «Культура». Пожертвования местных жителей составляют незначительную долю от суммы строительства, однако сам этот факт показывает важность сохранения истории родной земли и всей страны для населения. Районный комитет принимает участие в организации таких важных мероприятий, как молодежный автопробег в честь Дня Победы, Левитановский праздник в деревне Елисейково, праздник Троицы в с. Караваево.

В ходе эмпирической части исследования было также установлено, что из бюджета района финансируются следующие учреждения: МБУ «Петушинский районный Дом культуры», МБУК «Районный Центр прикладного и художественного творчества» Петушинского района Владимирской области (в него входят Художественная галерея имени В. И. Корнилова, Музей В. В. Ерофеева и Краеведческий музей), МБУ «Петушинский районный Дом культуры», МБУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Петушинского района».

Самое популярное место среди туристов во всем городе — Музей Петуха — не несет в себе особой исторической ценности. Экспозиция отражает краткий экскурс в историю Петушков, сотрудниками собрано огромное количество фигурок петухов из разных стран мира. Так как это один из самых известных музеев в районе, на средства местного бюджета он оборудован современной техникой: интерактивными экранами с информацией об истории учреждения, аудиогидами, работающими по QR-коду. Краеведческие и исторические знания посетители могут получить в рамках проводимых мастер-классов, на которых в том числе рассказывается об основателе

музея Н. И. Корнилове. В качестве проблемы отмечается нехватка пространства для размещения всех экспонатов. Аналогичные сложности испытывает и Художественная галерея, поскольку часть ее помещения была переведена в частные руки из-за неоплаты аренды.

Галерея и Музей В. В. Ерофеева, автора известной поэмы в прозе «Москва-Петушки», располагаются в одном здании на разных этажах. Поскольку директор Галереи и Музея активно сотрудничает с художниками и оформляет заявки на федеральные гранты, проблем с оснащением не наблюдается. Несмотря на это, в учреждении обращали на себя внимание стоявшие на полу ведра для сбора воды, капающей с потолка. Музей предоставил скидку 50% на билеты студентам, эта льгота должна положительно влиять на посещаемость. Ежегодно музей проводит около 10 выставок, из которых выделяются историко-ориентированные выставки о Великой Отечественной войне, «Возвращение к истокам», «Мое родное».

Краеведческий музей, структурно входящий в районный Центр творчества, имеет более удручающее состояние, что отмечают и сами сотрудники. Несмотря на низкую температуру в помещении, средства на реконструкцию из района выделять не планируется. В музее есть памятная табличка, посвященная петушинским ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. На фасаде здания размещен мемориал жертвам техногенных катастроф. Основная краеведческая работа осуществляется здесь в двух направлениях: историческое (на общественных началах собираются рассказы о военных и послевоенных годах от детей войны) и патриотическая (экскурсии, проводимые в школах и для школьников). Из известных краеведов отмечается вышедший на пенсию уроженец ПетушковВ.Н.Алексеев. Он помогает музею, к примеру, передал в дар фрагмент древней кринки. В экспозиции обозначены фамилии ветеранов войны, которые делятся с музеем историческими документами и предметами творчества, а также уделено внимание местным трудовым династиям. Жители заинтересованы в развитии краеведения и передают в музей личные исторические находки. Историческая память сохраняется

и в военно-патриотическом зале, где во всю стену напечатаны фамилии 640 солдат 17-й замоскворецкой дивизии народного ополчения. Другой зал посвящен местной сказительнице Е. В. Волковой, которая в середине XX в. освещала проблемы отсутствия электричества в Петушинском районе.

Чтится память известных земляков и в районном Доме культуры — здании советского типа с протекающей крышей. На базе ДК действует народный хор ветеранов и хор русской песни. Организовывается поэтический фестиваль имени Евгении Ачкасовой, местной поэтессы. Отмечается День космонавтики, 23 февраля и День российского флага. Особое внимание работники уделяют празднованию Дня Победы: проводятся митинг, военный парад, шествие «Бессмертного полка», устраивается солдатский привал, организуется выставка детского рисунка «Победа глазами детей».

На базе ДК на средства района и Фонда кино несколько дней в неделю функционирует кинотеатр, демонстрирующий отечественные и зарубежные картины.

Важную роль в сохранении истории и развитии краеведческих знаний играет отремонтированная по нацпроекту «Культура» Центральная библиотека района, которая в результате модернизации стала вмещать в себя больше литературы, в том числе краеведческой. В течение всего года сотрудники следуют плану мероприятий, включающему празднование Дня Конституции, Дня защиты детей, Дня любви, семьи и верности, Петра и Февро-нии, юбилея пионерии, годовщины Курской битвы и битвы под Сталинградом. Проводятся вечера в честь известных отечественных писателей. Особое внимание отводится краеведению: ежегодно проходит краеведческая конференция, есть отдельный фонд краеведческой литературы, а подаренные учреждению военные дневники военнослужащего Красной Армии были выпущены в виде книги на средства регионального гранта и распространены в школах района. В библиотеке есть стенд о значимых событиях Петушков, связанных с войной и расположенной в населенном пун -кте шпульно-катушечной фабрикой.

При посещении авторами статьи администрации Петушинского городского поселения

глава администрации И. С. Бабушкин сообщил, что полномочия в области культуры разделены между городским поселением и муниципальным районом. Поселение выделяет средства для культурно-досугового центра и библиотеки. Отмечено, что затраты на культуру составили в 2021 г. 12 млн., однако их не хватило, чтобы приступить к ремонту ветхой крыши культурно-досугового центра 1938 г. постройки. Глава города Д.А.Тюрева в беседе положительно отзывалась о мероприятиях КДЦ, организованных на 8 марта, 9 мая и праздниках для местной общественной организации «Дети войны».

При посещении КДЦ и разговоре с художественным руководителем и директором отмечено следующее: центр развивается преимущественно в направлении народной культуры (в день посещения проходил День славянской письменной культуры для начальной школы) и нравственно-патриотического воспитания. В здании также холодно, приходится находиться в верхней одежде, хотя мероприятия проводятся ежедневно: для детей войны организовано торжество на День Победы, о котором позже было написано в газете «Петушки сегодня», День Георгия Победоносца и 23 февраля. Молодежи рассказывают о русско-японской войне, битве за Сталинград, событиях Курской битвы. Даже дискотеки проводятся тематическо-патриотические. Краеведческую деятельность осуществляет находящаяся на первом этаже КДЦ библиотека. Ее заведующая рассказала о мероприятиях для школьников — ежегодных краеведческих чтениях, проводимых в честь первого краеведа ПетушковЕ.М.Ленковой и посвященных улицам, домам, известным жителям, военнослужащим. Упомянута и акция «Забытые имена»: сотрудники КДЦ знакомят детей с ключевыми историческими личностями на выездных уроках в школах и лагерях.

В работе библиотеки имеется и ряд проблем. Так, после принятия 131-ФЗ для сотрудников библиотеки стало проводиться меньшее количество курсов повышения квалификации и семинаров, так как учреждение отделилось от центральной библиотечной системы и было передано в ведомство городского поселения. Помещения библиотеки не хвата-

ет для проведения мероприятий и сохранения всего фонда. Также нет исторических архивов. Единственный архив на территории Петушков хранит только НПА.

В результате экспедиции выяснилось, что самый посещаемый Музей Петуха не имеет исторической ценности, а более ориентированные на историю и краеведение учреждения испытывают нехватку посетителей. Несмотря на низкое финансирование, работники культуры стараются сделать все возможное для разнообразия досуга местных жителей и туристов, а также для организации исторических и краеведческих мероприятий.

Путь к содержательному результату осуществлялся посредством ознакомления с нормативно-правовой базой, научными исследованиями, официальной статистикой, а также через анализ собственных материалов, полученных в ходе экспедиции. Так, было установлено, что у изученного муниципального района имеется большое количество преимуществ для развития в области культуры по сравнению со многими другими муниципалитетами: инициативные работники со сравнимой в субъекте заработной платой, заинтересованность органов местного самоуправления, контакт с посетителями, возможность получать региональные и федеральные гранты, выгодное соседство с Москвой, привлекающее туристов и поддерживающее интерес к выделению идентичности территории.

Между тем развитие затормаживается нехваткой площадей, состоянием помещений, оттоком населения, вследствие этого низкой посещаемостью и, соответственно, затрудненным сбором средств от реализации входных билетов. Открытые мероприятия, посвященные историческим праздникам, в положительном ключе воспринимаются жителями всех возрастов и подробно освещаются в местных СМИ. Также регулярно проводятся краеведческие конференции и школьные уроки. Музеи и библиотеки посещаются местными жителями только в особых случаях, сами они аргументируют это тем, что при желании прийти туда можно в любой момент. Дом культуры и культурно-досуговый центр набирают посетителей за счет развлека-

тельных мероприятий, которым работники учреждений стараются придать историко-патриотическую направленность. Таким образом, можно утверждать, что в Петушинском муниципальном районе музейный комплекс идет по пути медленного, но уверенного развития, а историко-краеведческие мероприятия проходят довольно часто, однако данные события организуются по большей части для выполнения плановых показателей и по инициативе работников культуры, нежели из-за желания жителей. Жизнь района наполнена соответствующими мероприятиями, однако население района не особенно заинтересовано в их посещении.

Повысить вовлеченность и, следовательно, шире распространить знания об истории страны и родной земли можно решив существующие проблемы учреждений культуры. К примеру, администрация района может посодействовать увеличению площадей данных учреждений, их ремонту, чтобы, например, поздней весной посетителям культурно-досугового центра не приходилось находиться там в верхней одежде. Сотрудники, в свою очередь, могут более плотно взаимодействовать с коллегами в своем и других регионах России, использовать больше интерактивных материалов в выставках, чтобы эффективнее передать свой уже наработанный богатый опыт.

Mikhail A. VOLKOV

Student, Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation, [email protected]

Alexandra E. NOVIKOVA

Student, Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation, [email protected]

Museums, Local History, and Preservation of Historical Memory:

The Municipal Level (On the Example of Petushinsky District of Vladimir Oblast)

Abstract. The aim of the article was to analyze the activities that cultural institutions (mainly museums and libraries) of Petushinsky District, Vladimir Oblast, Russian Federation, carry out in order to preserve historical memory and develop local history. The materials for the study were regulatory legal acts adopted and in force at various levels (federal, regional and municipal), media reports, analytical and statistical materials, research by Russian scholars, as well as the results of an expedition to Petushinsky District the authors undertook on 23-25 May 2022. The methodology is based on a systems approach and is represented by a comparative method, quantitative methods, as well as field sociological and political research methods based on interaction with respondents (survey, conversation, interview, etc.). The authors analyze laws on cultural policy issues, normative acts of the municipal level, and statistical data reflecting the activities of regional cultural institutions and the volume of their budgetary financing, and characterize media reports about events aimed at supporting local history and preserving historical memory held in the region. In the field, the authors interviewed the leaders of the municipal level, employees of cultural institutions, and identified a number of problems (including household- and economy-related ones) associated with the activities of these institutions. The authors study the features of the work of municipal museums, libraries, the House of Culture, and the cultural and leisure center, and determine the range of activities carried out by regional cultural institutions to preserve historical memory and support local history initiatives. The authors establish that the studied municipal district has a large number of advantages for development in the field of culture compared to many other municipalities: initiative workers with wages comparable in the region; the interest of local governments; contact with visitors; the opportunity to receive regional

museion выставки, фонды, коллекции

and federal grants; favorable proximity to Moscow, which attracts tourists and maintains interest in highlighting the identity of the territory. The authors draw conclusions about the local population's weak interest in attending ongoing events, which are held for the most part to meet planned targets and on the initiative of cultural workers. The authors formulate brief recommendations to increase residents' involvement in the cultural and educational activities of museums and libraries.

Keywords: Petushinsky District, historical memory, local history, culture, Vladimir Oblast, cultural heritage, cultural policy.

Использованная литература:

1. В Петушинском районе прошла акция «Зажги свечу ты в память о погибших!» [Электронный ресурс] // Единая Россия Владимир. URL: https://vladimir.er.ru/ activity/news/v-petushinskom-rajone-proshla-akciya-zazhgi-svechu-ty-v-pamyat-o-pogibshih (дата обращения: 04.06.2022).

2. Встреча с населением Петушинского района [Электронный ресурс] // Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области. URL: http://giookn.avo.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=400 (дата обращения: 04.06.2022).

3. Диская Н.И. Ресурсы и проекты библиотеки как средство по сохранению исторической памяти // Архив в социуме - социум в архиве: Материалы Второй региональной науч.-практ. конф. (Челябинск, 31 мая 2019 г.). сост., науч. ред. Н. А. Антипин. Челябинск: б.и, 2019. С. 314-316.

4. Закон Владимирской области от 06.04.2004 г. №21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области» [Электронный ресурс] // Система «Гарант». URL: https://base. garant.ru/19312557/ (дата обращения: 04.06.2022).

5. Закон Владимирской области от 09.04.2002 г. №31-ОЗ «О культуре» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/965001272 (дата обращения: 04.06.2022).

6. Закон Владимирской области от 24.12.2021 г. №148-ОЗ «О библиотечном деле во Владимирской области» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 3300202112270003?rangeSize=50 (дата обращения: 04.06.2022).

7. Закон Российской Федерации от 09.10.1992 №3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [Электронный ресурс] // Справоч-но-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения: 04.06.2022).

8. Кузнецова О.Г. Сохранение и трансляция исторической памяти: устные источники в музейном проектировании // Баландинские чтения. 2012. Т. 7. №1. С. 67-72.

9. Основы государственной культурной политики в Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808) [Электронный ресурс] // Президент Россйской Федерации. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/41d526a877638a8730eb.pdf (дата обращения: 04.06.2022).

References:

1. Edinaya Rossiya Vladimir [United Russia in Vladimir]. (2016) The Action "Light a Candle in Memory of the Deceasad!" Was Held in Petushinsky District. [Online] Available from: https://vladimir.er.ru/activity/ news/v-petushinskom-rajone-proshla-akciya-zazhgi-svechu-ty-v-pamyat-o-pogibshih (Accessed: 04.06.2022). (In Russian).

2. Inspektsiya gosudarstvennoy okhrany ob"ektov kul'turnogo naslediya Vladimirskoy oblasti [Inspection of the State Protection of Cultural Heritage Objects of Vladimir Oblast]. (2022) Meeting With the Population of Petushinsky District. [Online] Available from: http://giookn.avo.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=400 (Accessed: 04.06.2022). (In Russian).

3. Diskaya, N.I. (2019) [Resources and Projects of the Library as a Means of Preserving Historical Memory]. Arkhiv v sotsiume - sotsium v arkhive [The Archive in Society - Society in the Archive]. Proceedings of the Second Regional Conference. Chelyabinsk. 31 May 2019. Chelyabinsk: [s.n.]. pp. 314-316. (In Russian).

4. Garant. (2004) Law of Vladimir Oblast of April 6, 2004. No. 21-OZ: On Objects of Cultural Heritage (Monuments of History and Culture) of Vladimir Oblast. [Online] Available from: https://base.garant.ru/19312557/ (Accessed: 04.06.2022). (In Russian).

5. Elektronnyy fond pravovykh i normativno-tekhnicheskikh dokumentov [Electronic Fund of Legal and Regulatory Documents]. (2002) Law of Vladimir Oblast of April 9, 2002, No. 31-OZ: On Culture. [Online] Available from: https://docs.cntd.ru/document/965001272 (Accessed: 04.06.2022). (In Russian).

6. Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii [Official Internet Portal of Legal Information]. (2021) Law of Vladimir Oblast of December 24, 2021, No. 148-OZ: On Librarianship in Vladimir Oblast. [Online] Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ 3300202112270003?rangeSize=50 (Accessed: 04.06.2022). (In Russian).

7. Consultant Plus. (2022) Law of the Russian Federation of October 09, 1992, No. 3612-1: Fundamentals of the Laws of the Russian Federation on Culture. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_1870/ (Accessed: 04.06.2022). (In Russian).

8. Kuznetsova, O.G. (2012) Sokhranenie i translyatsiya istoricheskoy pamyati: ustnye istochniki v muzeynom proektirovanii [Preservation and Transmission of Historical Memory: Oral Sources in Museum Design]. Balandinskie chteniya. 7(1). pp. 67-72.

9. President of the Russian Federation. (2014) Fundamentals of the State Cultural Policy in the Russian Federation (Approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014, No. 808). [Online]

10. Отчет главы муниципального района о результатах его деятельности [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования «Петушинский район». URL: https://petushki.info/snd/otchet-glavy-petushinskogo-rayona.php (дата обращения: 04.06.2022).

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 г. № 516 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие культуры» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_38 1909/5ae4362c566305c3018d53ad81928e4c4960d257/ (дата обращения: 04.06.2022).

12. Стратегия государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р) [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. URL: http://static. government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9I xP7f2xm.pdf (дата обращения: 04.06.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Телевидение Петушинского района [Электронный ресурс]. URL: http://tv.petushki.info (дата обращения: 04.06.2022).

14. Торжественные митинги, посвященные Дню памяти и скорби [Электронный ресурс] // БеzФор-мата. URL: https://petushki.bezformata.com/listnews/ posvyashennie-dnyu-pamyati-i-skorbi/75891765/ (дата обращения: 04.06.2022).

15. Устав муниципального образования «Пету-шинский район». (утв. решением Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области от 30.06.2005 № 150/7) [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования «Петушинский район». URL: https://petushki.info/rayon/ustav-rayona/ (дата обращения: 04.06.2022).

16. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_44571/

17. Хамаганова Т.Н., Ханжарова Л.М. Краеведение в библиотечной сфере малого города // Макушинские чтения. 1997. №4. С. 244-247.

Available from: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/41d526a877638a8730eb.pdf (Accessed: 04.06.2022). (In Russian).

10. Ofitsial'nyy sayt organov mestnogo samoupravleniya munitsipal'nogo obrazovaniya "Petushinskiy rayon" [Official Website of the Local Authorities ofthe Petushinsky District Municipality]. (2021) Report of the Head ofthe Municipal District on the Results of His Activities. [Online] Available from: https://petushki.info/snd/otchet-glavy-petushinskogo-rayona.php (Accessed: 04.06.2022). (In Russian).

11. Consultant Plus. (2021) Decree ofthe Government ofthe Russian Federation of March 31, 2021, No. 516: On Amendments to the State Program ofthe Russian Federation "Development of Culture". [Online] Available from: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc__LAW_381909/ 5ae4362c56630 5c3018d53ad8192 8e4c4960d2 57/ (Accessed: 04.06.2022).

12. Government of the Russian Federation.(2016) Strategy ofthe State Cultural Policy ofthe Russian Federation for the Period up to 2030 (Approved by Order ofthe Government of the Russian Federation of February 29, 2016, No. 326-R). [Online] Available from: http://static.government.ru/media/ files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (Accessed: 04.06.2022). (In Russian).

13. Televidenie Petushinskogo rayona [Television of Petushinsky District]. [Online] Available from: http:// tv.petushki.info (Accessed: 04.06.2022).

14. BezFormata. (2019) Solemn Rallies Dedicated to the Day of Memory and Sorrow. [Online] Available from: https://petushki.bezformata.com/listnews/posvyashennie-dnyu-pamyati-i-skorbi/75891765/ (Accessed: 04.06.2022). (In Russian).

15. Ofitsial'nyy sayt organov mestnogo samoupravleniya munitsipal'nogo obrazovaniya "Petushinskiy rayon" [Official Website of the Local Authorities of the Petushinsky District Municipality]. (2005) Charter of the Municipal Formation Petushinsky District (Approved by the Decision ofthe Council of People's Deputies of Petushinsky District, Vladimir Oblast, of June 30,2005, No. 150/7). [Online] Available from: https://petushki.info/rayon/ustav-rayona/ (Accessed: 04.06.2022). (In Russian).

16. Consultant Plus. (2021) Federal Law of October 6, 2003, No. 131-FZ (As Amended on December 30, 2021): On the General Principles of Organizing Local Self-Government in the Russian Federation. [Online] Available from: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (In Russian).

17. Khamaganova, T.N. & Khanzharova, L.M. (1997) Kraevedenievbibliotechnoysferemalogogoroda[LocalHistory in the Library Sphere of a Small Town]. Makushinskie chteniya. 4. pp. 244-247. AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm. pdf (Accessed: 04.06.2022). (In Russian).tv.petushki.info (Accessed: 04.06.2022).

Полная библиографическая ссылка на статью:

Волков, М. А. Музеи, краеведение и сохранение исторической памяти: муниципальный уровень (на примере Петушинского района Владимирской области) / М. А, Волков, А. Э. Новикова // Наследие веков. - 2022. - № 4. - С. 117-127. DOI: 10.36343^В.2022.32.4.010

Full bibliographic reference to the article:

Volkov, M.A. & Novikova A.E. (2022) Museums, Local History, and Preservation of Historical Memory: The Municipal Level (On the Example of Petushinsky District of Vladimir Oblast). Nasledie vekov - Heritage of Centuries. 4. pp. 117-127. (In Russian). DOI: 10.36343/SB.2022.32.4.010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.