Научная статья на тему 'Истоки волонтёрства в Казахстане'

Истоки волонтёрства в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОКИ / ORIGINS / VOLUNTEERISM / АСАР / ASAR / КАЗАХИ / KAZAKHS / ВОЛОНТЁРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова Р.М.

Целью исследования является анализ истоков волонтёрства в Казахстане. В кочевой жизни казахов молодёжь с раннего детства проходила уроки асара, через повседневную бытовую и обрядовую жизнь и занимала в кочевом этническом обществе свое место в соответствии со своим реальным и признаваемым обществом статусом. Приводятся особенности кочевого волонтёрства (асара). Раскрывается сущность традиции и обычаев казахов. В статье теоретически обосновывается присутствие в асаре-волонтёрстве казахов своеобразного воспитательного этно-процессуального механизма и возможности его использования для практики воспитания. Определяются методы асара. Обосновывается повседневная бытовая жизнь казахов. Красочно расписывается обрядовая жизнь казахов. Приводятся праздники, связанные с асар. Обосновывается содержание асар. В статье даются рекомендации по асар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINS OF VOLUNTEERING IN KAZAKHSTAN

The purpose of the study is to analyze the origins of volunteerism in Kazakhstan. The nomadic Kazakhs Youth lessons took place from early childhood, through the everyday asara household and ceremonial life and nomadic ethnic society in its place in accordance with its real and recognizable society status. Features of nomadic volunteering are given. The essence of the tradition and customs of Kazakhs is revealed. Theoretically, to justify the presence in the Kazakh asar-volunteer of a kind of educational ethno-procedural mechanism and the possibility of its use for the practice of education. The methods of asar are determined. Daily everyday life of Kazakhs is justified. The ceremonial life of the Kazakhs is colorfully painted. Holidays related to asar are given. The content of asar is substantiated. The article gives recommendations on asar.

Текст научной работы на тему «Истоки волонтёрства в Казахстане»

УДК 371

Karimova R.M., Methodist Center for Advanced Studies, Pavlodar State Pedagogical University (Pavlodar, Kazakhstan),

E-mail: jenyan71@mal.ru

ORIGINS OF VOLUNTEERING IN KAZAKHSTAN. The purpose of the study is to analyze the origins of volunteerism in Kazakhstan. The nomadic Kazakhs Youth lessons took place from early childhood, through the everyday asara household and ceremonial life and nomadic ethnic society in its place in accordance with its real and recognizable society status. Features of nomadic volunteering are given. The essence of the tradition and customs of Kazakhs is revealed. Theoretically, to justify the presence in the Kazakh asar-volunteer of a kind of educational ethno-procedural mechanism and the possibility of its use for the practice of education. The methods of asar are determined. Daily everyday life of Kazakhs is justified. The ceremonial life of the Kazakhs is colorfully painted. Holidays related to asar are given. The content of asar is substantiated. The article gives recommendations on asar.

Key words: origins, volunteerism, asar, Kazakhs.

Р.М. Каримова, методист Центра повышения квалификации, Павлодарский государственный педагогический

университет, г. Павлодар, E-mail:jenyan71@mal.ru

ИСТОКИ ВОЛОНТЁРСТВА В КАЗАХСТАНЕ

Целью исследования является анализ истоков волонтёрства в Казахстане. В кочевой жизни казахов молодёжь с раннего детства проходила уроки асара, через повседневную бытовую и обрядовую жизнь и занимала в кочевом этническом обществе свое место в соответствии со своим реальным и признаваемым обществом статусом. Приводятся особенности кочевого волонтёрства (асара). Раскрывается сущность традиции и обычаев казахов. В статье теоретически обосновывается присутствие в асаре-волонтёрстве казахов своеобразного воспитательного этно-процессуального механизма и возможности его использования для практики воспитания. Определяются методы асара. Обосновывается повседневная бытовая жизнь казахов. Красочно расписывается обрядовая жизнь казахов. Приводятся праздники, связанные с асар. Обосновывается содержание асар. В статье даются рекомендации по асар.

Ключевые слова: истоки, волонтёрство, асар, казахи.

Волонтёрство в Казахстане имеет глубокие исторические корни. Анализ данной проблемы показал, что отдельные формы добровольной помощи кочевой социальной организации включали каумдык (общинное) аманат (поручительство) за провинности членов семьи и внесение оплаты в счет оплаты их карыз (долгов). Необходимо отметить, что для понимания сущности волонтёрства в Казахстане огромное значение имеет обычай асар, как некая общинная просьбы о помощи. В период колонизации, до правления советской власти, основным видом общинной помощи были акты благотворительности на строительство общинных школ и мечетей. С приходом советской власти, волонтёрство в Казахстане имело идейную и советскую политическую окраску, но на фоне массового советского оптимизма, энтузиазма, всенародного стремления к оказанию безвозмездной помощи это выглядело внутренним импульсом волонтёрства [1].

В процессе исследования истоков волонтёрства в Казахстане, мы использовали историко-педагогический анализ, теоретический анализ История волонтёрства в казахской степи имеет глубокие исторические корни и неразрывно связана с традициями и обычаями казахского народа. Особенную актуальность волонтёрство получило в связи с широким распространением тен-грианства и кочевого ислама в Казахстане, где традиция помощи, милосердия, любви к ближнему является одной из центральных в кочевой культуре казахов. В казахской степи, в праздники кочевого ислама, в основной праздник Наурыз (кочевой тюркский Новый год, 21 марта) кочевники всех сословий и возрастов выходили к центру аулов, вместе праздновали и раздавали подарки, подношения друг другу и всем нуждающимся.

Французское «volontaire» восходит к общеиндоевропейскому корню, означающему стремление, желание: латинское «voluntas» и казахское «асар» из той же парадигмы. Тюрки-казахи отличались вековым традиционным гостеприимством, которое сохранилось и укрепилось до современных дней. Виктор фон Герн писал: «Как казахи... вообще и до сих пор отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них даже в культ» [2].

По казахским традициям, конак (гость) имел очень высокий социальный статус и находился под защитой хозяина дома, где гостевал. Ф. фон Хелльвальд писал: «Киргиз-кайсаки в высшей степени гостеприимны, так что чужестранец может спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным или убитым» [2].

В традиционной кочевой культуре казахов веками присутствовал обычай конак-асы, согласно которому, каждый кочевник обязывался предоставлять кров, питание, уход гостю как кудай конак (гость от Бога) [3]. Оригинальный кочевой обычай ауыз тию (отведать угощение) был старейшим обычаем казахского народа. Кто бы ни приходил в дом, юрту, хозяева его не отпускали до тех пор, пока он не отведает угощения. У кочевников казахов

традиционно существовал веками обычай ерулик - традиция приглашения новоселов в гости родственниками и соседями. В казахском ауле, новоселов, переехавших из других аулов, друзья, родня, соседи приглашали на званый ужин. Данный обычай помогал переселенцам быстро адаптироваться к новому месту жительства. В кочевом обществе казахов традиционно бытовал обычай жылу. Смысл его состоял в том, что пострадавшие в непогоду, в стихию семьи получали помощь со стороны кочевой общины. Семьям из числа пострадавших выделяли скот, одежду, жилье и посуду. Данная традиция была актом проявления сочувствия и сострадания. По традиции кочевого сообщества, кочевник отказавшийся в предоставлении жылу исключался из рода и подлежал выселению с аула. В кочевом сообществе, обычай асар, прямой казахский аналог волонтёрства, был традицией степняков по совместному безвозмездному добровольческому труду. В асар все кочевники аула общими силами выполняли общественную работу. По асар все вместе укрепляли, строили зимовки, копали арыки, колодцы, сажали деревья, возводили постройки, укрытия для домашнего скота. Традиционный асар был ярким отражением братства и единства кочевого сообщества. В начале XX века казахи, используя асар, строили повсеместно светские школы, медресе, дома, клубы, мечети. В асаре-во-лонтёрстве казахов обнаруживается своеобразный воспитательный этно-процессуальный механизм [4]:

• Внешнее воздействие на подрастающее поколение этнических традиций асара.

• Подражание и усвоение подрастающим поколением этнических традиций асара.

• Стремление подрастающего поколения к реализации этнических традиций асара.

Весь этот воспитательный этно-процессуальный механизм асара - волонтёрства реализуется в: а) повседневной бытовой жизни казахов и б) обрядовой жизни казахов.

А). Повседневная бытовая жизнь казахов держалась на традиционных нормах мужского и женского труда в быту.

В асаре мужскими работами считались: уход за многочисленным скотом, скорняжные и плотницкие работы. Женские виды работ в асаре: доение многочисленных овец, коров, кобылиц, верблюдиц; взбивание масла, приготовление различных молочных продуктов в большом количестве; ежедневная выпечка хлеба, толчение проса, ручной помол зерна; сбор и доставка топлива (хворост, курай, кизяк), покраска шерсти, прядение, тканье, вышивка, ковроткачество, изготовление чия, вяление кошм, пошив одежды, приготовление пищи, уборка юрты, стирка, воспитание и уход за детьми и т. д. Женских трудовых повинностей было очень много, женщина везде успевала. В этнопедагогике казахов есть определение трудолюбивой женщины: «Ецбекшт катынныц колы жт шрсе, аягы беак тербетедЬ» - «Трудолюби-

вая женщина если рукой веревку вьет, то ногой люльку ребёнка качает».

Б). В богатой обрядовой жизни казахов традиционные мужские и женские нормы асара четко фиксировались в обрядовых и ритуальных действиях и ситуациях. Асар при ритуале «Отау кетеру» свадебного обряда казахов создание нового очага, новой семьи. У казахского народа есть понятие «Отау кетеру», что означает женитьбу, создание новой семьи. По обычаю, родители, как для сына, так и для дочери, готовят дом. В приданое девушки «жасау» входит «отау» (юрта). По обычаю отау (дом, юрта) должен принести счастье молодой семье, и поэтому юрту украшали, старались, чтобы в ней было уютно.

В этом асаре принимали участие родные и близкие, родственники со стороны матери (нагашы), соседи. Аулчане принимают активное участие в интересном обязательном обряде «Отау кетеру» для новой молодой семьи. Шацырак (купол юрты) поднимают, обвязав шест (бакан) белой тканью. Поручают поднимать Шацырак уважаемому человеку - мужчине. Первыми входят в отау почитаемые женщины, в огонь вливают масло, порог и косяки двери обмазывают маслом.

Накрывается первый дастархан с богатым угощением. Входящие в отау осыпают все вокруг шашу, выражают свои благопо-желания. Родные и близкие приносят «керiмдiк» за отау, дарят скот, ценные подарки. В этом ритуале асара четко прослеживаются и неукоснительно выполняются статусные традиционные роли мужчин и женщин. Помимо вышеуказанных обрядов, в содержательной обрядовой жизни казахов было еще множество обрядов и ритуалов, обычаев и традиций связанных с асаром, таких как, Наурыз (Великий день, Новый год казахов), Ацшылык (охота), ^зем шай (праздник стрижки скота), ^ой басты (обряд кошмовяления), кымызмурындьщ (трудовой обряд первой пробы кумыса), Сабантой (праздник урожая), Саятшылык (охота с ловчими птицами), Салбурын (охотничий праздник состязания молодых джигитов) и другие обряды, которые содержательно вошли в асар - волонтёрство казахов.

Асар - волонтёрство казахов подкреплялось нравственными установками повседневной и обрядовой жизни:

• Ата-анаца карсы келме (не перечь родителям).

• Эдепаз болма (не будь безнравственным).

• Досыцды сатпа (не предавай друзей).

• Ершшек болма (не будь ленивым) и другие [3].

Эти этнокультурные установки широко охватывали повседневную и обрядовую жизнь казахского народа и выполняли функцию нравственного регулятора асара -волонтёрства казахов.

Традиция асара-волонтёрства казахов подкреплялся народными методами. Это такие общеизвестные методы: наблюдение, подражание, пример, приучение, житейские ситуации, внушение, требование, поощрение, наказание, усвоение и прочее. Об-

Библиографический список

ратимся к некоторым из них. Житейские ситуации из народной культуры асара. В своем содержании житейские ситуации из народной культуры асара описывали короткие, яркие и завершенные по смыслу различные асарные события, факты, поступки, действия и т. п. Благодаря умелому и тактичному использованию житейских ситуаций из народной культуры асара, старшее поколение формировало у детей асарное сознание, асарные понятия, суждения и убеждения. Этот метод обретал большую эффективность, если использовался во взаимосвязи и взаимодополнялся другими народными методами асарного воспитания, такими как наблюдение, асарное подражание, асарный пример, асарное внушение и т. п. В ходе рассказа житейских ситуаций из народной культуры асара, через объяснение шло усвоение подрастающим поколением отдельных асарных понятий, актов асарного поведения, некоторых техник асарного общения.

Метод примера из народной культуры асарной деятельности формировал у подрастающего поколения реальные образцы асарных поступков, развивал асарные чувства, мотивы и убеждения. Примеры из народной культуры асарной деятельности могли быть как положительные, так и отрицательные. Народ в этой ситуации делал упор на нравственную устойчивость асарного сознания детей, порицая те или иные встречающиеся отрицательные примеры из кочевой жизни народа, формируя у них установку - «Так нельзя поступать!». Здесь народ логично применял метод требования, который стимулировал или тормозил некоторые асарные качества и поступки у подрастающего поколения.

Как мы выше оговаривали, все народные методы асара-во-лонтёрства между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, когда народ приучал старших детей к трудовой взаимопомощи и жизни, он использовал в совокупности методы примера, житейских ситуаций, внушения, подражания, требования, поощрения, наказания, усвоения образцов из народной трудовой жизни.

Таким образом, в кочевой жизни казахов молодежь с раннего детства проходила уроки асара, через повседневную бытовую и обрядовую жизнь и занимала в кочевом этническом обществе свое место в соответствии со своим реальным и признаваемым обществом статусом.

Следовательно, возвращаясь к положению волонтёрства в Казахстане, хочется выразить надежду, что богатейшие традиции, которые имело когда-то асар - волонтёрство в кочевом обществе казахов, не исчезли и не исчезнут, а содержательно внесут ценное дополнение в практику воспитания подрастающего поколения. Результаты исследования рекомендуются для использования при разработке концепции волонтёрского движения в Казахстане.

1. Потапова Н.А. Волонтёрство как феномен самореализации личности. Санкт-Петербург, 2004.

2. Сакенов Д.Ж. Использование народных традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Алматы, 1994.

3. Каза^тын эдет гурыптары мен салт дэстYрлерi: ЭткендегЫжэне бYгiнi. Ма^алалар жинагы. Алматы, 2001.

4. Sakenov D. Zh, et al. Preparation of students of higher education institution for professional activity in the course of studying of pedagogical disciplines. World applied sciences journal. 2012; 19 (10): 1431 - 1436.

References

1. Potapova N.A. Volonterstvo kak fenomen samorealizacii lichnosti. Sankt-Peterburg, 2004.

2. Sakenov D.Zh. Ispol'zovanie narodnyh tradicij v podgotovke starsheklassnikov k semejnoj zhizni. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Almaty, 1994.

3. Kazanfyn эdet ryryptary men salt dэstYrleri: Qtkendegisi zhэne bYgini. Ma^alalar zhinary. Almaty, 2001.

4. Sakenov D. Zh, et al. Preparation of students of higher education institution for professional activity in the course of studying of pedagogical disciplines. World applied sciences journal. 2012; 19 (10): 1431 - 1436.

Статья поступила в редакцию 09.08.18

УДК 371

Kasimova B.S.-A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Primary Education, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: marina-gazieva@yandex.ru

BASES OF FORMATION OF MATHEMATICAL THINKING OF YOUNGER STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS. The

article deals with the formation of mathematical thinking of younger students in the learning process. One of the fundamental tasks that the primary school is designed to solve for the education of students is to form the most complete picture of the world, which is achieved, in particular, by means of mathematical thinking, which is an instrument of mental operations. The author concludes that there is an objective need to search for such pedagogical conditions that would contribute to the most effective development of mathematical thinking in children of primary school age, raising the level of children's learning material. Key words: primary school students, mathematical thinking analysis, synthesis.

Б.С.-А. Касумова, канд. пед. наук, доц. каф. методик начального образования, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: marina-gazieva@yandex.ru

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрены вопросы формирования математического мышления младших школьников в процессе обучения. Одной из основополагающих задач, которые призвана решать начальная школа для образования учащихся, является формирование как можно более полной картины мира, что достигается, в частности, с помощью математического мышления, инструментом которого являются мыслительные операции. Автор делает вывод, что существует объективная необходимость поиска таких педагогических условий, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию математического мышления у детей младшего школьного возраста, повышения уровня освоения детьми учебного материала. Ключевые слова: учащиеся начальных классов, математическое мышление анализ, синтез.

В течение младшего школьного возраста у детей формируются мыслительные операции, по которым необходимо оценивать развитие математического мышления, а именно: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Первоклассники и некоторые второклассники используют преимущественно практически-действенный и образно-речевой анализ предметов, явлений и тому подобное. С третьего, а иногда даже со второго класса он становится систематическим.

Дети сравнительно легко решают задачи, когда можно использовать практические действия с самими предметами, например, палочками, кубиками или выделить признаки частей предметов, наблюдая их. Сначала анализ является элементарным. Так, первоклассники в начале учебного года склонны анализировать только одну часть предмета (в рассказе при описании картины они определяют одно-два события, не выделяя главного). Постепенно анализ приобретает комплексный характер, становится более полным, поскольку учащиеся рассматривают более или менее все части или свойства познавательного предмета, хотя еще не устанавливают взаимосвязей между ними. У части учеников второго класса и в большинстве учеников четвертого класса анализ становится систематическим. Рассматривая части и свойства предметов, ученики находят среди них главные, выявляют их взаимосвязи и взаимозависимости. Объектом анализа являются предметы, явления, процессы, действия, поступки людей, языковые явления [1, с. 157 - 159].

Анализ при этом тесно связывается с синтезом, то есть объединением в мыслях выделенных элементов в единое целое, установлением связей между ними. Анализ, как и синтез, нужен для того, чтобы ученики осознали любой наглядный и речевой материал.

Как утверждают психологи М. Савчин и Л. Василенко, первоклассники легче осуществляют синтез в процессе выполнения практических действий. Уровень анализа и синтеза у младших школьников зависит не только от их общего развития, но и от предметов, которые являются объектом этих действий. Анализ и синтез сочетаются в сравнении объектов. При сравнении ученики начальных классов легко выделяют различия и труднее сходства, утверждает А. Савченко. В процессе систематического и длительного обучения они постепенно осваивают умение выделять и сравнивать сходства.

В исследовании А. Румянцева указываются индивидуальные различия в количестве признаков, по которым сравниваются предметы, в целом же они увеличиваются с возрастом учащихся. Количество признаков, по которым первоклассники сравнивают предметы, под конец учебного года возрастает в 1,8 раза по сравнению с той, которая была в начале учебного года [2, с. 24].

Если дидактические условия благоприятные, считает А.В. Скрипченко, то младшие школьники успешно учатся сравнивать также числовые и алгебраические выражения, формулы, схемы, предложения и т. п., находить в них нечто подобное и отличное. Младшим школьникам приходится сравнивать не только воспринятые, но и воображаемые объекты. Второклассники могут успешно выделить общие и отличительные признаки двух воображаемых, известных им предметов, живых существ (например, воробья и вороны, яблоки и сливы и тому подобное). Сравнивая новые и ранее познанные предметы или явления, младшие школьники не только анализируют и синтезируют, выражая результаты этих процессов в форме суждений [3].

Анализ переходит в абстрагирование, которое становится важным компонентом мыслительной деятельности учащихся, нужным для обобщения и формирования понятий. Одной из особенностей абстракции учащихся младших классов является их

тенденция больше сосредотачиваться на внешних признаках. Эти яркие признаки объекта они принимают за существенные, хотя они нередко не являются таковыми. Учащиеся начальных классов легче абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения между ними. Исследования Н. Менчинской и других учёных свидетельствуют, что схемы помогают младшим школьникам абстрагировать количественные зависимости от конкретного содержания задач. Эта помощь становится особенно эффективной, если ученики учатся самостоятельно чертить схемы, сопоставлять их с условиями задач и проявлять в разном их содержании одинаковую абстрактную математическую зависимость. Анализ объектов, абстрагирование их общих признаков подготавливает обобщение, которое проявляется в соотнесении учащимися предметов и явлений определённых групп, видов, родов и тому подобное, позволяет классифицировать объекты и в полной мере систематизировать свои знания о них. В младшем школьном возрасте обобщение заключается в объединении предметов на основе определенного признака. Развития обобщения способствуют систематическому выполнению заданий на группировку наглядных предметов, словесно обозначенных объектов, решения математических задач [4].

С возрастом растет количество индуктивных умозаключений. Содержательность, истинность их зависит от опытной основы. Одновременно формируются у учащихся и дедуктивные умозаключения, которые основываются сначала на конкретных, взятых из чувственных наблюдений, а дальше и на абстрактных посылках, поддерживаемых конкретной ситуацией, о чем свидетельствуют исследования Г. Овчинниковой, З. Калмыковой [5].

Ученики младших классов быстрее овладевают индуктивными умозаключениями, чем дедуктивными. Индуктивные и дедуктивные умозаключения переплетаются в мышлении детей, направленном на решение доступных для них познавательных задач, в частности, таких, что требуют раскрытия причин различных природных явлений, мотивов поведения персонажей литературных произведений, с которыми учащиеся этого возраста знакомятся. Есть и индивидуальные особенности мышления младших школьников, которые проявляются в уровнях его мыслительных операций, в гибкости мышления, в соотношениях конкретно-образных и абстрактно-словесных элементов.

Учащиеся начальных классов осознают собственные мыслительные операции, что помогает им осуществлять самоконтроль в процессе познания. У них развиваются самостоятельность, гибкость, критичность мышления.

Изучение научной литературы показало, что, несмотря на большой интерес психологов и педагогов к проблеме развития математического мышления учащихся, многие ее аспекты остаются недостаточно изученными. В настоящее время эта проблема не получила достаточного теоретического разрешения.

Таким образом, налицо противоречие: с одной стороны, насущная необходимость в развитии математического мышления учащихся, а с другой - современные школьные программы, не позволяют в полной мере развивать математическое мышление учащихся. Чтобы снять это противоречие, необходимо, исходя из знания структуры умственных операций, разработать систему математических задач по каждой теме, решение которых совершенствует конкретные операции и приемы мышления.

В начальных классах не всегда уделяют достаточного внимания развитию математического мышления и считают, что все необходимые мыслительные навыки будут развиваться с возрастом самостоятельно. Данное обстоятельство приводит к замедлению роста формирование математического мышления детей и, как следствие, их интеллектуальных способностей, что не мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.