References
1. Dowling, Grahame. creating corporate reputations: identity, image, and performance. Oxford: University Press, 2001 (In Rus. ed.: Dauling G. Reputatsiya firmy: sozdanie, upravlenie i otsenka effektivnosti [Reputation of firm: creation, management and assessment of efficiency]. Moscow, Image-Contact, Infra-M Publ., 2003. 366 p.
2. Kitchen, Philip J. Public relations: principles and practice. London, Thomson Business Press, 1997. (In Rus. ed.: Kitchen F. Pablik rileishnz: printsipy i praktika [Public relations: principles and practice]. Moscow, Unity-Dana Publ., 2004. 443 p.
3. Korol'ko V. G. osnovy pablik rileishnz [Basis of public relations]. Moscow, Refl-book Publ., Kiev, Vakler Publ., 2000. 526 p.
4. Kokhanaya O. E. Theatres for young spectators as the factor of formation of a new type of personality. vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and Arts], 2014, No. 4 (60), pp. 29—35. (in Russian)
5. Krivonosov A. D., Filatova O. G., Shishkina M. A. osnovy teorii svyazei s obshchestvennosfyu [Bases of the theory of public relations]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011. 384 p.
6. Lisovsky V. T., ed. sotsiologiya molodezhi [sociology of Youth]. St. Petersburg, Publishing house of St. Petersburg State University, 1996. 457 p.
7. Os'kin Ya. Molodezhnyi marketing: chto eto takoe i kak on rabotaet [youth Marketing: what it is and how it works]. Available at: www.sostav.ru/columns/trandinmarketing/2009/0012/
Г
ЕНЕАЛОГИЯ И МОРФОЛОГИЯ ОБРЯДОВЫХ КУЛЬТОВ КАЗАХОВ УДК 392(574)
И. Г. Скляр1, Н. К. Камалова2
Московский государственный институт культуры 2Южно-Казахстанский государственный университет им. М. О. Ауэзова
В статье рассматриваются становление и развитие культово-обрядовой культуры Казахстана, ставшей отражением устойчивых форм поведения казахов, способов освоения окружающего мира, а также их взаимоотношений с природой, основанных на понимании жизни как целостного явления. На широком круге этнологического и археологического материала прослежено историко-культурное становление и развитие обрядовых культов казахов: культа огня, солнца, домашнего очага. Осмыслены национальные раннерелигиозные формы верований с их культами: анимизм, культ предков, тотемизм. Особое внимание уделено анализу семейно-бытовых культов в их функциональной форме в виде обрядов, праздников, ритуалов. Прослежены культы, связанные с трудовыми процессами. Отдельно рассмотрены «культы мужчин», «официальные культы», «коммуникативные культы». В статье сделан вывод о тесной взаимосвязи культов и праздников, создавших в Казахстане особую культово-культурную среду, основанную на исторических канонах миропонимания, на формах художественной культуры казахского этноса, на положениях ислама в его национальном преломлении, на особенностях быта и материальной деятельности казахского народа.
ключевые слова: празднично-обрядовая деятельность, археологические раскопки, наскальные рисунки, культ огня и солнца, дом огня — дэв, культ предков, покровители животных, обряды кочевья, социализирующие и семейно-бытовые обряды.
!СКЛЯР ИГОРЬ ГРИГОРЬЕВИЧ — кандидат философских наук, профессор кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
SKLYAR IGOR GRIGORYEVICH — Ph.D. (Philosophy), Professor of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture
2КАМАЛОВА НАСИПКАНЫМ КАМАЛ КЫЗЫ — кандидат педагогических наук, профессор кафедры культурно-досуговой деятельности Южно-Казахстанского государственного университета им. М. О. Ауэзова KAMALOVA NASIPKANYM KAMAL KYZY — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of cultural and leisure activities, South Kazakhstan State University named M. Auezov
e-mail: [email protected], [email protected] © Скляр И. Г., Камалова Н. К., 2015
I. G. Sklyar1, N. K. Kamalova2
!Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation 2South Kazakhstan State University named M. Auezov, Prospect Tauke Khan, 5, 160012, Shymkent, Republic of Kazakhstan
THE GENEALOGY AND MORPHOLOGY OF RITUAL CULTS OF KAZAKHS
In article formation and development of the cult and ceremonial culture of Kazakhstan which became reflection of steady forms of behavior of Kazakhs, ways of development of world around, and also their relationship with the nature based on understanding of life as the complete phenomenon are considered. The wide range of ethnological and archaeological material is involved in contents of article. Historical and cultural formation and development of ceremonial cults of Kazakhs is tracked: cult of fire, sun, home. National early religious forms of beliefs with their cults are comprehended: animism, cult of ancestors, totemizm. The special attention is paid to the analysis of family and household cults in their functional form in the form of ceremonies, holidays, rituals. The cults connected with labor processes are tracked. "cults of men", "ofotsialny cults", "communicative cults" are separately considered. In article the conclusion is drawn on close interrelation of the cults and holidays which created in Kazakhstan the special cult and cultural activity based on historical canons of outlook, on forms of art culture, the Kazakh ethnos, on provisions of Islam in its national refraction on features of life and material activity of the Kazakh people.
Keywords: festive and ceremonial activities, archaeological sites, petroglyphs, the cult of the sun and fire, house fire — the devas, the worship of ancestors, patron saint of animals, rituals encampments, socializing and family and everyday rituals.
Исторические предки казахов в самом отдалённом из доступных изучению периодов предстают перед нами как группы, чаще всего собирающиеся вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором превращения человека в хомо сапиенс. «Живое существо, не имеющее ни того, ни другого мы вряд ли сочли бы человеком» [1, с. 67].
Образование групп и сообществ, осознание их смыслового значения — ещё одно отличительное качество человека. Соответственно осознанию общественной жизни происходило формирование окружающей бытовой среды и складывались виды деятельности, определяющие это бытие.
Эпоха древнего каменного века характеризуется как время становления человека, развития активных взаимоотношений с окружающей средой, приобщения к хозяйственной деятельности. Хозяйство основывалось на собирательстве и охоте, позднее на животноводстве, которое и стало впоследствии основным источником трудовой деятельно-
сти, а также развития материальной и духовной культуры. Взаимоотношения строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда.
во всех периодах первобытности в природу человека закладывалось осознание того, что он не только является частью природы, но и должен формировать себя посредством искусства (художественного самовыражения).
в эти времена, как известно, искусство не отделялось от ремесла. Как утверждает А. ф. Лосев, «... искусство этого периода призвано удовлетворять непосредственные насущные нужды жизненно практической утилитарной деятельности» [2, с. 4].
Причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству засвидетельствована археологами. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня (бал-балы), рисунки на сосудах посвящены сценам охоты и предметам поклонения.
Наскальные рисунки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышле-
нии. Так, духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы.
Археологические раскопки наглядно свидетельствуют о верованиях древних людей в возможность сменности этапов жизни человека, как это существует в природе.
Миропонимание древнего человека было основано не только на верованиях, но и на поклонении культу. Информацию о верованиях и культах саков (древних казахов) можно почерпнуть из материалов погребений. они свидетельствуют о культах предков, се-мейно-родовых святынь и покровителей. Захоронения вместе с покойным имущества основаны на вере в бессмертие умерших, в существование потустороннего мира, загробной жизни. Крупные захоронения, родовые кладбища известны во многих районах казахстана: Иссык, Бесшатыр, Сыпра-оба, Кара-оба, Ушарык — там, где преобладало оседлое и полукочевое скотоводство. по периодам захоронения можно определить не только материальный мир умершего, но и существовавшие похоронные обряды.
у скотоводческих племён Казахстана исторически засвидетельствованы культы почитания огня, коня, солнца. Античные и древне-иранские источники прямо указывают на то, что главным почитаемым божеством у некоторых сакских племён было солнце, с которым тесно был связан культ небесного коня.
Культ огня, как священной всеочищаю-щей стихии, ведёт происхождение от культа солнца. он был распространён у многих скотоводческих племён Евразии. «У савроматов Илека и урала, как и саков приаралья, в погребениях часто находят красную краску — символ огня и солнца», — пишет К. ф. Смирнов [4, с. 252].
С культом солнца, огня и домашнего очага связаны многочисленные находки бронзовых /Семиречье/ и каменных /Приара-лье, Центральный Казахстан, Южное Зауралье/ алтарей-жертвенников, а также обряды сожжения деревянных надмогильных сооружений в Западном Казахстане. Это свидетельствует о том, что культ огня решал так-
же задачу ограждения от нежелательного воздействия злых сил. так, сожжение надгробия, разжигание десятков костров вокруг кургана-погребения подтверждают данные о том, что древние люди боялись возвращения души умершего и старались оградить себя от этого.
Поклонение огню — культовое действие, находит своё воплощение в обрядовых действиях многих народов. Спускание горящего соломенного круга со снежной горки при встрече весны характерно для европейских народов, в частности Германии. Таким же образом провожали зиму казахская молодёжь на наурыз и русские: зажжение лампадки, сожжение чучела зимы и другие действия берут истоки в почитании солнца и огня.
У иных народов культ огня и солнца подтверждался не только отдельными народными действиями, но был положен в основу организации всей общественной жизни. Он служил средством управления государством, регулирования отношений между социальными группами. Так, в Мидии в эпоху правления Дария (отца Ксеркса) были построены святилища — храмы огня — дэв. Е. Герцвальду принадлежит авторство расшифровки текста на останках древних сооружений — дэвов. Один из текстов гласит: «Там я Ахурамазду почитал и именно через священный огонь» [5, с. 127].
вместе с поклонением солнцу и огню человечество прошло и через этап почитания других сил природы, влияние которых меняло устойчивость миропонимания.
Анимизм — вера в существование души у вещей. Именно этой верой объясняют учёные наличие в погребениях изломанных вещей. «Умышленная поломка оружия, зеркала и других предметов покойника освобождают души предметов, шедших вслед за душой умершего»,- поясняет К. ф. Смирнов [4].
Представление о происхождении рода, племени от какого-либо мифического животного-предка нашло отражение в предметах — тотемах. Ими украшали оружие, конскую узду, боевое знамя, чтобы тотемы делали
их неуязвимыми, привели к победе, передали им сверхъестественную силу тотема. Как обереги от нежелательных влияний извне здесь же известны амулеты — «тумары».
В отношениях древних людей с природой отмечаются особо организуемые действия, создающие культ природы, для сохранения её животворного ритма. Эти действия и определяли основные фазы хозяйствования и бездействия — временного отказа от основных занятий, интенсивной коллективной культурной жизни. вместе с тем культ природы породил разделение труда, что характеризует социальную эволюцию.
Г. Андреев, исследователь русского фольклора, отмечает, что культ природы у русских выражался в почитании двух звёздных божеств: Ткачихи и Волопаса, между которыми полегал Млечный путь — небесная река. только раз в году можно было её переплыть, тогда и происходило их бракосочетание — время, когда можно было начинать посевную работу. как считалось, в этот день почва приобретала плодородие. Ритуал первой вспашки начинали недавно сочетавшиеся браком молодые. Это был единственный день, когда женщина допускалась на совместную пахоту. В остальное время совместный труд женщины и мужчины на пахотном поле считался святотатством.
Возникновение и развитие кочевого скотоводства для казахстана стало, несомненно, прогрессивным явлением. разрушились рамки культурной и хозяйственной замкнутости, возникли широкие межплеменные экономические и культурные связи. Животные и удовлетворяли утилитарно-практические потребности человека, и формировали особое отношение человека к животным. казахи верили в существование покровителей животных. к ним были обращены просьбы об увеличении поголовий скота, сохранении приплода. тем и объясняется обращение с животными как живыми существами, наделёнными разумом. По-другому объяснить обряд исполнения сорокадневья верблюжонку невозможно. Всё это результат восприятия
всего окружения и себя как части единого мироздания, всей природы.
Особое место в обрядовой жизни человека занимал культ предков. Л. Н. Гумилев отмечал, что люди, принадлежавшие к разным народам, роднятся между собой не столько по образу жизни, сколько по отношению к смерти [6, с. 130].
Вера в бессмертие умерших сородичей, в существование потустороннего мира превращала похороны соплеменников в сложный и пышный ритуал, в ходе проведения которого соблюдались правила и обычаи своей родовой общины. Были свои особенности и у племён древнего казахстана. по свидетельству археологов, умерших либо сжигали, либо хоронили в «ящиках», составленных из каменных плит, или в прямоугольных грунтовых ямах. Обряд кремации в представлении древних соответствовал универсальному закону обновления природы, возрождения к новой жизни [7, с. 48].
но не единым поклонением был жив человек. проходя различные этапы эволюции, человек изменял отношения с природой, выстраивал соответствующие нормы поведения в изменяющемся мире. Материальный достаток и разделение труда привели к образованию социальных слоёв общества, что послужило основанием для появления новых форм регулирующей деятельности — своеобразных обрядов и ритуалов. Среди них важно отметить семейно-бытовые обряды и праздники. Они явились основой для оценки важности жизни человека как части природы, а также для регулирования семейных отношений соответственно социальному статусу члена семьи. Эти обряды создавали особый психологический климат в процессе обрядовой и праздничной деятельности, помогали осознавать факт общественной значимости жизненных событий человека от рождения до смерти.
Другая группа ритуалов, обрядов и праздников связана с трудовыми процессами, ориентированными как на его результативный исход, так и на солидаризацию коллективного
труда, приобщение к трудовой деятельности, формирование навыков самостоятельного овладения ремеслом.
Особо выделяются в празднично-обрядовой культуре социализирующие ритуалы, среди которых важное место принадлежит группе обрядов, связанных с жизнью мужчин. в результате перехода от кочевого образа жизни на полуоседлую и оседлую и освоения верховой езды, приручения коня, что стало важнейшим этапом в развитии кочевой цивилизации, актуальными стали новые ценности в освоении жизненного космоса. войны и набеги (барымта) требовали от мужчин готовности к военным действиям, в результате сложились ритуалы рыцарских боёв, празднований дней окончания войны и победы, обряды «Токым кагар» — проводы и встреча воина, юноши, будущего воина, в первый мирный самостоятельный поход, который совершался в аул родственников по материнской линии.
Кочевой и полукочевой образ жизни казахов предопределил отсутствующую у других народов группу обрядов кочевья. Они содержат в себе элементы как коммуникативной культуры, так и бытовой культуры, связанной с освоением жилья.
Изменения в формах и содержании празднично-обрядовой культуры связаны с историческими изменениями в управлении общественной сферой: с утверждением официальной религии, которая имела целью обращение людей от многоаспектного поклонения космосу и его явлениям к единому разуму, сотворившему этот космос. Однако религия, официально поддержанная господствующей властью, внедряемая в сознание массы, не везде смогла стать всецело принятой нормой духовной жизни.
в Европе Крестовые походы, малые территории, которые подвергались многократным военным нашествиям, слабая боевая обеспеченность, поддержка внедрения официальной религии в государственную жизнь не скоро, но покорили европейские государства. Иначе обстояло дело с распространением ислама на территории Казахстана. венгерский
востоковед И. Гольдциер отмечал: «Сам официальный ислам с самых первых этапов существования дал доказательства тому, что его дальнейшее существование связано с переосмыслением и переработкой существовавших до него языческих религиозных элементов» [8, с. 62].
Известно, что в исламе, как и в других вероисповеданиях, принято различать каноническую, официальную религию духовенства и религию народную, бытовую. формы проявления бытового ислама разнообразны. Как заключает исследователь р. Мустафина, наряду с идеями и нормами ислама, сохраняется широкий круг представлений и обычаев, восходящих к местным доисламским традициям [9, с. 162].
Свидетельством тому явились материалы, полученные в ходе авторского исследования по изучению празднично-обрядовой культуры казахов. Они представляют разнообразные синкретические формы, сложившиеся в результате взаимовлияния реликтов домусуль-манских верований и ислама.
Образование государств и официальное правление потребовали разработки ритуалов особого коммуникативного характера: встречи, приёмы, трапеза, воспитание членов царствующей семьи и других праздников, регламентирующих общественное бытие нации и государственной политики. Г. Кадырбаев приводит данные о дипломатических взаимоотношениях Китая с соседними государствами, в числе которых указывается и Самоэрхань-Самарканд. Представитель от Самаркандского ханства принимается церемониймейстером по протоколу Департамента церемониалов. Существование специального департамента в государственном аппарате — свидетельство важности организации обрядов и ритуалов, связанных с царствующей особой и всем государством.
Итак, становление и развитие культов тесно связано с историко-культурным прогрессом. Освоение окружающего мира, взаимоотношения с природными явлениями, основанные на понимании жизни как цельного явления,
сформировали у людей устойчивые нормы поведения. Они подвергались изменениям в связи с трансформацией трудового процесса, хозяйственной и общественной жизни, социальной структуры общества.
В результате общественного развития празднично-обрядовая деятельность обогащалась новым содержанием и смысловыми характеристиками в эстетическом оформлении, устнопоэтическом, музыкальном, художественно-оформительском, хореографическом материале и символико-атрибутивной части массовых действ.
празднично-обрядовая культура, основанная на культах, охватила все сферы жизнедеятельности людей, выработав нормы межличностных, общественных отношений, межкультурных связей, которые способствовали развитию различных жанров искусства и управления в сфере культуры.
Благодаря празднично-обрядовой деятельности, такому важному проявлению духовной состоятельности общества, возникли специальные архитектурные сооружения,
такие как святилища — «Дэвы» в Мидии, храмы — центры культа в Египте, Колизей, греческие театроны; алтари-жертвенники в Казахстане и другие. Все эти сооружения были созданы для проведения культово-празднично-обрядовой деятельности как духовной ценности общества.
праздники создали особую культово-культурную среду, которая строилась по канонам миропонимания социальной среды, соответственно историко-культурному развитию общества.
Эти каноны построения праздничного действия: торжественная процессия, отражающая событие в элементах мифа, песнях, танцах, декламациях, пантомиме; служение культу, жертвоприношения, действия вокруг героя — подтвердили свою культово-художественную состоятельность в отдельных элементах и сегодня.
Видимо, поэтому для человека мыслящего умение праздновать есть проявление наивысшей заботы о своей душе, способ возвысить себя над обыденностью в этом мире.
Примечания
1. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. Алма-Ата : Жалын, 1979. 250 с.
2. Гиршман Р. Святилища дэвов // Исследования источников по истории доисламской Центральной Азии : пер. с англ., фр., нем. / под ред. Дж. Харматты. Алматы, 1997. 177 с.
3. Гольдциер И. Культ святых в исламе : (Мухаммеданские эскизы). Москва : Гаиз, 1938. 180 с.
4. Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии : (Историко-географический этюд) / [предисл. проф. М. И. Артамонова] ; АН СССР, Институт народов Азии. Москва : Наука, 1966. 191 с.
5. Древний Отрар : Альбом-книга = Angient Otrar : the album-book / сост. Ж. Нускабайулы, О. Жанибек ; перевод на англ. яз. Н. Голикова. Алматы : Руан, 1997. 176 с.
6. Лосев А. ф. История античной эстетики (ранняя классика). Москва : Высшая школа, 1963.
7. Мустафина Р. Представления, культы, обряды у казахов : в контексте бытового ислама в Южном Казахстане в конце XIX—XX вв. / ред. Н. Б. Жиенгалиев. Алма-Ата : ?аза? университет^ 1992. 176 с.
8. Смирнов К. Ф. Савроматы. Ранняя история и культура савроматов. Москва : Наука, 1964. 381 с.
9. Ясперс К. Смысл и назначение истории : сборник : пер. с нем. / вступ. Ст. П. п. Гайденко, коммент В. Н. Ка-тасонова. 2-е изд. Москва : Республика, 1994. 528 с.
References
1. Agapov P., Kadyrbaev M. Sokrovishcha drevnego Kazakhstana [Treasures of ancient Kazakhstan]. Almaty, Zhalym Publ., 1979. 250 p.
2. Girshman R. Svyatilishcha devov [Sanctuaries of dev]. Issledovaniya istochnikov po istorii doislamskoi Tsentralnoi Azii [Researches of sources on history of pre-Islamic Central Asia]. Almaty, 1997. 177 p.
3. Gol'dtsier I. Kul't svyatykh v islame: (Mukhammedanskie eskizy) [Cult sacred in Islam: (Mukhammedansky sketches)]. Moscow, 1938. 180 p.
4. Gumilev L. N. Otkrytie Khazarii : (Istoriko-geograficheskii etyud) [Discovery of Khazaria: (Historical and geographical etude)]. Moscow, Nauka Publ. [Science Publ.], 1966. 191 p.
5. Nuskabaiuly Zh., Zhanibek O., comp. Angient Otrar : the album-book. Almaty, Ruan Publ., 176 p.
6. Losev A. F. Istoriya antichnoi estetiki (rannyaya klassika) [History of an antique esthetics (early classics)]. Moscow, Vysshaya Shkola Publishers, 1963.
7. Mustafina R. Predstavleniya, kul'ty, obryady u kazakhov: v kontekste bytovogo islama v Yuzhnom Kazakhstane v kontse XIX—XX vv. [Representations, cults, ceremonies at Kazakhs: in the context of household Islam in the Southern Kazakhstan at the end of XIX—XX of centuries]. Alma-Ata, 1992. 176 p.
8. Smirnov K. F. Savromaty. Rannyaya istoriya i kul'tura savromatov [Savromata. Early history and culture of savromat]. Moscow, Nauka Publ. [Science Publ.], 1964. 381 p.
9. Yaspers K. Smysl i naznachenie istorii [The Meaning and purpose of history]. Moscow, Republik Publ., 1994. 528 p.
ОЛЬ и МЕСТО ПРАЗДНИЧНЫХ ОБРЯДОВ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКОВ
УДК 392(575)
М. Тураев, М. М. Тураева
Московский государственный институт культуры
Данная статья посвящена изучению духовной и материальной культуры таджиков. Отмечается, что сохранение и научное осмысление традиционных народных культур имеет непереходящее, фундаментальное значение, так как традиции и традиционные культуры играют важную роль в поддержании стабильности в обществе, гармоничного существования любого этноса. В статье анализируются социокультурный аспект таджикской празднично-обрядовой культуры и её значение для таджикского народа.
Ключевые слова: праздник, обряд, ритуал, празднично-обрядовая культура, праздность, традиционная культура, таджикская празднично-обрядовая культура.
M. Turaev, M. M. Turaeva
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE ROLE AND PLACE OF FESTIVE RITES IN THE PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF TRADITIONAL CULTURE OF TAJIKS
This article is devoted to studying of spiritual and material culture of Tajiks. It is noted that preservation and scientific judgment of traditional national cultures has not passing, fundamental value as traditions and traditional cultures play an important role in temporary use of stability in society, harmonious existence of any ethnos. In article the sociocultural aspect of the Tajik festive and ceremonial culture and its value for the Tajik people is analyzed.
Keywords: celebration, ceremony, ritual, festive-ritual culture, idleness, traditional culture, Tajik festive-ritual culture.
ТУРАЕБ МАХМАДАЛИ — аспирант кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
MAHMADALI TURAEV — doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
ТУРАЕВА МИЖГОНА МАХМАДАЛИЕБНА — аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры TURAEVA MIZHGONA MAKHMADALIEVNA — doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] 129
© Тураев М., Тураева М. М., 2015