Научная статья на тему 'Истоки «Казахского чуда»'

Истоки «Казахского чуда» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки «Казахского чуда»»

чтобы не допустить распространения идей исламского экстремизма. В постсоветский период было очень много сделано для религиозной пропаганды в обществе. Серьезным недостатком, по нашему мнению, является то, что не ведется атеистическая пропаганда. Распространение религиозных идей необходимо сочетать с популяризацией атеистического мировоззрения, чтобы не допустить перекосов ни в одну, ни в другую сторону. Религия может и должна бороться с негативными проявлениями в жизни общества, но в то же время религиозным деятелям необходимо сотрудничать с научными, культурными и образовательными учреждениями республики, чтобы совместными усилиями повысить уровень культуры в дагестанском обществе.

«Дагестанский востоковедческий сборник», Махачкала, 2011 г., с. 57-66.

Георгий Цаголов,

политолог

ИСТОКИ «КАЗАХСКОГО ЧУДА»

В период развала СССР в Казахстане уже существовала сильная президентская власть во главе с Нурсултаном Назарбаевым. Недавний член Политбюро ЦК КПСС обладал большим опытом партийного и государственного управления, отличался незаурядным интеллектом и волевыми качествами. В отличие от белорусской экономики в Казахстане преобладали сырьевые отрасли, работавшие главным образом на нужды всего Союза. Назарбаев был против ликвидации СССР, но когда это случилось, не опустил руки. Его опорой стали не оппозиционные демократы, а те, которых он хорошо знал, - представители прежней государственной бюрократии и верхушка казахских кланов.

На первых порах Назарбаев перепробовал разные направления реформ. Советы ему давали и приглашенный в Алма-Ату Григорий Явлинский, и некоторые западные эксперты, в том числе из МВФ. Однако большая часть стартовых начинаний не приводила к лучшему, производство падало, а инфляция нарастала.

Желающих поучаствовать в приватизации предприятий, добывающих полезные ископаемые, было немало среди граждан самого Казахстана. Но откуда им взять необходимые для этого капиталы? Продавать сырьевые ресурсы по дешевке или проводить также не слишком обременительные для участников залоговые

аукционы с заранее определенным кругом фаворитов, как в России, не хотелось. Напрашивался вариант предоставления концессий западному капиталу. Назарбаев знал историю советского нэпа. Зарубежный опыт также свидетельствовал, что такой путь может оказаться успешным. Особо вдохновлял его сравнительно недавний пример премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю, человека твердой руки, не побоявшегося распахнуть двери для транснациональных корпораций, что позволило в короткий срок превратить третьестепенную колонию в одну из ведущих индустриальных стран мира.

Процесс передачи промышленных предприятий под управление иностранных фирм начался в 1993 г. Из разных стран были отобраны и допущены к приватизации те зарубежные компании, которые готовы были дать большие деньги и быстро наладить эффективную эксплуатацию приобретенных активов. Самый крупный в республике Карагандинский металлургический завод был продан международной группе Лакшми Митталя - «Миттал стил». Конечно, дело не обходилось без роптания по поводу «распродажи национальных богатств». Но Назарбаев и его пропагандистский аппарат убеждали, что в сложившейся обстановке других путей просто не существовало: подчеркивалось, что предприятия остаются в стране, иностранцы платят немалые налоги в казну, растет производство и создаются новые рабочие места.

К 1996 г. Казахстан сумел уже привлечь в экономику гораздо больше инвестиций, чем Россия. При этом Назарбаеву открылся и рынок международных кредитов под относительно небольшие проценты. При оформлении крупных сделок правительство страны получало солидное вознаграждение, но эти деньги не разворовывались, а увеличивали доходную часть государственного бюджета.

Сложнее обстояло дело с крупными предприятиями машиностроения и легкой промышленности, которые раньше работали на нужды всего Советского Союза и потому не представляли особого интереса для западных инвесторов. В этих отраслях правительство встало на путь постепенных преобразований и разукрупнения, что позволило бы развивать средний и малый бизнес, который мог работать на нужды казахстанского рынка. К 2000 г. частный сектор экономики страны давал 75% всей продукции. Национальное предпринимательство развивалось в сфере услуг, финансов, телекоммуникаций, инновационной технологии. К 2003 г. в республике образовалось 10 крупных частных холдингов.

Повышение мировых цен на нефть, а также почти на все другие виды сырья и металлы ускоряло темпы экономического роста Казахстана, составлявшие с 1998 по 2005 г. в среднем более 10%. С введением национальной валюты - тенге - пошла на убыль инфляция. В мире заговорили о «маленьком казахском экономическом чуде».

Несмотря на большую долю частного капитала, как иностранного, так и национального, государство не ушло из экономики, а временами и наращивало свое присутствие. За счет доходов, идущих от реализации нефти, был создан Национальный фонд, размеры которого в настоящее время превышают 30 млрд. долл., а вместе с золотовалютными резервами составляют 63 млрд. долл. При этом с самого же начала в отличие от нашего Стабфонда часть его стала расходоваться на инвестиции в собственную экономику, в обрабатывающую промышленность и особенно в машиностроение (20% и более ежегодного прироста). Республика обрастала строительными лесами. Государство взяло на себя заботу о развитии транспортной инфраструктуры - авиации, железных дорог, нефте- и газопроводов.

Появление новой столицы - Астаны - стало стимулом для строительства дорог и воздушных трасс, а также современного аэропорта. В республике почти с нулевой отметки была создана вполне современная система банков, ставшая образцово-показательной для соседних стран. Некоторые из быстро выросших казахских банков в последние годы стали успешно осваивать просторы других стран СНГ, включая и Россию. За 20 лет уровень ВВП на душу населения возрос почти в 15 раз и составляет по итогам прошлого года 9 тыс. долл.

В начале 90-х годов в Казахстане наблюдался массовый исход граждан на постоянное место жительства в другие страны. Численность населения Казахстана тогда сократилась на 2 млн. человек. Сегодня среди гастарбайтеров в России или Европе казахов практически нет. Напротив, многие узбеки, киргизы и таджики едут работать в Казахстан. Численность населения в последние годы постоянно растет и достигает ныне 16 млн. Международным признанием возрастающего авторитета Казахстана стало его председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Бывший член парламента Великобритании Джонатан Айкен написал книгу «Назарбаев и сотворение Казахстана: От коммунизма к капитализму» и хвалит президента за построение «эффек-

тивного капитализма». Известный российский историк Рой Медведев в статье «Казахстанская модель» (журнал «Евразия») придерживается иного мнения: «С учетом социальной составляющей, казахстанскую модель можно было бы определить как социал-демократическую». Сам Назарбаев считает, что «мы движемся по пути создания основ "народного капитализма"». Какое же из утверждений ближе к действительности?

Начнем с позиции Р. Медведева. О демократии в Казахстане можно говорить лишь с прилагательным «управляемая». Придерживаясь девиза «сначала экономика, а потом политика», Назарбаев полагает, что в демократизме лучше идти медленнее, следуя уровню казахстанской культуры. Он считает, что вначале надо сформировать экономически самодостаточных членов общества, способных делать осознанный выбор, а уж потом предоставлять им свободы в полном объеме. Для сторонника «просвещенного авторитаризма» незабываемым уроком стала ошибочная, по его мнению, торопливость в этом вопросе Горбачёва и Ельцина в России.

Назарбаев свыше 20 лет управляет республикой. В 2007 г. ее высший законодательный орган предоставил ему право баллотироваться в президенты неограниченное количество раз. Правящая партия «Нур Отан» и успехи ее политики систематически обеспечивают убедительную победу на выборах (95,5% голосов на состоявшихся в этом апреле президентских выборах). Парламент в стране практически однопартийный. В стране выстроена жесткая вертикаль государственного управления: представители правящей партии занимают все ключевые должности в правительстве, министерствах и местных органах власти. Даже ректоры крупнейших вузов назначаются и освобождаются президентом. На этот счет существуют разные мнения, в том числе и следующее: «Можно сколько угодно рассуждать о роли личности в истории, но значение Назарбаева для страны трудно переоценить. Достаточно сравнить его, например, с Горбачёвым и подумать о том, что СССР мог бы, как КНР сегодня, безболезненно перейти от жесткого социализма к рыночным отношениям, если бы бразды правления в стране оказались у другого лидера».

Не совсем верно и отождествлять казахскую экономическую модель с капитализмом. Все же это смешанная система с элементами социализма, выражающимися в наличии плановых макроэкономических регуляторов, в практике сохранения командных высот в экономике в руках государства. Не случайно в выступлениях На-

зарбаева содержится призыв к созданию «социально ориентированной смешанной рыночной экономики, основанной на сочетании конкурентной саморегуляции производства и регулирования основных параметров развития со стороны государства».

В 1994 г. правительство Казахстана составило первую экономическую антикризисную программу, включающую курс на диверсификацию и модернизацию. Но особую роль планированию стали отводить с 1997 г., когда Назарбаев обнародовал стратегию «Казахстан-2030», в рамках которой создаются пятилетние программы развития, десятилетний индикативный план, отраслевые программы развития.

Никакая политика и реформы не обходятся без коллизий, а всякая сильная власть вызывает оппозицию. Десять лет назад тогдашний премьер-министр Акежан Кажегельдин вознамерился занять президентское кресло. Завязалось острое противоборство. В итоге Кажегельдин подвергся судебным преследованиям и был вынужден ретироваться за рубеж. Протежируемые им в годы пребывания у власти бизнесмены быстро обогащались и предъявляли претензии на нефть и другие наиболее лакомые куски пирога. Но эти сферы были уже заняты другими кланами и людьми, в том числе и приближенными к Назарбаеву, как, например, его зятем -миллиардером Тимуром Кулибаевым, контролирующим разработку и транспортировку нефти - «Казахтрансойл». В результате подобного рода конфликтов формировались группы противников режима.

Другой зять президента (теперь бывший) - Рихат Алиев -не без патернализма дорос до заместителя министра иностранных дел Казахстана. Но этого ему показалось мало, и он, как в сказке Пушкина о золотой рыбке, попросил тестя уступить ему свое место. Его «сослали» послом в Австрию, где позже он скандально попросил политическое убежище и пополнил лагерь «борцов с тиранией».

В богатой сырьевыми ресурсами экономике Казахстана, конечно, присутствует коррупция. В свое время прогремело дело бывшего советника Назарбаева американца Джеймса Гиффена, названное «Казахгейтом». Но руководство республики борется с этим злом, не обретающим масштабов бедствий, наблюдающихся в Киргизии, Туркменистане и других соседних странах, в том числе России, где, как известно, при государственных закупках ежегодно исчезает минимум 1 трлн. руб. Всего в Казахстане насчитывается пять миллиардеров, общее состояние которых составляет

12 млрд. долл. - меньше, чем у одного только нашего Виктора Вексельберга, занимающего лишь 10-ю строчку в рейтинге «золотой сотни» только что вышедшего майского номера русского издания «Форбс».

«Почему всё не так», М., 2012 г., с. 342-347.

К. Исаев,

доктор философских наук, президент социологической ассоциации Киргизстана К. Кокомбаев,

кандидат социологических наук (Санкт-Петербургский государственный университет)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КИРГИЗСТАНА

Современный высокомобильный и информационный мир не только меняет базовые ценности, но и трансформирует фактор идентичности, предопределяя иные критерии человеческой общности.

В начале 90-х годов XX столетия крушение крупной социалистической державы с ее советской тоталитарной политической системой управления стало в планетарном масштабе историческим, трансформационно-эпохальным событием. Обретение странами, в том числе Киргизстаном, статуса самостоятельных государств стало отправной точкой для начала соответствующих широкомасштабных преобразований. Преобразования исходили из стремления к собственным, не противоречащим духу времени целям и задачам новоявленного государства, отвечающим интересам и ценностям всего народа. В то же время усиление внешних факторов воздействия со стороны заинтересованных сил не могло не отразиться на характере предполагаемых реформ. Приоритетность, важность и приемлемость путей решения предопределяли основу государственного развития, главный стержень деятельности новообразованного киргизского национально политического истеблишмента.

Начавшаяся всесторонняя трансформация в новообразованном постсоветском государстве Киргизстан определила одну из значимых зон геополитических интересов ведущих западных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.