эквивалент заработной платы в России значительно превышал аналогичный показатель по Казахстану (не говоря уже о других странах Центральной Азии), то в 1998—2000 гг., а также и в 2001 г. долларовый эквивалент заработной платы в Казахстане был самым высоким из всех стран СНГ. Конечно, следует еще раз подчеркнуть, что долларовый эквивалент в общем занижает реальный уровень заработной платы при международных сопоставлениях — в той степени, в какой местное производство составляет относительно большую часть потребляемых товаров и услуг. Но даже с учетом этого обстоятельства становится очевидным, что долларовый эквивалент заработной платы основной массы рабочих и служащих стран Центральной Азии в 90-х годах не отличался существенно от аналогичных показателей по другим развивающимся странам Азии и Северной Африки с аналогичным уровнем подушевого производства ВВП и был в 20, 30 и более раз ниже, чем в развитых странах Запада.
Значительную, и притом возрастающую, часть населения стран Центральной Азии составляют пенсионеры, и в связи с этим показательно, что долларовый эквивалент пенсии во второй половине 90-х годов колебался в Казахстане в пределах $28—47, в Кыргызстане — $9—18, Узбекистане — $9—27, Туркменистане — $6—19 (официальных данных о долларовом эквиваленте заработной платы по Туркменистану нет) и в Таджикистане от $1,5 до 3.
(Окончание в следующем номере)
"Россия XXI", М, 2003 г., январь—февраль, с.113—145.
В.Иванов, А.Грозин,
историки
КАЗАХСТАН: БОРЬБА ПРЕСТОЛОНАСЛЕДНИКОВ
Казахстан, как, впрочем, и Россия, не вписывается в привычную схему координат. Расположенная в сердце Евразии республика, с одной стороны, геополитически находится на традиционном Востоке, с другой — наиболее европеизирована, даже — "русифицирована" в хорошем смысле этого слова (сейчас даже полемика о негативном воздействии "российской колонизации" ведется малочисленными казахскими националистами на русском языке в русскоязычной прессе). Механическое внедрение как восточной деспотии, так и западного либерализма Казахстану одинаково чужды. В конституцион-
но-политической системе республики сочетаются традиционный авторитарный стиль управления с зачаточной парламентско-партийной системой.
Президент Нурсултан Назарбаев, которому немногим более шестидесяти лет, уверенно правит страной, обеспечивая политическую стабильность и довольно высокие темпы роста экономики. Однако картина внешнего спокойствия обманчива. Подспудно идет жестокая и бескомпромиссная борьба за предстоящий передел власти и собственности. Дело в том, что у казахстанского президента нет "престолонаследника" мужского пола. И пока нет никаких, по крайней мере, внешних, признаков того, что Н.Назарбаев растит своего преемника.
Оппозиция Н.Назарбаеву внутри Казахстана сильных фигур не имела. Часть "старых" оппозиционеров либо дискредитировала себя сотрудничеством с властью (Газиз Алдамжаров, Балташ Турсумбаев, Петр Своик), либо представляла собой лидеров карликовых партий и политиков-одиночек (Нурбулат Масанов, Серикболсын Абдильдин, Гульжан Ергалиева, Сейдахмет Куттыкадам и др.). Единственное исключение — имевший значительные финансовые средства и большие амбиции глава Республиканской народной партии и бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин. Но в августе 2001 г. он был заочно приговорен к десяти годам тюрьмы по обвинению в финансовых преступлениях и не смог вернуться в Казахстан и вмешаться в политическую борьбу. Кажегельдин активно критиковал Назарбаева в выступлениях перед западной, прежде всего американской, аудиторией. Он пользуется поддержкой США, имеющих геополитические и экономические интересы в Казахстане и Центральной Азии.
В этой обстановке осенью 2001 г. инициативу на себя взяли близкие родственники президента, полагавшиеся на типично восточную традицию, согласно которой престарелый вождь выбирает наследника из своей семьи или рода. В числе претендентов на статус "престолонаследника" оказались старший зять (муж старшей дочери президента Дариги Назарбаевой) Рахат Алиев — генерал, доктор медицинских наук, первый заместитель руководителя главной спецслужбы — Комитета национальной безопасности (КНБ) РК, средний зять (муж второй дочери — Динары) Тимур Кулибаев — крупный бизнесмен, генеральный директор госкорпорации "Транспорт нефти и газа Казахстана" — и племянник (сын младшего брата Н.Назарбаева) — Кайрат Сатыпалды-Назарбаев — бизнесмен, вице-
президент компании "Казахойл" и руководитель общественного движения "Менин Казахстаным" ("Мой Казахстан"). Полагая, что он имеет наиболее реальные шансы закрепить статус "престолонаследника", Рахат Алиев первым, опираясь на спецслужбы, перешел в наступление на своих потенциальных противников и обвинил их во всевозможных финансовых грехах — хищениях кредитов, уводе активов государственных предприятий в офшорные зоны и т.д. Политические амбиции старшего зятя, помноженные на находящиеся в его руках реальные "силовые" рычаги власти, вызвали недовольство и страх у значительной части казахстанской политической элиты, особенно у его сверстников. Алиев, по их мнению, слишком много брал на себя, вмешивался во все дела и прибегал к "экономическим репрессиям" по отношению к "неугодным или подозреваемым в инакомыслии". Внутри элиты назревал заговор против "наследников", катализатором которого стали попытки Алиева взять под свой контроль ряд крупных бизнес-структур и проектов, ему никогда не принадлежавших. Конкретной датой начала жесточайшей аппаратной войны можно считать 10 октября 2001 г. Именно в этот день доселе никому не известный депутат Мажилиса (нижней палаты парламента) золотопромышленник Толен Тохтасынов открыто на всю страну обвинил Алиева "в превращении КНБ в инструмент политического сыска и борьбы с инакомыслящими". Непосредственным поводом к подобному поступку послужило задержание сотрудниками спецслужб бывшего министра энергетики, а ныне бизнесмена Мухтара Аблязова, в отношении которого был возбужден ряд уголовных дел (Т.Тохта-сынов входил в его "команду"). Большинство бизнесменов и чиновников, поддержавших Аблязова, оказались представителями финансовых структур, близких к среднему зятю Тимуру Кулибаеву. Помимо сторонников Кулибаева, в число "мятежников" вошли представители влиятельной финансово-промышленной группировки (ФПГ) "Казкоммерцбанк" и сторонники Галымжана Жакиянова — акима (губернатора) Павлодарской области и делового партнера М.Каблязова. Рахат Алиев в ответ во всеуслышание объявил о своих планах беспощадной борьбы с коррупцией и начал расследовать ряд "громких" дел. По "странному" стечению обстоятельств, практически все потенциальные подозреваемые по этим делам оказались представителями Г.Жакиянова, М.Аблязова и группы "Казкоммерцбанк", близкой к Т.Кулибаеву.
Ответ не заставил себя ждать: Толен Тохтасынов принялся открыто критиковать Алиева в СМИ. При этом впервые было нарушено важнейшее для местной политики табу — не критиковать открыто в легальной прессе "семейный" характер казахстанской власти. После этого события стали разворачиваться стремительно: последовала короткая, но ожесточенная информационная война с использованием прессы, телевидения и Интернета между командой Р.Алиева, которого поддержала, прежде всего, собственная супруга Дарига Назарбаева — глава крупнейшего телеканала "Хабар", и "младоолигархами", выступившими под знаменами демократии.
Р.Алиев призвал "бороться с коррупцией", то есть с вышедшими из-под его контроля или отказавшимися сотрудничать с ним бизнесменами. "Демократы" выступили с лозунгом "борьбы против диктатуры", то есть Рахата Алиева. В отличие от команды Р.Алиева, в стане его оппонентов изначально не было безусловного лидера, вокруг авторитета, харизмы и личных качеств которого могли сплотиться все недовольные.
В качестве "третьей силы" выступила, не обнаруживая себя в открытых дискуссиях и прессе, часть профессиональных идеологов, отвечающих за разработку стратегии развития страны. Речь идет о бывшем министре информации и общественного согласия Алтын-беке Сарсенбаеве, занимавшем с конца 2001 г. пост секретаря Совета безопасности. Именно ему конфликт внутри элиты был нужен, с одной стороны, как фактор, ослабляющий "семейных" выдвиженцев, к которым он не относится, хотя и является выходцем из потомственной номенклатурной семьи Старшего жуза (родового союза) племени албан. С другой стороны, всякий "управляемый" кризис повышал востребованность в нем и его команде в качестве аналитиков, переговорщиков и, отчасти, менеджеров фондов, выделенных на "разрулирование ситуации".
Профессиональные политтехнологи подыгрывали той или иной стороне в зависимости от конкретного сиюминутного расклада. Очевидно, что без обещания поддержки и покровительства на самом верху они не отважились бы на критику "Семьи" и "Системы".
Потоки взаимных обвинений, оскорблений и разоблачений прямо или косвенно дискредитировали власть и страну. Ситуация начала выходить из-под контроля во многом из-за того, что главные контролирующие органы — КНБ и, отчасти, МВД — были парализованы действиями или умышленным бездействием своего же собст-
венного руководства. Группа "аналитиков"-политтехнологов дезорганизовала силовые структуры и значительную часть госаппарата. Они рассчитывали на то, что Назарбаев распишется в собственной беспомощности, после чего они появятся на политической сцене в качестве если не единственных "спасителей", то, по крайней мере, незаменимых переговорщиков и пожарных конфликта. Однако президент решил примерно наказать обе стороны элитной ссоры. 15 ноября Алиев был уволен из КНБ, а 24 ноября по настоянию премьер-министра Касымжомарта Токаева из правительства были удалены министры-"демократы", близкие к группировке "Казком-мерцбанка". На их места были назначены союзники Тимура Кули-баева, своевременный нейтралитет которого вкупе с не менее своевременной "сменой ориентиров" принес ему политические дивиденды и расположение президента.
Но после этого Н.Назарбаев, публично приняв Алиева, назвал его "своим человеком" и назначил заместителем главы Службы охраны президента. Однако сестра Алиева, сбежавшая в Ливан, заявила иностранным журналистам, что ее брату угрожает страшная опасность. Это был сигнал, который противники Алиева истолковали однозначно и неправильно: Алиев, мол, ослабел и следует его "добить", иначе он восстановит вновь свое влияние и отомстит.
С этой целью они провозгласили создание общественного движения "Демократический выбор Казахстана". Особенностью нового политического момента (с конца ноября 2001 г.) стал тот факт, что интрига, направленная на смещение лично Рахата Алиева, переросла в новое качество: "Демократический выбор Казахстана", явно переоценив свой реальный политический вес, повел неуправляемое наступление уже на самого Назарбаева.
Часть еще недооформившейся "молодой оппозиции", в том числе Ураз Джандосов, Алихан Байменов, Булат Абилов, как только стала ясна твердая реакция президента, испугалась радикализма своих вчерашних союзников и поспешила уйти из-под огня, образовав умеренное крыло "демократов" — самостоятельное политическое движение "Ак Жол" (Белый Путь).
Вместе с тем нашлись силы, кровно заинтересованные в продолжении конфликта. Это, во-первых, старая оппозиция режиму Назарбаева, которая представлена в Казахстане карликовыми партиями и движениями различной политической окраски — от коммунистической до либеральной. Ее неформальный лидер — проживающий в
эмиграции Акежан Кажегельдин, политическая платформа которого выдержана в либеральных тонах. Во-вторых, это часть "старой команды" самого Назарбаева, которая, наряду с "аналитиками", давно и сознательно преувеличивает силы оппозиции, получая неплохие дивиденды от борьбы с ней (в виде грантов на многомиллионные пиаровские кампании) и пытаясь окончательно расправиться с поколением молодых лидеров. Определенную роль сыграл и внешний фактор. Ряд стран, имеющих интерес в казахстанской нефти, стремятся сделать Назарбаева более управляемым и послушным, шантажируя его политической альтернативой в лице тех же лидеров оппозиции А.Кажегельдина и Г.Жакиянова.
Начало 2002 г. ознаменовалось двумя важными событиями. "Демократический выбор" впервые в истории Казахстана попытался вывести на улицы страны массы протестующего населения. Главным лозунгом нового наступления на правительство стало требование проведения свободных выборов областных губернаторов. Выбор лозунга расширения прав регионов и применение тактики массовых акций протеста прямо указывают на внешний заказ. Автономия регионов нужна, прежде всего, для передела экономического поля страны, перераспределения немалых сырьевых запасов Казахстана в новые руки, ибо с региональной властью легче и проще договориться. Вряд ли случайна схожесть с технологиями, ранее успешно опробованными в Болгарии и Югославии, где хорошо профинансированная из внешних источников внутренняя оппозиция добилась смещения законной власти акциями массового невооруженного протеста.
В декабре 2001 г. — январе 2002 г. Нурсултан Назарбаев заменил всех руководителей силовых ведомств — министра обороны, МВД, председателя КНБ, руководителя Службы охраны президента. Одновременно новый глава КНБ Н.Дутбаев озвучил сенсационную новость: на президента готовилось покушение. Наконец, 28 января уходит в отставку правительство Касымжомарта Токаева, который, видимо, тоже оказался не на высоте положения и не смог в полной мере контролировать ситуацию. Впрочем, полностью доверия президента Токаев не лишился и в новом правительстве получил пост госсекретаря-министра иностранных дел. Новое правительство возглавил представитель Младшего жуза (родового союза западных казахов) Имангали Тасмагамбетов, ранее занимавший пост помощника президента, акима нефтяной Атырауской области и вице-премьера в правительствах А.Кажегельдина и К.Токаева. На массированный
вброс компромата власти ответили закрытием подконтрольных "мла-додемократам" СМИ и началом массированной антикоррупционной кампании, в рамках которой оба сопредседателя "Демократического выбора" — М.Аблязов и Г.Жакиянов — были арестованы и осуждены за злоупотребления служебным положением и создание преступных группировок. М.Аблязов был осужден на шесть лет лишения свободы, а Г.Жакиянову удалось укрыться во французском посольстве. После четырех дней переговоров с западными дипломатами его перевели под домашний арест, после чего он также получил семь лет заключения.
Целью большинства членов "молодой оппозиции" было свержение лично Р.Алиева, но никак не начало тотальной информационной войны и наступления на самого Н.Назарбаева. В итоге они сами не просто потеряли бизнес и поломали карьеру, а стали жертвами войны компроматов, развязанной собственными руками. Уже в начале 2002 г. большинство "заговорщиков" осени 2001 г. демонстрировали полную лояльность президенту, всячески стремясь вернуть его доверие. Но они дискредитировали себя в глазах главы государства, показав политическую недальновидность и склонность к интригам.
Оппозиция, как "старая" (А.Кажегельдин и его окружение), так и "новая" ("Демократический выбор Казахстана"), заключив союз с Коммунистической партией Казахстана С.Абдильдина, показала идеологическую размытость своих принципов. "Все средства хороши для достижения власти" — стало ее главным принципом. А ведь лозунг "Казахстан без Назарбаева", под которым сплотились оппозиционеры, возможен только при наличии единого сильного лидера — оппонента Н.Назарбаева — и более или менее непротиворечивой программы. Казахстанские демократы, коммунисты, экс-чиновники и молодые олигархи похвастаться этим пока не могут.
Единственным возможным ответом "непримиримой" оппозиции осталась информационная война. Лидеры "молодой" и "старой" оппозиции Г.Жакиянов и А.Кажегельдин блокировались, объединив вокруг себя остальных противников Назарбаева. По их настоянию глава коммунистов депутат Мажилиса С.Абдильдин инициировал запрос о наличии секретных валютных счетов семьи Н.Назарбаева в зарубежных банках. Есть ли таковые на самом деле или нет, однозначно сказать трудно. Оппозиция оперирует главным образом виртуальными источниками, свидетельствующими о нечистоплотности в
финансовых делах ряда высокопоставленных казахстанских чиновников. Однако достоверность многих "фактов" вызывает сомнения.
Новый казахстанский премьер Имангали Тасмагамбетов, давая туманные объяснения парламенту, заявил, что счета хоть и были секретными, находившиеся на них средства (речь идет о сумме порядка миллиарда долларов) принадлежали и принадлежат исключительно государству и расходовались только на национальные нужды — выплату пенсий, поддержание выгодного валютного курса и т.д. Невразумительным объяснениям премьера поверили мало, что вновь ударило по имиджу республики и ее президента. Вообще, назначение на пост премьер-министра бывшего комсомольского работника и бес-менного тамады всевозможных элитных свадеб и юбилеев Тасмагам-бетова, видимо, далеко не самый удачный кадровый ход Назарбаева.
Кто оказался в выигрыше? На первый взгляд кажется, что выиграла, прежде всего и главным образом, "старая оппозиция" Н.Назарбаеву в лице Акежана Кажегельдина — Республиканская народная партия, Форум демократических сил, Объединенная демократическая партия, — которой не просто удалось консолидировать вокруг себя всех недовольных, но и получить в Казахстане серьезных союзников — "молодую оппозицию" Г.Жакиянова и М.Аблязова. Однако одной виртуальной войной компроматов дискредитировать Н.Назарбаева трудно. Видимо, следует ожидать акций массового неповиновения — демонстраций, маршей на столицы по примеру киргизской оппозиции.
Но Н.Назарбаев вряд ли предоставит вторую такую возможность. Запас прочности казахстанского политического режима еще не исчерпан, а благоприятная экономическая конъюнктура (низкая инфляция, рост производства, приток инвестиций и высокие цены на нефть) дает возможность сгладить наиболее острые социальные проблемы страны. Оппозиция переоценивает свои силы и способность влиять на ситуацию. Беспощадное устранение из властных структур всех "колеблющихся" и заподозренных в неблагонадежности показывает, что Н.Назарбаев может и готов взять всю ответственность на себя.
Кто в проигрыше?
Все потенциальные "наследники" Нурсултана Абишевича из числа членов его семьи. Развязав войну между собой, они дискредитировали прежде всего друг друга, причем до такой степени, что теперь президент вряд ли решится избрать себе преемника из их числа.
Скорее всего, Н.Назарбаева заменит человек, близкий к "Семье", но не связанный с ней кровнородственными узами. Если Н.Назарбаев заинтересован в том, чтобы ускорить процесс легитимной и мирной передачи власти, ему придется теперь достаточно оперативно подобрать новую кандидатуру, а потом мобилизовать на ее поддержку государственный аппарат и общество.
Особенностью сегодняшнего момента является то, что такой фигурой может стать человек малоизвестный и почти не заявленный в популярных раскладах аналитиков. С уходом значительной части элиты среднего поколения, нынешних сорокалетних, появляется шанс на выдвижение у политических фигур второго и третьего плана, в том числе и представителей региональных элит. Вполне возможно, что Н.Назарбаев склонится к "ельцинскому" сценарию передачи власти — управляемому выдвижению динамичного, а вместе с тем безус -ловно преданного и предсказуемого молодого лидера, имеющего "силовое" прошлое, — такого, как Алтынбек Сарсенбаев, Нуртай Абыкаев, Оралбай Абдыкаримов, Жарма-хан Туякбай, Имангали Тасмагамбетов, Таир Мансуров.
У каждого из них есть свои минусы и плюсы, но при желании глава государства может вырастить достойного преемника. Н.Назарбаев сегодня находится в положении политического селекционера, который имеет возможность спокойно и внимательно выбраковывать имеющийся элитный материал, чтобы в середине или конце нынешнего десятилетия представить Казахстану фигуру своего политического наследника. Но ждать этого придется, по крайней мере, несколько лет, хотя не исключено, что президент, не найдя оптимальных вариантов, продлит срок своего пребывания у власти. Другого сильного лидера Казахстан выдвинуть пока не может. Нынешняя же оппозиция на этот процесс, скорее всего, серьезно не повлияет.
"Азия и Африка сегодня", М., 2003 г., № 3, с.15—18.
Юрий Подпоренко,
публицист
РУССКИЕ В УЗБЕКИСТАНЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Как ни парадоксально, но наиболее характерной и доминирующей особенностью русских, живущих в современном Узбекиста-