Научная статья на тему 'Истоки и тенденции развития социально-педагогической функции вуза в изменяющейся России'

Истоки и тенденции развития социально-педагогической функции вуза в изменяющейся России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пачикова Людмила Петровна

В статье рассматривается сущность социально-педагогической функции вуза в процессе формирования специалиста с новым экономическим мышлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки и тенденции развития социально-педагогической функции вуза в изменяющейся России»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Л. П. Пачикова

ИСТОКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ВУЗА В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РОССИИ

В статье рассматривается сущность социально-педагогической функции вуза в процессе формирования специалиста с новым экономическим мышлением.

In this article author’ s view the problems of high school development as important factor of training specialists with new economical competence.

Спады и подъемы производства в стране невозможно объяснить причинами только экономического или политического характера. В существенной мере экономическое развитие определяется социальными и институциональными факторами, является следствием изменений не только в сфере производства, но прежде всего - в мышлении людей, их сознании, уровне образования.

Один из важнейших факторов экономического роста - кадровый потенциал общества. Решающую роль в развитии профессионализма, способности к творческому решению проблем, умения накапливать новые знания и преобразовывать их в конструктивный опыт играет образование, что было подчеркнуто в докладе Е. В. Ткаченко на конференции министров образования стран ЮНЕСКО в 1995 г.

Еще в 1961 г. президент Мичиганского университета сказал, что колледжи и университеты необходимо рассматривать как бастионы оборонительной системы, столь же важные, как и сверхзвуковые бомбардировщики, атомные подводные лодки и межконтинентальные ракеты. С этим трудно не согласиться: опыт подтверждает, что на роль лидеров в социально-экономическом развитии всегда претендовали страны, имеющие наиболее высокий уровень образования.

Система профессионального образования, с одной стороны, обеспечивает развитие кадрового потенциала страны, с другой - выполняет по отношению к человеку развивающую и адаптирующую функцию, точнее - социально-педагогическую.

Толкование функции как «явления, зависящего от другого и изменяющегося по мере изменения этого другого явления» [4], как «деятельности, обязанности, работы, внешнего проявления свойства какого-нибудь объекта в данной системе отношений; назначения, роли, которые выполняются определенным социальным

институтом» [6], как «исполнения, зависимости какого-либо явления от какой-либо величины; роли, назначения, обязанности, круга деятельности» [1] позволяет сказать, обобщив данные определения в контексте педагогики и образования, что социально-педагогическая функция - это осуществление профессиональным образованием обучающего, воспитывающего, адаптирующего воздействия на личность и взаимодействия с ней с целью эффективной реализации ее возможностей для принесения экономической пользы обществу.

Общественное значение высшего образования обусловлено реализацией его социально-педагогической функции, являющейся системообразующей для вуза.

Рассматривая вопросы построения вуза как системы, возьмем в качестве рабочего определение В. Н. Сагатовского: «Система есть конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделяемое из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала» [5].

Социально-педагогическая функция вуза предполагает, прежде всего, деятельность, направленную на создание образовательной среды, обучающей, воспитывающей, развивающей будущего специалиста, готовящей его к осуществлению профессиональных компетенций, основой которой в изменяющихся экономических условиях являются в первую очередь экономическая и управленческая составляющие.

Данное утверждение не означает, что содержание, педагогические технологии образования уступают приоритету экономики и управления образовательным процессом. Формирование структуры, содержания педагогического процесса в вузе должно определяться необходимостью адаптации специалиста к профессиональной деятельности и - шире - жизнедеятельности в новых экономических условиях. В этом отношении система профессионального образования выполняет не только узкопедагогическую функцию профессиональной подготовки, но расширяет ее до социально-педагогической - развивающей, адаптирующей, человекосберегающей.

Процессы экономических переломов в России выявили институциональные преграды, препятствующие экономическому росту, что вызвало ослабление социально-педагогической функции профессионального образования из-за присутствия в системе руководства социальной сферой и образованием нестабильных политических давлений.

Спад производства в начале 90-х гг. в России, либерализация цен и отсутствие адекватного правового поля привели к снижению собираемости налогов, как следствие - к объективному недостаточному финансированию высшей школы.

Сложившееся в государстве положение обусловило противоречие: с одной стороны, для развития новых экономических отношений нужны специалисты с новым мышлением, с другой - высшая школа не имела достаточно экономических ресурсов для формирования образовательной среды, обеспечивающей подготовку соответствующих потребностям страны специалистов.

Для того чтобы сохранить и развить социально-педагогическую функцию вузов, необходимо было найти новые источники финансирования в недрах зарождающихся рыночных отношений, а для этого - обеспечить изменение микроэкономических принципов работы высшей школы в контексте макроэкономических преобразований.

Образование и социализация личности - центральное звено воспроизводства общественной жизни. В условиях административно-командной экономической системы России прошлого века человек воспитывался на принципах патернализма, которые не способствовали формированию предпринимательской культуры. Образ мышления, уклад жизни, психология большинства российских граждан имели исполнительскую направленность, исключающую осознание необходимости развития своего образовательного потенциала и предпринимательской активности, сопряженной с рисками.

Неадекватность сложившейся экономической культуры специалиста формирующейся в российском обществе рыночной экономике лишила многих людей, оказавшихся в непривычных социально-экономических условиях, возможности не только развиваться, но строить свою жизнь в соответствии с собственными потребностями. Одно из решений этой проблемы должно было дать профессиональное образование в рамках реализации социально-педагогической функции. Однако это потребовало значительного перелома в сложившемся восприятии сущности последней.

Поэтому, когда в закон «Об образовании» в 1996 г. были внесены изменения и введено понятие «платные образовательные услуги государственного и муниципального образовательного учреждения», у большинства специалистов образовательной сферы эти новые, по существу, рыночные категории вызвали проблемы восприятия и осмысления, повлекшие за собой дискуссии о нравственности основ воспроизводства общественной жизни. Консерватизм и инертность устоявшейся системы образования стали определенным тормозом развития новых экономических отношений, которые не могли не являться неотъемлемой частью экономической политики государства в целом.

Данная ситуация усугубилась еще и тем, что введение в закон понятия «платные образовательные услуги» не сопровождалось предложением конкретных экономических моделей их осуществления, в силу чего начался стихийный процесс формирования различных экономических способов реализации социально-педагогической функции вузов.

Результатами этого стали такие процессы, как развитие на базе существующих государственных образовательных учреждений платных образовательных услуг сверх основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета; создание новых структур - негосударственных образовательных учреждений, получивших лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Поскольку этот процесс проходил в условиях почти полного отсутствия инструктивных регламентов и постепенного формирования правовой базы, то он не был лишен негативных явлений и издержек, включая и различные толкования

самой категории. Этот аспект реализации социально-экономической функции вуза в новых экономических условиях требует отдельного рассмотрения.

Что же с педагогической точки зрения означает понятие «платные образовательные услуги»?

Согласно Толковому словарю русского языка, услуга - «действие, приносящее пользу, помощь другому», образовательный - «содействующий образованию, просвещению», платный - «оплачиваемый, такой, за который платят» [4]. Таким образом, платные образовательные услуги - это действие, направленное на оказание помощи кому-либо, а никак не «деятельность... направленная на получение прибыли» [3], каковой является предпринимательство. Несмотря на содержание понятия «платные образовательные услуги», не позволяющее относить его к предпринимательству, в законе «Об образовании» особо оговаривается, что платная образовательная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если доход от нее реинвестируется в образовательный процесс [7].

Применительно к образовательной деятельности экономический термин «инвестировать» предполагает использование денег для приобретения реального капитала (зданий, оборудования, машин, компьютеров и т. д.), а реинвестировать - значит полученные на образовательный процесс и не использованные в течение отчетного периода деньги направлять «непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития, совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении» [7]. При этом подчеркнем, что, согласно закону, понятие «образовательный процесс» подразумевает реализацию как основных образовательных программ, определяющих его статус, так и дополнительных. В аспекте заработной платы понятие «реинвестирование» расширяется, в него включаются затраты не только на процесс накопления основных средств, но и на оплату труда.

Новые экономические категории, впервые в нашей стране закрепленные законодательным актом, отразили глобальные изменения в социальной деятельности и определили не только новые экономические отношения в образовании, но прежде всего - адекватные им требования к воспитанию и образованию.

Анализ социальной и экономической природы платных образовательных услуг выявляет, что их законодательное закрепление в России стало необходимой мерой для сохранения и даже самосохранения вузов.

Правовое определение и введение в жизнь платных образовательных услуг объективно решило проблему сохранения и развития социально-педагогической функции вуза.

Платные образовательные услуги могли оказываться:

1) в форме обособленной деятельности государственного образовательного учреждения по заказу юридических или физических лиц путем оформления договорных отношений;

2) в виде дополнительных образовательных услуг, предоставляемых сверх основной деятельности государственного образовательного учреждения по заказу юридических или физических лиц;

3) путем создания образовательных учреждений с правом юридического лица на основе заказа физических лиц при обязательном лицензировании деятельности.

Формы платных образовательных услуг складывались внутри существующей системы образования, способствуя расширению сферы образования за счет привлечения средств из других отраслей экономики. Платная образовательная деятельность вполне вписывалась в реальную экономическую политику государства и имела отчетливо выраженную социальную направленность. Прежде всего, она обеспечивала дополнительные рабочие места, увеличивала сферу деятельности профессорско-преподавательского состава как в области образования, так и в научно-исследовательской работе, кроме того, способствовала появлению новых технологий организации и ведения образовательного процесса, формированию инновационного стиля научно-педагогического мышления. В рамках платной образовательной деятельности рождались новые интегративные курсы как системообразующая часть инвариантной подготовки, т. е. в пределах государственного стандарта обучения разрабатывались авторские и экспериментальные программы, основанные на взаимоотношениях психологии и дидактики, освоении в образовательных целях информационных и коммуникационных технологий и техник.

Негосударственные образовательные учреждения, созданные на основе частных капиталовложений и получившие право юридического лица, а также лицензию на ведение образовательной деятельности, привлекали к работе высокоинтеллектуальный потенциал.

Наряду с этим платные образовательные услуги по своей экономической природе являлись продуктом, создаваемым на средства граждан, оставшиеся у них после уплаты всех видов налогов. Это означало, что организация образовательной деятельности обеспечивалась не средствами налогоплательщиков, а собственными доходами от профессиональной деятельности студен-та-заказчика.

Таким образом, платные образовательные услуги имеют, по сути, двойственную природу: с одной стороны, это явление социальное, рожденное осознанием человека, что его способности - товар; с другой - это явление имеет экономическую природу, так как средства на образование необходимо заработать, уплатить налоги и только тогда использовать на оплату обучения.

Выявляя сущность социально-педагогической функции профессионального образования, следует отметить, что во властных структурах, образовательных учреждениях, у населения формируется понимание, что платные образовательные услуги - это объективный путь решения возникшей в образовании проблемы сохранения и развития его адаптирующей, человекосберегающей деятельности.

Новые правовые и законодательные акты в области образования только укрепили уверенность в том, что платные образовательные услуги войдут в образовательную деятельность всерьез и надолго.

Так, введение с 1 января 1995 г. в действие Гражданского кодекса РФ, который поделил все предприятия на коммерческие и некоммерческие, поставило сферу образования перед дилеммой: к какому виду деятельности относить платные образовательные услуги - коммерческому или некоммерческому? Платная образовательная деятельность существовала на принципе сопоставления доходов и расходов, т. е. коммерческого расчета, но при этом не была направлена на получение прибыли. С введением в действие новой инструкции Государственной налоговой службы РФ от 10. 08. 95 № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» определены положения, стабилизировавшие отношение к платным образовательным услугам как непредпринимательской деятельности. Инструкция констатировала, что под услугами в сфере образования следует понимать услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части уставной непредпринимательской деятельности, независимо от организационно-правовых форм.

Инструкция определила, что прибыль, полученная образовательным учреждением и в установленном порядке направленная на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении, при фактически воспроизведенных затратах не подлежит налогообложению. Указанная льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности. Помимо льготы по налогу на прибыль, услуги в сфере образования также освобождены от налога на добавленную стоимость в соответствии с инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 11.10.95 № 95 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».

Необходимо отметить и еще одно важное обстоятельство. Развитие платных образовательных услуг - это развитие деятельности, которая своей жизнеспособностью утверждает, что платное образование, по крайней мере профессиональное, позволит готовить специалистов, ориентированных на изменяющиеся экономические условия. Бесплатное образование, которым наше общество гордилось на протяжении ряда десятилетий, не оправдало себя не только в тоталитарном, но и в демократическом варианте общественного устройства. Такие социальные установки в качестве единственной формы представляют собой проявление чрезмерной опеки, навязывавшейся личности и закреплявшейся юридически. Практика показала, что, несмотря на всю гуманность, они породили социальную пассивность, безответственность, безынициативность.

С вводом в действие закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) было определено направление неизвестной ранее деятельности по привлечению внебюджетных источников. С этой целью нужно было выработать и внедрить новый механизм управления вузом. При

бюджетном финансировании все решения принимались в основном коллегиально. Ввиду отсутствия персональной ответственности они далеко не всегда были оптимальными. Построение нового механизма управления, предполагающего принятие решений на всех уровнях по каждому рассматриваемому вопросу, потребовало поставить задачу персональной ответственности. Для осуществления этой деятельности, не прошедшей эмпирической проверки, необходимо воспитать новую личность, способную идти на риск, брать на себя инициативу, принимать решения, а это предполагает революционные преобразования в структуре и переподготовку персонала вуза, не являющегося, на первый взгляд, основной категорией работников.

В качестве тенденции развития социально-педагогической функции профессионального образования можно рассматривать необходимость бесплатной профессиональной подготовки одаренных людей, социально не защищенных категорий населения. Такой подход позволил бы изменить систему финансирования профессионального образования: выделять персонально ориентированные средства из бюджета в виде грантов в соответствии со строго рассчитанными нормативами на подготовку каждого специалиста.

Другая часть населения, желающая получить профессиональное образование, осознанно направит часть личных доходов на собственное образование или образование своих детей. Это разрешит ряд проблем системы профессионального образования:

• привлечения дополнительных источников финансирования для обновления основных фондов, лабораторной базы вузов;

• оптимизации системы оплаты труда с учетом персонального педагогического вклада каждого преподавателя;

• создания условий развития новых технологий образовательного процесса.

Индивидуализация субъектов среды, уважение личности возможны при

наличии определенной нормативной базы, действенного механизма, позволяющего на основе тенденций экономического развития общества создавать образовательную среду высшего профессионального образования, способствующую формированию личности с новым экономическим мышлением и уровнем образования. При отсутствии такого механизма человек будет чувствовать себя неадаптированным к профессиональной деятельности.

В силу этого социально-педагогическая функция профессионального образования расширяется от узкопрофессиональной подготовки до воспитания специалиста с новым экономическим мышлением, способного принести реальную пользу российскому обществу.

Литература

1. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. - М.: Ин-т новой экономики, 2002.

2. Васильев Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом - СПб.: Лань, 2001. - С. 4.

3. Лихачев Б. Т. Реформаторство в российском образовании: прожекты и результаты // Педагогика. - 1996. - № 6. - С. 24.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1994.

5. Сагатовский В. Н. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления. -Томск, 1976. - С. 13-14.

6. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия. - 1984. - С. 1430.

7. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». - М., 1996. - С. 48-50.

В. Ю. Петров, Н. Н. Матушкин,

А. А. Ташкинов, Т. А. Кузнецова

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ЕДИНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Статья посвящена исследованию структуры и содержания программ подготовки научных кадров высшей квалификации в России и за рубежом с целью определения направлений модернизации системы высшего и послевузовского образования на основе принципа единства образовательного, научного и инновационного процессов. Полученные результаты могут быть использованы при разработке Государственных образовательных стандартов нового поколения.

The article is devoted to research of structure and the contents of the highly skilled scientific staff Russian and foreign academic programs. The purpose of research is definition of main modernization directions of graduate programs according to a principle of unity of educational, scientific and innovative processes. The received results can be used by development of the State educational standards of new generation

В настоящее время научный фактор становится стратегическим государственным приоритетом, что обусловливает ведущую роль высших образовательных уровней - магистратуры и аспирантуры, как ключевого звена подготовки научно-технических кадров высшей квалификации, обеспечивающих генерацию новых научных знаний, производство инновационных технологий и их трансферт с целью технического и технологического обновления промышленности, социально-экономического развития и увеличения международной конкурентоспособности России.

Повышение качества подготовки научных кадров высшей квалификации может быть достигнуто на основе внедрения образовательных программ, реализуемых на принципах

• единства образовательного и научного процесса;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.