Научная статья на тему 'Генезис платных образовательных услуг'

Генезис платных образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис платных образовательных услуг»

тельных и факультативных кластеров и по трем векторам развития образовательного рынка (О, Р, Ф).

- При реализации предлагаемых концепции и методики диагностики, анализ и оценка уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского соглашения могут рассматриваться как основа реализации Болонского процесса при параллельном реинжиниринге организации конкретного научно-учебного и методического процессов.

- Особый акцент следует делать на реализацию обязательного вектора (с опорой на модернизированный тейлоризм, инновационные процессы и требования Болонского процесса) при одновременном учете двух других векторов развития и соответствующих кнастеров.

Полученные количественные оценки уровня соответствия показателей деятельности вуза требованиям Болонского процесса в каждом конкретном случае должны рассматриваться как выбор значений целевых функций регулирования.

Л. П. Пачикова ГЕНЕЗИС ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Когда в Закон «Об образовании» в 1995 году было введено понятие «платные образовательные услуги», эти новые, по существу рыночные, категории вызвали проблемы восприятия и осмысления, повлекшие за собой дискуссии о нравственности основ воспроизводства общественной жизни. Что же с педагогической точки зрения означает термин «платные образовательные услуги»?

В Толковом словаре русского языка данный термин определяется следующим образом: услуга - «действие, приносящее пользу, помощь другому», образовательный - «содействующий образованию, просвещению», платный - «оплачиваемый, такой, за который платят». Согласно этим определениям, платные образовательные услуги

- это действие, направленное на оказание помощи кому-либо, а никак не «деятельность... направленная на получение прибыли», каковой является предпринимательство. Тем не менее, несмотря на внутреннее содержание термина «платные образовательные услуги», не позволяющее относить его к терминологии предпринимательства, в Законе «Об образовании» особо оговаривается, что платная образовательная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если доход от нее реинвестируется в образовательный процесс.

В образовательной деятельности экономический термин «инвестировать» предполагает использование денег для приобретения реально-

го капитала (зданий, оборудования, машин, компьютеров и т.д.), а реинвестировать - значит полученные на образовательный процесс и не использованные в течение отчетного периода деньги направлять непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. При этом подчеркнем, что, согласно закону, понятие «образовательный процесс» подразумевает реализацию как основных образовательных программ, определяющих его статус, так и дополнительных. В аспекте заработной платы понятие «реинвестирование» расширяется, в него включаются не только затраты на процесс накопления основных средств, но и затраты на оплату труда.

Новые экономические категории, впервые в нашей стране закрепленные законодательным актом, отразили глобальные изменения в социальной деятельности и при глубоком осмыслении определили не только новые экономические отношения в образовании, но и, прежде всего, адекватные им требования к воспитанию и образованию.

Анализ социальной и экономической природы платных образовательных услуг выявляет, что их законодательное закрепление в России стало необходимой мерой для сохранения и даже, можно сказать, самосохранения вузов.

108

© Л. П. Пачикова, 2008

Правовое определение и введение в жизнь платных образовательных услуг объективно решило проблему сохранения и развития социально-педагогической функции вуза.

Платные образовательные услуги могли оказываться в различной форме:

1) в форме обособленной деятельности государственного образовательного учреждения по заказу юридических или физических лиц путем оформления договорных отношений;

2) в виде дополнительных образовательных услуг, предоставляемых сверх основной деятельности государственного образовательного учреждения по заказу юридических или физических лиц;

3) путем создания образовательных учреждений с правом юридического лица на основе заказа физических лиц при обязательном лицензировании деятельности.

Формы платных образовательных услуг формировались внутри существующей системы образования, способствуя расширению сферы образования за счет привлечения средств из других отраслей экономики. Платная образовательная деятельность вполне вписывалась в реальную экономическую политику государства и имела отчетливо выраженную социальную направленность. Прежде всего, она обеспечивала дополнительные рабочие места, увеличивала сферу деятельности профессорско-преподавательского состава, как в области образования, так и в научноисследовательской области. Кроме того, она способствовала появлению новых технологий организации и ведения образовательного процесса, формированию инновационного стиля научнопедагогического мышления. В ее рамках рождались новые интегративные курсы как системообразующая часть инвариантной подготовки, т.е. в рамках государственного стандарта обучения разрабатывались авторские и экспериментальные программы, основанные на взаимоотношениях психологии и дидактики, освоении в образовательных целях информационных и коммуникационных технологий и техник.

Негосударственные образовательные учреждения, созданные на основе частных капиталовложений и получившие право юридического лица, а также лицензию на ведение образовательной деятельности, привлекали к работе высокий интеллектуальный потенциал.

Наряду с этим платные образовательные услуги по своей экономической природе являлись

средствами граждан, оставшимися у них после уплаты всех видов налогов. Это означало, что организация образовательной деятельности обеспечивалась не из средств налогоплательщиков государства, а из собственных доходов от профессиональной деятельности студента-заказчика.

Таким образом, платные образовательные услуги воплощают в себе двойственную природу: с одной стороны, это явление социальное, рожденное тем, что человек осознал, что его способности - это товар. С другой стороны, это явление имеет экономическую природу, т.к. средства на образование необходимо было заработать, уплатить налоги и только тогда использовать на оплату обучения.

В выявлении тенденций понимания сущности социально-педагогической функции профессионального образования необходимо отметить, что во властных структурах, у населения, в образовательных учреждениях формируется понимание, что платные образовательные услуги - это объективный путь решения возникшей в образовании проблемы сохранения и развития его развивающей, адаптирующей, человекосберегающей деятельности.

Новые правовые и законодательные акты в области образования только укрепили уверенность в том, что платные образовательные услуги войдут в образовательную деятельность всерьез и надолго.

Так, введение с 1 января 1995 года в действие Гражданского кодекса РФ, который все предприятия поделил на коммерческие и некоммерческие, поставило сферу образования перед дилеммой: к какому виду деятельности относить платные образовательные услуги - коммерческому или некоммерческому? Платная образовательная деятельность существовала на принципе сопоставления доходов и расходов, т.е. коммерческого расчета, но при этом она не была направлена на получение прибыли. С введением в действие новой инструкции Государственной налоговой службы РФ от 10.08.95 N° 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» были определены положения, стабилизировавшие отношение к платным образовательным услугам как непредпринимательской деятельности. Инструкция определила, что прибыль, полученная образовательными учреждениями, имеющими лицензию в установленном порядке, направленная на нужды обеспече-

Экономика образования ♦ № 4, 2008І

109

ния, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении, при фактически воспроизведенных затратах, не подлежит налогообложению. Инструкция также констатировала, что под услугами в сфере образования следует понимать услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части уставной непредпринимательской деятельности, независимо от организационно-правовых форм. Указанная льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Помимо льготы по налогу на прибыль, услуги в сфере образования также освобождены от налога на добавленную стоимость в соответствии с инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 11.10.95 №95 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».

Необходимо отметить и еще одно важное обстоятельство. Развитие платных образовательных услуг - это развитие деятельности, которая своей жизнеспособностью утверждает, что платное образование, по крайней мере профессиональное, позволит готовить специалистов, ориентированных на изменяющиеся экономические условия. Бесплатное образование, которым наше общество гордилось на протяжении ряда десятилетий, не оправдало себя не только в тоталитарном, но и в демократическом варианте общественного устройства. Такие социальные установки, как бесплатное образование, представляя собой проявление чрезмерной опеки, навязывались личности и закреплялись юридически. Но практика показала, что, несмотря на всю кажущуюся их гуманность, они породили социальную пассивность, безответственность, безынициативность.

С вводом в действие Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1996 года было определено направление особой не известной ранее деятельности по привлечению внебюджетных источников. С этой целью нужно было выработать и внедрить новый механизм управления вузом. Если ранее при бюджетном финансировании все решения принимались, в основном, коллегиально, как следствие, эти варианты решений нельзя было назвать лучшими. При построении же нового механизма управления необходимо было поставить задачу персональной ответственности при принятии решения на каждом уровне управления, по каждому вопросу. Для осуществления этой деятельности, не прошедшей эмпирической проверки, необходимо было воспитать новую личность, способную идти на риск, брать на себя инициативу, уметь принимать решения, а это предполагало революционные преобразования в структуре и переподготовку персонала вуза, не являющегося, на первый взгляд, основной категорией работников.

На наш взгляд, в качестве тенденции развития социально-педагогической функции профессионального образования можно выявить тот факт, что бесплатное профессиональное образование необходимо в части подготовки одаренных людей, социально незащищенных категорий населения. Такой подход позволил бы изменить систему финансирования профессионального образования: выделять персонально ориентированные средства из бюджета в виде грантов в соответствии со строго рассчитанными нормативами на подготовку каждого специалиста.

Е. Я. Коган, Н. Ю. Посталюк ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Роль системы образования в социально-экономическом развитии страны

Сегодня уже достаточно очевидно, что от того, как используются людские ресурсы в той или иной стране, каким уровнем подготовки к социально-полезной деятельности они обладают,

и зависят в конечном счете результаты социально-экономического развития государства, уровень жизни его населения, а также место государства на мировой арене. Именно этим обстоятельством и можно объяснить то внимание, которое в настоящее время в ряде стран уделяется повышению роли системы образования в решении стра-

110

© Е. Я. Коган, Н. Ю. Посталюк, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.