Научная статья на тему 'Организация образовательных ресурсов высшей школы: ответ на вызовы современной экономики'

Организация образовательных ресурсов высшей школы: ответ на вызовы современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коган Е. Я., Посталюк Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация образовательных ресурсов высшей школы: ответ на вызовы современной экономики»

ния, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении, при фактически воспроизведенных затратах, не подлежит налогообложению. Инструкция также констатировала, что под услугами в сфере образования следует понимать услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части уставной непредпринимательской деятельности, независимо от организационно-правовых форм. Указанная льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Помимо льготы по налогу на прибыль, услуги в сфере образования также освобождены от налога на добавленную стоимость в соответствии с инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 11.10.95 .№95 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».

Необходимо отметить и еще одно важное обстоятельство. Развитие платных образовательных услуг - это развитие деятельности, которая своей жизнеспособностью утверждает, что платное образование, по крайней мере профессиональное, позволит готовить специалистов, ориентированных на изменяющиеся экономические условия. Бесплатное образование, которым наше общество гордилось на протяжении ряда десятилетий, не оправдало себя не только в тоталитарном, но и в демократическом варианте общественного устройства. Такие социальные установки, как бесплатное образование, представляя собой проявление чрезмерной опеки, навязывались личности и закреплялись юридически. Но практика показала, что, несмотря на всю кажущуюся их гуманность, они породили социальную пассивность, безответственность, безынициативность.

С вводом в действие Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1996 года было определено направление особой не известной ранее деятельности по привлечению внебюджетных источников. С этой целью нужно было выработать и внедрить новый механизм управления вузом. Если ранее при бюджетном финансировании все решения принимались, в основном, коллегиально, как следствие, эти варианты решений нельзя было назвать лучшими. При построении же нового механизма управления необходимо было поставить задачу персональной ответственности при принятии решения на каждом уровне управления, по каждому вопросу Для осуществления этой деятельности, не прошедшей эмпирической проверки, необходимо было воспитать новую личность, способную идти на риск, брать на себя инициативу, уметь принимать решения, а это предполагало революционные преобразования в структуре и переподготовку персонала вуза, не являющегося, на первый взгляд, основной категорией работников.

На наш взгляд, в качестве тенденции развития социально-педагогической функции профессионального образования можно выявить тот факт, что бесплатное профессиональное образование необходимо в части подготовки одаренных людей, социально незащищенных категорий населения. Такой подход позволил бы изменить систему финансирования профессионального образования: выделять персонально ориентированные средства из бюджета в виде грантов в соответствии со строго рассчитанными нормативами на подготовку каждого специалиста.

Е. Я. Коган, Н. Ю. Посталюк ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Роль системы образования в социально-экономическом развитии страны

Сегодня уже достаточно очевидно, что от того, как используются людские ресурсы в той или иной стране, каким уровнем подготовки к социально-полезной деятельности они обладают,

и зависят в конечном счете результаты социально-экономического развития государства, уровень жизни его населения, а также место государства на мировой арене. Именно этим обстоятельством и можно объяснить то внимание, которое в настоящее время в ряде стран уделяется повышению роли системы образования в решении стра-

110

© Е. Я. Коган, Н. Ю. Посталюк, 2008

тегических задач развития как самих этих стран, так и всего мирового сообщества. Полным ходом идет беспрецедентная по своим масштабам мо-дернизацият системы образования в США, осуществляется реформа образования в Японии, продолжается процесс модернизации образования в Европе и в России. Мировая практика последних десятилетий свидетельствует о неуклонном возрастании внимания государства и крупного бизнеса к образованию. Это связано с тем, что темпы развития технологий и смены экономических приоритетов, движение к экономике знаний и растущий уровень конкуренции не позволяют полагаться на сравнительно медленный путь адаптации образовательных ресурсов посредством рыночных механизмов.

Наиболее зримо необходимость государственного вмешательства в образование представлена в национальной политике Японии. Интересно, что государство видит свое присутствие в декларировании тех способностей и компетенций, которые максимально корреспондируются с принципами и приоритетами его экономики и культуры. Такой подход позволяет сориентировать образовательные ресурсы страны на формировании актуальных человеческих способностей, которые позволяют максимально быстро и полно «встроиться» в быстро меняющиеся социально-экономические контексты. Следует отметить, что Европейский Союз, Минтруда США, Совет по структуре экономики Японии и правительственные структуры ряда других стран периодически обновляют перечни актуальных человеческих способностей как личного и общественного ресурса. Это позволяет гражданам этих стран быстро адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, не растрачивая самый дорогой ресурс - время на длительный процесс адаптации, перенеся его значительную долю в программы получения образования. Такой подход существенно повышает коэффициент полезного действия человеческого ресурса страны, поддерживает профессиональную актуальность граждан, ускоряет рост их доходов и доходов государственной казны.

Опыт стран Европы говорит о смещении акцентов в сторону государственной централизации образовательной системы. Во всем мире, особенно в экономически развитых странах, действует широкая сеть государственных центров, занимающихся вопросами модернизации образовательных ресурсов.

Централизация в управлении образовательной системой связана с необходимостью быстро и эффективно адаптировать образовательные ресурсы к новым экономическим стратегиям, связанным с переходом к экономике знаний и новым принципам организации рынков.

Система образования по своему смыслу не принадлежит к социальным системам в полном смысле этого слова. Последние определяются как системы общественного потребления, поддерживающие основы социальной цивилизации (общество финансирует издержки собственных обязательств). Образование в отличие от этих сфер готовит поколения к эффективной деятельности, то есть фактически общество инвестирует в собственное будущее, и это вложения с отсроченными дивидендами.

XXI век предложил новые вызовы обществу и его институтам, в том числе - образованию. Рассмотрим самые важные из них.

Глобализация

Объединение ресурсов и организация их свободного движения между странами, включая человеческие ресурсы, потребует введения и согласованного принятия единой системы оценки профессиональной компетентности, нострифика-ции дипломов, взаимозачетов по образовательным циклам и т.д. Европейская стратегия интеграции образовательных ресурсов реализуется через Болонский процесс. В США эта задача решается иначе - через массированную подготовку вузами страны кадрового корпуса практически для всех стран мира. Аналогичные процессы проектируются и в странах Востока: Япония, Южная Корея и Китай сегодня обсуждают вопросы сближения своих образовательных систем.

Доступность информационных ресурсов позволяет организовать высокую степень самостоятельности в освоении нового знания и новых практик. За этим стоит принципиально иная роль преподавателя высшей школы, который из транслятора знаний превращается в руководителя деятельностью студентов и организатора образовательной среды.

Непрерывность изменений во всех сферах экономики и общества

Решающим вызовом нашего времени выступает короткое время жизни нового знания, актуальности профессиональных технологий, высо-

кая динамика рыночной конъюнктуры продуктов деятельности. В результате глобализации экономики компании столкнулись с увеличившимся числом конкурентов, каждый из которые может выйти на рынок с принципиально новым товаром или услугой.

Стремительность и многоаспектность технологического прогресса усиливает скорость нововведений. Жизненные циклы товаров и услуг измеряются теперь не годами, а месяцами. Сегодня реальный сектор экономики вынужден действовать быстро, иначе он не сможет действовать вообще. Все это приводит к слабой прогнозируе-мости современных рынков, заставляя действовать в новых обстоятельствах и незнакомых условиях. Единственным стабильным фактором становится непрерывность изменений. Эффективная деятельность в среде «случайных условий» требует специальной подготовки кадров, ориентированной не столько на объем усвоенных знаний, сколько на мобилизацию собственных и внешних ресурсов для решения слабоструктурированных задач. А это принципиально другая методология организации профессиональной школы, оперирующей иными, главным образом деятельностными образовательными технологиями.

Коммерциализация знания

Конкурентоспособность сегодня держится на постоянном предложении нового качества товаров и услуг. Это возможно при условии быстрой утилизации нового знания о природе материалов, процессов, явлений, которое добывает наука. Задача же превращения его в добавленную стоимость товаров и услуг лежит на инновационных структурах. Страна, стремящаяся занять достойное место на внешних рынках, обречена на создание мощного сектора коммерциализации знания. В этих условиях научное производство приобретает прямого потребителя, заказчика и источник финансового обеспечения, а бизнес имеет базу обновления технологий, товаров и услуг в соответствии с конъюнктурой рынка.

Переход к рыночной экономике в России

Мировые тенденции перехода к постиндустриальному этапу развития общества пересеклись для России с периодом перехода от командно-административной к рыночной экономике. Это кардинальная перестройка не только экономики стра-

ны, но и ментальности всех ее участников. Эффективное включение в такую экономику требует формирования иных профессиональных и ключевых компетенций.

Западная экономика, развивающаяся в рыночных отношениях сотни лет, выработала адекватные образовательные ресурсы для подготовки граждан к эффективной деятельности в подобных условиях. Россия не имеет подобного опыта, ее задача более сложная. Предстоит объединить цели и решить единую задачу создания системы профессионального образования, поддерживающей потребности экономики, включая экономику знаний.

Вступление России в ВТО

Вступление в ВТО - это вхождение в глобальную экономику, которое потребует существенного перераспределения труда и капитала (включая человеческий) между секторами и регионами, а также изменения предприятиями своих организационных структур и стимулов. С падением торговых барьеров любая национальная территория оказывается незащищенной от зарубежного конкурента. При этом сама конкуренция становится все более изощренной, а ее формы и методы непрерывно меняются. К ним нельзя приспособиться один раз навсегда. Нужны способы организации подготовки кадров для эффективной работы в условиях высокой степени неопределенности и быстро меняющихся условий.

Потребуется принятие специальных мер по повышению географической и профессиональной мобильности населения, мобильности капитала и информации, а также корпоративной мобильности. Последнее связано с созданием более гибких управленческих структур, восприимчивых, с одной стороны, к изменениям конъюнктуры рынка, а с другой - к технологическим и организационным инновациям. Для решения этой задачи в России необходимо новое поколение управляющих, которые могли бы перейти от иерархической структуры корпорации к современной сетевой.

Для России значительные надежды связаны с возможностью включить в конкурентную борьбу главное преимущество - высокий уровень образования кадров. Однако без серьезной конкуренции и слабой ориентации на внешние вызовы мы постепенно теряем это преимущество.

Сегодня надо быть готовым к тому, что полученного первоначального образования будет

недостаточно и придется на протяжении всей жизни постоянно доучиваться и переучиваться. В этом смысле необходимо быстрое и эффективное реформирование системы образования в России с целью организации адекватных экономике ресурсов1. Главное-это изменить восприятие образования как отрасли социальной сферы и рассматривать его как отрасль производства знаний и интеллектуального ресурса.

Постиндустриальное развитие -переход к экономике знаний

В развитых странах прогресс образования непосредственно связан с потребностями современного этапа научно-технических достижений и в связи с этим экономических стратегий. Широкое применение электронных и биотехнологий, компьютерной техники меняет характер труда и место человека в производственном процессе, модифицируют социальную структуру общества, образ жизни и психологию людей, порождает новую ментальность и культуру постиндустриального общества. Информация становится ключевым ресурсом новой экономики; подобно тому, как пар играл эту роль в 18-19 веках, а электричество - в 20 веке.

Структурные сдвиги в экономике приводят к глубоким изменениям профессионально-квалификационного состава занятого в экономике населения. Растет численность научного и инженернотехнического персонала, менеджеров в самых различных сферах деятельности2. Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют свою исключительность. Молодежь рассматривает получение полноценного образования как необходимое условие достижения желаемого социального статуса. Можно говорить о том, что с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу организация деятельности вокруг видов труда меняется на организацию «вокруг процессов», а это требует иных образовательных целей и результатов. Не освоение отдельных видов труда, а овладение деятельностью по организации процессов получения продукта в целом призвано составить в этих условиях результат образования.

При этом образование целесообразно рассматривать как отрасль производства знаний, в ней существенна экономия от масштаба, ее продукт характеризуется внешними эффектами, в ней крайне важна сертификация качества. Поэтому систему образования необходимо регулировать, но

именно как производственную отрасль: налогами, мониторингами качества, стимулированием разумной конкуренции, обеспечением равных прав образовательных учреждений, введением современных структур корпоративного управления.

У России существует практически единственный шанс занять нишу стран с влиятельной экономикой - это использовать научный и образовательный ресурс для быстрого выстраивания основ инновационной экономики. В этой ситуации особая роль принадлежит университетам. Производство нового знания и его капитализация должны стать стратегической задачей высшей школы. Для этого предстоит сформировать инфраструктуру, связывающую рынки научного продукта и товаров/услуг.

Организация поддерживающей экономику знаний университетской среды предполагает создание структур, профессионально «играющих» на рынке интеллектуального продукта (защита, продажа и покупка патентов, профессиональные маркетинговые команды, бизнес-инкубаторы и т.д.). При этом подобная сеть должна быть межвузовской, объединяющей всех производителей научного продукта и позволяющей активно работать с секторами производства для формирования его осознанной заинтересованности в разработке и внедрении новых технологий, которые обеспечивают рост конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Предстоит подготовить специалистов новых направлений деятельности - инновационных менеджеров, маркетологов для рынков научной и промышленной продукции, экспертов, владеющих стратегическим видением перспектив технологий, представленных к коммерциализации.

Если вызовы и условия зафиксированы, а цели организации образовательной системы заданы, то остается выстроить ее так, чтобы она максимально отвечала на вызовы и вела к поставленной цели. Эта задача принята многими странами мира, и каждая решает ее по-своему. Причем, как и Россия, они решают ее не впервые. Всякий раз смена экономических основ и производственных технологий ставила перед миром подобную задачу. Как же организовать адекватные потребностям общества и бизнеса образовательные ресурсы? Каким образом должно быть устроено образование как государственный институт, чтобы выступить в качестве ресурса развития государства и личного ресурса людей?

Конкурентность образовательной среды

Конкуренция в образовании - необходимое условие для поддержания качества ресурсов как меры удовлетворения запросов потребителей. Экономическим механизмом создания конкурентной среды в образовании выступает нормативный способ финансирования государственного заказа на подготовку кадров, а социальным -открытый доступ к рейтингам образовательных учреждений и образовательных программ, которые формируются как государственными, так и негосударственными структурами.

Диверсификация образовательных услуг и мобильность университетов

Необходим широкий набор программ, ориентация университетов на самые различные слои потребителей и клиентов. Профессиональная карьера, заработная плата, конкурентоспособность продукта предприятий - все это проблемы, решаемые университетскими ресурсами. Таков принцип деятельности западных университетов. С этой целью изучаются рынки образовательных услуг и труда, рынки товаров и услуг, состояние дел корпораций и отдельных предприятий, создаются программы участия в профессиональном продвижении частных лиц и организаций. Эти программы индивидуальны, они строятся под каждую задачу и обслуживают только конкретного клиента.

Организация процесса обучения в соответствии с динамикой конъюнктуры рынка труда

В ситуации высокой неопределенности в запросах на содержание образования и объемы подготовки специалистов того или иного профиля многие западные университеты пришли к выводу, что оптимальной стратегией является следующая: 1) организация базовой подготовки широкого профиля (бакалавриат); 2) последующая специализация для конкретной профессиональной деятельности на предприятии реального сектора экономики, внутрифирменная подготовка; 3) последующая специализация в университете в целях формирования профессиональных компетенций и умений стратегического менеджмента (магистратура). При этом выбор специализации, да и собственно специальности, происходит на завершающей стадии обучения, что позволяет соотнести

его с ситуацией на рынке труда, которая не изменится радикально за оставшееся время обучения. Характерно, что программы университета предполагают значительный период трудовой деятельности в рамках реального производства либо «профессиональных клиник», что позволяет студенту и университету много точнее обозначить востребованную нишу на рынке труда и выстроить необходимую образовательную программу.

Маркетинговая ориентация системы управления университетом обеспечивает принятие решений на основе анализа рынков, включая рынки труда, научного продукта, инновационного продукта и т.д. Такая организация управления предполагает наличие профессионально действующей маркетинговой структуры, формирующей информацию для администрации университета.

Концентрация ресурсов, рост масштабов и организация сетевого взаимодействия

Судя по мировому опыту, успешен университет, имеющий широкий спектр подготовки; обслуживающий власть, бизнес, общественные структуры, отдельных граждан; предлагающий программы самого разного уровня, сроков реализации и форм обучения. При этом сетевое взаимодействие с другими структурами в соответствии с их специализацией позволяет избежать дублирования ресурсов и деятельностей. Формирование крупных университетских объединений дает возможность оптимизировать организацию кадрового и лабораторного потенциала, эффективно использовать материально-технические ресурсы. Кроме того, это оказывает влияние на рынки, ориентируя их на университетские услуги, при создании базы клиентов.

Формирование ключевых профессиональных компетенций как результатов образования

Эффективная включенность специалиста в деятельность в современных условиях требует нового типа образовательного результата, не сводящегося к простой комбинации сведений и навыков, а ориентированного на решение реальных задач в целом. Для этого необходимо освоение профессиональных и ключевых компетенций, как практическое владение различными способами деятельности и коммуникациями, а также их оценка в составе профессиональной квалификации специалиста.

Развитие менеджмента качества и его интеграция с общим управлением вузом

Качество образования - мера соответствия образовательных результатов (образовательной или научно-исследовательской услуги) требованиям потребителя и заказчика. Система управления качеством позволяет оперативно перестраивать процессы в организации при смене приоритетов развития и запросов потребителей с сохранением качества. Университетские службы управления качеством задают политику качества, его планирование, управление и обеспечение, а также аудит. В моделях управления качеством европейских университетов приняты следующие принципы их организации: ориентированность на конечный результат; приоритет интересов потребителя; лидерство и постоянство целей; управление на основе объективной информации; развитие персонала и его вовлеченность в дела организации; непрерывное обучение и усовершенствование; развитие партнерства и выстраивание горизонтальных связей; социальная ответственность организации.

Если эти принципы приняты за основу, то следующий шаг состоит в адекватной организации университета и управления им.

Скорее всего, придется отказаться от узкопрофильной кафедральной структуры, объединять коллективы под задачи; выстроить сервисные службы с маркетинговыми функциями, поиском и организацией научных исследований, проектных разработок, консалтинговых услуг.

Власти и бизнес должны увидеть в университетах свой интеллектуальный ресурс, что возможно только при условии, когда университеты выступают инициаторами проектов по развитию территорий и предприятий, когда они владеют проблемами тех и других. Все это предполагает установление приоритетов научной, разработчес-кой и консалтинговой деятельности университетов и только на этой базе - организацию образовательных программ.

Конечно, это потребует иного качества кадрового потенциала и менеджмента, иных критериев оценки деятельности университетов, показателей и процедуры аккредитации. Возможно, с этого и следовало бы начать-заложить в систему государственных показателей те результаты, которые характеризуют университет как актуальный социально-экономический ресурс территории, задав тем самым основные направления преобразований.

Примечания

1 Именно недостатком информационной и профессиональной мобильности объясняется в первую очередь то, что, несмотря на разветвленную образовательную систему, показатель отдачи от образования в России чрезвычайно низок.

2 Количество специалистов, занятых в научных исследованиях и разработках, увеличилось за последние 20 лет прошлого века в США на 75%, в ФРГ - на 85%, во Франции - на 90%, в Японии - на 115%, в Италии - на 180%.

А. С. Киселев ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ

Новое как вызов будущего

Принцип опережающего отражения действительности, разработанный П. К. Анохиным, по мнению В. С. Карпичева, выражает возможность опережающего приспособления живого к изменяющимся условиям среды, способность сознания, определяемого нынешней и будущей действительностью, опережать действительность. Это направление работ развивают в своих научных поисках С. П. Курдюмов, Е. Н. Князева. Именно

этот принцип дает основание, по мнению этих и других ученых, развитию опережающей социальной диагностики, опережающей адаптации, опережающего профессионального обучения кадров высшей квалификации.

Инновационная подготовка кадров - важнейший аспект социоинновационного развития. Этой проблематике посвящены научные труды Л. А. Василенко, В. С. Карпичева, В. Л. Романова, И. Н. Рыбаковой, В. С. Ничепоренко, Ю. В. Колесникова,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.