Экономика
УДК 657.63
Ж.В. Морозова, Т.Н. Бабкина
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Рассматривается инновационная модель непрерывного профессионального образования и проблемы ее создания через рассмотрение различных категорий, связанных с понятием качества образования. Представлен перечень функций, которые можно учитывать и использовать в условиях реализации современного непрерывного профессионального образования. Дано краткое описание каждой из образовательных ступеней, входящих в эту модель.
Ключевые слова: качество, оценка качества, управление качеством, инновационное профессиональное образование, функции современного образования, непрерывное профессиональное образование.
Императив инновационного развития России и регионов ставит как одну из ключевых задачу подъема уровня и статуса профессионального образования. Появление во второй половине ХХ в. под воздействием научно-технического прогресса «мира изменений», то есть такой формы социального и технологического бытия человечества, при которой темпы обновления знаний, технологий, экологической ситуации, социально-экономических отношений стали такими большими, что привели к быстрому моральному устареванию знаний и профессионализма. Именно образование как система формирования интеллектуального капитала нации и одна из главных сфер производства инноваций создает новые базовые условия для быстрого роста рынков на основе постоянного обновления технологий и продуктов. Профессиональное образование выступает первым звеном инновационной цепочки «образование - исследования - массовое освоение инноваций». Знания, умения, способности человека превращаются в непосредственную производительную силу. Культурно-историческим результатом производства знаний становятся новые духовные, интеллектуальные, личностные свойства и качества человека [5]. В свою очередь, ключевым фактором становится: рост бытия человека, требующего системности знаний и новых «картин мира» как условия грамотности, профессиональной пригодности и адекватности интеллекта человека растущим темпам изменений и возникающим, соответственно, проблемам и задачам.
Растет роль категории качества как системно интегрирующего фактора и символа изменений в лучшую сторону и происходит выдвижение на передний план «социального кругооборота качества» [16-18]. Институт образования становится важнейшим институтом духовного и материального воспроизводства жизни во всем мире, в том числе в России. Современное инновационное образование достаточно полно реализует следующие функции [17].
1. Социально-воспроизводящие: восходящее воспроизводство человека, культуры, системы образования, в том числе профессионального; саморазвитие института целостного образования.
2. Просвещения: культурно-просветительская функция; пропаганда научных, экономических, экологических, этических и эстетических знаний.
3. Социализации личности: формирование интеллигентности как синтеза нравственности и интеллекта личности, гуманистического мировоззрения, целостной картины человеческой цивилизации как взаимообусловленной общности людей, экологического сознания; развитие и трансляция экологической нравственности; ценностное, духовно-нравственное воспитание личности.
4. Формирования мотивации личности к самосознанию и саморазвитию: формирование способности к самообучению; формирование культуры рефлексии, создание глубинных мотивацион-ных структур к поиску смысла жизни своего «эго» и человечества; преодоление идеала «вещного потребительства» через культивирование идеала творчества и созидания; расширение индивидуального пространства сознания человека до «космо-планетарного пространства» сознания человека, космиза-ции интеллекта человека, подготавливающей его к разрешению в историческом измерении «императива выживаемости».
5. Формирования «человека культуры», системы культуры личности человека: формирование мыслительной, коммуникативно-языковой, информационной культуры личности, системной, классификационной, квалитативной, управленческой культур, культуры познания и применения циклических закономерностей развития, культур различных родов деятельности: экономической (производственной), исследовательской (научной), художественно-культурной, экологической, педагогической, управленческой, здравоохранительной (медицинской), физкультурной.
6. Создания и воспроизводства культуры общения и принятия решений: воспитание культуры консенсуса и компромисса интересов (культуры толерантности); привитие толерантного отношения к многообразию культурных, идеологических и институциональных форм организации человеческих сообществ; формирование культуры диалога.
7. Поддержания здоровья человека в образовательных системах, его реабилитации и развития: функции психологической поддержки личности в процессе ее развития, физического развития и совершенствования, формирования социально-психологического иммунитета к «психическим агрессиям» тоталитарных агрессивных сект, стратегиям манипулирования сознанием.
8. Патриотического воспитания: формирование исторического самосознания личности; формирование национального самосознания личности; раскрытие интернациональной, народообъеди-няющей составляющей каждой национальной культуры, обеспечение единства национальной гордости и уважения к другим национальностям и культурам.
9. Обеспечения конкурентоспособности человека на рынках труда и специалистов: обеспечение профессиональной мобильности и компетентности специалиста; функции обеспечения непрерывно-образовательного процесса, охватывающего весь жизненный цикл человека.
Факторами, отражающими роль и значимость профессионального образования в жизни людей, являются непрерывное образование в течение всей жизни человека и образовательное сообщество как главные механизмы воспроизводства общественного интеллекта, опережающего развитие качества современного человека. Конкурентоспособность стран в современных условиях при росте значимости человеческого капитала зависит не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно повышать качество любой образовательной системы, управления процессами, компетентностей, используемых в экономике и социальной жизни общества [19].
Политика качества образования - «ядро» образовательной политики и фундамент национальной политики качества. Качество образования лежит в основе обеспечения и повышения качества жизни населения как главной цели существования любого национального государства и общества в XXI в., в том числе России. Качество жизни - сложная и противоречивая категория, охватывающая не только материальный уровень жизни, но и духовно-нравственное, социальное качество, определяющее раскрытие духовного, нравственного потенциала личности, реализацию творчества личности, обеспечение полноты раскрытия творческих способностей каждого человека, осознанное исполнение им духовно-нравственного, служебного и профессионального долга (Там же).
Идеология управления качеством становится ведущей в управлении обществом и отдельными организациями стран мира, особенно развитых. Сформировалась философия и методология Всеобщего Управления Качеством (Total Quality Management), экспансируемая на сферы услуг и образования. Тенденция, направленная на формирование управления качеством развития отдельной личности, становится ведущей тенденцией. Система качества в соответствии с терминологией международных стандартов ISO 9000-9003 - синоним управления качеством. Серия стандартов ISO 9000-9003, ориентированная на регламентацию процессов обеспечения качества, расширяется за счет добавления серии стандартов, регламентирующих процессы улучшения качества. Улучшение качества - синоним прогресса и прогрессивного развития. В документе «ISO 9001:2000. Системы менеджмента качества» вместо понятия «система качества» вводится понятие «система менеджмента качества», то есть в эквиваленте русского языка - «система управления качеством». Общим принципом управления качеством является принцип дуальности организации и управления. В соответствии с этим принципом выделяются два направления [9-11]:
- управление качеством функционирования систем (обеспечение и поддержание качества);
- управление качеством развития систем (улучшение качества).
Качество любой образовательной системы отражается в качестве человека, которое актуализируется в процессе его жизни и профессиональной деятельности в конкретных социальных системах, системах природопользования и в целом в сообществе. Воспроизводство общества по двум главным основаниям - духовно-культурному и материальному (экономическому) - через призму категории
качества приобретает характер «социального кругооборота качества», в котором качество образования становится одним из главных факторов развития всего общества [20].
Таким образом, категория качества - центральная категория образовательной политики российского государства в целом, в том числе в системе непрерывного профессионального образования. Качество образования - важнейший компонент системы качества всей жизни, выступающий «движущей силой» качественного воспроизводства - «социального кругооборота качества» (Там же).
В последние годы идет интенсивная работа по формированию политики в сфере качества образования, в том числе в сфере непрерывного профессионального образования. Выдвинуты три главных приоритета этой политики: доступность, качество и эффективность использования ресурсов. Качество профессионального образования в значительной степени определяет качество всего образования через механизмы воспроизводства кадров внутри системы непрерывного образования в России, общественного интеллекта, науки, культуры, а также обеспечения воспроизводства технологического базиса экономики страны и регионов, экономической конкурентоспособности на этой основе. В связи с этим необходимо рассмотреть некоторые основные понятия, связанные с категорией качества.
Оценка качества образования. Мера качества образования, образовательных систем, образовательного процесса, выпускника образовательного учреждения и т.д. соотносится с нормой качества (ФГОС, ЕГЭ, квалификационные характеристики и др.). Оценка качества образования организуется как важнейшая функция управления качеством и мониторинга качества образования с учетом ранга образовательных систем и ступеней непрерывного образования. Выделяются внешняя и внутренняя системы оценки качества образования. Внешняя система оценки качества образования представлена государственными институтами лицензирования, аккредитации образовательных учреждений и сертификации определенных компонентов профессионального образования. Кроме того, происходит формирование общественных институтов аккредитации на базе различных научно-педагогических и научных ассоциаций и объединений. Внутренняя система оценки качества образования организуется в образовательных учреждениях в формах итоговой и поэтапной аттестации обучающихся, систем оценивания возможностей абитуриентов и психодиагностики, а также в системах самооценки и самоаттестации образовательных учреждений и их подразделений.
Управление качеством (система качества). Воздействие на процессы становления, обеспечения, поддержания развития (улучшения) качества объектов (процессов) в их жизненном цикле и в цепи жизненных циклов со стороны «субъекта управления» и организация им обратной связи (контроля, оценки, анализа) в соответствии со сформированными целями. Принцип управления качеством определяет два взаимодополняющих направления формирования нормативной базы управления: качеством функционирования систем (обеспечения качества) и качеством развития систем (улучшения качества). Управление качеством образования - управление качеством по отношению ко всем объектам и процессам в образовании в соответствии с вышеизложенной типологией качества образования. Управление качеством образования в узком смысле - управление качеством подготовки обучающихся (будущих специалистов - для звеньев профессионального образования).
Интерес национального капитала (работодателей) заключается в получении компетентных квалифицированных специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и работников широкого профиля, готовых быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, умеющих быстро обучаться. При этом бизнес готов тратить значительные средства на переподготовку сотрудников в рамках конкретных квалификаций, но совершенно не готов финансировать 3-летнее обучение профессии, которая может быть освоена за несколько месяцев.
Системными вызовами для российского профессионального образования продолжают оставаться снижение качества профессионального образования, рост доли слабых педагогических кадров, снижение конкурентоспособности профессиональных образовательных систем на образовательном рынке и др.
Переход российского государства к использованию в своей внутренней политике концепции устойчивого развития экономики актуализирует проблему опережающего развития качества профессионального образования в стране, а также его доступности, массовости, повышения образовательного ценза населения на фоне роста наукоемкости, образованиеемкости, интеллектоемкости всей технологической базы экономики России, обеспечивающей ее экологическое выживание и дальнейшее устойчивое развитие. Каким же в целом должно стать инновационное модернизированное профессиональное образование, чтобы соответствовать:
- инновационной модели развития российской экономики, базирующейся на специфичных знаниях и являющейся стратегическим выбором новой России;
- растущим социальным запросам населения России и задаче консолидации российского сообщества;
- требованиям конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.
Основой любого современного образования является формирование компетентностей современного самостоятельного и ответственного молодого человека, в первую очередь:
- информационной (способность искать, анализировать, преобразовывать, применять любую полученную информацию для решения текущих проблем);
- коммуникативной (способность эффективно, продуктивно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации (способность ставить реально достижимые цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразования (способность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, в том числе профессиональную, на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).
Задачи формирования устойчивых компетентностей особенно актуальны в условиях периодического обновления структуры образовательных стандартов. Новая структура стандарта призвана обеспечить, наряду с внедрением компетентностного подхода, расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для всех категорий обучающихся на основе дальнейшего развития профильно-профессионального образования (кластерная образовательная модель). Современная модель профессионального образования отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., разработанной в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № КА-П13-1167. Целостная система действий и мероприятий в области непрерывного профессионального образования призвана обеспечить непосредственный вклад в построение новой экономики, основанной на компетенциях. В ближайшей перспективе предстоит заложить основы для дальнейшего развития непрерывного профессионального образования населения. С этой целью следует создать условия для своевременного повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов для каждой отрасли реального сектора экономики. Прежде всего необходимо провести инвентаризацию требований к современному специалисту с учетом компетентностного результата и специфике повышения квалификации и переподготовки в различных сферах научной и производственной деятельности. Ведомствами совместно с объединениями работодателей, в том числе в рамках новых профессиональных и образовательных стандартов, должны быть установлены нормы периодичности повышения квалификации рабочих и специалистов определенных сфер деятельности. Учитывая постоянно растущий спрос на повышение квалификации в рыночном секторе экономики, в бюджетном секторе предстоит разработать и внедрить конкурентные подходы к повышению квалификации и переподготовке рабочих и специалистов среднего звена. Подходы к обновлению финансовых механизмов в системе непрерывного профессионального образования должны сопровождаться конкретными изменениями в инновационном образовательном процессе и новом содержании непрерывного профессионального образования [1; 2]. Рассмотрим более подробно некоторые из звеньев, входящих в цепочку НПО - СПО - ВПО.
Дальнейшее развитие системы высшего профессионального образования будет осуществляться, исходя из того, что инновационной экономике нужны, прежде всего, следующие три типа профессиональных знаний:
1) специфичные знания, обеспечивающие успешную профессиональную деятельность в рамках крупных кластеров - производственных комплексов. Например, в международных рейтингах университетов наши университеты должны занять ведущие позиции, в первую очередь, по таким областям, как биофизическая экология, биотехнология, космическая информация для рационального природопользования и освоения новых территорий, инженерная физика и геотехнологии;
2) знания, необходимые для поддержания постоянного обновления наукоемких технологий. В рамках государственной поддержки программ развития 57 российских вузов в объеме в среднем по 500 млн. руб. заложены основы для формирования современных компетентных квалифицированных специалистов, работающих в сфере обновления технологических процессов. В первую очередь такие программы развития затронут технологии следующих приоритетных отраслей: транспорт, авиация, энергетика, электроника, оптика, информационные технологии, машиностроение и др.;
3) знания, необходимые для управления современной постиндустриальной экономикой. Сегодня достаточно активно ведутся работы по созданию бизнес-школ мирового уровня в Подмосковье и Санкт-Петербурге. Задача дальнейшего развития образовательных учреждений подобного рода состоит в устойчивом обеспечении сетевого взаимодействия учреждений образования самых различных уровней, науки, бизнеса и экономики в целом, что соответствует определению сетевых связей как важнейшего элемента инновационной экономики.
Учитывая все это, предлагается продолжить деятельность по конкурсной поддержке сетевых инновационных профессиональных образовательных программ как межвузовских, так и кооперативных, реализующихся в рамках совместной деятельности вузов и ссузов с научными организациями и различными предприятиями. Такие интеграционные проекты предполагают: отработку механизмов включения новых вузовских программ в программы территориального развития регионов, отработку образцов трансфера инновационных технологий, устойчивость моделей взаимодействия образования, науки и производства, а также быстрый рост научного потенциала высшей школы [13]. По расчетным данным Минобрнауки России, средний диапазон финансирования одного такого проекта составляет от 50 до 150 млн. руб. Общий объем федерального финансирования - 5 млрд. руб. (данные на 2009 г.). По итогам реализации проекта на 5% должен вырасти экспорт образовательных услуг, на 10% - удельный вес бизнес-сектора в финансировании инновационных разработок и на столько же - суммарное число рабочих мест на малых предприятиях. Подобный проект позволит не только закрепить эффекты от поддержки новых образовательных программ вузов, но и создать действенный механизм интеграции образования и науки, поддержки комплексных прикладных научно-образовательных проектов с конкретными экономическими эффектами. В перспективе особое внимание будет уделяться развитию деятельности школ для одаренных детей при учреждениях высшего профессионального образования. Это предполагает в дальнейшем отработку механизмов финансирования таких образовательных учреждений, обновление образовательных технологий работы с талантливой молодежью и развитие прозрачной системы олимпиадного движения для выявления одарённых обучающихся.
При объективной обусловленности массового спроса на высшее образование и вместе с тем неадекватности длительного детального изучения в дотрудовой период быстро стареющих узкопрофессиональных знаний в ядро образовательной системы превратится высшее образование широкого профиля (прикладной бакалавриат), дополняемый спектром систематически обновляемых магистерских программ и широким выбором программ профессиональной и общекультурной подготовки и переподготовки. Таким образом, вместо системы, в которой доступ к высшему образованию был селективным, а само высшее образование - последним этапом образования, новое высшее образование (на уровне бакалавриата) станет массовым и всеобщим, изменяясь по сути, формируя, в первую очередь, компетентность самообразования и создавая тем самым фундамент не только для магистратуры, но и для гибкого непрерывного образования в течение всей жизни, которое может состоять из большого количества учебных модулей (модульных программ). В новой образовательной модели вместо жестко предписанных и конечных траекторий обучающиеся смогут выстраивать индивидуальные образовательные траектории и становиться профессионально мобильными за счет собственного выбора курсов и программ (как на всех уровнях формального образования, так и в дополнительном профессиональном образовании, которое должно предоставлять возможность постоянного обновления состава компетентностей). При этом размываются жесткие границы системы формального образования, поскольку обновление компетентностей и получение академических кредитов может происходить и на реальном производстве товаров, знаний и технологий. Но это можно будет реализовать на практике только в том случае, если вместо исключительной ориентации на усвоение готовых специализированных знаний, содержание профессионального образования также существенно будет ориентироваться на формирование креативных и социальных компетентностей, готовности к переобучению [6].
Бакалавриат, как прикладной, так и академический, закладывает основу для формирования профессионально-технологической культуры и ведущих групп компетенций и компетентностей будущего специалиста. Сегодня непрерывное профессиональное образование все еще воспринимается как идея надстройки, дополнительного обучения в тех случаях, когда основного образования не хватает. В новой модели профессиональное образование принципиально понимается как незавершенное. Такое образование в новой экономике образует ядро карьеры, формируемое в течение всей жизни, в то время как еще в середине ХХ в. карьера основывалась на накоплении авторитета и жизненного опыта в рамках регулярной профессиональной деятельности. В результате этого произойдет индиви-
дуализация образовательных траекторий субъектов образования, и больше половины образовательных услуг будет формировать уже не педагог/государство по отношению к незрелому ребенку, а взрослый, самостоятельный человек для себя самого. С этим связан ряд экономических последствий: резкое увеличение доли самостоятельного выбора профессиональных модулей, формирование открытого рынка профессиональных образовательных программ, помимо установленных стандартом (профессиональная подготовка и переподготовка). Государство не должно контролировать качество вновь создаваемых основных профессиональных образовательных программ. Фокус регулирования и полной ответственности перемещается к обеспечению полноты и достоверности информации, предоставляемой участниками рынков образования и труда. Главные субъекты регулирования - профессиональное сообщество и потребители. Идея гибких и незавершенных образовательных траекторий становится ядром, вокруг которого выстраиваются инновации, охватывающие все уровни и составляющие профессиональной образовательной системы: базового и дополнительного, формального и неформального профессионального образования. Очевидно, что в системе непрерывного профессионального образования ключевым фактором становится самостоятельная работа обучающихся, а следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования. Для этого на всех уровнях образовательной системы будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе отечественных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов всего мира. Это потребует легкого выхода в Интернет для каждого обучающегося и позволит обеспечить невиданную ранее вариативность образовательных траекторий. Одновременно это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли преподавателя, а также к расширению его профессиональной способности выступать менеджером и консультантом, направляя и объективно оценивая самостоятельную деятельность субъекта профессионального образования [3; 4].
К 2015 г. завершится переход к двухуровневому высшему образованию, который, с одной стороны, существенно повысит гибкость системы профессионального образования, а с другой стороны, в систему академического и прикладного бакалавриата будет вовлечено более двух третей выпускников общеобразовательной школы. Таким образом, высшее образование должно стать социальным стандартом поколения, вступающего в активную жизнь в первой четверти XXI в. Массовый бакалавриат должен обеспечить обучающемуся освоение широкого набора компетенций - от фундаментальных знаний и методов исследований до совершенно прикладных умений, позволяющих успешно выступить на рынке труда. Укрупнение направлений подготовки бакалавров будет сочетаться с широким простором для инициативы образовательных учреждений и самих обучающихся. Государственный стандарт подготовки бакалавров будет регламентировать не более 50% дисциплин, а доля самостоятельно выбираемых обучающимися дисциплин превысит 30%. Фактически, массовый бакалавриат станет основой системы непрерывного профессионального образования, поскольку будет создавать основу возможности регулярного переобучения. В рамках бакалавриата будет обеспечен широкий выбор специфичных дисциплин и тем, для того чтобы к завершению этого периода обучения выпускник был готов либо к началу трудовой деятельности, либо к продолжению обучения в магистратуре.
Сегодня системе начального и среднего профессионального образования уделяется особое внимание. Именно на базе учреждений начального и среднего профессионального образования стабильно и успешно развиваются новые организационно-правовые формы - автономные учреждения. В настоящее время совместно с некоторыми работодателями подготовлены предложения по механизмам, реализующим готовность участвовать в многоканальном финансировании образовательных учреждений, выступать соучредителями, предоставлять производственную базу для организации всех видов практик обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования становится главной составной частью региональных и ведомственных программ отраслевого развития.
Дальнейшее формирование системы непрерывного профессионального образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
Инновационный характер непрерывного профессионального образования обеспечивается за счет следующих составляющих: постоянно растущей исследовательской компоненты; интеграции ряда основных профессиональных образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих
отраслей; создания системы независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы независимого присвоения квалификаций выпускникам учреждений профессионального образования. В последние годы делаются существенные шаги в деле общественной оценки качества непрерывного профессионального образования. Составление рейтингов образовательных учреждений, проводимое организациями и работодателями, становится ориентиром для абитуриентов в выборе учреждений профессионального образования, что постепенно позволяет различать действительно качественную, востребованную на рынке труда подготовку и образованность. Предстоит разработать такие методы финансирования непрерывного профессионального образования, которые связаны с образовательными запросами конкретных граждан - потребителей услуг непрерывного профессионального образования. Персонифицированные системы финансирования повышения квалификации и переподготовки позволят организациям и отраслям гибко ориентироваться в отношении многообразия потребностей граждан при получении социально-профессиональных услуг.
В связи с этим следует пересмотреть деятельность служб занятости, которые ориентированы на трудоустройство безработных и связанную с этим профессиональную переподготовку. Предметом деятельности таких служб должны стать содействие профессиональному совершенствованию граждан, непрерывная переподготовка и обновление квалификаций. При этом необходимо активнее реа-лизовывать программы непрерывного профессионального образования взрослых и в учреждениях высшего профессионального образования, которым в условиях демографического спада предстоит расширять спектр предоставляемых образовательных услуг в соответствии с запросами граждан и рынка труда. В перспективе может быть предложена следующая комплексная система направлений деятельности по развитию непрерывного профессионального образования [12; 20]:
1) расширение круга поставщиков услуг дополнительного профессионального образования. Это может происходить как за счет активизации внутрифирменного образования через налоговые льготы, включая отнесение расходов на внутрифирменное обучение к расходам на себестоимость, так и за счет поддержки частно-государственного партнерства в области непрерывного образования. Здесь возможна разработка специальных программ поддержки учреждений, оказывающих услуги дополнительного профессионального образования;
2) формирование национальной рамки квалификаций, разработка профессиональных стандартов и системы сертификации профессиональных квалификаций. От того, насколько быстро Россия сможет внедрить механизмы независимой сертификации квалификаций, зависит не только профессиональная мобильность на внутреннем рынке труда, но и позиционирование российских технологий на международной арене. Для этого предстоит на основе принципов паритетного софинансирования отработать механизмы государственной поддержки независимых центров сертификации профессиональных квалификаций, как по рабочим профессиям, так и в области высокотехнологичных производств. Деятельность системы сертификации квалификаций, содержание обновляющихся профессиональных стандартов должны адекватно отражаться в федеральных государственных образовательных стандартах традиционных образовательных систем. Предстоит также разработать и внедрить механизм разграничения и взаимного дополнения профессиональных и образовательных стандартов через национальную рамку квалификаций. Существенное внимание будет уделено государственной поддержке услуг дистанционного образования посредством формирования общедоступных сервисов самообразования через Интернет;
3) развитие системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного профессионального образования. В этом направлении предстоит сформировать центры консультирования по получению дополнительного профессионального образования при службах занятости. Предоставление услуг карьерного консультирования по профессиональной ориентации и выбору соответствующей образовательной траектории должно осуществляться также в школах и других образовательных учреждениях.
Пошаговое движение к новой модели профессионального образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России. Здесь необходимо исходить из содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации параметров финансирования, предусматривающих увеличение вклада государства в профессиональное образование к 2015 г. на 1% ВВП. При этом одна из задач государства -дать качественную оценку тех изменений в профессиональном образовании, которые могут быть по-
ложены в основу более точных и детальных расчетов потребности в профессиональных ресурсах. Перед Россией стоит задача снизить неблагоприятные последствия социального расслоения и система профессионального образования станет одним из инструментов социального выравнивания и перемешивания. Эти инструменты будут «работать» в сторону опережающего роста бюджетного финансирования и ограничения платных образовательных услуг. Ключевым игроком в ресурсном обеспечении профессионального образования будет оставаться государство, вклад которого будет играть решающую роль не только в силу своего размера, но и в результате ограничений на частные вложения, существующие в ряде секторов образования. Соответственно, реалистичность перспективной модели образования определяется размерами государственного финансирования образования и порядком его наращивания (в частности, будет ли осуществлено запланированное увеличение финансирования на 1% ВВП в 2009-2012 гг. или отнесено на 2015-2020 гг.).
Полная трансформация профессионального образования будет возможна только в новых организационно-экономические условиях, среди которых:
- введение налоговых стимулов финансирования получения образования физическими и юридическими лицами;
- перевод большей части учреждений системы профессионального образования в статус автономных, что расширит экономические возможности, позволит более гибко использовать ресурсы, но вместе с тем увеличит и ответственность за результаты;
- финансирование всех видов образовательных учреждений на основе подушевого принципа;
- гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующая качество работы;
- реализация грантовых программ, поддерживающих академическую и трудовую мобильность, исследовательские партнерства учреждений и бизнеса, инновационные образовательные программы;
- развитие конкуренции образовательных учреждений разных форм собственности на получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.
Новая модель, очевидно, потребует нового управления, которое будет опираться на принципы развития инновационной экономики. Среди ее основных характеристик преобладают следующие:
- институты государственно-общественного управления будут реально участвовать в управлении и контроле качества профессионального образования, как на уровне учреждений, так и на региональном уровне (наблюдательные советы, попечительские советы, управляющие советы);
- образовательные учреждения будут предоставлять полную информацию о деятельности и ресурсах на собственном сайте, входящем в национальный образовательный портал: перечень разработанных образовательных программ, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база, включая наличие библиотек, общежитий, спортивных сооружений, столовых. В свою очередь, национальный образовательный портал будет обеспечивать поиск и сопоставление информации, облегчая выбор для потребителей образования;
- сообщество преподавателей и научных сотрудников будет одним из главных участников принятия решений и контроля качества в системе профессионального образования, как на уровне педагогических коллективов и ученых советов, так и в виде воссозданных предметно-профессиональных ассоциаций [12; 15].
Будущая структура непрерывного профессионального образования фактически определит систему образования для субъекта в течение жизни. В ней будет сочетаться базовая подготовка с веером возможностей повышения квалификации и переобучением. Она будет обеспечивать для каждого гражданина России возможность получения базовой профессиональной подготовки на том уровне, который им востребован (короткие программы профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной (технический) бакалавриат, академический бакалавриат). Будет предложен постоянно обновляемый набор модульных программ профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда, оптимизированных по срокам обучения и открытых для всех желающих, что позволит сблизить социальные характеристики различных профессиональных образовательных траекторий. Не будет жестких границ между основным и дополнительным профессиональным образованием, поскольку гибкая система учета результатов образования (кредитно-зачетная система) позволит «набирать» кредиты, необходимые для получения академического сертификата (диплома) в разных программах. В соответствии с принципом открытости произойдет интеграция ряда образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей (обучающиеся будут учиться и в вузе, и в парт-
нерской компании, занимающейся реальным производством товаров и услуг). На формирование профессионалов для инновационной экономики будет направлено создание системы независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы независимого присвоения квалификаций выпускникам учреждений профессионального образования. Это означает, что сократиться число программ, по итогам которых выдаются государственные дипломы, дающие право на определенную профессиональную деятельность, и увеличится число программ, которые потребуют профессионального экзамена для выхода на рынок труда [7; 8].
Конкурентоспособность страны зависит не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно повышать качество социальных и профессиональных навыков, используемых в экономике и социальной жизни. Люди, уже получившие профессиональное образование и желающие повысить уровень своих навыков или получить новые, являются ключевым ресурсом новой экономики. Более того, освоение новых профессиональных навыков и знаний становится для многих людей (особенно молодых) самостоятельной потребностью, а для экономики - растущим сектором услуг. Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем, поэтому все большую роль в них начинает играть как формальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, предлагаемые на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и неформальное (спонтанное) образование, реализуемое за счет собственной активности субъектов в насыщенной культурно-образовательной среде. Развитие неформального образования станет возможным только при расширении круга предполагаемых поставщиков, активизации внутрифирменного образования через налоговые льготы (отнесение расходов на внутрифирменное обучение к себестоимости). Поддержка частно-государственного партнерства в области неформального образования может осуществляться в форме софинансирования услуг, оказываемых образовательными организациями бизнесу и гражданам. Многообразие услуг неформального образования потребует формирования корпуса образовательных консультантов и брокеров, которые будут оказывать гражданам, желающим продолжить образование, поддержку в выстраивании образовательных траекторий, проходящих через формальные и неформальные институты. Завершающим элементом непрерывного профессионального образования станут независимые центры присвоения профессиональных квалификаций, аккредитуемые непосредственно работодателями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В.И. Болонский процесс: середина пути. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. 379 с.
2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / под ред. В.И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 408 с.
3. URL: www.relint.densto.es/TUNING Project/index.html или www.let.rug.nl/TUNING Project/index.html или europa. eu. int/comm/education/tuning. html
4. Ворожейкина О.Л., Тарасюк Л.Н. Разработка содержания обучения за рубежом как фактор повышения качества подготовки специалистов инженерного профиля // Проблемы качества образования, его нормирования и управления: сб. ст. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. С. 114-124.
5. Доклад международной комиссии по образованию XXI века, представленный для ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». М.: ЮНЕСКО, 1995. 295 с.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Вопросы образования сегодня. 2003. №5. С. 34-42.
7. Иванов С.С. Сравнительный анализ стандартов качества образования зарубежных стран и международных организаций: сб. аннотационных отчетов. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. 180 с.
8. Иванов С.С., Волкова И.Е. Сравнительный анализ российских национальных образовательных стандартов со стандартами международных организаций (ЮНЕСКО, Совет Европы) // Актуальные проблемы качества образования. Проблемы методологии, теории и практики проектирования, согласования и развития государственных образовательных стандартов в системе непрерывного образования. Труды Исследовательского центра. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. С. 102-107.
9. ИСО 9000. Международные стандарты. Т. 1: Управление качеством продукции. Стандарты серии 9000. М.: Госстандарт России, 1996. 303 с.
10. ИСО 9000. Международные стандарты. Т. 2: Управление качеством продукции. Стандарты серии 9000. М.: Госстандарт России, 1996. 607 с.
11. ИСО 9000. Международные стандарты. Т. 3: Управление качеством продукции. Стандарты серии 9000. М.: Госстандарт России, 1996. 99 с.
12. Колин К.К. Вызовы XXI века и проблемы образования: лекция-доклад // Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 53 с.
13. Коршунов С.В. Подходы к проектированию образовательных стандартов в системе многоуровневого инженерного образования: материалы к 6-му заседанию методологического семинара 29 марта 2005 г. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 88 с.
14. Кравец А.Г., Камаев В.А. Согласованное управление региональными ресурсами рынка труда и качеством подготовки специалистов. Информационная модель специалиста. М.; Волгоград: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Волгогр. гос. техн. ун-т, 2004. 115 с.
15. Олейникова О.Н. Регулирование качества профессионального образования в странах Западной Европы // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Материалы IX симпоз. Кн. 1. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. С. 69-81.
16. Подходы к построению систем оценки качества в образовании. Кн. 3, 4 // Материалы IX симпозиума «Ква-лиметрия человека и образования: методология и практика» / под науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субет-то. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 132 с.
17. Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Кн. 2 // Материалы XV Всерос. науч.-метод. конф. М.; Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 101 с.
18. Проблемы качества образования. Общие проблемы качества высшего и непрерывного образования в контексте европейских и мировых тенденций. Кн. 1 // Материалы XV Всерос. науч.-метод. конф. М.; Уфа: Ис-след. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 71 с.
19. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы (опыт мониторинга). М.; СПб.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 495 с.
20. Субетто А.И. Концептуально-методологические основы нормирования качества непрерывного образования. СПб.; М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 75 с.
Поступила в редакцию 18.12.12
Zh. V. Morozova, T.N. Babkina
Continuing professional education as a resource of socio-economic development of the country
The article covers an innovative model of continuing professional education and the problems of its formation through various categories relating to the concept of the quality of education. We have submitted a list of functions that can be taken into consideration and used in the conditions of modern continuing professional education and the brief description for each of the educational levels of the model described.
Keywords: quality, quality, quality management, innovative vocational education function of modern education, continuing professional education.
Морозова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Бабкина Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, проректор E-mail: [email protected]
АОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики» 426009, Россия, г. Ижевск, ул. Ухтомского, 25
Morozova Zh.V.,
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer E-mail:[email protected]
Babkina T.N., candidate of economics, vice-rector E-mail: [email protected]
Institute of qualification improvement and retraining of educators of the Udmurt Republic 426009, Russia, Izhevsk, Ukhtomskogo st., 25