Научная статья на тему 'Общие принципы управления системой опережающего образования в инновационных университетах'

Общие принципы управления системой опережающего образования в инновационных университетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие принципы управления системой опережающего образования в инновационных университетах»

Развитие менеджмента качества и его интеграция с общим управлением вузом Качество образования - мера соответствия образовательных результатов (образовательной или научно-исследовательской услуги) требованиям потребителя и заказчика. Система управления качеством позволяет оперативно перестраивать процессы в организации при смене приоритетов развития и запросов потребителей с сохранением качества. Университетские службы управления качеством задают политику качества, его планирование, управление и обеспечение, а также аудит. В моделях управления качеством европейских университетов приняты следующие принципы их организации: ориентированность на конечный результат; приоритет интересов потребителя; лидерство и постоянство целей; управление на основе объективной информации; развитие персонала и его вовлеченность в дела организации; непрерывное обучение и усовершенствование; развитие партнерства и выстраивание горизонтальных связей; социальная ответственность организации.

Если эти принципы приняты за основу, то следующий шаг состоит в адекватной организации университета и управления им.

Скорее всего, придется отказаться от узкопрофильной кафедральной структуры, объединять коллективы под задачи; выстроить сервисные службы с маркетинговыми функциями, поиском и организацией научных исследований, проектных разработок, консалтинговых услуг.

Власти и бизнес должны увидеть в университетах свой интеллектуальный ресурс, что возможно только при условии, когда университеты выступают инициаторами проектов по развитию территорий и предприятий, когда они владеют проблемами тех и других. Все это предполагает установление приоритетов научной, разработчес-кой и консалтинговой деятельности университетов и только на этой базе - организацию образовательных программ.

Конечно, это потребует иного качества кадрового потенциала и менеджмента, иных критериев оценки деятельности университетов, показателей и процедуры аккредитации. Возможно, с этого и следовало бы начать-заложить в систему государственных показателей те результаты, которые характеризуют университет как актуальный социально-экономический ресурс территории, задав тем самым основные направления преобразований.

Примечания

1 Именно недостатком информационной и профессиональной мобильности объясняется в первую очередь то, что, несмотря на разветвленную образовательную систему, показатель отдачи от образования в России чрезвычайно низок.

2 Количество специалистов, занятых в научных исследованиях и разработках, увеличилось за последние 20 лет прошлого века в США на 75%, в ФРГ - на 85%, во Франции - на 90%, в Японии - на 115%, в Италии - на 180%.

А. С. Киселев

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ

Новое как вызов будущего Принцип опережающего отражения действительности, разработанный П. К. Анохиным, по мнению В. С. Карпичева, выражает возможность опережающего приспособления живого к изменяющимся условиям среды, способность сознания, определяемого нынешней и будущей действительностью, опережать действительность. Это направление работ развивают в своих научных поисках С. П. Курдюмов, Е. Н. Князева. Именно

этот принцип дает основание, по мнению этих и других ученых, развитию опережающей социальной диагностики, опережающей адаптации, опережающего профессионального обучения кадров высшей квалификации.

Инновационная подготовка кадров - важнейший аспект социоинновационного развития. Этой проблематике посвящены научные труды Л. А. Василенко, В. С. Карпичева, В. Л. Романова, И. Н. Рыбаковой, В. С. Ничепоренко, Ю. В. Колесникова,

С. Бир, А. Бергсона, Г. Драйзена, Д. Вое, С. П. Капицы, П. Ф. Каптерева, У. Матурана, Ф. Варела и др.

Методологически такую подготовку целесообразно проводить с учетом трансдисциплинарного подхода к познанию сложно меняющегося социального мира. По мнению некоторых из вышеназванных ученых, методический базис этого подхода на данном этапе эволюции научного знания может успешно обеспечить синергетика (основатель Г. Хакен) и теория социальной самоорганизации. Синергетика, как известно, является общей теорией самоорганизации. Предметная область этой теории включает закономерности возникновения нового в природе и жизни человека в обществе. Это новое является вызовом будущего, на которое отвечает прошлое в настоящем. При этом прошлое в настоящем понимается, как то, что отобрано эволюцией и зафиксировано в социальной памяти. В этой связи необходимо отметить, что начало 21 века сопряжено с кристаллизацией идеи о витальной роли высшего образования в развитии социальной, культурной и экономической жизни общества.

Данный вывод свидетельствует о том, что ныне ни одна страна мира не может добиться ощутимых результатов в своем социально-экономическом развитии без подготовки человеческого капитала к жизни в условиях инновационного общества.

Вместе с тем, осознавая роль и место высшей школы в быстроменяющемся мире, необходимо соблюдать требуемый баланс между образовательными и научными традициями, школами, сформированными в стране на определенных исторических этапах и адекватной реакцией общества на все нововведения в этой сфере.

Тенденции развития высшей школы

Результаты развития высшей школы за последние десятилетии дают основание выявить определенные наиболее общие тенденции этого процесса:

- заметный рост числа высших учебных заведений и как следствие - увеличение общей численности студентов;

- все большая интеграция науки и образования;

- явное изменение структур и форм вузов;

- стремление к росту объемов дополнительных образовательных услуг;

- международная интеграция высших учебных заведений на основе Болонской декларации;

- возрастание роли ЮНЕСКО в реформировании и развитии высшего образования.

На сегодняшний день руководящие принципы ЮНЕСКО в сфере высшего образования стали основой для совершенствования высшей школы в нашей стране. В этой связи перечислим основные принципы ЮНЕСКО в этой сфере:

- расширение доступа к высшему образованию;

- увеличение инвестиций в образование;

- содействие большему соответствию высшего образования потребностям общества;

- повышение качества всех аспектов высшего образования;

- содействие в повышении статуса научных исследований в высшей школе;

- помощь академической свободе и институциональной автономии;

- расширение международного сотрудничества в духе академической солидарности.

Однако следует отметить наличие в мире явных противоречий, встречающихся на этом пути. Среди них: неравенство доступа к образованию; снижение качества обучения, недостаточные исходные условия создания новых вузов; снижение количественного роста студентов в технологически емких областях и занимающихся точными науками; «утечка умов» за рубеж.

Все это указывает на настоятельную необходимость переосмысления миссии высшей школы и выработку обоснованных подходов в приоритетном комплексном развитии сферы образования.

Оценивая результаты и перспективы развития высшей школы в Российской Федерации, представляется целесообразным принимать во внимание не только мировой опыт, но и существующую политическую и экономическую ситуацию, породившую немало проблем в российском обществе.

Перечислим основные характеристики данной проблемной среды, оказывающей влияние на реформирование системы российского образовании:

-снижение конкурентоспособности отечественной системы образовательных услуг по сравнению с большинством стран, подписавших Болонскую декларацию;

- несоответствие интеллектуального статуса многих университетов требованиям рыночной экономики;

- совпадение периода реформирования системы российского образования с этапами мо-

дернизации ряда основных отраслей национальной экономики;

- ослабление интеграционных процессов образования, науки и производства.

Концепция формировании инновационного университета

Требуется подчеркнуть, что требования экономики, построенной на знаниях, диктуют настоятельную необходимость выработки концепции формирования инновационного университета, в основание которого должны быть положены следующие краеугольные камни:

фундаментальность образования в совокупности со знанием основ социально ориентированного маркетинга различных секторов мирового рынка наукоемкой продукции, устойчивыми навыками работы с современными информационными технологиями и наиболее распространенным специализированным программным обеспечением в интересах различных бизнес-структур;

- ориентация на подготовку нового человека с инновационным мышлением - ^то-innovaticus, востребованного инновационным обществом;

- новое качество подготовки студентов за счет интеграции государственных материальнотехнических ресурсов и финансовых средств частного сектора;

- ориентация обучающихся на потенциал конкурентных преимуществ обширных российских территорий с учетом их инновационного потенциала;

- интеграция университетской науки в систему рыночных отношений с помощью создания университетских бизнес-инкубаторов, формирования на базе вузов центров трансфера технологий;

- участие профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов университета в разработке технико-экономического обоснования для создания региональных особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типов, а также профильных технопарков.

Формирование учебного, научного и инновационно-технологического комплексов в структуре университета дает определенный эффект, который является результатом глубокой и системной интеграции, позволяющей осуществлять тесное взаимодействие на всех этапах основной деятельности университета, обеспечивая тем самым

новое качество учебных программ и курсов с привлечением научного и инновационного потенциала университета.

Важнейшая роль в этих процессах отводится таким видам функциональной деятельности, как организационная, финансово-экономическая, программно-целевая, кадровая, маркетинговая, учебно-методическая, информационно-технологическая, патентная, материально-техническая, стратегического планирования.

Необходимо отметить, что еще в середине 1990-х годов в нашей стране была сформулирована конструктивная модель инновационного университета как сочетание традиционных вертикальных структур, обеспечивающих развитие научных школ и подготовку высококвалифицированных кадров на базе научных исследований, и горизонтальных структур, ориентированных на быструю адаптацию в условиях высокой конкуренции на рынке образования.

Иными словами, инновационные университеты - это высшие учебные заведения, ставшие на путь трансформации в организации нового типа, ориентированные на научно-образовательный рынок.

По мнению ряда отечественных экспертов в сфере подготовки кадров, высшего профессионального образования, качество образования определяется сегодня способностью специалиста комплексно сочетать исследовательскую и производственную деятельность, ориентированную на участие в создании, совершенствовании и функционировании высокоэффективных инновационных структур и возможностью стимулировать тем самым рост и развитие различных сфер наукоемкого производства.

Получение знаний теоретических по сути и энциклопедических по широте охвата долгое время считалось главной целью образовательного процесса. Теперь получение знаний становится только средством. Иными словами, ориентация на знания, присущая отечественной системе образования, постепенно сменяется компетентнос-тно-ориентированным подходом к образованию.

Одной из образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод бюджетирования, нацеленного на результат.

Этот метод предполагает, что в начале некоторое количество занятий посвящается преподаванию теоретического материала. В течение этого времени студенты получают инструмент, при помощи которого они в дальнейшем смогут решить

поставленную перед ними задачу. Причем в процессе подачи теоретического материала особое внимание уделяется формированию целостного представления о той проблеме, которую студенты смогут решить, используя полученные знания.

Далее группа, работающая над учебным проектом совместно с профессорско-преподавательским составом, планирует работу и приступает к ее выполнению. По ходу работы всегда возникает потребность в дополнительной информации, которую студенты могут получить самостоятельно из книг, Интернета, от своего преподавателя, от других специалистов в данной области или из иных источников. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Студенты, выполнившие работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы.

Метод применим к изучению любой дисциплины и особенно эффективен при осуществлении межпредметных связей.

Осмысление собственных ошибок и поиск новых вариантов действия - важнейшая особенность такого подхода. Необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы студенту приходится добывать собственными силами.

Сложность подготовки такого студента связана с необходимостью соединить глубокое освоение фундаментальных знаний с изучением практики и овладением определенным творчеством и ремеслом.

Принципы и формы такой работы направлены на повышение эффективности обучения. Ключевые идеи, позволяющие решать эту задачу, состоят в следующем:

-обучение оказывается более эффективным, когда студенты решают свои реальные практические задачи и для этого осваивают новые методы и средства работы. Обучение, таким образом, выступает в единстве с творческим решением проблем;

- объединение обучения и исследования, представление обучения как вида исследовательской работы создает дополнительную заинтересованность и повышает качество адаптации к новым идеям и новому учебному материалу;

- эффективное обучение - это не усвоение некоторого комплекса сведений или приобретение новых навыков. Истинное знание - это способность действовать в соответствии с этими знаниями.

В предлагаемой концепции инновационного университета представлены новейшие дости-

жения управленческой науки, которые вбирают в себя зарубежный и отечественный опыт университетского менеджмента, основанного на стратегическом управлении.

Структура университетского управления

Базовыми методологическими концепциями университетского управления стали идея горизонтальных связей в структуре традиционного университета, методология стратегического управления университетом, методология организации трансфера технологий.

Под стратегическим управлением следует понимать формирование стратегии, то есть формирование целей и методов проведения организационных изменений вуза, адекватных изменениям внешней среды в течение определенного периода времени.

Сегодня ведущие университеты мира обеспечивают высококачественное образование на базе научных исследований, проводимых их академическим персоналом. Научные исследования такого университета являются не только и не столько вспомогательным средством обеспечения учебного процесса, сколько самостоятельным продуктом деятельности университета, выраженным в виде научного знания.

Развитие исследовательских университетов в условиях технологической революции привело к возрастанию роли технологической подсистемы университета. Традиционно к числу технологий операционного ядра относят систему управления качеством учебного процесса, систему информационной поддержки на основе компьютерных технологий (ресурсный центр), библиотеку, структуры, обеспечивающие копирование и размножение документов, типографию и другие подобные им подразделения.

Однако в последнее время состав технологической подсистемы начинает расширяться в первую очередь “ за счет служб, которые ранее рассматривались как вспомогательные. Например, транспортное обеспечение многочисленных учебных баз университета. Доставка учебных групп и преподавателей в соответствии с расписанием занятий превращается в элемент технологии учебного процесса, реализация которого не может быть осуществлена в рамках традиционной административно-хозяйственной службы вуза. Другим примером может стать расширение сети студенческого сервиса внутри учебного заведения, который

можно рассматривать как самостоятельный продукт деятельности университета.

Однако главным при формировании такой модели является сохранение организационных основ и роста научно-педагогических школ университета.

Идея перехода университета на функционирование с внедрением инноваций не означает слома традиционной управленческой структуры университета и дисциплинарной департаментализации образовательной деятельности. Организация деятельности университета по выполнению научных исследований и реализации традиционных образовательных программ может быть дополнена системой управления инновационной средой вуза.

Кратко комментируя понятие «Инновационный университет», можно сказать, что это учебное заведение с организационной схемой, основанной на традиционной структуре с наличием горизонтальных связей между подразделениями. Горизонтальные связи реализуются через проектные подразделения. Доминирующим способом управления в таком университете является метод управления инновационными программами и проектами.

Система обеспечения качества учебного процесса

Основной организационной подструктурой современного университета, реализующей конкретные проекты, является отдельная группа сотрудников университета. Эта группа действует в рамках устава вуза, миссии и стратегии университета, общих процедур финансового менеджмента, однако имеет высокую степень самостоятельности в выборе методов решения поставленной задачи.

Создавая организационную структуру, необходимо очертить круг подразделений, с которыми устанавливаются первоочередное взаимодействие.

Бюджетирование, ориентированное на результат, основывается на системе паритетного (государственного, общественного и частного) финансирования. Основное практическое преимущество данного подхода заключается в распространении принципов работы внутри университета на все сферы его деятельности, в том числе на образовательную. Этот подход обеспечивает сохранение организационных основ научной и образовательной деятельности, а также рост научно-педагогических школ. Такая университетская деятельность носит конструктивный характер и задает ясный алгоритм управленческих действий.

Гибкий и динамичный характер такой организации учебного процесса порождает условия для дальнейшего процесса стратегического управления, которое необходимо осуществлять постоянно ввиду ускоренных трансформационных процессов, происходящих в обществе. Эта деятельность направлена на интенсификацию труда университетских сотрудников, студентов, аспирантов и докторантов.

Этот подход является организационным средством обеспечения развития знаний профессорско-преподавательского состава и студентов, поскольку позволяет создавать творческие коллективы сотрудников и студентов старших курсов из разных подразделений университетов и внешних профильных организаций.

Бюджетирование, ориентированное на результат, создает возможности для плавного перехода к подготовке элитных групп студентов на основе разработанной матрицы, соответствующей Единой европейской матрице специальностей.-

Матрица - это описание компетенций выпускника вуза, на основе чего разрабатывается специальная программа его подготовки.

Матрица должна предусматривать базовые знания выпускника, знания и навыки, которых требует рынок специалистов и поведенческие навыки будущего специалиста по выбранной им конкретной специальности.

Подготовка элитных специалистов должна строится на:

-многоступенчатом конкурсном отборе способных студентов;

- усилении роли фундаментальных дисциплин;

- максимальной интеграции университета, институтов РАН, отраслевых НИИ, частных компаний в учебном процессе;

- методах обучения работе в команде с формированием групп, включающих будущих исследователей, конструкторов, менеджеров и т. д.;

- мотивации всех участников процесса: студентов, преподавателей, научных организаций и потенциальных работодателей, а также формировании статуса успешности работы по выбранной специальности;

- создании условий для перехода от учебнообразовательного к научно-образовательному процессу подготовки специалистов.

Каждый выпускник элитной группы подготовки должен быть сертифицирован своим вузом. Такая сертификация выпускника - это признание университетом знаний, умений и навыков конкретного

выпускника, которые определят его дальнейший профессиональный путь, связанный с аспирантурой, докторантурой или работой в специализированных фирмах, государственных учреждениях.

Работа с такими студентами должна будет проходить в сформированных ведущими профессорами мастер-классах.

К участию в работе в таких мастер-классах могут быть допущены только преподаватели, прошедшие, в свою очередь, определенную сертификацию в университете. Формы такой сертификации будут предусматривать результаты исследования потребностей в учебе по авторским методикам.

Повышение требований государства и частного сектора к качеству образовательных услуг, результатам научных исследований и опытно-конструкторским работам связано с продолжением процессов фундаментализации образования, формированием культуры инновационного мышления, специальной подготовкой по трансферу технологий и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фундаментализация образования предусматривает расширение и углубление междисциплинарных знаний, обеспечивающих инновационную деятельность в проблемных ситуациях, формирование методологической культуры, обеспечение синтеза естественно-научного и гуманитарного знания, переход к комплексным критериям, расширение научного базиса социально-профессиональной деятельности.

Формирование культуры инновационного мышления предполагает многокритериальную постановку и решение инновационных задач обучения студентов, развитие ими нелинейного мышления, а также приобретение устойчивых навыков владения информационными технологиями.

Специальная подготовка по трансферту технологий предполагает:

- усвоение знаний и формирование методов системного проектирования, программирования роста и развития;

- овладение иностранными языками на уровне, обеспечивающем профессиональную деятельность (с учетом изучения опыта зарубежных стран);

- формирование научных основ и методов трансферта технологий.

Основными компонентами фопмиропания инновационной среды университета являются:

- благоприятная экономическая и правовая система побуждения и стимулирования инновационной деятельности;

- расширение воспроизводства знаний и интеллектуальной собственности и эффективное вовлечение их в хозяйственный оборот;

- активное взаимодействие науки и практики, системы подготовки и переподготовки кадров;

- функционально полная инфраструктура поддержки инновационной деятельности;

- разработка параметров оценки способностей преподавательского состава к внедрению инновационного обучения на основе авторских методик;

- формирование экспертной команды, которая пошагово поможет прогрессивным преподавателям внедрить результаты собственных и иных научных исследований в образовательный процесс, а также преобразовать хорошую идею в патент и лицензировать этот патент.

В формировании инновационной среды университета огромную роль играет интеллектуальный капитал учебного заведения, который включает:

- человеческие активы-знания, опыт, мастерство и творчество профессорско-преподавательского состава;

- интеллектуальные активы - информацию, стратегии, программы, научные публикации, авторские методы обучения;

- интеллектуальную собственность - патенты, издательские права;

- структурные активы - организационные модели обучения студентов, процессы и процедуры практической деятельности;

- бренд-активы - известность, репутацию.

Системы обеспечения качества учебного

процессу университета включает:

- образовательный стандарт университета;

- комплексную программу развития;

- систему управления качеством;

-процедуры самоаттестации и аттестации

подразделений университета;

- рейтинг факультетов и кафедр;

- рейтинг профессорско-преподавательского состава;

- систему конкурсов.

Образовательный стандарт университета может включать три компонента:

- федеральный, содержащий обязательный минимум требований к подготовке студентов;

- специальный, отражающий специфику университета в ряду профильных учебных заведений;

- вузовский, отражающий индивидуальность данного вуза, его научные школы, традиции, материальную базу

Комплексная программа инновационного развития университета является основополагающим документом, определяющим стратегию и основные направления развития вуза. Она определяется системой целей, включая глобальную цель и содержит несколько подпрограмм по основным направлениям деятельности и ряд целевых программ, ориентированных на решение наиболее актуальных вопросов развития университета. Комплексная программа обычно принимается на 5 лет и ежегодно актуализируется.

Система менеджмента качества способствует:

- повышению эффективности и внутренней координации работы университета;

- приданию студентам уверенности в специальных возможностях университета;

- достижению и поддержанию требуемого качества оказываемых образовательных услуг.

Основным принципом управления на основе использования механизмов самоаттестации и аттестации является обеспечение функционирования и развития университета путем непрерывного проведения внутренних экспертных оценок его деятельности и соответствующего планирования.

Внутренние рейтинги университета касаются факультетов, кафедр, профессорско-преподавательского состава.

Дополнительными элементами системы обеспечения качества учебного процесса являются корпоративная культура и кадровая политика.

Основные принципы трансформации университета в академический инновационный университет могут включать:

1. Развитие инновационного образования с применением междисциплинарных, проблемноориентированных технологий обучения;

2. Опережающую подготовку элитных специалистов на основе интеграции академического образования и научных исследований в наиболее перспективных областях медицинских знаний;

3. Расширение академической базы университета, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности;

4. Формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды;

5. Совершенствование структуры и управления университетом на основе гибкого сочетания самоуправления и административного менеджмента;

6. Диверсификацию источников финансирования университета и активный поиск и привле-

чение денежных средств, прежде всего, федерального бюджета за счет участия в конкурсах проектов по линии приоритетных национальных проектов и других федеральных целевых программ;

7. Развитие инфраструктуры взаимодействия университета с российским комитетом программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Развитие инновационного образовании предполагает целенаправленное формирование определенных знаний, умений и методологической культуры, а также комплексную подготовку специалистов к инновационной деятельности за счет использования:

- мировых информационных ресурсов и баз данных с ориентацией на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ;

- международной аккредитации образовательных программ, позволяющих обеспечить их конкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг;

- новаторских идей в содержании курсов;

- проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению специальных дисциплин;

- активных методов контекстного обучения и обучения на основе личного опыта профессорско-преподавательского состава;

- проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач.

Расширение академической базы университета, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности возможно реализовать на основе:

организационного оформления взаимодействия университета и других профильных научных организаций, объединение их научно-технической базы и финансовых ресурсов с целью выполнения совместных проектов через создание учебно-научных центров по приоритетным направлениям развития науки и техники;

- создания совместных международных лабораторий и участия в международных программах;

- устойчивого системного взаимодействия по проведению совместных интеграционных фундаментальных и прикладных научных исследований;

- разработки комплексной программы подготовки элитных специалистов для ведущих отраслей экономики, обеспечивающих выполнение важнейших инновационных проектов государственного значения;

- развития инновационной инфраструктуры университета, привлечения эффективных менеджеров к управлению подразделениями вуза (учебно-научными центрами) и создания системы их подготовки и переподготовки.

Для совершенствования внутренней структуры и управления университетом на основе сочетания самоуправления и административного менеджмента необходимо:

- сформулировать миссию университета, разделяемую большинством руководителей и сотрудников, готовых ее реализовать;

- усилить роль общественных институтов в управлении университетом;

- повысить эффективность стратегического планирования;

- сформировать организационную структуру университета адекватную требованиям внешней среды;

- активизировать непрерывные процессы самоанализа, самооценки и самоаттестации университета;

- гармонизировать всю систему управления университетом с принципами всеобщего управления качеством и требованиями международного стандарта. Диверсификация источников финансирования университета предполагает более активный поиск и привлечение денежных средств за счет:

- выполнения специальных проектов по заказу внешних организаций;

- создания и реализации инновационной технологической продукции (опытное и мелкосерийное производство);

- реализации образовательных услуг и инновационных образовательных технологий;

- выполнения крупных, в том числе международных проектов; -

- расширения консалтинговых услуг;

- деятельности бизнес-инкубатора университета;

- частных инвестиций выпускников университета, эндаументов;

- социально-культурного и спортивного сервиса для студентов.

Развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой требует:

- формирования Совета попечителей университета;

- формирования ассоциации выпускников и активного ее вовлечения в деятельность университета;

- развития совместной предпринимательской деятельности с крупными отечественными и зарубежными фирмами различного профиля;

- расширения взаимодействия с довузовскими образовательными учреждениями, создания образовательных комплексов;

- углубления кооперации с российскими и зарубежными университетами и научными организациями, создания совместных, эффективно действующих структур;

- организации представительств университета в регионах России для предварительного отбора одаренных студентов;

- активного взаимодействия с различными российскими и зарубежными ассоциациями, фондами и общественными организациями;

- эффективной непрерывной работы с министерствами, федеральными агентствами, службами и профильными ведомствами;

- развития отношений с профильными комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Для инновационных университетов важнейшим показателем становится приобретение функциональной грамотности как средства социальной адаптации в непрерывно усложняющемся обществе. Под функциональной неграмотностью мы понимаем практическую неспособность человека свободно ориентироваться в разнородных информационных потоках.

Цель инновационного образования таким образом, заключается в том, чтобы научить человека самостоятельно регулировать обмен необходимой ему информации в информационной среде. При этом получение информации должно помогать формировать новую информацию. Приобретение подобного интеллектуального навыка дает человеку возможность, при определенных условиях, получить самую разнообразную сумму знаний и на ее основе при необходимости создать новое знание, которое и является связующим звеном в эволюции познания социального и материального мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.