Научная статья на тему 'О повышении квалификации преподавателей инженерных вузов'

О повышении квалификации преподавателей инженерных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / RAISING OF PEDAGOGICAL SKILLS / SYSTEM APPROACH / TECHNICAL SCHOOL TEACHING STAFF / PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Владимир Ефимович

В статье освещается опыт разработки инновационных программ повышения квалификации научно-педагогических кадров по приоритетным направлениям развития экономики. Особое внимание уделено педагогическим аспектам подготовки преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведев Владимир Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On raising qualifications of technical school teachers

The experience in elaboration and implementation of the innovative programs of raising pedagogical skills of technical schools teaching staff is described.

Текст научной работы на тему «О повышении квалификации преподавателей инженерных вузов»

0,00 -I-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-

All А1.2 А1.3 А2 A3.1 А4.1 А4.2 А4.3 А5.1 А6.1 А7.1 < Общий ^^^Профильные вузы А Непрофильные вузы

Рис. 3. Средний балл по критериям компонента А. Общая оценка

программы

института уполномоченных вузов Рос- кации преподавательских кадров по образования по повышению квалифи- различным направлениям.

SMIRNOV S, ZHEGIN A. UNIVERSITY AUTHORIZED BY RUSSIAN FEDERAL AGENCY OF EDUCATION: NEW CONCEPTION OF THE FEDERAL EDUCATIONAL POLICY IN ACADEMIC STAFF IN-SERVICE TRAINING

The article analyses the implementation into practice of a new conception of academic staff in-service training organization, development of universities authorized by the Federal agency of education on special educational areas. The perspectives of this conception are considered on the bases of Herzen university experience as an authorized university on the following areas: «Psychological-pedagogical training of university lecturers», «Modern educational technologies», «Pedagogical education» in 2009.

Keywords: authorized universities; academic staff in-service training; expertise of inservice training programs; Federal universities in-service training net.

В.Е. МЕДВЕДЕВ, декан О п0вышении квалификации

факультета пкп преподавателей инженерных

МГТУ им. Н.Э. Баумана вуЗОВ

В статье освещается опыт разработки инновационных программ повышения квалификации научно-педагогических кадров по приоритетным направлениям развития экономики. Особое внимание уделено педагогическим аспектам подготовки преподавателей.

Ключевые слова: повышение квалификации, системный подход, педагогическая компетентность преподавателя.

Проводимое на современном этапе реформирование системы высшего образования призвано создать условия для подготовки высококвалифицированных кадров, которым предстоит в посткризисный период обеспечивать инновационное развитие системообразующих наукоемких отраслей российской экономики. Согласно прогнозу, в 2012-2013 гг. экономикой будут востребованы специалисты, занятые в сферах аэрокосмической промышленности, энергетики, оборонно-промышленного комплекса, транспорта и ряда других отраслей.

Подготовка специалистов для наукоемких производственных структур является приоритетным направлением деятельности ведущих технических вузов страны. Требования к таким специалистам, составляющим научно-инженерную элиту общества, включают, наряду с высокой специальной компетентностью, целый комплекс таких профессионально и социально значимых качеств, как стремление к постоянному совершенствованию своего интеллектуального потенциала, креативность, творческий подход к решению профессиональных задач, осознанная личная ответственность за результаты своего труда, активная коммуникативная готовность к работе в профессиональной, в том числе иноязычной, среде, сформированное научное мировоззрение, высокая нравственная позиция и др.

Выполнение этих требований непосредственным образом связано с обеспечением в вузе надлежащего качества образовательного процесса. Последнее зависит от многих факторов, среди которых следует отметить систему конкурсного отбора абитуриентов, организационное, научное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образова-

тельного процесса, востребованность молодых специалистов на рынке труда. Вместе с тем следует признать, что главным фактором является все же профессионализм профессорско-преподавательского состава, основными составляющими которого являются компетентность в научно-предметной области и педагогическое мастерство.

Поддержание профессионализма действующих преподавателей на должной высоте является основной задачей системы повышения квалификации научно-педагогических кадров.

В наукоемких отраслях экономики происходит интенсивный процесс обновления знаний. Регулярное повышение квалификации преподавателем, в том числе в форме стажировки в производственных структурах и научных учреждениях, выполнения соответствующих научных исследований, участия в обсуждении профессиональных проблем на семинарах и конференциях, подготовки к изданию научно-учебной литературы и т.п., является необходимым условием для обновления научно-предметных знаний и выявления тенденций их изменения.

Разнообразные формы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава характерны для ведущих вузов, неуклонно следующих одному из основных университетских принципов - «образование на основе науки» - и реализующих концепцию опережающего обучения будущих специалистов. Такая практика в течение многих лет имеет место в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Большие возможности в расширении и углублении знаний в научно-предметной области преподаватели университета получили в процессе реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (20062007 гг.) и после получения МГТУ

им. Н.Э. Баумана статуса Национального исследовательского университета (2009 г.). Тогда же была разработана серия инновационных программ повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров и обучено около 400 преподавателей по таким приоритетным направлениям развития МГТУ, как космическая техника и технологии, биомедицинская техника и технология живых систем, наноинже-нерия, энергетика и энергоэффективность, информационно-коммуникационные технологии и технологии, обеспечивающие безопасность страны. Занятия проводили ведущие специалисты из производственных структур, академических и отраслевых центров, в том числе зарубежных, и высших учебных заведений. В 2010 г. повышение квалификации профессорско-преподавательского состава будет осуществляться по вновь разработанной серии инновационных образовательных программ, отвечающих требованиям приоритетных направлений развития университета и способствующих углублению интеграции образования, науки и производства. Такая работа будет продолжена и в последующие годы.

Важнейшей составляющей профессионализма преподавателей является их педагогическая компетентность. Преподаватель вуза является важнейшим источником наиболее значимых воздействий на студентов с точки зрения достижения целей образовательного процесса. При этом можно выделить две основные формы этих воздействий. Во-первых, это педагогическая деятельность преподавателя, имеющая выраженную направленность на формирование целей, методов, средств и технологий обучения, а также способов контроля за достижением поставленных целей. Во-вторых, это непосредственное влияние личности пре-

подавателя: его образ жизни, широта кругозора, творческая активность, уровень профессиональной и общей культуры, в частности культуры устной и письменной речи, принятая им система ценностей и мировоззрение в целом часто оказывают на студентов более существенное влияние, чем система целенаправленных воздействий в виде специальной учебно-воспитательной деятельности.

До недавнего времени педагогические аспекты подготовки преподавателей рассматривались как второстепенные. Считалось, что компетентность в научно-предметной области является достаточной для организации образовательного процесса и преподавания. Однако в конце прошлого века в системах подготовки научно-педагогических кадров развитых стран, в том числе в России, наметилась тенденция к организации обязательного специального педагогического обучения начинающих преподавателей в период их профессионального старта и к введению разнообразных форм повышения педагогической квалификации преподавателей, уже имеющих опыт работы со студентами.

Повышение педагогической квалификации приобрело в технических вузах системный характер после создания в 1990-е годы сети центров инженерной педагогики и введения в действие Государственных требований к получению дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». В последние годы существенно активизировалась деятельность Рос-образования по финансовому и организационному обеспечению системы повышения квалификации преподавательских кадров. Регулярное проведение тематических семинаров и ежегодных конференций по проблемам повышения квалификации, создание сети уполномоченных вузов, в задачу кото-

рых входит экспертиза образовательных программ и выработка рекомендаций для их совершенствования, - все это далеко не полный перечень весьма полезных организационно-методических мероприятий.

Первый в России центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей был создан в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Разработанные в университете учебные планы и программы повышения квалификации знакомят слушателей с основными положениями федеральных образовательных стандартов, способами создания учебно-методических комплексов на основе компетентностного подхода, модульной структурой образовательных программ, рейтинговой системой оценки результатов обучения. Отдельный блок программ посвящен современным педагогическим технологиям и информационным технологиям в науке и образовании, включая CALS-техно-логии, 3D-технологии, системы компьютерной математики, электронные учебники, защиту информации и др. В издательстве университета публикуется серия монографий и учебных пособий «Педагогика в техническом университете», издаются методические материалы, в том числе в электронном виде.

Все виды повышения квалификации ведутся по инновационным программам, которые по мере изменения состояния и тенденций развития науки и производства регулярно обновляются. Это позволяет преподавателям продолжать успешную деятельность по обучению и воспитанию студентов, а в конечном счете - повышать качество образования, в том числе при решении задач опережающей подготовки специалистов для экономики посткризисного периода.

Одной из важнейших проблем высшей школы является ухудшение возра-

стной структуры профессорско-преподавательского состава вузов. По некоторым данным [1], более 80% профессоров имеют возраст более 50 лет. Средний возраст доктора наук составляет 61 год, кандидата наук - 52 года. Для преподавателей инженерных дисциплин эти показатели еще выше.

Преподавательские коллективы пополняются в основном из числа выпускников аспирантуры и специалистов производственных и научных учреждений. Поэтому на сегодняшний день в ведущих вузах сохраняется достаточно высокий уровень научно-предметной подготовки. Что же касается педагогической подготовки, то у аспирантов инженерных вузов она явно недостаточна. Аспирантам в форме факультативных занятий предлагается освоить программу для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Однако, как показывает опыт, факультативный характер занятий, а также недооценка роли педагогической подготовки научными руководителями практически не позволяют решить задачу формирования профессионально-педагогической компетентности соискателей, рекомендуемых на преподавательскую работу.

С учетом актуальности комплексной (в научном и педагогическом плане) проблемы «подпитки» преподавательского состава подготовленными выпускниками аспирантуры в МГТУ им. Н.Э. Баумана была разработана программа их профессиональной переподготовки, отвечающая нормативным требованиям получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» и предусматривающая индивидуально-групповую организацию образовательного процесса, ориентированную главным образом на самостоятельное освоение учебного материала [2]. Обеспеченность разде-

лов программы учебными и методическими пособиями,групповые и индивидуальные консультации преподавателей, рейтинговый контроль результатов обучения позволили существенно сократить объем аудиторных занятий, что особенно важно как для аспирантов, так и для их научных руководителей. Из учебного плана программы исключены разделы, которые аспиранты осваивают в рамках основной образовательной программы: иностранный язык (по программе кандидатского минимума) - 144 часа, история и филосо-

фия науки (по программе кандидатского минимума) - 90 часов и современные главы дисциплин научной отрасли - 126 часов. Вариант структуры учебного плана приведен в табл. 1.

Отдельные дисциплины программы используются и при повышении квалификации преподавателей.

Наш опыт позволяет утверждать, что системное (не вдаваясь в экономические аспекты) решение проблемы формирования и сохранения высокого профессионализма преподавательских кадров является необходимым ус-

Таблица 1

Структура учебного плана для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»

№ п/п Наименование дисциплин и разделов Трудоемкость в часах

I. Обязательные дисциплины 576

П. Психолого-педагогический блок 360

П.01 Педагогика и психология высшего образования 72

П.02 Образовательная система в России: высшая школа 36

П.03 Творческое мышление и его развитие в процессе обучения 36

П.04 Педагогическое общение как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса в вузе 36

П.05 Медико-биологические аспекты деятельности преподавателя 36

П.06 Основы учебно-методической работы в инженерном вузе 144

1. Проектирование образовательного процесса в вузе (36)

2. Современные образовательные технологии (36)

3. Методика подготовки и проведения занятий в вузе (36)

4. Технология контроля и оценки качества обучения (36)

К. Коммуникативный блок 108

К.01 Информационные технологии в науке и образовании 72

К.02 Культура речевой научной коммуникации 36

С. Социально-гуманитарный блок 108

С.01 Гуманистические традиции университетского образования 36

С.02 Экологическая культура преподавателя высшей школы 36

С.03 Основы акмеологии 36

II. Дисциплины по выбору слушателя 36

В.01 Психология управления коллективом (36)

В.02 Психофизиологические основы творческого интеллекта в деятельности преподавателя (36)

В.03 Эргономика интеллектуального труда (36)

В.04 Основы психодиагностики (36)

В.05 Социология образования (36)

III. Факультативные дисциплины -

Ф.01 Основы общей психологии (72)

Ф.02 Основы информационных технологий (72)

IV. Педагогическая практика 72

V. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы 36

Общая трудоемкость 720

ловием обеспечения высокого качества образовательного процесса. Оно включает в себя комплексную научно-предметную и педагогическую подготовку на начальном этапе профессиональной деятельности, совершенствование педагогического мастерства в процессе работы на преподавательских должностях, обновление и углубление профессиональных компетенций при прохождении различных форм повышения квалификации.

В заключение приведем ряд соображений по затронутым вопросам. В соответствии с Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, одобренными Правительством РФ в декабре 2004 г., следует активизировать процесс создания квалификационного (профессионального) стандарта преподавателя высшей школы. Введение стандарта создаст основу для разработки новой редакции Государственных требований для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» (прежняя была принята в 2001 г.) и организации общественно-профессиональной сертификации преподавательских кадров. Один из проектов Требований, разработанный в МГТУ им. Н.Э. Баумана на основе ком-петентностного подхода, приведен в [3]. Сертификацию преподавателей, а в дальнейшем и работников той или иной отрасли (по аналогии с Международным обществом по инженерной педагогике - ГС1Р и Европейской федерацией национальных ассоциаций инже-

неров - FEANI) могли бы взять на себя соответствующие общественные академии, где сосредоточены крупные ученые и специалисты. Учитывая актуальность комплексной подготовки аспирантов, рекомендуемых на преподавательскую работу, целесообразно рассмотреть возможность обязательного (не факультативного) включения в их план обучения дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы». В связи с созданием сети национальных исследовательских университетов было бы разумно открыть в них прием в целевую аспирантуру по подготовке для вузов России научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Приведенные соображения не претендуют на полноту освещения проблем, стоящих перед системой повышения квалификации преподавателей. Однако они могут оказаться полезными при решении конкретных задач сохранения и развития научно-педагогического потенциала высшей школы.

Литература

1. Мосичева И.А, Шестак В.П, Гуров В.Н.

Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007.

2. Федоров И, Медведев В. Традиции и иннова-

ции в подготовке инженерных кадров // Высшее образование в России. 2008. № 6.

3. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в

вузе: методология и опыт проектирования: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.

MEDVEDEV V. ON RAISING QUALIFICATIONS OF TECHNICAL SCHOOL TEACHERS

The experience in elaboration and implementation of the innovative programs of raising pedagogical skills of technical schools teaching staff is described.

Keywords: raising of pedagogical skills, system approach, technical school teaching staff, pedagogical competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.