Научная статья на тему 'Внебюджетные средства университета в 1996 году'

Внебюджетные средства университета в 1996 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внебюджетные средства университета в 1996 году»

А. К. Клюев

Внебюджетные средства университета в 1996 году

В последние 2-3 года финансирование российского высшего образования характеризуется усиливающейся децентрализацией бюджетного процесса, в результате чего коренным образом изменяется система формирования бюджетов вузов и условия финансового менеджмента.

Реально возникает многоканальное финансирование, основными составляющими которого являются следующие финансовые потоки:1

Составляющие бюджета университета* 1994 год 1995 год 1996 год

Федеральный бюджет 86,6% 72,4% 65,5%

Областной и городской бюджеты - 1,6% 2,1%

Доходы от оказания услуг:

- научно-исследовательская работа 4,1% 5,2% 6,2%

- платные образовательные услуги 8,2% 18,4% 23,7%

- предпринимательская деятельность 1,1% 2,4% 2,5%

Быстро растущей в последние годы в бюджете вузов стала доля доходов от оказания услуг, прежде всего образовательных.

Вузы и в дореформенный период имели определенные (иногда весьма значительные) внебюджетные средства. Как правило, это были средства от выполнения заказов предприятий и организаций на выполнения научно-исследовательских работ. Сектор платных образовательных услуг был незначительным и ограничивался услугами по проведению различных учебных курсов для поступающих в вузы или переподготовки специалистов по программам дополнительного образования. Однако в 90-ые годы эти сектора поменялись местами.

Во-первых, в связи с общим промышленным спадом и конверсией резко упал объем научноисследовательских работ по заказам предприятий и организаций.

Во-вторых, изменились законодательные основы финансово-экономической деятельности вузов -они получили право оказания всего спектра образовательных услуг на платной основе, а также ведения предпринимательской деятельности. При этом вузам были предоставлены значительные налоговые льготы.

В-третьих, неуклонное сокращение бюджетного финансирования, характерное для начала 90-х годов, было также фактором (и первостепенным) активизации работы вузов по поиску новых источников финансирования.

В плане интенсификации финансирования по этому каналу вузы оказались далеко не в равной ситуации в отношении друг с другом:

- в наиболее выгодной ситуации оказались вузы, имеющие в структуре юридические, экономические, языковые специальности, а также готовящие специалистов в области международной и внешнеэкономической деятельности. В этих учебных заведениях внебюджетные доходы от оказания платных образовательных услуг достигают 50-60% их общего бюджета. С другой стороны, значительно меньшим является этот вид дохода в технических вузах - не более 510% всех доходов;

- существенную роль в дифференциации вузов по объему платных образовательных услуг стал фактор экономического состояния территории. Вузы, расположенные на территориях с депрессивной экономикой, ввиду чрезвычайно низкого жизненного и платежеспособного уровня населения и кризисом производственных систем, имеют невостребованным свое предложение по оказанию платных образовательных услуг;

- ряд вузов получили значительные преимущества в силу своего монопольного положения на данной территории. Это дополняется еще и тем, что рост стоимости жизни и сложная криминальная обстановка существенно снизили мобильность молодежи в поисках нужного вуза и специальности. Этот фактор в дополнении с факторами более благополучного экономического положения по сравнению с другими регионами и активности руководства позволил, например, Тюменскому университету иметь внебюджетные средства в объеме сопоставимом с финансированием вуза из федерального бюджета;

- наконец, последним (но отнюдь не по важности) стал фактор маркетинговой активности вуза. Ориентация значительной части корпуса ректоров на "выколачивание" средств из федерального бюджета оказала им "медвежью" услугу и позволила более динамичным управленческим командам вузов, активно работающим по адаптации образовательных учреждений к новым рыночным условиям, занять наиболее выгодные ниши на рынке образовательных услуг. Примером такого активного менеджмента в Уральском регионе является работа администрации Удмуртского университета, сумевшей за последние годы довести число факультетов с 9 до 16 и реализовавших ряд проектов по интенсификации рынка образовательных услуг путем эмитирования ценных бумаг - образовательных облигаций , создания системы страхования на получение образования и т.д.

Сектор образовательных услуг подразделяется на следующие виды:

- услуги по довузовской подготовке;

- услуги по получению высшего профессионального образования;

- услуги по обучению в аспирантуре;

- услуги по переподготовке специалистов;

- повышение квалификации специалистов.

Доля каждой услуги в общем бюджете существенно различается.

№ вид платной услуги 1995 1996

1 довузовская подготовка 10,3% 12,2%

2 платное высшее образование 89,62% 87,7%

3 платное обучение в аспирантуре 0,04% 0,05%

4 переподготовка специалистов 0,02% 0,03%

5 повышение квалификации 0,02% 0,02%

Ведущую роль играют платные услуги, связанные с получением первого высшего образования. Доля других видов услуг достаточно незначительна.

Активность университета именно в этом сегменте платных образовательных услуг обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, этот сегмент является наиболее крупным по своим размерам и емкости. У университета сложился свой контингент абитуриентов, достаточно устойчивый и стабильный, численность которого примерно в 2-3 раза превышает число мест набора. Преимущественно это выходцы из семей, ориентированных на получение образования. Поэтому, даже в случае не очень большого достатка, родители стремятся дать образование детям, в том числе и на платной основе.

Во-вторых, работа в этом сегменте минимизирует затраты университета, связанные с содержанием и организацией учебного процесса. Как правило, студенты, обучающиеся на платной основе, учатся в тех же группах и по тем же учебным планам и программам, что и остальные студенты.

В-третьих, большинство специальностей, по которым университет ведет подготовку на платной основе, имеются только у него, что создает в определенном смысле монопольную ситуацию, которая с точки зрения рыночных критериев весьма привлекательна для поставщика данного вида услуг.

Однако, оценивая сегодняшнюю ситуацию, нельзя не отметить, что данная стратегия нуждается в серьезной корректировке.

Проблема состоит не только в том, что в 1996 году университет практически исчерпал возможности экстенсивного роста, т.е. увеличение бюджета за счет роста приема студентов на платной основе, т.к. с большой перегрузкой работают преподаватели, библиотека, компьютерные классы, не хватает аудиторного фонда, литературы и учебников. Важным является падение уровня жизни и сокращение платежеспособности населения, что не может не влиять на стоимость обучения. В связи с этим доходность этого сегмента начинает быстро падать. Динамика роста цен и роста стоимости обучения в университете такова, что в 1995 году рост стоимости обучения составил 70% от роста цен, в 1996 году - только около 50% от роста цен.

Это приводит к тому, что университет не только теряет возможность развиваться за счет этих средств, но и возмещать реальные затраты и издержки.

Корректировка стратегии университета должна, на наш взгляд, проходить по следующим направлениям:

1. Расширение границ рынка образовательных услуг в сфере получения первого высшего образования за счет предоставления дополнительных образовательных услуг на платной основе сверх предусмотренных учебным планом и программой студентам, обучающимся на средства федерального бюджета.

2. Активизация работы по проникновению на рынок переподготовки специалистов. Очевидно, работа в этом сегменте образовательных услуг возможна по достаточно узкому кругу специальностей экономического и управленческого профиля. Развитие этого направления означает для вуза проведение предварительного комплекса работ, связанных с пересмотром учебных планов, большой учебно-методической работой по обеспечению этой формы обучения.

Вместе с тем, в сегодняшних условиях это второй по размерам и емкости рынок платных образовательных услуг, т.к. проблема переподготовки является актуальной в связи с реструктуризацией экономики для большого числа специалистов. Система экстерната позволяет сделать переподготовку доступной по стоимости достаточно широким слоям населения.

3. Совершенствование ценообразования по платным образовательным услугам.

Ценообразование по оказываемым образовательным услугам сегодня происходит исходя из рыночной конъюнктуры и отражает сложившийся уровень цен в регионе по той или иной специальности. Данный подход к определению цены правомерен, однако не может быть признан исчерпывающим, т. к. при определении цены важно знать и производимые затраты. В этом аспекте финансовое управление весьма уязвимо и его совершенствование состоит в разработке и

внедрении такого подхода, который бы обеспечивал сочетание учета и конъюнктуры рынка и детальный расчет себестоимости подготовки специалиста по каждой из специальностей университета. Эта проблема является весьма актуальной проблемой финансового менеджмента вуза. На сегодняшний день не существует какой-либо более или менее разработанной и обоснованной методики учета затрат на подготовку специалиста. В этой связи многие вузы в определении стоимости платных услуг идут от уровня сложившихся, другие пытаются рассчитать ее, исходя из осуществляемого бюджетного финансирования, третьи идут по пути создания собственных моделей формирования цены обучения.

4. Оптимизация структуры расходов, которые пока не соответствуют структуре затрат на подготовку специалиста. Деформация расходов возникает в результате того, что администрацией вуза данные денежные средства рассматриваются как дополнительные к бюджетным и направляются на решение тех задач, по которым происходит недофинансирование вуза государством. Данная ситуация чрезвычайно затрудняет планирование и управление финансовыми ресурсами, приучает вузовскую администрацию к распылению этих средств на решение сиюминутных оперативных задач.

5. Чрезвычайно важной проблемой вузов в части сектора платных услуг является незавершенность правового статуса этой сферы жизни образовательного учреждения.

Основные условия финансово-экономической деятельности образовательного учреждения регулируются Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года в редакции Федерального Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996г. №12-ФЗ. В частности, в статье 40 определено: пп.3. "Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю " . Кроме того, деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

Вместе с тем анализ налогового законодательства показывает, что в практической деятельности образовательные учреждения не получили льгот по ряду налогов, по некоторым льготы предоставлены в усеченном объеме.

№ Название нормативного акта Наличие льгот Комментарий

Федеральные налоги

1 Закон РФ о налоге на добавленную стоимость от 6 декабря 1991 года Льготируются услуги в сфере образования, связанные с учебнопроизводственным и воспитательным процессом. Льгота по налогу на добавленную стоимость распространяется только на образовательную, научноисследовательскую деятельность. Предпринимательская деятельность льготируется только у учебных предприятий образовательных учреждений.

2 Закон РФ о налоге на Льготируется имущество, Предоставленная льгота

№ Название нормативного акта Наличие льгот Комментарий

имущество предприятий от 25.04.95 № 62-ФЗ, от 23.06.95 № 94-ФЗ, от 22.08.95 № 151-ФЗ) используемое исключительно для нужд образования и культуры. соответствует нормам Закона "Об образовании"

3 Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций от 27 декабря 1991 года Льготируются доходы, направленные государственными муниципальными и образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении. Льгота по налогу на прибыль является достаточно полной, т.е. распространяется на любую прибыль образовательного учреждения, в том числе и от предпринимательской деятельности.

4. Закон РФ о дорожных фондах в Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1759-1 - Налоговых льгот для образовательных учреждений в дорожные фонды вообще не предусмотрено, что естественно противоречит соответствующему положению Закона "Об образовании".

5. Федеральный закон от 31.12.95 № 226-Ф3 "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О государственной пошлине" (принят ГД ФС РФ 24.11.95) - Налоговых льгот для государственных учреждений по государственной пошлине не предусмотрено.

6. ЗАКОН РФ Закон РФ о таможенном тарифе от 21 мая 1993 года № 5003-1 - Налоговых льгот для образовательных учреждений по таможенной пошлине законом не предусмотрено.

7. Закон РФ о плате за землю от 11 октября 1991 года № 1738-1 Высшие учебные заведения, научноисследовательские учреждения предприятия и организации Российской Льгота по налогу на землю предоставляется вузам практически по всем видам деятельности: образовательной, научной

№ Название нормативного акта Наличие льгот Комментарий

Местные налоги академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. и предпринимательской . Исключение составляет лишь такой вид предпринимательской деятельности как сдача в аренду земельных участков, находящихся в пользовании у вузов.

1 Налог на содержание жилищного фонда и объектов социальнокультурной сферы. Введен решением Екатеринбургского городского Совета народных депутатов малым Советом от 08.07.93 г. № 105 с изменениями, внесенными решением Екатеринбургского городского Совета народных депутатов малым Советом от 26.10.93г. № 01-11-1168, постановлением главы администрации г.Екатеринбурга от 24.11.93 г. № 641 - Льгот не предусмотрено.

2 Положение о транспортном налоге в Свердловской области. Введен на основании решения Свердловского областного Совета народных депутатов малым Советом от 09.09.93 г. № 182/22. - Льгот по образовательной деятельности не предусмотрено.

№ Название нормативного акта Наличие льгот Комментарий

Положение о транспортном налоге утверждено решением малого Совета Свердловского областного Совета народных депутатов от 12.10.93 г. № 206/24

3 Положение о сборе на благоустройство территории. Принято решением Екатеринбургского городского Совета народных депутатов малым Советом от 21.07.93 г. - Льгот для учреждений образования не предусмотрено.

4 Целевой сбор на содержание милиции. Введен решением Екатеринбургского городского Совета народных депутатов малым Советом от 12 марта 1992 года № 63, изменения и дополнения введены решением Екатеринбургского городского Совета народных депутатов малым Советом от 29.04.93 г. № 59. - Льгот не предусмотрено.

6. Падение платежеспособности населения ставит перед вузами проблему поиска нетрадиционных форм оплаты образовательных услуг. Ряд университетов (Тюменский, Удмуртский и др.) разработали и внедрили схемы по оплате с привлечением ценных бумаг, с использованием страховых накоплений. Есть опыт бартерных операций, оплаты услугами.

Однако, схемы, связанные с рассрочкой оплаты (образовательные векселя, облигации, страхование) пока не нашли широкого применения. Этому обстоятельству способствовали и способствуют политическая нестабильность, непредсказуемость инфляционных процессов, неустоявшаяся стоимость образования (в 1993 году стоимость обучения в среднем за один семестр не превышала 300 долларов США, сегодня - около 700 долларов США, среднемировая стоимость -3-5-тысяч долларов США). Это все мешает долгосрочному прогнозированию цены обучения и не позволяет отладить систему внесения платежей хотя бы за 5-7 лет до начала учебы. Наряду с этим также и ориентации школьников на то или другое образовательное учреждение складываются чаще всего в последний год, два учебы в школе.

Товарные схемы расчетов требуют наличия в вузе квалифицированного коммерческого персонала, способного обеспечить реализацию формулы "товар-деньги".

Выводы

Особенность 1996 года в развитии сектора платных услуг состояла в том, что в этом году завершился экстенсивный этап его развития, суть которого состояла в наращивании объемов получаемых средств за счет увеличения числа студентов. К настоящему времени университет практически исчерпал свои возможности в этом направлении.

В 1997 году вуз должен существенно скорректировать свою управленческую стратегию и решить следующие задачи:

- начать интенсивное освоение новых секторов рынка образовательных услуг, таких, например, как дополнительные образовательные услуги студентам бюджетной формы оплаты, переподготовка специалистов на базе высшего образования, расширение спектра образовательных услуг и т.д.;

- совершенствовать механизмы ценообразования, оптимизировать структуру затрат по подготовке специалистов на платной основе;

- использование новых приемов интенсификации рынка образовательных услуг, путем разработки системы страхования в получении образования, кредитования обучения и т. д.;

- создать эффективную систему продвижения образовательных услуг университета путем организации мониторинга среды образования;

- совместно с другими вузами вести работу с депутатами всех уровней по совершенствованию нормативной базы образования.

Примечания

1 Здесь и далее приводятся данные финансово-экономической деятельности Уральского государственного университета им. А.М.Горького. Они являются достаточно типичными для большой группы российских вузов. @

© А. К. Клюев, 1997

Клюев А. К. Внебюджетные средства университета в 1996 году / А. К. Клюев // Университетское управление: практика и анализ. - 1997. - № 1(1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.