Научная статья на тему 'Истоки и история якутской валторновой исполнительской школы'

Истоки и история якутской валторновой исполнительской школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / исполнительская школа / валторна / Якутия / музыканты / history / performing school / horn / Yakutia / musicians

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Слепцов Вячеслав Николаевич, Халтанова Александра Дмитриевна

В статье раскрывается история якутской валторновой исполнительской школы, выделяя три исторических периода: начиная с деятельности Г.М. Кривошапко 1959 года до начала 1990-х годов, с открытия Государственного театра оперы и балета РС (Я) (с 1993 до 2010 года) и с начала открытия филармонии Якутии по настоящее время (2011-2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the history of the Yakut horn performing school, highlighting three historical periods: starting with the activities of G.M. Krivoshapko from 1959 to the early 1990s, from the opening of the State Opera and Ballet Theater of the Republic of Sakha (Yakutia) (from 1993 to 2010) and from the beginning of the opening of the Yakutia Philharmonic to the present (2011-2021).

Текст научной работы на тему «Истоки и история якутской валторновой исполнительской школы»

DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1-263-267 Слепцов Вячеслав Николаевич, ст. КДиУИ

Халтанова Александра Дмитриевна

^шшш-Ештт-шшжшшт

кандидат искусствоведения, ГБОУ ВО ВШМ РС(Я) (институт) им. В.А. Босикова

sffi£«±, v.a. тт&^я

шт^тштттшттттш^

Истоки и история якутской валторновой исполнительской школы

Аннотация. В статье раскрывается история якутской валторновой исполнительской школы, выделяя три исторических периода: начиная с деятельности Г.М. Кривошап-ко 1959 года до начала 1990-х годов, с открытия Государственного театра оперы и балета РС (Я) (с 1993до 2010 года) и с начала открытия филармонии Якутии по настоящее время (2011-2021).

Ключевые слова: история, исполнительская школа, валторна, Якутия, музыканты. Annotation. The article reveals the history of the Yakut horn performing school, highlighting three historical periods: starting with the activities of G.M. Krivoshapko from 1959 to the early 1990s, from the opening of the State Opera and Ballet Theater of the Republic of Sakha (Yakutia) (from 1993 to 2010) and from the beginning of the opening of the Yakutia Philharmonic to the present (2011-2021). Key words: history, performing school, horn, Yakutia, musicians.

Становление и развитие искусства игры на валторне Якутии практически не изучено. Есть отдельные статьи о валторнистах Якутии, о музыкантах-валторнистах, которые приезжали работать в ЯАССР, однако, все эти материалы рассредоточены по разным статьям, нет специального исследования.

История становления игры на валторне в Якутии тесно связано с деятельностью Якутского музыкально-драматического театра им. П.А. Ойунского и открытием симфонического оркестра Государственного телевидения и радио ЯАССР (далее -Гостелерадио). С 1959 года главным дирижером симфонического оркестра театра была дирижер, общественный деятель, исследователь истории музыки Галина Михайловна Кривошапко. По её инициативе в 1965 году начала свою деятельность симфонический оркестр Гостелерадио. С начала формирования симфонического оркестра Галина Михайловна была главным дирижером, затем дирижёром-консультантом. В начале 1990-х годов симфонический оркестр распался в связи с финансовыми трудностями уже переименовавшегося Национальной вещательной компании «Саха». За период работы симфонического оркестра Гостелерадио были исполнены такие великие произведения, как все шесть симфоний П.И. Чайковского, 2 фортепианный концерт С.В. Рахманинова, отрывки из оперы «Ньургун Боотур» Г.И Литинского и М.Н. Жиркова и другие произведения, в которых партии соло валторны и хора валторн имеют большое значении в музыкальной драматургии.

В 1993 году валторнисты в Якутии работали в оркестре Государственного театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоон. С открытия Государственной филармонии Республики Саха (Якутия) им. Г.И. Кривошапко в 2011 году, появились новые коллективы, как государственный симфонический оркестр, оркестр духовых инструментов «Lena river brass», ансамбль «Camerata Yakutsk».

В настоящей работе предлагается развития игры на валторне в Якутии по трем историческим периодам: начиная с деятельности Г.М. Кривошапко 1959 года до начала 1990-х годов, с открытия Государственного театра оперы и балета РС (Я) (с

1993 до 2010 года) и с начала открытия филармонии Якутии по настоящее время (2011-2021).

В своей автобиографической монографии «Пространство памяти моей души...» Г.М. Кривошапко выделяет специальный параграф «Мой оркестр. Валторнисты», который посвящен музыкантам-валторнистам оркестра Гостелерадио. Здесь она дает краткую биографию музыкантов и их стиль игры на валторне. Но автор также представляет характеристику о человеческих качествах этих музыкантов. Предлагаем отрывки о валторнистах из книги Галины Михайловны.

«Георгий Иванович Бочкарев. Я не знаю, где он учился, какое учебное заведение закончил, но обладал хорошим звуком и, несмотря на молодость, был опытным профессионалом» [8, с. 168].

«Красильников. Появился в оркестре муздрамтеатра им П.А. Ойунского в 1957 году, во время горячей подготовки к Дням якутской литературы и искусства в Москве. Был замечательным валторнистом и отличным переписчиком нот. Учился в Ленинградской консерватории» [там же, с. 169].

«В конце 60х годов приехал из Новосибирска валторнист Юрий Александрович Иванов. Самый яркий солист - валторнист за время существования оркестра. Небольшого роста, среднего физического сложения, он обладал редким по красоте и певучести звуком, его соло «прорезали» любую звучность оркестра. Переехал в Новосибирск» [там же, с. 170].

«Гордей Андреевич Чебоксаров прилетел из Новосибирска, где был первой валторной в опере и в академическом симфоническом оркестре. В театр был приглашен на партию первой валторны, в наш оркестр - на третью (третья также важна как первая). Был безукоризненным музыкантом. Игра на валторне была тоже безукоризненна, академически точная, гладкая, но суховатая. Не было в ней полётности, русской широты, певучести, теплоты, какая была у валторниста Иванова, хотя Гордей Андреевич был тоже русским человеком, но вот играл в манере европейской школы - все безукоризненно, но холодно. Был огромный опыт и обширные знания в области оперного и симфонического репертуара. Прибытие такого престижного музыканта безусловно оказало положительное влияние на наших оркестрантов. Отработав свой срок, Гордей Андреевич вернулся в Новосибирск. Позже его место в Новосибирском академическом симфоническом оркестре занял оркестрант из симфонического оркестра Якутского радио и ТВ, воспитанник уже следующего нашего первого валторниста В.М. Банникова, выпускник местного музучилища, ныне заслуженный артист России первый валторнист Василий Соколов. Из нашего оркестра он поступил в Новосибирскую консерваторию, в студенческие годы был приглашен в коллектив Академического оркестра, и фактически с ним связана его артистическая и человеческая судьба. Кроме почетного звания, Василий стал лауреатом нескольких конкурсов исполнителей на духовых инструментах и с оркестром, руководил А.М. Кацем, практически объездил весь мир» [8, с. 171].

«Георгий Алексеевич Суханов, один из старейших валторнистов наших оркестров. Родился в рабочей семье неподалеку от Покровска, окончил Якутское музыкальное училище (далее ЯМУ - В.С.) по классу преподавателя Г.И. Бочкарева. Беззаветно любящий музыку и свой инструмент, Георгий Алексеевич изменял, однако, ему в трудные моменты жизни, но всегда возвращался в оркестр» [там же, с. 172].

«Владимир Михайлович Банников, наш последний первый валторнист. Окончил Кишиневскую консерваторию, но приехал к нам с семьей из Уфы, где работал в сценно-духовом оркестре Башкирской оперы. В.М. Банников проработал у нас около двадцати лет в должности первого валторниста и был своеобразным музыкантом, был сдержанным, дисциплинированным, много занимался, всегда «разыгрывался» перед репетицией. Поначалу ему приходилось нелегко. Репертуар оперного сценно-духового оркестра ограниченный, в симфоническом и оперном он ранее не играл, вот и пришлось ему осваивать многое новое для себя. По природе своей он не обладал качеством звука, его певучестью, красотой, фразировкой - всем тем, чем в совершенстве владел Юрий Иванов, выпускник всего-навсего Новосибирской школы

военных воспитанников. Но с годами Владимир Михайлович приобрел уверенность. Обширный, постоянно меняющийся и трудный по исполнительским задачам и объему репертуар, обязывающий всегда быть «в форме», выработал данные, позволяющие ему занимать должность первого валторниста оркестра. Не показав в своей игре особо художественных достижений, В.М. Банников казался талантливым педагогом и на протяжении жизни в Якутске преподавал на отделении духовых инструментов Якутского музучилища, воспитав ряд уверенных музыкантов-якутов, первых валторнистов: уже упомянутого Василия Соколова, Сергея Антонова и Алексея Кочен-кова, окончивших потом Петербургскую консерваторию по классу профессора Орехова (Первый - солист Петербургского оркестра «Классика», второй - возглавляет группу валторн оркестра театра оперы и балета в Республике Саха), , окончившего Новосибирскую консерваторию, играющего третью валторну в оперном театре и др» [8, с. 173].

«Немало перебывало у нас в оркестре и иногородних часто сильных валторнистов. Таковы были двое из Воронежа. Леонид Павлович Рязанский, интеллигентный человек, работал в театре и у нас третьим валторнистом. Другой воронежец - Федор Горяинов. Маленький, коренастый, энергичный человек. Как валторнист он обладал редкой выносливостью, имел хорошую школу, опыт, всегда свободно владел крайним (верхним) регистром и бывали произведения, которые только он мог сыграть без киксов» [там же, с. 176].

«Был еще у нас в оркестре в конце 60х годов третий валторнист Иван Еремеев, очень хороший музыкант. Приехавший в 1970 году Игорь Литвинов сказал, что наш Еремеев в академическом симфоническом оркестре Омской филармонии солист и первый валторнист» [там же, с. 177].

«И еще одна примечательная личность нашего артистического коллектива -Пахом Пахомович Стручков, вторая-четвертая валторна. Министерством культуры республики Пахом был направлен на учебу в Киевское училище, где прилежание и стремление к знаниям заслужил уважение и любовь учителей, закончил училище с присвоением квалификации педагога детских музыкальных школ и руководителя духового оркестра. Он поступил к нам в оркестр на партию четвертой валторны. Это очень сложная партия, требующая особых физических данных и определенных усилий для воспроизведения звука. Все было у Пахома Пахомовича, кроме одного -чуть запаздывающее дыхание не позволяло ему быть полноценным членом ансамбля четырех валторн. Его голос всегда выделялся опозданием, нарушая само значение слова ансамбль, значит - вместе. Только теперь я поняла, что старый, мудрый учитель знал эту особенность индивидуальности ученика, выпустив его как педагога, а не как артиста оркестра.

С 1993 года большая часть валторнистов Якутии работают в Государственном театре оперы и балета РС (Я) им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона. В театре группа валторн до 1995 года имел полный состав. Концертмейстером был Горяинов Федор Сергеевич, вторым валторнистом был Суханов Георгий Алексеевич, третьим валторнистом - Коченков Алексей Евгеньевич, выпускник Якутского музыкального училища, ученик В.М. Банникова, четвертым валторнистом по совместительству работал Стручков Пахом Пахомович. По совместительству также работали Банников Владимир Михайлович, Сивцев Иван Иванович.

Про валторнистов после 1995 года до 2010. До закрытия симфонического оркестра Гостелерадио в группе валторн концертмейстером работал Банников Владимир Михайлович, вторым валторнистом - Сивцев Иван Иванович, третьим валторнистом по совместительству Горяинов Федор Сергеевич, четвертым валторнистом Стручков Пахом Пахомович. В трудные для страны годы в 1998 году симфонический оркестр был расформирован, после чего В.М Банников, Ф.С. Горяинов выходят на пенсию и уезжают из Якутии. В 1995 году И.И. Сивцев поступает в Новосибирскую консерваторию, а П.П. Стручков полностью посвящает себя преподавательской деятельности в Высшей школе музыки РС (Я).

После того, как В.М. Банников, Ф.С. Горяинов уезжают, единственным учреждением, где валторнисты могли работать в качестве артистов, остаётся театр оперы и балета РС (Я). В эти годы концертмейстером работает А.Е. Коченков, вторым валторнистом - Г.А. Суханов, третьим валторнистом по совместительству работал приглашенный Высшей школой музыки специалист Игорь Викторович Цупиков, четвертым валторнистом - П.П. Стручков. В музыкальном колледже после переезда В.М. Банникова до 2004 года валторну преподавал трубач В.И. Колодезников, но его студенты не окончили образование. Таким составом валторнисты работали до того момента, как вырастят ученики ВШМ и Якутского музыкального колледжа. В 2006 году вырастают ученики П.П. Стручкова Е.А. Афанасьев, В.А. Федотов, которые поступают артистами в театр. В этом же году из Новосибирска приезжает выпускник средней специальной музыкальной школы А.Б. Карамзин. Вскоре вырастают ученики вернувшегося из Новосибирска, выпускника консерватории этого города И.И. Сивцева Н.А. Соловьев и В.В. Васильев, которые начинают свою артистическую деятельность в 2009 году. В 2011 году в оркестр театра поступают В.Н. Слепцов и Н.В. Васильев. В 2012 году с начала деятельности государственного симфонического оркестра Филармонии Якутии, значительно изменился состав группы валторн театра, было много реорганизаций. В настоящее время в театре концертмейстером работает А.С. Быстров, который приехал из Москвы, выпускник Московской государственной консерватории, вторым валторнистом - Е.А. Афанасьев, третьим валторнистом - Н.В. Васильев, Р.Н. Габышев, четвертым валторнистом - С.И. Сосин.

С открытия Филармонии Якутии появились новые музыкальные коллективы, такие как государственный симфонический оркестр, духовой оркестр «Lena River Brass», ансамбль «Camerata Yakutsk». В настоящее время в симфоническом оркестре концертмейстером работает И.И. Сивцев, вторым валторнистом - Н.А. Соловьев, третьим (регулятор первой) - В.В. Васильев, регулятор второй, третьей, четвертой -В.Н. Слепцов и четвертым - А.Б. Карамзин. В духовом оркестре «Lena River Brass» работает тот же состав. Некоторое время в состав ансамбля «Camerata Yakutsk» входил А.С. Быстров.

Рассмотрение деятельности валторнистов в музыкальных организациях Якутии наглядно показывает становление развития игры на валторне. Если до 1998 года валторнистами выступали приглашенные специалисты из других городов России, то в настоящее время наблюдается рост местных специалистов. Это наглядно можно представить следующей схемой:

Таблица 1

1959-1998 годы 1990-2006 годы 2006-по настоящее время

Банников В.М. (Кишиневская консерватория) Бочкарев Г.И. (неизвестно) Горяинов Ф. С (Воронеж) Еремеев И. (неизвестно) Иванов Ю.А. (Новосибирская консерватория) Красильников (Ленинградская консерватория) Рязанский Л.П. (Воронеж) Соколов В.Г. (ЯМУ) Стручков П.П. (Киевское музыкальное училище) Суханов Г.А. (ЯмУ) Чебоксаров Г.А. (Новосибирская консерватория) Банников В.М. (Кишиневская консерватория) Горяинов Ф. С (Воронеж) Коченков А.Е. (ЯМУ) Сивцев И.И. (ЯМУ, Новосибирская консерватория) Стручков П.П. (Киевское музыкальное училище) Суханов Г.А. (ЯмУ) Цупиков И.В. (Москва) Афанасьев Е.А. (ВШМ) Быстров А.С. (Московская консерватория) Васильев В.В. (ВШМ) Васильев Н.В. (ВШМ) Габышев Р.Н. (ЯМК5) Карамзин А.Б. (Новосибирская специальная средняя музыкальная школа) Сивцев И.И. (Новосибирская консерватория) Слепцов В.Н. (ВШМ) Соловьев Н.А. (ВШМ) Сосин С.И. (ВШМ)

5 В 2006 году Якутское музыкальное училище имени М.Н. Жиркова было переименовано в «Якутский музыкальный колледж имени М.Н. Жиркова» (далее ЯМК - В.С.).

Первым специалистом-валторнистом, который получил местное образование является Г.А. Суханов, который закончил ЯМУ. После него это же учреждение заканчивают А.Е. Коченков, В.Г. Соколов, И.И. Сивцев. Они все учились в классе В.М. Банникова. С 2006 года увеличивается количество местных музыкантов-валторнистов, которые в основном заканчивают ВШМ. Если в процентном соотношении до 1998 года приезжие музыканты составляли 82 %, а местным образованием 18 %, то в 1990-2006 годы музыкантов с местным образованием составляет 42 %, то в настоящее время 70% валторнистов - с образованием в якутских музыкальных учебных заведениях.

В настоящее время кузницей валторнистов Якутии в большей степени выступает Высшая школа музыки. Как показывает третья графа таблицы 1 (с 2006 года по настоящее время) артистами валторновой группы из 10 валторнистов, шесть музыкантов являются выпускниками десятилетки и высшего учебного звена Высшей школы музыки. В данной главе автор работы представляет биографию и профессиональную «родословную» преподавателей ВШМ П.П. Стручкова, И.И. Сивцева и А.С. Быстрова. Следует отметить, что в начале деятельности ВШМ, в 1994-1996 годы класс валторны преподавали артист Якутского ГТОиБ Алексей Евгеньевич Коченков (выпускник Ленинградской консерватории, класс профессора П.К.Орехова), и Игорь Викторович Цупиков, приглашенный специалист из Москвы, который сейчас работает начальником военно-дирижерской кафедры Военного института (военных дирижеров) ФГКВОУ ВПО «Военный университет Министерства обороны РФ г. Москва.

Ссылки на источники

1. http://talents.in.ua/?page_id=130 (дата обращения 15.02.2021)

2. http://vschoolmus.ru/%D1%81%D0%B8%D0%B2%D1%86%D0%B5%D0%B2-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD-

%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87/ (дата обращения 14.04.2021)

3. http://www.nsglinka.ru/sokolov-vasilij-gavrilevich/ (дата обращения 13.02.2021)

4. https://phil-nsk.ru/o-nas/news/ushyel-iz-zhizni-mikhail-vikto/ (дата обращения 12.02.2021)

5. Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Радуница, 1995. 358 с.

6. Делий П.Ю. Анатолий Сергеевич Демин - любимый учитель, коллега и друг (статья) // Музыка и время: In memoriam. Журнал. Научтехлитиздат. № 3 2014 С. 11-14

7. Кривошапко Г.М. Об исполнителях на духовых инструментах оркестра Якутского радио и телевидения // Якутия музыкальная. 2012-2013 гг. № 5. С. 4-14.

8. Кривошапко Г.М. Пространство памяти моей души: Лит. ред. М.Г. Михайлова. - Якутск: Бичик, 2002 - 208 с.

9. Круглов Е.А. История становления и развития московской валторновой школы // Культура: теория и практика. [Электронный журнал]. URL: http://theoryofculture.ru/issues/59/61/832/ (дата обращения: 25.03.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.