Научная статья на тему 'История становления и развития Московской валторновой школы'

История становления и развития Московской валторновой школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
440
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ ВАЛТОРНОВАЯ ШКОЛА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ВАЛТОРНЕ / ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ ВАЛТОРНОВОЙ ШКОЛЫ / ВАЛТОРНИСТ АНАТОЛИЙ ДЁМИН / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ МОСКОВСКИХ ВАЛТОРНИСТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МОСКОВСКИХ ВАЛТОРНИСТОВ / MOSCOWFRENCH HORN SCHOOL / FRENCH HORN EDUCATION / HISTORY OF MOSCOWFRENCH HORN PLAYING / HORN PLAYER ANATOLIYDYOMIN / TRADITION OF MOSCOWFRENCH HORN PLAYER / TRADITION OF MOSCOWFRENCH HORN TEACHERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Круглов Е.А.

В статье говорится о необходимости изучать и сохранять исполнительские и педагогические традиции московской валторновой школы, рассматривается история её формирования и развития, период расцвета в творчестве лауреатов престижных международных конкурсов В.В.Полеха, А.А.Рябинина, Б.В.Афанасьева, А.С.Дёмина, анализируются характерные особенности, присущие представителям Московской валторновой школы. Даны краткие данные о исполнительской и педагогической деятельности выдающихся отечественных валторнистов, выделены особенности их творческого и педагогического почерка. Отдельно подробно рассмотрен творческий и педагогический путь выдающегося отечественного валторниста, лауреата международных конкурсов, заслуженного артиста РФ, солиста ГАСО СССР п.у. Е.Светланова, профессора МГК им. П.И.Чайковского Анатолия Сергеевича Дёмина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of the origin and development of the Moscow tradition of

History of formation and development of the Moscow frenchhorn school. In article it is told about need to study and keep performing and pedagogical traditions of the Moscow horn school, the history of its formation and development, the blossoming period in creativity of winners of prestigious international competitions V. V. Polekh, A. A. Ryabinin, B. V. Afanasyev, A. S. Dyomin is considered, the characteristics inherent in representatives of the Moscow french horn school are analyzed. Short data on performing and pedagogical activity of outstanding domestic hornists are given, features of their creative and pedagogical handwriting are marked out. The creative and pedagogical way of the outstanding domestic hornist, winner of the international competitions, the honored artist of the Russian Federation, the soloist of GASO USSR of the item is separately in detail considered at. E.Svetlanov, professors of MSC of P. I. Tchaikovsky Anatoly SergeyevichDyomin.

Текст научной работы на тему «История становления и развития Московской валторновой школы»

Е.А.КРУГЛОВ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ВАЛТОРНОВОЙ ШКОЛЫ

В статье говорится о необходимости изучать и сохранять исполнительские и педагогические традиции московской валторновой школы, рассматривается история её формирования и развития, период расцвета в творчестве лауреатов престижных международных конкурсов В.В.Полеха, А.А.Рябинина, Б.В.Афанасьева, А.С.Дёмина, анализируются характерные особенности, присущие представителям Московской валторновой школы. Даны краткие данные о исполнительской и педагогической деятельности выдающихся отечественных валторнистов, выделены особенности их творческого и педагогического почерка. Отдельно подробно рассмотрен творческий и педагогический путь выдающегося отечественного валторниста, лауреата международных конкурсов, заслуженного артиста РФ, солиста ГАСО СССР п.у. Е.Светланова, профессора МГК им. П.И.Чайковского - Анатолия Сергеевича Дёмина.

Ключевые слова: московская валторновая школа,методика обучения игре на валторне, история московской валторновой школы, валторнист Анатолий Дёмин, исполнительские традиции московских валторнистов, педагогические традиции московских валторнистов.

The history of the origin and development of the Moscow tradition of

History of formation and development of the Moscow frenchhorn school. In article it is told about need to study and keep performing and pedagogical traditions of the Moscow horn school, the history of its formation and development, the blossoming period in creativity ofwinners ofprestigious international competitions V. V. Polekh, A. A. Ryabinin, B. V. Afanasyev, A. S. Dyomin is considered, the characteristics inherent in representatives of the Moscow french horn school are analyzed. Short data on performing and pedagogical activity of outstanding domestic hornists are given, features of their creative and pedagogical handwriting are marked out. The creative and pedagogical way of the outstanding domestic hornist, winner of the international competitions, the honored artist of the Russian Federation, the soloist of GASO USSR of the item is separately in detail considered at. E.Svetlanov, professors of MSC of P. I. Tchaikovsky -Anatoly SergeyevichDyomin.

Keywords: moscowfrench horn school, french horn education, history of Moscow french horn playing, horn player Anatoliy Dyomin, tradition of Moscow french horn player, tradition of Moscow french horn teachers

Е.А. КРУГЛОВ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ВАЛТОРНОВОЙ ШКОЛЫ

Московская валторновая школа еще полвека назад была одной из ведущих как в нашей стране, так и за рубежом. Она имела свои уникальные черты и особенности, ее представители одерживали победы в ведущих международных конкурсах. Валторнисты, получившие образование в Московской консерватории, ценились во всем мире и занимали ведущие места в престижных оркестрах. К сожалению, на сегодняшний день отечественное валторновое исполнительство не может гордиться такими же выдающимися успехами. В кризисном состоянии находится и валторновая исполнительско-педагогическая школа. Для того, чтобы развивать современную методику подготовки успешных валторнистов, необходимо сохранять лучшие традиций отечественной валторновой школы, изучать исполнительский и педагогический опыт выдающихся её представителей, не растерять в процессе реформирования уникальные особенности российского валторнового исполнительства. В этом плане важно вспомнить имена знаменитых валторнистов, заложивших исполнительские и педагогические традиции Московской валторновой школы.

Становление и развитие Московской валторновой школы имеет свою интересную историю, в процессе её развития складываются свои оригинальные черты. На формирование Московской школы оказало влияние много факторов, главным из которых являются индивидуальные особенности московских валторнистов.

В московской консерватории под руководством Н.Рубинштейна, первым педагогом по классу валторны стал артист Большого театра Максимилиан Бартольд, с этого момента начинается профессиональная подготовка валторнистов в Москве. Но поистине родоначальником Московской валторновой школы можно назвать Иосифа Сханильца (1860-1905). Он был известен как выдающийся валторнист и прекрасный педагог. Чех по национальности, он переехал в России в 22 года и стал солистом Большого театра. И.Сханилец занимал особое место в музыкальной среде Москвы, имел огромный авторитет и пользовался большим уважением со стороны критиков. Его влияние распространялось на взгляды и принципы исполнения на валторне. Эти принципы легли в основу

Московской валторновой школы. «Это был артист такого значения, силы, что его может родить только целая эпоха», - писала о Сханильце музыкальная критика. В книге Ю. Усова «История отечественного исполнительства на духовых инструментах» стиль игры И. Сханильца характеризуется следующим образом: «Для него валторна была не медным инструментом, а какою-то живою силою, способной выразить буквально все его малейшие мысли художественные намерения. Он все играл espressivo, он ко всему применял рамку temporubato».

Одним из лучших учеников И. Сханильца стал Василий Никанорович Солодуев (1885-1968) С 1903-1947 год был солистом Большого театра. Работал с такими выдающимися дирижерами как С. Рахманинов, В. Сук, С.Василенко, Н. Голованов. С 1943 года он ведет класс валторны на военно-дирижерском факультете Московской консерватории. С 1944 года - профессор, заведующий кафедрой духовых инструментов Института военных дирижеров. Так же он является авторомметодической литературы. Им были написаны «Практическое пособие по изучению гамм, интервалов, арпеджио», «Школы игры на валторне», два сборника пьес для валторны.

В 1905 году класс валторны в Московской консерватории берет Фердинанд Эккерт, оказавший огромное влияние на становление педагогических традиций Московской школы. Его деятельность очень обширная, он работал в различных оркестрах. Играл в оркестре Большого театра 1895-1912, был военным капельмейстером, некоторое время работал дирижером частных театров, 19221934 был дирижером Московской оперетты. Был педагогом в московском филармоническом училище. Но главным местом, в котором он больше всего проработал и отдавал много сил, была Московская консерватория. Он возглавлял класс валторны с 1904-1941 год. За эти годы он взрастил целую плеяду великих валторнистов.

Вот воспоминания одного из его учеников А. Янкелевича: «Меня встретил сам профессор. Это был коренастый человек, в пенсне, с подстриженными усиками. Одет был одет в офицерскую форму без погон (как потом узнал, Эккерт был военным капельмейстером). Фердинанд Фердинандович говорил на ломаном русском. Я рассказал профессору о цели своего прихода. Раздеться мне не предложили, в квартире, как и везде в Москве, было холодно. Тут же в передней профессор попросил меня сыграть. Помню, как я стал играть с листа его первый (очень трудный) концерт для валторны. Я был достаточно хорошо подготовлен и играл удачно. Фердинанд Фердинандович вовсю дирижировал. Вероятно, со стороны вся эта картина выглядела очень забавно. Профессор, похлопав меня по плечу, сказал, что берет в свой класс. Несмотря на трудный быт, Фердинанд Фердинандович всегда был подтянут, ходил на занятия очень аккуратно. Мы никогда не слышали, чтобы он жаловался на трудности тогдашней жизни, скорее он относился к ним с юмором. Занятия наши проходили живо и интересно. Концертмейстера постоянного у нас не было, аккомпанировал сам профессор, технически далеко не безукоризненно, но с большим темпераментом. При объяснении какой-нибудь музыкальной фразы он был немногословен, недостаточные знания русского языка, видимо, затрудняли его, поэтому Фердинанд Фердинандович прибегал к усиленной жестикуляции и с жаром пел, а мы, ученики, быстро понимали его».

В процессе преподавания Фердинанду Фердинандовичу помогла его большая исполнительская деятельность, за время которой он знакомился с многими известными музыкантами, работал с выдающимися дирижерами, играл в прекрасных оркестрах. Весь этот богатый багаж знаний он использовал и в педагогики. По словам М. Табакова, С. Розанова, работавших в оркестре вместе с Ф.Эккертом, это был валторнист виртуоз с отличной техникой, красивым звуком. Они говорили, что иногда его игра казалась излишне сдержанной, академичной, на это сказывалось влияние немецкой школы, при этом известно, что знаменитый «сигнал Зигфрида» он играл как никто другой.

Работая со своими учениками, большое значение придавал технике исполнения. Особый метод его заключался в том, что в первоначальный период обучения, когда отрабатывалось звукоизвлечение, он требовал беспрекословного выполнения указаний, ограничивался только краткими замечаниями, не поясняя цели своих требований. Это все было направленно на развитие у учащегося мягкого и красивого извлечения звука.

Еще одной особенностью в его методики было то, что начиная с 3 курса консерватории, он стремился определить четкие рамки исполняемой партии для ученика, где он наиболее успешно будет реализовывать себя. «Нам нужны хорошие валторнисты для всех партий валторны, - говорил он, - в каждой есть свои специфические трудности, преодолеть которые бывает даже сложно мастеру».

За свою долгую и плодотворную творческую жизнь Фердинанд Фердинандович сделал огромный вклад для развития Московской валторновой школы. Он сумел подготовить целое поколение российских валторнистов, которые стали знаменитыми и получили свое призвание не только в своей стране, но и за рубежом, а в последующем и сами подготовили прекрасных исполнителей и педагогов, которые продолжили дело своего педагога и развивали как Московскую, так отечественную валторновую школу в целом.

Одним из таких выдающихся учеников Эккерта был Валерий Владимирович Полех (19182006). Он является одним из самых знаменитых представителей Московской валторновой школы. Его имя широко известно не только в отечественных валторновых кругах, но и зарубежом. Будучи прекрасным исполнителем, лауреатом Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1941 год, 1 премия), лауреатом всемирного фестиваля молодежи и студентов (Будапешт, 1949 год, 1 премия), он был и большим педагогом. В.В. Полех по праву считается лучшим интерпретатором валторновой миниатюры. Выпущен диск, где он виртуозно исполняет миниатюры в переложении для валторны и фортепиано таких композиторов как А. Страделла, П. Чайковский, А. Глазунов, Ф. Крейслер.

Валерий Владимирович - первый исполнитель посвященного ему Концерта для валторны с оркестром Р. Глиэра (1951, Ленинград). Дирижировал симфоническим оркестром автор - Р. Глиэр.

Как писали его современники, Полех стремился «петь» на валторне! Технические пассажи исполнял грациозно, элегантно, певуче. Все эти качества позволили ему блестяще исполнить в Большом зале Московской консерватории в ансамбле с выдающимся певцом И.С. Козловским сложнейшее сочинение Б. Бриттена - Серенаду для тенора, валторны и струнного оркестра. Дирижировал оркестром Большого театра И.Б. Гусман.

Свой богатый творческий опыт В.В. Полех щедро передавал молодым валторнистам. С 1955 по 1995 г. он преподавал в Музыкальном училище при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. В 1975-1981 г. преподавал в Московской консерватории. Среди его учеников - Б. Воронов, М. Фрайман, В. Калачев, А. Кузнецов, А. Горностаев, А. Шарапан, Л. Полех, Д. Калинин, Т. Короткова и др.

Еще одним из выдающихся валторнистов, учеников Ф.Ф. Эккерта, был Антон Иванович Усов. Он окончил Московскую консерваторию по классу валторны в 1916 году.С 1916-1918 работал артистом оркестра оперного театра Сергиевского народного дома, а с 1918-1928 год был солистом Большого театра, в 1922-1932 год - участник Персимфанса, а с 1928-1945 год, солист Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.

В 1927 начинает свою деятельность на поприще педагога в Московском музыкальном техникуме. Преподает в музыкальном училище Ипполитова-Иванова, в музыкальном училище имени Гнесиных. С 1938-1979 является педагогом Московской консерватории. В 1944-1956 год преподает в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, где с 1949-1950 является заведующим духовой кафедры.

А. Усов внёс большой вклад в разработку методики преподавания: работает над пополнением учебно-методического материала, концертного репертуара. Делает редакцию методического труда Ф. Шоллара, дополняя ее своими переложениями и оригинальными пьесами. Написал более 30 пьес, составил сборник «Оркестровые трудности», в его редакции издан ряд произведений для валторны: Соната Бетховена, концерт Гайдна №2, концерт Моцарта №3, концерт Штрауса №1 и многие другие. Очень значительным является его труд «Вопросы теории и практики игры на валторне». В классе А.И. Усова учились такие знаменитые валторнисты как: С. Янкелевич, В. Дульский, Э. Пашаев, Б. Афанасьев, В. Кривошанов, С. Салимов, Ю. Скворцов, А. Серостанов, А. Косницкий, М. Давтян, С. Заставенко, Л. Ткабладзе, А. Димонт, М. Кукла, В. Галкин.

Еще одним прекрасным валторнистом, учеником Ф. Эккерта, является Сергей Иванович Леонов. Московскую консерваторию он окончил в 1934. С этого же года становится солистом оркестра Большого театра. В 1935 году становится лауреатом Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Ленинграде. В 1937 году начал работу педагогом по валторне в московской консерватории. С 19451948 является преподавателем класса валторны Высшего училища военных дирижеров. В 1952-1957 работает педагогом в музыкальном училище Ипполитова-Иванова. С 1954-1979 год преподает в музыкальном училище имени Гнесиных, а с 1961 в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

С.И. Леонов - автор многочисленных переложений для валторны с фортепиано. Автор сборника «Полифонических пьес» для валторны и фортепиано. Так же составил сборник «Оркестровых трудностей», в состав которого входят партии из оперных сочинений.

К числу выдающихся валторнистов - учеников Ф. Эккерта можно отнести Арсения Александровича Янкелевича (1905-1986).

В 1928 году окончил Московскую консерваторию. С 1928-1937 год является артистом симфонического оркестра Московской филармонии. В 1935 году на всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде получил вторую премию. С 1929 - 2957 солист оркестра Большого театра. Так же играет в Государственном симфоническом оркестре СССР. Педагогическая деятельность у Арсения Александровича Янкелевича началась с 1945 года. С этого года он работает в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. С 1948 года начинает преподавать в Московской консерватории. Такие выдающиеся деятели как А. Хачатурян, А. Гедике и другие отзывались о А. Янкелевиче как о солисте высочайшего класса, замечательном педагоге и прекрасном

композиторе. Учениками Янкелевича являются такие известьные валторнисты как А. Дёмин, Е. Крюковцев, А. Кузнецов, Р. Матикян, Ю. Степанов.

Одним из выдающихся представителей Московской валторновой школы является Борис Васильевич Афанасьев (1933-1996). Борис Афанасьев был прекрасным валторнистом, замечательным педагогом. Он был человек огромной силы воли, и эта сила проявлялась в течение всей жизни. Борис Афанасьев окончил Московскую консерваторию у А.И. Усова. В 1952 году начинает работу артистом оркестра Большого театра. В 1954 - Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. Так же играл в духовом камерном квинтете Всесоюзного радио. В 1957 году Борис Афанасьев занял первое место на международном конкурсе на духовых инструментах в Москве. В 1959 получил первую премию на престижном международном конкурсе «Пражская весна» (на этом конкурсе он разделил первую премию еще с одним великим отечественным валторнистом, представителем Московской валторновой школы А.С. Дёминым).

Борис Афанасьев является автором нескольких методических сочинений по обучению игре на медных духовых инструментах. Пишет работу по истории исполнительства искусств. Так же Борис Василевич сделал много записей валторновой музыки.

По праву к выдающимся представителям Московской валторновой школы можно отнести Александра Алексеевича Рябинина (1916-1997). А.А. Рябинин в своей педагогической деятельности совмещал традиции Московской и Питерской валторновых школ. Он являлся замечательным педагогом и исполнителем. Его учениками являются такие прекрасные валторнисты как Ф. Айрумян, А. Ермаков, С. Заставенко, Р. Матикян, Ю. Сизов, А. Тарасов, А. Федотов и другие.

Из отзыва его учителя - профессора М.Н. Буяновского: «Будучи еще студентом Ленинградской консерватории, Рябинин в сольных концертных выступлениях и игрой в оркестре неизменно привлекал внимание слушателей артистичностью исполнения и проникновенным звучанием валторны. Эти исполнительские качества Рябинина побудили дирекцию Ленинградской государственной филармонии в 1938 году принять его в группу валторн симфонического оркестра, где он в скором времени занял должность солиста. На этой должности он зарекомендовал себя как талантливый, чуткий музыкант, превосходный валторнист, обладающий редким по красоте звуком».

Так же прекрасный отзыв о нем оставил Борис Эммануилович Хайкин: «Музыкант, обладающий тонкой музыкальностью, исключительными виртуозными возможностями, острым чувством оркестрового ансамбля. У своего педагога Рябиннин унаследовал редкий по красоте звук и что очень ценно, способность передавать качество звука своим ученикам».

Теплый отзыв о Рябинине оставил народный артист СССР Г.Н. Рождественский: «Мне приходилось много работать вместе с А. Рябининым как в Большом театре, так и в оркестрах Ленинградской филармонии, в Большом симфоническом оркестре Всесоюзного радио и Центрального телевидения во время зарубежных гастролей. Общение с ним всегда доставляло большое творческое удовольствие».

Отдельно хотелось бы остановиться и рассказать, об одном из лучших представителей Московской валторновой школы - А. С. Дёмине (1932-2013). Анатолий Сергеевич Дёмин был блестящим валторнистом, педагогом с большой буквы, прекрасным музыкантом и человеком большой души. Он сочетал в себе традиции двух валторновых школ, Питерской и Московской.

Наверное, лучшим эпиграфом к судьбе Анатолия Сергеевича Дёмина будут его собственные слова, которые он часто повторял: «Я очень счастливый человек! Мне всегда везло в жизни - я встречал очень много хороших людей!».

Анатолий Сергеевич Дёмин родился 19 февраля 1932 года в Ленинграде, в простой и очень дружной семье. Толя был младшим из трех сыновей. Его отец, Сергей Анатольевич Дёмин, служил командиром бронепоезда, а мама - Прасковья Павловна - занималась домашним хозяйством. Отец умер еще до войны, а мать и двое братьев умерли во время блокады Ленинграда оставив Толю круглым сиротой. Единственным человеком, который мог его поддержать, была Тётя Ксения. Но много ли могла сделать для него одинокая женщина в умирающем от холода и голода городе? Детский дом был, пожалуй, единственным спасением для ленинградских детей во время блокады. Ксения пристроила и Толю, и свою собственную дочь в детский дом, где были хоть и мизерные, но все же стабильные питание и забота.

Именно там, в детском доме, будущий солист симфонических оркестров впервые познакомился с духовыми инструментами. Он пробовал заниматься на флейте, играл каждое утро подъем на трубе. Дёмин рассказывал, что в детском доме был замечательный тенор фирмы «Циммерман», который он очень надеялся получить для занятий. И вот, когда этот тенор отдали другому мальчику, Толя полдня просидел под лестницей и горько плакал.

Там же, в детском доме, состоялось его первое знакомство с валторной, которую он поначалу невзлюбил и наотрез отказался на ней играть. Анатолий Сергеевич рассказывал, что, когда в

послевоенном Ленинграде запустили трамваи, он привязал валторну к буферу трамвая, после чего инструмент с большим трудом удалось привести в рабочее состояние.

Тем ни менее когда в детский дом пришли капитан и мичман с крейсера «Максим Горький» с целью набрать воспитанников в оркестр, Толя согласился пойти воспитанником на корабль и играть там именно на валторне.

Так началась новая страница в его биографии - военно-морская. На корабле воспитанник Дёмин стал активно и усердно заниматься, постепенно убеждая руководство оркестра в своих незаурядных способностях. Но продлилось его пребывание на крейсере всего полгода. Его товарищи-воспитанники соорудили самодельный плот и отправились в плавание по Финскому заливу. Друзья звали с собой и Толю, но он отказался, предпочтя занятия на валторне. На финском заливе начался сильный шторм. Руководство флота объявило тревогу и организовало спасательную операцию. Разразился грандиозный скандал, после которого оркестр расформировали. И не смотря на то, что Дёмина не было среди «самоходов», его, как и всех отправили обратно в детский дом. Капитан крейсера был неумолим и наотрез отказался нести ответственность за судьбу таких недисциплинированных воспитанников.

Но тут в судьбе Дёмина принял участие мичман, тот самый, который проводил отбор детдомовцев в оркестр крейсера. Обратив внимание на юного и старательного и подающего надежды музыканта, он пристроил его в оркестр военно-морского училища имени Фрунзе. Там Дёмин смог продолжить свои занятия на валторне. В училище к нему довольно быстро сформировалось особое отношение: начальник оркестра через несколько месяцев после зачисления Дёмина в оркестр как-то спросил своих коллег: «Что за сумасшедший у вас там завелся в оркестре? Я утром иду на службу, он уже дудит. Вечером иду со службы - он все еще дудит! Он же у вас так с голоду помрет!» После этого Дёмину было назначено дополнительное питание, а еще через некоторое время его полностью освободили от строевой подготовки. Начальник оркестра каждый день давал устное распоряжение старшине: «Всех гоните на плац, а Дёмин пусть занимается». Целыми днями Толя увлеченно занимался. Когда уставал играть на валторне, он садился за пианино, увлеченно разбирая все фортепианные ноты, какие попадались под руку. Так, шутя, в перерывах между игрой на валторне он выучил сонату Бетховена! Через несколько лет, при поступлении в музыкальное училище, Дёмин исполнил эту сонату, и ему настоятельно рекомендовали поступать не на духовое, а на фортепианное отделение, хотя у пианистов конкурс был значительно больше, чем у духовиков.

Как рассказывал Анатолий Сергеевич, его ежедневные занятия на валторне в военном училище доходили до 12 часов! Руководство училища относилось к нему по особому - увольнительные всем давали только по вечерам и на строго определенные часы, а Дёмину было разрешено покидать училище в любое время и на любой срок. По вечерам, после занятий, Толя стал ходить играть в оркестр при кинотеатре - тогда перед вечерними сеансами и в антракте в фойе кинотеатров играли оркестры.

Уже в то время к юному валторнисту стали прислушиваться старшие товарищи. Однажды сержант по фамилии Гейер попросил Толю показать, как нужно играть на валторне. Впоследствии этот сержант стал профессиональным валторнистом и, спустя годы, при личной встрече с Дёминым говорил, что до конца жизни будет вспоминать его с благодарностью за данные тогда советы.

По совету того же мичмана с крейсера «Максим Горький» Толя пошел на прослушивание в музыкальное училище при Ленинградской консерватории. И там, по его рассказам, долго стоял в коридоре, никак не мог решиться, в какой кабинет ему идти: в соседних классах проводили занятия два выдающихся валторниста, два профессора ЛГК - М.Н. Буяновский и П К. Орехов. Толя решил так: какая дверь первая откроется, в ту и пойду. Через мгновение открылась дверь класса, в коридор вышел Павел Константинович Орехов, увидел мальчика с валторной и строго сказал: «Ну, что стоишь? Заходи в класс, нечего под дверью торчать!». Так Дёмин попал в класс П.К. Орехова - педагога Божьей милостью, о котором и по сей день ходят легенды как о выдающемся мастере формирования исполнительского аппарата. Дёмин вспоминал Орехова всю свою жизнь, был безмерно ему благодарен, говорил, что именно Орехов закладывал у учеников правильные основы исполнительского мастерства, давал «правильную школу». Уже будучи солистом оркестров и лауреатом престижных конкурсов, именитым профессором, воспитавшим не одно поколение валторнистов, живой легендой, Дёмин практически на каждом своем уроке вспоминал Орехова, приводил его в пример, ссылался на него как на самый большой авторитет.

В училище при ЛГК Дёмин встретил свою будущую жену - Миру Николаевну Тихонову, она была студенткой - виолончелисткой. Они так и шли всю жизнь рука об руку, вместе учились сначала в училище, потом в консерватории. Как вспоминал Дёмин, «Благодаря жене я побывал, наверное, во всех лучших струнных классах сначала ЛГК, а потом и МГК. Уроки выдающихся струнников очень повлияли на меня, я начал перенимать некоторые особенности игры на струнных инструментах, пытаться садаптировать их на валторне». На своих уроках Дёмин нередко объяснял ученикам правильное дыхание или свободную работу амбушюра, приводя в пример именно игру на струнных инструментах.

Музыкальное училище Дёмин так и не окончил. Уже на втором курсе его вызвал к себе ректор ЛГК Павел Алексеевич Серебряков и настоятельно потребовал, чтобы Дёмин играл вступительные экзамены в консерваторию. Дёмин с успехом поступил в Ленинградскую консерваторию в класс профессора П.К. Орехова. Сам Орехов был на гастролях в то время, когда ректор решал судьбу Дёмина, и был очень удивлен, обнаружив такую перемену в статусе своего студента. Через некоторое время Дёмин начал работать первым валторнистом в оркестре Ленинградского Малого оперного театра, где выучил наизусть практически весь репертуар первого валторниста в оперном театре.

В 1952 году, когда А.С. Дёмин был на третьем курсе ЛГК, с ним произошло событие, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Один из друзей пригласил его в Бологое под предлогом «на картошку». И попросил обязательно взять с собой валторну, чтобы «что-то там поиграть». Впоследствии сам Анатолий Сергеевич рассказывал так: «Просыпаюсь утром в поезде, смотрю в окно - столица!» И только тут выяснилось, что товарищ привез его на прослушивание в Большой театр! И вот к девяти утра не выспавшийся, совершенно не ожидавший такого поворота событий Дёмин явился в Большой театр и попал, что называется, в самый крутой переплет: в театре проходило собрание всех дирижеров, и прослушивание назначили сразу по окончании этого собрания. Дёмин рассказывал, что когда он вышел в Бетховенский зал играть прослушивание и увидел в зале практически всех именитых дирижеров того времени - Н.С. Голованова, А.Ш. Мелик- Пашаева и других, он не на шутку начал волноваться и решил, что закроет глаза, чтобы не смотреть в зал. Играл он тогда «Вокализ» С.В. Рахманинова в оригинальной (высокой) тональности. Анатолий Сергеевич надеялся, что его возьмут в оркестр стажером. Через семь месяцев (оформление документов в ведущие творческие коллективы в то время было делом весьма долгим) он был зачислен в оркестр Большого театра на должность солиста группы валторн. Так изЛенинградского студента Дёмин стал солистом одного из самых профессиональных и прославленных коллективов страны.

Работа в Большом Театре существенно повлияла на формирование личности молодого музыканта, развитие его исполнительского кругозора, интерпретаторскую культуру. Первое время, по словам Анатолия Сергеевича, он буквально жил в театре: утром репетиция, вечером - спектакль, а между ними он занимался на инструменте, ходил на репетиции певцов, слушал, запоминал, учился вокальным приемам. Там, в театре, Дёмин познакомился с выдающимися музыкантами, певцами, дирижерами. С теплотой и благодарностью он вспоминал Тимофея Александровича Докшицера. Именно Докшицер подсказал молодому музыканту хитрый прием, используя который, Дёмин через несколько лет произвел фурор на международном конкурсе в Праге. Мелик Пашаев чрезвычайно ценил мастерство игры Анатолия Сергеевича и специально просил администрацию театра, чтобы на его спектакли приглашали первым валторнистом именно Дёмина. Там же, в Большом театре Дёмин знакомится с Евгением Светлановым, который начинал свою творческую деятельность сначала в качестве дирижера, а с 1963 по 1965 год был главным дирижером ГАБТа.

Поступив на работу в Большой театр, Дёмин переехал с супругой в Москву, и оба они оформили перевод в Московскую консерваторию. Дёмин поступил в класс профессора Арсения Александровича Янкелевича, который был незаурядным валторнистом и опытным педагогом. Помимо прочего Янкелевич был композитором, он написал несколько ярких характерных произведений для валторны, издал «Школу игры на валторне», которая является одним из основных учебно-методических пособий отечественных педагогов валторнистов, также известна и за рубежом. После ленинградской строгой, «академичной» школы Дёмин довольно тяжело приспосабливался к московской манере играть и преподавать. На каком-то этапе у них с Янкелевичем даже назрел конфликт из-за того, что Дёмин наотрез отказывался перенимать московскую ритмически свободную, рубатную и экспрессивную игру. Эта особая московская традиция исполнения уходит своими корнями еще к тем временам, когда солистом императорских театров был Осип Сханилец - один из основателей московской школы игры на валторне. Однако Арсений Александрович Янкелевич был представителем той прекрасной, старой плеяды великих консерваторских профессоров, отличавшихся истинным благородством и великодушием. Янкелевич сказал тогда Дёмину: «Толенька, я не хочу тебе мешать и ломать тебя, у тебя свой собственный путь и свое лицо в музыке. Иди своим путем, играй так, как бог тебе на душу положил». У Дёмина с Янкелевичем навсегда сохранились очень теплые и дружеские отношения.

В 1957 году Дёмин окончил Московскую консерваторию, в том же году победил на всесоюзном конкурсе и завоевал золотую медаль на международном. Через два года, в 1959-м советские валторнисты Анатолий Дёмин и Борис Афанасьев триумфально побеждают на международном конкурсе «Пражская весна», разделив 1-е место. Там, на конкурсе в Праге, Дёмин исполнил «Арию» из сюиты И. С. Баха, использовав тот самый хитрый исполнительский приём, которому его научил Тимофей Докшицер. Филируя звук, он брал очень короткое маленькое дыхание, что позволяло создавать у слушателя иллюзию перманентности исполнения длинных музыкальных фраз на одном дыхании. Франсис Пуленк на следующий день после выступления Демина сказал в интервью одной из газет: «Наивысшим наслаждением было для меня исполнение русским валторнистом Дёминым «Арии Баха»!»

Сам Анатолий Сергеевич вспоминал те дни, так: «На следующий день после концерта лауреатов утром я спустился на завтрак в ресторан при гостинице. Меня тут же обступила толпа незнакомых мне людей, они буквально меня ощупывали, удивленно качали головой и пытались на плохом русском языке задать один и тот же вопрос: "Скажите, как же вам удалось сыграть всю Арию и ни разу не взять дыхание? А я смеюсь и говорю: "Да вы что, братцы! Я же там в каждом такте дышу!"». Нужно сказать, что на том конкурсе в Праге советские валторнисты настолько превосходили в мастерстве своих коллег, что вторую премию конкурсная комиссия не присудила никому. А третью поделили представители Чехословакии и Германии, оба ставшие в последствии известными на Западе солистами.

В 1965 году Евгения Светланова пригласили возглавить Государственный академический симфонический оркестр СССР. Став главным дирижером ГАСО СССР, Светланов незамедлительно предложил Дёмину место солиста в своем оркестре. Дёмин стал совмещать работу в качестве солиста двух крупнейших творческих коллективов. Только ему и еще трем музыкантам ГАБТА особым распоряжением министра культуры СССР Екатерины Фурцевой было разрешено совмещать работу в Большом театре и в других коллективах, сохраняя при этом полную ставку.

А.С. Дёмин был блистательным солистом Госоркестра с 1965 по 1989 год. В составе оркестра много гастролировал по стране, побывал в 27 странах мира. Участвовал также в многочисленных фондовых записях Госоркестра. В характеристике, которую Е.Ф.Светланов писал для Высшей аттестационной комиссии, есть такие слова: «В лице Дёмина мы имеем выдающегося музыканта, валторниста уникального дарования и масштаба. За всю историю исполнительства на валторне (инструменту недавно "исполнилось" 300 лет), пожалуй, не было еще такого мастера, как Дёмин. Наша творческая жизнь с Дёминым насчитывает уже десятки лет совместной работы в ГАБТе и в ГАСО, да и вообще, везде, где мне приходилось решать за пультом наиболее сложные исполнительские задачи. Так что я имею более чем кто-либо оснований характеризовать музыканта, являющегося гордостью советского искусства» (в тексте сохранено подчеркивание, сделанное самим Е.Ф.Светлановым).

В период работы в ГАСО Дёмин много выступает в составе деревянного квинтета ГАСО, участвует в фондовых записях произведений Бетховена, Моцарта,

Рубинштейна, Алябьева, Балакирева, Светланова, Пуленка и др. В составе этого ансамбля играли поистине выдающиеся музыканты-духовики: Соколов, Красавин, Зверев, Любимов; с ним выступали многие именитые музыканты, такие как Элисо Вирсаладзе и Алексей Наседкин. Совместно с молодым тогда пианистом Михаилом Плетнёвым и скрипачом Валерием Климовым Дёмин сделал великолепную запись трио И. Брамса для скрипки, валторны и фортепиано.

Свою педагогическую деятельность Дёмин начал в московском музыкальном училище им. Ипполитова - Иванова в 1959 году. В 1973-м его пригласили работать в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. 40 лет отдал Дёмин работе в классе валторны МГК, воспитав за эти годы целую плеяду ярчайших, высокопрофессиональных музыкантов, возглавляющих сегодня ведущие симфоничесхие оркестры страны и мира. Среди учеников Дёмина заслуженные артисты России: солист РНО, профессор МГК им. Чайковского Игорь Макаров, солист ГАБТ Андрей Ферапонтов, солист ГСО «Новая Россия» Глеб Карпушкин, солист НФОР Станислав Давыдов, солист ГАСО им. Е. Светланова Валерий Жаворонков, солист и руководитель Брасс - квинтета «5+1» Павел Делий. Из класса Дёмина также вышел солист кубанского оркестра Максим Кувычко, солист оркестра Максим Кувычко, солист оркестра МТКЦ П. Слободкина Сергей Крюковцев.

Анатолий Сергеевич Дёмин был постоянным участником жюри исполнительских конкурсов, проводил мастер-классы, оказывал консультационную помощь разработчикам и производителям валторн, композиторам, методистам и исследователям.

Основную мысль данной работы можно выразить словами А.К. Кузнецова. В своем выступлении на вечере памяти Эккерта и Янкелевича, известный отечественный валторнист А.К.Кузнецов дал очень точное и емкое определение специфических особенностей московской валторновой школы. Он сказал: «Московская школа была экспериментальной, валторнисты искали свой собственный творческий почерк, исполнительский стиль, новые яркие средства художественной выразительности. Эта тенденция пошла еще со времен О. Сханильца, игра которого отличалась экспрессивностью, рубатностью и яркой художественной

выразительностью».

Московская валторновая исполнительско - педагогическая школа имеет 300 летнюю историю. В рамках отечественной валторновой школы, Московская школа проделала огромный путь в своем становлении и развитии. Получив свое начало еще со времени крепостных и придворных оркестров, она уже в 19 воплотилась в самостоятельное явление со своими традициями. Она вобрала в себя все лучшие черты мирового исполнительства на валторне - это академизм в игре, заложенный первыми педагогами, представителями ведущих западных европейских школ, которые стали родоначальниками московской исполнительской и педагогической школы. Это и особый

стиль звуковедения и звукоизвлечения. К этому добавилась «русская песенность», прослеживаемая в исполнительстве отечественных представителей. И особая экспрессивность в игре, большая прочувственность исполняемого материала.

На традициях Московской валторновой школы было воспитанно много выдающихся валторнистов. Они заняли свои почетные места среди лучших мировых исполнителей на валторне, принесли ряд крупных побед на мировых конкурсах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранцев А.П. История обучения игре на духовых инструментах в России: дис. канд. искусствовед. - Петрозаводск, 1973.

2. Беленов Л.Д. Исследование развития конструктивных особенностей современных валторн и принципов игры на них: Дис. ... канд. искусствовед. - М., 1977.

3. Болотин С.В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. - М.: Радуница, 1995

4. Буяновский В.М. О советской школе игры на валторне. // Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып.45. - М., 1979. - С.131 - 149.

5. Буяновский В. Валторна. - М.: Музыка, 1971.

6. Буяновский М. В классах духовых инструментов - Ленинградская консерватория в воспоминаниях. - Л., 1962.

7. Вертков К. Русская роговая музыка. - М-Л.: Музгиз, 1948. - 84 с.

8. Делий П.Ю. Формирование исполнительского аппарата валторниста в процессе профессиональной подготовки: дис. канд. пед. наук - М., 2003

9. Делий П.Ю. «Анатолий Сергеевич Дёмин - любимый учитель, коллега и друг» (статья) // Музыка и время: 1п Метопат. Журнал. Научтехлитиздат. 2014. -№ 3- С. 11 - 14

10. Полех В. Школа игры на валторне. - М.: Музыка,1986.

11. Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории /Ред.-сост.Ю.Усов -М.,1979

12. Усов. Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах - М. Музыка, 1975.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Круглов Е. А. - магистрант 1 курса , факультет музыкального искусства, Московский государственный институт культуры, научный руководитель -заслуженный артист РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры духовых оркестров и ансамблей Делий П.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.