участие более 250 молодых исполнителей из стран Европы, Азии и Америки: США, Канады, Кореи, Китая, Франции, Германии, Казахстана, Монголии, Украины, а также из многих регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владивостока и т.д. С 2000 года ВШМ ежегодного проводит Республиканский открытый конкурс молодых исполнителей «Новые имена Якутии», включающий все номинации музыкального искусства (в том числе хореографию, фольклор и композицию). Масштабным проектом ВШМ с 2002 года является Пасхальный фестиваль искусств «Золотые купола», претворяющий в жизнь идеи гуманизма, бескорыстного служения и доброты. Проект консолидирует лучшие исполнительские силы региона - оркестры, театры, концертные коллективы, музеи, кинотеатры, лучших исполнителей-солистов. Программы фестиваля отличаются разнообразием, включая концерты, выставки, благотворительные акции, просветительские чтения.
Значимым направлением деятельности Высшей школы музыки является Республиканский межведомственный проект «Музыка для всех», инициированный первым Президентом республики М.Е. Николаевым. Проект ставит перед собой цель развития музыкальной культуры в Республике Саха (Якутия) как живого капитала общества и признания на государственном уровне роли и значения музыкального образования в качестве существенной части национальной культуры и одного из приоритетных направлений ее развития. В настоящее время проект внедряется в программы средних общеобразовательных школ, проводятся курсы повышения квалификации с привлечением выдающихся педагогов России, издаются журналы, проводятся музыкальные конкурсы для учащихся средних школ, изучаются зарубежные системы общего музыкального образования. В рамках проекта проведены три международных конгресса в 2013, 2015 и 2019 гг. и I международный исполнительский конкурс «Розовая чайка», собравший около 500 участников.
Высшая школа музыки не ограничивается изучением классического наследия, здесь формируются знания о культуре Якутии и бережное отношение к национальным традициям. Студенты изучают и исследуют историю региона, его культуру и образование, историю музыки и исполнительских искусств, фольклор, якутский язык, национальный эпос Олонхо, объявленный ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. В целях выявления одаренных детей из районов Крайнего Севера и повышения квалификации кадрового потенциала в сфере музыкального искусства Школой совместно с Целевым фондом будущих поколений Республики Саха (Якутия) реализуется проект «Юные таланты Арктики».
Одним из самых запоминающихся событий стало посещение Школы В.В. Путиным. Позднее он рассказывал об этом на представительских встречах в Кремле, отмечая, что «школа является блестящим примером для подражания любого субъекта Российской Федерации».
ЛИЧНОСТЬ В ДУХОВОМ ИСКУССТВЕ ЯКУТИИ: ВАЛЕРИЙ БЕЛЯЕВ
Варламова Александра Васильевна
кандидат искусствоведения, доцент ГБОУ ВО «Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В. А. Босикова»,
заведующий кафедрой, город Якутск Воронин Вячеслав Валерьевич
ГБОУ ВО «Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В. А. Босикова»,
и.о. доцента, город Якутск
Аннотация. В статье говориться о педагогической, концертной деятельности известного в духовом искусстве Якутии кларнетисте Валерии Федоровиче Беляеве.
Ключевые слова: кларнет, биография, концертная, научно-методическая деятельность, участие в исполнительских конкурсах учеников В.Ф. Беляева.
Творческий путь кларнетиста Валерия Федоровича Беляева многогранен: это и служба в духовых оркестрах, и работа в симфонических оркестрах, и участие во всевозможных ансамблях вплоть до эстрадно-джазовых коллективов. Но, пожалуй, особенно ярко его музыкантское дарование проявилось на педагогическом поприще. Здесь уместно привести слова замечательного музыканта А.М. Вавилиной-Мравинской, первой флейты симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, заслуженного деятеля искусств России, профессора Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова: «...Беляев Валерий Федорович относится к категории экстраординарных личностей, приносящих на алтарь служения искусству весь духовный потенциал, и для которых педагогика является смыслом жизни. Феномен его дарования заключается в мастерстве обучения ребят на различных инструментах — будь то гобой, кларнет, саксофон. При этом все исполнители на этих инструментах завоевывают призовые места на самых престижных конкурсах, проходящих у нас в стране, включая столичные города, где победу одержать могут только самые выдающиеся таланты...» [2]. В другом отзыве солиста-кларнетиста оркестра России, заслуженного артиста РФ И.Ф. Оленчика говорится: «В последнее время внимание музыкальной
общественности Москвы приковано к успехам молодых музыкантов ВШМ <...> и, прежде всего, кларнетистов. Являясь замечательным музыкантом-исполнителем, В.Ф. Беляев достойно передает свой богатый исполнительский опыт молодым якутским музыкантам..» [3].
Кларнет сегодня весьма популярен в творчестве композиторов, у музыкантов — профессионалов и любителей инструментальной музыки. В Якутии же он «приживался» довольно долго, хотя история исполнительства на этом инструменте насчитывает почти триста лет. Ныне он звучит здесь в качестве оркестрового, ансамблевого и сольного инструмента во многом благодаря деятельности В.Ф. Беляева — его ученики играют в симфоническом и духовом оркестрах, в различных ансамблях, выступают сольно. А география работы его выпускников простирается от Якутска до Москвы и Марокко.
Беляев В.Ф. родился в Якутске в военном 1943 году в семье служащих. Музыкальные способности маленького Валеры обнаружила его двоюродная сестра пианистка (выпускница Казанской консерватории), которая и начала с ним заниматься. Однако, не все родственники разделяли мнение, что быть музыкантом — мужская профессия и занятия по фортепиано с отъездом родственницы прекратились. Но музыка уже захватила все помыслы мальчика и привела его во Дворец пионеров, где тогда существовал детский духовой оркестр (руководитель В. Борисов) и кружок горнистов-фанфаристов, который вела Лейла Галеевна Латыпова — известная в ту пору в Якутске музыкант, по специальности — трубач. Она же и посоветовала способному юноше поступить в 1958 году в Якутское музыкальное училище по классу трубы. Но по медицинским показаниям через два года В. Беляев был переведен в класс кларнета к преподавателю Николаю Морозову. Вскоре экзаменационная комиссия из Новосибирска рекомендовала молодому кларнетисту перевестись в Новосибирское музыкальное училище. Так судьба навсегда связала его с кларнетом — инструментом совершенной конструкции, способного к необыкновенно выразительному пению и виртуозной подвижности.
С 1961 года начинается учеба в Новосибирском музыкальном училище в классе опытного кларнетиста и дирижера, выпускника Ташкентской консерватории Карима Азимовича Азимова. Параллельно В. Беляев, будучи воспитанником военного оркестра, проходил службу в армии.
Успешно закончив училище в 1965 г., Валерий получил вызов в Якутск на работу преподавателем в Якутское музыкальное училище, а также в качестве оркестранта — в симфонический оркестр. Но тут вмешался его педагог, посоветовавший Беляеву попробовать свои силы на конкурсе в создаваемом Омской филармонией симфоническом оркестре. Он, наверное, был прав — годы работы в этом коллективе дали Валерию Беляеву колоссальный оркестровый опыт. Только что сформированный оркестр под руководством С.А. Когана состоял из молодых музыкантов, приехавших из разных консерваторий России. Коган был очень требователен к себе и артистам оркестра, что позволило вскоре добиться высокого технического совершенства оркестрового исполнения. Концертная программа была очень насыщена, практически каждую неделю в афишах значилось премьерное исполнение произведений из обширного мирового симфонического репертуара.
А с какими знаменитыми дирижерами ему довелось играть — практически весь цвет дирижерской элиты! Это первый исполнитель Седьмой симфонии Д. Шостаковича Карл Элиасберг, Абрам Стасевич, Арнольд Кац, Марк Паверман, Геннадий Правоторов, Максим Шостакович, Евгений Вербицкий, Владимир Федосеев, Натан Рахлин, Эмиль Хачатурян и др. Валерий Федорович вспоминает и превосходных солистов: это блистательные скрипачи Эдуард Грач, Борис Гутников, Игорь Безродный, Владимир Спиваков, Лиана Исакадзе, замечательные пианисты Лев Власенко, Михаил Плетнев, Александр Ведерников, прекрасные певцы: Павел Лисициан, Борис Штоколов, Артур Эйзен и др. Играл оркестр и с различными творческими коллективами, такими как хоровые капеллы под руководством Чекиджяна, Юрлова и т.д.
Хорошая техническая база позволяла Беляеву успешно справляться с различными оркестровыми трудностями. Вместе с тем, большую роль в становлении молодого исполнителя сыграла совместная работа с опытным музыкантом, солистом оркестра, кларнетистом Юрием Бурмасом. Выпускник Ленинградской консерватории, он обладал прекрасным звуком и передал Валерию Беляеву немало «секретов» владения инструментом — сочность звука, насыщенность тембра, содержательность и продуманность фразировки.
Стремясь к совершенствованию, В. Беляев в 1971 году поступает на музыкально-педагогический факультет Челябинского института культуры, по окончании которого молодой музыкант работает в Венгрии в Ансамбле песни и пляски Южной группы советских войск. Это также период насыщенной концертной жизни в условиях иной специфики духового оркестра и ансамбля.
Наконец в середине 80-х годов он возвращается в Якутск вполне сформировавшимся музыкантом, в совершенстве владеющим искусством игры на кларнете. Работать в симфоническом оркестре Радио и Телевидения, руководимым известным дирижером Галиной Кривошапко, его убедил коллега-скрипач Игорь Литвинов, с которым ранее работал в Омском симфоническом оркестре. Беляев вспоминает, что ответственные выходы исполнения оркестра в прямой эфир осуществлялись каждую среду. Кроме того, коллектив вел интенсивную просветительскую деятельность, давая концерты в районах и Детской школе искусств. В репертуаре звучали симфонические произведения зарубежных и русских классиков. Помимо этого, оркестр был активным пропагандистом сочинений якутских авторов.
После ликвидации симфонического оркестра Беляев возглавил группу кларнетов в оркестре Государственного театра оперы и балета. В многочисленных сольных эпизодах он исполнял ответственные партии в симфонической фантазии «Франческа да Римини», балетах «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, «Тоска» и «Турандот» Пуччини, «Травиата», «Отелло», «Риголетто» Верди, балетах «Жизель» Адана, «Дон Кихот», «Баядерка», «Корсар» Минкуса, «Кармен» Бизе, «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Барышня и хулиган» Прокофьева, Реквиемах Моцарта и Верди и т.д. Как видим, в приведенном перечне спектаклей кларнетист мог в полной мере продемонстрировать свое исполнительское мастерство.
В. Беляев вспоминает, что в 90-е годы в Якутске было всего четыре кларнетиста, из которых половина — приглашенных. Существовала постоянная «текучка» кадров не только кларнетистов, но и гобоистов. Словом, наблюдался хронический дефицит музыкантов оркестровых специальностей.
Огромное значение в деле подготовки собственных профессиональных кадров музыкантов-исполнителей, в том числе, разумеется, кларнетистов, имеет деятельность Высшей школы музыки РС (Я), открывшейся в 1993 году. Валерий Федорович был приглашен войти в педагогический состав нового учебного заведения в качестве преподавателя по классу кларнета.
К слову сказать, первые шаги В. Беляева в качестве преподавателя были сделаны еще в Омске, когда параллельно с работой в оркестре, он руководил детским духовым оркестром, этой деятельности сопутствовал успех: в 1989 году детский коллектив стал лауреатом конкурса ансамблей. У Беляева был некоторый опыт преподавания в Якутском музыкальном училище. Позже Беляев вел духовой оркестр во Дворце культуры Якутска, который вскоре стал лауреатом Республиканского конкурса духовых оркестров.
В Высшей школе музыки с самого начала была задана высокая планка подготовки кларнетистов. Большую роль в этом сыграл доцент Российской академии музыки Николай Васильевич Волков, который был постоянным приглашенным консультантом. Беляев с большой теплотой вспоминает безвременно ушедшего коллегу, с которым, кроме профессиональных, сложились очень теплые личные отношения. «Его участие в учебном процессе и творческой деятельности школы не являлось эпизодическим, а носило перманентный характер кураторства. На протяжении 15 лет Н.В. Волков консультировал учащихся класса кларнета ВШМ, имея возможность не только наблюдать и корректировать развитие отдельных учеников, но и направлять работу курируемых классов, подготовку специалистов в целом. Благодаря этому фактору значительно поднялся уровень профессионального мастерства не только молодых музыкантов, но и их педагогов» — пишет В.Ф. Беляев [1, с. 165]. Одним из факторов успеха стало также тесное взаимодействие с профессорами российских консерваторий и вузов искусств. Это — профессора Российской академии музыки им. Гнесиных и Московской консерватории И.П. Мозговенко, А.А. Федотов, В. Иванов, М.К. Шапошникова, Р.О. Багдасарян.
Первый набор в ВШМ, как показала практика, оказался самым результативным — по всей республике было прослушано около девяти тысяч детей, из которых отобрано 100 человек. Класс кларнета вначале состоял из восьми человек. Все они стали со временем музыкантами, которыми гордится не только школа, но и вся республика.
Но вернемся к истокам преподавательской деятельности в ВШМ. Педагогические принципы В. Беляева явились логическим продолжением его исполнительского пути, в котором на первом месте было выявление содержания исполняемого произведения и подчинение технических приемов игры требованиям художественного целого. В своей работе с учениками Беляев придерживается принципа последовательности развития исполнительского мастерства кларнетиста. При этом он кропотливо работает над такими необходимыми исполнительскими компонентами как атака звука, развитие опертого исполнительского дыхания, штрихи, вибрато, постановка губ, подбор подходящего мундштука. Затем насущными становятся работа над мягкостью, певучестью звука, тонкой и выразительной фразировкой, достижение технического оснащения. Объектом особого внимания педагога всегда является тембр инструмента, его насыщенность обертонов во всех регистрах. Однако педагог старается учить юных исполнителей комплексно, одновременно развивая все стороны исполнения в условиях сознательной, осмысленной работы на инструменте.
Весь свой исполнительский опыт, все свои знания, полученные в ходе многолетней практической работы В. Беляев успешно применяет в работе с учениками. Он настойчиво воспитывает у своих учеников хороший вкус, умение критически оценивать свои недостатки, нетерпимость к небрежной игре — качества, которые определяются таким понятием, как культура исполнения. Его ученики уже через два-три года обучения небезуспешно пробуют свои силы в оркестровой игре. Такой практико-ориентированный подход активно двигает учеников не только в части развития навыка чтения с листа, но и в росте их технического мастерства.
Валерий Федорович относится к современному типу педагога-наставника. Он умеет создать на уроке творческую атмосферу, вызвать у ученика желание достичь поставленных целей, умело соотносит объяснения относительно преодоления исполнительских трудностей с показом на инструменте. Постепенно, с многолетним преподавательским опытом у Беляева появился навык безошибочно выявлять
потенциальные возможности будущего музыканта, а главное — точно находить оптимальные методы его развития. Столь кропотливая работа с учениками неизменно дает свои плоды: уже через три года они начинают завоевывать лауреатские звания на различных конкурсах. Приведем отрывок из отзыва одного из мэтров отечественной духовой школы К.Б. Соколова, профессора Санкт-Петербургской консерватории: «Ученики В.Ф. Беляева — профессиональные, технически отлично оснащенные музыканты, обладающие всем комплексом исполнительских навыков, прекрасно эрудированные инструменталисты. <...> Будучи членом жюри разных конкурсов, а также председателем государственной комиссии ВШМ РС (Я), мне неоднократно доводилось слышать выступления учеников В.Ф. Беляева, которые не только успешно исполняли выученную программу, но, как правило, всегда занимали призовые места.» [4].
Конкурсные баталии — это своеобразные мастер-классы (причем не только для ученика, но и для педагога), когда есть возможность послушать других молодых исполнителей, участвовать в профессиональном обмене мнениями. В. Беляев с благодарностью вспоминает творческие общения с профессорами Санкт-Петербургской консерватории — В.П. Безрученко, Дальневосточной академии музыки — В.Я. Колиным, Новосибирской консерватории — С.Я. Янковским. Довелось познакомиться и с зарубежными специалистами — французами Филиппом Купером и Ги Данго, которые были также восхищены исполнением его учеников. Высокий авторитет В. Беляева обусловил участие в жюри различных конкурсов исполнителей на духовых инструментах. Не случайно В.Ф. Беляеву присуждено множество дипломов, полученных за высокую профессиональную деятельность по подготовке юных конкурсантов.
За 18 лет работы в Высшей школе музыки РС (Я) В.Ф. Беляевым было подготовлено значительное число кларнетистов и саксофонистов. А когда класс гобоя из-за отъезда преподавателя остался без педагога, руководство школы доверило Беляеву вести и эту специальность. Занимается Валерий Федорович и с различными ансамблями духовых инструментов. Так, руководимый им квинтет деревянных духовых инструментов в 2001 г. на III Международном конкурсе-фестивале им. Е.А. Мравинского в Санкт-Петербурге стал обладателем Гран-при. Впоследствии другой состав квинтета стал лауреатом сибирских конкурсов.
Воспитанники класса В.Ф. Беляева ныне являются солистами и артистами столичных симфонических оркестров, преподавателями многих учебных заведений. Сегодня состав кларнетовой группы в оркестре Якутского государственного театра оперы и балета полностью укомплектован выпускниками Беляева. В симфоническом оркестре Государственной филармонии Якутии группы кларнета и гобоя также состоят из его воспитанников.
В.Ф. Беляев уделяет внимание и методической работе: он проводит мастер-классы в детских музыкальных школах, занимается обновлением образовательных программ по духовым инструментам. Он — автор статей и выступлений на научно-практических конференциях по вопросам духового исполнительства. Хорошим подспорьем для этого служит обширная нотная и книжная библиотека, которую В. Беляев начал собирать еще в молодости, будучи студентом Новосибирского музыкального училища. Ныне вся его личная библиотека находится в рабочем коттедже, что помогает в подборе необходимого репертуара, а также при написании выпускных работ студентов.
В 2002 году В.Ф. Беляеву присвоено ученое звание доцента. А в 2003 году за многолетнюю плодотворную деятельность по подготовке музыкальных кадров и концертно-просветительскую деятельность он удостоен почетного звания «заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия)». Валерий Федорович также награжден многими Почетными грамотами, высшей Национальной наградой общественного признания заслуг «Лучший педагог России», медалью «За вклад в развитие образования», большой медалью фонда «Знанием победишь», знаком отличия «Гражданская доблесть», почетным знаком «Отличник культуры РС (Я)» и др.
Сегодня Валерий Федорович Беляев, как и прежде, неизменно делит свой творческий потенциал между оркестровой и педагогической деятельностью.
Список литературы:
1. Беляев В.Ф. Памяти великого кларнетиста Николая Васильевича Волкова. // Якутия музыкальная № 3, 2010. — Якутск: ООО «Издательство Якутский край». — С. 162 -165.
2. Вавилина-Мравинская А.М. Отзыв о педагогической деятельности В.Ф. Беляева. — Якутск: архив Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия).
3. Оленчик И.Ф. Отзыв о В.Ф. Беляеве. — Якутск: архив Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия).
4. Соколов К.Б. Отзыв о педагогической деятельности В.Ф. Беляева. — Якутск: архив Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия).