Научная статья на тему 'Академический саксофон в России'

Академический саксофон в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
748
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САКСОФОН / SAXOPHONE / ШКОЛА ИГРЫ НА САКСОФОНЕ / ГИЛЬДИЯ САКСОФОНИСТОВ / RUSSIAN SAXOPHONE PLAYERS GUILD / РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ИГРЫ НА САКСОФОНЕ / MODERN SCHOOL FOR SAXOPHONE / FORMATION OF RUSSIAN SCHOOL OF SAXOPHONE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волков А.В.

В статье рассмотрены основные вехи развития школы игры на академическом саксофоне в России, место отечественной школы среди лучших мировых школ, взаимосвязи между ведущими мировыми традициями исполнительства, основные проблемы начального этапа освоения игры на саксофоне и перспективные направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академический саксофон в России»

АКАДЕМИЧЕСКИЙ САКСОФОН В РОССИИ

Волков А.В. ©

Заслуженный артист Российской Федерации, заведующий кафедрой «Оркестровые духовые и ударные инструменты», ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова

Аннотация

В статье рассмотрены основные вехи развития школы игры на академическом саксофоне в России, место отечественной школы среди лучших мировых школ, взаимосвязи между ведущими мировыми традициями исполнительства, основные проблемы начального этапа освоения игры на саксофоне и перспективные направления развития.

Ключевые слова: саксофон, школа игры на саксофоне, гильдия саксофонистов, развитие отечественной школы игры на саксофоне.

Keywords: saxophone, modern school for saxophone, Russian Saxophone Players Guild, formation of Russian school of saxophone.

Профессиональное обучение игре на саксофоне в России началось в 70-х годах ХХ века. В ГМУ и ГМПИ им. Гнесиных по инициативе выдающегося педагога, профессора Ивана Федоровича Пушечникова, в то время заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов, был открыт класс академического саксофона. Возглавила класс Маргарита Константиновна Шапошникова, лауреат международных конкурсов (кларнет), ныне профессор, Народная артистка России. Отсутствие учебно-методической базы компенсировалось энтузиазмом и желанием поднять уровень исполнительского мастерства. Активно сотрудничая с советскими композиторами, осваивая имеющийся зарубежный репертуар, М.К. Шапошникова, опираясь на традиции классического духового искусства, выстраивает систему и закладывает основы школы игры на саксофоне. В это же время открывается факультатив для кларнетистов МГК им. П.И. Чайковского, класс возглавил доцент, солист ГАСО СССР Лев Николаевич Михайлов, основатель Московского квартета саксофонов. Приезд в Москву выдающегося французского саксофониста Жан-Мари Лондейкса, профессора консерватории в г. Бордо (Франция), концерты, мастер-классы показали неисчерпаемые возможности саксофона.

Выступление М.К. Шапошниковой на конгрессе, который проводит Международная ассоциация саксофонистов, доказало признание советской школы игры.

Саксофон представлен на республиканском и всесоюзном конкурсах музыкантов-исполнителей на духовых инструментах.

В середине 80-х годов происходит значительный рост интереса к нашему инструменту. Выступления выдающихся американских и французских саксофонистов, концерты зарубежных оркестров, в которых звучит саксофон, демонстрируют высокий уровень развития искусства игры. Значительно увеличивается число российских композиторов, которые все чаще используют саксофон в своих произведениях. Произведения Михаила Готлиба, Григория Калинковича, Андрея Эшпая, Эдисона Денисова, Софии Губайдуллиной, Сергея Павленко, Виктора Екимовского, Юрия Каспарова, Александра Вустина, Михаила Броннера, Ефрема Подгайца занимают свое достойное место в мировом репертуаре.

Все чаще ведущие симфонические оркестры приглашают саксофонистов для исполнения партий саксофона, отказываясь от совмещения саксофон-кларнет.

© Волков А.В., 2016 г.

Выдающиеся отечественные дирижеры - Дмитрий Китаенко, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Александр Лазарев, Павел Коган - постоянно сотрудничают с саксофонистами. Все это благотворно влияет на развитие и популяризацию инструмента.

В 90-е годы музыкальная жизнь саксофонистов активизируется. Регулярные выставки ведущих мировых фирм-производителей саксофонов и аксессуаров, например, таких как "Selmer Paris", "Vandoren", "BG", "Yamaha", а также мастер-классы Клода Делянгла (Франция), Стивена Моука (США), Фредерика Хемке (США), Юрия Василевича (Украина), Теодора Керкезоса (Греция), Вильяма Стрита (Канада), Жюльена Пети (Франция) повышают интерес у молодого поколения исполнителей к инструменту, и расширяет кругозор саксофонистов.

Органичным видится в данных условиях возникновение I Международного конкурса саксофонистов имени Александра Глазунова (Москва), собравшего исполнителей из США, Канады, Греции, Украины и России. Конкурс подтвердил высокий исполнительский уровень российских саксофонистов, способствовал интернациональному обмену опытом.

Появилась возможность посещения летних академий, мастер-классов, концертов ведущих мировых солистов и ансамблей, возможность приобретения нотного материала ведущих зарубежных издательств: все это способствует совершенствованию российской исполнительской школы.

Вместе с тем остается проблема начального этапа обучения игре на саксофоне. Часто саксофон преподают флейтисты, гобоисты, в лучшем случае - кларнетисты. Школьные проблемы: отсутствие репертуара и музыкальных записей лучших мировых исполнителей, незнание эталона звучания инструмента, методическая безграмотность преподавателей, некачественный инструментарий, высокая цена на мундштуки, трости, лигатуру. При практически полном отсутствии стандартов системы обучения на саксофоне отсутствует взаимосвязь начального и среднего звеньев обучения. В среднем звене приходится заново возвращаться к технологии игры на инструменте.

В начале 2000-х годов возникла острая необходимость в организации, способной систематизировать и упорядочить систему и методику обучения, наладить контакты с ведущими мировыми исполнителями и передовыми саксофонными школами.

В 2004 году была создана гильдия саксофонистов, основными задачами которой является:

- содействие повышению интереса к профессии среди молодых музыкантов; поддержание и сохранение традиций русской исполнительской школы игры на саксофоне;

- оказание помощи саксофонистам в трудоустройстве и творческой реализации;

- консультативная помощь в выборе инструментов и аксессуаров;

- содействие в получение социальных льгот и материальных поощрений деятельности, тем самым стимулируя творческий и карьерный рост саксофониста.

- методическая помощь преподавателям;

- организация фестивалей, конкурсов, концертов, мастер-классов и академий с участием лучших мировых исполнителей.

Гильдия получила поддержку всемирно известных производителей инструментов и аксессуаров для саксофона "Selmer Paris", "Vandoren", " BG" и ведущих мировых исполнителей - профессора Парижской консерватории Клода Делянгла и солиста оркестра Национальной гвардии Франции Жана-Пьера Бараглиоли.

По итогам встречи с ними была достигнута договоренность о проведении в 2006 году в России Фестиваля саксофонистов «Selmer - детям» и о начале работы академии саксофона в России под патронажем фирмы "Selmer Paris" и лучших мировых преподавателей и исполнителей-саксофонистов.

Всемирно известные французские производители саксофонов, кларнетов и аксессуаров к ним заинтересованно отнеслись к идее проведения конкурсов в России. В настоящее время в МГДМШ имени И.О. Дунаевского проводятся конкурсы юных флейтистов, кларнетистов, саксофонистов и ансамблей деревянных духовых инструментов.

В 2017 году состоится VI Московский открытый конкурс кларнетистов и ансамблей деревянных духовых инструментов саксофонистов и деревянных духовых инструментов, а в 2019 году состоится V Московский открытый конкурс саксофонистов и деревянных духовых инструментов. Для лауреатов и дипломантов конкурса были предоставлены призы от лучших мировых производителей: саксофоны, мундштуки, трости, лигатуры, аксессуары, ноты, компакт-диски с записями ведущих мировых исполнителей.

Под эгидой гильдии саксофонистов в 2008 году сформировался квартет саксофонов "Ad Libitum" под руководством Заслуженного артиста России Алексея Волкова на базе ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова. Важно отметить, что в состав ансамбля вошли победители Московского открытого конкурса саксофонистов разных лет.

Коллектив принимал участие в Международном фестивале современной музыки "Московская Осень" (2011), в Фестивале «Молодая русская культура» (Италия, 2012), в Фестивале Российского кино в Риме (Италия, 2012), в фестивале "Дни саксофона в Москве" (2013); также коллектив участвовал в мастер-классах ведущих саксофонистов мира в г. Пуатье (Франция, 2008, 2009), г. Албена (Болгария, 2010), г. Москва (2013). В 2013 году квартет стал обладателем Grand Prix молодежного фестиваля «Фестос» в Москве, лауреатом «III международного конкурса ансамблей духовых инструментов им. Римского-Корсакова», лауреатом Международного конкурса квартетов саксофонов в рамках «Всемирного конгресса Саксофона» (Страсбург, Франция, 2015).

В 2010 году студентами и выпускниками ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова был создан Большой ансамбль саксофонов. В репертуаре этого молодого коллектива произведения, написанные специально для большого ансамбля саксофонов - «Примитивная музыка» Николая Корндорфа, «Cantus figuralis» Виктора Екимовского, «Mise a Sax», «Дивертисмент» Алана Крепена, и др. - а также переложения камерных сочинений -«Концерт для саксофона и струнного оркестра» Александра Глазунова, «Камерное концертино для саксофона-альта и одиннадцати инструментов» Жака Ибера, «Половецкие пляски» Александра Бородина, сюита «Арлезианка» Жоржа Бизе и др.

25 ноября 2013 года на фестивале «Московская осень» Большим ансамблем саксофонов ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова впервые были исполнены «Псалмы царя Давида» композитора Ефрема Подгайца, дирижер - лауреат Всероссийского конкурса Арсентий Ткаченко. А 25 ноября 2015 года в Бетховенском зале Большого театра впервые было представлено публике переложение фортепианного цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского для большого ансамбля саксофонов. В творческих планах ансамбля премьерное исполнение нового произведения Михаила Броннера «Семь еврейских песен».

Таким образом, благодаря активной деятельности ведущих отечественных педагогов, исполнителей и коллективов, российская школа игры на саксофоне находится на высоком уровне и продолжает свое развитие по сей день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.