Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ACTIVITY / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INVESTMENT PROCESS / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / LEGISLATIVE LEGAL CERTIFICATES / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / FEDERAL LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонова Марина Васильевна

В данной статье сформулированы определения категорий «инвестиции» и «инвестиционная деятельность», которые соответствуют новым социально-экономическим условиям функционирования российской бизнес-среды и отечественному законодательству; проанализированы основные источники правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources of legal regulation of investment activities in the Russian Federation

This article formulates the definition of the categories of "investments" and "investment activities" that correspond to the new socio-economic conditions of functioning of the Russian business environment and domestic legislation; analyzes the basic sources of legal regulation of investment activity in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Финансовое и налоговое право

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАМОНОВА Марина Васильевна,

аспирант Юридического института

Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ). E-mail: chipig1@yandex.ru

Краткая аннотация: В данной статье сформулированы определения категорий «инвестиции» и «инвестиционная деятельность», которые соответствуют новым социально-экономическим условиям функционирования российской бизнес-среды и отечественному законодательству; проанализированы основные источники правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

Abstract: This article formulates the definition of the categories of"investments" and "investment activities" that correspond to the new socio-economic conditions of functioning of the Russian business environment and domestic legislation; analyzes the basic sources of legal regulation of investment activity in the Russian Federation.

Ключевые слова: Инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный процесс, законодательные правовые акты, Федеральный закон, Постановление Правительства.

Keywords: Investments, investment activity, investment process, legislative legal certificates, the Federal law, the Governmental order.

Динамическое и эффективное развитие инвестиционного процесса является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики государства.

Масштабы, структура и эффективность управления инвестиционной деятельностью во многом определяют результаты хозяйствования, перспективы развития и конкурентоспособность как отдельного предприятия, так и всего национального хозяйства.

Один из ведущих экономистов, директор правительственного центра информационных и социальных технологий Е. Сабуров верно подметил, что будущее Российской Федерации определяется инвестициями. Если Россия будет «плохо» вкладывать средства в развитие экономики, то ее ждет «худое» будущее; если эффективно - надежное; соответственно, если ничего не будет вкладывать, значит, говорить о будущем инвестиционной политики государства вообще не представляется возможным[1].

Что такое инвестиции? В отечественной советской литературе понятие «инвестиции» определялось как «...совокупность средств, реализованных в форме долгосрочных капитальных вложений в разнообразные отрасли экономики»[2].

Стремительное развитие рыночных отношений создало необходимость пересмотреть определение категории «инвестиции». К отличительным

особенностям складывающегося рыночного подхода к осознанию сути инвестиций относятся:

- связь инвестиций с получением прибыли как мотива инвестиционной деятельности;

- анализ инвестиций в единстве двух составляющих: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (капитальных затрат);

- рассмотрение инвестиций не в статистическом состоянии, а в динамическом, что помогает соединить в пределах категории «инвестиции» ресурсы, вложения и отдачу вложенных в проект средств как мотива данного объединения.

- добавление в состав объектов инвестиционной деятельности любых вложений, которые дают экономический эффект.

В целом инвестиции определяются как процесс смены форм капитала, преобразования ресурсов и ценностей в инвестиционные расходы и превращение вложенных средств в прирост стоимости капитала в форме дохода или социального эффекта. Причем инвестиции определяются как вложения не только в денежный, но и в реальный капитал. Они могут осуществляться в виде денежных активов, кредитов, ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности.

Немаловажно грамотно управлять инвестициями с целью дальнейшего ранжирования и выбо-

ра самых выгодных на основе взвешенных с методической точки зрения решений. От правильности и объективности такой оценки зависят сроки возврата вложенного капитала и перспективы развития предприятия.

С определением «инвестиции» очень тесно связано понятие «инвестиционная деятельность». В широком смысле словосочетание инвестиционная деятельность означает ту деятельность, которая связана с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода или эффекта. В узком смысле инвестиционная деятельность означает процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения.

В силу статьи 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта[3].

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики необходимость создания механизма регулирования инвестиционной деятельности становится весьма актуальным. Иначе, развиваясь беспорядочно, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать стратегических задач при решении экономических и социальных вопросов.

Одним из основных факторов, влияющих на инвестиционный потенциал любого государства, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными субъектами хозяйствования - с другой.

Необходимо отметить, что на современном этапе развития законодательство об инвестициях и инвестиционной деятельности весьма многогранно. Поэтому инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным и хозяйственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов федерального и ведомственного уровней[4].

К первой группе относятся такие законы, как Конституция Российской Федерации, Гражданский

кодекс, законы о банках и банковской деятельности, законоположения о налогообложении, о залоге, таможенном контроле и валютном регулировании, арендных отношениях и страховании, внешнеэкономической деятельности и другие.

Ко второй группе относятся законоположения и нормативные акты, в том числе документы федеральных ведомств, регулирующие инвестиционный процесс, то есть процесс реализации и осуществления инвестиций, как в области капиталаобразующих денежных средств, так и в области вложений, размещаемых в финансовых активах. Так, с 1991 г. вступил в силу Закон РСФСР № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 г., который в совокупности с другими законодательными актами определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации и направлен на эффективное функционирование экономики России и обеспечение защиты прав, интересов, имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности[5].

Кроме того, отношения, связанные с инвестиционной деятельностью в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; Федеральным законом от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»; Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»; Федеральным законом от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»; Федеральным законом от 30.12.1999 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и некоторыми другими.

Среди правовых актов органов системы федеральной исполнительной власти особое значение имеют:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1994 г. № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Московской области от 02.12.2008 г. № 1067/47 «О внесении изменений в перечень объектов капительного строительства и реконструкции государственной собственности Московской области для нужд учреждения социального обслуживания Московской области, финансируемых из бюджета Московской области за

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2017. № 1(145)

счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых министерству социальной защиты населения Московской области на бюджетные инвестиции»;

- Указ Президента РФ от 08.07.1994 г. №1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации».

Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности, регулируется международными соглашениями или договорами общего характера, а также соглашениями с международными финансовыми институтами. При этом нормативно-правовые акты национального (российского) права, положения которых призваны урегулировать иностранные инвестиции, разрабатываются исходя из практики создания аналогичных правовых документов в других странах. То есть в российской системе правового регулирования применяются нормы международного права, которые при правовом регулировании имеют преимущество перед законодательством Российской Федерации.

Таким образом, говоря о правовом регулировании инвестиционной деятельности, все правовые акты можно обозначить как: правовое регулирование на территории России, то есть национальное, и правовое регулирование на международном уровне.

Одним из важнейших международных договоров в области регулирования инвестиционной деятельности является Сеульская конвенция «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ)», подписанная в Сеуле в 1985 г.

Особые механизмы мирного разрешения экономических споров, возникающих в ходе реализации инвестиционной деятельности, были разработаны и действуют на основе Вашингтонской конвенции 1966 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами». На основе данной Конвенции был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Анализ Вашингтонской и Сеульской конвенций показывает, что эти документы создают единый механизм, который позволяет защитить иностранные инвестиции, причем они исходят из единого принципа регулирования экономических отношений, возникающих в процессе инвестиционной деятельности.

Вообще инвестиционная деятельность, помимо экономических отношений, включает в себя комплекс самых разнообразных общественных правоотношений, в силу своей общественной значимо-

сти требующих правового регулирования. В ходе инвестиционной деятельности возникают, действуют и прекращаются правоотношения, регулируемые различными отраслями права - гражданского, административного, финансового, налогового, таможенного, международного частного права. Для выбора адекватных средств их правового регулирования необходимо выделение признаков, по которым общественные отношения в сфере инвестиционной деятельности качественно обособляются друг от друга, попадая под действие названных отраслей права.

К тому же предмет правового регулирования инвестиционной деятельности включает в себя как вопросы совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, так и вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Федерации или субъектов Федерации.

Законодательство субъектов Федерации и правовое регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне осуществляется по следующим приоритетным направлениям:

1. Вопросы социально-экономического развития регионов. К ним относятся: разработка и принятие целевых инвестиционных программ региона по созданию импортозамещающих производств, по повышению конкурентоспособности некоторых отраслей и объектов. Для многих субъектов Российской Федерации важной задачей является увеличение числа разрабатываемых инвестиционных программ, определив при этом перечень отстающих отраслей народного хозяйства и промышленности. Включение различного рода мелких инвестиционных проектов по решению заданной проблемы в единую региональную программу позволяет привлечь дополнительные средства в инвестиционный проект извне.

2. Организационные вопросы, среди которых выделяют: лицензирование, порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, создание специальных структур в органах государственной власти субъектов Федерации, которые реализуют программы поддержки и привлечения инвестиций.

3. Вопросы привилегий. В первую очередь, это создание льготного режима инвестиционной деятельности, который складывается из предоставления льгот и освобождения по налогам и сборам в части, зачисляемой в бюджет субъектов Федерации или в местный бюджет, и предоставления инвестиционных налоговых кредитов.

Кроме того, осуществление инвестиционной

деятельности всегда связана с рисками, защита от которых может быть произведена путем получения от государства юридических привилегий - гарантий осуществления инвестиционной деятельности, среди которых: гарантия сохранения действия законодательства; гарантия от национализации и реквизиции; гарантия при прекращении инвестиционной деятельности; гарантия перевода компенсации при национализации, реквизиции; компенсации при возмещении убытков; гарантия, касающаяся разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций; гарантия возмещения убытков, причиненных вооруженным конфликтом или гражданскими беспорядками; гарантия возможности реинвестирования дохода и другие.

4. Вопросы бюджетного финансирования и обеспечения инвестиционной деятельности.

К ним относятся: прямое участие субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в финансировании инвестиционных проектов; предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов; выпуск региональных ценных бумаг; создание целевых инвестиционных фондов; создание залогового фонда субъектов Федерации.

5. Вопросы государственного контроля и защиты государственных интересов.

Государство осуществляет контроль за инвестиционной деятельностью, действуя в целях обеспечения публичных интересов общества и поиска баланса частных и общенациональных интересов; создает эффективный механизм защиты националь-

ных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов, которые связаны со злоупотреблением предоставленными правами, с недобросовестной конкуренцией и ограничительной деловой практикой; разрабатывает механизмы компенсации вероятных экологических и социальных потерь[6].

Таким образом, источниками правового регулирования инвестиционной деятельности выступают общие и специальные нормативные правовые акты, принимаемые на как федеральном уровне, так и уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

На федеральном уровне правовое регулирование инвестиционной деятельности в основном осуществляется в форме федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и Указов Президента Российской Федерации.

В субъектах Федерации по одним и тем же вопросам применяются различные формы нормативных правовых актов. Среди нормативных правовых актов по вопросам инвестиционной деятельности все же преобладает форма закона, что положительно влияет на инвестиционную привлекательность территорий. Причем за последние двадцать лет с момента принятия первых законов, регулирующих инвестиционную деятельность, были внесены изменения и дополнения во многие законы и подзаконные акты, что усовершенствовало условия для инвестиционной деятельности иностранных и российских инвесторов. Особенность этих изменений и дополнений состоит в том, что они направлены на формирование системы комплексного стимулирования процесса инвестирования.

Библиография:

1. Сокуров С.А. Проблемы и перспективы законодательного регулирования инвестиционной деятельности в России // Общество и право. - 2012. - № 1. - С. 101.

2. Харсеева А.В. Понятие и сущность инвестиций: проблема определения термина // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 1. - С. 313-314.

3. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» : в ред. от 5 апреля .2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 28. - Ст. 3493.

4. Латышева Л.А., Скляров И.Ю., Склярова Ю.М. Инвестиции: учебник для вузов по укрупненной группе направлений 38.00.00 «Экономика и управление». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - С. 46-47.

5. Закон от 26.06.1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» : в ред. от 19 июля 2011 г. / Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 29. - Ст. 1005.

6. Никандрова Л.Ю. Инвестиционный процесс в Российской Федерации // Транспортное дело России. - 2009. - № 6. - С. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.