Научная статья на тему 'Правовое регулирование инвестиционной деятельности РФ'

Правовое регулирование инвестиционной деятельности РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5130
832
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ИНВЕСТИЦИИ / КОНВЕНЦИЯ / КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА / INVESTMENT ACTIVITY / SECURITIES / INVESTMENTS / THE CONVENTION / CAPITAL INVESTMENTS / LEGISLATIVE LEGAL CERTIFICATES / THE FEDERAL LAW / THE GOVERNMENTAL ORDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токуев Марат Мурадинович

Среди предпосылок возникновения правого закрепления инвестиционной деятельности в России в первую очередь необходимо отметить серьезные трудности, существующие в связи с большими различиями в подходах к сотрудничеству отдельных государств от стремления к сохранению существующего в рамках СССР единого экономического пространства до позиции более или менее полной обособленности. Также необходимость развития межгосударственной инвестиционной деятельности, являющейся одним из факторов перехода к экономическому росту и коренной структурной перестройке экономики государства, двойственность налогообложения, требующая оптимизации, исполнения и легализация решений судебных органов иностранных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of investment activities of the Russian Federation

Among preconditions of occurrence of the right fastening of investment activity in Russia first of all it is necessary to note the serious difficulties existing in connection with the big distinctions in approaches to cooperation of the separate states from aspiration to preservation of uniform economic space existing within the limits of the USSR to a position more or less full isolation. Also necessity of development of the interstate investment activity which is one of factors of transition to economic growth and radical structural reorganization of economy of the state, the duality of the taxation demanding optimization, execution and legalization of decisions of judicial bodies of the foreign states.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование инвестиционной деятельности РФ»

3.13. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ

Токуев Марат Мурадинович, аспирант. Место учебы: Всероссийская государственная налоговая академия Министерства Финансов Российской Федерации

Аннотация: Среди предпосылок возникновения правого закрепления инвестиционной деятельности в России в первую очередь необходимо отметить серьезные трудности, существующие в связи с большими различиями в подходах к сотрудничеству отдельных государств - от стремления к сохранению существующего в рамках СССР единого экономического пространства до позиции более или менее полной обособленности. Также необходимость развития межгосударственной инвестиционной деятельности, являющейся одним из факторов перехода к экономическому росту и коренной структурной перестройке экономики государства, двойственность налогообложения, требующая оптимизации, исполнения и легализация решений судебных органов иностранных государств.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, ценные бумаги, инвестиции, конвенция, капитальные вложения, законодательные правовые акты, Федеральный закон, Постановление Правит ельст ва.

LEGAL REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Tokuev Marat Muradinovich, postgraduate student. Place of study: All-Russian State Tax Academy of the Ministry of Finance of the Russian Federation

Annotation: Among preconditions of occurrence of the right fastening of investment activity in Russia first of all it is necessary to note the serious difficulties existing in connection with the big distinctions in approaches to cooperation of the separate states - from aspiration to preservation of uniform economic space existing within the limits of the USSR to a position more or less full isolation. Also necessity of development of the interstate investment activity which is one of factors of transition to economic growth and radical structural reorganization of economy of the state, the duality of the taxation demanding optimization, execution and legalization of decisions of judicial bodies of the foreign states.

Keywords: investment activity, securities,

investments, the convention, capital investments, legislative legal certificates, the Federal law, the Governmental order.

В настоящее время Россия только создает современный и соответствующий международнопризнанным нормам правовой режим в области инвестиционной деятельности. Источником правового регулирования инвестиционной деятельности России является международный договор, понятие которого определено в Венской Конвенцией о праве международных договоров 1969 г. как «международное соглашение, заключенное государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержаться ли такое соглашение в одном документе, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования». [1] Одним из важнейших между-

народных договоров в области регулирования инвестиционной деятельности является Сеульская конвенция «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ)», подписанная в Сеуле в 1985 г. [2] В документах Сеульской конвенции утверждено, что иностранным инвестированием может быть названа деятельность по вложению капитала в приобретение права участия в предприятии на длительный срок. Причем это предприятие должно осуществлять свою деятельность в стране, не являющейся страной инвестора. Целью иностранного инвестирования здесь также предполагается получение влияния на управление предприятием и значительное участие в его деятельности.

Особые механизмы мирного разрешения экономических споров, возникающих в ходе осуществления инвестиционной деятельности, разработаны и действуют на основе Вашингтонской конвенции 1966 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами». [3] В свою очередь, на основе данной Конвенции был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Такие же механизмы обеспечивает Сеульская Конвенция 1985 г. «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ)».

Анализ Вашингтонской и Сеульской конвенций показывает, что оба этих документа создают единый механизм, позволяющий защитить иностранные инвестиции, причем они исходят из единого принципа регулирования инвестиционных отношений.

Основной нормативный документ в инвестиционной области - Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», устраняет некоторые пробелы, которые были до его принятия, говоря что, инвестициями являются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». [4] Но такое определение не оговаривает возможность и даже необходимость получения инвестором контроля над проектом, а также возможность вложения других видов капитала, например трудового.

Конвенция «О защите прав инвестора», подписанная в Москве 28 марта 1997 г., привносит существенное дополнение в термин инвестиции, по сравнению с законом «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», несколько ограничивая их, таким дополнением - «если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством сторон». [5] Данное определение, хоть и более конкретизирует рассматриваемый термин, но не устраняет большинство из ранее названных недостатков.

Как следует из вышесказанного, все приведенные определения понятия «инвестиции» не лишены недостатков или недоработок.

Проанализировав вышеперечисленные определения, можно сделать следующие выводы:

- инвестиции - вкладываемые активы или капитал;

- инвестирование - процесс вложения инвестиций;

- инвестирование преследует целью получение эффекта и/или контроля;

- эффект не может проявиться мгновенно, для этого нужно время;

- выгода должна быть для одной или нескольких заинтересованных сторон, иначе проект может не пойти.

Суммировав вышесказанное, можно так определить термины инвестирование и инвестиции: инвестирование представляет собой вложение свободного капитала (инвестиций) в проект с целью получения инвестором контроля над ним и/или достижения определенного эффекта для одной или более сторон, вовлеченных в инвестиционный процесс.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [4] под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций (инвестирование) и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики необходимость создания механизма регулирования инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования - с другой. Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений:

а) по федеральным государственным органам правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

б) по форме и юридической силе:

- законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы):

Закон РСФСР от 26.06.1991 г. №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; [6]

Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; [4]

Федеральный закон от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

[7]

- акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации:

Конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле в 1985 г. (Сеульская конвенция); [2]

Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция); [3]

- правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции):

Постановление Правительство Российской Федерации от 29.09.1994 г. №1108 (в редакции от 18.09.2004 г.) «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»;

[8]

Постановление Правительства Московской области от 02.12.2008 г. №1067/47 «О внесении изменений в перечень объектов капительного строительства и реконструкции государственной собственности Московской области для нужд учреждения социального обслуживания Московской области, финансируемых из бюджета Московской области за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых министерству социальной защиты населения Московской области на бюджетные инвестиции»; [9]

Указ Президента РФ от 08.07.1994 г. №1482 (в редакции от 21.10.2002 г.) «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности»); [10]

в) по характеру правового регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:

- гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;

- административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властноорганизационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности.

Однако наиболее важной является классификация правовых актов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:

- Гражданский кодекс РФ, [11] законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон «Об акционерных обществах», [12] система отраслевых актов налогового законодательства, Таможенный кодекс Таможенного Союза, [13] иные акты таможенного и других отраслей законодательства;

- Постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.

Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [4] и Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», [8] Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», [14] а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.

На сегодня в сфере правового регулирования инвестиционной деятельности действует закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в части норм, не противоречащих ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемое в форме капитальных вложений»; ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемый в форме капитальных вложений»; ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»; ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»; [15] ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» [16] и некоторые другие.

Таким образом, федеральным инвестиционным законодательством охватывается правовые и экономические основы осуществления инвестиционной деятельности; отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиции на территории РФ; условия осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья; особенности такого вида инвестиционной деятельности, как лизинг.

Инвестиционная деятельность включает в себя комплекс разнообразных общественных правоотношений, в силу своей общественной значимости требующих правового регулирования.

В ходе инвестиционной деятельности возникают, действуют и прекращаются правоотношения, регулируемые различными отраслями права - административного, гражданского, финансового. Для выбора адекватных средств их правового регулирования необходимо выделение признаков, по которым общественные отношения в сфере инвестиционной деятельности качественно обособляются друг от друга, попадая под действие названных отраслей права.

Список литературы:

1. Венская Конвенция о праве международных договоров (заключена в Вене 23.05.1969 г.). //

http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW ;п=12754.

2. Сеульская конвенция «Об учреждении многосто-

роннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ)» от 11.10.1985 г. (ратифицирована Российской Федерацией 22.12.1992 г.) //

http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumI D_33966.html.

3. Вашингтонская конвенция 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» от 18.03.1965 г. // Международное публичное право: сборник документов в 2 т.

- Т.1 - М.: БЕК, 1996.

4. Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ (в редакции от 18.07.2011 г.) «Об инвестиционной дея-

тельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета

- 2011 - 20 июля.

5. Конвенция о защите прав инвестора (заключена в

г. Москве 28.03.1997 г.) //

http://infopravo.by.ru/fed1997/ch06/akt21029.shtm.

6. Закон РСФСР от 26.06.1991 г. №1488-1 (в редакции от 30.12.2008 г.) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» // Российская газета - 2009 - 12 января.

7. Федеральный закон от 09.07.1999 г. №160-ФЗ (в редакции от 29.04.2008 г.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Российская газета -2008 - 5 мая.

8. Постановление Правительство Российской Федерации от 29.09.1994 г. №1108 (в редакции от

18.09.2004 г.) «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» // Российская газета - 2004 - 20 сентября.

9. Постановление Правительства Московской области от 02.12.2008 г. №1067/47 «О внесении изменений в перечень объектов капительного строительства и реконструкции государственной собственности Московской области для нужд учреждения социального обслуживания Московской области, финансируемых из бюджета Московской области за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых министерству социальной защиты населения Московской области на бюджетные инвестиции».

10. Указ Президента РФ от 08.07.1994 г. №1482 (в редакции от 21.10.2002 г.) «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности») // Российская газета - 2002 - 24 октября.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (в редакции от 06.04.2011 г.), часть вторая от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (в редакции от 07.02.2011 г.), часть третья от 26.11.2001 г. №146-ФЗ (в редакции от 30.06.2008 г.), часть четвертая от 18.12.2006 г. №230-ФЗ (в редакции от 04.10.2010 г.).

12. Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ (в редакции от 28.12.2010 г.) «Об акционерных обществах» // Российская газета - 2010 - 30 декабря.

13. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. №17) (в редакции от 16.04.2010 г.) // Российская газета - 2010 - 19 апреля.

14. Федеральный закон от 22.04.1996 г. №39-ФЗ (в редакции от 11.07.2011 г.) «О рынке ценных бумаг» // Российская газета - 2011 - 14 июля.

15. Федеральный закон от 29.10.1998 г. №164-ФЗ (в редакции от 08.05.2010 г.) «О финансовой аренде (лизинге)» // Российская газета - 2010 - 11 мая.

16. Федеральный закон от 30.12.1995 г. №225-ФЗ (в редакции от 19.05.2010 г.) «О соглашениях о разделе продукции» // Российская газета - 2010 - 24 мая.

Literature list:

1. Vienna Convention on the Law of Treaties (concluded

in Vienna on 23.05.1969 was). / /

Http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc; base = LAW; n = 12 754.

2. The Seoul Convention "On the establishment of a multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA)" from

11.10.1985, the (ratified by the Russian Federation, the 22/12/1992) / /

http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumI D_33966.html.

3. The Washington Convention 1965 "On the procedure for settling investment disputes between States and Nationals of Other" from 18.03.1965, the / / Public International Law: a collection of documents in 2 t. - Vol.1 -M. Beck, 1996.

4. Federal Law dated 25.02.1999 № 39-FZ (as amended on 18.07.2011, the) "On investment activity in the Russian Federation shall, in the shape of my investments" / / Rossiyskaya Gazeta - 2011 - 20 July.

5. Convention for the Protection of Investors' Rights

(negotiated in Moscow 28.03.1997, the) / /

http://infopravo.by.ru/fed1997/ch06/akt21029.shtm.

6. Law of the RSFSR of 26.06.1991, the № 1488-1 (as amended on 30.12.2008) "On Investment Activity in the RSFSR" / / Rossiyskaya Gazeta - 2009 - 12 January.

7. The Federal Law of 09.07.1999 № 160-FZ (as amended of 29.04.2008, the) "On Foreign Investments in the Russian Federation" / / The Russian gas-ta - 2008 - 5 May.

8. Resolution of the Government of the Russian Federation of 29.09.1994, № 1108 (as amended on

18.9.2004 was) on "to intensify efforts to attract foreign investment into the Russian economy" / / Rossiyskaya Gazeta - 2004 - September 20.

9. Resolution of the Moscow region from 02.12.2008, the № 1067/47 «On Amendments to the list of objects of small caps and construction of a reconstruction of the state-owned Moscow region for the needs of social service agencies, Moscow Region, financial siruemyh from the budget of the Moscow region due to budget provided for the Ministry of Social Protection of the Moscow region for low cost investment. "

10. Presidential Decree of 08.07.1994, № 1482 (as amended on 21.10.2002, the) "On regulation of state registration of entrepreneurs on the territory of the Russian Federation" (along with the "Regulations on state-vennoy registration of business entities") / / the Russian newspaper of Skye - 2002 - 24 October.

11. The Civil Code of the Russian Federation: the first part of the 30.11.1994, № 51-FZ (as amended on 06.04.2011), the second part of 1.26.1996 № 14-FZ (as amended on 07.02.2011, the) , part three of 26.11.2001, № 146-FZ (as amended on 30.06.2008), Part IV of 18.12.2006 № 230-FZ (in editing-tion of 04/10/2010 was).

12. The Federal Law of 26.12.1995 № 208-FZ (as amended on 28.12.2010, the) 'On Joint Stock Companies ", / / Rossiyskaya Gazeta - 2010 - 30 de December.

13. Customs Code of the Customs Union (annexed to the Treaty on the Customs Code of the Customs Union, the decision of the Council respectively interstate EurAsEC Heads of State from 27.11.2009 № 17) (as amended on 16.04.2010 year) / / Russian newspaper -2010 - April 19.

14. Federal Law of 22.04.1996 № 39-FZ (as amended on 11.07.2011, the) "On securities market" / / Rossiyskaya Gazeta - 2011 - 14 July.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Federal Law of 29.10.1998, № 164-FZ (as amended on 08.05.2010, the), "On financial rent (leasing)" / / Rossiyskaya Gazeta - 2010 - 11 May.

16. Federal Law of 30.12.1995, № 225-FZ (as amended on 19.05.2010 year), "On Production Sharing Agreements" / / Rossiyskaya Gazeta - 2010 - 24 May.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью:

«Правовое регулирование инвестиционной деятельности РФ» аспиранта третьего года обучения кафедры гражданско-правовых дисциплин Всероссийской Государственной Налоговой Академии Токуева Марата Мурадиновича,

Среди предпосылок возникновения правого закрепления инвестиционной деятельности в России в первую очередь необходимо отметить серьезные трудности* существующие в связи с большими различиями в подходах к сотрудничеству отдельных государств - от стремления к сохранению существующего в рамках СССР единого экономического пространства до позиции более или менее полной обособленности. Также необходимость развития межгосударственной инвестиционной деятельности, являющейся одним из факторов перевода к экономическому росту и коренной структурной перестройке экономики государства, двойственность налогообложения, требующая оптимизации, исполнения и легализация решений судебных органов иностранных государств.

Научная статья Токуева Марата «Правовое регулирование инвестиционной деятельности РФ» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Научный руководитель: к.ю.н,, доцент ДахненкоС-С

in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.