районов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки.
2) «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»
Основной целью подпрограммы является повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
В рамках подпрограммы осуществляется финансирование мероприятий по завершению строительства, реконструкции или модернизации объектов, которые были начаты ранее при реализации подпрограмм «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» и «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации».
Право на финансирование за счет средств федерального бюджета получают проекты модернизации сетей и объектов водо-, тепло- и электроснабжения, направленные на снижение аварийности, потерь ресурсов в процессе их производства и транспортировки, повышение срока службы, снижение уровня эксплуатационных расходов, и проекты модернизации систем водоотведения, направленные на повышение качества очистки сточных вод.
Наряду с предоставлением из федерального бюджета государственных капитальных вложений на финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры реализация подпрограммы предполагает оказание методической поддержки развития кредитования и привлечения заемных средств в иной форме для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
3) «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Главной целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством РФ.
Основной задачей подпрограммы является финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее субсидии).
Гражданам, имеющим право на получение субсидии и принявшим решение участвовать в
подпрограмме (далее - граждане-участники подпрограммы), предоставление субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4) «Обеспечение жильем молодых семей».
Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На муниципальном уровне принята муниципальная программа «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005-2010 годы.
Основной целью программы является обеспечение молодых семей доступным жильем на территории г. Иркутска.
Для достижения поставленной цели Программой предлагается решение следующих основных задач:
• консолидация инвестиционных ресурсов различных источников в целях создания финансовых условий по предоставлению молодым семьям города Иркутска возможности льготного кредитования на строительство жилья под пониженную процентную ставку;
• создание условий для формирования долгосрочной системы муниципальной поддержки молодых семей г. Иркутска по улучшению жилищных условий;
• разработка и внедрение более эффективных методов поддержки молодых семей города Иркутска в приобретении собственного жилья.
Основными принципами реализации программы являются:
• добровольность участия в Программе молодых семей;
• признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального, областного бюджетов и бюджета города Иркутска при улучшении жилищных условий в рамках программы только один раз.
Молодым семьям - участникам Программы муниципальная и государственная поддержка при приобретении (строительстве) жилья предоставляется в виде:
1.1. Компенсации за счет средств бюджета города на погашение части процентной ставки по кредитам (займам), полученным для приобретения (строительства) жилья в уполномоченных организациях, в размере 2/3 годовой процентной ставки за пользование жилищным кредитом. Период банковского кредита не превышает 15 лет, процентная ставка компенсируется за счет средств бюджета города Иркутска не более 10 лет. Предоставление участникам Про-
граммы компенсации за счет средств бюджета города Иркутска на погашение части процентной ставки по кредитам (займам) осуществляется в порядке, установленном решением городской Думы г. Иркутска от 1 декабря 2003 года N 40933 гД(3) «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления компенсации процентных ставок по кредитам и займам, полученным гражданами для строительства жилья".
1.2. В случае участия органов городского самоуправления г. Иркутска в реализации областной государственной социальной программы «Молодым семьям - доступное жилье» на 2005 -2019 годы (далее - областная Про
грамма) предоставляется государственная поддержка за счет средств областного бюджета в виде:
1) Субсидии на погашение 1/3 процентной ставки по кредитам и займам, полученным молодыми семьями для приобретения (строитель-
учетом предоставленной субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) или субсидии на приобретение жилья (в ред. решения думы г. Иркутска от 29.05.2006 № 004-20-250348/6). Получателями субсидии при рождении ребенка могут быть участвующие в Программе молодые семьи при условии, что на момент рождения ребенка возраст обоих супругов, а в неполной семье - молодого родителя, не превышает 30 лет.
Вопросы предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, не урегулированные Программой, разрешаются в соответствии с нормами областной Программы. Предоставление участникам программы компенсации за счет средств бюджета города Иркутска на погашение части процентной ставки по кредитам (займам), полученным для строительства жилья, осуществляется в порядке, установленном решением городской Думы г. Иркутска от 1 декабря 2003 года №409-ЗЗгд(3) "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления
Финансовое обеспечение программы
Прогнозируемые источники финансирования Финансовые средства всего В том числе
2005-2006 гг. 2007-2010 гг.
Средства федерального бюджета 393,5 31,5 362,0
Средства бюджета Иркутской области 786,9 63,0 723,9
Средства бюджета г. Иркутска 2059,6 164,7 1894,9
Внебюджетные средства 2160,0 172,8 1987,2
ИТОГО 5400,0 432,0 4968,0
ство) жилья. При этом размер субсидии определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, определяемого в соответствии с требованиями областной программы, и стоимости 1 квадратного метра жилья, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, сложившейся в муниципальном образовании, определяемой в соответствии с условиями соглашения об участии в реализации областной Программы в порядке, установленном постановлением администрации Иркутской области от 05.05.2005 № 65-па "О порядке проведения конкурса муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации областной государственной социальной программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы".
2) Субсидии в размере не менее 10 процентов средней стоимости жилья на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья при рождении (усыновлении) ребенка. Предоставление субсидии при рождении ребенка производится один раз при рождении (усыновлении) каждого ребенка.
Размер субсидии при рождении ребенка не может превышать стоимости приобретенного жилья с
компенсации процентных ставок по кредитам и займам, полученным гражданами для строительства жилья".
Целевая муниципальная программа «Перенаселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Иркутске» принята со сроками реализации 2004-2010 гг.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования всех уровней и привлечения внебюджетных ресурсов (см. таблицу).
Результатом привлечения внебюджетных ресурсов к реализации Программы станет не только решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда г. Иркутска, но и улучшение городской среды за счет комплексного освоения территорий после ликвидации и (или) реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда. Таким образом, реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье» предполагает привлечение как бюджетных, так и внебюджетных источников инвестиций в рамках осуществления соответствующих федеральных, административно-территориальных и муниципальных программ.
УДК 330.322.54
ОБЗОР ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
О.В.Попова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г.Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Рассмотрены существующие методы оценки инвестиций в информационные технологии. Ключевые слова: инвестиции, традиционные финансовые методы, количественные методы, вероятностные методы, информационные технологии. Библиогр. 7 назв.
REVIEW OF METHODS APPLIED TO ESTIMATE INVESTMENTS INTO INFORMATION TECHNOLOGIES Popova O.V.
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074
The author examines present methods to estimate investments into information technologies. Key words: investments, traditional financial methods, quantitative methods, probabilistic methods, information technologies.
7 sources.
За последние несколько лет в России было отмечено увеличение спроса на внедрение информационных технологий (ИТ).
В качестве развития экономики в нашей стране принята инновационная модель. На основе принципов, целей и задач информатизации Правительством Российской Федерации от 12 февраля 2001 г., № 207-р разработана и утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» [1]. Ее цель — создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.
На сегодняшний день предлагается широкий перечень подходов и методов оценки инвестиций в ИТ. Важность изучения этих методик состоит в том, чтобы перенять опыт других государств и применить его в России, оценивая эффективность использования ИТ.
Оценку эффективности инвестиций следует проводить в два этапа [2]:
На первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Цель это-
го этапа - агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность и, если она оказывается приемлемой, то можно переходить ко второму этапу оценки.
Второй этап осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и определяется финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них. Для локальных проектов на этом этапе определяется эффективность участия в проекте отдельных предприятий.
На уровне предприятия могут использоваться уже существующие методологии по оценке эффективности инвестиционных проектов.
Все основные методологии можно разделить на три категории: традиционные, качественные и вероятностные [3].
1. Традиционные финансовые методы (Return on Investment, Total Cost of Ownership, Economic Value Added).
Эти методологии используют традиционные финансовые расчеты с учетом специфики ИТ и необходимости оценивать риск.
2. Качественные методы (Balanced Score-card, Information Economics).
В этих методах предпринята попытка дополнить количественные расчеты субъективны-
1 Попова Оксана Викторовна, аспирант, тел. 8 (3952) 40-51-61, 8-908-6-47-15-65 Popova Oksana Victorovna, a post graduate. Tel. 8 (3952) 40-51-61, 8-908-6-47-15-65.
ми и качественными оценками, которые позволяют определить ценность персонала и процессов.
3. Вероятностные методы (Real Options Valuation, Applied Information Economies).
В этих методах используются статические и математические модели, позволяющие оценить вероятность риска от инвестиций.
Как правило, для выполнения реальных расчетов компании не пользуются одним конкретным методом. В основном они используют два финансовых и два нефинансовых метода [5].
Для оценки инвестиционной рентабельности ИТ-проекта чаще всего применяются так называемые динамические методы, основанные преимущественно на дисконтировании образующихся в ходе реализации проекта денежных потоков. Таким образом, методы инвестиционного анализа позволяют оценить экономические параметры внедрения информационных систем по аналогии с оценкой любого другого инвестиционного проекта [6]. К таким основным методам относятся следующие:
1. PP (Payback Period) — Метод расчета срока окупаемости инвестиций — один из самых простых и широко распространенных в мировой учетно-аналитической практике. Его алгоритм зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиций: если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими; если прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Формула расчета периода окупаемости имеет вид
PP = 1п
CFS ■
где PP - период окупаемости (лет); l0 - первоначальные инвестиции; CF tz- годичная сумма
денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта.
2. NPV (Net Present Value) — Метод расчета чистой приведенной стоимости проекта позволяет оценить его дисконтированную стоимость, определяемую как разность между дисконтированными (т. е. приведенными к настоящему моменту) ожидаемыми поступлениями от реализации проекта и дисконтированными затратами на его осуществление, включая величину первоначальных инвестиций. Поскольку в формуле NPV не предусмотрен анализ проектных рисков, после ее расчета приходится такой анализ проводить дополнительно и уже после этого принимать решение о запуске или отклонении того или иного проекта. Кроме того, надо учитывать,
что для обоснования выбора между двумя и более проектами методика NPV уже не вполне годится — поскольку требует корректировки и приведения проектов к общему бюджету для сравнения необходимых для каждого из них инвестиций. Формула расчета чистой приведенной стоимости имеет вид
n
NVP = TtTFV = !
L
*=? (l + k) tT (l + k)"
где CFt - поступления денежных средств (денежный поток) в конце периода t; It - инвестиционные затраты в период t; м k - желаемая норма прибыльности (рентабельности).
3. IRR (Internal Rate of Return) — Метод определения внутренней доходности проекта предназначен для установления нормы рентабельности (прибыльности) — одного из основных показателей эффективности инвестиций, рассчитываемого как ставка дисконтирования (при которой чистая приведенная стоимость денежного потока от инвестиционного проекта равна нулю). Если рассчитанная ставка больше ставки процента за кредит или нормативной ставки, то проект считается выгодным. Этот показатель, в первую очередь, характеризует не столько прибыльность проекта, сколько его устойчивость к повышению процентных ставок. Формула расчета имеет вид
TV
IRR =----A0 = 0 ,
(1 + IRR)n 0
где TV - конечная стоимость; А0 - продисконти-рованные денежные оттоки.
Конечная стоимость (TV) определяется следующим образом:
TV = Ё St (1 + i)
n-1
t=0
где Sf - денежные поступления от проекта в конце периода r; i - ставка реинвестиций; n - срок жизни проекта.
4. PI (Profitability Index) — Индекс доходности инвестиций рассчитывается как отношение приведенной стоимости будущих денежных потоков от реализации инвестиционного проекта к приведенной стоимости первоначальных инвестиций.
NPV
PI = 1 +--
ZK
m , „ t 10
m (1 + E) t
ARR Average Rate of Return) — Показатель средней доходности инвестиций представляет собой отношение среднего за определенный период инвестирования притока денежных средств (например, средней чистой прибыли) к величине инвестированного капитала. Формула расчета имеет вид