Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова О.В.

Рассматриваются вопросы финансирования образовательных услуг. Представлены основные положения, определяющие направления финансирования на рынке образовательных услуг в рамках целевого капитала, предоставляемого вузам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF FUNDING FOR EDUCATION

The issues of financing of educational services. The main provisions defining the direction of funding in the education market in the endowment provided by the universities.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Антонова О.В. соискатель Московской акаОсмии предиринимателмтш при Правите ii.iшве \Iihkhm

Рассматриваются вопросы финансирования оорамнштельныхyciyc. Прсдстиякны »точные почтения, опра)ешнцие шш/кши кия финансирования на рынке образовательных услуг в рамках целевого капитан!, нредоатш ¡немого вужч

Ключевые слова: финансирование образовательных услуг, высшее образование, специфические черты образовательных услуг, образовательная система, рынок образовательных услуг, сфера образования.

SOURCES OF FUNDING FOR EDUCATION

Antonova O., the applicant. Moscow Academy oj Business oj the Government i>l Moscow

The issues of financing ofeducational services The main provisions defining the direction of limiting in the education market in the endowment provided hv the universities.

Keywords: financing of education services, higher education, the specific features ot'educational services, the education system, the market lor educational services, the scope of education.

Начиная с последнего десятилетия прошлого века, в России происходят социально-экономические и политические преобразования. имеющие исключительное значение для будущего развития российского государства и его ускоренной интеграции в мировое экономическое пространство. Происходящие изменения обусловили новые формы и масштабы организации сферы образования и науки, которые продолжают трансформироваться от стабильных ко все менее устойчивым.

По мнению ряда исследователей, государство по-новому интерпретировало свою роль в поддержании системы высшего образования: от доверительных обязательств по поддержке системы высшего образования как общественного блага, обеспечивающего научное, культурное и социальное развитие страны, к определению себя в качестве крупнейшего и значимого заказчика и покупателя образовательных и научных услуг.'

Государство постепенно переходит на пересмотр своих отношений с обраювательнымн и научными учреждениями, прежде всего, в силу ограничения образовательных расходов.1 Результатом этого стало планомерное сокращение финансового присутствия государства в тех областях, где по объективным причинам имеется возможность перехода от преимущественно бюджетного финансирования к другим источникам.

Сокращение финансирования привело к необходимости диверсификации своей деятельности от расширения спектра источников доходов за счет новых потребителей университетских продуктов н услуг.

Меняющаяся внешняя образовательная среда и ее внутренняя готовность и способность производить продукт, востребованный владельцами различных ресурсов, создали условия для принятия Закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».' который расширит деятельность по привлечению средств выпускников и частных пожертво-вателей.

Законом определено, что формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала могут осуществляться в целях использования в области образования, здравоохранения, социальной помощи (поддержки), что определяет необходимость исследования системы имеющихся источников финансирования социокультурной сферы

Важной тенденцией развития некоммерческих организаций в общем объеме их деятельности, как показывает анализ, становится увеличение объема образовательных услуг, что характеризуется следующим:

во-первых, право на образование является конституционным;

во-вторых, образовательный и интеллектуальный потенциал в современных экономических условиях определяет конкурентоспособность экономики;

в-третьих, образовательные услуги есть общественное благо, которое персонифицируется в интеллектуальном развитии индивидуума:

в-четвертых, результаты научно-технических разработок, в большинстве своем, не являются коммерческой тайной.

В соответствии с этим, общее профессиональное образование и наука финансируются преимущественно государством, органами

власти на местах, общественными благотворительными фондами н за счет грантов корпорации. При этом европейский опыт финансирования сферы образования подтверждает общую тенденцию к его децентрализации, усилению роли местных органов власти в формировании научно-технической политики, выработке ее региональных аспектов.

lia этой основе выделяются два финансово- экономических механизма: первый - федеральный, который характеризуется гем. что развитие образования и пауки осуществляется с учетом мнения властных структур, что помогает выравниванию условий научно-технического развития, финансирования крупных инновационных проектов и т.п. Второй - унитарный, при котором финансирование сферы образования ведется, в основном государством, а региональные органы власти изыскивают дополнительные финансовые источники.

В ситуации, когда качественным показателем работы стала прибыль. как перед государственными, так и иебюджетными образовательными учреждениями открылись новые возможности извлечения прибыли Во-первых, напрямую за счет населения, например. путем установления коммерческих ставок за оказываемые услуги. Во-вторых, путем перепрофилирования и отхода от основных видов деятельности, например, путем сдачи в аренду свободных производственных площадей. В-третьих, за счет благотворительности. в частности, путем передачи финансовых средств от благотворителей. И, наконец, в-четвертых, остался традиционный, бюджетный способ привлечения средств, хотя их объем значительно сократился.

Определяющими факторами движения и изменения образовательной индустрии в немалой степени стало изменение приоритетов государственной политики в области исследований и инноваций и связанное с этим финансирование научно-исследовательс-кой деятельности, которое достаточно точно отражает оценку роли образования и науки.

Перед Россией стоит задача ускоренной модернизации национальной экономики на основе обеспечения устойчивого развития учреждений образования и науки в целях преодоления накапливающегося отставания нашей страны от мировых тенденций общественного и экономического развития. Именно поэтому образование вошло в состав приоритетных национальных проектов. С точки зрения идеологов национальных проектов, целью национального проекта «Образование» является ускорение модернизации российского образования, обеспечение успешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны, в конечном счете - достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В Проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменении в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - «точек роста» нового качества образовании. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов - «центров кристаллизации» институциональных изменений.

Анализ показывает, что направления финансирования можно объединить в две группы. Первая обеспечивает переход образова-

ним па инновационный путь развития Вторая минимизирует риски текущего характера, ориентируясь на рост доступности образования. усиливая устойчивость всей образовательной системы.

Можно согласиться с избранными в проекте точками (векторами) инновационного развития, позволяющего сделать определенный рывок и сформировать лидеров (среди учащихся, преподавателей. учебных заведений) с дальнейшим массовым распространением передового опыта, что. по мнению составителей экспертного заключения, обеспечит прогресс системы образования в целом и профессиональный успех занятых здесь кадров. Эта поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования уже сегодня стимулирует 30 вузов страны, внедряющих инновационные образовательные программы: 6000 аналогичных общеобразовательных учреждений, т.е. 10 % от их общего числа; поддержка 5000 человек талантливой молодежи: поощрение 20000 лучших учителей (1.3 % от общего числа), а также создание 2 национальных университетов и 2 бизнес-школ мирового уровня в партнерстве с зарубежными центрами делового образования.

Важно, что проект уже имеет первые результаты. Так, по конкурсу отобраны 17 вузов, обладающих высоким интеллекту альным потенциалом, с лучшими инновационными программами. 'Значимым следует признать создание университетских центров на 30 тысяч мест каждый в Южном к Сибирском федеральных округах, т.е. создаваемых с учетом региональных особенностей и демографического фактора.

Как определенный прорыв можно оценить внедрение современных образовательных технологий: компьютеризацию школ (в год 2500 I ысячп классов), подключение 28.5 тысяч щ них к Интернету (45 "., от их общего числа). 100 дистанционных образовательных программ, новое оборудование для 16 тысяч образовательных учреждений Здесь обращает на себя внимание учет фактора времени. когда десятилетиями копившееся в этой сфере технологическое отставание вполне может быть преодолено в кратчайшие сроки. и образование выйдет на качественно новую ступень оснащения.

К-ли обратиться ко второй группе мероприятий, минимизирующих риски и снижающих темпы их дальнейшего накопления, то следует отметить своевременность проводимых мероприятий, носящих в определенной степени компенсационный характер. Это поддержка классных руководителей, подготовка к поступлению в вузы контрактников в отобранных воинских частях, расширение возможностей получения профессионального начального образования. на что было выделено около 5 млрд. рублей. Кроме того, государство намерено дополнительно финансировать те высшие учебные заведения и библиотеки, которые смогут эффективно ис-полыовагь ян средства.

Анализ показывает, что до принятия закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» основными источниками финансирования обра-ювательных учреждений, наряду с бюджетным финансированием, являлись только платные образовательные и другие услуги, а также доходное использование образовательным учреждением находящихся в его пользовании или собственности материальных и финансовых средств.

Закон «Об образовании» в качестве основных платных образовательных услуг выделил, в частности, обучение на подготовительных ку рсах, обучение с возмещением затрат, платное консультирование по учебным дисциплинам, переподготовку и повышение квалификации специалистов, предоставление второго высшего образования.

Между тем. в период становления практики использования целевого капитала в качестве альтернативных источников финансирования образования могли бы рассматриваться средства предприятий Прежде всего, с нашей точки зрения, ими мопта бы стать оплата образовательных программ, обучение по которым заинтересованы сами предприятия. К ним. в частности, относятся короткие программы профессионального дополнительного образования по различным направлениям, в частности, обучение бухгалтерскому учету на компьютерах, секретарскому делу, организации кадровой

служоы и т.п.

Не менее важным традиционным источником остаются средства домохозяйств. выделяемые на образовательные нужды, и тто несмотря на то. что основная часть домохозяйств ограничена в средствах на образование. Тем не менее, ожидается, что во второй половине десятых голов нынешнего века с учетом роста доходов населения и возможного снижения налогооблагаемой базы затра| на образование и иных стимулирующих механизмов бюджетного инвестирования, увеличится поступление средств домохозяйств в образование.

С другой стороны, для обучения за рубежом, средн способов финансирования образования возможно применение финансовых средств частных или государственных благотворительных фондов. При этом, основным источником финансирования лиц. имеющих российское гражданство, остаются зарубежные гранты. В этом смысле, наибольшее количество стипендиальных программ предлагает американское правительство, и кандидатов отбирают несколько организаций, такие как Совет по международному образованию. Международный совет по научным исследованиям и обменам, Институт международного образования. В России объявляются открытые конкурсы на бесплатное обучение, например в Германии (большинство программ администрирует Немецкая служба академических обменов), Швеции и ряде других странах Европы.

Как частные, так и государственные фонды, финансируют в основном изучение гуманитарных наук, жономикн и менеджмента. гораздо реже - здравоохранения и точных наук. Каждая из финансируемых программ имеет строго определенный формат: >го может быть учеба, научные исследования, практика в компаниях или их сочетание. В рамках указанных программ больше всего стипендий выделяют на постдипломное образование, например, на степень магистра по экономике, экологии, международным экономическим отношениям и другим специальностям.

Для молодых российских менеджеров предназначена президентская программа подготовки кадров для народного хозяйства. Стажеры сначала бесплатно повышают квалификацию или проходят профессиональную переподготовку в российских вузах и бизнес-школах, после чего едут та рубеж на курсы менеджмента или на непродолжительную стажировку в компаниях. Российская часть программы оплачивается за счет государственного бюджета, зарубежная - за счет западных благотворителен. Для того, чтобы иметь возможность бесплатно стажироваться та границей, нужно, прежде всего, соответствовать формальным требованиям (возраст, образование, место работы и т п.).4

Важным источником финансирования сферы образования, эффективным видом использования отношений договорного типа остается кредитование обучения в отечественных образовательных учреждениях. По мере снижения процентных ставок на подобные кредиты, они получат более широкое распространение. Сегодня для большинства российских семей остается неприемлемым использование кредитов на обучение именно из-за их дороговизны

За период осуществления реформ в сфере образования и пауки, когда государство стало по-новому интерпретировать свою роль в поддержании системы высшего образования как общественного блага, обеспечивающего научное, культурное и социальное развитие страны, к определению себя в качестве крупнейшего и значимого заказчика и покупателя образовательных и научных услуг, в значительной мере удалось сохранить ресурсный потенциал, осуществляя постепенную трансформацию всей образовательной системы. Происходящие изменения в первую очередь были связаны с развитием новых видов образовательных учреждений, внедрением и распространением инновационных и авторских программ обучения, введением альтернативности и ликвидацией всеобщей унификации обучения при одновременном сохранении накопленного опыта российской системы образования.

Между тем, следует отметить определенную противоречивость общего хода реформ в образовательной сфере В частности, развитою сети негосударственных образовательных учреждений в России противостоят, с одной стороны, интересы консервативной части педагогических работников, которые видят угрозу своему поло-

1 Князев Е.Д.. Дрантусова II B. Диверсификация финансирования вузовской науки. М.: Логос, 2007. С. 5.

Джорджегоун Ь Сокращение финансирования высшего образования // Университетское управление практика и анализ. 2002. № 2 С »3-104

' Российская газета. 11 января 2007 г. С. 13. 'ем.: www cronicle ru

жению со стороны новых учебных учреждений, привлекающих к себе наиболее способных учащихся и педагогов. С другой стороны. жономическис интересы чиновников и реальные финансовые возможности территориальных органов управления образованием вступают в конфликт с необходимостью финансировать негосударственные образовательные учреждения, прошедшие государственную аккредитацию. Сложившееся распределение интересов вряд ли изменится в обозримом будущем.

Сопоставление опыта реформирования российской системы образования с мировым опытом показывает, что ее высокий потенциал позволяет в известной мере компенсировать хроническое недофинансирование этой сферы. Однако .тля того, чтобы российская образовательная система прочно заняла лидирующие позиции в мире, этот потенциал должен быть подкреплен адекватными мерами поддержки. Требует разносторонней поддержки развитие нетрадиционных учебных заведений, удовлетворяющих спрос на специфические образовательные услуги (специализированные учебные заведения для детей с отклонениями от нормы, со специализацией в отдельных отраслях знаний и т.п.).

Наряду с этим необходимо обеспечение прозрачности бюджетного процесса, усиление общественного контроля за расходованием бюджетных средств, в частности, через повсеместное включение и систему управления общественных наблюдательных (попечительских) советов, участвующих в определении направлений

расходования средств, введение общественно-государственной системы аттестации обратоватсльных учреждений и т.д.

Вместе с тем. в настоящий период диверсификация источников финансирования стимулируется сокращением государственного финансирования на рынке образовательных услуг. Процесс расширения источников финансирования будет продолжаться в соответствии с новым законодательством, которым предоставлено право изыскивать дополнительное финансирование и I широкого спектра источников.

Литература:

Бурделова Т.11. и др. Бренд и экономическая устойчивость вуза. М„ 2012

Джорджстоу н Б. Сокращение финансирования высшего обра-ювання Университетское управление: практика и анализ 2002. №2. С.93-104.

Захарчук Л.А. Экономика образовательного учреждения. М.. 2011.

Кня¡ев Е.А., Дрантусова II.В. Диверсификация финансирования вузовской науки. М.: Логос. 2007.

Кузьмина Е.Е. Маркетинг образовательных услуг. М . 2012.

Постовой Н.В. (рсд.).Управленне муниципальным образованием: организационно-правовой и финансово-экономический аспекты. М., 2011.

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ РЕЗЕРВА ПОД ОБЕСЦЕНЕНИЕ ТОВАРОВ ДЛЯ

ОТДЕЛЬНЫХ РЫНКОВ

Абрамова Ю.А.. соискатель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита МЭСИ

В чтите рассмотрены особенности соикшия резерва шн> обесценение товаров <> ш компании, действующих на рынке оптовой торговли музыкальными инструментами.

Ключевые слова: резерв под обесценение, музыкальные инструменты, осмотрительность.

THE PROBLEMS OF THE ALLOWANCE FOR IMPAIRMENT OF GOODS FOR

INDIVIDUAL MARKETS

Abramova Y„ ihe applicant. Department of Accounting, Analysis and Auditing MESI The paper describes the features of the allowance for impairment of products tor companies operating tit the wholesale market instruments. Keywords: allowance for impairment, musical instruments, caution.

Действующие нормативные акты по бухгалтерскому учету [ 11 предписывают материально-производственные запасы, которые морально устарели, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражать в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью матернально-производствен-ных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Данная норма обязательна для всех юридических лиц по законодательству Российской Федерации за исключением кредитных организации и государственных (муниципальных) учреждений

При этом на практике зачастую могут возникать сложности с определением размера такого резерва В свою очередь, неверное определение размера резерва может привести к недостоверности показателя финансового результата. Рассмотрим особенности определения резерва в компаниях, функционирующих на рынке оптовой продажи электронных музыкальных инструментов.

Рынок электронных музыкальных инструментов обладает двумя важными характеристиками, оказывающими существенное влияние на определение величины резерва под обесценение товаров.

Во-первых, рынок представляет собой олигополию. Соответс-венно, как было показано п первой главе, каждая крупная компания-производитель (либо ее региональные дочерние компании) имеют возможность влиять на иену. Это означает, что достаточно сложно говорить о некой возможной цене реализации, внешней по отношению к компании.

По существу, цена устанавливается компанией-производите-

лем (либо се региональными дочерними структурами), а рынок реагирует на эту цену соответствующим объемом спроса. Это правило распространяется и на продукцию, которая имеет признаки обесценения на нее отсутсвует внешняя «возможная цена продажи», значительную роль в ее установлении играет фирма, соответственно, на первый план выхолит задача установления такой цены, которая бы соответствовала объему спроса в размере имеющихся складских остатков.

Далее рассмотрим особенности продукта.

Во-первых, для продукции рынка, как и для большинства электронных изделий, характерен очень короткий жизненный цикл. Среднее время от начала продаж продукта до снятия его с производства составляет три года. Таблица I иллюстрирует текущее состояние по продуктам-лидерам продаж в одной из компании отрасли в течение 2009 года (данные представлены на 01 июля 2012 года)

Как видно из представленной таблицы, лишь два из десяти лидеров продаж 2009 года продолжают выпускаться но состоянию на июль 2012 года. Все остальные модели уже сня ты с производства и заменены более новыми. Зачастую смениться успело уже не одно поколение моделей. Так. в 2009 году абсолютным лидером продаж в компании было цифровое фортепиано серии IIP (сокращение от HomePiano), а именно модель IIP-203. К середине 2012 года снята с производства не только эта модель, но и ее последователь моде ль IIP-305. В настоящее время на рынке представлена следующая серия домашних фортепиано IIP-507.

Из высокой скорости смены моделей непосредственно вытекает вторая особенность продукта - высокий риск обесценения (в частности, но позициям, снятым с производства и тамененным мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.