Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ РЕЗЕРВА ПОД ОБЕСЦЕНЕНИЕ ТОВАРОВ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ РЫНКОВ'

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ РЕЗЕРВА ПОД ОБЕСЦЕНЕНИЕ ТОВАРОВ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ РЫНКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЕРВ ПОД ОБЕСЦЕНЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Ю.А.

В статье рассмотрены особенности создания резерва под обесценение товаров для компаний, действующих на рынке оптовой торговли музыкальными инструментами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF THE ALLOWANCE FOR IMPAIRMENT OF GOODS FOR INDIVIDUAL MARKETS

The paper describes the features of the allowance for impairment of products for companies operating in the wholesale market instruments.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ РЕЗЕРВА ПОД ОБЕСЦЕНЕНИЕ ТОВАРОВ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ РЫНКОВ»

жению со стороны новых учебных учреждений, привлекающих к себе наиболее способных учащихся и педагогов. С другой стропы. жономическнс интересы чиновников и реальные финансовые возможности территориальных органов управления образованием вступают в конфликт с необходимостью финансировать негосударственные образовательные учреждения, прошедшие государственную аккредитацию. Сложившееся распределение интересов вряд ли изменится в обозримом будущем.

Сопоставление опыта реформирования российской системы образования с мировым опытом показывает, что ее высокий потенциал позволяет в известной мере компенсировать хроническое недофинансирование этой сферы. Однако для того, чтобы российская образовательная система прочно заняла лидирующие позиции в мире, этот потенциал должен быть подкреплен адекватными мерами поддержки. Требует разносторонней поддержки развитие нетрадиционных учебных заведений, удовлетворяющих спрос на специфические образовательные услуги (специализированные учебные заведения для детей с отклонениями от нормы, со специализацией в отдельных отраслях знаний и т.п.).

Наряду с чтим необходимо обеспечение прозрачности бюджетного процесса, усиление общественного контроля за расходованием бюджетных средств, в частности, через повсеместное включение в систему управления общественных наблюдательных (попечительских) советов, участвующих в определении направлений

расходования средств, введение общественно-государственной системы аттестации образовательных учреждений и т.д.

Вместе с тем. в настоящий период диверсификация источников финансирования стимулируется сокращением государственного финансирования на рынке образовательных услуг. Процесс расширения источников финансирования будет продолжаться в соответствии с новым законодательством, которым предоставлено право изыскивать дополнительное финансирование и I широкого спектра источников.

Литература:

Бурделова Т.11. и др Бренд и экономическая устойчивость вуза. М„ 2012

Джорджстоун Ь Сокращение финансирования высшего образования Университетское управление: практика и анализ 2002. №2. С.93-104.

Захарчук Л.А. Экономика образовательного учреждения. М.. 2011.

Князев Е.А., Дрантусова II.В. Диверсификация финансирования вузовской науки. М.: Логос. 2007.

Кузьмина Е.Е. Маркетинг образовательных услуг. М . 2012.

Постовой Н.В. (рсд.).Управленне муниципальным образованием: организационно-правовой и финансово-экономический аспекты. М.,2011.

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ РЕЗЕРВА ПОД ОБЕСЦЕНЕНИЕ ТОВАРОВ ДЛЯ

ОТДЕЛЬНЫХ РЫНКОВ

Абрамова Ю.А.. соискатель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита МЭСИ

В чтите рассмотрены особенности соикшия резерва шн> обесценение товаров <> ш компании, действующих на рынке оптовой торговли музыкальными инструментами.

Ключевые слова: резерв под обесценение, музыкальные инструменты, осмотрительность.

THE PROBLEMS OF THE ALLOWANCE FOR IMPAIRMENT OF GOODS FOR

INDIVIDUAL MARKETS

Abramova Y„ ihe applicant. Department of Accounting, Analysis and Auditing MESI The paper describes the features of the allowance for impairment of products tor companies operating tit the wholesale market instruments. Keywords: allowance for impairment, musical instruments, caution.

Действующие нормативные акты по бухгалтерскому учету [ 11 предписывают материально-производственные запасы, которые морально устарели, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражать в бухгалтерском балансе па конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью н фактической себестоимостью матерналыю-произподствен-ных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Данная норма обязательна для всех юридических лиц по законодательству Российской Федерации за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений

При этом на практике зачастую могут возникать сложности с определением размера такого резерва В свою очередь, неверное определение размера резерва может привести к недостоверности показателя финансового результата. Рассмотрим особенности определения резерва в компаниях, функционирующих на рынке оптовой продажи электронных музыкальных инструментов.

Рынок электронных музыкальных инструментов обладает двумя важными характеристиками, оказывающими существенное влияние на определение величины резерва под обесценение товаров.

Во-первых, рынок представляет собой олигополию. Соответс-венно, как было показано в первой главе, каждая крупная компания-производитель (либо ее региональные дочерние компании) имеют возможность влиять на цену. '>то означает, что достаточно сложно говорить о некой возможной цене реализации, внешней по отношению к компании.

По существу, цена устанавливается компанией-производите-

лем (либо се региональными дочерними структурами), а рынок реагирует на эту цену соответствующим объемом спроса. Это правило распространяется и на продукцию, которая имеет признаки обесценения на нее огсутсвует внешняя «возможная цена продажи», значительную роль в ее установлении играет фирма, соответственно, на первый план выхолит задача установления такой цены, которая бы соответствовала объему спроса в размере имеющихся складских остатков.

Далее рассмотрим особенности продукта.

Во-первых, для продукции рынка, как и для большинства электронных изделий, характерен очень короткий жизненный цикл. Среднее время от начала продаж продукта до снятия его с производства составляет три года. Таблица I иллюстрирует текущее состояние по продуктам-лидерам продаж в одной из компании отрасли в течение 2009 года (данные представлены на 01 июля 2012 года)

Как видно из представленной таблицы, лишь два из десяти лидеров продаж 2009 года продолжают выпускаться по состоянию на июль 2012 года. Все остальные модели уже сня ты с производства н заменены более новыми. Зачастую смениться успело уже не одно поколение моделей. Так. в 2009 году абсолютным лидером продаж в компании было цифровое фортепиано серии IIP (сокращение от HomePiano), а именно модель IIP-203. К середине 2012 года снята с производства не только эта модель, но и ее последователь модель IIP-305. В настоящее время на рынке представлена следующая серия домашних фортепиано IIP-507.

Из высокой скорости смены молелен непосредственно вытекает вторая особенность продукта - высокий риск обесценения (в частности, но позициям, снятым с производства и вмененным чо-

42 INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS. PROGNOSES

Шлица I. Текущее состояние по продуктам-лидерам продаж 2009 гола.

Номер в рейтинге продаж

10

Артикул

TD-4K

MICRO

HP201-ERW

CUBE-20X

CiT-10

мт-;

CUBE-30X

Категория товара

HP203-ERW Цифровое фортепиано

CUBE-15X Гитарный усилилтель

Ударная установка

Гитарный усилилтель

Цифровое фортепиано

Гитарный усилилтель

Гитарный процессор

Гитарная лелаль

RP101-ERW Цифровое фортепиано

Гитарный усилилтель

Обьем про лаж в 2009 году,

2 751 912

2 461 541

2 455 607

2 220 822

Текущее состояние

Снят с производства Снят с производства Снят с производства

2 199 803

Выпускается

2 177 732

2 053 517

1 91X409

1 725 451

1 720 404

Снят с производства

Снят с производства

Выпускается

Снят с производства

Снят с производства

Снят с производства_

делями-последователя.ми). Этот высоким риск обесценения распространяется на статью баланса, имеющую наибольший удельный вес в активах компании.

Третья особенность продукта сравнительно невысокая стоимость единицы. Как правило, розничная стоимость наиболее дорогих продуктов из линейки, цифровых фортепиано, не превышает 200 000 рублей за единицу. Стоимость очень распространенных гитарных педалей и усилителей составляет от трех ло десяти тысяч рублей. >та относительно невысокая по сравнению с другими рынками (недвижимость, автомобили) стоимость влияет на величину обесценения товара. В отличие от рынков дорогостоящей продукции. например, автомобилей, гораздо меньшее число покупателей предпочтет купить устаревшую модель со скидкой, т.к. абсолютный размер экономии не очень велик и не может компенсировать статусные потерн владельца от обладания устаревшим инструментом. Соответственно, возникновение факторов обесценения приводит к весьма существенному в процентом измерении падению возможной цены реализации.

Четвертая особенность - широкая продуктовая линейка. Как правило, каждая фирма на рынке музыкальных инструментов опе-рнруег несколькими сотнями товарных позиций. Соответственно, каждая из таких позиций должна быть проверена на обесценение, что делает процесс определения размера уценки для целей составления бухгалтерской отчетности весьма и весьма трудоемким.

Итак, особенности рынка (олигополнстическая конкуренция) и характеристики товара (короткий жизненный цикл, широкая продуктовая линейка, относительно низкая стоимость единицы) приводят к следующему:

- с одной стороны, можно обоснованно предположить, что часть товарных запасов будет представлена морально устаревшими, обесценившимися продуктами. Учитывая высокую скорость обесценения и высокую долю товаров в валюте баланса, весьма вероятно, что величина резерва будет существенной;

- с другой стороны, на практике определить сумму резерва весьма не просто. В нормативных актах есть лишь императивное требование отражать в отчетности товар по цене возможной реализации в том случае, если она ниже себестоимости. В то же время, насколько нам известно, отсутствуют доступные методики (утвержденные либо профессиональными сообществами, либо органами масти) определения этой цены в том случае, если фирма действует "е на рынке совершенной конкуренции, а сама оказывает непосредственное влияние на установление рыночной цены.

Отметим, что дополнительно усложняет тот факт, что процесс обесценения товаров не связан непосредственно со снижением отпускных цен, то есть нет возможности получить информацию о возможной цене реализации от других подразделений компании (отдела маркетинга, отдела продаж). Поясним причины такого несовпадения.

Любая учетная процедура, в том числе и создание резерва, должна соответствовать требования к бухгалтерскому учету, изложенным в ПБУ | 200Х «Учетная политика организации». [2) В частности. должно быть выполнено требование осмотрительности, заключающееся в большей готовности к признанию в бухгалтерском Учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов.

По нашему мнению, соблюдение требования осмотрительнос-111 применительно к созданию резерва означает, что организация должна Проверять товарные запасы на обесценение и, при необхо-

димости, создавать резерв сразу же после появления признаков обесценения.

При >том коммерческие службы компании руководствуются другими подходами в установлении цены продажи. Во-первых, они в принципе не обязаны следовать требованию осмотрительности. I lanpoTHB. коммерческие подразделения вполне могут руководствоваться оптимистическими ожиданиями и не снижать цену продажи даже при появлении признаков обесценения. Во-вторых, существуют определенные рыночные «правила игры», препятствующие мгновенной реакции на возникновение признаков обесценения в виде снижения отпускной цены. Так. например, на рынке шекг-ронных музыкальных инструмснтовк таким рыночным ограничителям относится необходимость проявления лояльности к дилерской сети. Зачастую отпускная цена на конкретную товарную позицию не может быть снижена ера )у после появления признаков обесценения. так как тогда те дилеры, которые совсем недавно приобрели аналогичный товар по более высокой цене и еще не успели распродать эти запасы, будут поставлены в невыгодное положение по сравнению с дилером, успевшим приобрести товар по сниженной цене. Лояльность дилерской сети - очень важная составляющая бизнеса в оптовой торговле, поэтому компания будет готова пойти на возможные убытки (например, отложить снижение цены товара и впоследствии продать его с еще большими убытками) ради сохранения ото и лояльности.

Итак, проведенный нами анализ привел к следующим выводам:

- в ряде отраслей, в частности, в рассмотренной нами торговле электронными музыкальными инструментами, объективно затруднено определение возможной цены продажи .тля целей определения суммы резерва по обесценение ТМЦ:

- вместе с тем, для данной отрасли вопрос корректного определения величины резерва имеет большое значение, поскольку продукция сильно подвержена обесценению:

- в настоящее время каждая компания фактически вынуждена самостоятельно разрабатывать методику определения величины резерва, что может привести к существенному искажению финансового результата и недостоверности показателя финансового результата.

Литература:

[1] Приказ Минфина РФ от 0 нюня 2001 г. N 44н »Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01"

[2] Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N Юбн »Об утверждении положений по бухгалтерскому учету»

1. Гиляровская Л.Т. Организация учета оценочных резервов/ Л.Т. Гиляровская. Л.Л. Мельникова// Аудитор - 2002.№8, с. 17-26

2. Мизиковскин Е.А Оценка по справедливой стоимости/Е.Л. Мнзнковский, М.Н. Чннченко//Ауднторскневедомости.-2(Ю6.-№12. - с.3-10

3 Сорокина Е М. Справедливая стоимость: необходимость и возможность ее использования в российской практике Е.М. Сорокина // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита материалы всероссийской научно-практической конференции в т. Иркутске - г Иркутск. 2005.-с. 12-18

INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS. PROGNOSES 43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.