Научная статья на тему 'Практические приемы начисления резерва под обесценение товаров на рынке музыкальных инструментов'

Практические приемы начисления резерва под обесценение товаров на рынке музыкальных инструментов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЕРВ ПОД ОБЕСЦЕНЕНИЕ / ДОСТОВЕРНОСТЬ / АНАЛИЗ / OBSOLESCENCE RESERVE / RELIABILITY / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Ю. А.

В статье рассмотрены практические подходы, используемые для определения размера резерва под обесценение товаров компаниями, работающими на рынке торговли музыкальными инструментами. Сделан вывод о том, что существенная часть компаний не начисляет резерв вообще; многие компании начисляют резерв, используя методологию, не соответствующую требованию нормативных документов. Такой подход приводит к недостоверности финансовых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL APPROACHES TO THE OBSOLESCENCE RESERVE CALCULATION AT MUSICAL INSTRUMENTS MARKET

The article considers the practical approaches to the obsolescence reserve calculation at musical instruments market. The conclusion is made that many companies do not accrue the reserve at all; many companies use incorrect methods for the calculation. This approach leads to the nonreliable financial results.

Текст научной работы на тему «Практические приемы начисления резерва под обесценение товаров на рынке музыкальных инструментов»

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ НАЧИСЛЕНИЯ РЕЗЕРВА ПОД ОБЕСЦЕНЕНИЕ ТОВАРОВ НА РЫНКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Абрамова Ю.А., соискатель кафедры бухгалтерского учета , анализа и аудита МЭСИ

В статье рассмотрены практические подходы, используемые для определения размера резерва под обесценение товаров компаниями, работающими на рынке торговли музыкальными инструментами. Сделан вывод о том, что существенная часть компаний не начисляет резерв вообще; многие компании начисляют резерв, используя методологию, не соответствующую требованию нормативных документов. Такой подход приводит к недостоверности финансовых результатов.

Ключевые слова: резерв под обесценение, достоверность, анализ

PRACTICAL APPROACHES TO THE OBSOLESCENCE RESERVE CALCULATION AT MUSICAL INSTRUMENTS MARKET

Abramova Y., the applicant, Accounting, Analysis and Auditing chair, MESI

The article considers the practical approaches to the obsolescence reserve calculation at musical instruments market. The conclusion is made that many companies do not accrue the reserve at all; many companies use incorrect methods for the calculation. This approach leads to the nonreliable financial results.

Keywords: obsolescence reserve, reliability, analysis.

Встатьепроведенанализсоблюденияхозяйствующимисубъекта-митребованийнормативныхактовотносительноуценкиматериально-производственных запасов.

В соответствии с пунктом 25 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы, которые морально устарели, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Данная норма обязательна для всех юридических лиц по законодательству Российской Федерации за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

Цель анализа:

- определить степень соблюдения требования нормативных актов об обесценении товаров и выявить причины отступления от норм бухгалтерского учета;

- оценить существенность искажения отчетности из-за нарушения методологии оценки товарных запасов.

Объектом анализа явились российские компании различной организационно-правовой формы, функционирующие на рынке розничной торговли музыкальными инструментами.

Этапы проведенного анализа:

- создание репрезентативной выборки компаний;

- выявление компаний, не начисляющих в учете резерв под обесценение товаров вопреки требованиям нормативных документов, оценка удельного веса таких компаний в общем числе анализируемых предприятий;

- изучение причин неначисления резерва;

- изучение методов расчета сумм уценки товаров, применяемых в анализируемых компаниях и оценка соответствия применяемых мер требованиям нормативных документов;

- оценка влияния нарушений методологии учета (неначисле-нии резерва под обесценение товарных запасов либо некорректное его начисление) на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности анализируемых компаний.

Информация для проведения анализа была получена путем опроса руководителей и главных бухгалтеров компаний, осуществляющих розничную торговлю музыкальнымиинструметами. Информация была предоставлена на условиях обязательства неупомина-ния авторами исследования реального названия компаний, предоставивших данные.

Рассмотрим перечисленные выше этапы подробнее.

Создание репрезентативной выборки компаний

Рассматриваемая в нашем случае генеральная совокупность представляет собой все компании, осуществляющих розничную торговлю музыкальными инструментами.

Репрезентативность выборки оценивалась через долю, которую совокупный объем продаж компаний из выборки составляет от всего российского музыкального рынка.

Общий объем музыкального рынка в Российской Федерации в 2010 году (более поздние данные на момент проведения анализа отсутствуют) по данным авторитетного отраслевого издания ТЬеМшгсТ^ев составляет 208 млн. долларов США.

В описании методологии исследования, проведенного журналом ТЬеМивгсТ^ев, указано, что перевод данных об объеме рынка из национальных валют в доллары осуществлялся по курсу на 31 декабря 2010 года.

В соответствии с официальными данными о курсах обмена валют, представленными на сайте агентства Рейтер, являющихся одним из крупнейших в мире международных агентств новостей и финансовой информации, рыночная стоимость 1 доллара по состоянию на 31 декабря 2010 года составляла 30,5551 рублей.

Таким образом, обратный пересчет позволяет оценить объем российского музыкального рынка в 2010 году следующим образом:

Объем рынка (тыс. руб.) = Объем рынка (тыс. дол.)*Курс. Объем рынка (тыс. руб.) = 208 000*30,5551=6 355 461.

Общий объем продаж за тот же период по выборочной совокупности составляет 4 582 638 тыс. рублей Несложный расчет показывает, что выборочная совокупность представляет 72% от общего объема музыкального рынка России в 2010 году.

Обращаем внимание, что осуществленная нами выборка является детерминированной (компании, предоставившие данные, являются дилерами компании-работодателя авторов исследования). Детерменированность выборки, несомненно, снижает возможность распространения полученных результатов на всю совокупность.

В то же время, учитывая, что рассмотренные нами компании и индивидуальные предприниматели представляют практически ? рынка, мы считаем возможным использование имеющихся данных для анализа.

Выявление компаний, не начисляющих в учете резерв под обесценение товаров

По всем компаниям выборки был проведен опрос относительно начисления в бухгалтерском учете резерва под обесценение товаров.

Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таким образом, должны начислять резервы под обесценение товарных запасов 489 из рассмотренных 511 участников рынка. 353 (72%) пренебрегают этой обязанностью.

Изучение причин неначисления резерва

Нами были изучены причины неначисления резерва среди 353х компаний, обязанных его начислять в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету, но пренебрегающих этой обязанностью.

Для исключения возможности навязывания мнения авторов

Таблица 1.

Количество участников рынка, обязанных начислять резерв Количество участников рынка, не обязанных начислять резерв ИТОГО

Фактически начисляют 136 0 489

Фактически не начисляют 353 22 22

ИТОГО 489 22 511

Таблица 2. Причины неначисления резерва под обесценение товарных запасов

Количество полученных ответов Удельный вес

Отказ предоставить информацию 22 0,03

Ответственный за составление отчетности не знает о необходимости начисления резерва 38 0,06

Отсутствие методики расчета суммы резерва (сложность определения рыночной стоимости) 230 0,36

Невостребованность информации пользователями отчетности 210 0,33

Отсутствуют претензии со стороны проверяющих (аудиторские компании, налоговые органы), либо претензиии минимальны и несопоставимы с трудозатратами на начисление резерва 146 0,23

исследования нами не были предложены заранее варианты ответов. Каждой компании предлагалось основную причину, по которой они отступают от требований ПБУ 5/01. В случае, если на решение конкретной компании оказывали влияние не одна, а несколько причин, компаниям, помимо основной, предлагалось назвать также вторую причину - наиболее существенную из прочих.

Выяснилось, что, несмотря на различие формулировок, в основе пренебрежения требованиями о начислении резерва лежит лишь несколько причин. Они обобщены в таблице 2.

Общее количество ответов может отличаться от количества компаний, принимавших участие в опросе, так как одна компания могла указать одну или две причины.

Таким образом, 36% от общего числа ответов связывают уклонение от обязанности начислять резервы с отсутствием методики начисления резерва, сложностью определения возможной цены реализации. По нашему мнению, ответ «Отсутствуют претензии....» (23%) также связан с отсутствием понятных методик определения сумм резерва, когда аудиторские организации затрудняются в оценке резерва под обесценение товаров и, соответственно, не ставят воп-

рос о недостоверности отчетности в связи с отсутствием такового.

Изучение методов расчета сумм уценки товаров

Авторами были изучены методы расчета сумм резервов под обесценение товарных запасов, применяемые теми компаниями, которые в принципе начисляют данный резерв.

Обобщенные результаты приведены в Таблице 3.

Выяснилось, что, несмотря на все разнообразие компаний, фактически расчет сумм обесценения производится лишь тремя способами. Рассмотрим эти способы подробнее.

Применение фиксированного процента уценки товара на основании мнения внутреннего эксперта. Способ заключается в том, что компания самостоятельно разрабатывает некую шкалу уценки, например

Товар категории А - не уценивается;

Товар категории В - уценивается на 20% от учетной цены;

Товар категории С - уценивается на 40% от учетной цены;

Товар категории D - уценивается на 60% от учетной цены;

Товар категории Е - уценивается на 80% от учетной цены;

Таблица 3. Методы определения сумм уценки

Метод Количество компаний Удельный вес

Уценка на основании мнения эксперта 70 0,51

Уценка на основании данных о продажах 36 0,26

Уценка на основании данных о продажах с учетом остатка 16 0,12

Отказ предоставить данные 14 0,10

ИТОГО 136 1,00

Товар категории F - уценивается на 99% от учетной цены;

Количество используемых категорий, а также размер уценки, соответствующий каждой из категорий, могут варьироваться от компании к компании.

Внутренний эксперт (как правило, руководитель отдела маркетинга или руководитель отдела продаж) проставляет категорию для каждой номенклатурной позиции, числящейся в учете на отчетную дату.

Исходя из проставленной категории бухгалтерия производит расчет сумм обесценения.

Основное достоинство данного метода состоит в том, что величину обесценения определяет специалист, хорошо знающий рынок.

К недостаткам данного метода можно отнести:

- неполное соответствие требованиям нормативных актов (не производится фактическое сравнение цены возможной продажи со стоимостью товара, отраженной в учете);

- отсутствие формализации. Нет четко сформурированных критериев проставления той или иной категории. Как правило, внутренний экспет не всегда может мотивировать свое решение даже применительно к конкретной товарной позиции (на вопрос о причинах выбора, например, между уценкой отдельно взятой позиции на 40% или на 60% вполне может быть получен ответ:«Я так чувствую»);

- сложность проверки достоверности показателя, поскольку величина обесценения зависит от субъективного мнения.

Применение фиксированного процента уценки на основании данных о продажах. Суть этого способа состоит в том, что обесценение производится по товарным позициям, не продававшися в течение определенного времени. При этом способе также разрабатывается шкала уценки, например:

Товар продавался в течение последних 6-ти месяцев - уценка не производится;

Товар не продавался в течение последних 6-ти месяцев, но продавался ранее - уценивается на 20% от учетной цены;

Товар не продавался в течение последних 12-ти месяцев, но продавался ранее - уценивается на 40% от учетной цены;

Товар не продавался в течение последних 18-ти месяцев, но продавался ранее - уценивается на 70% от учетной цены;

Товар не продавался в течение последних 24-х месяцев - уценивается на 99% от учетной цены.

Количество используемых категорий, а также размер уценки, соответствующий каждой из категорий, могут варьироваться от компании к компании.

Несмотря на относительную простоту реализации данного метода на практике, его основным недостатком является несоответствие требованиям нормативных актов. Разумеется, между моральным устареваием товара и отсутствием продаж есть определенная логическая связь, но все же фактически в основу данного метода положен критерий длительности нахождения на складе, а не критерий сравнения учетной цены и цены возможной продажи.

Применение фиксированного процента уценки на основании данных о продажах с учетом данных об остатках товара. Данный метод является небольшой модификацией предыдущего. Компания также разрабатывает шкалу зависимости «отсутсвие продаж

- размер уценки», но при этом может не уценивать товар, если его количество на складе на отчетную дату невелико. Количество используемых категорий, размер уценки, соответствующий каждой из категорий, а также численная величина остатка, ниже которой товар не уценивается, могут варьироваться от компании к компании.

Преимущества и недостатки этого метода полностью идентичным предыдущим.

Нам представляется достойным внимания тот факт, что ни одна из компаний выборки не производит прямого сравнения цен, по которым запасы отражены в учете, с рыночными ценами.

Оценка влияния нарушений методологии учета (неначис-лении резерва под обесценение товарных запасов либо некорректное его начисление) на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности анализируемых компаний. Итак, предыдущие этапы анализа продемонстрировали, что подавляющее большинство компаний, функционирующих на рынке розничных продаж музыкальных инструментов, либо не начисляют резерв под обесценение товарных запасов вовсе, либо начисляют с нарушени-

ями предписанной методологии. Важным завершающим этапом анализа стала оценка того, насколько значимы последствия этих нарушений. Перед авторами стояла задача выяснить, влияют ли выявленные нарушения на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

К сожалению, у нас не было возможности получить бухгалтерскую отчетность по участвующим в анализе компаниям: компании отказали нам в предоставлении отчетности, а в органах статистики ее оказалось получить невозможно в связи с тем, что соответствующая отчетность не была им предоставлена. Таким образом, при анализе нам пришлось ограничиться лишь несколькими показателями, которые согласились предоставить компании.

Один из основных показатей, использованных нами - соотношение стоимости товаров, отраженной в отчетности к аболютной величине финансового результата (прибыли или убытка) до налогообложения. И стоимость товаров, и финансовый результат учитывались до начисления резерва под обесценение. Этот показатель был нам необходим для анализа чувствительности финансового результата к начислению резерва.

Далее нами был проведен анализ чувствительности (на сколько процентов должны быть обесценены товарные запасы, чтобы это обесценение существенно повлияло на достоверность финансового результата). В качестве уровня существенности была выбрана достаточно низкая величина в размере 10% от показателя прибыли (убытка) до начисления резерва и до налогообложения.

Для каждой конкретной фирмы уровень чуствительности рассчитывался по следующй формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где

Уч (%) - уровень чувствительности в процентах УрС - уровень существенности, в нашем случае 10% Запасы/Фр - соотношение стоимости товарных остатков до начисления резерва к абсолютной величине финансового результата до начисления резерва и налогообложения.

По результатам расчета нами был построен вариационный ряд распределения (Диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Уровень чувствительности

300

200

100

о

II - _

Менее 1% От 1% до 2% От 2% до 3% От 3% до 4% Более 4%

Среднее значение - 1,57

При этом средний процент обесценения по тем компаниям, которые начисляют резерв, составляет 1,75, то есть больше, чем рассчитанный нами уровень чувствительности.

Итак, обобщим полученные в результате анализа выводы:

- анализ охватывал 511 участников рынка музыкальных инструментов, суммарный объем продаж которых составляет 72% от розничных продаж отрасли;

- существенная часть проанализированных компаний в нарушение требований нормативных актов по бухгалтерскому учету не осуществляет обесценение товарных запасов вовсе, либо осуществляет обесценение с нарушением предписанной методики;

- одной из основных причин отклонения от требований нормативных актов в части обесценения товаров названы отсутствие методики обесценения в ситуации, когда неочевиден порядок определения рыночной стоимости;

- в подходе российских компаний усматривается нарушение требования осмотрительности (как правило, обесценение товарных запасов происходит через много месяцев после того, как спрос на них, а, следовательно, и возможная цена реализации, снизились);

- доля запасов в активе баланса и соотношение запасы/финансовый результат у торговых компаний настолько велико, что даже небольшое изменение в оценке запасов может оказать существенное влияние на достоверность финансового результата;

- соотношение величины резерва к стоимости товара в нашей стране в среднем ниже, чем в компаниях-лидерах рынка. Разумеется, это может свидетельствовать о более высоком качестве управления запасами, но косвенно может говорить и о том, что в нашей стране суммы резерва занижены.

Литература:

1. Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика: Пер. с фр./Под.ред. Я.В. Соколова.-М.:Финансы и статистика, 2000. -160с.

2. Математическая статистика: учебное пособие/Ю.В. Потапов; М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Томский гос. ун-т. - Томск: Изд-во науч.-технической лит., 2002 - 167 с.

3. Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материальнопроизводственных запасов» ПБУ 5/01" (с изменениями и дополнениями).

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И СУЩНОСТИ КАТЕГОРИИ «ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ»

Матузова И.В., доцент, к.э.н., член-корреспондент МАНПО Таймырский филиал АОУ ВПО «ЛГУ имени А.С.Пушкина»

В статье рассмотрены вопросы определения сущности категории «инновационная активность», основной характеристикой которой является интенсивность осуществляемых действий, направленных на получение результата инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта. Определены основные признаки инновационной активности предприятия, сформулировано понятие «инновационная активность» промышленного предприятия.

Ключевые слова: инновационная деятельность; инновационная активность; сущность категории; особенности; признаки; характеристика.

TO A QUESTION ABOUT THE CONTENT AND NATURE OF THE CATEGORY «INNOVATIVE ACTIVITY»

Matuzova I., Associate Professor, PhD, Corresponding Member of IASP Taimyr branch AOS VPO «LSU Pushkin»

The questions of defining the essence of the category «innovation “activity ", the main characteristic of which is the intensity of the action undertaken to obtain the result of innovation in the form of new or improved product. The main features of innovative companies, formulated the concept of «innovation activity» industrial enterprise.

Keywords: innovation, innovation activity, the essence category, especially, signs, characteristic.

В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет должное внимание переходу экономики на инновационный путь развития. Так, в проекте закона «Об инновационной политике на территории Красноярского края», инициированным Законодательным собранием Красноярского края, одной из основных целей краевой инновационной политики является «стимулирование инновационной активности предприятий, обеспечивающей рост конкурентоспособности продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства» [6]. При наличии благоприятного инновационного климата важной составляющей повышения инновационной активности является высокий уровень инновационного потенциала промышленного предприятия. Поэтому сегодня перед руководителями предприятий стоят новые стратегические задачи, решение которых направлено на техническое перевооружение, модернизацию производства и технологическую реструктуризацию в целом.

Следует отметить, что для современного этапа развития экономической ситуации в России характерна низкая инновационная активность организаций.

И хотя в последнее время в отечественной и зарубежной литературе достаточно широко обсуждается вопрос о способах и методах, направленных на повышение инновационной активности промышленных предприятий, положение с однозначностью толкование самого термина «инновационная активность» и выбором показателей, анализируемых при исследовании интенсивности инновационных действий на промышленных предприятиях, остается совершенно неудовлетворительным.

Следовательно, вопросы рассмотрения категории «инновационная активность», определения ее сущности, основных характеристик и признаков являются актуальными, и имеют важное экономическое значение.

В отечественной и зарубежной литературе приводится множество различных определений категории «инновационная активность». Среди авторов, занимающихся исследованием проблем анализа и оценки инновационной активности промышленных предприятий, можно отметить работы О.В. Никитиной, А.И. Богачева,

А.А. Поляковой, Л.И. Абалкина, О. Н. Мельникова, В.Н. Шувалова, В.П. Баранчеева, В.Н. Гунина.

Инновационная активность экономических систем представляет собой составляющую управленческой деятельности, направ-

ленную на реализационную инновационных изменений, связанных с созданием новой продукции, использованием нового сырья, применением новых технологий, формированием новых организационных структур и освоением новых рынков [2].

Под инновационной активностью предприятий Богачев А.И., Полякова А.А. понимают их способность использовать и реализовать нововведения для обеспечения конкурентоспособности и удержания за собой доли рынков [1].

Точка зрения О.В. Никитиной о том, что об уровне конкурентоспособности предприятия можно судить по его инновационной активности, совпадает с мнением А.И. Богачева. О.В. Никитина, характеризуя инновационную активность организации, делает акцент на эффективности и регулярности инноваций, динамике действий по созданию и практической реализации новшеств [4].

Инновационная активность, по мнению российского академика Л.И. Абалкина, это динамическая, целенаправленная деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, процессных, организационных и управленческих нововведений с целью получения инновационно-активным предприятием коммерческой выгоды и конкурентных преимуществ. Инновационно-активное предприятие - предприятие, осуществляющее разработку и применение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иных видов инновационной деятельности [8].

Поляков В.В., характеризуя инновационную активность, акцентирует внимание на эффективности использования инновационного потенциала предприятия, и под инновационной активностью понимает комплексную характеристику инновационной деятельности фирмы, включающей степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества [5].

Под инновационной активностью Мельников О.Н. и Шувалов

В.Н понимают созидательную деятельность (творческую энергию) производителей товара или услуги, выраженную в достижении диктуемых спросом приращениях новизны технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других показателей предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время [3].

Трифилова А.А. под инновационной активностью понимает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.