Научная статья на тему 'Подходы к определению размера резерва под обесценение электронных музыкальных инструментов'

Подходы к определению размера резерва под обесценение электронных музыкальных инструментов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ОБЕСЦЕНЕНИЕ / РЕЗЕРВ / СНИЖЕНИЕ ЦЕНЫ / СНИЖЕНИЕ ПРОДАЖ / MUSICAL INSTRUMENTS / OBSOLESCENCE / RESERVE / PRICE DECREASE / SALES DECREASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Ю. А.

В статье рассмотрены практические подходы, используемые для определения размера резерва под обесценение музыкальных инструментов компаниями, работающими на рынке торговли электронными музыкальными инструментами. На основании статистических данных определено количественное влияние факторов обесценения на возможную цену продажи и размер резерва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE CALCULATION OF THE OBSOLESCENCE RESERVE FOR ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS

The article considers the practical approaches to the obsolescence reserve calculation at musical instruments market. Basing on statistical data, the influence of the obsolescence factors on the market price and obsolescence reserve amount is measured.

Текст научной работы на тему «Подходы к определению размера резерва под обесценение электронных музыкальных инструментов»

Рис. 4. Оценка качества подготовки российских проектов ГЧП

Опыт участников исследования, накопленный ими в области ГЧП, позволяет рассматривать результаты опроса в качестве ценного источника информации, которая требует серьезного анализа.

Проведённое исследование показывает, что развитию рынка ГЧП в России будет способствовать поиск и распространение лучших зарубежных практик. Применение успешного опыта зарубежных стран в области государственно-частного партнёрства придаст ему содержательность международного масштаба - в целях привлечения большего количества значимых мировых инвесторов.

Успешный опыт Франции, наглядно демонстрирующий положительное воздействие ГЧП на экономическое развитие регионов и муниципальных образований, может и должен послужить поводом для улучшения ситуации с реализацией ГЧП-проектов в России. У ГЧП нет альтернативы с точки зрения оптимальности решений.

ся вопросами ГЧП, а также частных инвесторов, банков, кредитных учреждений и институтов развития. В опросе приняли участие как российские, так и иностранные организации (77% и 23% соответственно)^].

Участники исследования сходятся во мнении о том, что качество подготовки российских проектов ГЧП в целом остается низким (рис. 4). Оценка качества подготовки российских проектов ГЧП проводилась компанией «Emst&Young»по шкале от 1 до 3, где 1 -крайне низкое качество, 3 - высокое качество.

Респонденты оказались единодушны в том, что для повышения качества и передачи опыта наиболее важно привлечение сторонних экспертов. По мнению 70% респондентов обмен опытом в области реализации проектов ГЧП должен осуществляться с привлечением опытных консультантов. Очевидно, что в роли опытных консультантов должны выступать участники зарубежных проектов ГЧП.

Литература:

1.MarketUpdate. Review of the European PPP Market in 2011 // Official website of the European PPP Expertise Centre (EPEC). - Режимдос-тупа: http:// www.eib.org>epec/resources/epec_market_update_2011_en (датаобращения 03.12.2012г.).

2.Market Update. Review of the European PPP Market in 2010 // Official website of the European PPP Expertise Centre (EPEC). - Режимдо-ступа: http:// www.eib.org>epec/resources/epec_market_update_2010_en (датаобращения03.12.2012г.).

3.Аналитика: Международный опыт ГЧП. - Режим доступа: http:// www.kzppp.kz>public/upload/files/vestnik_2009_3.pdf (дата обращения 03.12.2012г.).

4.Франко-российский форум ГЧП 3 июня 2011г. - Режим доступа: http:// www.talk-s.ru/projects/russian-french-forum/files/transport/ 04_Massen_J.ppt (дата обращения 03.12.2012г.).

5.Жюльен БрюсоКуэлло. ГЧП во Франции // ГЧП журнал. - 2012. - №1. - С. 12. - Режим доступа: http: // www.pppi.ru (дата обращения 03.12.2012г.).

6.Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010г. № 1485-р.

7.Диснейленд в Париже. - Режим доступа: http: // www.disneylandparis.com (датаобращения 03.12.2012г.).

8.Кружалин В. И., Шабалина Н. В. Формирование туристско-рекреационных кластеров на принципах государственно-частного партнёрства. - Режим доступа: http: // www. visitrussia-yar.ru>.. .presentation/b.. .Shabalina.pdf(дата обращения 03.12.2012г.).

9.II ежегодная конференция ГЧП в России - 2012. Новое законодательство. Новая стратегия. Новые направления. - Режим доступа: http: // www.ppp-russia.ru. (дата обращения 20.12.2012г.).

10.Как обеспечить успех ГЧП в России: Обзор за 2012г. - Режимдоступа: http: // www. ey.com>.. .Industries/Government.. .PPP-survey.. .Overview. (датаобращения 20.12.2012г.).

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗМЕРА РЕЗЕРВА ПОД ОБЕСЦЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Абрамова Ю.А., соискатель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита МЭСИ

В статье рассмотрены практические подходы, используемые для определения размера резерва под обесценение музыкальных инструментов компаниями, работающими на рынке торговли электронными музыкальными инструментами. На основании статистических данных определено количественное влияние факторов обесценения на возможную цену продажи и размер резерва.

Ключевые слова: музыкальные инструменты, обесценение, резерв, снижение цены, снижение продаж

APPROACHES TO THE CALCULATION OF THE OBSOLESCENCE RESERVE FOR ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS

Abramova Y., the applicant, Department of Accounting, Analysis and Audit, MESI

The article considers the practical approaches to the obsolescence reserve calculation at musical instruments market. Basing on statistical data, the influence of the obsolescence factors on the market price and obsolescence reserve amount is measured.

Keywords: musical instruments, obsolescence, reserve, price decrease, sales decrease

В статье предложена методика обесценения одной из основ- ментами, а именно товаров группы «Музыкальные инструменты». ных составляющих товарных запасов для компаний, функциони- Музыкальные инструменты - это инструменты, нужные пользо-

рующих на рынке торговли электронными музыкальными инстру- вателю сами по себе, безотносительно наличия или отсутствия ка-

ких-либо других устройств. Товары из этой категории обладают достаточно значимой для потребителя стоимостью, ради экономии средств средний потребитель готов отказаться от престижного потребления (покупка самой последней модели) и рассматривать вариант приобретения морально устаревающих моделей по сниженной цене. Пример товаров из этой категории: цифровые фортепиано, клавесины и органы, синтезаторы, цифровые аккордеоны и баяны, ударные установки и т.п.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что обесценение дорогостоящих музыкальных инструментов имеет сложный характер.

При появлении факторов обесценения возможная цена их продажи существенно снижается, в том числе и до степени необходимости формировать резерв под обесценения, уменьшая балансовую стоимость товаров; влияние факторов обесценения усиливается со временем. Среди основных факторов обесценения - выпуск более совершенных моделей-последователей в том же ценовом диапазоне (как собственного производства, так и производства конкурирующих компаний), изменение технологий.

В соответствии с выдвинутой гипотезой, график цены до и после проявления фактора обесценения выглядит следующим образом:

Рис. 1.

где 1;о - время проявления фактора обесценения, И - время, когда возможная цена реализации становится равной нулю.

Для проверки гипотезы мы использовали данные по трем компаниям, являющимся типичными представителями рынка электрон-

120

100

80

60

40

20

о

ных музыкальных инструментов. Далее в статье эти компании будут условно именоваться «Альфа», «Бета» и «Гамма».

На первом этапе проверки гипотезы мы выделили товаров из группы «Музыкальные инструменты», для которых за период с мая 2009 по март 2012 года проявился хотя бы один из факторов обесценения.

По компании «Альфа» факторы обесценения проявились для 181 товара из 279, представляющих группу «Музыкальные инструменты», что составляет 65% от всей совокупности. По компании «Бета» факторы обесценения проявились для 150 товаров из 254, что составляет 59% от всей совокупности; по компании «Гамма» -для 107 товаров из 185, что составляет 58% от всей совокупности.

После этого мы сравнили средние продажи по каждому из товаров до проявления фактора обесценения и после. Перед сравнением предварительно был нивелирован фактор сезонности. Результаты сравнения по компаниям «Альфа», «Бета» и «Гамма» обобщены на Диаграммах 1-3.

Как видно из диаграмм, продажи постепенно снижаются в течение года после проявления фактора обесценения, по прошествии большего времени продажи практически останавливаются.

Отметим, что на степень падения продаж влияет снижение цены. Например, общее снижение продаж в первые три месяца после проявления фактора обесценения по компании «Альфа» составляет 12%. Сильнее (на 14%) сократились продажи тех товаров, по которым не были снижены цены продажи. По товарным позициям, по которым было произведено 20-ти процентное снижение цены, уровень продаж сократился лишь на 5%.

Схожая картина проявляется по «Бете» и «Гамме». По компании «Гамма» общее снижение продаж в первые три месяца после проявления фактора обесценения составило 9%.

Сильнее (на 12%) сократились продажи тех товаров, по которым не были снижены цены продажи. По товарным позициям, по которым было произведено 20-ти процентное снижение цены, уровень продаж сократился лишь на 4%.

По компании «Бета» общее снижение продаж в первые три месяца после проявления фактора обесценения составило 10%.

Сильнее (на 12%) сократились продажи тех товаров, по которым не были снижены цены продажи. По товарным позициям, по которым было произведено 20-ти процентное снижение цены, уровень продаж сократился лишь на 5%.

Ни.

До Первые три 3-6 месяцев 6-9 месяцев 9-12 месяцев Более года проявления месяца после фактора проявления обесценения

Диаграмма 1. Уровень продаж после возникновения факторов обесценения (в % к средним продажам до проявления фактора обесценения) компания «Альфа»

Пп.

Диаграмма 2. Уровень продаж после возникновения факторов обесценения (в % к средним продажам до проявления фактора обесценения) компания «Бета»

До Первые три 3-6 месяцев 6-9 месяцев 9-12 месяцев Более года проявления месяца фактора после обесценения проявления

Диаграмма 3. Уровень продаж после возникновения факторов обесценения (в % к средним продажам до проявления фактора обесценения) компания «Гамма»

До Первые три 3-6 месяцев 6-9 месяцев 9-12 месяцев Более года проявления месяца фактора после обесценения проявления

Диаграмма 4. Зависимость снижения продаж от снижения цены (период 9-12 месяцев)

Таблица 1

Снижение продаж в периоде до 3-х месяцев с момента проявления фактора обесценения в зависимости от фактора обесценения и степени снижения цены реализации

Снижение продаж, %

Фактор обесценения Количество номенклатурных ПОЗИЦИЙ Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 131 14,88 4,70 нд нд 12,16

Снятие с производства 37 11,10 6,21 нд нд 10,18

Изменение технологий 13 14,36 9,52 нд нд 13,99

ИТОГО 181 14,01 5,06 НД нд 11,88

Таблица 2

Снижение продаж в периоде от 3-х до 6-ти месяцев с момента проявления фактора обесценения в зависимости от фактора обесценения и степени снижения цены реализации

Фактор обесценения Количество номенклатурных позиций Снижение продаж, %

Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 131 41,72 21,10 2,16 нд 24,57

Снятие с производства 37 40,88 14,34 2,1 нд 25,71

Изменение технологий 13 36,20 21,32 2,6 нд 28,74

ИТОГО 181 40,94 19,98 2,17 нд 25,10

Таблица 3

Снижение продаж в периоде от 6-ти до 9-ти месяцев с момента проявления фактора обесценения в зависимости от фактора обесценения и степени снижения цены реализации

Фактор обесценения Количество номенклатурных позиций Снижение продаж, %

Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 114 60,09 34,75 9,39 3,49 34,50

Снятие с производства 34 53,35 35,56 10,91 2,19 28,77

Изменение технологий 11 65,37 33,87 8,47 3,38 43,11

ИТОГО 159 59,66 34,88 9,74 3,11 33,87

Таблица 4

Снижение продаж в периоде от 9-ти до 12-ти месяцев с момента проявления фактора обесценения в зависимости от фактора обесценения и степени снижения цены

реализации

Фактор обесценения Количество номенклатурных позиций Снижение продаж, %

Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 95 86,60 75,82 61,25 38,77 63,89

Снятие с производства 32 84,02 70,82 62,83 44,91 66,10

Изменение технологий 7 86,39 73,10 63,50 42,59 62,45

ИТОГО 134 86,05 74,35 61,86 40,01 64,34

Таблица 5

Снижение продаж в периоде более 12-ти месяцев с момента проявления фактора обесценения в зависимости от фактора обесценения и степени снижения цены реализации

Фактор обесценения Количество номенклатурных позиций Снижение продаж, %

Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 79 91,24 93,41 91,94 91,65 92,12

Снятие с производства 26 92,53 92,47 92,89 92,45 92,58

Изменение технологий 6 91,67 90,52 нд 93,77 91,64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИТОГО 111 91,72 91,91 92,17 91,88 92,20

Таблица 6

Снижение продаж в периоде до 3-х месяцев с момента проявления фактора обесценения в зависимости от фактора обесценения и степени снижения цены реализации

Фактор обесценения Количество номенклатурных позиций Снижение продаж, %

Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 112 12,48 4,28 нд нд 10,06

Снятие с производства 26 15,06 5,02 нд НД 11,58

Изменение технологий 12 6,20 5,54 НД нд 6,04

ИТОГО 150 12,36 4,52 НД нд 10,00

Таблица 7

в зависимости от фактора обесценения и степени снижения цены реализации

Фактор обесценения Количество номенклатурных позиций Снижение продаж, %

Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 112 40,25 19,45 2,62 нд 24,22

Снятие с производства 26 41,97 24,92 3,53 нд 24,34

Изменение технологий 12 34,47 19,34 2,91 нд 18,80

ИТОГО 150 40,18 20,35 2,79 нд 24,50

Таблица 8

Снижение продаж в периоде от 6-ти до 9-ти месяцев с момента проявления фактора обесценения в зависимости от фактора обесценения и степени снижения цены реализации

Фактор обесценения Количество номенклатурных позиций Снижение продаж, %

Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 102 58,10 31,49 11,6 4,3 33,38

Снятие с производства 23 55,54 44,93 8,82 6,92 35,79

Изменение технологий 11 54,42 38,34 5,43 1,56 27,13

ИТОГО 136 57,50 34,20 10,64 4,14 33,28

Таблица 9

в зависимости от фактора обесценения и степени снижения цены реализации

Фактор обесценения Количество номенклатурных позиций Снижение продаж, %

Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 92 82,39 75,48 60,64 46,95 66,71

Снятие с производства 21 86,79 77,51 55,60 52,79 74,83

Изменение технологий 11 98,61 77,29 60,30 36,02 67,09

ИТОГО 124 84,46 75,96 60,02 46,79 68,12

Снижение продаж в периоде более 12-ти месяцев с момента проявления фактора обесценения в зависимости от Тябпштя 10_________,_____________фактора обесценения и степени снижения цены реализации

Фактор обесценения Количество номенклатурных позиций Снижение продаж, %

Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 92 91,24 93,19 93,55 91,89 92,50

Снятие с производства 21 93,07 89,12 95,74 93,64 92,90

Изменение технологий 11 94,58 97,90 93,21 93,83 94,48

ИТОГО 124 91,60 92,74 93,89 92,53 92,74

Таблица 11

Снижение продаж в периоде до 3-х месяцев с момента проявления фактора обесценения в зависимости от ___________________________фактора обесценения и степени снижения цены реализации___________________________________

Фактор обесценения Количество номенклатурных позиций Снижение продаж, %

Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 71 11,69 3,39 нд нд 8,77

Снятие с производства 31 12,05 4,39 нд нд 9,33

Изменение технологий 5 12,08 4,86 НД нд 10,64

ИТОГО 107 11,81 3,73 нд нд 9,02

Таблица 12

в зависимости от фактора обесценения и степени снижения цены реализации

Фактор обесценения Количество номенклатурных позиций Снижение продаж, %

Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 71 39,47 20,51 2,59 нд 21,96

Снятие с производства 31 34,32 23,66 2,62 НД 22,37

Изменение технологий 5 36,45 НД нд нд 36,45

ИТОГО 107 37,69 21,61 2,6 нд 22,75

Таблица 13

в зависимости от фактора обесценения и степени снижения цены реализации

Фактор обесценения Количество номенклатурных позиций Снижение продаж, %

Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 65 53,62 37,19 10,79 3,34 32,12

Снятие с производства 28 59,81 31,52 11,32 5,62 32,35

Изменение технологий 4 нд 32,62 нд нд 32,62

ИТОГО 97 55,44 35,10 10,95 4,19 32,21

Таблица 14

Снижение продаж в периоде от 9-ти до 12-ти месяцев с момента проявления фактора обесценения в зависимости от фактора обесценения и степени снижения цены реализации

Фактор обесценения Количество номенклатурных позиций Снижение продаж, %

Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 50 84,74 73,60 58,97 49,48 74,35

Снятие с производства 25 85,96 77,13 27,28 41,06 67,15

Изменение технологий 4 85,15 85,61 нд 27,28 56,33

ИТОГО 79 85,03 75,45 61,51 43,17 71,16

Таблица 15

в зависимости от фактора обесценения и степени снижения цены реализации

Снижение продаж, %

Фактор обесценения Количество номенклатурных позиций Скидка не предоставляется 20% 50% 70% Среднее значение

Выпуск модели-последователя 50 91,49 90,86 92,64 92,48 91,90

Снятие с производства 25 95,01 92,80 95,69 90,69 93,61

Изменение технологий 4 нд 88,90 89,05 86,64 88,41

ИТОГО 79 93,05 91,18 93,17 91,64 92,26

Еще ярче компенсирующее влияние снижения цены проявляется на следующих временных промежутках. Так, например, общее снижение уровня продаж для «Альфы» в периоде времени через 9-12 месяцев после проявления фактора обесценения составило 64%. При этом снижение продаж находилось в явной зависимости от степени снижения цены.

Компенсирующее влияние снижения цены перестает проявляться лишь в периоде более 12 месяцев после проявления фактора обесценения. На этом временном промежутке падения продаж не удается остановить даже путем предоставления очень больших скидок.

Таким образом, имеющиеся статистические данные подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что для группы «Музыкальные инструменты» характерно постепенное, в течение года после возникновения фактора обесценения, снижение возможной цены реализации.

Для оценки количественного влияния факторов обесценения на величину резерва по группе «Музыкальные инструменты» ав-

тор проанализировал уровень снижения продаж в различные временные периоды в зависимости от фактора обесценения и предоставленной скидки.

Результаты анализа по компании «Альфа» представлены ниже.

В таблицах 6-10 представлены результаты анализа по компании «Бета», в таблицах 11-15 - по компании «Гамма».

На основании проведенного анализа нами были сделаны следующие выводы:

- темпы снижения продаж во всех компаниях очень схожи между собой;

- степень снижения продаж зависит от размера предоставленной скидки и от времени, прошедшего с момента возникновения фактора обесценения, но не зависит от того, какой именно из факторов обесценения проявился;

- в первые шесть месяцев после проявления фактора обесценения не происходит резкого спада продаж. В этот период резерв под обесценение создавать не следует;

- в периоде от шести до девяти месяцев резкое снижение про-

Таблица 16. Влияние факторов обесценения на возможную цену продажи и размер резерва

Время с момента проявления фактора обесценения До 3-х месяцев 3-6 месяцев 6-9 месяцев 9-12 месяцев Более 12 месяцев

Возможная цена реализации Не изменяется Не изменяете я Снижается на 20% Снижается на 70% Снижается на 90-100%

Резерв под обесценение Не создается Не создается Выполняется проверка. По большинству товаров резерв не создается Выполняется проверка. По большинству товаров необходимо создавать резерв Создается резерв в размере 90-100% от учетной цены товара

даж (более, чем на 50%) происходит, если цена продажи не была снижена. Однако предоставление дополнительной скидки в размере 20% способно компенсировать резкое падение спроса. Таким образом, в периоде от шести до девяти месяцев после проявления одного из факторов обесценения возможная цена реализации снижается на 20%. Для определения размера резерва следует сравнить возможную цену реализации и себестоимость товарных запасов, подвергшихся обесценению. Учитывая, что средняя наценка по отрасли составляет около 30%, для большинства товаров возможная цена реализации останется выше себестоимости;

- в периоде от девяти до двенадцати месяцев с момента проявления фактора обесценения резкое падение спроса удается компенсировать лишь предоставлением скидки в размере 70% от продажной цены. Таким образом, в периоде от шести до девяти месяцев после проявления одного из факторов обесценения возможная цена реализации снижается на 20%. Для определения размера резерва следует сравнить возможную цену реализации и себестоимость товарных запасов, подвергшихся обесценению. По большинству товарных запасов будет начислен резерв под обесценение на разницу между себестоимостью и возможной ценой реализации;

- по прошествии года и более с момента возникновения фактора обесценения резкое снижение продаж уже не может быть компенсировано предоставлением дополнительных скидок. Возможная цена реализации составляет не более 10% от первоначальной. По товарным запасам будет начислен резерв под обесценение на разницу между себестоимостью и возможной ценой реализации.

Предложения автора по определению размера резерва для товаров из группы «Музыкальные инструменты» обобщены в таблице 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Математическая статистика: учебное пособие/Ю.В. Потапов; М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Томский гос. ун-т. - Томск: Изд-во науч.-технической лит. 2002

2. Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материальнопроизводственных запасов» ПБУ 5/01" (с изменениями и дополнениями).

3. Поленова С.Н. Учет оценочных резервов/С.Н. Поленова// Бухгалтерский учет. - 2001.- №13.- с.12-17

4. Соловьева О.В. МСФО и ГААП: учет и отчетность. - М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.

5. Сорокина Е.М. Справедливая стоимость: необходимость и возможность ее использования в российской практике/ Е.М. Сорокина // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита: материалы всероссийской научно-практической конференции в г. Иркутске. - г. Иркутск, 2005.

6. Учет запасов по МСФО/М. Суконкина // МСФО. Опыт и перспективы. -2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.