Научная статья на тему 'Совершенствование способов формирования оценочных резервов'

Совершенствование способов формирования оценочных резервов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Л.Г., Рябова Е.В.

Одним из способов снижения рисков деятельности хозяйствующих субъектов и их последствий является создание резервов, поэтому в данной статье комментируются основные существующие способы формирования резерва по сомнительным долгам. Выявлены основные преимущества и недостатки, с учетом которых предлагается иная методика создания резерва по сомнительным долгам, учитывающая уровень и стоимость риска от обесценения дебиторской задолженности. Преимущество данного подхода заключается в том, что данную методику можно применять и для формирования других видов оценочных резервов, например, под обесценение финансовых вложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование способов формирования оценочных резервов»

19 (259) - 2007

Управление финансами

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ РЕЗЕРВОВ

Л.Г. МАКАРОВА, доктор экономических наук, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» Нижегородского филиала ГУ— Высшая школа экономики

Е.В. РЯБОВА,

старший преподаватель кафедры «Финансовый менеджмент» Нижегородского филиала ГУ— Высшая школа экономики

Одним из способов снижения рисков деятельности хозяйствующих субъектов и их последствий является создание резервов. Резерв [фр. reserve—запас, от лат. reservare — сберегать, сохранять] согласно большому бухгалтерскому словарю — это запас чего-либо на случай надобности; это обособленная часть активов, которая концентрируется в резервных (страховых) фондах — как централизованных, так и децентрализованных — и предназначается для покрытия непредвиденных потребностей, расходов для подстраховки рисков.

Оценочные резервы способствуют достоверному отражению в бухгалтерской отчетности имущественного и финансового положения организации с учетом неопределенности в отношении событий и условий, которые могут существенно повлиять на принятие решений заинтересованными пользователями [2, п. 32; 3, п. 7; 11].

В российских законодательных актах, международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), иных источниках специальной литературы состав оценочных резервов четко не определен. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» перечисляются резервы по сомнительным долгам; под обесценение вложений в ценные бумаги. В отдельных положениях по бухгалтерскому учету представлены резервы по условным фактам хозяйственной деятельности [5; 6]; под обесценение финансовых вложений [7]; под снижение стоимости материальных ценностей [4]. Таким образом, обобщение нормативной базы в области бухгалтерского учета и налогообложения [1 — 5; 7; 11 и др.] дает возможность в составе оценоч-

ных резервов выделить следующие их виды: по сомнительным долгам; под снижение стоимости материальных ценностей; под обесценение финансовых вложений; под условные обязательства. Согласно международным стандартам финансовой отчетности резервы создаются лишь по условным обязательствам в сумме, которую предприятие должно заплатить при погашении обязательства [13, с. 285].

Остановимся на порядке создания и использования резерва по сомнительным долгам. В специальной литературе представлены три основных подхода к расчету величины этого резерва, первый из которых (индивидуальный) основывается на оценках возможности погашения каждого долга [8; 9], второй (общий) — на оценке общей суммы сомнительной дебиторской задолженности [8 — 12 и др.], третий — сочетает элементы индивидуального и общего подходов [8, 9, 12].

К преимуществам первого подхода следует отнести достаточно высокую обоснованность в определении величины резерва, принимая во внимание размер долга, платежеспособность контрагентов и возможность погашения задолженности полностью или частично. Если невозможно оценить финансовое состояние должника, то размер резерва предлагается определять, исходя из цены возможной продажи дебиторской задолженности [8; 10].

Следует отметить недостатки, присущие данному варианту формирования резерва по сомнительным долгам: в нормативной базе по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности [2, п. 70] не приводится методики расчета вели-

чины резерва; в Налоговом кодексе РФ (НК РФ, ст. 266) величину резерва рекомендуется определять согласно сроку возникновения задолженности независимо от финансового состояния должника и вероятности погашения долга; в иных источниках специальной литературы при расчете величины резерва предлагается принимать во внимание субъективные факторы, например мнение руководителей потенциального покупателя дебиторской задолженности [8; 10].

Величина резерва по сомнительным долгам исходя из оценки общей суммы сомнительной дебиторской задолженности определяется на основе показателей выручки от продажи либо суммы дебиторской задолженности текущего периода и коэффициентов, вычисляемых по данным предыдущих периодов. К таким коэффициентам относятся доли: оплат дебиторской задолженности в общей ее сумме; списанной, просроченной или сомнительной дебиторской задолженности в выручке.

К преимуществам данного подхода по сравнению с индивидуальной оценкой долгов относится его меньшая трудоемкость, однако при этом нарушается требование российских нормативных актов [1; 2] — определять рассматриваемый резерв исходя из особенностей каждого долга в отдельности. При формировании резерва согласно данному подходу используется информация предыдущих периодов и не прогнозируются изменения условий взаимоотношений с партнерами, не оценивается финансовое состояние должников и вероятность погашения задолженности.

Третья группа способов формирования резерва по сомнительным долгам, сочетающая элементы индивидуального и общего подходов, основана на использовании показателей сомнительной задолженности по каждому должнику и рассмотренных выше коэффициентов. К преимуществам этого подхода следует отнести возможность при определении суммы резерва ранжировать дебиторскую задолженность по видам и группам. Вместе с тем сохраняются недостатки, отмеченные ранее относительно первого и второго подходов.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей может создаваться в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (МПЗ) [4, п. 20]. Допускается создание резервов по каждой единице МПЗ, принятой в бухгалтерском учете, либо по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных МПЗ, за исключением таких укрупненных видов (групп), как основные и

вспомогательные материалы, готовая продукция, товары, запасы определенного операционного или географического сегмента и т. п. Резерв создается под материальные запасы, которые хранятся достаточно долго, потеряли свое значение для предприятия и не используются в производстве.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ [4, п. 25]. Под текущей рыночной стоимостью или стоимостью возможной реализации понимается сумма денежных средств, которую организация может получить в случае продажи запасов.

При формировании резерва под снижение стоимости МПЗ учеными [11, с. 46] предлагается использовать показатель возможной чистой цены продаж, поскольку согласно МСФО № 2 запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой цены продажи, которая определяется на базе текущей рыночной стоимости за вычетом расходов на продажу [13, с. 43]. Показатель чистой цены продажи не представлен в российских стандартах по бухгалтерскому учету. Формирования резервов под снижение стоимости материально-производственных запасов нормами гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предусмотрено [1].

Перечень резервов под обесценение финансовых вложений, порядок создания и использования которых регулируется рядом нормативных актов, представлен в табл. 1.

Таблица 1

резервы под обесценение финансовых вложений

Вид резерва Поло- План ПБУ нк РФ

жение счетов 19/02 [1]

[2] бухучета [7]

Резерв под обесце- +

нение вложений в

ценные бумаги

Резерв под обесце- + +

нение финансовых

вложений

Резерв под обесце- +

нение ценных бумаг

у профессиональных

участников рынка

ценных бумаг

Положением по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности [2, п. 45] формирование резервов под обесценение вложений в ценные бумаги допускается только для акций, обращающихся на фондовой бирже, по которым регулярно

публикуются рыночные котировки. Если никаких операций с анализируемым активом в течение 90 дней на бирже не осуществляется, то рыночная цена не определяется и резерв не начисляется.

Величина резерва под обесценение финансовых вложений, в том числе в ценные бумаги, определяется на дату составления отчетности в счет прочих расходов организации путем умножения разности между учетной и текущей рыночной стоимостью активов на их количество [2, п. 45; 8, с. 126; 9 с. 86 и др.]. Согласно ПБУ 19/02 организация образует соответствующий резерв, если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений [7, п. 38]. Необходимым условием создания резерва является также определение расчетной стоимости финансовых вложений. По мнению Л. В. Сотниковой, расчетную стоимость акций следует определять на основе суммы чистых активов эмитента, приходящейся на акцию. Расчетной стоимостью вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью может быть признана действительная стоимость доли на отчетную дату, исходя из стоимости чистых активов [12].

Согласно налоговому законодательству резерв под обесценение ценных бумаг могут формировать только профессиональные участники рынка ценных бумаг, занижая налогооблагаемую базу на сумму созданного резерва [1, ст. 270 и ст. 300]. Прочие организации создают данный резерв из чистой прибыли.

Порядок образования резервов по условным фактам хозяйственной деятельности регулируется ПБУ 8/01. Резервы создаются по обязательствам, существующим на отчетную дату, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность. Обоснованная оценка последствий условного факта должна осуществляться хозяйствующим субъектом. Величина резерва может определяться как средневзвешенная из произведений суммы каждого обязательства на вероятность его исполнения; средняя арифметическая из

наибольшего и наименьшего интервалов значений совокупности обязательств; произведение указанной выше средней арифметической на вероятность проявления соответствующего интервала значений [5, п. 17].

Анализ существующих подходов к формированию оценочных резервов позволил авторам статьи предложить их совершенствование путем определения уровня и стоимости риска финансовых потерь, связанных с условными фактами хозяйственной деятельности, расчетными отношениями, обесценением активов. При этом рекомендуется использовать статистические методы исследования риска, основанные на хронологических либо прогнозных значениях анализируемых показателей, выбор которых зависит от вида формируемого резерва.

Рассмотрим возможность формирования резерва по сомнительным долгам с учетом факторов риска финансовых потерь от непогашения дебиторской задолженности. В качестве анализируемого показателя целесообразно принять коэффициенты просроченной дебиторской задолженности по контрагентам (Кз) в рассматриваемом периоде. В табл. 2 представлены значения показателей просроченной дебиторской задолженности, выручки от продажи продукции и коэффициентов просроченной дебиторской задолженности по контрагенту «А». Среднее арифметическое значение коэффициента просроченной задолженности (Кз) составляет 0,2323 или 23,23 %.

В финансовых расчетах в качестве меры риска и неопределенности используется преимущественно статистический показатель среднего квад-ратического отклонения (ст), равный квадратному корню из дисперсии (ст2) [14, с. 87].

Показатель среднего квадратического отклонения целесообразно использовать для оценки уровня риска финансовых потерь при формировании оценочных резервов, в том числе по сомнительным долгам (риска непогашения дебиторской задолженности). Данный показатель характеризует, насколько значения анализируемого коэффици-

Таблица 2

I задолженности по контрагенту «А»

Показатель По состоянию на:

01.01.2005 01.03.2005 01.05.2005 01.07.2005 01.09.2005 01.11.2005 01.01.2006

Сумма просроченной дебиторской задолженности (ДЗ тыс. руб.) 0 0 0 0 9877 9877 56783

Выручка от продажи продукции (Вконр тыс. ру6.) 0 0 0 0 28877 28877 60291

Коэффициент просроченной дебиторской задолженности (Кз() 0 0 0 0 0,342 0,342 0,942

ента просроченной дебиторской задолженности (Кз) могут отклоняться от его среднего арифметического значения (Кз). Уровень риска непогашения дебиторской задолженности составляет для рассматриваемого в табл. 2 контрагента 0,352 (35,2 %).

Стоимость риска финансовых потерь (УЛК) характеризует, какую величину не превысят максимальные потери со степенью уверенности, равной заданной вероятности, и рассчитывается согласно выражению [15]:

VAR = Р(КЗ - § хст). где УAR — стоимость риска финансовых потерь (в частности, непогашения дебиторской задолженности);

Р — сумма просроченной дебиторской задолженности контрагента на анализируемую дату;

§ — коэффициент, характеризующий принятый исследователем уровень точности оценки (доверительный уровень); в теории статистики данный коэффициент принимает значения от 1,28 до 2,33 при точности расчетов от 90 до 99 %;

Стоимость риска финансовых потерь, по нашему мнению, должна определять максимальную сумму резерва. Для оценки риска финансовых потерь от непогашения дебиторской задолженности контрагентом «А» фактическая сумма просроченной дебиторской задолженности на анализируемую дату составляет 56 783 тыс. руб.; среднее значение показателя просроченной дебиторской задолженности (Кз = 0,2323); уровень риска финансовых потерь (ст = 0,352); коэффициент § , характеризующий принятую точность оценки, выбран по статистическим таблицам распределения Стьюдента и составляет 5 %. С учетом указанных значений параметров стоимость риска финансовых потерь от непогашения задолженности составляет:

УAR = 56 783 (0,2323 - 1,65 • 0,352) = 19 788,88 [тыс. руб.]

Следовательно, максимальная величина создаваемого резерва по сомнительным долгам по данному контрагенту составит 19 788,88 тыс. руб., которая позволит покрыть сомнительный долг на 34,85 %.

В обследованной нами организации резерв по сомнительным долгам формируется согласно Налоговому кодексу РФ (табл. 3).

Расчетная величина для формирования резерва по сомнительным долгам по первой группе задолженности составляет 0 руб., по второй группе — 10 768,5 тыс. руб., по третьей — 9 877 тыс. руб.; общая расчетная величина составляет 20 645,50 тыс. руб. Максимальная величина резерва по сомнительным долгам согласно ст. 266 НК РФ не должна превышать 10 % от выручки отчетного периода. Выручка от продажи продукции по данному контрагенту составляет 60 291 тыс. руб., поэтому величина резерва в целях налогообложения не должна превышать 6 029,1 тыс. руб., что обеспечивает покрытие риска финансовых потерь от непогашения дебиторской задолженности лишь на 10,62 % (6 029,1 тыс. руб. / 56 783 тыс. руб. х 100 %).

Методику формирования оценочных резервов с учетом оценки уровня и стоимости риска финансовых потерь целесообразно применять и к другим видам оценочных резервов. Например, для создания резерва под обесценение финансовых вложений уровень и стоимость риска финансовых потерь от обесценения актива рекомендуется оценивать, используя ряд значений показателей относительной доходности анализируемых активов во времени, используя выражение: Дг = [(Р1 — Р0) / Р0], где Дг — относительная доходность актива;

Таблица 3

Формирование резерва по сомнительным долгам по нк рФ по просроченной задолженности контрагента «А»

№ Показатель Сумма (тыс. руб.)

1 Просроченная дебиторская задолженность со сроками погашения (ПДЗ):

2 до 45 дней 25 369,00

3 от 45 — 90 дней 21 537,00

4 свыше 90 дней 9 877,00

5 Итого просроченная дебиторская задолженность (ПДЗ) 56 783,00

6 Расчетная величина резерва по сомнительным долгам по срокам погашения:

7 до 45 дней (0 % от ПДЗ) 0,00

8 от 45 — 90 дней (50 % от ПДЗ) 10 768,50

9 свыше 90 дней (100 % от ПДЗ) 9 877,00

10 Расчетная величина резерва по сомнительным долгам 20 645,50

11 Выручка от реализации 60 291,00

12 Максимальная сумма резерва, по требованиям НК РФ (<=10 % выручки) 6 029,10

13 Сумма фактического резерва по сомнительным долгам: 6 029,10

Р1 — стоимость актива на отчетную дату; Р0 — стоимость актива на дату, предшествующую отчетной.

Методику оценки риска финансовых потерь от обесценения финансовых вложений рассмотрим на примере котировок обыкновенных акций ОАО «ГАЗ» за период с 01.01.2007 по 13.03.2007, представленных на сайте [16]. Стоимость обыкновенной акции (цена последней сделки) на 12.03.2007 составила 3 200 руб. /шт. (Р). По расчетам, среднее значение показателя относительной доходности актива за анализируемый период (Дг) равен 0,0198 (1,98 %), уровень риска финансовых потерь (ст =

0.02792., коэффициент §, выберем также на уровне 5 %. С учетом указанных значений параметров стоимость риска финансовых потерь от обесценения финансовых вложений составляет:

УЛЯ = 3 200 х (0,0198 - 1,65 • 0,02792) = 84,05 [руб. /шт.]

Следовательно, максимальная стоимость риска обесценения обыкновенной акции ОАО «ГАЗ» (сумма резерва под обесценение финансовых вложений) составит 84,05 руб. в расчете на одну обыкновенную акцию.

Учет уровня и стоимости риска финансовых потерь, по нашему мнению, способствует более объективному формированию величины оценочных резервов.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ, принят Государственной Думой РФ 19.07.2000.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 № 34н.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утв. приказом Министерства финансов РФ от 09.12.1998 № 60н.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ

5/01, утв. приказом Министерства финансов РФ от 09.07.2001 № 44н.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ8/01, утв. приказом Министерства финансов РФ от 28.11.2001 № 96н.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утв. приказом Министерства финансов РФ от 02.07.2002 № 66н.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утв. приказом Министерства финансов РФ от 10.12.2002 №125н.

8. Алексеева Е. В. Бухгалтерский учет оценочных резервов [электронный ресурс]: Дисс...канд. экон. наук: 08.00.12. М.: РГБ, 2005.

9. Гиляровская Л. Т., Мельникова Л. А. Бухгалтерский учет финансовых резервов предприятия. СПб.: Питер, 2003. - 192 с.

10. Дорогостайский В. Г. Бухгалтерский учет резервов в коммерческих организациях [электронный ресурс]: Дисс.канд. экон. наук: 08.00.12 — М.: РГБ, 2003.

11. Новичкова Н. Г. Организация учета финансовых резервов и пути ее совершенствования [электронный ресурс]: Дисс.канд. экон. наук: 08.00.12. — М.: РГБ, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Сотникова Л. В. Бухгалтерский и налоговый учет резервов — М.: Налоговый вестник, 2005. — 272 с.

13. Грюнинг Хенни Ван, Коэн Мариус. Международные стандарты финансовой отчетности. Практическое руководство на рус. и англ. яз. / Хенни Ван Грюнинг, Мариус Коэн. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. 336 с.

14. Уотшем Т. Дж, Паррамоу К. Количественные методы в финансах: учеб. пособие для вузов / Пер. с англ.; Под ред. М. Р. Ефимовой. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 — 527 с.

15. Толочко Ю. Value — at — Risk: методика расчета рыночного риска // Банковский вестник. 2004. 10.

16. www. scrin. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.