Научная статья на тему 'К вопросу качества образовательных услуг'

К вопросу качества образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КАЧЕСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / EDUCATIONAL SERVICES / QUALITY / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырев Валерий Викторович

Рассмотрены вопросы качества образовательных услуг в зависимости от финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On educational services quality

In the article were examined the issues of educational services quality depending on financing.

Текст научной работы на тему «К вопросу качества образовательных услуг»

программ осуществляется на протяжении последних двенадцати лет. Стоящие сегодня перед отраслью проблемы требуют комплексного решения, системного подхода, изменения направлений концентрации организационных, финансовых и материальных ресурсов. Поэтому необходима координация работы всех участников культурной деятельности программными средствами.

1. Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья 4: Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития // Российский экономический журнал. 1994. № 5-6. С. 43-44.

2. Гранберг А. Основы региональной экономики. М., 2004. С. 15.

3. Греф Г. О. Основные параметры прогнозного развития экономики России (2007-2009 гг.) // Экономика и управление. 2006. № 3. C. 22.

4. Рождественская И., Шишкин С. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах? // Вопр. экономики. 2005. № 1. С. 10.

5. Информационно-аналитические материалы о работе учреждений культуры, искусства, кино и архивов области в 2007 году. Тамбов, 2008. С. 10, 54, 68.

Поступила в редакцию 10.06.2008 г.

Stromova M.A. Prominent features of development of regional policy in the cultural sphere. In the paper the basic aspects of necessity to develop new state regional policy are stated, parameters of formation of the regional system of culture and new control system are defined, the basic problems of cultural sphere in the Tambov Region are revealed.

Key words: regional policy, management, cultural sphere.

К ВОПРОСУ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В.В. Болдырев

Рассмотрены вопросы качества образовательных услуг в зависимости от финансирования. Ключевые слова: образовательные услуги, качество, финансирование.

Выбор целей развития ТГУ им. Г.Р. Державина, сфокусированных на повышении качества образовательных и научно-исследовательских услуг, требует стабильных источников финансирования. Для увеличения финансирования и стабильности поступлений средств требуется диверсификация источников, т. е. их расширение, взаимозаменяемость и взаимодополняемость [1-4]. Как видно из табл. 1 структура финансирования ТГУ значительно изменяется.

Несмотря на то, что университет постоянно расширяет источники финансирования, сложившаяся на конец 2003 г. структура финансирования университета устарела. Преобладание в ней бюджетного финансирования и платы за образовательные услуги лишает ее гибкости и адекватной реакции на изменяющиеся рыночные условия. В связи с этим к 2010 г. планируется значительно повысить роль источников финансирования, создаваемых университетом за счет собственной на-

учно-исследовательской и производственнохозяйственной деятельности. В частности, доля бюджетного финансирования к 2010 г. должна снизиться до 35 %, при этом 10 % общего финансирования планируется получить за счет средств областного бюджета как платы за целевую подготовку специалистов региона и выполнение региональных образовательных и научных программ. Плата за образовательные услуги в общем объеме финансирования, напротив, должна снизиться до 30 %. Это продиктовано, с одной стороны, увеличением суммы финансирования, а с другой стороны, изменением в структуре набора абитуриентов и оказанием им платных образовательных услуг.

Но наиболее существенные изменения в финансировании должны к 2010 г. произойти в подсистеме производственно-экономической деятельности. Традиционно вузы тратят средства из других источников финанси-

Таблица 1

Структура финансирования ТГУ им. Г.Р. Державина за счет различных источников и поступлений

№ п/п Годы 1995 2000 2002 2003 2005 2006 2010 прогноз

Показатели, %

1. Федеральный бюджет 71,2 67,7 58,0 56,7 61,5 57,5 30,0

2. Местный областной бюджет - 0,1 - - 0,0 6,2 10,0

3. Местный городской бюджет - - - - 0,0 0,0 3,0

4. Плата за образовательные услуги 23,4 21,8 37,0 38,2 31,9 27,4 25,0

5. Гранты, хоз. договора НИР и др. 1,9 1,2 2,0 3,9 5,2 5,9 20,0

6. Спонсорская помощь 1,6 2,0 - 0,7 0,2 0,6 2,0

7. Прочие источники и поступления 1,9 7,2 3,0 0,5 1,2 2,4 10,0

8. Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

рования именно на производственно-учебную деятельность и содержание университета. Однако создание в рамках производственноэкономического блока Учебно-производственного центра и ряда других объектов, приносящих коммерческий доход, позволяет рассматривать этот блок как финансовообразующий. Подразделения и хозяйствующие структуры, входящие в Учебно-производственный центр, должны обеспечить до 30 % общего финансирования университета.

Повышение целостности образования как целенаправленного единства воспитания и обучения - главная проблема высшей школы. В результате событий последних десятилетий в отечественном образовании существенно ослаблена не только патриотическая, но и все остальные составляющие воспитания. Высокий уровень профессионального обучения в России при слабости патриотического воспитания, не соответствии материального поощрения (заработной платы) и нормального уровня жизни имеет следствием отток лучших специалистов на Запад.

Выгоды от образования могут выступать в виде:

а) более высоких заработков в будущем;

б) более широкого доступа к интересной, приятной и перспективной работе;

в) высокого престижа профессии или повышенного удовольствия от нерыночных видов деятельности в будущем.

Рассмотрим сложившуюся ситуацию на рынке труда Тамбовской области1.

Современная Россия, Тамбовская область находятся в состоянии глубинного кри-

1 По данным Департамента ФГСЗН по Тамбовской области.

зиса. Важнейшими компонентами этого кризиса являются кризис демографический, кризис качества трудовых ресурсов, кризис качества властной элиты и, наконец, кризис общественной морали.

Проведем количественную оценку демографического кризиса. По прогнозам, население России к 2050 г. сократится примерно на треть. Сейчас у нас 145 млн человек, будет около 100 млн, а может быть и меньше. 2007 г. - год т. н. «демографической ямы»: количество выходящих на рынок труда будет существенно меньше числа уходящих на пенсию, резко сократится число выпускников средних школ и т. д.

По Тамбовской области наблюдается значительное снижение численности населения (рис. 1).

Важным показателем социальных процессов является изменение возрастной структуры населения области. Основная тенденция - старение населения (доля населения старше трудоспособного возраста составила 25,1 %). В результате снижения рождаемости снизилась численность группы лиц моложе трудоспособного возраста на 5,2 %. Численность трудоспособного населения увеличилась на 0,3 % и составила 683,1 тыс. человек. Население области относится к демографически старому. Область отличается высоким коэффициентом демографической нагрузки: на 1000 жителей - 696 человек нетрудоспособного населения. Суженный режим воспроизводства в ближайшее время окажет влияние на уменьшение трудовых ресурсов.

Численность экономически активного населения области, по данным областного комитета по статистике, составила 571,3 тыс. человек (49,2 % общей численности населения

1350т

1300

§ 1250 &

О

§ 1200 X

3 1150

1100

1050

1316,8 1312,2

1^2°5 1256 6

1256-6 1240,7

1990 1995 1999 2000 2001 2002 2006

Рис. 1. Численность постоянного населения (на конец года)

области). 516,9 тыс. человек (90,7 %) экономически активного населения области заняты в экономике, 53,0 тыс. человек (9,3 %) по методологии МОТ классифицировалось как безработные.

На территории области зарегистрировано 16265 предприятий, основную долю из общего количества составляют предприятия и организации частной формы собственности -63,4 %, из них крестьянские и фермерские хозяйства - 18,9 %, закрытые акционерные общества - 5 %, производственные кооперативы - 4,6 %, общества с ограниченной ответственностью - 55,1 %.

В области функционировало около 3 тыс. малых предприятий, большинство из них находилось в областном центре - 52,3 %. По видам деятельности малый бизнес охватывал практически все отрасли экономики, но наибольший интерес для него представляла сфера торговли и общественного питания, где действовало 53,4 %, всех малых предприятий. На малых предприятиях было занято около 30 тыс. человек, в т. ч. на условиях совместительства около 2 тыс. человек. При анализе ресурсного потенциала малых предприятий следует отметить распространение вторичной занятости, которая предоставляет дополнительные источники доходов: доля вторичной занятости составила 6 %, на крупных и средних предприятиях - 3,4 %. Более высокая доля вторичной занятости отмечалась на предприятиях образования - 54 %, науки и научного обслуживания - 18,5%, культуры - 15,5 %, торговли - 8,7 %, здравоохранения - 6,3 %.

Таким образом, в области имеются предприятия, заводы, общества, независимо от формы их собственности, для которых постоянно будут требоваться высококвалифицированные кадры.

На оплату труда работников малых предприятий была направлена пятая часть валового продукта этих предприятий, на крупных и средних - третья.

Состояние рынка труда тоже плачевно. Все эксперты фиксируют чудовищный дефицит качественных кадров. Причем это касается не только высшего управленческого звена, но и среднего звена, и рабочих. Многие компании жалуются на то, что они не могут наращивать производство, потому что у них не хватает качественной рабочей силы. Компании, у которых хватает денег, ищут рабочую силу в соседних областях и вахтовым методом доставляют ее на свои предприятия.

Одновременно продолжается «утечка» профессиональных кадров в страны с более высоким уровнем заработной платы. Неблагоприятная перспектива усугубляется тем, что ухудшается качество высшего и среднего образования. А это не позволяет надеяться на то, что в ближайшие несколько лет мы сумеем скомпенсировать или преодолеть ухудшение качества рабочей силы.

В последние годы положение финансирования образования стало несколько улучшаться (табл. 2). На протяжении нескольких последних лет наблюдается увеличение

средств, выделяемых на образование в целом и по каждой из ступеней в отдельности. Значительно это увеличение коснулось сфер общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования. Но в целом финансирование вузов, колледжей и школ не претерпело существенных изменений. Зарплата молодых спе-циалистов-педагогов в России в среднем на треть ниже прожиточного минимума. Поэтому наблюдается резкое старение педагогических кадров. Тем самым можно утверждать о снижении качества знаний, получаемых обучающимися образовательных учреждений, и говорить о повышении уровня образованности региона не имеет смысла.

Необходима хорошо продуманная реформа образования, учитывающая не только экономические выгоды для государства в целом, но и индивидуальные потребности, обеспечение нормального уровня жизни для работников сферы образования.

В настоящее время проблема качества образования и эффективности инвестиций в образование недостаточно изучена и не существует методик, оценивающих их в пол-

ном объеме, размере. Изучаются отдельные составляющие, динамика отдельных показателей.

Поэтому необходимо создать благоприятные условия для повышения качества образования через вложения частных и государственных инвестиций в подготовку конкретных специалистов, отвечающих требованиям концепций развития предприятий, фирм, государства в перспективе на 5-10 лет. Тем самым параллельно с получением классического образования будет достигаться увеличение значений функции индивидуальных возможностей личности, более длительное время после окончания обучения данный показатель будет иметь положительное влияние на образовательный потенциал личности, будет соответствовать требованиям рынка-труда и уровню экономического развития. Построение предлагаемой второй системы образования можно проводить в рамках Молодежной политики государства и субъектов РФ, которая охватывает молодежь в возрасте 14-30 лет, т. е. экономически активное население и будущее страны.

Таблица 2

Средства областного бюджета Тамбовской области, выделенные на образование

Годы 2002 2003 2004 2006

Областной бюджет (тыс. руб.)

Всего: 11511685,5 14210698,1 14885024,8 15324056,7

Бюджет по расходам 5932081,5 7151933,7 7741084,3 7767439,6

Бюджет по доходам 5579604,0 7058764,4 7143940,5 7556617,1

Образование 176137,1 207397,7 272361,7 677129,2

Доля средств на образование в бюджете по расходам 3 % 2,9 % 3,5 % 8,7 %

В том числе:

Общее образование 99593,7 121319,2 137947,4 242987,9

Начальное профессиональное образование 2991 3247,5 3805,1 191508,0

Среднее профессиональное образование 27885,1 32096,8 50208,7 74292,6

Переподготовка и повышение квалификации 7299 9676,9 15434,8 16527,7

Высшее профессиональное образование 15585,5 17996,6 22565,2 23488,0

Прочие расходы в области образования 22782,8 23060,7 42400,5 125677,3

ЗТО от 28 декабря 2002 г. № 87-З «Об областном бюджете на 2002 год» ЗТО от 23 декабря 2003 г. № 185-З «Об областном бюджете на 2003 год» ЗТО от 23 декабря 2004 г. № 274-З «Об областном бюджете на 2004 год» ЗТО от 23 декабря 2006 г. № 273-З «Об областном бюджете на 2006 год

Трудность в построении точной функции, в нахождении точного значения сложного функционального коэффициента, в определении функциональных зависимостей, адекватно отражающих качество образования, состоит в том, что необходим продолжительный по времени эксперимент с разработкой методик изучения динамики требуемых данной моделью показателей. Необходим промежуточный мониторинг данных в процессе проводимого эксперимента.

Таким образом, необходимо параллельно с функционированием классической системы образования содействовать созданию центров профильной подготовки молодежи, строящих процесс обучения на концепциях перспективного развития на 5-10 (а может и более) лет. Только тогда будет формироваться государственный и частный заказ на определенных специалистов, отвечающих поставленным требованиям, осуществляющийся организациями. В результате будет наблюдаться рост образовательного потенциа-

ла, качества образования, а значит и экономический рост в стране в целом.

1. Юрьев В.М. «Жить по средствам»: реальность и возможности социально-экономического и материально-технического развития вуза: развернутые тез. докл. на заседании Расширенного Совета ТГУ им. Г.Р. Державина, 25 дек. 2007 г. Тамбов, 2007.

2. Юрьев В. Региональный университет: новый этап модернизации // Высшее образование в России. 2004. № 12 (69). С. 59-73.

3. Система финансирования образования: анализ эффективности / под ред. С.А. Белякова. М., 2003.

4. Формирование экономического механизма в региональных образовательных системах / под ред. М.М. Мусарского. М., 2003.

Поступила в редакцию 7.06.2008 г.

Boldyrev V.V. On educational services quality. In the article were examined the issues of educational services quality depending on financing.

Key words: educational services, quality, financing.

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

А.Ф. Шишкин, О.В. Широкова

На современном этапе в России возникает необходимость создания такого механизма развития аграрных отношений, который обеспечит достижение национальной безопасности в продовольственной сфере. В статье анализируются тенденции сельского хозяйства, а также рассматриваются основные принципы и факторы, на которых должна основываться современная аграрная политика России.

Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрная политика, механизмы развития аграрных отношений.

В Российской Федерации роль сельского хозяйства крайне велика, т. к. именно оно обеспечивает продовольственную независимость и национальную безопасность страны. Агропромышленный комплекс России, несмотря на то, что он находится последние 15 лет в глубоком системном кризисе, тем не менее вносит весомый вклад в формирование валового внутреннего продукта страны и доходной части как федерального, так и региональных и местных бюджетов. Свыше трети отраслей экономики страны связаны с аграрной сферой.

Россия, являясь одним из постоянных и основных участников в мировой торговле продовольствием, остается зависимой от его крупномасштабных импортных поставок. Уровень зависимости России от импорта продовольствия в настоящее время составляет около 33 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ныне уровень государственной поддержки сельского хозяйства в нашей стране значительно ниже, чем в странах ЕС, США и Канаде, и составляет 33,5 млрд долл.

Многие отрасли промышленности и сельского хозяйства находятся в глубоком

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.