Научная статья на тему 'Особенности формирования регионального бюджета'

Особенности формирования регионального бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6016
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / BUDGET / BUDGET REVENUES / BUDGET EXPENSES / BALANCE / BUDGET DEFICIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Алёна Юрьевна, Дорожкина Наталья Игоревна, Турбина Наталья Михайловна

Поскольку решение проблем обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и установление оптимального соотношения между доходами и расходами в настоящее время являются весьма актуальными, в данной статье основное внимание уделяется проблеме сбалансированности бюджета, как важнейшему требованию, предъявляемому к бюджетному процессу, протекающему во всех регионах страты. Являясь чрезвычайно сложным, процесс формирования доходов и распределения расходов региональных бюджетов проходит несколько основных этапов, отличающихся рядом характерных особенностей, первостепенное значение в которых отводится соблюдению норм бюджетного и налогового законодательства и в целом финансовой политики страны. В статье рассмотрены основные характеристики областного бюджета Тамбовской области, источники формирования доходов, основные направления расходования бюджетных средств. Проведен анализ доходов и расходов, определена их динамика, и выделены приоритетные направления расходования средств бюджета. На основе проведенного анализа в статье представлены основные направления оптимизации расходов регионального бюджета такие, как: оптимизация расходов на содержание бюджетной сети; оптимизация мер социальной поддержки; проведение мероприятий по инвентаризации расходных обязательств Тамбовской области и другие. В качестве основных методов аккумуляции дополнительных доходов в региональный бюджет в статье приведены такие, как: проведение оценки эффективности налоговых льгот, предоставляемых законодательством Тамбовской области; увеличение размера доли прибыли государственных унитарных предприятий Тамбовской области до 50 %: проведение инвентаризации государственного и муниципального имущества, с целью определения неиспользуемого и не приносящего доход имущества и принятие решений о его вовлечении в хозяйственный оборот и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорова Алёна Юрьевна, Дорожкина Наталья Игоревна, Турбина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF THE REGIONAL BUDGET

As the solution of problems of ensuring balance of budgets of the budgetary system of the Russian Federation and establishment of an optimum ratio between income and expenses are very relevant now, in this article authors paid the main attention to a problem of balance of the budget as to the major requirement imposed to the budgetary process proceeding in all regions striations. Being extremely difficult, process of formation of income and distribution of expenses of regional budgets takes place several main stages differing in a number of characteristics in which respect for standards of the budget and tax legislation and in general financial policy of the country has paramount value. In article authors considered the main characteristics of the regional budget of the Tambov region, sources of formation of income, the main directions of expenditure of budgetary funds, carried out the analysis of income and expenses, defined their dynamics and allocated the priority directions of expenditure of budget funds. On the basis of the carried-out analysis authors presented the main directions of optimization of expenses of the regional budget such as: optimization of maintenance costs of the budgetary network; optimization of measures of social support; holding actions for inventory of account obligations of the Tambov region and others. In the regional budget the main methods of accumulation of additional income are: evaluating efficiency of the tax concessions provided by the legislation of the Tambov region; increase in the size of a share of profit of the state unitary enterprises of the Tambov region up to 50%: carrying out inventory of the state-owned and municipal property, for the purpose of definition which is not useful and not bringing income of property and making decisions on its drawing into economic circulation and others.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования регионального бюджета»

УДК 336.145 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-5-144-153

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

ФЕДОРОВА АЛЁНА ЮРЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ДОРОЖКИНА НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ТУРБИНА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Поскольку решение проблем обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и установление оптимального соотношения между доходами и расходами в настоящее время являются весьма актуальными, в данной статье основное внимание уделяется проблеме сбалансированности бюджета, как важнейшему требованию, предъявляемому к бюджетному процессу, протекающему во всех регионах страты. Являясь чрезвычайно сложным, процесс формирования доходов и распределения расходов региональных бюджетов проходит несколько основных этапов, отличающихся рядом характерных особенностей, первостепенное значение в которых отводится соблюдению норм бюджетного и налогового законодательства и в целом финансовой политики страны. В статье рассмотрены основные характеристики областного бюджета Тамбовской области, источники формирования доходов, основные направления расходования бюджетных средств. Проведен анализ доходов и расходов, определена их динамика, и выделены приоритетные направления расходования средств бюджета. На основе проведенного анализа в статье представлены основные направления оптимизации расходов регионального бюджета такие, как: оптимизация расходов на содержание бюджетной сети; оптимизация мер социальной поддержки; проведение мероприятий по инвентаризации расходных обязательств Тамбовской области и другие. В качестве основных методов аккумуляции дополнительных доходов в региональный бюджет в статье приведены такие, как: проведение оценки эффективности налоговых льгот, предоставляемых законодательством Тамбовской области; увеличение размера доли прибыли государственных унитарных предприятий Тамбовской области до 50 %: проведение инвентаризации государственного и муниципального имущества, с целью определения неиспользуемого и не приносящего доход имущества и принятие решений о его вовлечении в хозяйственный оборот и другие.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, сбалансированность, дефицит бюджета

С возникновением первых государств важнейшей из сфер деятельности государства является рациональное формирование и распределение доходов и расходов бюджетов бюджетной системы, с целью обеспечения стабильного и эффективного функционирования органов власти всех уровней. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов не способно существовать без достижения устойчивого сбалансированного бюджета, являющегося основным его финансовым источником. Все это обуславливает важность достижения сбалансированности бюджета, особенно в условиях регионализации процессов экономического, политического и социального характера. Создание баланса в региональном бюджете является важ-

нейшей задачей государственных органов власти, поэтому решение проблем обеспечения его сбалансированности, установления оптимального соотношения между доходами и расходами и покрытия их дефицита, в настоящее время являются весьма актуальными.

Необходимо отметить, что именно в субъектах Российской Федерации проблема дефицитности бюджета стоит достаточно остро. Органы государственной власти субъектов РФ прилагают максимальные усилия, чтобы добиться его сбалансированности. Областной бюджет Тамбовской области в данном случае не является исключением. Обратимся к основным показателям областного бюджета (табл. 1).

Таблица 1

Основные характеристики бюджета Тамбовской области [1; 2] (тыс. руб.)

Пернод Основные характеристики бщцжета Тамбовской области

Доходы Расходы Дефицит (-)/ Профицит (+)

Данные отчётов об исполнении бщцжета Тамбовской области

2012 год 36 523 311,8 35 911315,4 611996,4

2013 год 36 987 865,8 41767 699,0 - 4 779 833,3

2014 год 40 545 335,8 42 535 536,6 - 1 990 200,9

2015 год 41363 512,1 43 898 666,6 -2 535 154,5

Бщцжет 2016 года (Закон о бщцжете Тамбовской области на 2016 год от 25.12.2015 № 610-3 в редакции от 31.10.2016)

2016 год 44 325 609,1 47 478 174,4 - 3 152 565,3

Бщцжет 2016 года (ожидаемое исполнение)

2016 год 42904 100,0 45 935 600,0 -3 031500,0

Проект бщцжета Тамбовской области па 2017 год и иа плановый период 2018 и 2019 годов

2017 год 34 101057,1 35 401057,1 -1300 000,0

2018 год 34 714 942,4 31736 253,4 2 978 689,0

2019 год 34 778 954,4 34 101 438,4 677 516,0

Данные таблицы свидетельствуют о том, что дефицит областного бюджета к 2017 г. уменьшился более чем в два раза, это говорит об устойчивом экономическом развитии области и о том, что государственные органы власти принимают особые меры по его снижению. Проследить динамику изменения дефицита можно на графике (рис. 1).

Мы можем наблюдать, что происходит уменьшение дефицита бюджета. К 2018 г. органы государственной власти субъектов РФ прогнозируют возможность профицита бюджета. Наилучшим вариантом достижения сбалансированности бюджета является составление бездефицитного бюджета, объем расходов которого не превышает величины доходов. Достижение данного баланса -задача очень сложная. Органы государственной власти Тамбовской области для решения проблемы дефицитности бюджета прибегают к различным методам. Основным методом обеспечения сбалансированности областного бюджета можно назвать ежегодное утверждение законом «Об областном бюджете» источников финансирования его дефицита. Основные источники финансирования дефицита областного бюджета Тамбовской области отражает таблица 2.

Как видно из данных таблицы, основным источником финансирования покрытия дефицита бюджета являются заемные средства.

В 2017 г. в областной бюджет будет привлечено 7899,6 млн руб. от кредитных организаций, 15 000,0 млн руб., будут получены от других бюджетов бюджетной системы РФ в виде бюджетных кредитов. 8 982,0 млн руб. будет использовано на погашение банковских кредитов и 16 117,6 млн руб. на погашение бюджетных кредитов.

Ежегодно законом об областном бюджете Тамбовской области в источниках финансирования дефицита областного бюджета утверждается объем Резервного фонда Тамбовской области, утвержденные суммы которого в 2016 и 2017 гг. составили по 32000,0 тыс. руб. [1].

Также для достижения сбалансированности областного бюджета используется бюджетный кредит, предоставленный бюджету Тамбовской области из федерального бюджета. Бюджетный кредит из федерального бюджета, предназначенный для частичного покрытия дефицита областного бюджета, в 2017 г. и в плановом периоде будет равен сумме 190,9 тыс. руб. ежегодно.

Динамика изменения дефицита в Тамбовской области за 2015-2018 годы

—Динамика изменения дефицита в Тамбовской области за 2015-2018 годы

Рис. 1. Динамика изменения дефицита бюджета в Тамбовской области за 2015-2018 гг. [1; 2]

Таблица 2

Источники финансирования дефицита бюджета Тамбовской области на период 2017-2019 гг. (млн руб.) [1]

Проект ЗТО на 2017 год

2017 год 2018 год 2019 год

1 5 6 7

Доходы, всего 34 101,1 34 714,9 34 778,9

Расходы, всего 35 401,1 31736,3 34 101,4

Дефицит Бюджета (1 1 300,0 2 978,7 677,5

Источники финансирования: 1 300,0 2 978,7 677,5

Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ 3 500,0 0,0 0,0

Размещение государственных ценных бумаг субъектов РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ 3 500,0 0,0 0,0

Погашение государственных ценных бумаг субъектов РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ 0,0 0,0 0,0

Кредиты кредитных организации в валюте РФ 1 082,4 491,2 539,2

Получение кредитпп от кредитных оргяничяций бюджетами субъектов РФ в валюте РФ 7 899,6 5 222,0 1 397,4

Погашение бюджетами субъектов РФ кредитов от кредитных оргяпи-щций н пятютге РФ - 8 982,0 -5 713,2 -858,2

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ 1117,6 2 487,5 1 216,7

Получение кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ 15 000,0 15 000,0 15 000,0

Погашение бюджетами субъектов РФ кредитов от кредитных оргяпи-щций н пятютге РФ - 16 117,6 - 17 487,5 - 16 216,8

Изменение остатков средств на счетах но учету средств бюджета 0,0 0,0 0,0

Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов 0,0 0,0 0,0

Как свидетельствует практика, наибольшей степенью эффективности в борьбе с дефицитностью бюджетов играет бюджетное регулирование, осуществляемое в рамках реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики. Важнейшими направлениями бюджетной и налоговой политики были и остаются обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Тамбовской области и сокращение его дефицита [3].

Достижение данных требований возможно в рамках осуществления аккумуляции бюджетных

доходов и оптимизации расходов областного бюджета.

Формирования расходной части областного бюджета по разделам классификации расходов бюджета, отраженные в таблице 3, показывают, что основное направление деятельности региональных органов власти заключается в разработке и осуществлении основных планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Подробный анализ можно получить с помощью характеристики структуры расходов бюджетных средств по Тамбовской области.

Таблица 3

Структура расходов областного бюджета (млн руб.)

Наименование 2016год* 2017 год 2018год 2019 год

Законопроект Изыене-ние к 2016 году, % Законопроект Изыене-ние к 2017 году, % Законопроект Изменение к 201В году,%

1 2 3 4=3/2* 100 5 6=5/3* 100 7 8=7/5* 100

ВСЕГО 47123,2 35 401,1 75,1 31736,2 89,6 34101,4 107,5

е том числе:

Общегосударственные вопросы 1633,7 2 926,8 179,2 1066,0 36,4 2 884,9 270,6

доля е общем объеме расходов, 9й 3,5 8,3 3,4 8,5

Национальная оборона 21,8 21,8 100,0 21,8 100,0 21,8 100,0

доля в общем объеме расходов, 0,0 0,1 0,1 0,1

Национальная безопасность н правоохранительная деятельность 239,0 254,8 106,6 182,1 71,5 202,3 111,1

доля е общем объеме расходов, % 0,5 0,7 0,6 0,6

Национальная экономика 12 337,5 7935,2 64,3 6 773,2 85,4 6 232,7 92,0

доля е общем объеме расходов, 9й 26,2 22,4 21,3 18,3

Жилищно-коммунальное хозяйство 1164,8 114,6 9* 38,4 33,5 42,7 111,2

доля е общем объеме расходов, % 2,5 0,3 0,1 0,1

Охрана окружающей среды 53,5 38,7 72,3 30,3 78,5 33,7 111,2

даля в общем объеме расходов, "п 0,1 0,1 0,1 0,1

Образование 11547.5 77823 67.4 7443а 95.6 7699.0 103.4

доля е общем объеме расходов, % 24,5 22,0 23,4 22,6

Культура, кинематография 1172,4 458,6 39,1 757,9 165,2 452,7 59,7

доля в общем объеме расходов, 9й 2,5 1,3 2,4 1,3

Здравоохранение 2 625,1 1634,1 62,2 1393,8 85,3 1535,0 110,1

доля е общем объеме расходов, % 5,6 4,6 4,4 4,5

Социальная политика 11935,3 10 471,0 87,7 10 273,4 98,1 10609,3 103,3

доля в общем объеме расходов, 9й 25,3 29,6 32,4 31,1

Физическая кулыура и спорт 889,6 397,9 44,7 323,4 81,3 354,6 109,7

доля е общем объеме расходов, % 1,9 1Д 1,0 1,0

Средства массовой информации 143,4 119,4 83,2 103,0 86,3 114,4 111,1

доля в общем объеме расходов, 9й 0,3 0,3 0,3 0,3

Обслуживание государственного н муниципального долга 1246,4 1671,9 134,1 1805,6 108,0 2 394,2 132,6

даля в общем объеме расходов, % 2,6 4,7 5,7 7,0

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 2113,2 1574,1 74,5 1524,1 96,8 1524,1 100,0

доля в общем объеме расходов, 9й 4,5 4,5 4,8 4,5

Рассматривая распределение расходов областного бюджета, необходимо отметить, что особо важным является выполнение социальных обязательств - меры поддержки населения, здравоохранение и образование [1; 2].

Как видно из данных таблицы, практически по всем направлениям расходов прослеживается динамика их сокращения, в результате чего сокращается и общий объем расходов областного бюджета на 11 722,1 млн руб. в 2017 г. и на 15 387,0 млн руб. в 2018 г. по сравнению с 2016 г.

Основная доля расходов приходится на социальную политику и национальную экономику. В общей сумме на эти направления выделили 18406,2 млн руб. 7782,2 млн руб. в структуре расходов бюджета Тамбовской области выделяется на образование, что значительно меньше по сравнению с прошлым годом. Самые незначительные расходы приходятся на охрану окружающей среды (38,7 млн руб.) и на национальную оборону (21,8 млн руб.). Каким бы эффективным не было распределение бюджетных средств, в условиях постоянной ограниченности финансовых ресурсов, изменения социально-экономической обстановки в регионе и постоянной реорганизации бюджетного сектора, необходим регулярный мониторинг и контроль распределения расходов с целью их оптимизации и реорганизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако следует обратить внимание на увеличение бюджетных ассигнований на расходы по обслуживанию государственного долга Тамбовской области. Это связано с ростом государственного долга Тамбовской области в 2017 г., с привлечением долгосрочных заимствований в виде облигационных займов и ростом ставок кредитования коммерческих банков, которые будут привлечены в 2017 г. и плановом периоде на погашение долговых обязательств прошлых лет. Более наглядно объемы ассигнований по отдельным видам расходов на 2017 г. отражает рисунок 2.

Основными мероприятия по оптимизации расходов регионального бюджета можно назвать следующие (рис. 3).

Наряду с вышеназванными мероприятиями необходима работа с целью оптимизации расходов областного бюджета по таким направлениям, как:

- оздоровление муниципальных финансов Тамбовской области (разработка, утверждение и организация контроля и мониторинга за выполнением планов оптимизации расходов местных бюджетов);

- совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд (централизация закупок для муниципальных заказчиков);

- поддержание кредитного рейтинга Тамбовской области (сохранение моратория на предоставление государственных гарантий Тамбовской области; увеличение сроков привлечения заемных средств при рефинансировании долговых обязательств Тамбовской области) и др. [3].

Рис. 2. Структура расходов бюджета Тамбовской области на 2017 г. (млн руб.)

Оптимизация расходов на содержание бюджетной сети

Оптимизация мер социальной поддержки

укрупнение или присоединение "мелких"

учреждений, а также организаций, загруженных менее чем на 50%, к более крупным (за исключением государственных учреждений, расположенных в сельской ^ местности)

увеличение объема расходов за счет доходов от внебюджетной деятельности бюджетных и автономных учреждений

включение в нормативные затраты ил содержание имущества затраты на имущество, используемое для выполнения государственного задания, а также отказ от содержания имущества,

государственного задания

обслуживающего персонала и непрофильных специалистов учреждений {сторожа, уборщики помещений, завхозы, электрики, рабочие, слесари, операторы котельной, плотники и т.д.)

исключение из регионального законодательства норм об обеспечении отдельными социальными выплатами категорий

лиц, имеющих возможность получать соответствую щи е выплаты за счет средств федерального _бюджета_

оптимизация расходов на страховые взносы на неработающее население за счет проведения работы по актуализации сведений о численности неработающего населения

Мероприятия по инвентаризации расходных обязательств Тамбовской области

Проведение инвентаризации

расходных обязательств Тамбовской области с

расходных обяэ

Тамб<

области, не решением

Кон ститу цией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъекто(

Федерации

Разработка плана по отмене с 01 января 2018 г. установленных Тамбовской областью расходных обязательств, не связанных с решением

вопросов, отнесенных Констнтуци ей Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Рис. 3. Основные направления оптимизации расходов областного бюджета Тамбовской области

Доходы бюджета Тамбовской области в 2016-2019 гг. (млн руб.)

Таблица 4

Наименование статей Размеры доходов на

2016г. 2017г. 2018г. (прогноз) 2019г. (прогноз)

Доходы, всего 35052,2 35927,5 32551,1 327333

Налоговые и неналоговые доходы 23096,2 22755,0 23964,5 23949,0

Налоги на прибыль и доходы, всего 14120,5 13741,1 14580,0 15412,7

Налоги на товары, реализуемые на территории РФ 2183,0 2570,3 2473,7 2641,0

Налоги на совокупный доход 966,6 1021,1 1060,4 1102,8

Налоги на имущество 3126,5 3218,5 3443,7 3692,9

Государственная пошлина 96,7 139,0 149,9 155,3

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 99,7 82,4 82,0 76,7

Административные платежи и сборы 210,9 211,2 222,4 233,1

Штрафы, санкции 713,0 504,0 504,1 504,4

Безвозмездные поступления 11985,5 13172,4 8856,5 8784,3

Иные межбюджетные трансферты 210,0 91,0 88,7 86,8

Основой формирования региональных бюджетов являются принцип самостоятельности бюджетов и их государственная финансовая поддержка. Формирование доходов регионального бюджета происходит за счет налоговых и неналоговых источников. Рассмотрим поступления в бюджет на примере таблицы 4.

Согласно приведенным в таблице 4 данным в 2017 г. прогнозируется рост налоговых и неналоговых доходов и увеличение удельного веса собственных доходов.

Законопроектом предусмотрены безвозмездные поступления, которые прогнозируются в 2017 г. в объеме 10 764 573,5 тыс. руб., в том числе:

- дотации в сумме 7 353 514,8 тыс. руб.;

- субсидии в сумме 1 264 011,3 тыс. руб.;

- субвенции в сумме 2 056 010,9 тыс. руб.;

- иные межбюджетные трансферты в сумме 91 036,5 тыс. руб.

Среди безвозмездных поступлений на 2017 г. основную долю составляют дотации в объеме 68,3 %. Доля субвенций составляет 19,1 %, субсидий 11,7 %.

Неналоговые доходы бюджета Тамбовской области сформированы на:

- 2017 г. в сумме 2 054 762,7 тыс. руб. или 107,0 % к ожидаемой оценке 2016 г.;

- 2018 г. в сумме 1 976 024,2 тыс. руб. или 96,2 % к прогнозным показателям 2017 г.;

- 2019 г. в сумме 932 906,3 тыс. руб. или 47,2 % к прогнозным показателям 2018 г.

Снижение объема безвозмездных поступлений обусловлено в основном уменьшением поступлений по субсидиям и иным межбюджетным трансфертам средств из федерального бюджета. В проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» не распределены многие субсидии, предоставляемые субъектам Российской Федерации (часть из них будет распределяться в 2017 г. на конкурсной основе) [1; 2].

Необходимо отметить, что объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета увеличился по сравнению с 2016 г. на 1186,9 млн руб., что связано с ростом дотаций, предоставленных на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности области.

В структуре доходов бюджета области основную долю составят налоговые доходы. На их долю в 2017 г. придется 62,4 %. Доля неналоговых доходов в общем объеме доходов 2017 г. составит 6,0 %.

Динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета области приведена на рисунке 4.

Согласно Законопроекту, в структуре налоговых и неналоговых доходов, составляющих в сумме 23 336 483,6 тыс. руб., в 2017 г. наибольший удельный вес занимают следующие доходы:

- налоги на прибыль (доходы) - 58,9 %, из них налог на прибыль организаций - 19,3 %, в сумме 4 514 730 тыс. руб. и налог на доходы физических лиц - 39,5 %, в сумме 9 226 413 тыс. руб.;

25 000 000,0

1 ♦ 21 281 720,9

20 000 000,0 ■ ^ 20 876 300,0 20 116 466,5

15 000 000,0 ■ 13 859 918,1 ^^^^^ 16 667 211,1

14 257 934,0 ♦ Налоговые доходы Неналоговые доходы

10 000 000,0 ■

5 000 000,0 ■ 720 495,2 14Q4 4R7R 1 919 747,0 2 054 762,7 1 970 157,1 1 253 636 5 1 393 467,6 ' - ■ •

' --—■ »

исполнено 2012 год исполнено исполнено исполнено ожидается проект 2013 год 2014 год 2015 год исполнение бюджета 2017 2016 год год

Рис. 4. Динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области за 2012-2017 гг.

Рис. 5. Структура налоговых и неналоговых доходов на 2017 г.

- налог на имущество - 13,8 %, в том числе налог на имущество организаций - 10,2 % в сумме 2 380 954,6 тыс. руб.;

- акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации - 13,5 %;

- остальные налоговые и неналоговые доходы - 17,5 % (рис. 5).

В Тамбовской области именно на налоговые поступления бюджета приходится наибольшее количество статей, следовательно, и большая сумма от всей суммы доходов. Оптимизация неналоговых доходов способна оказать большое влияние на сокращение дефицита бюджета, поскольку большое количество неналоговых поступлений не имеют постоянного характера и твердо установленной ставки, они не должны так точно и жестко планироваться, в отличие от налоговых доходов.

Основной целью налоговой политики на 20172019 гг. является сохранение бюджетной устойчивости Тамбовской области, посредством получения необходимого объема бюджетных доходов, развитие налогового потенциала, обеспечение роста доходной части бюджета Тамбовской области, и поддержка инвестиционной привлекательности Тамбовской области.

Источниками роста налогового потенциала должны стать дальнейшее развитие экономики Тамбовской области, эффективное использование государственного и муниципального имущества Тамбовской области, оказание государственной

поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Тамбовской области, содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области и повышению предпринимательской активности, совершенствование патентной системы налогообложения.

Можно выделить определенные методы по аккумулированию дополнительных доходов в региональные бюджеты:

- проведение оценки эффективности налоговых льгот, предоставляемых законодательством Тамбовской области по налогам и сборам;

- увеличение размера части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий Тамбовской области до 50 %;

- инвентаризация имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в целях выявления неиспользуемого имущества и принятие решений о его вовлечении в хозяйственный оборот;

- увеличение неналоговых доходов за счет мобилизации административных штрафов;

- расширение перечня услуг, оказываемых федеральными органами власти на базе многофункциональных центров и др. [5; 6].

Дополнительные доходы от налоговых источников областного бюджета можно привлечь путем отмены неэффективных налоговых льгот, а также

путем сокращения недоимки по региональным и местным налогам и сборам.

Основой сбалансированности является поддержание и сохранение финансовой стабильности бюджета, равенство доходов и расходов бюджета, достигаемые путем постоянного сдерживания роста расходов, установления уровня налогообложения в стране и в ее субъектах, оптимального для формирования доходов и удовлетворения общественных потребностей населения.

Кроме того, в результате реализации основных направлений по оптимизации расходов бюджета, а также методов аккумуляции дополнительных доходов, у органов государственной власти субъектов РФ появится реальная возможность укрепить устойчивость бюджетной системы области, обеспечить сокращение долговой нагрузки на бюджет, повысить качество управления финансами, эффективность и результативность бюджетных расходов, сбалансировать бюджет и даже привести его в состояние профицита.

Литература

1. О бюджете Тамбовской области на 2017 и плановый период 2018-2019 гг.: закон № 39-3 от 23.12.2016 г. URL: http://iin.tmbreg.ru/6347/2010/8323.html

2. О бюджете Тамбовской области на 2016 и плановый период 2017-2018 гг.: закон № 610-3 от 25.12.2015 г. URL: http://fin.tmbreg.ru

3. Об утверждении Программы оптимизации расходов бюджета Тамбовской области на 2017 - 2019 годы»: постановление администрации Тамбовской области от 30 марта 2017 г. № 275 URL: http://www.garant.rU/hotlaw/tambov/1103533/#ixzz4ecz6A V5Y]

4. О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области: закон Тамбовской области № 369-3 28.10.2005 г. URL: http://fin.tmbreg.ru

5. Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг.: постановление Администрации Тамбовской области от 21 октября 2016 г. № 1229. URL: http://docs.cntd.ru-/document/467404529

6. Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 гг.: постановление Администрации Тамбовской области от

8 октября 2016 г. № 1116. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/467404529

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. O byudzhete Tambovskoj oblasti na 2017 i planovyj period 2018-2019 gg. Zakon № 39-3 ot 23.12.2016 g. [About the budget of the Tambov region on 2017 and planning period of 2018-2019. Law № 39-L of 23.12.2016] URL: http://fin.tmbreg.ru/6347/2010/8323.-html

2. O byudzhete Tambovskoj oblasti na 2016 i planovyj period 2017-2018 gg. Zakon № 610-3 ot 25.12.2015 g. [About the budget of the Tambov region on

2016 and planning period of 2017-2018. Law № 610-3 of 25.12.2015] URL: http://fin.tmbreg.ru

3. Ob utverzhdenii Programmy optimizatsii raskhodov byudzheta Tambovskoj oblasti na 2017 - 2019 gody»: postanovleniye administratsii Tambovskoj oblasti ot 30 marta 2017 g. № 275 [About the approval of the Program of optimization of expenses of the budget of the Tambov region for 2017 - 2019: resolution of administration of the Tambov region on March 30, 2017 № 275] URL: http://www.garant.ru/hotlaw/tambov/1103533/#-ixzz4ecz6AV5Y]

4. O byudzhetnom ustrojstve i byudzhetnom protsesse v Tambovskoj oblasti: zakon Tambovskoj oblasti № 369-Z 28.10.2005 g. [About the budgetary structure and the budgetary process in the Tambov region: law of the Tambov region № 369-L 28.10.2005] URL: http://fin.tmbreg.ru

5. Ob utverzhdenii osnovnykh napravlenij byudzhetnoj i nalogovoj politiki Tambovskoj oblasti na

2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 gg. Postanovleniye Аdministratsii Tambovskoj oblasti ot 21 oktyabrya 2016 g. № 1229 [About the statement of the main directions of the budgetary and tax policy of the Tambov region for 2017 and for planning period of 2018 and 2019. Resolution of Administration of the Tambov region on October 21, 2016 № 1229]. URL: http://docs.cntd.ru-/document/467404529

6. Ob utverzhdenii osnovnykh napravlenij byudzhetnoj i nalogovoj politiki Tambovskoj oblasti na 2016 god i na planovyj period 2017 i 2018 gg. Postanovleniye Аdministratsii Tambovskoj oblasti ot 8 oktyabrya 2016 g. № 1116 [About the statement of the main directions of the budgetary and tax policy of the Tambov region for 2016 and for planning period of 2017 and 2018. Resolution of Administration of the Tambov region on October 8, 2016 № 1116] URL: http://docs.cntd.ru-/document/467404529

* * *

FEATURES OF FORMATION OF THE REGIONAL BUDGET

FEDOROVA ALYONA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

DOROZHKINA NATALYA IGOREVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

TURBINA NATALYA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

As the solution of problems of ensuring balance of budgets of the budgetary system of the Russian Federation and establishment of an optimum ratio between income and expenses are very relevant now, in this article authors paid the main attention to a problem of balance of the budget as to the major requirement imposed to the budgetary process proceeding in all regions striations. Being extremely difficult, process of formation of income and distribution of expenses of regional budgets takes place several main stages differing in a number of characteristics in which respect for standards of the budget and tax legislation and in general financial policy of the country has paramount value. In article authors considered the main characteristics of the regional budget of the Tambov region, sources of formation of income, the main directions of expenditure of budgetary funds, carried out the analysis of income and expenses, defined their dynamics and allocated the priority directions of expenditure of budget funds. On the basis of the carried-out analysis authors presented the main directions of optimization of expenses of the regional budget such as: optimization of maintenance costs of the budgetary network; optimization of measures of social support; holding actions for inventory of account obligations of the Tambov region and others. In the regional budget the main methods of accumulation of additional income are: evaluating efficiency of the tax concessions provided by the legislation of the Tambov region; increase in the size of a share of profit of the state unitary enterprises of the Tambov region up to 50%: carrying out inventory of the state-owned and municipal property, for the purpose of definition which is not useful and not bringing income of property and making decisions on its drawing into economic circulation and others.

Key words: budget, budget revenues, budget expenses, balance, budget deficit

Об авторах:

Федорова Алёна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и банковского дела Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Дорожкина Наталья Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и банковского дела Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Турбина Наталья Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогового контроля Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the authors:

Fedorova Alyona Yuryevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Banking and Finance Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov,

Dorozhkina Natalya Igorevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Banking and Finance Department, Tambov State University, Tambov

Turbina Nataliya Mikhaylovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Accounting and Tax Control Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.