Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: СМЕЩЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ'

ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: СМЕЩЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
835
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСТЫЕ ПРОЦЕНТНЫЕ ДОХОДЫ / КОМИССИОННЫЕ ДОХОДЫ / ТРАНЗАКЦИОННЫЙ БИЗНЕС / КЛИЕНТЫ БАНКА / ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ / NET INTEREST INCOME / COMMISSION INCOME / TRANSACTION BUSINESS / BANK CUSTOMERS / PRODUCTS AND SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушанов Александр Евгеньевич

Тенденция снижения банковских ставок продолжит оказывать давление на маржинальность бизнеса. По оценкам аналитиков, по итогам 2020 года маржа останется ниже уровня 2018 года и не превысит 4%. Уменьшение маржинальности объясняется ужесточением банковской конкуренции, а также опережающим ростом процентных расходов банков относительно их доходов. Период низкой инфляции и низких процентных ставок может сохраняться не один год, что предопределяет для многих банков особую актуальность процесса смены или серьезной адаптации их бизнес-модели в направлении повышения роли транзакционного бизнеса. В рамках настоящей статьи нами были рассмотрены факторы необходимости развития транзакционного бизнеса российских коммерческих банков, проанализированы взгляды ученых и практиков на содержание понятия «транзакционный бизнес», приведено его авторское определение, на этой основе предложен вариант оптимальной структуры продуктов и услуг транзакционного бизнеса крупного банка, раскрыт функционал базовых элементов данного направления деятельности. Выявлены основные резервы роста комиссионных продуктов банка, не несущих кредитного риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF INCOME OF COMMERCIAL BANK: A SHIFT IN PRIORITIES

The downward trend in Bank rates will continue to put pressure on business margins. According to analysts, by the end of 2020, the margin will remain below the level of 2018 and will not exceed 4%. The decrease in marginality is explained by the tightening of banking competition, as well as the outpacing growth of interest expenses of banks relative to their income. The period of low inflation and low interest rates can last for many years, which makes it particularly important for many banks to change or seriously adapt their business model in the direction of increasing the role of the transactional business. In this article we have considered the factors necessary for the development of transactional business Russian commercial banks, analyzed the views of scientists and practitioners on the concept of “transactional business”, given its author's definition, based on the variant optimal design of products and services transactional business of a major Bank, reveals the functionality of the basic elements of this activity. The main growth reserves of the Bank's Commission products that do not carry credit risk are identified.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: СМЕЩЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ»

Источники доходов коммерческого банка: смещение приоритетов

Ушанов Александр Евгеньевич,

кандидат экономических наук, доцент Департамента банковского дела и финансовых рынков, Финансовый университет при Правительстве РФ E-mail: AEUshanov@fa.ru

Тенденция снижения банковских ставок продолжит оказывать давление на маржинальность бизнеса. По оценкам аналитиков, по итогам 2020 года маржа останется ниже уровня 2018 года и не превысит 4%. Уменьшение маржинальности объясняется ужесточением банковской конкуренции, а также опережающим ростом процентных расходов банков относительно их доходов. Период низкой инфляции и низких процентных ставок может сохраняться не один год, что предопределяет для многих банков особую актуальность процесса смены или серьезной адаптации их бизнес-модели в направлении повышения роли транзакционного бизнеса. В рамках настоящей статьи нами были рассмотрены факторы необходимости развития тран-закционного бизнеса российских коммерческих банков, проанализированы взгляды ученых и практиков на содержание понятия «транзакционный бизнес», приведено его авторское определение, на этой основе предложен вариант оптимальной структуры продуктов и услуг транзакционного бизнеса крупного банка, раскрыт функционал базовых элементов данного направления деятельности. Выявлены основные резервы роста комиссионных продуктов банка, не несущих кредитного риска.

Ключевые слова: чистые процентные доходы, комиссионные доходы, транзакционный бизнес, клиенты банка, продукты и услуги.

В аналитических материалах Банка России отмечается тенденция сокращения спреда между ставками по предоставленным ссудам, с одной стороны, и привлеченным вкладам - с другой, что отрицательно сказывается на доходах банков. Основная причина - торможение инфляции и падение номинальных ставок. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на доходах банков:

- по итогам 2019 г. величина чистого процентного дохода (ЧПД) снизилась с 3,08 до 2,98 трлн

руб.;

- чистая процентная маржа (ЧПМ) в 2019 году сократилась с 4,2 до 3,8%, в то время как в 2018 г. наблюдался ее рост;

- одновременно непроцентные доходы банковского сектора возросли и достигли по итогам 2019 г. 1,3 трлн руб., что является историческим максимумом. Это свидетельствует о том, что кредитные организации продолжали поиск новых, отличных от процентных, источников дохода.

Несмотря на тенденцию сокращения ЧПД, первое полугодие 2020 г. российские банки окончили с хорошим финансовым результатом. Их чистая прибыль достигла 630 млрд руб. (годом ранее -560 млрд руб.) Однако нужно учитывать, что улучшение финансовых показателей в значительной мере связано со снижением объема резервов, созданных банками в ожидании ухудшения качества кредитных портфелей [1].

Очевидно и то, что уже во 2-м квартале текущего года финансовый результат сектора значительно уступал как средним показателям 2019 г., так и итогам I квартала 2020 г.

Согласно прогноза «Эксперт РА», прибыль банковской отрасли до вычета налогов по результатам 2020 г. сократится на 20-25% в сравнении с 2019-м годом - до 1,2-1,3 трлн руб., а показатель ROE не превысит 10-11% (в истекшем году -14,6%). Ожидается, что снижение финансового результата станет следствием отрицательной переоценки ценных бумаг и роста отчислений в резервы на возможные потери по ссудам из-за ухудшения их качества.

Скажется и эффект замедления кредитования. Так, размер портфеля сегмента малого и среднего бизнеса по банковским кредитам может сократиться к концу 2020 г. до 3 трлн руб., вследствие чего отмеченное выше падение процентных доходов банков в 2020 году продолжится и может составить 75-100 млрд руб. [2].

Дальнейшая стагнация ЧПД и ЧПМ, возрастающие риски от кредитного вложения средств, провоцирующие рост доли «токсичных» активов в структуре балансов банков, вынуждают их пере-

сз о

со £

m Р

сг

от А

ориентироваться на деятельность, доходы от которой, во-первых, стабильны, во-вторых, не несут кредитного риска, т.е. на непроцентные доходы от транзакционного бизнеса.

Мнения ученых и практиков на содержание данного понятия расходятся. По мнению исполнительного директора по транзакционному бизнесу банка «УРАЛСИБ» П. Зубрицкого, например, «транзакционный бизнес - это все, что не касается кредитного риска, все операции банка, которые не связаны с кредитованием. В этом бизнесе по разным параметрам можно выделить несколько основных категорий: транзакционные услуги для корпоративных клиентов, малого и среднего бизнеса, для безналичных расчетов и обслуживания наличного оборота, для управления ликвидностью и внешнеэкономической деятельности» [3].

В ПАО Сбербанк транзакционный бизнес трактуется как совокупность банковских продуктов, создающая ценности для клиентов посредством предоставления расчетных и прочих услуг, не связанных с финансированием [4]. По мнению представителей Промсвязьбанка, транзакционный бизнес - это, в первую очередь, РКО), карточные решения (корпоративные и таможенные карты), торговый и интернет-эквайринг, а также специальные сервисы для централизованного казначейства (host-to-host, мультихолдинг, контроль бюджетов, акцепт платежей, централизованная отчетность) и решения по управлению ликвидностью (физический и виртуальный пулинги, ежедневные и несни-жаемые остатки, депозиты, зонтичный овердрафт и т.д.).

Целый ряд банков, в том числе зарубежных, определяет транзакционный бизнес шире, включая в него продукты, содержащие кредитную составляющую, в том числе гарантии, факторинг, проведение документарных операций, торговое и экспортное финансирование (Danske Bank, Государственный банк Объединенных Арабских Эмиратов (ADCB), группа Societe Generale и др.).

Представляется не вполне обоснованным включение в состав транзакционного бизнеса гарантий, факторинга, торгового финансирования и т.п., т.е. продуктов и услуг с кредитной составляющей и связанными с этими рисками. Эти и подобные им продукты используются при финансировании торговых операций внутри страны, импортных или экспортных поставок - форфейтинг, кредит под гарантию банка покупателя (импортера), кредит от иностранного банка под страховое покрытие экспортно-кредитного агентства, предэкспорт-ное финансирование под контракт поставки и др.

Необходимо подчеркнуть, что какой бы широкой ни была палитра взглядов, главным, на наш взгляд, является не столько выявление принад-„ лежности к транзакционному бизнесу того или = иного банковского продукта, сколько оценка его £ эффективности в условиях превалирования прин-g ципа клиентоцентричности, формирования ком-^ плексного предложения исходя из запросов биз-z неса клиентов.

Следует отметить, что ведущие российские банки уже реализовали ряд прорывных технологических решений, существенно расширяющих возможности транзакционного бизнеса. Так, например, в АО «Альфа-банк» осуществлен первый в РФ платеж на базе блокчейн, автоматизированы торговые сделки и процедура верификации поставок в факторинге, что позволило существенно ускорить традиционные операции, снизить издержки, обходясь без посредников и лишних звеньев в бизнес-процессах; АО «Газпромбанк» и крупнейшая российская частная компания в сфере электроэнергетики и теплоснабжения «Т Плюс» запустили совместные расчеты на базе интеграции «Транзит 2.0» Национального расчетного депозитария (НРД) и системы SAP. «Транзит 2.0» - технологическое решение НРД для передачи финансовых данных между банками и корпорациями. Платформа позволяет максимально унифицировать и стандартизировать взаимодействие участников системы, повысить эффективность и безопасность этого взаимодействия.

С точки зрения риска необходимо подчеркнуть, что если транзакционный бизнес не связан с кредитным риском, то это не означает, что он безрисковый в принципе: неуплата или уплата не в полном размере комиссионного вознаграждения банку, снижение объема операций клиента, его переход в банк-конкурент с лучшими условиями, уменьшение доли данных операций в бизнесе кредитной организации, рыночное снижение размера комиссий, возникновение различного рода ошибок, предоставление поддельных документов -эти и другие виды рисков сопровождают операции по предоставлению продуктов и услуг в рамках транзакционного бизнеса.

Таким образом, чаще всего в понятие «тран-закционный бизнес» включают две важнейшие категории банковских услуг:

• обеспечивающие расчеты: РКО (открытие и ведение счетов, инкассация, конверсионные операции, валютный контроль), ДБО, пластиковые карты (зарплатные проекты и др.);

• нацеленные на оптимизацию денежных потоков компаний: продукты управления ликвидностью и капиталом (кэш-менеджмент, мульти-холдинг, аутентификация входящих платежей и др.), услуги размещения средств (депозиты и неснижаемые остатки) [5].

Обобщая сказанное, наиболее точно, на наш взгляд, можно определить транзакционный бизнес как комплекс продуктов и услуг банка, связанных с обеспечением расчетов и оптимизацией денежных потоков клиентов, предоставляемых за комиссионное вознаграждение и не несущих кредитного риска. Исходя из этого, а также принимая во внимание уже накопившийся опыт российских топ-банков, представляется оптимальным следующий арсенал продуктов и услуг в рамках транзакционного бизнеса (рис. 1).

Клиентский менеджер

CM Sales

CM Support

Поддержка ДБО

Поддержка держателей карт

Счета Платежные операции Кассовые операции

Инкассация Операционные кассы

Ежедневные остатки

Неснижаемые остатки

Депозиты

Овердрафты

Notional pooling

Автоматический overnight

Карточные решения и эквайринг

Корпоративные карты

Таможенные карты

Торговый эквайринг

Интернет-эквайринг

Зарплатные проекты

Клиент

о

а

Решения по управлению ликвидностью

Валютный контроль FX

Международные расчеты

Инструменты хеджирования валютных рисков

Cash pooling

РЦК Мультиклиент Автоматическая идентификация Централизованная отчетность

Каналы передачи данных

ДБО Host-to-Host

SWIFT СФПС и др.

Рис. 1. Продукты и услуги транзакционного бизнеса банка

Следует отметить, что внимание к сущности и элементам транзакционного бизнеса, дискуссии на эту тему в последнее время объясняются не столько желанием выделить конкретный перечень продуктов и услуг банка, соответствующих этому понятию, сколько обеспокоенностью банковского сообщества падением уровня ЧПД

и ЧПМ вследствие снижения маржинальности бизнеса, сохранения объема проблемных кредитов и т.д. Само по себе отнесение тех или иных продуктов в категорию транзакционного бизнеса не является самоцелью, гораздо важнее найти эффективные пути развития банковской отрасли, новые точки роста, не связанные с высокорискован-

сз о со от m Р от

от А

ными кредитными операциями и приносящие стабильный комиссионный доход.

Проблема обостряется наличием факторов снижения прироста чистых комиссионных доходов банков. В 2019 году их рост замедлился почти в два раза в сравнении с 2018-м: комиссии от расчетно-кассового обслуживания выросли в 2019 г. на 16% (в 2018-м - на 29%), а комиссии за переводы - на 21% (в 2018-м - на 43%). Если клиенты начнут пользоваться бесплатными переводами в системе быстрых платежей, банки потеряют доход и от р2р-переводов, и от платежей в пользу компаний, а банки, занимающиеся зарплатными проектами, - свои бесплатные пассивы. После запуска маркетплейса от Банка России обострится конкуренция, снизится лояльность клиентов, а также маржинальность банков-

ских продуктов. Кроме этого, ожидается уменьшение прироста комиссий от продажи продуктов страхования по ссудам физическим лицам (6% от общего объема комиссионных доходов в 2019 году).

Развитие транзакционного бизнеса банков, несомненно, связано с задачей существенной корректировки бизнес-модели их взаимодействия с клиентом [6]. Клиентоориентированность и мобильность, когда банк не просто выступает кредитором, а становится партнером и помощником, генерирующим идеи и решения для оптимизации финансовых потоков клиентов, - таковы основные тренды, обеспечивающие сегодня конкурентоспособность на рынке банковских услуг.

Функционал базовых элементов транзакцион-ного бизнеса представлен в табл. 1.

Таблица 1. Функционал базовых продуктов транзакционного бизнеса

Продукты транзакционного бизнеса Функционал (сервисы)

Расчетные продукты Классическое РКО: • правила открытия счетов • операционное время • безналичные платежи • валюты платежа • покупка/продажа валюты • режим зачисления • выдача и прием наличных • выписки • тарифы Дополнительные сервисы: • периодические списания • переадресация комиссий • доставка бумажных документов • подтверждение дополнительных платежей • проверка контрагента • специальные счета • заранее данный акцепт и др.

Валютный контроль и конверсионные операции • click & deal - сделка в один клик • сделки RFQ (Request For Quote) - заявка в режиме запроса цен и переговоров с дилером • ордер • доступность просмотра списка сделок, формирование отчетов по историям сделок • бездокументарное оформление сделок с использованием ЭП • аналитика • прозрачное ценообразование • просмотр и анализ биржевых котировок • контроль остатков на счетах в режиме реального времени • электронный документооборот при постановке контрактов на учет • индивидуальный подход и гибкость процедур валютного контроля • онлайн коммуникации между клиентом и банком по документам валютного контроля (консультации в режиме чата) • информирование клиента о текущем состоянии взаиморасчетов по контрактам • информирование о сроках предоставления документов валютного контроля при осуществлении валютных операций • досье клиента - доступ к электронному хранилищу копий документов ВЭД, предоставленных клиентом банку • отчет об истечении ожидаемых сроков исполнения обязательств по контрактам • сервис информирования клиента о нарушениях валютного законодательства

Окончание

Продукты транзакционного бизнеса

Функционал (сервисы)

Cash Management

• Расчетный центр клиента - сервис, позволяющий тому в режиме online принимать информацию о счетах компаний группы, открытых в банке и управлять денежными потоками группы компаний по электронной системе ДБО:

- акцепт/отказ платежей, сформированных компаниями группы (позволяет установить дополнительную согласующую подпись контролирующего сотрудника группы (казначей, главный бухгалтер) на расходных платежных документах

- возможность устанавливать лимит суммы платежного документа (платежи будут поступать на акцепт только в случае превышения установленного лимита. Если сумма платежа менее установленного лимита, платеж будет отправляться в банк без дополнительного акцепта)

- специальный сервис, предоставляемый компаниям, осуществляющим доверительное управление, и специализированным депозитариям (позволяет осуществлять подтверждение операций с присвоением обязательного реквизита)

• мультиклиент - доступ ко всем счетам группы компаний в режиме «Одного окна», т.е. одним списком на одном экране; опция разработана специально для корпоративных клиентов с холдинговой или многофилиальной структурой бизнеса:

- просмотр выписок и остатков по всем счетам компаний группы

- создание, подписание и отправка документов от имени любой из компаний группы

- формирование сводной выписки по счетам компаний группы

Cash pooling

Cash pool - структура, включающая несколько счетов, остатки на которых рассматриваются совместно для целей оптимизации расчета получаемых/ уплачиваемых процентов и для улучшения качества управления ликвидностью группы компаний. Сервисы и цели:

• получение дополнительного дохода благодаря повышению эффективности управления консолидированными средствами группы

компаний

• получение в режиме on-line сведений о текущей ликвидности компаний холдинга

• возможность оперативного получения «овердрафта»

• снижение потребности в дополнительном кредитовании

• оптимизация процентных доходов/расходов

• упрощение бухгалтерского учета внутри холдинга

Виртуальный (notional) Cash pooling с «овердрафтом»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечивает компенсационный механизм уплаты процентных расходов компаний холдинга за использование «овердрафтом» по счетам:

• ежедневный автоматический расчет банком общей для членов пула ликвидной позиции

• сервис автоматической дифференциации размеров начисленных процентов: на часть кредитового остатка - по повышенной ставке, на дебетовый остаток - по стандартной ставке «овердрафта»

Виртуальный Cash pooling без овердрафта

Реализует механизм виртуального объединения остатков на счетах участников пула (которые могут принадлежать разным юридическим лицам) в целях начисления более высоких процентов на остатки, при этом движения денежных средств не происходит. Ставка зависит от величины пула:

• фиксированные или плавающие ставки, зависящие от размера совокупного остатка пула; высокий процентный доход

• экономия времени для персонала компании за счет:

- отсутствия необходимости в ежедневной фиксации сделок

- отсутствия ежедневных транзакций

- автоматизированного расчета процентов

• детализированная ежемесячная отчетность

Что касается комиссионных доходов, то резервы их роста в ближайшее время видятся следующими:

• прорывные технологические решения с использованием цифровых сервисов; в качестве примеров - применение технологии блокчейн («Альфа-банк»), совместные проекты с част-

ными компаниями по совершенствованию процесса взаимодействия клиентов с банком в части ускорения расчетно-платежных сервисов («Газпромбанк» & «Т Плюс»); использование услуг риелторов при ипотечном кредитовании: подбор клиенту (за комиссионное вознаграждение) объекта недвижимо-

сз о со от m Р от

от А

сти в соответствии с требованиями покупателя и оценка его инвестиционной привлекательность;

• страховые и инвестиционные продукты: в условиях снижения ставок по вкладам наблюдается рост объема средств на инвестсчетах (ИИС);

• пакетные предложения: например, повышенная ставка по вкладу при условии, что вкладчик воспользуется картой данного банка, когда клиент получает повышенную ставку, а банк -комиссию от транзакций;

• введение дополнительных комиссий по обслуживанию счета независимо от размера несни-жаемого остатка и оборотов по счету;

• рост комиссионных доходов от оказания брокерских услуг в условиях увеличения их востребованности клиентами на фоне волатильно-сти фондового рынка. В объеме непроцентных доходов их доля от брокерского обслуживания и доверительного управления выросла с 6% в 2016 году до 9% в 2019-м;

• консультационные услуги по инвестиционным стратегиям на фондовом рынке.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что включение тех или иных продуктов и услуг в орбиту транзакционного бизнеса не является самоцелью; в условиях явно выраженной тенденции снижения маржинальности и падения процентных доходов важнее наметить пути его развития, постоянно расширяя спектр комиссионных услуг в условиях цифровизации и с соблюдением принципа клиентоориентированности, сохраняя прибыльность и оставаясь конкурентоспособным на рынке банковских услуг.

Литература

1. Сайт ежедневной деловой газеты «Ведомости». [Электронный ресурс]. URL: https://www. vedomosti.ru/finance/articles/2020/07/19/834916-pribil-bankov.

2. Сайт Национального рейтингового агентства. [Электронный ресурс]. URL: http://www. ranational.ru/sites/default/files/analitic_article/ Влияние кредитных каникул на банковскую систему России^Г Аналитический обзор.

3. Сайт журнала «Уралсиб». [Электронный ресурс]. URL: https://journal.uralsib.ru/ page7887216.html.

4. Ризванова И.А. Транзакционный бизнес как новая банковская услуга // Общество, политика, экономика, право.- 2017.- № 2. - С. 51-56.

5. Безгачева О.Л., Самотуга В.Н. Становление и развитие транзакционно-го бизнеса в банковском секторе России // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики.- 2015.- № 1 (49). - С. 23-31.

6. Извекова А.Д. Перспективы развития транзакционного бизнеса в российских банках // Креативная экономика.- 2019. - Т. 13. № 10. -С. 2067-2076.

SOURCES OF INCOME OF COMMERCIAL BANK: A SHIFT IN PRIORITIES

Ushanov A.E.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The downward trend in Bank rates will continue to put pressure on business margins. According to analysts, by the end of 2020, the margin will remain below the level of 2018 and will not exceed 4%. The decrease in marginality is explained by the tightening of banking competition, as well as the outpacing growth of interest expenses of banks relative to their income. The period of low inflation and low interest rates can last for many years, which makes it particularly important for many banks to change or seriously adapt their business model in the direction of increasing the role of the transactional business. In this article we have considered the factors necessary for the development of transactional business Russian commercial banks, analyzed the views of scientists and practitioners on the concept of "transactional business", given its author's definition, based on the variant optimal design of products and services transactional business of a major Bank, reveals the functionality of the basic elements of this activity. The main growth reserves of the Bank's Commission products that do not carry credit risk are identified.

Keywords: net interest income, commission income, transaction business, bank customers, products and services.

References

1. The website the daily business newspaper "Vedomosti". [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/arti-cles/2020/07/19/834916-pribil-bankov.

2. The website of the National rating Agency. [Electronic resource]. URL: http://www.ranational.ru/sites/default/files/analitic_article/ Влияние credit holidays for the Russian banking system.pdf. Analytical review.

3. The website of the journal "URALSIB". [Electronic resource]. URL: https://journal.uralsib.ru/page7887216.html.

4. Rizvanova I.A. Transactional business as a new banking service // Society, politics, Economics, law.- 2017.- № 2. - Pp. 51-56.

5. Bezgacheva O. L., Samotuga V.N. Formation and development of transactional business in the banking sector of Russia // Scientific notes of the Saint Petersburg University of management and Economics.- 2015.- № 1 (49). - Pp. 23-31.

6. Izvekova A.D. Prospects for the development of transactional business in Russian banks // Journal of creative economy.-2019. - Vol. 13. No. 10. - Pp. 2067-2076.

a.

e

CM

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.