Научная статья на тему 'Управление ликвидностью предприятия с помощью банковских продуктов'

Управление ликвидностью предприятия с помощью банковских продуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКВИДНОСТЬ / БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ / РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР КЛИЕНТА / ОВЕРДРАФТ / LIQUIDITY / CASH MANAGEMENT / BANKING PRODUCT / CASH POOLING / CLEARING CLIENT'S CENTER / BANK OVERDRAFT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурганов Александр Николаевич

Система управления ликвидностью предприятия с помощью специализированных банковских продуктов повышает эффективность управления денежными средствами предприятия и оптимизирует текущие расходы, снижает операционные риски и позволяет оперативно управлять счетами компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурганов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE COMPANY'S LIQUIDITY USING BANKING PRODUCTS

The liquidity company's management system with the help of specialized banking products increases the efficiency of company's cash management and optimizes the running costs, reduce operational risks and allows to quickly manage the company's accounts.

Текст научной работы на тему «Управление ликвидностью предприятия с помощью банковских продуктов»

УДК 336.647

УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОМОЩЬЮ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ

© 2014

А.Н. Бурганов, финансовый директор ООО «Верона-Моторс-Тольятти», Тольятти (Россия)

Аннотация: Система управления ликвидностью предприятия с помощью специализированных банковских продуктов повышает эффективность управления денежными средствами предприятия и оптимизирует текущие расходы, снижает операционные риски и позволяет оперативно управлять счетами компании.

Ключевые слова: ликвидность, cash management, банковский продукт, cash pooling, расчетный центр клиента, овердрафт.

В настоящее время предприятия работают в условиях жесткой конкуренции, поэтому большинство компаний не склонны к среднесрочному и, тем более, к долгосрочному накоплению средств - свободные средства направляются на развитие и продвижение бизнеса.

Однако это не означает, что свободные средства полностью отсутствуют. Задача инвестирования средств не утратила своей актуальности. Текущие рыночные условия выдвигают повышенные требования к продуктовой линейке банков в части размещения средств. Так, с одной стороны, эти средства должны максимально эффективно работать в те периоды, когда они не вовлечены в бизнес. Но при этом должна быть возможность их оперативного перенаправления для решения возникающих бизнес-задач [1, с.110].

С учетом требований рынка продуктовая линейка многих банков была дополнена комплексом продуктов и услуг для эффективного управление ликвидностью на предприятии, которые позволяют клиенту выбрать сбалансированную стратегию использования свободных средств, учитывающую индивидуальные потребности компании [2, с.230].

К таким продуктам относится система Cash Management.

Cash management - совокупность услуг, предназначенных для эффективного осуществления расчетов и управления остатками на расчетных счетах компании, позволяющих контролировать внешние и внутренние финансовые потоки предприятия [3, с.1].

Продуктами Cash Management являются:

Расчётный центр клиента (РЦК) - банковский сервис, позволяющий предприятию оперативно получать информацию о состоянии счетов, а также счетов его структурных подразделений с возможностью оперативного управления этими счетами по электронным каналам связи. Основные функции системы РЦК можно сформулировать в виде четырех крупных блоков: финансовый мониторинг, авторизация платежных документов, контроль за исполнением бюджета предприятия, получение различной отчетности (управленческой) [4, с.1].

Cash pooling - система управления группой счетов в рамках оптимизации денежных потоков и управления процентным доходом.

Система «Расчетный Центр Клиента» позволяет решать целый ряд задач.

Во-первых, это задачи мониторинга и контроля движения финансовых средств по всем дочерним и зависимым обществам группы. Предусматривается возможность контроля как по бюджету, так и по комплексу из нескольких аналитических параметров в зависимости от потребностей компании. В рамках такого контроля может быть реализована очень гибкая многоуровневая схема акцептования платежей [5, с.1].

Во-вторых, РЦК помогает решать задачи эффективного использования финансовых средств, в том числе проблемы с краткосрочными разрывами ликвидности по отдельным счетам компании. Такие продукты часто относят к банковским пулинговым продуктам. Их назначение состоит в объединении счетов в группу (пул), внутри которой производится перемещение финансовых

средств, либо контроль на выполнение тех или иных условий, с последующим прозрачным расчетом процентов по специальным ставкам.

Альтернативой использованию банковских пулинго-вых продуктов может являться использование внутри-групповых займов с полным прозрачным учетом взаимных обязательств и расчетом связанных процентов и комиссий [6, с.59].

Следующая не менее важная задача, которую позволяет автоматизировать система РЦК - это планирование движения финансовых средств и прогнозирование ликвидности. Имея инструменты планирования движения финансовых средств, удобного просмотра и анализа планов в едином окне, а также инструментарий по управлению этими планами, казначейство предприятия может формировать прогноз своей будущей ликвидности. Это позволяет вносить необходимые коррективы в планы движения финансовых средств для более эффективного управления ликвидностью, а также устранения временных недостатков ликвидности без использования банковских пулинговых продуктов или внутригруппо-вых займов.

Также в системе РЦК реализованы возможности, позволяющие централизованному казначейству напрямую управлять счетами дочерних и зависимых обществ. В ряде случаев центральное казначейство должно иметь возможность самостоятельно сформировать и отправить в банк на исполнение платежи за дочерние структуры. Это, так называемые, инструменты прямого управления счетами. При этом дочернее общество имеет возможность оперативно видеть эти операции.

Группа продуктов по управлению ликвидностью Cash pooling позволяет автоматически «выравнивать» разрыв между счетами, на которых средства в избытке, и счетами, где они в недостатке, с помощью реальной или виртуальной консолидации. Особое значение имеют продукты для международных компаний, позволяющие подключить счета, открытые в России, к централизованным каналам управления всеми счетами корпораций в разных странах мира. Все эти высокотехнологичные продукты в комплекте с качественными расчетными услугами делают процесс взаимодействия с банком простым и удобным, способствуют экономии времени, трудозатрат и финансовых средств клиентов [7, с.249].

Cash pooling подразделяется на:

- виртуальный пулинг - позволяет эффективно управлять процентным доходом и снижать процентные затраты по кредиту;

- материальный пулинг - позволяет эффективно управлять внутригрупповой ликвидностью.

3. Овернайт корпоративный - инструмент по краткосрочному размещению свободных денежных средств, находящихся на расчётных счетах группы компаний в банках с учётом общей суммы средств на счетах;

4. Корпоративные остатки - инструмент по долгосрочному размещению свободных денежных средств, находящихся на расчётных счетах группы компаний в банках с учётом общей суммы средств на счетах.

Перечисленные выше продукты подходят для компаний с холдинговой структурой или компаний с развитой

филиальной сетью.

Необходимость использования банковских продуктов для управления ликвидностью связана с укрупнением бизнес-структур и, соответственно, возрастающим объемом расчетных операций, а также с необходимостью организации полного финансового контроля группы компаний и необходимостью оптимизации использования собственных средств.

Главной целью использования продуктов Cash Management является увеличение дохода от использования собственных средств компании, следствием синергии использования внутригрупповой ликвидности является увеличение финансового результата компании, т.е. получении дополнительной прибыли.

Эксперты оценивают динамику развития российского рынка Cash Management как очень высокую. Cash Management появился в 1970-х годах в США как инструмент повышения доходности, на российском рынке услуга существует не более десяти лет. В соответствии с общепринятым определением в России Cash Management - это расчетные продукты, позволяющие передать банку часть казначейских функций компании по управлению ликвидностью, платежами, поступлениями средств и процентными ставками. В понимании западных финансистов понятие Cash Management несколько шире и включает в себя, помимо вышеописанных функций, еще и расчетно-кассовое обслуживание, инкассацию, эквай-ринг (как торговый, так и интернет-эквайринг) и прочие продукты [8, с.451].

Рассмотрим подробнее систему Cash pooling.

Материальный пулинг позволяет управлять внутри-групповой ликвидностью за счёт консолидации денежных средств и осуществления финансирования счетов группы для обеспечения платежей участников пула. В автоматическом режиме денежные потоки внутри группы компаний оперативно распределяются между расчетными счетами в банке [9-18].

Данный продукт помогает минимизировать финансовые расходы предприятий, а также снизить объемы и стоимость внешнего заимствования. Главное преимущество - в автоматическом покрытии кассовых разрывов одного предприятия за счет средств на расчетных счетах всей группы компаний.

Конкретная схема материального пулинга обычно настраивается под каждого клиента. На примере рассмотрим работу материального пулинга (табл. 1, рис. 1).

Табл. 1 - Материальный пулинг для группы компаний

Пул компаний Сумма остатков на счетах Необходимое финансирование

Управляющая компания 1 млн. руб. -

Компания 1 2 млн. руб. -

Компания 2 5 млн. руб. -

Компания 3 6 млн. руб. -

Компания 4 - - 5 млн. руб.

Компания 5 - - 3 млн. руб.

Компания 6 - - 2 млн. руб.

Баланс «Мастер счета» 14 млн. руб. - 10 млн. руб.

Система автоматически анализирует возможность проведения расходных операций, оценивая общую сумму средств пула, и автоматически осуществляет формирование платежных документов и перевод средств. В комплект договорной документации входит договор о перечислении денежных средств для проведения расчетов между компаниями, входящими в группу (в рамках одного юридического лица) либо договор займа между компаниями (если в группу входят разные юридические лица).

Рис.1 - Динамика изменения индекса ММВБ с 19972013гг [1, с.1]

Виртуальный пулинг позволяет эффективно управлять процентным доходом и снизить процентные затраты по кредиту:

- достижение максимизации доходов, получение ставки исходя из суммы остатков по группе счетов, объединенных в пул;

- сохранение денежных средств в оперативном управлении (денежные средства не перечисляются на депозитные счета).

Преимуществами продукта является:

1. Ежедневный автоматический расчет для всей группы компаний ликвидной позиции;

2. Начисление повышенной ставки на остатки средств на расчетных счетах группы компаний;

3. Снижение процентных расходов компаний группы за использование заемных средств за счет компенсации части процентов.

Овердрафт является еще одним продуктом, с помощью которого можно управлять ежедневной ликвидностью компании. Продукт представляет собой кредитование расчетного счета компании при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств для исполнения расчетных документов (платежных поручений, денежных чеков на получение наличных денежных средств, акцептованных платежных требований, поручений на покупку иностранной валюты за рубли и т.д.).

Самыми распространенными являются два типа -овердрафт с ежемесячным обнулением (тип 1) и овердрафт без обнуления (тип 4).

Овердрафт относится к краткосрочным кредитным продуктам. При рассмотрении кредитной заявки в банке помимо анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия анализируются статистические данные по оборотам по счету. В соглашении об овердрафте, как правило, устанавливаются требования по оборотам по счету (а не по всем расчетным счетам в банке, как по другим кредитным продуктам).

Овердрафт предназначен для клиентов, готовых поддерживать стабильный денежный поток по расчетному счету в банке в течение срока действия соглашения об овердрафте.

Продукт позволяет предприятию покрывать кассовые разрывы по расчетному счету (временные разрывы между списаниями и поступлениями денежных средств на счет) и оперативно управлять собственной ликвидностью.

Размер лимита овердрафта устанавливается в пределах от 30 % до 50 % от среднемесячного кредитового оборота по расчетному счета.

Управление ликвидностью по нескольким счетам компании:

если компания имеет несколько расчетных счетов в банке (например, в разных филиалах банка), к каждому счету может быть заключено соглашение об овердрафте;

в случае если фирма сводит свои денежные потоки с расчетных счетов, открытых в банке, на один расчетный

счет, овердрафт может быть предоставлен к этому расчетному счету с учетом поступлений на него с других расчетных счетов компании, открытых в банке.

Основные требования: не менее 1 поступления в неделю на счет (учитываются только «полные» недели);

не менее 3 покупателей, формирующих поступления по счету, за каждый;

отсутствие «снижающейся» динамики оборотов. За счет овердрафта не осуществляются следующие платежи:

погашение обязательств заемщика по кредитным соглашениям;

погашение кредитных обязательств других заемщиков;

погашение обязательств по возврату денежных средств, привлеченных от третьих лиц; предоставление займов третьим лицам; приобретение и погашение векселей; приобретение и погашение эмиссионных ценных бумаг;

приобретение имущества, полученного в результате прекращения обязательств заемщика по ранее заключенным кредитным соглашениям в качестве отступного;

осуществление вложений в уставные капиталы юридических лиц (в том числе покупка акций на вторичном рынке);

пополнение банковских счетов, открытых в других кредитных организациях;

рефинансирование ранее произведенных заемщиком затрат;

размещение средств на депозитах; за счет овердрафта не могут быть исполнены инкассовые поручения, платежные требования (за исключением относящихся к расчетным документам) и исполнительные документы, выставляемые к счету уполномоченным в соответствии с законодательством РФ органом.

Погашение задолженности осуществляется ежедневно в конце операционного дня при наличии средств на счете путем списания банком денежных средств с расчетного счета на условиях заранее данного акцепта клиента.

Сравнение основных условия предоставления услуги овердрафт (Табл. 2).

Таблица 2- Параметры предоставления услуги овердрафт

Баню ? -АЛ " Урал сн

Параметры ВТБ Сбербанк АльфаЬанк Юникредит бага Росбанк ПСЕ

продукта

Лимит, % Or 30 до 50% от До 50% оборотов До 50% от Ограничены установлен До 50% от До 50% оборот До 30% До 50% от

Валюта рубли рус ли руоли рубли руолн руоли руолн руоли

Срок До 12 До 12 До 12 До 12 До 12 От б до До 12 До 12

соглашения месяцев месяцев месяцев месяцев месяцев 12 мес. месяцев месяцев

Срок непрерыв- задолженно стн (выход Б «НОЛЬ») 1-й тип — 1 календар 4-й тип- До 30 дней до 60 дней, «4-й тип» -равен сроку (до 12 ыес.) До 30 дней сроков До 30 определе До 45 дней

равен ия (до 12 мес.) по каждому траншу дней

Не Не Не требуется Не требуется Не Не ipeoyer Не Не

треоуется треоуется (но возможен) (но возможен) треоуется треоуется треоуется

Участник Поручитель

Поручитель акционер группы. Не собственнн Не Не Не Не Поручитель труппы

Cash pooling с кредитной составляющей представляет собой овердрафт к расчетному счету головной компании и/или выделенного участника группы и депозиты всех участников группы. Размер процентной ставки по овердрафту определяется в зависимости от совокупной суммы денежных средств, размещаемой в депозиты банка всеми участниками группы на ежедневной основе. В течение дня дочерние и зависимые организации осуществляют расчеты с контрагентами (поставщиками/

подрядчиками). При недостатке средств на своем расчетном счете компании группы покрывают потребность в средствах за счет Мастер-счета с использованием услуги «Cash pooling - Мастер-счет». В рамках продукта Cash pooling проверяется наличие денежных средств на Мастер-счете и при их достаточности осуществляется перечисление средств на расчетный счет дочерней компании в необходимой сумме. До окончания операционного дня остатки со счетов компаний перечисляются на Мастер-счет.

За последние пять-семь лет в управлении финансами стали очень распространены функции централизованного казначейства, многие компании смогли позволить себе покупку дорогостоящего программного обеспечения, с помощью которого стало возможным осуществлять оптимизацию денежного потока компаний. Те организации, которые не выбрали для себя это направление, все больше полагаются на возможности банковских продуктов линейки Cash Management [19, с.58].

Таким образом, банки берут на себя часть функций современного казначейства. Помимо спроса со стороны предприятий, дальнейший рост рынка, по мнению экспертов, может быть простимулирован созданием более прозрачной законодательной базы, регулирующей финансовые отношения в холдингах. Это позволит многим предприятиям выстроить удобную структуру платежей и использовать для этого продукты Cash Management. Сейчас это бывает затруднительно ввиду неоднозначности ряда законодательных требований для компаний с холдинговой структурой. Повлиять на упрощение и унификацию стандартов продуктов, форматов обмена данными способен и Банк России, как один из регуляторов рынка, в частности, в нормировании и стандартизации ряда специфических операций, связанных с электронными платежами.

Технологии Cash Management являются выгодным финансовым инструментом как для компаний, так и для банков. Для первых это существенная экономия на расчетном обслуживании и заемном финансировании, наличие возможностей дополнительного финансового контроля, а для вторых - увеличение комиссионного и процентного дохода от обслуживания клиентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кабанов А.А. Способы повышения эффективности управления денежными потоками с помощью инструментов cash management // Вестник ТГЭУ. 2013. №1 (65). С.101-113.

2. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. -3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 639 с.

3. www.banki.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. http://corp.cnews.ru/reviews/index.shtml?2014/06/

5. http://ko.ru/articles/25073

6. Курилов К.Ю. Применение программы обратного выкупа на предприятиях автомобильной промышленности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 57-60.

7. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Формирование эффективной структуры организации как средство преодоления негативного влияния цикличности экономических процессов // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 248-253.

8. Kurilov K.Y. World and russian automotive industry development perspectives // Studies on Russian Economic Development. 2012. Т. 23. № 5. С. 478-487.

9. Парамонова Л.А. Внутренний операционный аудит денежных средств и их эквивалентов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 19. С. 167-173.

10. Гогина Г.Н., Соколова А.А. Анализ движения денежных средств и его аналитические возможности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 30-36.

11. Сидорова Н.П. Новые правила кассовой дисциплины в 2011 году // Вестник НГИЭИ. 2012. № 3. С. 106116.

12. Шнайдер О.В., Шнайдер В.В. Оценка производственного потенциала промышленного предприятия, как один из ключевых факторов инвестиционной привлекательности // Вестник СамГУПС. 2009. Т. 2. С. 166.

13. Бородин А.И., Ефимов Г.А. Основные показатели экономической динамики фирмы в современных условиях финансового рынка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 2 (13). С. 13-20.

14. Шнайдер В.В., Коростелева Л.А. Проблемы и вопросы инвестиционного направления современных организаций // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 6 (32). С. 124-128.

15. Козлов С.Н. Совершенствование методологических основ перспективного планирования местных бюд-

жетов // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 1 (2). С. 154-464.

16. Шнайдер О.В., Усачев С.А. К вопросу анализа и оценки финансового состояния в условиях рыночной экономики // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 50-52.

17. Коваленко О.Г. К вопросу о финансовом менеджменте предприятия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 338-339.

18. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Бухгалтерская финансовая отчетность как основной источник информации инвестиционной привлекательности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013.№ 2 (13). С. 48-50.

19. Иванов Д.Ю. Экономико-математическая модель системы материального стимулирования работников предприятия специального машиностроения // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). 2010. № 3. С. 54-62.

MANAGEMENT OF THE COMPANY'S LIQUIDITY USING BANKING PRODUCTS

© 2014

A.N. Burganov, financial director

LLC «Verona-Motors-Togliatty», Togliatty (Russia)

Annotation: The liquidity company's management system with the help of specialized banking products increases the efficiency of company's cash management and optimizes the running costs, reduce operational risks and allows to quickly manage the company's accounts.

Keywords: liquidity, cash management, banking product, cash pooling, clearing client's center, bank overdraft.

УДК 658.14

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

МАЛОГО БИЗНЕСА

© 2014

Е.Г. Великая, доктор экономических наук, генеральный директор ООО «Леди Доктор» Московский финансово-юридический университет, Москва (Россия) В.В. Чурко, ведущий специалист, аспирант Московского финансово-юридического университета

ФГУП «Охрана» МВД России, Москва (Россия)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы оценки эффективности конкретного проекта с использованием инструментария бюджетирования на примере прикладного исследования по данной проблематике.

Ключевые слова: эффективность проекта, управление затратами проекта, проектное бюджетирование, бюджетирование в малом бизнесе.

Бюджетирование является управленческой технологией, поэтому оказывает косвенное влияние на финансовый результат предприятия, что затрудняет оценку эффекта от внедрения и совершенствования системы планирования [2]. Тем не менее, можно ввести ряд предпосылок, которые позволят сравнить финансовый результат и состояние предприятия по окончанию периода планирования при условии применения минимального бюджетирования (МБ) [4] - применяемого в данный момент на предприятии - и после внедрения предложенной эффективной системы планирования (ЭБ) [3].

Применяемая на предприятии малого бизнеса технология бюджетирования названа минимальной, поскольку представляет собой составление только БДиР и нескольких вспомогательных бюджетов [1].

Минимальное бюджетирование осуществляется на предприятии малого бизнеса следующим образом:

- план продаж определяется на основе предварительных договоренностей с заказчиками и ожидаемых сезонных заказов;

- переменные затраты (на предприятии принято считать ими прямые затраты на материалы и работы подрядчиков), определяются руководством как норматив 55% от выручки;

- постоянные затраты: затраты на оплату труда рассчитываются в специальном бюджете; несмотря на то, что НДФЛ не является затратами компании, он исторически учитывается в бюджете оплаты труда, поскольку, по договоренности с сотрудниками, указанные в бюджете оклады они получают после удержания НДФЛ, таким

образом, затраты предприятия увеличиваются на размер данного налога; общепроизводственные и общехозяйственные затраты индексируются на инфляцию; бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс не составляются.

Можно выделить следующие конкретные относительные преимущества ЭБ перед текущей системой МБ.

1. ЭБ учитывает премии как переменные затраты, рассчитывая премиальный фонд по заданному руководством нормативу от прибыли рентабельных проектов. МБ учитывает фиксированный премиальный фонд как постоянные расходы, что снижает эффективность премирования как управленческого инструмента, поскольку размер премий не зависит от достигнутого финансового результата.

2. В МБ выплаты премий жестко расставлены по месяцам, однако в отсутствие БДДС планы по выплате премий нарушаются из-за нехватки денежных средств, о чём свидетельствуют данные прошлых периодов. В ЭБ рассчитанный премиальный фонд распределяется равномерно по году. Наличие БДДС позволяет обоснованно планировать выплаты премий.

3. МБ не распределяет накладные расходы на розничный бизнес предприятия - в результате завышается рентабельность данного вида деятельности.

ЭБ рассматривает розничную деятельность как единый проект сроком 365 дней, что позволяет учесть в том числе накладные расходы.

Количественная оценка эффективности разработанной системы управления затратами на основе бюджети-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.