3. Абалкин Л. Назревшие перемены // Вопросы экономики. 1998. № 6. С. 4-9.
4. Глазьев с. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
5. Еарлик А. Е., сомов П. П. Эффективность новых технологий. Саратов: Изд-во СГУ, 1998.
6. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. М., 2003.
7. Еураков Л. П., тарасевич Л. с. Стратегические направления развития российской экономики. М.: Вуз и школа, 2001.
8. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук-ль авт. колл. Д. С. Львов; РАН. М.: Экономика, 1999. 793 с.
УДК 336.7
О. Л. Безгачева, В. Н. Самотуга
Становление и развитие транзакционного бизнеса в банковском секторе россии
O. L. Bezgacheva, V. N. Samotuga. The Formation and Development of transactional Business in the Banking sector of Russia
Сегодня транзакционный бизнес выглядит весьма привлекательно: доходы от него стабильны в отличие от волатильной кредитной маржы. Более того, у лидеров рынка доходы от этого бизнеса сравнимы с доходами от кредитования.
По мнению авторов, транзакционный бизнес является стабильным источником формирования комиссионных доходов, позволяет банку диверсифицировать доходы и повысить устойчивость, что является очень важным как в условиях рецессии, стагнации, так и при наступлении кризиса, когда сокращаются объемы финансирования реального сектора экономики, предприятия начинают инвестировать меньше средств в развитие бизнеса, соответственно, падают и процентные доходы банков.
Елючевые слова: банковский сектор, доходы, расходы, комиссионные вознаграждения и сборы, транзакционный бизнес, финансовый менеджмент клиента
Еонтактные данные: 195027, Санкт-Петербург, Якорная ул., д. 9, лит. А
The transactional business looks very attractive at presents day: the income from it is stable in contrast to the volatile credit marry. Moreover, the income of the leaders of the market from this business are comparable with the income from lending.
According to the authors, the transactional business is a stable source of fee income. It allows to the bank to diversify revenues and increase its stability that is very important in the conditions of recession, stagnation and crisis. When the volume of financing of the real economy is reduced the companies are beginning to invest less money in business development that respectively led to collapse of banks revenues.
Keywords: the banking sector, revenues, expenses, commissions and fees, transaction banking, financial management client
Contacts: Yakornaya Str. 9A, St. Petersburg, Russian Federation, 195027
Ольга Леонидовна Безгачева — доцент Северо-Западного открытого технического университета, кандидат экономических наук (Санкт-Петербург).
Владимир Николаевич Самотуга — заведующий кафедрой Северо-Западного открытого технического университета (Санкт-Петербург), доцент. © О. Л. Безгачева, В. Н. Самотуга, 2015
Заметное снижение темпов экономического роста экономики страны в условиях неблагоприятной внешнеполитической и внешнеэкономической обстановки стимулирует поиск внутренних резервов развития в каждом секторе экономики страны, включая и банковский сектор.
В условиях замедления темпов экономического роста, рецессии, стагнации, не говоря уже об экономическом кризисе и инфляции в стране, в банках обычно происходит снижение процентных доходов, растет стоимость привлеченных ресурсов, увеличиваются административно-управленческие расходы банков при недостаточном росте прибыли, следовательно, увеличивается вероятность банкротств.
Коммерческие банки направляют значительные средства на создание резервов для покрытия сомнительных и убыточных операций, снижения кредитного риска, ищут альтернативные источники дополнительных доходов, получают доходы по всем видам осуществляемых операций [1].
Доходы коммерческого банка могут выступать в виде процентного вознаграждения, комиссии, положительной курсовой разницы при продаже ценных бумаг и валютных ценностей. По одной операции банк может получать несколько видов дохода. Например, проценты за кредит и различные комиссии по обслуживанию кредита.
В соответствии с положением ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 26 марта 2007 г. 302 дохода и расхода кредитных организаций в зависимости от их характера, условий получения (уплаты) и видов операций подразделяются на:
• доходы и расходы от банковских операций и других сделок;
• операционные доходы и расходы;
• прочие доходы и расходы [2].
Для наиболее полного раскрытия сущности банковских доходов и расходов можно использовать следующую классификацию (табл. 1).
таблица 1
классификация доходов и расходов коммерческого банка
признак классификации доходы расходы
По форме получения Процентные. Непроцентные. Прочие Процентные. Непроцентные. Прочие
По экономическому содержанию Операционные. Неоперационные. Прочие Операционные. Функциональные. Прочие
По периодичности возникновения Стабильные. Нестабильные Текущие. Единовременные
По видам деятельности От кредитования. От операций с ценными бумагами. От операций с инвалютой. От расчетно-кассового обслуживания. От участия в капитале и деятельности других экономических субъектов. От филиалов банка. От восстановления резервов. Прочие По привлеченным ресурсам. По операциям с ценными бумагами. По операциям с инвалютой. По расчетно-кассовым операциям. По филиалам банка. По созданию резервов. По обеспечению функционирования банка. Прочие
В настоящем исследовании нас будут интересовать комиссионные вознаграждения.
Комиссионные операции банк выполняет по поручению своих клиентов за плату в виде комиссионных. Ключевой особенностью этих операций является то, что на их осуществление банком не отвлекаются собственные или привлеченные средства.
Согласно ст. 2.6 данного положения под комиссионным вознаграждением понимается доход кредитной организации в виде:
а) платы за выполнение операций, сделок и оказание услуг. В зависимости от вида и характера операций (сделок, услуг) указанное комиссионное вознаграждение является доходом от банковских операций и других сделок, определяемым в соответствии с гл. 4 настоящего порядка либо операционным доходом;
б) платы за оказание посреднических услуг по брокерским договорам, договорам комиссии и поручения, по агентским договорам и другим аналогичным договорам. Данный вид комиссионного вознаграждения является операционным доходом.
Согласно ст. 2.7 под комиссионным сбором понимается расход кредитной организации в виде:
а) платы, взимаемой с кредитной организации за совершаемые операции, сделки, а также оказываемые ей услуги;
б) платы, взимаемой с кредитной организации за предоставление ей посреднических услуг по брокерским договорам, договорам комиссии и поручения, по агентским договорам и другим аналогичным договорам [Там же].
Банковскую деятельность можно условно разделить на два больших блока:
1) финансирование;
2) обеспечение расчетов.
Собственно транзакционный бизнес и есть то самое обеспечение расчетов. Это прежде всего то, что позволяет клиентам:
• вести ежедневную операционную деятельность;
• осуществлять расчеты со своими контрагентами, отправляя и принимая платежи в любой форме, с помощью любых инструментов, по любым каналам связи.
Как вид операционной деятельности это направление существует столько же, сколько существуют банки, но как бизнес оно стало рассматриваться относительно недавно.
Сегодня транзакционный бизнес выглядит весьма привлекательно: доходы от данного бизнеса стабильны в отличие от волатильной кредитной маржи. Более того, у лидеров рынка доходы от этого бизнеса сравнимы с доходами от кредитования.
Это можно проиллюстрировать на примере Сбербанка. Динамика основных статей отчета о прибылях и убытках Сбербанка в 2013 г. относительно 2012 г. выглядит следующим образом: отношение расходов к доходам улучшилось с 44,5 до 41,7%; чистый комиссионный доход составил 227,5 млрд руб. — это 23% всех операционных доходов банка.
По сравнению с предыдущим годом рост чистого комиссионного дохода ускорился: 16,7% против 12,7%. Основной прирост обеспечили комиссии, не связанные с кредитованием [3]. Отчетные данные показывают, что в банке прослеживается тенденция роста коэффициента безрискового покрытия расходов.
Для международных банков это давняя практика вести ежедневную операционную деятельность, осуществлять расчеты со своими контрагентами, отправляя
и принимая платежи в любой форме, с помощью любых инструментов, по любым каналам связи. Российские банки в последние годы также стали активно развивать этот бизнес, делаю ставку на комиссионные доходы.
Крупные банки, такие как ВТБ, Сбербанк, Альфа-Банк, Банк Москвы, Газпромбанк, Связной Банк и многие другие, принимают решение о выделении транзакционного бизнеса в отдельное направление.
Кризис 2008 г. в полной мере показал, насколько важно банкам иметь стабильный источник доходов, поэтому транзакционный бизнес имеет высочайший приоритет в стратегиях развития крупнейших банков [4].
Транзакционный бизнес является стабильным источником формирования комиссионных доходов, позволяет банку диверсифицировать доходы и повысить устойчивость, что является очень важным как в условиях рецессии, стагнации, так и при наступлении кризиса, когда сокращаются объемы финансирования реального сектора экономики, предприятия начинают инвестировать меньше средств в развитие бизнеса, соответственно, падают и процентные доходы банков.
Однако количество транзакций в экономике сокращается не так значительно, поэтому для банков очень важно иметь значимую долю комиссионного дохода в общем объеме доходов.
Рынок услуг транзакционного бизнеса является конкурентным, при этом линейки транзакционных продуктов и услуг в российских банках не сильно отличаются между собой.
Сегодня банку очень важно суметь предложить клиенту такую услугу или сервис, которые смогут упростить ведение его повседневной операционной деятельности и позволят эффективно управлять ликвидностью компании.
Группа ВТБ еще в 2012 г. планировала увеличение доли транзакционного бизнеса в общей прибыли группы до 20% (не ниже 100 млрд руб.) [Там же].
Рассмотрим, какие продукты и услуги входят в линейку транзакционного бизнеса.
Это две основные группы.
1. Продукты для обеспечения расчетов, которые позволяют клиенту получать средства и рассчитываться со своими контрагентами (внешняя деятельность).
2. Продукты, которые помогают клиенту оптимизировать свои денежные потоки, эффективно управлять оборотными средствами, размещать временно свободные денежные средства (внутренняя деятельность).
К первой группе можно отнести:
• открытие и обслуживание счетов;
• расчетно-кассовое обслуживание;
• дистанционное банковское обслуживание (ДБО);
• валютно-обменные операции и валютный контроль.
Ко второй группе можно отнести:
• продукты размещения средств;
• продукты управления ликвидностью;
• продукты оптимизации денежных потоков;
• продукты управления оборотными средствами.
Чем удобен и выгоден комплексный подход для клиентов?
Комплексное банковское обслуживание — это возможность для клиентов:
• эффективно управлять своими расходами;
• мобилизовать внутренние резервы для пополнения оборотного капитала;
• снизить риски инвестирования и уменьшить издержки;
• получить дополнительный доход за счет начисления процентов;
• снизить риск «замораживания» валютных средств при международных расчетах;
• зачислять средства на счет «день в день».
Банк «ВТБ 24», например, компаниям с холдинговой структурой и компаниям с развитой филиальной сетью предлагает продукты по консолидации ликвидности и построению централизованного казначейства [Там же]. Эти решения помогают:
• повысить прозрачность и контроль над денежными потоками внутри группы;
• автоматизировать предоставление информации по всем счетам группы;
• эффективно осуществлять расчеты и управлять остатками на счетах компаний;
• снизить объемы и стоимость внешних заимствований.
Все это особенно актуально сегодня, когда каждый руководитель компании или предприниматель скрупулезно анализирует обоснованность своих затрат, в том числе на банковское обслуживание.
Предлагаемая банком линейка пакетов операций позволяет клиенту в зависимости от размера бизнеса за фиксированную ежемесячную плату подобрать оптимальный по стоимости комплекс, в который входят определенное количество платежей и другие наиболее востребованные банковские услуги.
Стоимость каждой транзакции, включенной в пакет, существенно ниже стоимости такой же банковской операции в отдельности.
Наибольшим спросом пользуются следующие транзакционные продукты.
Во-первых, современные системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Уже сегодня ДБО использует порядка 90% клиентов банков.
Во-вторых, современные системы дистанционной электронной торговли.
Сейчас наблюдается достаточно высокий интерес со стороны корпоративных клиентов к дистанционным продуктам и сервисам. В этих условиях банки должны развивать 1Т-инфраструктуру, для того чтобы суметь обеспечить этот спрос. 1Т-инфраструктура — это совокупность технических средств, линий связи, процедур, нормативных документов и т. п., обеспечивающая основу для функционирования различных информационных сервисов. Благодаря высокому уровню их развития клиенты могут дистанционно совершать практически все банковские операции: от проведения платежей в любой валюте, выплаты зарплаты, покупки и продажи иностранной валюты и драгоценных металлов, распределения поступившей валютной выручки, предоставления документов, необходимых для осуществления банком функций агента валютного контроля и т. д. до возможности открытия аккредитива, осуществления переводов ценных бумаг, размещения свободных денежных средств в депозиты, заключения депозитных договоров.
Подтверждение заключения депозитного договора осуществляется банком путем направления клиенту соответствующего сообщения и договора, подписанного сторонами электронными цифровыми подписями посредством системы ДБО.
Таким образом, не требуется оформления депозитного договора на бумажном носителе, а время на заключение договора в автоматическом режиме составляет не более одной минуты, при этом банк самостоятельно списывает денежные средства на депозиты.
Торговая площадка в свою очередь позволяет визуально оценивать и анализировать котировки ведущих международных торговых площадок, просматривать котировки банка в режиме реального времени, заключать конверсионные сделки в режиме реального времени, получать новостную информацию, осуществлять покупку-продажу безналичных, драгоценных металлов в виде банковских слитков. Основная особенность продаж транзакционных продуктов состоит в том, чтобы
увязать транзакционный продукт или банковскую услугу с непосредственной потребностью клиента.
Исторически в России корпоративные клиенты ориентировались на продукты финансирования и депозитные продукты, а весь комплекс расчетных сервисов называли РКО (расчетно-кассовое обслуживание). Но на самом деле транзакцион-ные продукты — это достаточно широкий спектр продуктов и услуг, из которого каждый клиент может выбрать для себя комплекс, покрывающий потребности именно его бизнеса.
Простой пример — 8М8-информирование по счетам. Данный сервис достаточно хорошо развит в рознице. Корпоративные клиенты его еще пока воспринимают, как дополнительную опцию. На самом деле данный продукт позволяет реализовать такие потребности, как защита средств компании от недобросовестных действий должностных лиц компании и защита от попытки незаконного списания денежных средств третьими лицами.
С 2014 г. были запущены новые продукты, относящиеся к транзакцион-ному бизнесу. В частности, отдельные банки предлагают группам компаний и компаниям с территориально и организационно распределенной структурой услуги по оперативному контролю внешних и внутренних финансовых потоков своих обособленных или структурных подразделений, в том числе дочерних компаний:
• мониторинг информации по счетам,
• контроль и акцепт расходных операций,
• прямое управление счетами,
• консолидация денежных средств.
Инструменты оперативного контроля и управления движением денежных средств, ускоренного обмена информационными и финансовыми потоками с помощью централизации принятия управленческих решений представляют собой продукты под общим названием Cashmanagement [5].
Продукты Cashmanagement:
• просты в применении и максимально автоматизированы, благодаря чему существенно снижаются временные и финансовые затраты на операционный процесс,
• уменьшается вероятность технических ошибок и ошибок персонала при проведении платежей.
Преимущества зависят от тех сервисов, которые использует клиент.
Услуга «Контроль и акцепт расходных операций» предоставляет возможность компании контролировать расходные операции своих структур путем акцепта расчетных документов, подготовленных подразделениями (дочерними компаниями), до их исполнения банком.
Банк принимает к исполнению только расчетные документы, прошедшие согласование.
Услуга «Прямое управление счетами» позволяет головной компании формировать и направлять в банк расчетные документы с единого рабочего места по счетам своих обособленных или структурных подразделений, в том числе дочерних компаний, открытым в различных подразделениях банка.
Услуга позволяет оперативно осуществлять централизованное управление расходами компании, сохраняя финансовую самостоятельность подразделений (дочерних компаний).
Услуга «Консолидация денежных средств» позволяет в зависимости от потребностей головной компании осуществлять консолидацию всех или части денежных средств обособленных или структурных подразделений на основном счете.
Особенность данной услуги заключается в том, что она оказывается в рамках одного юридического лица при условии открытия в банке счета для аккумулирования денежных средств.
Услуга «Мониторинг информации по счетам» позволяет головной компании получать оперативную детализированную информацию о движении денежных средств по счетам ее обособленных или структурных подразделений, в том числе дочерних компаний.
Для дальнейшего продвижения бизнеса разрабатываются материалы с необходимыми разъяснениями и рекомендациями, а именно:
1) рекомендации по проведению расчетов в области внешнеторговой деятельности:
♦ общие рекомендации по платежным условиям контрактов;
♦ общие рекомендации по применению аккредитивов в расчетах по внешнеторговым контрактам;
♦ общие рекомендации по применению банковской гарантии;
♦ общие рекомендации по оформлению платежных условий экспортных внешнеторговых контрактов;
♦ общие рекомендации по оформлению платежных условий импортных внешнеторговых контрактов;
2) информационные письма клиентам об аккредитивах в рублях для расчетов на территории РФ и об изменении нормативной базы, регулирующей порядок осуществления расчетов во внешней торговле.
Кроме того, банки проводят для клиентов бесплатные семинары и практические конференции по вопросам проведения расчетов в форме аккредитивов и инкассо, гарантийных операций.
Развитие транзакционного бизнеса требует дальнейшего развития банковского менеджмента и, в частности, такого направления, как финансовый менеджмент клиента банка.
Практически все доходообразующие подразделения банка имеют дело с клиентами и осуществляют свою деятельность на узкоспециализированном участке взаимодействия. Чтобы клиенту найти оптимальное решение его проблем (выгодное размещение средств, оптимальное получение займов, партнерские связи, аналитические услуги и т. п.), необходимо объединение (интеграция) совместных усилий различных банковских подразделений.
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — создать комфортные условия для своих клиентов, чтобы у них не появилось желания поменять банк. При существующей конкуренции за обслуживание банковских клиентов КБ необходимо строить тактику и стратегию взаимоотношения с клиентурой, разрабатывая индивидуальные концепции решения проблем клиента.
Итак, финансовый менеджмент клиента банка — это профессиональной вид деятельности, направленный на:
1) принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов клиента;
2) разработку и реализацию политики оптимального сочетания экономических интересов банка и клиента.
Содержанием финансового менеджмента клиента для коммерческого банка сегодня является система управления денежными потоками клиентов, позволяющая детерминировать клиентскую базу по срокам, объемам и стоимости, а также построения стратегии и тактики финансового обеспечения банка, позволяющей принимать оптимальные финансовые решения как для банка, так и для клиента (табл. 2).
таблица 2
Экономические интересы клиента и возможность их сближения с экономическими интересами банка
интересы клиента Функции банка Службы банка интересы банка
Повышение эффективности взаимодействия клиента и его партнеров (поставщиков, потребителей, конкурентов, контрагентов) в целях сближения их экономических интересов Оптимизация денежных потоков клиента с учетом особенностей его деятельности Управления: • расчетно-кассового обслуживания; • валютное; • фондовых операций; • кредитных операций; • юридическое; • служба безопасности; • экономического анализа; • автоматизации Повышение доли работающих активов
Построение индивидуальных расчетных систем для учета и погашения встречных платежей Капитальная, коммерческая, финансовая и функциональная устойчивость банка
Перспективные планы освоения новых целевых рынков Открытие корреспондентских счетов в других банках для прохождения клиентских платежей Структуризация привлеченных ресурсов
Разработка оригинальных финансовых схем для клиента Привлечение инвестиционных ресурсов
Реализация данной задачи дает банку возможность работать по следующей технологической цепочке: «финансовый менеджмент клиента — активно-пассивный менеджмент банка — сбалансированный по ликвидности и прибыльности портфель банка — эффект-затраты», т. е. обеспечивать активные операции банка денежными ресурсами с заданными параметрами по объемам, срокам, стоимости и в пределах установленной процентной маржи банка. Возможный «выигрыш» для кредитной организации будет состоять в следующем:
• увеличение объема продаж банковских услуг;
• диверсификация ресурсной базы банка;
• снижение риска текущей и срочной ликвидности банка за счет уменьшения объемов клиентских ресурсов с неопределенным сроком обращения;
• удовлетворение потребности клиентов в существующих и индивидуальных банковских продуктах и услугах;
• увеличение числа клиентов, пользующихся существующими и индивидуальными банковскими продуктами;
• повышение имиджа высокотехнологичного банка.
Технология управления оптимальным сочетанием экономических интересов банка и клиента представлена на рис. 1.
Банковский бизнес, как и любой другой, состоит из технологических цепочек. Традиционные подходы (технологические процессы) к предоставлению банковских продуктов и услуг с развитием транзакционного бизнеса не отвечают запросам клиентов банка (исключая ограниченный традиционный круг банковских услуг).
Подводя итог, следует отметить, что развитие транзакционного бизнеса требует дальнейшего развития финансового менеджмента в банке, который позволит оптимизировать контакты с клиентами, сформировать индивидуальные клиентские банковские продукты. Сюда входит:
• разработка банковского продукта, которая должна учитывать индивидуальные потребности клиента и конфиденциальность конкретной разработки для него;
Рис. 1. Сочетание экономических интересов банка и клиента
• разъяснение всех рисков, которые могут нести клиенты, и предоставление реальной информации о расчетной (плановой) эффективности данного вида банковского продукта;
• разработка системы стимулирования клиента через индивидуальные ставки и тарифы при его обслуживании в банке.
Такой подход позволяет в большей степени обеспечить интеграцию экономических интересов банка и его клиента.
Литература
1. кунин В. А. Методические аспекты повышения финансовой безопасности предпринимательских структур в условиях замедления темпов экономического развития России и повышенных страновых рисков // Финансовая безопасность регионов и корпоративных структур в условиях экономической нестабильности. СПб.: НИЦ АРТ, 2014. С. 19-34.
2. о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ: Положение ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. № 302-П.
3. Финансовые ноости: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sberbank.ru/ saintpetersburg/ru/investor_relations/disclosure/fin_news/index.php?id114=200000209.
4. Гуриндер н. Когда ты пытаешься заработать деньги, все достаточно сложно: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/finance/562949983540418.
5. Продукты Cash Management: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alfabank. ru/corporate/cash_management/special_offer.