Научная статья на тему 'Исследовательское краеведение: изучение топоса и хронотопа мира вокруг себя'

Исследовательское краеведение: изучение топоса и хронотопа мира вокруг себя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ТОПОС / ХРОНОТОП / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL STUDIES / TOPOS / CHRONOTOPE / DIGITALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич

Введение в проблематику номера журнала «Новое исследовательское краеведение». Тема раскрывается в номере в различных аспектах: исследовательский центр в историческом парке; образовательное путешествие по изучению индустрий в контексте города; выездные исследовательские школы «Топос»; исследовательские экспедиции. Задается общая идея развития исследовательского краеведения как вовлечения детей и подростков в изучение мира вокруг себя с использованием современных инструментов и средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Studies: Investigating the topos and chronotope of the world around yourself

This is an introduction to the main subject of the issue “The new regional studies”. The theme is revealed in the issue in different aspects: a research center in a historical park, an educational journey of the study of industries in the context of the city, offcite research schools “Topos”, research expeditions. The general idea of the development of the regional studies as an involvement of children and teenagers in studying the world around themselves using modern tools and techniques is set.

Текст научной работы на тему «Исследовательское краеведение: изучение топоса и хронотопа мира вокруг себя»

К читателю

Алексей

Обухов,

главный редактор журнала

«Исследователь/ Researcher», кандидат психологических наук

Aleksey

Obukhov,

Editor-in-Chief of the journal «Исследователь/ Researcher», Ph.D. in Psychology

Исследовательское краеведение: изучение топоса и хронотопа мира вокруг себя

Regional Studies: Investigating the topos and chronotope of the world around yourself

Аннотация. Введение в проблематику номера журнала - «Новое исследовательское краеведение». Тема раскрывается в номере в различных аспектах: исследовательский центр в историческом парке; образовательное путешествие по изучению индустрий в контексте города; выездные исследовательские школы «Топос»; исследовательские экспедиции. Задается общая идея развития исследовательского краеведения как вовлечения детей и подростков в изучение мира вокруг себя с использованием современных инструментов и средств.

Ключевые слова: исследовательское краеведение, топос, хронотоп, цифровизация образования.

Abstract. This is an introduction to the main subject of the issue "The new regional studies". The theme is revealed in the issue in different aspects: a research center in a historical park, an educational journey of the study of industries in the context of the city, offcite research schools "Topos", research expeditions. The general idea of the development of the regional studies as an involvement of children and teenagers in studying the world around themselves using modern tools and techniques is set.

Key words: regional studies, topos, chronotope, digitalization of education.

Данный номер подготовлен при поддержке Федерального детско-юношеского центра туризма и краеведения Министерства просвещения Российской Федерации в преддверии Х международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» и посвящен теме «Исследовательское краеведение: изучение топоса и хронотопа мира вокруг себя». Содержание номера сформировано так, чтобы задать не только концептуальную рамку нового исследовательского

Обухов Алексей Сергеевич

краеведения, но и показать конкретные примеры практики реализации различных форматов вовлечения учащихся в изучение мира вокруг себя. Во вступлении к номеру попробуем концептуализировать общий замысел, который мы планируем обсуждать, конкретизировать, вырабатывать принципы реализации в регионах и на федеральном уровне.

В 2001 году в нашем сообществе была сформулирована концепция развития исследовательской деятельности учащихся в России [1]. Уже несколько лет можно смело утверждать, что основные идеи и положения данной концепции были воплощены в жизнь. И мы пришли к пониманию, что развитие нашего сообщества, в том числе объединенного Межрегиональным общественным Движением творческих педагогов «Исследователь», во многом будет связано с тем, какие концептуальные основы и ориентиры развития мы сами себе сформулируем. Тем более что многое в мире и в нашей стране изменилось, появились новые средства и инструменты.

Какие-то формы организации исследовательской деятельности из инновационных давно превратились в традиционные (порой даже закостенели). Явно требуется расширение форматов и способов вовлечения, удержания и выведения на продуктивные результаты учащихся с учетом возраста. Важно задавать систему реализации учащимися возможности пробных действий в различных направлениях исследования, а также систему уровней погружения в исследовательскую деятельность. Значимо расширять форматы мероприятий - так, если многообразие весьма схожих конкурсов уже сформировано, важно развитие системы неконкурсных мероприятий, расширение коммуникативных форматов представления и обсуждения результатов исследований, рождения новых замыслов для дальнейшей совместной реализации.

В настоящее время выраженно доминируют соревновательные форматы представления индивидуальных исследований. В этом контексте мы считаем важным поддержать несоревновательные, командные форматы представления и обсуждения результатов исследований с возможностью выхода на создание новых замыслов и реализацию дальнейших межкомандных взаимодействий в межрегиональных исследованиях. Явно назрел вопрос развития от сложившегося одноэтапного цикла реализации исследования учащимся («замысел - реализация - представление/рефлексия») к многоуровневым, многоэтапным форматам вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность от пробного действия до многоаспектных и мониторинговых исследований в рамках исследовательских команд, центров, лабораторий. Важно, чтобы по итогам представления учащимися результатов отдельных исследований происходили содержательные встречи, рождались новые замыслы,

реализовывались совместно-распределенные (в том числе межрегиональные) исследования.

Существенным вопросом становится использование новых цифровых технологий во всех аспектах организации и реализации исследовательской деятельности учащихся. И не освоение этих технологий ради их освоения! А освоение их в ходе целенаправленного и уместного применения при реализации конкретных действий в исследовании мира вокруг себя. Тем самым мы видим в целом потенциальную возможность построения всей практики образования в логике «обучения через открытия», в рамках которой реализуются одновременно три задачи: осваивается предметное содержание, развиваются метапредметные способности, присваиваются новые средства и инструменты.

Наш многолетний опыт показал, что чем локальнее исследование учащихся, чем конкретнее, «завязанней» на те объекты, которые находятся в непосредственной близости к учащимся, - тем оно содержательнее, уникальнее по результатам, а главное, интереснее самим авторам. В этом контексте мы предлагаем всем заинтересованным лицам принять участие в разработке концепции нового исследовательского краеведения в рамках концептов топоса и хронотопа - концепции изучения мира вокруг себя в пространстве и времени с использованием новых цифровых технологий. Уточним нашу трактовку введенных здесь понятий.

Под новым исследовательским краеведением мы понимаем активно развиваемое направление вовлечения учащихся, педагогов, специалистов из различных наук по изучению конкретной местности, территории, края как природно-культур-ной целостности. Традиционное краеведение обычно занимается только историко-культурным изучением своего края. Мы же предлагаем включить в общую структуру изучения местности четыре взаимосвязанных направления: «неживая природа» (науки о Земле); «живая природа» (экология и биология); «человек и общество - прошлое»; «человек и общество - настоящее». То есть мы предлагаем целостное рассмотрение конкретного места с привлечением методов естественных, социальных и гуманитарных наук.

Исследовательское краеведение подразумевает постановку и реализацию различных исследовательских задач на конкретной местности, которые могут осуществляться как в отдельности, так и собираться в «мозаику» различных исследовательских вопросов на одной территории, а также развиваться до системной, целостной картины места в его развитии во времени.

Исследовательское краеведение подразумевает реализацию концепций «топоса» и «хронотопа» через исследование: использование современных технологий получения, обработки, систематизации и трансляции получаемой информации по конкретным аспектам природной и социокультурной сред,

Обухов Алексей Сергеевич

существующих, меняющихся и развивающихся во времени в пределах конкретных границ пространства.

Исследовательское краеведение - становление целостной картины пространства конкретного места (топоса) в контексте и во взаимосвязи со временем (хронотопа).

Концепт хронотопа (идея закономерной связи пространственно-временных координат, предложенная А.А. Ухтомским [12] и развитая М.М. Бахтиным [2]) во многом определяет логику построения общей программы исследовательского краеведения.

Учащиеся осознают пространственно-временные связи различных элементов топоса в результате решения смысловых задач, провоцирующих их самих разобраться в этих связях в попытке наглядно это представить в различных форматах.

Концепт топоса подразумевает изучение конкретных объектов (природных, социальных, культурных, антропологических) в их взаимосвязи с фактором места, отвечая на вопросы что, как, с кем или с чем связано и почему именно в этом месте.

Концепт хронотопа раскрывает понимание «в нужном месте в нужное время», задавая представление о тех или иных процессах в континууме времени «прошлое - настоящее - будущее» с учетом глобальных и локальных природных, исторических и социальных процессов в связке с фактором места.

Организовать деятельность по развитию нового исследовательского краеведения мы предлагаем на основе следующих принципов:

• поддержка самостоятельности и исследовательской позиции участников с учетом их возрастных и индивидуальных интересов, зоны ближайшего развития; содействие обретению учащимися новых инструментов осмысленного обогащения опыта при изучении конкретных объектов на местности;

• фокусировка на изучение мира вокруг себя, в локальной местности - исследование конкретного топоса и хронотопа; осмысление исследуемой территории как живой и меняющейся во времени системы;

• актуализация и обогащение личного опыта на основе выбора и самоопределения участников, инициирование рождения замысла исследования на местности, предоставление возможности осуществления пробного действия с дальнейшим погружением в полный цикл реализации исследовательской деятельности;

• организация продуктивной исследовательской деятельности в логике «замысел - реализация - представление результатов/рефлексия» с возможностью переходить после завершения первого цикла на новый уровень, в том числе от региональных к межрегиональным сопоставительным

Алексей Алексеевич

Ухтомский

(1875-1942)

Михаил Михайлович Бахтин

(1895-1975)

исследованиям; фиксируемость и доступность результатов исследований для внешних интересантов; обязательность конструктивной обратной связи от профильных специалистов по результатам исследований; • многообразие форм реализации исследовательской деятельности учащихся на местности; приоритет командным формам работы на основе кооперации и сотрудничества; выявление и осмысление поливерсионности видения мира; взаимообогащение опыта участников; превалирование диалогических форм организации коммуникации на всех этапах реализации исследовательской деятельности. Заявленные принципы мы апробировали в экспериментальном режиме в рамках ряда мероприятий. Отчеты о некоторых мы публиковали ранее (например, о конкурсе замыслов идей междисциплинарных исследований [8], о международных исследовательских школах с командными форматами реализации исследований на местности [9], о международных исследовательских экспедициях по междисциплинарному изучению конкретной территории [11, 10], об использовании современных технологий в исследовании конкретных территорий Земли из космоса в командных формах организации деятельности учащихся [6, 3], об образовательных путешествиях по комплексному (природному, историческому, культурному) изучению региона [13], комплексных исследовательских экспедициях по разноаспектному изучению региона в рамках тематических групп [5, 4], об организации продуктивной деятельности школьников на основе выбора и диалогических форм коммуникации [7] и др.). Мы также посвящали номер журнала региональному краеведению (№ 1-2 за 2014 год: тема номера «Краеведение: опыт регионов»). В данном номере журнала мы сделали акценты на следующих материалах: концепция образовательного туризма на основе деятельностного изучения конкретных аспектов жизни мегаполиса; концепция исследовательского центра «Точка варения» и исследовательского парка; модель выездной исследовательской школы «Топос»; примеры результатов исследований двух групп (естественнонаучной и социокультурной) в рамках комплексной исследовательской экспедиции по изучению региона; пример региональной модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в исследовательском краеведении.

На конференции в ноябре 2019 года мы планируем обсуждать и вырабатывать такое общее видение вместе с технологиями и формами реализации. И данное общее, обсужденное и согласованное видение, мы опубликуем уже в следующем номере журнала. В этом номере журнала в качестве предложений мы попытались задать первоначальную рамку и примеры практики для обсуждения. И

Обухов Алексей Сергеевич

Литература

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 24-33.

2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Сб. М.: Худ. лит., 1975. С. 234-407.

3. Белоусова А.Г., Сенцова А., Золотова М. Найти белое на Белом // Исследователь/Researcher. 2019. № 3. С. 195-216.

4. Леонтович А.В. Комплексная учебно-исследовательская экспедиция «Байкал-2010»: аннотационный отчет // Исследователь/ Researcher. 2012. № 1-2. С. 346-357.

5. Леонтович А.В., Цветков А.В. Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии // Исследователь/ Researcher. 2012. № 1-2. С. 338-345.

6. Никитская К.Е. Школьные проектные работы с использованием изображений Земли из космоса. Опыт проведения федеральных и межрегиональных конкурсов проектных работ на примере Всероссийского конкурса для школьников «Бельки-2019» в рамках программы «Дежурный по планете» // Исследователь/Researcher. 2019. № 3. С. 191-194.

7. Обухов А.С., Глазунова О.В. Навигатор САМОдеятельности в Гимназии Хорошколы // Исследователь/Researcher. 2018. № 3-4. С. 225-237.

8. Обухов А.С., Ткаченко Н.В. Конкурс идей по проведению междисциплинарных исследований // Исследователь/Researcher. 2018. № 3-4. С. 166-176.

9. Сальникова К.С., Конрад И.С. Международная исследовательская школа в Республике Саха (Якутия): опыт проведения // Исследователь/Researcher. 2019. № 1-2. С. 131-139.

10. Сальникова К.С., Можаева М.В. Российско-мексиканская молодежная исследовательская экспедиция в Якутию // Исследователь/ Researcher. 2019. №1-2. С. 234-238.

11. СальниковаК.С., Обухов А.С. 4-я Российско-мексиканская молодежная исследовательская экспедиция в штат Пуэбла (Мексика) // Исследователь/Researcher. 2019. № 1-2. С. 195-233.

12. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с.

13. Штейн А.В., Обухов А.С. Образовательное путешествие: пример программы поездки в Неаполь и окрестности // Исследователь/ Researcher. 2019. № 1-2. С. 239-255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.