Научная статья на тему 'Исследовательские навыки как компонент формируемой цифровой культуры будущих педагогов'

Исследовательские навыки как компонент формируемой цифровой культуры будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательские навыки / цифровая культура / структура цифровой культуры / подготовка педагогов / информационные технологии / цифровизация / research skills / digital culture / structure of digital culture / teacher training / information technology / digitali-zation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонова Юлия Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования цифровой культуры будущих педагогов. Цифровая культура занимает особое место в профессиональном становлении педагога и определяет его конкурентоспособность в части, касающейся использования информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Важную роль в процессе формирования цифровой культуры педагога играют исследовательские навыки. Автор рассматривает структуру цифровой культуры педагога (мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты) и влияние исследовательских навыков на формирование каждого из них. Выделена взаимосвязь формирования цифровой культуры будущего педагога и исследовательскими навыками. Хорошо развитые исследовательские навыки студентов-будущих педагогов способствуют формированию цифровой культуры, поскольку напрямую связаны со сбором, анализом, обработкой информации, а также исследованием наиболее оптимальных путей ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спиридонова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research skills as a component of formation of the future teachers’ digital culture

The article is devoted to the issues of formation of the future teachers’ digital culture. Digital culture occupies a special place in teacher’s professional development and determines his competitiveness in using the information technologies in his professional activities. Research skills play an important role in the formation of a teacher's digital culture. The author examines the structure of a teacher's digital culture (motivational, cognitive, activity and reflexive components) and the influence of research skills on the formation of each of them. The interrelation between the formation of the future teacher’s digital culture and research skills is highlighted. Well-developed research skills contribute to the formation of a future teacher’s digital culture as they are directly related to the collection, analysis, processing of information as well as the study of the most optimal ways of its application.

Текст научной работы на тему «Исследовательские навыки как компонент формируемой цифровой культуры будущих педагогов»

REFERENCES

1. Ahmanova, O.S. Slovar' lingvisticheskih terminov: lingvostilistika, sintaksis, morfologija, fonomorfologija, fonetika, leksikologija: okolo 7000 terminov [Dictionary of linguistic terms: linguistics, syntax, morphology, phonomorphology, phonetics, lexicology]. Moskva: Librokom: URSS, 2009. 569 p.

2. Gumbol'dt V. Izbrannye trudy po jazykoznaniju [Selected works on linguistics]. Ramishvili G.V. (ed.). Moscow: Progress, 2000. 396 p.

3. Gusserl' Je. Logicheskie issledovanija. T. 2, ch. 1. Issledovanija po fenomenologii i teorii poznanija [Logical research. Vol. 2, part 1. Research on phenomenology and theory of cognition]. In V.I. Molchanova (ed.). Moscow: Akad. proekt, 2011. 565 p.

4. Dejk Tjon van. Jazyk. Poznanie. Kommunikacija [Language. Cognition. Communication]. V.I. Gerasimova (eds.). Moscow: LENAND, 2014. 309 p.

5. Kul'tura i civilizacija, ih vzaimosvjaz' [Culture and civilization, their interrelation]. URL: https://historicus.media/kul-tura_i_tsivilizatsiya_ih_vzaimosvyaz/ (Accessed 17.11.2023).

6. Mamardashvili M.K. Psihologicheskaja topologija puti: M. Prust «V poiskah utrachennogo vremeni»: lekcii [Psychological topology of the path: M. Proust "In search of lost time"]. Sankt-Peterburg: Izd-vo Rus. hristian. gumanit. in-ta; Zhurn. «Neva», 1997. 568 p.

7. Ortega-i-Gasset H. Jestetika. Filosofija kul'tury: sbornik [Aesthetics. Philosophy of culture]. G.M. Fridlendera (ed.). Moscow: Iskusstvo, 1991. 586 s.

8. Potebnja A.A. Mysl' i jazyk [Thought and language]. Kiev: Sinto, 1993. 189 p.

9. Protagor citaty [Protagoras quotes]. URL: https://ru.citaty.net/avtory/protagor/ (Accessed 03.12.2023).

10. Senkevich V.I. Fenomenologicheskaja lingvistika. Jeticheskie nachala i principy jazyka [Phenomenological linguistics. Ethical principles and principles of language]. Sedl'ce: W-wo Nauk. Un-tu Przyrodniczo-Humanistycznego, 2020. 369 p.

11. Sossjur, F. de. Kurs obshhej lingvistiki [General Linguistics course]. Tullio de Mauro (ed.) Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 1999. 425 p.

12. Hazagerov G.G. Ritoricheskij slovar' [Rhetorical Dictionary]. Moscow: Flinta, 2011. 431 p.

13. Jern V.F. Bor'ba za logos [Fight for the logos]; Skovoroda G. Zhizn' i uchenie [Life and Teaching]. Minsk: Harvest; Moskva: AST, 2000. 589 p.

14. Schütz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1975. Bd. 1. 396 S.

15. Schütz A. Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1984. Bd. 2. 413 S. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

В.И. Сенкевич, доктор филологических наук, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин и методик их преподавания, УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина», г. Брест, Республика Беларусь, e-mail: sienkiewiczw@tut.by

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

V.I. Siankevich, Doctor of Philological Sciences, Professor, Department of General Education Subjects and Methods of Teaching, Brest State University named after A.S. Pushkin, Brest, Republic of Belarus, e-mail: sienkiewiczw@tut.by

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2023_4_141

Юлия Сергеевна Спиридонова г. Орел

Исследовательские навыки как компонент формируемой цифровой культуры

будущих педагогов

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования цифровой культуры будущих педагогов. Цифровая культура занимает особое место в профессиональном становлении педагога и определяет его конкурентоспособность в части, касающейся использования информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Важную роль в процессе формирования цифровой культуры педагога играют исследовательские навыки. Автор рассматривает структуру цифровой культуры педагога (мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты) и влияние исследовательских навыков на формирование каждого из них. Выделена взаимосвязь формирования цифровой культуры будущего педагога и исследовательскими навыками. Хорошо развитые исследовательские навыки студентов-будущих педагогов способствуют формированию цифровой культуры, поскольку напрямую связаны со сбором, анализом, обработкой информации, а также исследованием наиболее оптимальных путей ее применения.

Ключевые слова: исследовательские навыки, цифровая культура, структура цифровой культуры, подготовка педагогов, информационные технологии, цифровизация.

Julia Sergeevna Spiridonova

Orel

Research skills as a component of formation of the future teachers' digital culture

The article is devoted to the issues of formation of the future teachers' digital culture. Digital culture occupies a special place in teacher's professional development and determines his competitiveness in using the information technologies in his professional activities. Research skills play an important role in the formation of a teacher's digital culture. The author examines the structure of a teacher's digital culture (motivational, cognitive, activity and reflexive components) and the influence of research skills on the formation of each of them. The interrelation between the formation of the future teacher's digital culture and research skills is highlighted. Well-developed research skills contribute to the formation of a future teacher's digital culture as they are directly related to the collection, analysis, processing of information as well as the study of the most optimal ways of its application.

Keywords: research skills, digital culture, structure of digital culture, teacher training, information technology, digitali-zation.

Введение. Одной из основных целей современного образования является подготовка обучающихся в соответствии с требованиями цифровой экономики, цифрового общества. В настоящее время выпускнику недостаточно получить диплом о высшем образовании, он должен обладать соответствующими компетенциями и навыками [1, с.286], чтобы быть востребованным и конкурент-носпособным специалистом.

Одним из «стратегических направлений в достижении нового качества образования является трансформация традиционной модели обучения [2]. Фокус внимания смещается на расширение пространственно-временных границ учения, реализацию индивидуального образовательного пути и увеличение самостоятельности обучающегося в формировании передовых компетенций, необходимых для общества в ближайшее будущее» [6, с. 51].

Цифровизация предполагает перенос различных процессов общества в цифровое пространство. Цифровизация образования идет по пути определения важности использования цифровых технологий в образовании, а также развития цифровых навыков у обучающихся. Представляется, что основным критерием определения готовности к работе в цифровом пространстве обучающихся, выпускников, является уровень сформированной у них цифровой культуры.

Для того, чтобы общество эффективно проходило все этапы цифровизации, необходимо формировать положительное отношение к использованию информационных технологий еще со школьной скамьи. Эта важная роль отводится учителям, которые своим личным примером должны показывать ученикам важность совершенствования своих цифровых навыков, а также вовлекать их в цифровую среду. Это особенно актуально в настоящее время, когда прослеживается дефицит в работниках в сфере ГГ, что подтверждается реализацией различных государственных программ в поддержку молодых специалистов данной сферы. Именно поэтому целью данной статьи является рассмотрение вопросов, связанных с формированием цифровой культуры будущих педагогов.

Исследовательская часть. Цифровая культура является не новым понятием и берет свое

начало из «информационной культуры», и обуславливается очередным этапом внедрения компьютерных технологий в различные сферы жизнедеятельности человека, а также переносом информации в цифровую среду.

Вопросы, связанные с феноменом «цифровая культура» рассматриваются как отечественными, так и зарубежными авторами. Так, например, Марк Пренски [14], рассматривая вопросы цифровиза-ции образования и формирования цифровой культуры обучающихся, отмечал, что в настоящее время возникает проблема несоответствия уровня цифровой культуры преподавателей и подрастающего поколения. Автор отмечает, что молодые люди более восприимчивы к цифровым изменениям, поскольку привыкли работать в многозадачности, с большим объемом информации, их жизнь с рождения выстраивается в цифровом мире, чего нельзя сказать о более старшем поколении. Таким образом, можно прийти к выводу, о том, что уровень цифровой культуры современных студентов может быть выше, чем у ряда сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава.

В своем исследовании Т. Апперли и Ч. Уолш сделали выводы о перспективах развития цифровой культуры и ее значении в современном образовании [15]. По их мнению, внедрение цифровых технологий положительно сказывается на общем уровне образования, и имеет тенденцию к повышению уровня цифровой культуры среди населения.

По мнению Л.С. Носовой, Е.А. Леоновой, А.А. Рузакова цифровая культура «отражает наиболее широкий взгляд на подготовку будущего педагога в условиях цифровизации» [8]. Цифровая культура в самом общем виде может быть представлена как комплексная характеристика владения профессионалом информацией, полученной с помощью информационно-коммуникационных технологий, умение ею пользоваться, обладание соответствующими компетентностями и отвечающая правилам безопасного поведения в цифровой среде.

Е. В. Гнатышева под цифровой культурой педагога понимает «сложное системное качество личности, характеризующееся информационным мировоззрением, ориентированным на ценности

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (60) 2023

информационного взаимодействия в цифровой среде, совокупностью знаний, умений и практического опыта информационной деятельности, проявляющееся в организации трансляции знаний и педагогического воздействия на становление обучающихся» [3].

И. Ф. Колонтаевская, О. А. Исабекова приводят следующее определение цифровой культуры: «совокупность формирующихся устойчивых социально-психологических черт и качеств личности, принятии (или непринятии) ею стереотипов поведения в цифровом пространстве, закреплении способов общения в сети и обработки информации» [5].

Нами было предложено собственное определение цифровой культуры педагога - «это набор навыков, знаний, способностей, позволяющих использовать в своей профессиональной деятельности постоянно изменяющиеся информационные технологии; в глобальной сети соблюдать безопасность, этику, критически оценивать получаемую информацию, обдуманно использовать ее, моделировать образовательные ресурсы с использованием цифровых ресурсов» [13, с. 84].

Методологическую основу данного исследования составили компетентностный и системно-де-ятельностный подходы.

Применение компетентностного подхода обосновано его актуализацией в современном образовании. Особенность данного подхода заключается в том, что при исследовании определенного явления учитываются индивидуальные особенности личности. Кроме того, представляется, что цифровую культуру можно представить как одну из необходимых компетенций современного педагога, которая должна быть сформирована в процессе обучения. Хотя цифровая культура не закреплена напрямую ни в одном нормативном акте, регулирующем подготовку будущих учителей, цифровые навыки будущих преподавателей рассматриваются как часть универсальных компетенций:

- УК-1 - способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач,

- УК-2 - способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, а также как часть общепрофессиональных компетенций:

- ОПК-2 - способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий).

Системно-деятельностный подход выполняет функцию общенаучной основы, а именно постановку проблемы, изучение сущности и особенностей цифровой культуры будущего педагога.

Основными методами исследования являются анализ научных трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам раскрытия сущности цифровой культуры педагога, а также цифровизации образования.

Формирование цифровой культуры будущего педагога является комплексным, многогранным процессом. Одной из составляющих данного процесса является формирование исследовательских навыков обучающихся. Рассмотрим более подробно данное положение.

В данной работе мы рассматриваем подготовку будущего педагога в классическом университете, в котором на формирование исследовательских навыков делается больший акцента по сравнению с педагогическими вузами.

Е.Н. Соловова отмечает, что данное положение имеет благоприятную тенденцию, поскольку исследовательские навыки способствуют применению инновационных средств и форм обучения в своей профессиональной деятельности будущими учителями [12, с. 4].

Остановимся на различных подходах к определению понятия «исследовательские навыки».

Исследовательские умения и навыки как базовые компоненты личности выражают ведущие характеристики процесса профессионального ее становления, отражают универсальность ее связей с окружающим миром, инициируют способности к творческой самореализации, определяют эффективность познавательной деятельности, способствуют перенесению знаний, умений и навыков исследовательской деятельности в любую область познавательной и практической деятельности [11].

Н.И. Плотникова понимает под исследовательской компетенцией способность и исследовательские умения, связанные с анализом и оценкой научного материала [10].

Л.В. Панкратова рассматривает исследовательские навыки обучающихся как «их личностный опыт, выражающийся в готовности и способности выполнять операции, составляющие исследовательскую деятельность, формируемые посредством специальных упражнений и характеризующиеся наличием цели, способов деятельности и условий ее выполнения, интеллектуальным, сознательным характером, а также синтетичностью, позволяющей применять их в различных ситуациях» [9, с. 9].

Б.М. Куршиева, И.Х. Милиев к исследовательским навыкам относят: «умение работать с научными источниками, умение анализировать, наблюдать, выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, обрабатывать полученные результаты, умение использовать известные или осваивать новые методы, приходить к самостоятельным выводам в процессе решения поисковых задач» [7].

Для того, чтобы понять, как исследовательские навыки влияют на формирование цифровой культуры будущих учителей, определим структурные компоненты цифровой культуры. Их можно

представить в следующем виде: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный.

Мотивационный компонент предполагает готовность педагога к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности, которая проявляется во внутренней личностной готовности и включает в себя положительное отношение к данному процессу. Также учитель должен осознавать взаимосвязь между использованием в своей профессиональной деятельности данных технологий и эффективностью проделанной работы. Как мы уже отмечали, данное положение особенно актуально в настоящее время, когда педагог должен личным примером демонстрировать положительное отношение к цифровым технологиям. Учитель, который не находит положительных сторон в процессе цифровизации, не способен заинтересовать в этом своих подопечных.

Если мы говорим об обучающемся, у которого сформированы исследовательские навыки, то он будет стремиться к внедрению полученных знаний в сфере информационных технологий в свою профессиональную деятельность, уровень его мотивации будет выше. Это обуславливается его развитыми способностями анализировать информацию, аргументировать ее, а в дальнейшем и преподносить ее обучающимся в доступной форме.

Следующим компонентом цифровой культуры педагога является когнитивный. Данный компонент связан со знаниями педагога в области информационных технологий. Знания являются ядром когнитивного компонента, на основе которого выстраиваются навыки и умения. В данном случае стоит отметить, что определенными знаниями в данной области обладают все люди, в том числе и обучающиеся общеобразовательных организаций. Это неизбежно, поскольку цифровые технологии на протяжении долгого времени являются неотъемлемой частью нашей жизни. Однако будущий педагог должен обладать более глубокими знаниями, в частности, касающимися тех информационных технологий, которые необходимо применять в образовательном процессе. За время обучения в рамках образовательной организации высшего образования (классического университета) важно уделять особое внимание повышению уровня когнитивного компонента цифровой культуры будущего педагога.

Именно исследовательские навыки помогают обучающемуся находить новую информацию, позволяющую углубить имеющиеся знания, выделять из большого массива информации то, что действительно имеет ценность для его развития.

Значимость когнитивного компонента заключается и в том, что педагог способен решать проблемы преобразования учебно-методических комплексов в соответствии с требованиями цифровой среды. Исследовательские навыки в свою очередь способствуют успешному поиску, определению и выбору путей применения необходимых средств для эффективности данного процесса.

Деятельностный компонент выражается в навыках использования информационных технологий, и их грамотном применении в профессиональной деятельности. На наш взгляд, цифровые навыки, включенные в деятельностный компонент, имеют важное значение в системе цифровой культуры педагога, поскольку позволяют применять полученные знания на практике и разнообразить образовательный процесс, вовлекая в него большее количество учащихся.

Благодаря навыкам использования информационных технологий педагог имеет возможность не только применять их в образовательном процессе, но и для общения с коллегами, обучающимися, их родителями.

Кроме того, исследовательские навыки способствуют развитию творческого мышления педагога. Цифровые технологии предоставляют множество инструментов для создания новых форм обучения и развития, но использование этих инструментов требует педагогической креативности.

Рефлексивный компонент цифровой культуры педагога отражает внутреннее состояние личности и предполагает способность анализировать целесообразность применения цифровых технологий в профессиональной деятельности учитывая различные факторы, а также подводить итоги своей работы с ними, сформированностью способности к оценке своих знаний и навыков в области информационных технологий.

Э.Ф. Зеер подчеркивает важность внутреннего самоанализа обучающимися, указывая на то, что что каждый обучающийся должен понять и принять свои положительные и отрицательные качества, соотнести их с эталоном профессионально важных качеств [4].

Исследовательские навыки также играют важную роль в формировании рефлексивного компонента цифровой культуры педагога, поскольку способствуют постановке цели, достижению ее и умению проанализировать полученный результат.

Формирование цифровой культуры происходит на протяжении всей жизни человека, также как и исследовательских навыков. Это связано с тем, что цифровые технологии основательно вошли в нашу повседневную жизнь. Сегодня тяжело представить себя, например, без мобильного телефона, которым умеют пользоваться даже самые маленькие дети. Поэтому базовые знания в сфере информационных технологий имеются у всех обучающихся вузов еще на первом курсе обучения. Однако этих знаний недостаточно для будущего педагога, чтобы организовывать учебный процесс с элементами внедрения информационных технологий. Представляется важным уделять особое внимание формированию цифровой культуры будущих педагогов, и как мы уже обозначили, одним из необходимых элементов такой подготовки являются исследовательские навыки.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 144_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (60) 2023_2542-0291

Исследовательские навыки представляют собой способность систематизировать и анализировать информацию, проводить поиск и оценивать достоверность данных, разрабатывать стратегии решения проблем. Они помогают педагогам осуществлять поиск актуальных материалов и методик обучения, а также разрабатывать инновационные подходы к организации учебного процесса. В цифровой эпохе это особенно важно, так как объем доступной информации постоянно возрастает, а задачи педагогического процесса становятся все более сложными.

Примечательно, что одним из средств развития исследовательских навыков обучающихся, являющимся наиболее эффективным, по мнению многих авторов, выступают информационные технологии. Информационные технологии способствуют оптимизации обучения и созданию условий для исследовательской деятельности, поиска, сбора информации. Таким образом, для наиболее продуктивного использования информационных технологий в исследовательской деятельности у обучающихся должна быть сформирована в том числе и цифровая культура.

Также для формирования исследовательских навыков используется проектный метод, который позволяет максимально включиться в учебный проект обучающимся, вырабатывая самостоятельность. А если задание проекта будет включать в себя элементы использования компьютерных технологий, то также будет формироваться и цифровая культура.

Заключение. Современный педагог, работающий с новым поколением учащихся, должен быть

готовым к использованию цифровых инструментов и ресурсов для создания эффективной учебной среды. В этом контексте исследовательские навыки играют ключевую роль в формировании цифровой культуры педагога. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что нами была выделена взаимосвязь формирования цифровой культуры будущего педагога и исследовательских навыков. Хорошо развитые исследовательские навыки студентов будущих педагогов способствуют формированию цифровой культуры, поскольку напрямую связаны со сбором, анализом, обработкой информации, а также исследовании наиболее оптимальных путей ее применения.

Рассмотрев структуру цифровой культуры педагога, можно увидеть, что исследовательские навыки важны для формирования каждого из ее компонентов. При этом в развитии исследовательских навыков активную роль принимает и цифровая культура.

Хорошо развитые исследовательские навыки, высокий уровень цифровой культуры выпускника, делают его конкурентноспособным на рынке труда, улучшают его инновационную восприимчивость, а также показывать высокие результаты в его профессиональной деятельности.

Исследовательские навыки играют важную роль в формировании цифровой культуры педагога, поскольку позволяют преподавателю активно и эффективно использовать современные технологии и инструменты для обучения, а также постоянно развиваться в условиях быстро меняющейся информационной среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алдошина, М.И. Сочетание культурологической и компетентностной констант в университетском образовании / М.И. Алдошина. - Текст : непосредственный // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 1 (64). - С. 285-288.

2. Алдошина, М.И. Проблемы и перспективы влияния информационных технологий на педагогическое образование в университете / М.И. Алдошина. - Текст : непосредственный // Образовательное пространство в информационную эпоху : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 06-07 июня 2023 г. - Москва : Институт стратегии развития образования, 2023. - С. 354-358.

3. Гнатышина, Е.В. Формирование цифровой культуры будущего педагога : монография / Е.В. Гнатышина. - Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019. - 294 с. - Текст : непосредственный.

4. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию / Э.Ф. Зеер. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2005. - № 3 (33). - С. 27-40.

5. Колонтаевская, И. Ф. Цифровая культура инженера: проблемы и решения / И.Ф. Колонтаевская, О.А. Исабекова. - Текст : непосредственный // Наука 2014: проблемы и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 20 янв. 2015 г.). - Москва : Грифон, 2015. - С. 72-79.

6. Куликова, С.С. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов / С.С. Куликова, О.В. Яковлева. - Текст : непосредственный // Образование и наука. -2022. - № 24 (2). - С. 48-83.

7. Куршиева, Б.М. Развитие исследовательских умений учащихся в учебной деятельности / Б.М. Куршиева, И.Х. Милиев. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 223-224.

8. Носова, Л.С. Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования / Л.С. Носова, Е.А. Леонова, А.А. Рузаков. - Текст : электронный // Вестник ЮУрГГПУ. - 2019. - № 4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/model-tsifrovoy-kultury-buduschih-pedagogov-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 15.11.2023).

9. Панкратова, Л.В. Формирование исследовательских умений в обучении математике учащихся общеобразовательных школ средствами неравенств : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Панкратова Лариса Валерьевна. -Киров, 2014. - 23 с. - Текст : непосредственный.

10. Плотникова, Н.И. Общеучебные компетенции в структуре дистанционного курса на английском языке /

H.Н. Плотникова. - Текст : непосредственный // Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - Москва : ИНЭК, 2007. - С. 327.

11. Развитие исследовательских умений учащихся общеобразовательной школы: метаметодический аспект : круглый стол. - Текст : непосредственный // Вестник Северо-западного отделения Российской академии образования. Образование и культура Северо-запада России. Вып. 7. Тенденции в развитии и модернизации современного образования. - Санкт-Петербург, 2002. - С. 329-342.

12. Соловова, Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. - Москва, 2004. - Текст : непосредственный.

13. Спиридонова, Ю.С. Понятие и структура цифровой культуры будущего педагога / Ю.С. Спиридонова. - Текст : непосредственный // Образование и общество. - 2023. - № 5 (142). - С. 83-89.

14. Prensky, M. Digital natives, digital immigrants / M. Prensky. - Text : electronic // On the Horizon. - 2001. - Vol. 9, № 5. - URL: https://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immi-grants%20%20Part1 .pdf.

15. Apperley, T. Digital culture & education: classroomperspectives / T. Apperley, Ch. Walsh. - Text : direct // Digital Culture & Education. - 2010. - Vol. 2, № 2. - Р. 124-127.

REFERENCES

I. Aldoshina M.I. Sochetanie kul'turologicheskoj i kompetentnostnoj konstant v universitetskom obrazovanii [The combination of cultural and competence constants in university education]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki [Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences], 2015, no. 1 (64), pp. 285-288.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Aldoshina M.I. Problemy i perspektivy vlijanija informacionnyh tehnologij na pedagogicheskoe obrazovanie v universi-tete [Problems and prospects of the influence of information technology on teacher education at the university]. Obra-zovatel'noeprostranstvo v informacionnuju jepohu: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 06-07 ijunja 2023 g. [Educational space in the information age]. Moscow: Institut strategii razvitija obrazovanija, 2023, pp. 354-358.

3. Gnatyshina E.V. Formirovanie cifrovoj kul'tury budushhego pedagoga: monografija [Formation of the digital culture of the future teacher]. Cheljabinsk: Juzhno-Ural'skij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet, 2019. 294 p.

4. Zeer Je.F. Kompetentnostnyj podhod k obrazovaniju [Competence-based approach to education]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2005, no. 3 (33), pp. 27-40.

5. Kolontaevskaja, I.F., Isabekova O.A. Cifrovaja kul'tura inzhenera: problemy i reshenija [Digital culture of an engineer: problems and solutions]. Nauka 2014: problemy iperspektivy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Moskva, 20 janv. 2015 g.) [Digital culture of an engineer: problems and solutions]. Moscow: Grifon, 2015, pp. 72-79.

6. Kulikova S.S., Jakovleva O.V. Pedagogicheskoe upravlenie v cifrovoj obrazovatel'noj srede: voprosy professional'noj podgotovki budushhih pedagogov [Pedagogical management in the digital educational environment: issues of professional training of future teachers]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2022, no. 24 (2), pp. 48-83.

7. Kurshieva B.M., Miliev I.H. Razvitie issledovatel'skih umenij uchashhihsja v uchebnoj dejatel'nosti [Development of students' research skills in educational activities]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [The world of science, culture, education], 2015, no. 2 (51), pp. 223-224.

8. Nosova L.S., Leonova E.A., Ruzakov A.A. Model' cifrovoj kul'tury budushhih pedagogov v uslovijah cifrovizacii obrazovanija [The model of digital culture of future teachers in the context of digitalization of education]. Vestnik JuUrGGPU [Herald of SUrSHPU], 2019, no. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-kultury-buduschih-pedagogov-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya (Accessed 15.11.2023).

9. Pankratova L.V. Formirovanie issledovatel'skih umenij v obuchenii matematike uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh shkol sredstvami neravenstv. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of research skills in teaching mathematics to students of secondary schools by means of inequalities. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Kirov, 2014. 23 p.

10. Plotnikova N.I. Obshheuchebnye kompetencii v strukture distancionnogo kursa na anglij skom jazyke [General academic competencies in the structure of a distance learning course in English]. In Hutorskogo A.V. (ed.) Kompetencii v obrazovanii: opytproektirovanija: sb. nauch. tr. [Competencies in education: design experience]. Moskcow: INJeK, 2007, p. 327.

11. Razvitie issledovatel'skih umenij uchashhihsja obshheobrazovatel'noj shkoly: metametodicheskij aspekt: kruglyj stol [Development of research skills of secondary school students: a meta-methodological aspect]. Vestnik Severo-zapadnogo otdelenija Rossijskoj akademii obrazovanija. Obrazovanie i kul'tura Severo-zapada Rossii. Vyp. 7. Tendencii v razvitii i mod-ernizacii sovremennogo obrazovanija [Bulletin of the Northwestern Branch of the Russian Academy of Education. Education and culture of the North-West of Russia. Issue 7. Trends in the development and modernization of modern education]. Sankt-Peterburg, 2002, pp. 329-342.

12. Solovova E.N. Praktikum k bazovomu kursu metodiki obuchenija inostrannym jazykam [Workshop for the basic course of foreign language teaching methods]. Moscow, 2004.

13. Spiridonova Ju.S. Ponjatie i struktura cifrovoj kul'tury budushhego pedagoga [The concept and structure of the digital culture of the future teacher]. Obrazovanie i obshhestvo [Education and society], 2023, no. 5 (142), pp. 83-89.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 146_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (60) 2023_2542-U291

14. Prensky M. Digital natives, digital immigrants. On the Horizon, 2001, vol. 9, no. 5. URL: https://www.marcpren-sky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20%20Part1.pdf.

15. Apperley T., Walsh Ch. Digital culture & education: classroom perspectives. Digital Culture & Education, 2010, vol. 2, no. 2, pp. 124-127.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ю.С. Спиридонова, аспирант, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, Россия, e-mail: rudakovayulya@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Yu. S. Spiridonova, Graduate Student, Oryol State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, e-mail: rudakovayulya@mail.ru

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2023_4_147

Ирина Евгеньевна Шкабара

г. Нижний Тагил

Подготовка будущего учителя иностранного языка к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образования

Статья посвящена проблеме модернизации профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка с позиции цифровизации образования. В статье показано, что данная проблема находится в русле концепции цифровой компетентности педагога, активно развиваемой в мировом педагогическом сообществе. На основе анализа современных исследований и нормативных документов, определяющих подготовку педагога, автор рассматривает актуальность цифровой компетентности учителя иностранного языка, пришедшей на смену информационно-коммуникационной компетентности учителя, доказывает ее тесную связь с таким понятиями как «цифровая грамотность», «цифровые компетенции» . На примере подготовки студентов факультета филологии и межкультурной коммуникации Нижнетагильского государственного социально-педагогического института показан опыт внедрения в учебный процесс цифровой составляющей «Методических рекомендаций по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию» («Ядра высшего педагогического образования»).

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровая компетентность учителя иностранного языка.

Irina Evgenievna Shkabara

Nizhny Tagil

Preparing a future foreign language teacher for professional activity in the context of

digital transformation of education

The article is devoted to the problem of modernization of professional training of a future foreign language teacher from the perspective of digitalization of education. The article shows that this problem is in line with the concept of digital competence of a teacher which is actively being developed in the global pedagogical community. Based on the analysis of modern research and regulatory documents the author examines the relevance of the digital competence of a foreign language teacher which has replaced the information and communication competence of a teacher, proves its close connection with such concepts as "digital literacy", "digital competencies". On the example of professional training of the students of Faculty of Philology and Intercultural Communication of Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute the author shows the experience of introducing the digital component of "Methodological recommendations for training personnel for pedagogical bachelor's degree programs based on unified approaches to their structure and content" ("The core of higher pedagogical education") into the educational process

Keywords: digitalization of education, digital educational environment, digital literacy, digital competencies, digital competence of a foreign language teacher.

Введение. Смена образовательной парадигмы определяет необходимость включения новых, практико-ориентированных подходов в систему образования и проведения на их основе соответствующих преобразований. Таким подходом сегодня можно назвать цифровой подход, который принят научно-педагогическим сообществом и предписывается рядом государственных документов. Современная система образования находится под существенным влиянием высокой динамики циф-ровизации общества, старт которой был дан государственной программой «Цифровая экономика»,

утвержденной Правительством Российской Федерации в 2017 году [13]. Педагоги и обучающиеся сегодня имеют свободный доступ к электронным источникам информации, овладевают новыми информационно-коммуникационными способами осуществления обучающей и учебной деятельности, цифровые технологии и цифровые инструменты активно внедряются в образовательный процесс. Встречное движение составных частей образовательного процесса и цифровых технологий и средств для эффективного использования их по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.