https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-127-136 УДК 371.134:004
Леонтьева A.B., Бибалова С.А.ДатитФ.Р.
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Леонтьева Александра Владимировна,
кандидат педагогических наук, dcnieiim кафедры педагогики и социальной психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия e-mail: [email protected] тел.: +7 (929) 862 22 01
Бибалова Сайда Аслановна,
кандидат педагогических наук, dcnieiim кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия e-mail: [email protected] тел.: +7 (988) 480 15 32
Хапшт Фапшма Рамазановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия e-mail: ficatit@mail. г и тел.: +7 (964) 903 34 86
Аннотация
Цифровой сервис прочно вошел во все сферы социально-экономической деятельности, включая сферу образования. Деятельность современного педагога в цифровой образовательной среде является его неотъемлемым компонентом. От сформированное™ цифровой культуры педагога как транслятора идей государственной образовательной политики во многом зависит и развитость «цифрового гражданства» в целом. Актуальность рассмотрения проблемы сформированное™ у педагогов цифровой культуры обусловлена следующими противоречиями: между возрастающей значимостью педагога в процессе цифровизации образования и слабой разработанностью содержания его цифровой культуры и ее компонентов как детерминантов профессиональной педагогической деятельности в цифровой образовательной среде; между ростом цифровизации образовательного процесса и недостаточным уровнем сформированное™ у педагогов цифровой культуры. Указанные противоречия положены в основу нашего
исследования, проблема которого заключается в раскрытии особенности цифровой культуры современного педагога как ресурса его профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образовательного пространства.
Цель исследования: теоретически обосновать сущность и компонентный состав цифровой культуры современного педагога как ресурса его профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде. Достижение данной цели осуществлялось посредством применения следующих методов исследования: анализа литературы, классификации, моделирования, описания, способов наглядного представления данных в виде рисунков и таблиц.
Результаты исследования: 1) анализ научных источников позволил определить концептуальные подходы к рассмотрению проблемы цифровой культуры педагога, что позволило аккумулировать сведения и разработать карту компонентного состава цифровой культуры педагога; 2) теоретически обоснованы базовые компоненты цифровой культуры педагога: цифровая грамотность и мотивационно-ценностное отношение; 3) предложена процедура оценки уровня сформированное™ цифровой культуры педагога.
Ключевые выводы: 1) карта компонентного состава цифровой культуры педагога представляет собой интегративные сведения о сущности и составе цифровой культуры педагога и включает виды цифровой компетентности, соответствующие им компетенции, показатели и цифровые навыки; 2) базовыми компонентами цифровой культуры педагога являются цифровая грамотность и мотивационно-ценностное отношение, каждый из которых представлен соответствующими ему показателями и цифровыми навыками; 3) методика оценки сформированное™ цифровой культуры педагога включает уровневую шкалу и расчет индивидуального индекса цифровой компетентности. Содержащиеся в статье сведения могут быть положены в основу разработки программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, направленных на формирование цифровой культуры в образовательной среде.
Ключевые слова: образовательное пространство, цифровая среда, цифровое образование педагога, цифровая культура, цифровая грамотность, цифровая компетентность педагога, карта компонентного состава цифровой культуры педагога, уровни сформированности цифровой культуры педагога
Для цитирования: Леонтьева A.B., Бибалова С.А., Хатит Ф.Р. Цифровая культура современного педагога как ресурс профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образовательного пространства // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Том 14, № 4. С. 127-136. 'https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-127-136.
Leontyeva A.V., Bibalova S.A., Khatit F.R.
DIGITAL CULTURE OF A MODERN TEACHER AS A PROFESSIONAL ACTIVITY RESOURCE IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL SPACE DIGITALTRANSFORMATION
Leontyeva Alexandra Vladimirovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, an associate professor of the Department of Pedagogy atidi Social Psychology of FSBEI HE 'Adygh State University", Maikop, Russia
e-mail: [email protected] tel.: +7 (929) 862 22 01
Bibalova Saida Aslanovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, an associate professor of the Department of Philosophy, Sociology and< Pedagogy of FSBEI HE "Maikop State Technological University", Maikop, Russia e-mail: [email protected] tel.: +7 (988) 480 15 32
Khatit Fatinm Ramazanovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, an associate professor of the Department of Pedagogy and< Social Psychology of FSBEI HE "Adygh State University", Maikop, Russia e-mail: fxatit@mail. ru tel.: +7 (964) 903 34 86
Abstract
The digital service has firmly entered all areas of social and economic activity, including education. The activity of a modern teacher in the digital educational environment is its integral component. The development of "digital citizenship" as a whole largely depends on the formation of the digital culture of a teacher as a translator of the ideas of the state educational policy. The relevance of considering the problem of digital culture formation among teachers is due to the following contradictions: between the increasing importance of a teacher in the process of digitalization of education and poor development of the content of its digital culture and its components as determinants of professional pedagogical activity in a digital educational environment; between the growth of digitalization of the educational process and the insufficient level of formation of digital culture among teachers. These contradictions form the basis of our research, the problem of which is to reveal the features of the digital culture of a modern teacher as a resource for his professional activity in the context of the digital transformation of the educational space.
The purpose of the research is to theoretically substantiate the essence and component composition of the digital culture of a modern teacher as a resource for his professional activities in a digital educational environment. This goal was achieved through the use of the following research methods: literature analysis, classification, modeling, description, ways of visualizing data in the form of figures and tables.
The results of the research: 1) the analysis of scientific sources has made it possible to determine the conceptual approaches to considering the problem of the digital culture of a teacher, which made it possible to accumulate information and develop a map of the component composition of a teacher's digital culture; 2) the basic components of a teacher's digital culture have been theoretically substantiated: digital literacy and motivational-value attitude; 3) a procedure for assessing the level of formation of a teacher's digital culture has been proposed.
Key conclusions: 1) the map of the component composition of the digital culture of a teacher is an integrative information about the essence and composition of the digital culture of a teacher and includes the types of digital competence, their corresponding competencies, indicators and digital skills; 2) the basic components of a teacher's digital culture are digital literacy and a motivational-value attitude, each of which is represented by indicators and digital skills corresponding to it; 3) the methodology for assessing the formation of a teacher's digital culture includes a level scale and the calculation of an individual index of digital competence. The information contained in the article can be used as the basis for developing a program of advanced training courses and professional retraining of teachers aimed at creating a digital culture in the educational environment.
Keywords: educational space, digital environment, digital education, a teacher, digital culture, digital literacy, digital competence of a teacher, map of the component composition of a teacher's digital culture, levels of formation of a teacher's digital culture
For citation: Leontyeva A.V., Bibalova S.A., Khatit F.R. Digital culture of a modern teacher as a professional activity resource in the conditions of educational space digital transformation // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2022. Volume 14, No. 4. P. 127-136. https://doi.org/10.47370/207S-1024-2022-14-4-127-136.
В соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования одним из основных результатов освоения программ высшего образования по педагогическим направлениям является овладение будущими учителями информационно-коммуникационными технологиями для решения профессиональных задач. Успешное применение на практике данных технологий может быть определено как цифровая культура, представляющая собой сформированность необходимых навыков по успешному функционированию в смешанной реальности, включающих навыки безопасной и эффективной работы с контентом, комму ницирования с другими пользователями в электронной образовательной среде, поиска и потребления информации, постоянного совершенствования, мотивационно-ценност-ного отношения к цифровому сервису, обеспечивающих эргономичное функционирование в новом цифровом образовательном пространстве [1; 4; 5; 7].
Международной компанией The Boston Consulting Group (BCG) разработана «Целевая модель компетенций 2025» как значимых ориентиров для эффективного развития общества в условиях
цифровой экономики. В состав этой модели вошли и цифровые навыки (рисунок 1) наряду с социально-поведенческими и когнитивными компетенциями [10].
Востребованность владения педагогами цифровой культурой закреплена в Федеральным проекте «Цифровая культура» [8], в Стратегическом направлении в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации [6], в которых предусмотрено достижение целевых показателей цифровой трансформации как национальной цели (рисунок 2).
Данных целевых показателей планируется достичь к 2030 году. Вполне очевидно, что достижение целевых показателей невозможно без повышения цифровой культуры педагогов образовательных учреждений. «Для современного цифрового общества и для цифровой экономики в частности требуются педагоги нового поколения, обладающие способностью адаптации к различным цифровым средам и технологиям обучения. И это свойство характеризуется не столько использованием технологий в обучении, сколько способностью прогнозировать грядущие изменения в постоянно меняющейся цифровой среде» [5, с. 136].
Создание систем:
- программирование;
- разработка приложений;
- проектирование производственных систем
Управление информацией:
- обработка и анализ данных
Рис. 1. Цифровые навыки в составе «Целевой модели компетенций 2025» [3, с. 7; 10]
Создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды учебной организации (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические средства), обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, а также использование сервисов и создание единых форм образовательных услуг
Внедрение радиоэлектронной продукции (в т.ч. систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем виде о наблюдения) российского происхождения
Внедрение искусственного интеллекта ("Цифровой помощник ученика". "Цифровой помощник родителя". "Цифровой помощник учителя")
Внедрение больших данных "Создание и внедрение системы управления в о бр аз о вател ь но й организации"
Внедрение системы
р ас предел е нно го реестра ("Цифровое портфолио ученика")
Использование облачных технологий ("Библиотека цифрового о бр аз о вател ь но го контента")
Рис. 2. Целевые показатели цифровой трансформации (составлено авторами по источникам 6, 7, 8, 9)
Ряд ученых (Гайсина C.B., Давыдова И.П., Носова JI.C., Леонова Е.А., Рузаков A.A.) цифровую культуру рассматривают сквозь призму цифровой компетентности педагога. Е. Гавриловой представлена европейская модель цифровой компетентности учителя (рисунок 3).
Западными специалистами разработана Европейская модель цифровых компетенций для педагогов (Digital Competence of Educators) (рисунок 4).
Подробный анализ исследований отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой нами проблеме
1 БЛОК. Цифровые профессиональные компетенции (навыки, которыми должен владеть современный специалист): организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, развитие цифровых навыков и рефлексивные практики
2 БЛОК. Цифровые педагогические компетенции: работа с цифровыми ресурсами (подбор, создание и модификация, управление, защита и совместное использование), обучение и преподавание, оценивание, расширение возможностей учащихся
3 БЛОК. Современные цифровые компетенции учителя, направленные на формирование цифровых компетенций учащихся: информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач
Рис. 3. Европейская модель цифровой компетентности учителя (составлено авторами по источнику 1)
Профессиональные компетенции преподавателей Цифровые компетенции Педагогические компетенции преподавателей Трансграничные компетенции
1. Профессиональное взаимодействие 2. Цифровые ресурсы 3. Обучение 6. Содействие развитию цифровых навыков учащихся
4. Оценка 5. Расширение возможностей учащихся
Предметные компетенции Предметные компетенции
Я о Ж я о н о я
J5 S S
Рис. 4. Европейская модель цифровых компетенций для педагогов (Digital Competence of Educators) [3, с. 7]
■ владение элементарными цифровыми навыками: выбор поисковых систем для поиска информации в заданных условиях, просмотр результатов поиска, корректировка и уточнение условий поиска и др,
■ высокое владение цифровыми навыками: использование поисковых систем в соответствии с образовательными целями в рамках предметной области
• владение продвинутыми цифровыми навыками: применение различных поисковых систем при поиске информации, использование широкого варианта стратегий (поисковых операторов, ильтров) и др.
очень высокое владение цифровыми навыками на уровне профессионального пользователя
А-
Рис. 5. Уровни сформированности цифровой компетенции педагога (составлено авторами по источнику 5, с. 146)
позволил разработать карту компонентного состава цифровой культуры педагога (таблица 1) [4; 5 и др.].Каждая категория цифровой компетенции соотносится с четырьмя уровнями ее сформированности: начальный, базовый, высокий и экспертный (рисунок 5).
Для оценки уровня сформированности цифровой компетентности предлагаем использовать обобщенный показатель - индивидуальный индекс цифровой компетентности (ИЦК), который высчи-тывается по формуле:
2 ЦГ + МЦО
3 ' где ЦГ - цифровая грамотность, МЦО - мотивационно-ценностное отношение. Данные по цифровой грамотности берутся из расчета среднего показателя при суммировании баллов по общепользовательской ИКТ-компетентности, общепедагогической ИКТ-компетентности, предметно-педагогической ИКТ-компетентности. С целью объективизации результата можно использовать метод экспертных оценок и получить интегративный показатель индивидуального индекса цифровой
v§
£1, à
л
sa
CS
о sa о s.
■е-
II
—4 з
5 -г
я и
<D о " О M
й 1) H
er
s s
и
U С!
z t-3
t
X у
* л l 3
§
Л
M
s <•■>
i-
с
4
2
с
К С
С
ú ít н
<D
4 о с и В
с Ii
5
<L С
к
pe ¡=
ï t с a
ï С
i э
с e¿
3! О
I-. &
о s
ft С
ТО О
н
о X ft о н X
с Is а
J
с
I
я
«
f-
а о ь
I-! р.
¿ Бн
Г, &
с 3
£ :3
F 3 t з
í- 2 П ^
^ й й ft
1С
с
3 с.
н
3
! с
3
b с с в с
3
g у & S я*
г *
О 9 >я
о а
п. z\
ь с. s
i'-. Я Çî
^ «
2 а с H S p 2 C-
I," (L ;
X X
г) О -
S eu s
X (в r с "
1 fi С
S И b;
р с^ в r-
с ■e *
s с
S;
а tu H с
ы с^ 1) 0 с с
с > s J r: ре
S ir с H
S J с;
¡X П rrt
X a с Г с" с^ f-
в 0 u с
о s
£ 5
-8 Ч и
È- I
Г ~
s *
о s
С ;S
ft 3 •ь< ч
с
с ее
1
ш
H *
г' С
С
ft
о f i- г
О С I"
С В
m о г
= а ft
F! - S
I I
F Я
Ын
"С 'С
с о
К S:
s с: ft В: & К
Ё g ®
с ib
О
f-: 1
к" Г'
à
I-
с fe
i s
>в: и
§ ft w О
о 3
5 §
а и
S! 3
К р
Í _
р, р.
fe К
1 р
£ I-
о Ь
я е S о
с
Л
с с
i § 2: с; В: С и
С ь
3 ?"
3 § с
ft 0 и
N ° ?
К i- *
о С
о - " m
с =н ft
m о
¿T ft
О с
fe
i ^
I î * I
JZ'
В се
га ft
0-1
ft
g й О
5 О
« н
- в
« -
с и ï
« г- ь
с; о. В
Ъ Ь 10
S M О
се
а
с
с:
»с
с
a
се
и
F
с
F
с
"а?
•г»
et тЗ
С ft tii
3 1.
C¿ В:
В:
c¿
> 1
Is:
с а
(í.
le с
г ,с
С
С is;
кн с
Л S.
н
_с
£ и
а о
s. ■&
S
я
«
£ ^
S
о ^
ев H
а
ев «
J
Ч о н ев
ев ^
О
В
к
f
с.
с а
L
t
С
à.
\С к
f¡ С
s
Я"
3
с
с (С
с
с -
-
с с с с а с ft
¿ I
È' s
в з
s й
3 §
S I
¿ О'
s о s s & m я r
о Ç-
f s
s Й
& O
Ë S
s e
^ с
ю и
° Э'
(D
я ^
^ M-
С С.
s
с
с.
С
s.
Я"
«
и и
о -
ев ва о s.
-Q Ь
О
3 £
ю
О S
-Q
В 5
С g ^ H
Г
11 о s
2 о
I È
f 5
ВТ ?
Продолжение таблицы I
(Л (Л
го т
о
о =1 о
о
о
о •<
1=1
>
"О
о
о
—I
о
—I
т
х Iп
о ^
о
о ^
о
—I
о
"О
о
Цифровая грамотность
со
I
Пред метно -недаго гичес ка я ИКТ- колл петентность
Цифровой образовательный ресурс в иред\ егс
Профессиональное развитие
Ком м\н икания
Экспертная деятельность
Оценивает к!чссгво цифровых ресурсов осущест вляст их отбор для поиска опт тмальньх в.фэаэтоЕ использование в раи к IX предмета: рд':{а:ать вает^ОР в соответствии с поставленной о: р э з з ват ельно й цс л ью
Применение ЦОР в н; у чном аспекте в учебной деятельности по предмету
Организация коммуникаций в цифровой среде, дистанционное консультировав;, работа с использованием средств совместного доступа кооперация
Осуществляет моделирование педагогическое прэектировапие педагоги юс кос прогнозирование. ди:}>ференцирс ванное обуче* ие
Цифровое мь ш тснис
Демонетрир.ет обладание внутренней. су бъективной м.этиьацией. переориентация с пользователя / потреби тспя цифрового контент! на его создателя и активное преобразование и реализацию
Мотивационно-ценностное отношение
Цифровое гражданство
Цифровая саморегуляция
Умение управлять процессами своего организма и личностью в цифровой среде: эмоциями, мыслями поведением, пступками и переживаниями, рефлексивные практики (способность размыт тять анализировать и извлекать уроки из собственных действий, перманентное обучена* ча со пет венном профессиональном опыт; в ц я| ров ой сроз)
Трансляция ценностей цифрового общества
Демонстрирует осознанность и стойкую убежденность к пифровичации образования как необходимой ценности современного социума, стремится к преобразованию общества в рамках достижений щк|)ровой экономики
компетентности, используя оценки экспертов и самооценку:
где ИПИЦК - интегративный показатель индивидуального индекса цифровой компетентности, Э - оценка экспертов, С - самооценка.
По нашему мнению, такой подход в формировании оценочной процедуры сформированности у педагогов цифровой компетентности является более полным и достоверным, в полной мере
соответствует актуальной оценочной процедуре.
В заключение отметим, что проведенное исследование является результатом анализа источников субъектных ресурсов современного педагога в условиях цифровой трансформации образовательного пространства и поля их применения, расширяет теорию образования в направлении разработанности компонентного состава цифровой культуры педагога и оценочной процедуры ее сформированности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бибалова С.А., Леонтьева А.В. Анализ опыта перехода на дистанционное обучение в системе вузовской подготовки в период пандемии (на примере ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» и ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет») // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 4. С. 59-68.
2. Гаврилова Е. Современный учитель и его цифровые компетенции [Электронный ресурс] //Учительская газета. URL: https://ug.ru/sovremennyj-uchitel-i-ego-czifrovye-kompetenczii/ (дата обращения: 13.05.2022).
3. Гайсина С.В., Давыдова И.П. Методические рекомендации по цифровому образованию [Электронный документ]. URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/KapTa-KOMneTeH-ций-HTOr.pdf (дата обращения: 14.05.2022).
4. Леонтьева А.В., Ковалева Н.В., Хатит Ф.Р. Цифровая культура как инновационный компонент профессиональной деятельности педагога // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 2. С. 49-56.
5. Носова Л.С., Леонова Е.А., Рузаков А.А. Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 134-154.
6. Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. расп. Правительства РФ от 02.12.2021 года № 3427-р. URL: https://docs.cntd. ru/document/727382832 (дата обращения: 13.05.2022).
7. Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография / А.Ю. Нагорнова [и др.]. Ульяновск: Зебра, 2020. 602 с.
8. Федеральный проект «Цифровая культура» [Электронный ресурс]. URL: https://culture. gov.ru/about/national-project/digital-culture/ (дата обращения 11.04.2022).
9. Distance Learning Experience in the Context of Globalization of Education / T.N. Poddubnaya, E L. Zadneprovskaya, S.S. Voevodina [et al.] // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Vol. 9. No S2. P. 985.
10. Martin A., Madigan D. Digital Literacies for Learning. London: Facet Publishing, 2006. 242 p.
REFERENCES:
1. Bibalova S.A., Leontyeva A.Y. Analysis of the experience of transition to distance learning in the system of higher education during the pandemic (the case of FSBEI HE "Maikop State
Technological University" and FSBEI HE "Adygh State University") // Bulletin of Maikop State Technological University. 2021. V. 13, No. 4. P. 59-68.
2. Gavrilova E. A modern teacher and his digital competencies // Teacher's newspaper: [Electronic document]. URL: https://ug.ru/sovremennyj-uchitel-i-ego-czifrovye-kompetenczii/ (date of access: 13.05.2022).
3. Gaisina S.V., Davydova I.P. Guidelines for digital education: [Electronic document]. URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Map-of-competence-TOG.pdf (date of access: 14.05.2022).
4. Leontyeva A.V., Kovaleva N.V., Khatit F.R. Digital culture as an innovative component of a teacher's professional activity // Bulletin of MSTU. 2022. V. 14. No. 2. P. 49-56.
5. Nosova L.S., Leonova E.A., Ruzakov A.A. Model of digital culture of future teachers in the context of digitalization of education // Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. 2019. No. 4. P. 134-154.
6. Strategic direction in the field of digital transformation of education related to the field of activity of the Ministry of Education of the Russian Federation: approved by the Government of the Russian Federation dated December 2, 2021 No. 3427-r: [Electronic document]. URL: https://docs. cntd.ru/document/727382832 (date of access: 13.05.2022).
7. Modern higher education: theory and practice: a collective monograph / A.Yu. Nagornova [et al.]; Rep. editor A.Yu. Nagornov. Ulyanovsk: SP Kenshenskaya Victoria Valerievna (Zebra publishing house), 2020. 602 p.
8. Federal project "Digital culture": [Electronic document]. URL https://culture.gov.ru/about/ national-project/digital-culture/ (Accessed 11.04.2022).
9. Distance Learning Experience in the Context of Globalization of Education / T.N. Poddubnaya, E L. Zadneprovskaya, S.S. Voevodina [et al.] // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Vol. 9. No S2. P. 985.
10. Martin A., Madigan D. Digital Literacies for Learning. London: Facet Publishing, 2006. 242 p.