Научная статья на тему 'Исследовательская работа Институт детства: забота о здоровом развитии ребенка'

Исследовательская работа Институт детства: забота о здоровом развитии ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская работа Институт детства: забота о здоровом развитии ребенка»

Научное обеспечение развития педагогического образования в России

листы по рекламе, работники служб сопровождения, школьные администраторы и др.

Пятое. Построение совместно с учащимися их индивидуальных образовательных и профессиональных маршрутов (непрерывное образование, возвратное образование и т. д., и т. п.). Это требует развития тьюторской службы.

Однако эти задачи не всегда принимаются и реализуются. В связи с этим актуализируется значимость педагогического образования, как системы, обеспечивающей развитие российского образования, а значит и качество человеческого капитала, от которого зависит будущее страны.

Другими словами, анализ современной ситуации показывает, что знания о педагогическом образовании, накопленные учеными и практиками за последние два десятилетия и обеспечившие определенный прорыв в образовании, оказываются необходимыми, но недостаточными для его дальнейшего развития.

Можно выделить три основные группы проблем научного обеспечения, которые необходимо решать усилиями науки и образования.

Первая группа проблем связана с недостаточной разработанностью ряда научных вопросов, решение которых значимо для развития педагогического образования (принципы отбора и структурирования содержания педагогического образования в условиях его нелинейной организации, системы оценки качества профессиональной подготовки и др.).

Вторая группа проблем связана с неадаптиро-ванностью имеющегося научного потенциала к

потребностям развивающейся практики педагогического образования (методика перехода на уров-невую модель подготовки педагогических кадров, методика переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений педагогического и непедагогического профиля к решению современных образовательных задач и др.).

Третья группа проблем связана с настоятельной необходимостью получения принципиально нового научного знания (подходы к внутреннему и внешнему структурированию связей образовательных учреждений педагогического профиля; принципы, пути, условия интеграции образовательных и научных учреждений и др.).

Исследование современных проблем педагогического образования потребует:

• активизации аналитической деятельности по систематизации и обобщению имеющегося научного знания о педагогическом образовании и определения на этой основе актуальных направлений дальнейших исследований;

• развертывания проектной деятельности по разработке научно обоснованных, практикоориентированных рекомендаций, технологий, методик использования современного научного знания о педагогическом образовании в процессе подготовки и переподготовки педагогических кадров в решении стратегических задач образования;

• организации опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление нового научного знания как фундамента развития педагогического образования.

В. Г. Каменская,

заведующая кафедрой психологии и психофизиологии ребенка

С. А. Котова,

заместитель директора института детства

Н. А. Ноткина, директор института детства

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ИНСТИТУТА ДЕТСТВА: ЗАБОТА О ЗДОРОВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Со второй половины ХХ в., при переходе человечества к постиндустриальному этапу развития, система образования вступила в противоречие с новой ситуацией, складывающейся в обществе. Общество вынуждено все больше учитывать человеческий фактор, осознавая ограниченные возможности одного лишь технического прогресса. Постепенно необходимость и полезность для общества разностороннего развития личности, готовой адекватно реагиро-

вать на быстро меняющийся мир, стала осознаваться как условие дальнейшего выживания человека и человечества. Система образования вынуждена ориентироваться на эти вызовы будущего, на изменившиеся образовательные потребности социума и вследствие этого быстро и всесторонне меняться.

Сегодня назрела необходимость продуманных качественных перемен в образовании как культурно-исторической социальной системе,

формирующей последующие поколения. Цель образования заключается в обеспечении становления личности, способной к целостной ориентации в современном социуме, готовой к осознанному выбору собственной позиции, защищенной от агрессии псевдоценностей, враждебных культуре России.

Очевидным образом эта социально значимая проблема находит свое выражение в новых требованиях, предъявляемых к системе школьного образования, так как воспитание социально и психологически зрелой личности проходит существенный этап в годы обучения детей и подростков в школе. Школьное воспитание должно развивать и закреплять проявления здорового образа жизни, основы которого закладываются раньше, в семье и дошкольных образовательных учреждениях. Программа воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях предусматривает определенные валеологиче-ские аспекты, однако, на наш взгляд, этого в настоящее время явно недостаточно. В последние десятилетия в связи с существенным ухудшением здоровья детей возникла практическая необходимость индивидуализированных технологий воспитания и обучения дошкольников, а также их подготовки к переходу на школьную ступень обучения, что предъявляет высокие требования ко всем характеристикам образовательной среды, в том числе и к профессиональным качествам воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Формирование здоровой личности в условиях непрерывности образования в начальной школе и дошкольных учреждениях — это практически новая задача, к решению которой готовы далеко не все работники системы образования. Задача подготовки таких специалистов в высшей школе заложена в идее создания института детства РГПУ им. А. И. Герцена. Основные цели института детства включают как исследовательские аспекты изучения феномена современного ребенка (его физиологии и психологии, особенностей воспитания в семье, обучения в системе дошкольного и начального школьного образования), так и учебно-методические задачи, направленные на подготовку высокопрофессиональных педагогов. Интеграция исследовательской и учебно-методической деятельности в рамках института детства является реальной основой разработки здоровьесберегающих технологий, направленных на формирование здоровой и социально зрелой личности.

Не последнее место среди практических подходов к формированию здоровьесберегающих технологий в образовании занимает диагностика степени готовности дошкольников к освоению различной сложности образовательных программ в разных школах, которая должна проводиться специалистами, практическими психологами в дошкольных образовательных учреждениях. На кафедре психологии и психофизиологии ребенка РГПУ им. А. И. Герцена разработаны и апробированы как сложные и точные методы измерения адаптационного ресурса и уровня здоровья дошкольников, так и экспресс-методы оценки степени развития интеллекта и его компонентов.

Опираясь на результаты диагностики, необходимо осуществить выбор типа школы и программы, а также стиля педагогического взаимодействия, которые будут адекватными задаткам и здоровью ребенка. Своевременное ознакомление с этими результатами родителей позволит на более ранней стадии обучения создать в семье благоприятные условия для формирования здорового образа жизни ребенка и осуществить осознанный выбор адекватного образовательного учреждения. Мы считаем целесообразным для практического решения задач охраны здоровья детей и оптимизации их интеллектуального развития комплектование классов одаренных детей, обучение которых должно производиться по усложненной программе. Если пропустить благоприятный период для развития интеллектуальной одаренности, который приходится на 8-10 лет, то общество не досчитается многих интеллектуально развитых и талантливых людей. Мы полностью отдаем себе отчет в том, что такой подход удорожает стоимость школьной системы образования, но эти затраты окупятся в будущем, поскольку они способствуют сохранению здоровья подрастающего поколения и воспитанию образованных и интеллектуально развитых профессионалов.

Осуществление модели непрерывности дошкольного и начального школьного образования сегодня затруднено не только недостаточным финансированием указанных уровней системы образования, но и недостаточной профессиональной компетентностью специалистов с высшим образованием, которых готовят современные вузы и колледжи. В образовательные программы высшего педагогического образования уже включены отдельные учебные дисциплины, освоение которых служит целям осознания значимости здоровья и здорового образа

жизни. Однако знания о важности здоровья должны быть более широко подкреплены современными сведениями о психологических и биологических особенностях развития и поведения детей, значимости разных периодов детства в формировании здоровой личности. В связи с этим необходимо усиление профессиональной подготовки студентов по физиологии, психофизиологии ребенка и социально-психологическим аспектам развития современных детей с привлечением фундаментальных новейших научных разработок по этим важнейшим проблемам. Очевидна значимость не только теоретической подготовки студентов, но и формирования базы практического овладения необходимой системой навыков и умений, которые позволят специалистам в будущем выступать в качестве компетентных экспертов-психологов и педагогов-практиков.

Важно определиться и в приоритетных целях воспитания и обучения младшего школьника с учетом проблем его здоровья. Нередко эти цели и задачи формулируются в столь абстрактной и «взрослой» форме, что полностью теряются конкретность и реальность их решения в начальной школе. В погоне за увеличением объема знаний, а значит, и нагрузки учащихся, школа нередко становится источником эмоциональных стрессов, роста тревожности детей, их нежелания посещать уроки, ухудшения общего состояния здоровья от первого к четвертому классу. Остро стоит проблема изменения форм организации и методов обучения младшего школьника, введения в первом классе безотметочного обучения в сочетании с разнообразием форм содержательных оценок, двигательных дидактических игр, новых стандартов школьной мебели и др.

От начального образования ожидают качественного обучения и равного к нему доступа, а также нормальной успешности детей, так как плохие оценки у ученика могут быть причиной его социальной маргинализации. Основная задача современной начальной школы — помочь каждому ученику, в том числе ученику с проблемами развития и талантливому ученику в достижении успеха, а также в развитии индивидуальных способностей. Борьба против неуспеха (особенно в начальной школе) становится насущным требованием современности. Школа должна подготовить каждого ученика без утраты здоровья включаться во все виды общественной жизни и быть ответственным за все, что он делает. Задача начальной школы может быть определена как формирование необходимой и

достаточной общеобразовательной основы для получения профессионального образования и успешного продолжения образования в соответствии с личными потребностями, способностями и другими особенностями личности ребенка и с учетом технологического, экономического, общественного и культурного развития общества. Начальная школа представляет собой фундамент, на котором лежат высшие уровни образовательной системы. Качество и содержание образования в начальной школе во многом влияют на качество всей жизни многих поколений. Таким образом, самым важным становится то, как начальная школа обеспечивает полноценное развитие и проявление всех индивидуальных возможностей и черт каждого ученика, выступающих условием для его активного участия в жизни сообщества.

Современная начальная школа успешно осуществляет свою роль лишь в той мере, в какой она способна строить учебный процесс на основе знаний о возможностях и потребностях каждого ученика. Осложняется выполнение этого требования к обучению в начальной школе тем, что дети приходят в школу с разным уровнем школьной готовности в связи с частичным охватом детей образованием в дошкольных учреждениях. Дополняют различающуюся степень готовности детей к освоению учебной деятельности неодинаковый социальный опыт и отличия в психофизиологическом развитии. И именно в этих новых условиях начальное общее образование призвано создать условия для индивидуального развития и помочь реализации способностей каждого ребенка.

Обобщение негативных процессов в системе начального образования с учетом ухудшающегося здоровья и адаптационного ресурса детей привело к формированию идеи предшкольной подготовки детей, которая рассматривается как воспитание и обучение старших дошкольников с целью выравнивания их стартовых возможностей. Правда, встает вопрос о том, насколько готовы эти дети к систематической работе, которая предполагается на предшкольной ступени. Сомнения возникают в первую очередь в связи с ослабленным здоровьем большинства дошкольников: только у 5% детей этого возраста фиксируется первая группа здоровья, у каждого четвертого ребенка — третья группа с хроническими заболеваниями. Кроме этого, около 70% детей этого возраста имеют различные функциональные нарушения. Необходимы дальнейшие исследования по поиску наиболее благоприят-

ных форм их обучения на основе здоровьесберегающих технологий.

Известен парадоксальный факт: многие дети поступают в школу с шести лет и хорошо учатся в первых классах. Вместе с тем многим из этих способных детей приходится впоследствии расплачиваться утратой здоровья: среди них в два раза больше тех, кто выходит из школы с заболеваниями органов кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата, с нервнопаралитическими болезнями. Не учитывать такой цены за раннее образование нельзя, поэтому эта проблема требует также обстоятельного научного исследования и более широкого обсуждения.

Другим обязательным условием благополучного развития личности ребенка, успешного формирования у него учебной деятельности выступает состояние психоэмоционального комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса, описываемое в психологии как гармоничное состояние эмоционально-по-требностной сферы. К личностным чертам, положительно влияющим на школьную успешность, обычно относят социальную активность, качества лидера, уверенность в себе и настойчивость в достижении цели. Если у ребенка отсутствует большая часть этих черт личности, то в ситуации дискомфорта или стресса он не может полноценно включиться в процесс обучения, школьное образование не будет достигать своей цели. Поэтому особенно важен для дальнейшей судьбы ребенка успех первых лет обучения, так как в это время закладываются не только базисные знания и навыки, но и умение учиться, взаимодействовать со взрослыми, учителями, сверстниками и одноклассниками. Справедливые похвала и порицание определяют адекватное самоотношение ребенка и способствуют развитию самосознания — важнейшей системы личности взрослого человека, истоки которой коренятся в детстве, в том числе в школьном.

Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать полноценно усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу. Современные неврологи в повседневной практике весьма часто наблюдают у детей с довольно высоким интеллектуальным развитием целый комплекс симптомов так называемой малой неврологии. Среди этой симптоматики приоритетное место занимают гиперактивность, повышенная эмоциональность, им-

пульсивность, быстрая утомляемость, отвлекае-мость, которые снижают продуктивность учебной деятельности детей и подростков. Снижение школьной успешности в свою очередь усугубляет проявления симптоматики малой неврологии, вызывая устойчивые поведенческие отклонения. Тем самым создается порочный замкнутый круг. По разным данным, от 4 до 25% семилетних и от 20 до 50% шестилетних детей при традиционной организации процесса школьного обучения испытывают большие трудности при адаптации к школе, не могут без перенапряжения осваивать учебную программу, имеют трудности в овладении навыками чтения, письма, счета. По данным Министерства образования и науки, 40% детей не хотят ходить в школу, 50% — не удовлетворены школьным обучением и только 10% радуются встрече с учителем. Если нагрузка, полученная ребенком в школе, оказывается чрезмерной, то постепенно проявляются те или иные отклонения в состоянии здоровья, которые при более благоприятных условиях были бы скомпенсированы и, возможно, не проявились бы.

Исследования Института детства Российского детского фонда в Москве показали, что лишь у 10-15% детей интересы многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у 20-30% — отличаются духовным убожеством и ограничиваются сферой «зарабатывания денег»; у 45-50% интересы никак не проявляются. Поэтому уже в подростковом возрасте 14% опрошенных признаются, что они глубоко «одиноки»; 20% считают, что у них мало друзей или один друг; 60% имеют довольно широкий круг межличностного общения, однако их контакты с друзьями далеко не всегда основаны на общих интересах. Согласно данным МВД России, 70% преступных групп составляют несовершеннолетние. Подростки активно участвуют в антиобщественных акциях и социальных конфликтах, пополняют ряды теневого бизнеса, рэкетиров. Специалисты НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи диагностируют нервно-психические отклонения у 15% школьников. Эти отклонения формируются чаще всего в дошкольном возрасте и углубляются за время обучения в школе, что увязывается с увеличивающимся объемом учебной нагрузки. Отсюда вытекает необходимость профилактики подростковой преступности в младшем школьном возрасте, в частности через разработку новых воспитательных подходов и новых педагогических методик, предполагающих повышение

нравственности учащихся, гуманизацию межличностных отношений, направленных на повышение мотивации обучения, признания знания как ценности, повышение индекса интеллекта.

Эти положения профилактики подростковой преступности, в которых так отчетливо просматривается роль дошкольного и начального школьного звена, безусловно, в полной мере не достижимы в современной России, в условиях формального признания значимости системы образования детей для социально-экономического развития страны. Вместе с тем общественная практика свидетельствует о падении потенциала здоровья обучающихся. Показатель общего нездоровья учащихся доходит до 80%, невротического — до 25%. Срыв компенсаторных возможностей у детей и подростков с ограниченными компенсаторно-приспособительными возможностями, которых по статистике сейчас большинство, наиболее ярко проявляется при чрезмерных для них воздействиях, к числу которых мы можем отнести: предъявление завышенных требований в семье, при чрезвычайно строгом «авторитарном» воспитании; резкий переход на строгое формальное соблюдение школьного учебного режима; предъявление завышенных требований педагогом и педагогическим коллективом образовательного учреждения в целом; предъявление завышенных требований школьной программой и несбалансированными учебно-методическими комплексами.

Современная отечественная школа слабо учитывает не только детские физиологические, но и психологические проблемы. По данным СМИ, различным формам насилия со стороны взрослых подвергается в Петербурге каждый восьмой ребенок. Школа часто выступает и сама как травмирующий фактор. Многочисленными исследованиями доказано, что сам учебный процесс, его содержание, способы обучения и формы организации деятельности могут являться источником отрицательного воздействия на здоровье детей. Детское здоровье явно ухудшается по мере продолжения обучения. Замечено повышение уровня общей невротизации учащихся. Традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес к обучению, утомляют детей, вызывают эмоциональный дискомфорт. Отмечается также и негативный характер авторитарной педагогики. Исследования, проведенные в классе авторитарного педагога, выявили достоверное увеличение случаев утомления детей на уроках (73,9% против 52%), частоты повышенной и высокой сте-

пени невротизма (87% против 63,5%), жалоб на недомогание, усталость (36,4% против 18,2%) по сравнению с показателями класса доброжелательного педагога. До 45% учащихся неадекватно реагируют на постигающие их неудачи в учебе, не умеют с ними справляться. Учащиеся не получают достаточной эмоциональной поддержки со стороны учителей и родителей. 44% родителей обсуждают проблемы своего ребенка с педагогами, но только 6-7% из них осознают эмоциональные переживания своего ребенка как проблему. Таким образом, большинство школьных педагогов оказываются неспособными оказать в этих случаях действенную помощь из-за профессиональной некомпетентности, нехватки времени и душевного тепла. При этом современные психологические исследования показали реальную возможность эффективного разрешения таких детских проблем, как неуверенность в себе, беспомощность, изоляция в группе, сверхответственность, именно в младшем школьном возрасте. В противном случае они закрепляются на всю оставшуюся жизнь, отравляя человеку (и обществу) жизнь в дальнейшем.

Вместе с тем возрастает и число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в дополнительной специализированной психолого-педагогической коррекции, на что современные образовательные учреждения должны обратить основное внимание. Однако существующее количество коррекционных образовательных учреждений не в состоянии обеспечить в полном объеме потребность общества в их содержании и обучении.

Сегодня возникает настоятельная необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий как в учебный процесс, так и в образовательную среду в целом. Современная школа должна не только строить свой учебный процесс с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать всю информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. Естественно, что учитель начальных классов и учитель-предметник не в состоянии осуществлять эти важнейшие здоровьесберегающие функции в силу своей профессиональной загрузки. Эти проблемы были в недавнем времени обязанностями школьных психологов, штат которых собираются в ближайшем будущем сокращать в целях экономии. Стоит ли рассуждать на тему о том, чем обернется эта экономия в недалеком времени?

Традиционная система школьного образования оказалась ни структурно, ни содержательно не готова к решению проблем здоровьесбереже-ния детей с ненормативным ходом развития, с проявлениями различных вариантов дизонтоге-неза. Школьные перегрузки детей с проявлением симптомов малой неврологии только усугубляют течение нервно-психических расстройств. Поэтому на данный момент выделение этих детей в «группу риска», оптимизация методов диагностики, раннее выявление (в дошкольном возрасте, при поступлении в школу) носит конкретный и весьма оптимистичный характер при адекватном выборе реабилитационных мероприятий (психолого-педагогических, социальнопедагогических, психотерапевтических, вплоть до медицинских) и организованном соответственно их возможностям образовательном процессе.

Преобразования, происходящие в российском обществе, постепенно порождают изменения и в системе дошкольного и начального образования. Система дошкольного образования все в большей мере превращается в гибкую, многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ традиционного вида, ДОУ с приоритетными направлениями работы с детьми, детские сады компенсирующего вида, присмотра и оздоровления, центры развития ребенка и др.), которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом. Возникли новые формы обслуживания дошкольников (мини-сады, группы кратковременного содержания, прогулочные, оздоровительные и др.). Начали функционировать образовательные учреждения комплексного типа «начальная школа — детский сад», создающие, как показывают результаты оценки их работы, наиболее благоприятные условия для обеспечения преемственности в воспитании, обучении и развитии детей. Положительные изменения отмечены в становлении и работе служб сопровождения (психологической, социальной, валеоло-гической и др.) для детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.

Вместе с тем происходящие положительные сдвиги в системе образования замедляются определенными факторами, часть из которых описана нами выше. Исследования последних лет показали сохраняющуюся неготовность значительной части педагогических кадров к осознанной реализации гуманистической парадиг-

мы, выбору вариативной образовательной программы и ее адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей. Более того, крайнее понимание вариативности привнесло в дошкольное воспитание неоправданное повсеместное внедрение раннего обучения, гипертрофированное увлечение предметным обучением, а в начальную школу — одночасовые предметы, не учитывающие в достаточной степени особенности разных возрастных периодов.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Воспитатели в дошкольных учреждениях недооценивают значимость свободной (спонтанной) игровой деятельности для психического и социального развития ребенка, излишне увлекаются различными формами занятий, в которых, как правило, используются школьные технологии, вербальные методы обучения знаниям и умениям и др. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний и навыков по учебным предметам. Тем самым осуществляется недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, «овзросление» дошкольного образования, нарушается преемственность в содержании и формах образования. Соответственно все чаще мы встречаем на пороге школы ребенка с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме, низкими адаптационными ресурсами в меняющейся социальной среде, неспособностью полноценно принять социальную роль ученика, занять субъектную позицию в образовательном процессе.

Завышенная интенсивность процесса обучения в начальной школе, преждевременное формирование ряда учебных навыков (например, курсивное письмо, беглое чтение и др.) не только не способствуют их становлению, но тормозят развитие, приводят к усвоению нерациональных способов реализации этих базовых школьных навыков. Все большее количество детей испытывают трудности в овладении учебными навыками (письмом, чтением, счетом), в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении. Трудности и неуспехи школьного

обучения формируют негативное отношение к последующей учебе, затрудняют общение с окружающими сверстниками и взрослыми, способствуют появлению девиантного поведения в подростковом возрасте. Наряду с этим, целенаправленное формирование учебной деятельности, ведущей в младшем школьном возрасте, как правило, находится вне поля зрения не только практических работников, но и авторов отдельных программ и учебных пособий. Эти проблемы усугубляются явно недостаточным вниманием к физическому развитию и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья.

Все вышеуказанное приводит к неоправданному росту требований к детям дошкольного и младшего школьного возраста, постоянной их перегрузке и в конечном итоге к снижению качества образования, падению физического и психического здоровья детей.

Обобщая полученные сотрудниками института детства материалы, мы считаем, что немедленного разрешения требуют следующие проблемы современной начальной школы: разработка оптимальных, здоровьесберегающих вариантов интенсификации образовательного процесса в предшкольном и начальном школьном образовании; исключение излишней много-предметности в обучении младших школьников; разработка и внедрение новых подходов к контрольно-оценочной деятельности младших школьников, которое должно быть напрямую связано с научением детей приемам рефлексии, самооценки и самоконтроля.

Ситуация осложняется отсутствием единых концептуальных подходов к определению целей, задач и содержания образования на каждой его ступени с учетом их преемственности и перспективности, не обеспечивающих в достаточной степени полноценное развитие ребенка от данной ступени образования к последующей. Поэтому опережающая разработка теоретических и научно-методических основ образовательного процесса, подготовка специалистов образования нового типа, способных оперативно и гибко решать широкий круг задач, приобретает первостепенное значение, а решение проблем, связанных с обеспечением преемственности в обучении и воспитании ребенка, становится остро актуальным.

Бурные перемены, которые идут во всем мире в последние десятилетия, привели к тому, что в начальную школу приходит и «новый» ребе-

нок. Под влиянием изменений информационной и внутрисемейной среды определенная доля детей быстрее созревает и поступает в школу с более богатым фондом знаний, что часто облегчает процесс обучения, однако в то же время вносит и большое количество новых проблем, с которыми не сталкивались педагоги ранее.

Хотя процесс образования должен быть интегративным и цельным, он все еще остается прерывистым (например, между дошкольным воспитанием и образованием в начальной школе). Все это неблагоприятно отражается на развитии детей. Перманентное развитие следует осуществлять с помощью методов преподавания и создания условий для детского творчества и более пластичной организации труда. Существует мнение, что начальная школа должна охватывать дошкольное и обязательное начальное образование.

В современной образовательной среде изменился взгляд на ученика начальной школы. Идет процесс отказа от взгляда на ребенка как на объект обучения. Он все более признается субъектом образовательного процесса, в котором учитываются все в большей полноте его потребности, интересы, которые должны быть удовлетворены в образовательной среде, а не только в рамках учебной деятельности. Ученик начальной школы из усредненного нормативного образа становится все более многомерным, обретая множественность своеобразных лиц, которые и имеют все большую ценность. Перекос в сторону социализации как доминанты начального образования выравнивается через поддержку индивидуализации как значимого компонента развития ребенка.

Современное начальное образование должно стать «детоцентрическим», а не «предметоцентрическим», т. е. повернуться «лицом» к ребенку, ориентируясь на индивидуальное развитие личности, переходя от «силовой педагогики» к «педагогике ненасилия», от унифицированного образования к вариативному. Современный учитель должен знать и уважать особенности каждого ученика, его многомерную и сложную структуру личности. Однако на практике эти требования реализуются с большим трудом в силу уже отмеченной профессиональной неготовности подавляющего большинства преподавателей не только школы, но и вуза. Требуется изменение психологии учителя и значительное возрастание оплаты его более сложного труда, который будет включать и функции практического психолога. Едва ли в ближайшее время

эти задачи могут быть положительно решены. Вместо этого отмечается, что современная семья и школа часто отказывают ребенку в достаточной эмоциональной поддержке и уважении (иногда не сознательно), ограничивают, игнорируют и даже нарушают права ребенка, не предоставляя ему возможности отстаивать свои права, самостоятельно решать свои проблемы, участвовать в обсуждении семейных и школьных проблем, ограничивают возможности самоопределения.

Перемены, происходящие в современном образовании, привели не только к пересмотру целей, содержания, методов и технологий обучения, но и породили новые типы учебных заведений. Одним из таких новых и перспективных типов учебных заведений являются комплексы, объединяющие в единую структуру ранее относительно независимые учреждения. В рамках рассматриваемой нами начальной ступени образования наиболее положительно зарекомендовали себя комплексы, объединяющие детский сад и начальную школу.

Возможность объединения детского сада и начальной школы можно обосновать, опираясь на принятую в отечественной психологии возрастную периодизацию развития личности в системе коллективных отношений. В структуре данной периодизации период дошкольного детства и период младшего школьного возраста входят в единую макрофазу развития личности — эпоху детства. Основная задача этой фазы — адаптация к окружающему миру, связанная с усвоением действующих в социальной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Именно такая социально-психологическая оценка периода детства, а также положительный опыт зарубежных педагогов, в том числе и по предшкольному образованию, позволяют рассматривать данный вид комплекса как наиболее перспективный.

Какие же преимущества дает нам организация начальной школы на базе детского сада?

Во-первых, при такой организации с детей во многом снимаются проблемы привыкания к новому зданию, к новому жизненному и социальному пространству (в котором доминируют более старшие поколения обучающихся), так как класс располагается в уже хорошо знакомом ребенку здании (возможно размещение начальной школы компактно в одном их крыльев типового здания дошкольного учреждения). При этом у детей сохраняется возможность общения с хорошо знакомыми и приятными ему людьми:

детьми других возрастных групп, своими воспитателями, педагогами-специалистами (по музыкальному, изобразительному и физическому воспитанию, по иностранному языку и др.), которые могут продолжать обучать и развивать детей и в начальной школе.

Во-вторых, придя в традиционную школу, ребенок попадает в положение младшего и, как правило, социально более слабого по отношению к учащимся старших классов; в подобном комплексе учащиеся начальных классов продолжают выступать в роли старших, авторитетных, имеют более широкие возможности опекать младших детей дошкольного возраста, выступая для последних наглядным примером.

В-третьих, единое методическое руководство детским садом и начальной школой, совместные педсоветы и консилиумы обеспечивают более тесную преемственность в содержании, стиле, формах и методах работы педагогов. Помимо всего прочего, комплекс создает более благоприятные условия для изучения и психологического сопровождения детей, позволяя не только накапливать, но и учитывать в работе знания об индивидуальных особенностях психического развития каждого ребенка, оказывая им более эффективную психологическую помощь и поддержку.

В-четвертых, такие социально-смягченные условия, малая комплексность классов (по числу детей подготовительной группы) создают наиболее благоприятные условия для развития детей и, в первую очередь, детей с ослабленным физическим и психическим здоровьем, количество которых уже превышает 50-процентный порог.

По окончании начальной школы, в зависимости от проявленных ими способностей, выпускники комплекса могут направляться в школы соответствующего их возможностям профиля. Исследования показывают, что процесс их адаптации к средней школе происходит не хуже, а чаще даже быстрее, чем у сверстников, обучавшихся в традиционной системе.

Полноценное развитие ребенка не как элемента образовательной системы, объекта отлаженного воспитательно-обучающего процесса, а как активной, самостоятельной, творческой личности — полноценного субъекта своей жизнедеятельности — приоритетная задача современного образования. Разработка непрерывного образования подрастающего поколения на основе новых дидактических принципов организации воспитания и обучения интенсифицирует поиски новых, более эффективных психологопедагогических подходов, нацеленных на при-

ведение содержания и методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте проблема готовности младших школьников к продолжению обучения в средней школе получает особое значение. С ее решением связано уточнение, более четкое определение целей и принципов организации обучения и воспитания младших школьников в начальной школе. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей на следующих ступенях развития.

Естественно, что поставленные задачи непрерывной модернизации системы школьного и дошкольного образования выдвигают сложнейшую задачу подготовки соответствующих кадров с достаточной специальной и общей компетентностью. Специальная проблема профессионального обучения в педагогических вузах возникает в связи с нарастающей скоростью трансформации общества и развивающей среды, которые требуют от специалиста способности к быстрой, а иногда срочной адаптации и переадаптации к изменяющимся условиям жизни и деятельности. Студент на стадии профессионального обучения осваивает огромный объем знаний, большую часть которых он не будет полностью использовать в своей будущей профессиональной деятельности. Ориентация только на усвоение знаний, как признано большинством современного общества, не

достаточна. Необходимо сформировать в процессе обучения потребность в профессиональном саморазвитии с центральным элементом в виде способности к самостоятельному обучению, что и определяет субъектную позицию учащегося. Этот процесс возможен в условиях перестройки образовательных технологий высшей школы с репродуктивной формы мышления на продуктивную и требует включения в программы учебных дисциплин значительно большего числа часов самостоятельной и творческой по содержанию работы.

Очевидно, что модернизация образования должна охватывать всю систему, в которой высшему ее звену принадлежит первоочередная роль. Без осознания значения этой роли перестройка системы школьного образования станет дорогостоящей формальностью, которая к тому же может привести к утрате большей частью детей и подростков здоровья и потенциала развития.

Разработка идеологии модернизации системы высшего образования, поиск новых приемов и методов здоровьесбережения в образовательном процессе, практическая апробация сформированных подходов и здоровьесберегающих технологий являются приоритетными направлениями деятельности института детства, которые прописаны в концепции и программе его развития.

Т. С. Бендюкова,

заведующая отделом аспирантуры и докторантуры ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Воспроизводство кадрового потенциала высшей школы было и остается основной задачей аспирантуры и докторантуру. «Национальная доктрина образования Российской Федерации» определяет в качестве одной из основных задач подготовку кадров высшей квалификации и подчеркивает необходимость создания условий для воспроизводства и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных исследований, повышения научного уровня обучения. Состояние послевузовского образования становится одним из значимых показателей в рейтинговой оценке вуза. В качестве индикатора конкурентоспособности вуза выступает возможность подготовки кадров высшей квалификации и результативность этого процесса. Особое значение

развитие аспирантуры и докторантуры приобретает для университетов.

В 2005 г. приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки были приняты скорректированные аккредитационные показатели. В частности, показатель, демонстрирующий реализацию кадрового потенциала университетов (число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения), был увеличен для университетов с 2 до 4.

Данный факт может рассматриваться двояко: как шаг по пути сокращения вузов, имеющих статус университета, и как стимул для реализации потенциала научно-педагогических школ, функционирующих в крупнейших университетах. Первый вывод о сокращении числа университетов достаточно очевиден и может быть лег-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.