«РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ»
УДК 371.71
Елъкина Ольга Юрьевна
Доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», [email protected], Новокузнецк
ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Г. НОВОКУЗНЕЦКА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ -ЗА ЗДОРОВОЕ ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
Elkina Olga Jurevna
The doctor of pedagogical sciences, the senior lecturer, the pro-rector on study of GOU VPO The Kuzbass state pedagogical academy, [email protected], Novokuznetsk
REGION BIG PICTURE: EDUCATION AND HEALTH NOVOKUZNETSK - TO THE HEALTH OF YOUNGER GENERATION
Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. Настала острая необходимость объединить усилия всех заинтересованных сторон для создания государственной политики в области сохранения и укрепления здоровья нации, определить вклад образовательных, медицинских учреждений, общественных организаций, семьи, средств массовой информации в процесс формирования у школьников устойчивых стереотипов здорового образа жизни. Заметно активизировалась работа как Министерства образования и науки России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровьесберегающей среды и соответствующих педагогических технологий, по формированию здорового образа жизни.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Национальной Доктриной образования в Российской Федерации» и региональной программой развития системы образования Кемеровской области в г. Новокузнецке разработана и внедрена в образовательные учреждения города комплексная муниципальная целевая программа «Образование и здоровье», содержащая приоритетные направления в области здоровьесбережения. В Комитете образования и науки г. Новокузнецка анализируются проблемы развития межведомственного взаимодействия в области здоровьесберегающей деятельности.
Учеными г. Новокузнецка предложена и успешно применяется многоуровневая система управления муниципальными центрами здоровья и развития, определены основные направления их деятельности в образовательных учреждениях различного уровня.
Разработанный и внедряемый комплекс медико-биологических и психо-лого-педагогических, диагностических и оздоровительно-профилактических средств, направлен на:
- уменьшение уровня заболеваемости и выделение основных факторов «риска» индивидуального развития;
- снижение уровня функциональной (социальной) напряженности детей, подростков, молодежи и педагогов;
- регламентацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей организма, «критических» периодов и индивидуального развития;
- проектирование адекватных по возрасту, полу, индивидуальным возможностям организма педагогических технологий, соответствующим фундаментальным положениям эволюции поведения, теории созревания и формирования личности с целью создания реальных возможностей для перехода стрессорной реакции адаптации в толерантную;
- дифференциацию с учетом диагностики индивидуально-типологических особенностей учащихся выбора педагогических программ, профиля обучения, профессиональной деятельности.
Муниципальная программа «Образование и здоровье» предполагает не только обеспечение обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, но и создание методологических и технологических оснований для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении, на изменение всего уклада школьной жизни с пользой для здоровья всех субъектов образовательного процесса (школьников, педагогов, родителей).
Задача целенаправленного формирования у детей и подростков ценностного отношения к собственному здоровью диктует высокие требования к профессиональной культуре всех участников образовательного процесса в вопросах здоровья в целом и в области профилактики социально значимых заболеваний (наркомании, алкоголизма, СПИДа и других).
Предметом научного поиска новокузнецких ученых является психологическое состояние школьников и педагогов. По результатам мониторинга психического здоровья школьников реализуются психопрофилактические и психореабилитационные программы, оказывается здоровьесберегающее сопровождение профильного обучения. Реализация комплексной программы «Образование и здоровье» показала перспективность развития автоматизированной информационной системы социально-гигиенического мониторинга.
В образовательных учреждениях имеется позитивный опыт работы по программе «Разговор о правильном питании», разработанной Институтом возрастной физиологии РАО при спонсорской поддержке фирмы «Нестле». Ее основная цель - формирование у детей готовности к соблюдению культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Г. НОВОКУЗНЕЦКА...
Во многих школах города проблемы здоровья учащихся решаются достаточно успешно. Вместе с тем очевидно, что даже самые лучшие программы, реализуемые в отдельных школах, не могут существенно повлиять на положение дел со здоровьем учащихся во всей системе образования. Наверное, всем нам не нужно строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели - сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 32) ответственность за жизнь и здоровье обучающихся несёт образовательное учреждение. Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Медики и педагоги констатируют, что многие проблемы, связанные со здоровьем нации, лежат в экономической, политической, организационной и других сферах. Известно, что в системе образования, как в зеркале, отражаются все социальные проблемы. Осознавая это, авторы статей, представленных в этом номере, актуализируют вопрос об использовании потенциала самой системы образования. Важно понять возможности образовательного учреждения как центра здоровьесберегающего отношения к ребенку, найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников.
Какова же общая картина здоровья сегодняшнего школьника? В процессе развития его можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.
В исследованиях специалистов, работающих в дошкольном образовании, отмечается, что нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. В дошкольных учреждениях, в приготовительных классах, различных школах для малышей дети читают, пишут, изучают иностранные языки, занимаются на компьютере, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиями родителей), не всегда учитывают при этом психологические возможности возраста и не уделяют должного внимания соответствующей разъяснительной работе с семьей. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников (согласно общероссийским данным) дети с пограничными нарушениями.
Существующая практика подготовки к школе может отрицательно сказаться на желании многих детей учиться. Они уже настолько перегружены информацией и утомлены «дошкольной учебой», что не хотят идти в школу. Известно, что из тех детей, которые прошли «жесткую» подготовку к школе, 80% не испытывают радости от того, что станут первоклассниками. На вопрос «Хочешь ли ты учиться?» они отвечают: «Нет. Хочу играть, гулять, разговаривать; петь, танцевать, а в школе нужно сидеть, молчать, делать не того, что хочешь...» Отчетливо понимая, что разрушение мотивации учения - это серьезный фактор риска, ученые и специалисты города формируют здоровьесберегающее пространство в системе дошкольных учреждений, применяют активные способы укрепления центральной нервной системы детей.
Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся. В соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако из данных опроса детей следует, что 85% из них выполняют «домашние задания» по чтению, письму и математике по требованию их родителей (да и некоторых учителей), иногда даже в выходные дни.
Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: недостаточно предметов, связанных с движениями, с применением активных форм организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, трудовая деятельность и другие). 25% первоклассников и 21% десятиклассников ведут «сидячий образ жизни». В школе они все время проводят за партами, а дома - перед телевизором и компьютером. Введение в воспитательно-обра-зовательный процесс комплекса мероприятий по оптимизации двигательной активности, закаливанию воспитанников, формированию у них умения управлять состоянием здоровья, позволяет достигать результата: дети много двигаются - мало болеют.
В-третьих, отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, наглядность «ради наглядности» и другое). От 15 до 40% младших школьников испытывают трудности в адаптации к школе. Все это приводит к тому, что нарастает проблема использования адаптационного потенциала занятий физической культурой в начальной школе.
Беспокойство вызывает переход ученика из начальной школы в 5-й класс. Необходимо устранить противоречие между условиями, в которые попадает ребенок (увеличивающийся объем нагрузок, вербальные методы обучения, отсутствие единых требований к учащимся со стороны учителей), и возможностями школьника этого периода развития. Здесь особую значимость приобретают познавательно-развивающие технологии оздоровительного направления в физическом воспитании школьников.
ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Г. НОВОКУЗНЕЦКА...
Особая тема - подготовка кадров. Сегодня пока рано утверждать, что каждый учитель готов к решению задач, связанных с охраной и укреплением здоровья, осознает важность здоровьесберегающих методик, знает возрастные психофизиологические особенности школьника. Уже сегодня образование должно отвечать объективной потребности в самоопределении личности, профилизации общего образования.
В целях повышения профессиональной компетентности специалистов сферы образования в вопросах профилактики, знакомства с передовыми технологиями укрепления здоровья в условиях образовательных учреждений на базе Кузбасской государственной педагогической академии и Института повышения квалификации г. Новокузнецка организованы постоянно действующие образовательные курсы в области здоровьесбережения. Особый акцент в этой работе делается на формирование здоровьесберегающей компетенции будущих педагогов, развитие у них мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
В педагогических учебных заведениях уделяется достаточно внимания общей физиологической, психологической, педагогической подготовке будущих учителей. В педагогической академии и педагогических колледжах неформально подходят к изучению образовательных технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, и методики физического воспитания школьников. В ходе педагогической практики обращается внимание на здоровьесберегающую составляющую образовательной деятельности. В рамках профессионального образования будущие педагоги становятся активными участниками создания здоровьесберегающей образовательной среды.
Таким образом, мы можем говорить о создании в г. Новокузнецке целостной системы психолого-медико-педагогического сопровождения образования как здоровьесберегающего ресурса. В качестве основных составляющих такая система включает:
- реализацию концепции современной здоровьесберегающей школы;
- создание специальных дидактических систем, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья каждого школьника;
- обогащение содержания и форм работы психолого-медико-социаль-ной службы;
- повышение профессионализма и ответственности педагогов;
- усиление здоровьесберегающей составляющей вузовской и послевузовской педагогической и психологической подготовки специалистов образования.
Сегодня в системе образования Кемеровской области формирование здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений деятельности. Деятельность муниципальной системы образования и учреждений профессионального педагогического образования в этом направлении неотрывно связана со следующими понятиями и определяет их развитие:
- обеспечение знаний о культуре здоровья, мотивации на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса образовательных учреждений;
- оптимизация режима двигательной активности;
- психолого-физиологическая оценка готовности детей к началу обучения и выбору педагогических программ;
- психолого-физиологическая и социально-педагогическая профилактика. коррекция и реабилитация детей и подростков;
- психолого-физиологические критерии предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- психолого-педагогическая и социальная коррекция наркозависимости и токсикомании;
- реализация проблемы защиты детей, нуждающихся в социальной поддержке в специальных образовательных учреждениях;
- создание системы медико-физиологического и психолого-педагоги-ческого мониторинга за состоянием здоровья воспитанников, обучающихся образовательных учреждений;
- формирование профессиональной здоровьесберегающей компетенции преподавателей.
Разработанные авторами публикаций данного номера «Сибирского педагогического журнала» здоровьесберегающие, медико-биологические и психолого-педагогические подходы, основанные на применение комплекса методов диагностики функционального состояния, физического и психического развития детей, школьников и взрослых, получили высокую экспертную оценку различных специалистов на уровне региона, включая признание на образовательных ярмарках «Учсиб» и «Кузбасская ярмарка».