Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА КАК НАДКОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ФЕНОМЕН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА КАК НАДКОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ФЕНОМЕН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Сюань, Янь Цяоянь, Щеглова Инна Владимировна

Репрезентируется структура исследовательской компетенции в контексте компетентностной парадигмы образования. Выделяются и иллюстрируются такие составляющие исследовательской компетенции, как когнитивная, информационная, языковая, коммуникативная, креативная, мотивационно-волевая, предпринимательская компетенции, а также обусловленная исследовательской деятельностью деонтологическая компетенция и компетенция личностного самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH COMPETENCE OF THE SPECIALIST AS THE SUPRACOMPETENCE PHENOMENON: THEORETICAL FOUNDATIONS

The article deals with the representation of the structure of the research competence in the context of the competence paradigm of the education. There are revealed and illustrated such components of the research competence as the cognitive, information, linguistic, communicative, creative, motivational-willed and business competencies, that is determined by the research activity of the deontological competence and the competence of the personal self-improvement.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА КАК НАДКОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ФЕНОМЕН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ»

известия вгпу

чжан сюань

(Санкт-Петербург)

янь цяоянь

(Хэнъян, кнР)

и.в. Щеглова

(Санкт-Петербург)

исследовательская компетенция специалиста как нАдкомПЕтЕнтностный феномен: теоретические основы*

Репрезентируется структура исследовательской компетенции в контексте компетент-ностной парадигмы образования. Выделяются и иллюстрируются такие составляющие исследовательской компетенции, как когнитивная, информационная, языковая, коммуникативная, креативная, мотивационно-во-левая, предпринимательская компетенции, а также обусловленная исследовательской деятельностью деонтологическая компетенция и компетенция личностного самосовершенствования.

Ключевые слова: компетенция, исследовательская компетенция, компетентностный подход, структура исследовательской компетенции, исследовательская деятельность.

Введение. Проблематика компетенций является одной из самых актуальных в современном образовании. Особый интерес к данному вопросу объясняется рядом причин: 1) переходом от знаниевой парадигмы образования к компетентностной, профессионально-деятельностной; 2) вызовом современного общества видеть разносторонне развитого специалиста, мотивированного к постоянному совершенствованию, в том числе систематически занимающегося исследовательской деятельностью и продвижением полученных научных результатов.

В этих условиях практическую ценность приобретают издания, посвященные репрезентации той или иной компетенции. Внимания заслуживают определение понятийных признаков заявленной компетенции, выделение и описание ее компонентного состава, методика

* Публикация подготовлена в рамках грантовой программы поддержки лучших проектов иностранных аспирантур «BIG PhD» в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.

формирования указанной компетенции с учетом возраста, лингвокультурного статуса, це-леполагания участника образовательного процесса.

В рамках статьи интерес представляют следующие работы, которые составили теоретическую базу предпринятого исследования. J. Lopukhova рассматривает профессиональную компетенцию научно-педагогических кадров вуза в аспекте интернационализации и интеграции российских университетов в мировое образовательное пространство [10]. А.О. Anyushenkova анализирует развитие soft skills, а именно креативности. В ее статье обосновывается необходимость нового подхода к развитию творческих способностей студентов в условиях современного вуза [9]. В работе C.O. Stanciu поднимаются вопросы научной этики. Согласно точке зрения автора, только после изучения положений академической этики целесообразно переходить к методологии научного исследования [12]. В рамках решения вопроса коммерциализации результатов исследовательской деятельности актуальность и ценность имеет предпринимательская компетенция. Интересна в этом ключе работа D. Luketic, в которой устанавливаются и иллюстрируются предпринимательские намерения студентов-гуманитариев [11].

В основу работы положена следующая гипотеза, сформулированная посредством системного анализа вышеуказанных источников: исследовательская компетенция представляет собой образовательное требование, характеризующееся целым рядом свойств, одним из которых логично признать надкомпе-тентностный признак. Наряду с этим целесообразно обозначить тот факт, что профессиональная, креативная, предпринимательская, деонтологическая компетенции имеют значимость для анализа исследовательской компетенции, выступая в качестве смежных с ней понятий. Так, профессиональную компетентность определим как масштабное сочетание качеств личности, достигнутое в силу приобретения или развития набора компетенций, в том числе исследовательской компетенции.

Основная часть. Говоря о структуре исследовательской компетенции, авторы демонстрируют разные точки зрения. Детализируем данное положение.

Так, Л.Ш. Абдулова выделяет три функциональных компонента обозначенной компетенции: мотивационно-потребностный, когни-

© Чжан Сюань, Янь Цяоянь, Щеглова И.В., 2023

тивный, деятельностно-практический [1, с. 9]. Е.В. Набиева отмечает пять компонентов анализируемой компетенции: мотивационный, когнитивный, деятельностный, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой [5, с. 14]. Е.В. Феськова полагает, что целесообразно говорить о четырех основных компонентах обозначенной компетенции. это мотивационно-личностный, когнитивный, интеллектуально-творческий и действенно-операционный компоненты [8, с. 7]. Мы разделяем позицию ш.Ж. Алимовой, поскольку автор акцентирует внимание на компонентах, охватывающих все стадии исследовательского процесса: ценностно-смысловом, мотивационном, когнитивном, деятельностном, рефлексивном [2, с. 67]. Е.М. Ибрагимова предпринимает, по нашему мнению, удачную попытку дальнейшего упорядочивания компонентов исследовательской компетенции, сведя их к четырем: ориентировочному, творческому, преобразовательному, контрольному [3, с. 26]. В связи с этим исследовательская компетенция - это готовность и способность личности к осуществлению исследовательской деятельности, основанная на интегративном применении ценностных установок, личностно-осмысленных знаний в определенной области и исследовательских умений (умение ориентироваться в новых ситуациях, ставить цель и планировать деятельность, выдвигать и обосновывать гипотезы, выбирать наиболее оптимальные методы доказательства гипотезы, осуществлять самоконтроль и самооценку, представлять ре-

КИЕ НАУКИ -

зультаты исследования) для решения проблем теоретического и практического характера [3, с. 26]. Вместе с тем полагаем, что актуально несколько иное толкование рассматриваемого феномена, в котором отражаются не только компоненты (ориентировочный, творческий, преобразовательный и контрольный), но и пошаговое моделирование исследовательского процесса. Итак, исследовательская компетенция - это образовательное требование, суть которого заключается в том, что личность способна принять ориентировочный рефлекс уточнить формулировку, креативно среагировать на него и выстроить познавательную активность по преобразованию имеющегося научного знания, апробировать и представить результаты исследовательского труда, а впоследствии коммерциализировать их.

Считаем правильным заметить, что в научной мысли фигурирует и такое понятие, как проектно-исследовательская компетенция. В частности, Б.Т. калимбетов подчеркивает, что «анализ исследований по содержанию и организации проектной и исследовательской деятельности позволил сделать структурное обобщение этих видов учебной деятельности в проектно-исследовательскую, так как их объединение оптимизирует формирование проектно-исследовательской компетенции» [4, с. 41]. По мнению автора, «проектно-компетентностная модель современного выпускника вуза определяется общими и специальными компетенциями, в составе которых выделяются исполнительские исследо-

Рис. 1. Исследовательская компетенция как интегральный комплекс

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

вательские компетенции (ИИк) и научно-исследовательские компетенции (НИк). Последние, в свою очередь, как раз и составляют содержательную суть проектно-исследовательской компетенции» [4, с. 41]. Термин научно-исследовательская компетенция актуализирован и в работе другого автора - Н.П. Староверовой [6]. На наш взгляд, в конкретном случае логично говорить об уровне сформированно-сти исследовательской компетенции. Начальный уровень - это исполнительская исследовательская компетенция, продвинутый - научно-исследовательская компетенция.

Предлагаем взглянуть на проблему определения компонентного состава исследовательской компетенции под другим углом зрения. Принимая во внимание тот факт, что исследовательская компетенция является инте-гративным феноменом, рассмотрим компонентный состав на базе других смежных с ней компетенций, без формирования которых, с нашей точки зрения, нецелесообразно ставить вопрос о развитии исследовательской компетенции.

Подобный опыт был предпринят в исследовании Е.В. Терещенковой [7, с. 105]. Автор представила исследовательскую компетенцию как интегральный комплекс, состоящий из различных ключевых компетенций (рис. 1).

Мы разделяем позицию Е.В. Терещенко-вой относительно поликомпонентности исследовательской компетенции. В то же время считаем, что компетенции, которые выступают в качестве ее компонентов, требуют конкретизации и дополнения.

С нашей точки зрения, исследовательскую компетенцию целесообразно признать над-компетентностным феноменом в силу аккумулирования в ее составе компетенций-ком-

понентов, представленных в тамблице на с. 22. Отметим, что нумерация компетенций - компонентов исследовательской компетенции носит лишь элемент упорядоченности и не представляет собой их ранжированный список по другому признаку.

На следующем этапе мы обратились к прикладному исследованию. Его суть заключалась в том, что после защиты выпускных квалификационных работ тем магистрантам, которые были огорчены полученным результатом, предлагалось выполнить задание такого характера:

Перед вами список компетенций и их расшифровка (аналог табл. на с. 22), овладение которыми, на наш взгляд, позволяет написать и защитить магистерскую диссертацию на самом высоком уровне. Как вам кажется, несформированность на должном уровне какой из указанных компетенций привела к неудовлетворительному результату? Если среди компетенций нет тех, которые вы также считаете значимыми, укажите их.

В опросе приняли участие 56 выпускни-ков-иностранных граждан, обучающихся в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого и Астраханском государственном университете (направления подготовки «Лингвистика», «Русский язык и литература»). Магистерские диссертации выполнены на русском языке. Анализ фактического материала позволил прийти к следующим выводам: успех в подготовке и защите работы не был достигнут в силу несфор-мированности у выпускников ряда компетенций. Это, прежде всего, когнитивная и креативная компетенции, в процентном соотношении 38 и 36% соответственно. 21% респондентов связали неудачу с несформированностью

I Когнитивная компетенция ■ Креативная компетенция

I Мотивационно-волевая компетенция

Коммуникативная и языковая компетенции

Рис. 2. Ранжированный перечень компетенций, несформированность которых негативно влияет на исследовательскую работу (на материале опроса выпускников вузов)

— педагогические науки -

компоненты исследовательской компетенции

название компетенции Описание компетенции

1. Обусловленная исследовательской деятельностью деонтологическая компетенция Знать положения научной этики и строго следовать им в процессе исследовательской деятельности

2. Компетенция личностного самосовершенствования • Уметь понимать и критически оценивать собственную личность; • составлять алгоритм саморазвития на основе анализа типажа «ученый» в диахронии и синхронии; • контролировать и оптимизировать процесс самосовершенствования; • стремиться примкнуть к научной элите, занять позиции научного лидера

3. Когнитивная компетенция Представляет собой многоаспектное понятие, которое апеллирует к свойствам личности (способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация), ее знаниям и опыту и выражается в умении адекватно, оперативно и оптимально решать поставленные задачи за счет формирования системного мышления: - демонстрировать знания фактического материала, способности находить и извлекать информацию, понимание смыслов, способности обобщать и формулировать суждение; - проявлять способности раскрывать существенные и несущественные признаки, подводить под понятие; выделять существенные и несущественные связи и отношения, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи, объяснять их, сопоставлять, сравнивать, находить противоречия и ставить проблему, формулировать выводы; - обнаруживать способности к интеграции и интерпретации (способность составлять целое из частей, самостоятельно достраивать какую-либо систему, восполнять ее недостающие компоненты, делать прогнозы); - иметь способности к построению логической цепи рассуждений, доказательству и обоснованию; - демонстрировать способности к рефлексии и оценке

4. информационная компетенция • Уметь работать с различными источниками информации; • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения поставленных задач информацию; • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; • применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии; • систематически повышать цифровую грамотность

5. Языковая компетенция • Уметь правильно произносить, писать, употреблять слова и конструкции; грамотно моделировать академический текст; • повышать уровень владения языком: уровень правильности (речевая норма), уровень интериоризации (внутренний план речевого поступка), уровень насыщенности (бедность/богатство словарного запаса), уровень адекватного выбора (синонимика), уровень адекватного синтеза (тональность общения)

6. Коммуникативная компетенция Уметь средствами родного и английского языков моделировать коммуникативное поведение с учетом участников коммуникативного процесса, каналов связи

7. Креативная компетенция • Демонстрировать гибкость мышления; • обладать способностью генерировать новые способы решения проблемы и умением взглянуть на нее под другим углом зрения; • выводить деятельность на творческий уровень

8. Мотивационно-волевая компетенция • Испытывать потребность в исследовательской деятельности, интерес к ней; • культивировать мотив достижения вместо мотива избегания неудач

9. Предпринимательская компетенция (основы) • Видеть возможность коммерциализации результатов исследовательского труда; • инициировать новые проекты; • уметь ситуационно планировать ресурсы

ИЗВЕСТИЯ вгпу

мотивационно-волевой компетенции. Наконец, только 5% респондентов отметили языковую и коммуникативную компетенции, недостаточное развитие которых помешало их исследовательской работе. Представим указанные данные в виде рисунка (рис. 2).

Предложений по расширению списка заявленных компетенций-компонентов исследовательской компетенции не поступило.

Заключение. Проведенный нами анализ структурных компонентов исследовательской компетенции в контексте компетентност-ной парадигмы образования позволил выделить ряд значимых теоретических положений.

Исследовательская деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-креативной деятельности, которая неразрывно связана с профессиональной деятельностью. В работе поступательно доказывается, что исследовательская компетенция представляет собой надкомпетентностный феномен, состоящий из следующих компонентов-компетенций: когнитивной, креативной, информационной, языковой, коммуникативной, моти-вационно-волевой, предпринимательской компетенций, компетенции личностного самосовершенствования, а также обусловленной исследовательской деятельностью деонтологи-ческой компетенции. Если какая-либо компетенция, аккумулированная в исследовательской компетенции, не сформирована должным образом, то исследовательская деятельность может не принести ожидаемых положительных результатов.

Таким образом, компонентный состав исследовательской компетенции позволил возвести ее в наивысший ранг.

В перспективе, используя результаты исследования, мы намерены разработать некоторые теоретико-методические основополагающие принципы, которые будут способствовать развитию исследовательской компетенции. Наряду с этим анонсируем репрезентацию моделей совершенствования компетенций - компонентов исследовательской компетенции.

Список литературы

1. Абдулова Л.Ш. Формирование исследовательской компетентности студентов колледжа на основе синергетического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2009.

2. Алимова Ш.Ж., Ушакова Н.М. Структурные компоненты исследовательской компетенции студентов педагогических специальностей // Вестн. Могилев. Гос. ун-та им. А.А. Кулешова. 2019. № 2(54). С. 66-72.

3. Ибрагимова Е.М., Идиятов И.Э. Исследовательская компетенция: основные характеристики понятия // Образование и саморазвитие. 2015. № 4(46). С. 24-26.

4. Калимбетов Б.Т., Омарова И.М. Развитие проектно-исследовательских компетенций при изучении приложений дифференциального исчисления // Вестн. Зап.-Казахст. гос. ун-та им. М. Утеми-сова. 2016. № 1(61). С. 40-47.

5. Набиева Е.В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 5. С. 13-17.

6. Староверова Н.П. Реализация междисциплинарного подхода при формировании научно-исследовательской компетенции у магистрантов неязыкового вуза // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы XI Междунар. науч. конф. (25 окт. 2017 г., Минск). Минск, 2017.

7. Терещенкова Е.В., Аксенова С.С. Исследовательская компетенция как интегральный комплекс ключевых компетенций обучающихся // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2014. № 1(2). С. 103-106.

8. Феськова Е.В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2005.

9. Anyushenkova А.О., Karpova T., Voskov-skaya A., Arevkina V., Godova S. Development of Creativity at the Foreign Language Classes // Proceedings of the 15th annual International Technology, Education and Development Conference, Virtual Conference, 8th-9th of March, 2021.

10. Lopukhova J., Makeeva E. Developing Teacher Professional Competency Under the Integration of Russian Universities into the World Academic Area. Advances in Intelligent Systems and Computing 2021. Vol. 1329.

11. Luketic D. Students' Entrepreneurial Intention in Relation to Assessment of Personal Enterprise and Personality Dimensions // Proceedings of the 15th annual International Technology, Education and Development Conference, Virtual Conference, 8th-9th of March, 2021.

12. Stanciu C.O., Enache P.R., Lehaci N.T., Tu-tuianu D.E. Scientific Research Versus Academic Integrity - A Fundamental Binomial in University Education. In Proceedings of the 15 th annual International Technology, Education and Development Conference,

Virtual Conference, 8th - 9th of March, 2021. * * *

1. Abdulova L.Sh. Formirovanie issledovatel'skoj kompetentnosti studentov kolledzha na osnove si-nergeticheskogo podhoda: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Astrahan', 2009.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Alimova Sh.Zh., Ushakova N.M. Strukturnye komponenty issledovatel'skoj kompetencii studentov pedagogicheskih special'nostej // Vestn. Mogilev. Gos. un-ta im. A.A. Kuleshova. 2019. № 2(54). S. 66-72.

3. Ibragimova E.M., Idiyatov I.E. Issledovatel'skaya kompetenciya: osnovnye harakteristiki ponyatiya // Obrazovanie i samorazvitie. 2015. № 4(46). S. 24-26.

4. Kalimbetov B.T., Omarova I.M. Razvitie pro-ektno-issledovatel'skih kompetencij pri izuchenii pri-lozhenij differencial'nogo ischisleniya // Vestn. Zap.-Kazahst. gos. un-ta im. M. Utemisova. 2016. № 1(61). S. 40-47.

5. Nabieva E.V. Monitoring formirovaniya na-uchno-issledovatel'skoj kompetentnosti uchitelya // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2008. № 5. S. 13-17.

6. Staroverova N.P. Realizaciya mezhdiscipli-narnogo podhoda pri formirovanii nauchno-issledo-vatel'skoj kompetencii u magistrantov neyazykovogo vuza // Mezhkul'turnaya kommunikaciya i professi-onal'no orientirovannoe obuchenie inostrannym yazy-kam: materialy XI Mezhdunar. nauch. konf. (25 okt. 2017 g., Minsk). Minsk, 2017.

7. Tereshchenkova E.V., Aksenova S.S. Issledovatel'skaya kompetenciya kak integral'nyj komp-leks klyuchevyh kompetencij obuchayushchihsya // Forum. Seriya: Gumanitarnye i ekonomicheskie nauki. 2014. № 1(2). S. 103-106.

8. Fes'kova E.V. Stanovlenie issledovatel'skoj kompetentnosti uchashchihsya v dopolnitel'nom ob-razovanii i profil'nom obuchenii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnoyarsk, 2005.

The research competence of the specialist as the supracompetence phenomenon: theoretical foundations

The article deals with the representation of the structure of the research competence in the context of the competence paradigm of the education. There are revealed and illustrated such components of the research competence as the cognitive, information, linguistic, communicative, creative, motivational-willed and business competencies, that is determined by the research activity of the deontolo-gical competence and the competence of the personal self-improvement.

Key words: competence, research competence, competence approach, structure of research competence, research activity.

(Статья поступила в редакцию 18.12.2022)

т.г. киселева

(Ярославль)

сетевое взаимодействие школы, колледжа и вуза в процессе формирования будущего педагога инклюзивного образования

Представлена реализуемая в сетевой форме система работы по формированию будущего педагога инклюзивного образования, а также осознанного профессионального выбора обучающимися профессии дефектолога. Система имеет внутреннюю структуру - вертикальную и горизонтальную, включающую нормативно-правовой аспект, учет возрастных закономерностей развития ребенка, осознанный выбор сферы самореализации каждого обучающегося и распределенное влияние на

Ключевые слова: профессиональный выбор, студенты - будущие дефектологи, старшеклассники, система профориентационной работы, система поддержки одаренных детей, взаимодействие гимназии с педагогическим вузом и педагогическим колледжем.

Преобразования в российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, их профессиональной компетентности, навыкам творческой деятельности. Становится все более актуальной потребность в специалистах, способных к профессиональной самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях. Подготовка будущих педагогов, способных работать в инклюзивном образовании, отвечает этим вызовам времени, с одной стороны, и требует целенаправленной многоступенчатой подготовительной работы, начиная со школьников, обучающихся в педагогических классах, с другой. В настоящее время в систему образования прочно вошел термин «инклюзивное образование», подразумевающий обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, исключение дискриминации и обеспечение благоприятных условий для каждого ребенка. По мнению Е.В. Кетриш, эффективность внедрения инклюзивного подхода зависит от подготовки квалифицированных педагогических кадров, осознающих социальную

О Киселева Т.Г., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.