Научная статья на тему 'Аксиологический аспект развития исследовательской компетентности аспиранта'

Аксиологический аспект развития исследовательской компетентности аспиранта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЦЕННОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ БАРЬЕРЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РЫНОК ТРУДА / POST-GRADUATE STUDENT / VALUE-SEMANTIC SPHERE / VALUE DEVELOPMENT / VALUE-SEMANTIC BARRIERS / RESEARCH COMPETENCE / RESEARCH ACTIVITY / EDUCATIONAL PROGRAM / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капшутарь Марина Анатольевна

В статье анализируется роль ценностно-смысловой сферы личности аспирантов в повышении качества их подготовки в условиях нового статуса аспирантуры как третьей ступени высшего образования. Показаны рынки труда для выпускников аспирантуры и необходимые для них компетенции. Раскрывается понятие «исследовательская компетентность» и ее структура. Актуализируется проблема нарушения ценностного развития личности аспирантов и формирования ценностно-смысловых барьеров их самореализации в научно-исследовательской деятельности. Показаны факторы, характеризующие ценностно-мотивационную сферу аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капшутарь Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ASPECT OF DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE OF A POSTGRADUATE STUDENT

The article analyzes the role of the value-semantic sphere of the personality of postgraduates in improving the quality of their training in the new status of postgraduate studies as the third stage of higher education. Labor markets for post-graduate students and their required competencies are shown. The concept of «research competence» and its structure is revealed. The problem of violation of the value development of the personality of postgraduates and the formation of value-semantic barriers to their self-realization in research activities is updated. Factors that characterize the value-motivational sphere of graduate students are shown.

Текст научной работы на тему «Аксиологический аспект развития исследовательской компетентности аспиранта»

УДК 378.048.2

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АСПИРАНТА

М.А. Капшутарь

AXIOLOGICAL ASPECT OF DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE OF A POSTGRADUATE STUDENT

M.A. Kapshutar

Аннотация. В статье анализируется роль ценностно-смысловой сферы личности аспирантов в повышении качества их подготовки в условиях нового статуса аспирантуры как третьей ступени высшего образования. Показаны рынки труда для выпускников аспирантуры и необходимые для них компетенции. Раскрывается понятие «исследовательская компетентность» и ее структура. Актуализируется проблема нарушения ценностного развития личности аспирантов и формирования ценностно-смысловых барьеров их самореализации в научно-исследовательской деятельности. Показаны факторы, характеризующие ценностно-мотивационную сферу аспирантов.

Ключевые слова: аспирант; ценностно-смысловая сфера; ценностное развитие; ценностно-смысловые барьеры; исследовательская компетентность; научно-исследовательская деятельность; образовательная программа; рынок труда.

Abstract: The article analyzes the role of the value-semantic sphere of the personality of postgraduates in improving the quality of their training in the new status of postgraduate studies as the third stage of higher education. Labor markets for post-graduate students and their required competencies are shown. The concept of «research competence» and its structure is revealed. The problem of violation of the value development of the personality of postgraduates and the formation of value-semantic barriers to their self-realization in research activities is updated. Factors that characterize the value-motivational sphere of graduate students are shown.

Key words: postgraduate student; value-semantic sphere; value development; value-semantic barriers; research competence; research activity; educational program; labor market.

Законодательное изменение статуса аспирантуры, связанное с трансформацией ее в третью ступень высшего образования, вызывает достаточно неоднозначные оценки. В результате реформирования проблемы деятельности аспирантуры не только не сгладились, но и обострились. Во многом это связано с самим феноменом аспирантуры, функционирующей на стыке образовательной и научной деятельности. И если образовательная составляющая подготовки аспирантов в новой модели аспирантуры значительно усилилась - за счет отнесения ее к основным профессиональным образовательным программам высшего образования в качестве третьего его уровня, принятия федеральных государственных образовательных стандартов, полноценного учебного процесса с выполнением учебного плана, обязательным прохождением промежуточной аттестации, практик, государственной итоговой аттестации и пр., то ее научная составляющая заметно ослаблена новыми нормативно-правовыми актами.

Основным критерием качества подготовки аспирантов является соответствие требованиям основных заказчиков этого процесса. Для кого же готовит кадры современная аспирантура? Исследователи [1] составили рейтинг значимости рынков труда для выпускников аспирантуры. На первом месте в этом рейтинге - профессорско-преподавательский состав (1111С) вузов, на втором - научные сотрудники вузов и научно-исследовательских институтов, на третьем - руководители и менеджеры образовательных и научных организаций. Очевидно, что каждый из названных рынков труда требует сформированности значимых именно для него компетенций. Так, для рынка труда ППС наиболее значимыми являются компетен-

ции в сфере применения методов и технологий образовательной деятельности; научно-исследовательские компетенции; компетенции в сфере саморазвития; этические и коммуникативные компетенции. Для рынка труда научных сотрудников: научно-исследовательские компетенции; компетенции в сфере саморазвития; этические и коммуникативные и информационно-технологические; компетенции в сфере экспертно-аналитической деятельности. Для рынка труда руководителей и менеджеров образовательных и научных организаций: компетенции в сфере саморазвития; этические, правовые, проектные и организационно-управленческие; компетенции в сфере экономической и фандрайзинговой деятельности; коммуникативные компетенции. Решение проблемы недостаточной ориентированности образовательных программ аспирантуры на требования значимых рынков труда возможно на путях разработки образовательных программ по профилям, которые не только соответствуют номенклатуре специальностей научных работников, но также ориентируются на основные рынки труда и учитывают ведущие требования, которые они предъявляют к компетенциям аспирантов [1].

Так как ведущей деятельностью аспиранта является научно-исследовательская, остановимся на характеристике исследовательской компетентности, необходимой для ее осуществления. Под исследовательской компетентностью понимают «... интегральную характеристику личности, определяющую способность решать научные проблемы с учетом приобретенных знаний в конкретной области науки, профессионального и жизненного опыта», интересов и ценностей личности [2]. Исследователи [3, 4], анализируя исследовательскую компетентность, выделяют в ее структуре три основных компонента:

- когнитивный, рассматриваемый как система «профессионально-исследовательских знаний» и умений формулировать цели исследования, систематизировать и анализировать информацию;

- поведенческий, подразумевающий практическое и оперативное применение знаний, а также практические приемы, методы, технологии реализации исследовательской деятельности;

- ценностный, включающий осознание личностного и социального смыслов и назначения исследовательской деятельности, личностное рефлексивное отношение к ценностям и способам их освоения, ответственность за предлагаемы инновационные решения [5].

Следует отметить, что в ряде работ причины проблем и трудностей, с которыми встречаются аспиранты, связываются с нарушением ценностного развития личности. К числу таких проблем исследователи относят:

- недостаточно выраженную креативную и мотивационную активность молодых исследователей [6];

- отсутствие интереса и отказ от научного поиска, неспособность к самореализации, что снижает субъективную оценку качества собственной жизни [7];

- дезаптационные проявления, высокую миграционную готовность высокообразованной молодежи [8];

- ценностные конфликты, недостаточный уровень саморефлексии, слабость целепола-гания, отсутствие личностного и социального смыслов собственной деятельности [9];

- трудности смыслообразования и целеполагания, псевдосамореализация, неадекватная самооценка, переживание экзистенциальных проблем, дефицит личностных ресурсов для достижения поставленных целей [10].

Указанные проблемы приводят к формированию ценностно-смысловых барьеров, хроническому стрессонапряжению и ухудшению психического здоровья, что препятствует возможности самореализации начинающего исследователя. Поэтому актуализируется проблема выявления особенностей ценностного развития аспирантов, исследования их личностной готовности к самореализации в научно-исследовательской деятельности.

На наш взгляд, центральным образованием личности является ее ценностно-смысловая сфера, определяющая направленность развития личности и включающая в себя

три группы явлений - мотивы, ценности и смыслы [11]. Одним из основных факторов успешности и продуктивности любой деятельности, в том числе и подготовки аспирантов, является мотивация обучающихся. Традиционно мотивация рассматривается психологами как побуждения, вызывающие активность субъекта и определяющие ее направленность [12]. Мотивация аспирантов отражает степень их социально-личностной и интеллектуальной автономии.

Интересны выводы исследователей Е.В.Веденеевой, Е.В. Забелиной и Д.А. Циринг, выделивших три основных фактора, характеризующих ценностно-мотивационную сферу аспирантов [13]. Остановимся на них подробнее.

Первый фактор указанные авторы определили как «Ориентация на достижение и самореализацию». У аспирантов с доминированием данного фактора выражены высокий уровень мотивации достижения успеха, самостоятельность мышления, исследовательская активность, креативность. Эти аспиранты считают себя сильной личностью, обладающей свободой выбора. Их выбор научно-педагогической деятельности является осознанным, они стремятся к достижению успеха в ней.

Аспиранты с преобладанием второго фактора - «Ориентация на статус и комфорт»-стремятся к доминированию над окружающими, к достижению определенного социального статуса. Для них ведущими являются материальные мотивы и мотивы обеспечения безопасности. Научно-педагогическую деятельность эти аспиранты рассматривают как возможность быстро сделать карьеру и достичь комфортного уровня жизни.

Что касается третьего фактора - «Ориентация на отношения», то аспиранты, у которых он является преобладающим, стремятся к поддержанию позитивных отношений с окружающими, испытывают потребность в понимании. У них слабо выражены смысложизненные ориентации, низкий уровень осмысленности и направленности своей деятельности. Поступление в аспирантуру, как правило, происходит под воздействием стереотипов. Как результат - неуспешность научно-педагогической деятельности и неудовлетворенность работой.

На наш взгляд, приведенная типология преобладающих мотивов аспирантов продуктивна и инструментальна.

Таким образом, можно утверждать, что своевременная диагностика ценностно-мотивационной сферы аспирантов позволит создать необходимые и достаточные психолого-педагогические и организационные условия для повышения качества обучения аспирантов и эффективности работы аспирантуры, обеспечить адекватное психологическое сопровождения ценностного развития аспирантов в процессе становления их научно-исследовательской деятельности, помочь в преодолении ценностно-смысловых барьеров ихсамореализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нечаев В. Д., Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н. Направления совершенствования программ аспирантуры по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки»: результаты экспертного опроса // Ценности и смыслы. 2016. № 5 (45). С. 10-32.

2. Послевузовское профессиональное образование: содержание обучения в аспирантуре по педагогическим специальностям: методическое пособие / авт.-сост. А. Н. Баку-шина. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2008. 273 с.

3. Михайленко Т.С. Условия развития исследовательской компетентности в современном вузе [Электронный ресурс] // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 4. URL: http://ejournal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/504-00249 (дата обращения: 27.04.2020).

4. Рындина Ю.В., Юринова Е.А. Структурно-содержательные и функциональные характеристики исследовательской компетентности учителя // Высшее образование сегодня. 2015. № 1. С. 69-71.

5. Золотарёва А.В. Научно-исследовательские компетенции аспиранта // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 3(60). С. 80-86.

6. Психологические барьеры в научно-исследовательской деятельности молодых ученых / Т. Г. Бохан [и др.] // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 81-96.

7. Яремчук С.В., Новгородова Е.Ф. Саморазвитие и удовлетворенность жизнью в юношеском возрасте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, № 2. С. 149-152.

8. Социально-психологические факторы удовлетворенности жизнью молодежи: региональный аспект проблемы / Е.Ф. Новгородова (Талаш) [и др.] // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 102-117.

9. Бохан Т.Г., Шабаловская М.В., Галажинская О.Н., Атаманова И.В. Ценностное развитие как показатель личностной готовности к самореализации в процессе научно-исследовательской деятельности у начинающих ученых // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 2. С. 208-231.

10. Яницкий М.С., Серый А.В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности: учебное пособие. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. 102 с.

11. Капшутарь М.А. Мотивация как фактор качества подготовки аспирантов // Ценности и смыслы. 2016. № 5 (45). С. 39-47.

12. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. Москва: ПЕР СЭ, 2005. 783 с.

13. Веденеева Е.В., Забелина Е.В., Циринг Д.А. Мотивационно-ценностная структура и содержание личности аспирантов // Казанский педагогический журнал. 2012. № 3(93). С. 58-67.

REFERENCES

1. Nechaev V.D., Brodovskaja E.V., Dombrovskaja A.Ju., Karzubov D.N. Napravlenija sovershenstvovanija programm aspirantury po ukrupnennoj gruppe special'nostej i napravlenij «Obrazovanie i pedagogicheskie nauki»: rezul'taty jekspertnogo oprosa [Directions for improving postgraduate programs in the enlarged group of specialties and areas «Education and pedagogical Sciences»: results of an expert survey]. Cennosti i smysly. 2016. No.5 (45), pp.10-32.

2. Poslevuzovskoe professional'noe obrazovanie: soderzhanie obuchenija v aspiranture po pedagogicheskim special'nostjam: metodicheskoe posobie. Avt.-sost. A. N. Bakushina [Postgraduate professional education: content of post-graduate training in pedagogical specialties: methodological guide. Author-comp. A. N. Bakushina]. Saint-Petersburg: SPbAPPO, 2008. 273 p.

3. Mihajlenko T. S. Uslovija razvitija issledovatel'skoj kompetentnosti v sovremennom vuze [Conditions for the development of research competence in a modern University]. Jelektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU. 2016. No.4. [Electronic resource]. Available at: http://www. ejournal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/504-00249 (date accessed: 27.04.2020).

4. Ryndina Ju. V., Jurinova E. A. Strukturno-soderzhatel'nye i funkcional'nye harakter-istiki issledovatel'skoj kompetentnosti uchitelja [Structural, content and functional characteristics of the teacher's research competence]. Vysshee obrazovanie segodnja, 2015. No.1, pp. 69-71.

5. Zolotarjova A. V. Nauchno-issledovatel'skie kompetencii aspiranta [Research competencies of a post-graduate student]. Jaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2009.No. 3(60), pp. 8086.

6. Psihologicheskie bar'ery v nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti molodyh uchenyh / T. G. Bohan [i dr.] [Psychological barriers in the research activity of young scientists]. T. G. Bohan [et al.]. Sibirskijpsihologicheskij zhurnal. 2016. No.62, pp.81-96.

7. Jaremchuk S. V., Novgorodova E. F. Samorazvitie i udovletvorennost' zhizn'ju v ju-nosheskom vozraste [Self-development and life satisfaction in adolescence]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija, 2015. Vol. 4, No.2, pp. 149-152.

8. Social'no-psihologicheskie faktory udovletvorennosti zhizn'ju molodezhi: region-al'nyj aspektproblemy / E. F. Novgorodova (Talash) [i dr.] [Socio-psychological factors of satisfaction with the life of youth: regional aspect of the problem / E.F. Novgorodova (Talash) [et al.] Vo-prosypsihologii, 2017. No.4, pp.102-117.

9. Bohan T.G., Shabalovskaja M.V., Galazhinskaja O.N., Atamanova I.V. Cennostnoe razvitie kak pokazatel' lichnostnoj gotovnosti k samorealizacii v processe nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti u nachinajushhih uchenyh [Value development as an indicator of personal readiness for self-realization in the process of research activity in novice scientists]. Integracija obrazovanija, 2019. Vol. 23, No. 2, pp. 208-231.

10. Janickij M. S., Seryj A. V. Diagnostika urovnja razvitija cennostno-smyslovoj sfery lichnosti: uchebnoe posobie [Diagnostics of the level of development of the value-semantic sphere of personality: textbook]. Novokuzneck: MAOU DPO IPK, 2010. 102 p.

11. Kapshutar' M. A. Motivacija kak faktor kachestva podgotovki aspirantov [Motivation as a factor in the quality of postgraduate training] Cennosti i smysly, 2016. No. 5 (45), pp. 39-47.

12. Psihologicheskij leksikon. Jenciklopedicheskij slovar' v shesti tomah. Red.-sost. L.A. Karpenko. Pod obshh.red. A.V. Petrovskogo. [The psychological lexicon. Encyclopedia in six volumes. Ed. - comp. L. A. Karpenko. Under the General editorship of A.V. Petrovsky]. Moscow: PER SJe, 2005. 783 p.

13. Vedeneeva E.V., Zabelina E.V., Ciring D.A. Motivacionno-cennostnaja struktura i soderzhanie lichnosti aspirantov [Motivational and value structure and content of postgraduate students ' personality] Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2012. No.3(93), pp.58-67.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Капшутарь Марина Анатольевна

Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург, Россия, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника Управления подготовки кадров высшей квалификации.

E-mail: marina-kapshutar@mail.ru.

Kapshutar Marina Anatol'evna

Urals State Medical University, Ekaterinburg, Russia, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Deputy head Of the Department of training of highly qualified personnel.

E-mail: marina-kapshutar@mail.ru.

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 620028, Екатеринбург, ул. Репина, 3, УГМУ, ГУК, каб. 200. Капшутарь М.А.

+7-912-2678607

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.