Научная статья на тему 'Роль интерактивного обучения в формировании ценностно-смыслового отношения студентов к учебному процессу'

Роль интерактивного обучения в формировании ценностно-смыслового отношения студентов к учебному процессу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ОТНОШЕНИЕ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / VALUES / VALUE-SEMANTIC ATTITUDE / FORM OF TRAINING / ONLINE TRAINING / GENERAL CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакланов Игорь Олегович, Веденеева Галина Ивановна

Отражены аксиологические аспекты организации образовательного процесса в вузе. Дано авторское определение ценностно-смыслового отношения обучающихся, предполагающее объединение когнитивных и эмоциональных компонентов внутреннего мира личности. Обоснована роль интерактивных форм обучения студентов в системе различных форм учебной работы в современных условиях социокультурного пространства вуза. Выявлен дидактический ресурс интерактивного обучения в процессе его реализации в собственном опыте работы со студентами. Раскрыта методическая и личностная значимость занятий на основе сочетания традиционных и инновационных методов работы. Представлена интерпретация использования отдельных интеракций, обеспечивающая практико-ориентированный характер изложенного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакланов Игорь Олегович, Веденеева Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERACTIVE LEARNING IN THE FORMATION OF VALUE-SEMANTIC ATTITUDE OF STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS

The article reflects axiological aspects of the organization of educational process in the university. Gives the author’s definition of students’ value-semantic attitude, suggesting the union of the cognitive and emotional components of the inner world of the individual. Indicates value activities in the formation of a variety of valuesemantic relations of the subject with the world. Substantiates the role of interactive forms of training of students in the system of various forms of educational work in modern conditions of social and cultural space of the university. Reveals didactic resource of interactive learning in the process of its implementation in the authors’ own experience of work with students. Provides the concrete examples of the use of various forms of interaction between the teacher and students in the process of contact and separate kinds of work in higher education system. Discloses methodical and personal importance of training based on a combination of traditional and innovative methods of work. Presents interpretation of the use of certain interactive forms that provides a practice-oriented nature of the content of this article. The role of interactive learning for the formation of common cultural competence of students lies in the development of their intelligence and skills to establish the relationship of theory and practice, in the development of the ability to analyze and identify causal relationships.

Текст научной работы на тему «Роль интерактивного обучения в формировании ценностно-смыслового отношения студентов к учебному процессу»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.147.34

DOI: 10.23951/1609-624X^017-5-105-110

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

И. О. Бакланов, Г. И. Веденеева

Воронежский институт (филиал) Московского гуманитарно-экономического университета, Воронеж

Отражены аксиологические аспекты организации образовательного процесса в вузе. Дано авторское определение ценностно-смыслового отношения обучающихся, предполагающее объединение когнитивных и эмоциональных компонентов внутреннего мира личности. Обоснована роль интерактивных форм обучения студентов в системе различных форм учебной работы в современных условиях социокультурного пространства вуза. Выявлен дидактический ресурс интерактивного обучения в процессе его реализации в собственном опыте работы со студентами. Раскрыта методическая и личностная значимость занятий на основе сочетания традиционных и инновационных методов работы. Представлена интерпретация использования отдельных интеракций, обеспечивающая практико-ориентированный характер изложенного материала.

Ключевые слова: образование, ценностно-смысловое отношение, формы обучения, интерактивное обучение, общекультурные компетенции.

Основу стратегии в сфере современного образования составляют ценности духовно-нравственной жизни общества, выступающие основанием для конструирования и реализации содержательной и процессуальной сторон обучения и воспитания молодежи [1, с. 47]. В процессе аксиологизации образовательного процесса в школе и вузе [2-4] происходит приобщение взрослеющего человека к ценностям общества. Процесс приобщения направлен на осмысление им ценностей окружающего мира, осознание себя и своей роли в социокультурном пространстве [5].

Значение тех или иных ценностей в развитии человека обосновывается их возможностями в открытии личностью смыслов жизни [6, с. 13]. В сложной системе отношений с внешней средой общественные ценности становятся личностными, если человек осознает и понимает их значимость для жизни людей, убеждается в их необходимости и переживает их проявление в реальной жизни.

Ценностно-смысловое отношение к предметам и явлениям многообразной действительности - это осознаваемая когнитивно-эмоциональная связь личности с окружающим миром, значимая для решения ее жизненных задач [7, с. 301]. Оно отражает сферу чувств личности, формируемой на основе познания и взаимодействия с окружающим миром, раскрытия духовно-нравственной сущности его предметов и явлений.

Когнитивный компонент ценностно-смыслового отношения отражает знания об окружающей

действительности, понятия, суждения, умозаключения, взгляды, убеждения, являющиеся основой для формирования ценностного отношения к жизни. Ценность утверждается или отвергается на основе суждения. Через положительное суждение то или иное явление определяется как ценность, через отрицательное - как антиценность. Когниции, приобретая эмоциональную окрашенность, определяют личностный смысл субъекта осуществляемой деятельности, полученных результатов.

В учебном процессе для формирования когнитивно-эмоциональной связи необходимо обеспечение разнообразия форм и методов усвоения программного материала.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрна-уки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» учебные занятия по образовательным программам проводятся в форме контактной работы обучающихся с преподавателем и в форме самостоятельной работы обучающихся [8, п. 52].

Организация образовательной деятельности предусматривает применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества [там же, п. 56].

Согласно содержанию документа к инновационным формам учебных занятий относятся разнообразные виды интерактивного обучения, соответствующие особенностям интеллектуальной сферы обучающихся. Семинары, дискуссии, ролевые и деловые игры, ток-шоу (дискуссии с широкой аудиторией), методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Аквариум», «Жужжащие группы» и другие интерактивные виды широко представлены в практике учебной работы вузов.

Наряду с такими дидактическими достоинствами указанных видов работы, как повышение познавательной активности студентов, усиление учебной мотивации, возможность утвердиться в своей интеллектуальной состоятельности, следует отметить их ресурс в обеспечении обратной связи от собеседников или участников взаимодействия в рамках учебного процесса.

Для достижения обратной связи необходимы:

- установка на восприятие информации от собеседника;

- произвольность внимания, его сосредоточенность;

- осмысление услышанного на основе его соотнесения с усвоенными ранее знаниями;

- включение обучающихся в процесс взаимодействия через вопросно-ответную систему обучения, совместный проект, анализ, контроль и оценку результата;

- способность и готовность студентов к сотрудничеству и сотворчеству, формируемые как общекультурные компетенции студентов.

В условиях интерактивной коммуникации получение обратной связи позволяет определить не только образовательный эффект (какие знания приобрели обучающиеся), но и выявить, как восприняты отдельными студентами и студенческой группой в целом ценностные смыслы, заложенные в обсуждаемой учебной теме.

Проведенное анкетирование со студентами Воронежского института (филиала) Московского гуманитарно-экономического университета (всего -96 респондентов) позволило выявить предпочте-

Предпочтения студентов в выбор

ния обучающихся к тем или иным видам учебно-познавательных действий в учебном процессе (табл. 1).

Как свидетельствуют данные таблицы, наиболее предпочитаемой формой занятий для студентов является лекция. Импонируют студентам также практические виды работы, дискуссия, диагностика.

Наименьшее количество выборов было сделано по одной из форм самостоятельной работы - подготовке рефератов и их презентаций в учебной аудитории. Этому невысокому выбору способствует ряд обстоятельств, среди которых можно отметить следующие:

1) изложение содержания реферата предполагает, как правило, одностороннюю коммуникацию. Обучающийся транслирует наработанную информацию, а остальные студенты выполняют лишь функцию слушания;

2) автор реферата излагает информацию по собственной конструкции, которая для остальных является «чужой», что затрудняет усвоение текста;

3) содержательную ценность излагаемого реферативного материала аудитория, как правило, видит в его значимости для самого автора доклада, в возможности получения им хорошей оценки со стороны преподавателя.

Как показывает практика, наиболее целесообразными способами для включения студентов в процесс осмысления излагаемого реферативного материала являются:

- оппонирование (перед презентацией реферата назначается 2-3 оппонента, задача которых найти контраргументы по представленным в реферате идеям, взглядам и позициям);

- диалог, организуемый, например, с помощью приема «Цветок Блума» (рисунок);

- дискуссия на основе использования, например, методического приема «Дерево решений» и др.

Прием «Цветок Блума» направлен на развитие у обучающихся общекультурных компетенций, выражающихся в повышении культуры мышления, способности к анализу и восприятию информации,

Таблица 1

учебно-познавательных действий

Какие учебно-познавательные действия Вас особенно привлекают? Выбор студентов-психологов (53 человека) Выбор студентов-юристов (43 человека)

а) узнавать о новых сведениях от преподавателя 29 21

б) самостоятельно приобретать новые знания 8 4

в) вести наблюдения, участвовать в опытной работе, диагностике 4 9

г) участвовать в дискуссиях при обсуждении научной проблемы 6 3

д) подготавливать рефераты, письменно выражать свое мнение - 1

е) выполнять задания, связанные с работой на компьютере 3 4

ж) затрудняюсь ответить 2 4

Цветок Блума

выявлению ее ключевых положений, в умении кратко, четко и ясно сформулировать вопрос [9].

Первичное обращение к данному приему требует ознакомления аудитории с типами вопросов, их уточнения и приведения примеров.

Простргевопр осыобычногфедполагаютопре-деления понятий, напоминания или уточнения дргытоРытирсличислрхюхаеакоаррстркр сркое го-либо явления. Данные вопросы обычно начина-ютсясослов:«Что такое...?», «В каком гвду...Ы», «Сколько...?» и т. д.

Творвлсвре ворросы напмавоаны на лдиск ниа визны в научных идеях в условиях рассмотрения гдюбверыпвд дфтрим углом зрлмм.

Оценочные вопросы предполагают оценку тех длинных событдл,фткговоа основесравренди, высказывания положительных или отрицательных суждтные ошс^

Уточняющие вопросы позволяют убедиться в граоилсностисоВстсеннрсо ыонироши ывгфосс или получить недостающую информацию. Как правил«,эаов»п«о та1ксаин»юысссосврв:« Верно ли.?», «Если я правильно понял.?».

Юнвктиоескиееовросрюриеиищюлшы на усса-новление возможностей использования теоретиче-ско змынийв грнкгической деятельности.

Интерпретационные вопросы используются дия исролтования каких-либо явлений или нахождения причинно-следственной связи. В вопросах используются слова: «Почему?», «Как Вы объясните такой факт, как.?» и др.

Приоапооьзввавлддтнновклолоидшдвцирвд-просов (или, возможно, других классификаций) оврелооСратновисуальное оформление «Цветка Блума», каждый из лепестков которого может быть грюдложенлибо Ымоьор-гррппам в аулиюрии, либо отдельным студентам перед началом изложе-шш поргоровлернргваоноронребддота. Нд рдоле-дующих занятиях тип вопроса может быть предъ-валенсхюшатлмсы в устнол фс>вме.

Для более детальной проработки темы рефера-са и пдследующей организации дискуссии в группе студентам можно рекомендовать методику «Де-реврнДшениИр[10]. В рлало Ммрмх>овонш1 общекультурных компетенций методика направлена на выраОбРюнавыомв выбора оптимального варианта решения затронутой в реферате проблемы.

Дпдeрногaрмoймоднлp«атаoлрepeвб»ьющpо рассматривать как проблему, «ветви» - как варианты ве решендо, «лмстьн» - крс плюсы и мIлиPРI• Митоди-ка позволяет определить преимущества и недостатки выдвигаемых вариантов и выбрать наилучший.

Таблица 2

Использование методики «Дереворешений» по проблеме

«Как остановить истерику ребенка?»

Вариант 1. Потребовать остановить истерику, проявить гнев Вариант 2. Следует переключить внимание ребенка на другой объект (посчитать, например, сколько покупок в тележке) Вариант 3. Выполнить желание ребенка

Плюсы Минусы Плюсы Минусы Плюсы Минусы

Ребенок может прекратить истерику Будет воспринимать гнев как норму Может успокоиться, новый интерес возвращает эмоциональное состояние в норму Не всегда удается найти новый объект, вызывающий интерес ребёнка Ребенок прекратит истерику Будет использовать истерику как средство достижения своих желаний

Например, по теме реферата «Методы воспитания детей дошкольного возраста» студентом-автором была предложена для обсуждения ситуация посещения магазина мамы с ребенком, который «закатил» истерику по поводу покупки понравившейся ему игрушки. Следует решить проблему: как остановить истерику ребенка?

В итоге коллективного обсуждения «Дерево решений» выглядело следующим образом (табл. 2).

В процессе анализа ситуации группа в качестве наиболее оптимального решения выбирает 2-й вариант, уточняя, что воспитание - это нелегкий труд и требует от педагога много сил и терпения.

Значение указанных интерактивных приемов, в частности методики «Цветок Блума» для формирования ценностно-смыслового отношения студентов (будущих психологов) к избранной профессии, состоит в следующем:

во-первых, характер вопросов позволяет определить у студента-докладчика:

- креативность мышления (творческий вопрос);

- знание им основных дефиниций проблемы (простой вопрос);

- умение установить взаимосвязь теории и практики (практический вопрос);

- собственную позицию по излагаемому вопросу (оценочный вопрос);

- степень понимания и осмысления изложенного материала (уточняющий вопрос);

- умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи (вопрос-интерпретация);

во-вторых, для студентов-слушателей этот метод значим для:

- повышения их ответственности в подготовке самостоятельных видов работы, осознавая всесторонность их оценки через предлагаемые педагогом методы;

- более глубокого усвоения тем программного материала;

- получения дополнительной информации об интеллектуальных способностях студентов своей группы;

- повышения рейтинга преподавателя в «их глазах», умеющего сосредоточить внимание студентов на занятиях;

в-третьих, для преподавателя данный методический прием важен прежде всего для повышения мотивации и интереса студентов к проблематике изучаемой дисциплины, осмысления ими образовательных ресурсов, заложенных в активности студентов, в их стремлении получить полноценное профессиональное образование.

Интерпретируя аналогичным образом значимость методики «Дерево решения» для осмысления будущими психологами особенностей своей профессии, следует отметить осознания студентами ее важности для развития дивергентного мышления, умения уйти от шаблонности в разрешении различных жизненных коллизий.

В целом насыщение учебного процесса различными интерактивными приемами и методами обучения способствует постижению студентами смысла как излагаемой проблемы, так и предложенной формы работы, осознанию ее дидактической и личностной ценности.

Интерактивные формы обучения - это не самоцель. Воздействуя на когнитивные и эмоциональные составляющие внутреннего мира личности, интерактивное преподавание позволяет избежать формального подхода к проведению традиционных видов занятий, обновить имеющийся педагогический ресурс методов и приемов преподавательской деятельности, стимулировать обучающихся в процессе осуществления контактной и самостоятельной работы. Студенты на практике убеждаются в результативности изучения учебной дисциплины на основе интеракций, необходимость обращения к которым рождается благодаря творческому отношению к профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Маслов С. И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. 2010. № 9. С. 46-50.

2. Абрамова Л. Г. Взгляд С. И. Гессена на аксиологию педагогики // Вестник СамГУ. 2008. № 7 (66). С. 203-209.

3. Капшутарь М. А. Аксиологизация социально-гуманитарного образования старшеклассников на основе личностно-развивающего обучения: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 204 с.

4. Ильичева И. М. Психология духовности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2003. 51 с.

5. Гомбоева И. С. Становление ценностной основы самосознания личности в процессе воспитания // Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 4 (10). С. 11-15.

6. Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии. М.: Айрис-пресс, 2003. 304 с.

7. Бакланов И. О., Веденеева Г. И. Ценностно-смысловое отношение студентов к образованию в условиях гуманитарного вуза // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-2. С. 300-304.

8. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/528797/ (дата обращения: 26.01.2017).

9. Осипенко Л. Е. Проектирование научно-практического обучения школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2016. 48 с.

10. Богданов А. Г. Методы разработки управленческих решений: учебно-метод. пособие. Казань: Издательство КГУ, 2010. 49 с.

Бакланов Игорь Олегович, доктор педагогических наук, доцент, Воронежский институт (филиал) Московского гуманитарно-экономического университета (пр. Московский, 26, Воронеж, Россия, 394026). E-mail: klen@vfmgei.ru

Веденеева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский институт (филиал) Московского гуманитарно-экономического университета (пер. Рождественский, 12, Воронеж, Россия, 394083). E-mail: galina5423@ mail.ru

Материал поступил в редакцию 25.01.2017.

DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-105-110

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE ROLE OF INTERACTIVE LEARNING IN THE FORMATION OF VALUE-SEMANTIC ATTITUDE OF STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS

I. O. Baklanov, G. I. Vedeneyeva

Voronezh Institute (branch) of the Moscow Humanities and Economics University, Voronezh, Russian Federation

The article reflects axiological aspects of the organization of educational process in the university. Gives the author's definition of students' value-semantic attitude, suggesting the union of the cognitive and emotional components of the inner world of the individual. Indicates value activities in the formation of a variety of value-semantic relations of the subject with the world. Substantiates the role of interactive forms of training of students in the system of various forms of educational work in modern conditions of social and cultural space of the university. Reveals didactic resource of interactive learning in the process of its implementation in the authors' own experience of work with students. Provides the concrete examples of the use of various forms of interaction between the teacher and students in the process of contact and separate kinds of work in higher education system. Discloses methodical and personal importance of training based on a combination of traditional and innovative methods of work. Presents interpretation of the use of certain interactive forms that provides a practice-oriented nature of the content of this article. The role of interactive learning for the formation of common cultural competence of students lies in the development of their intelligence and skills to establish the relationship of theory and practice, in the development of the ability to analyze and identify causal relationships.

Key words: values, value-semantic attitude, form of training, online training, general cultural competence.

References

1. Maslov S. I. Didakticheskiye osnovaniya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya [Didactic base of spiritual and moral education]. Pedagogika -Pedagogy, 2010, no. 9, pp. 46-50 (in Russian).

2. Abramova L. G. Vzglyad S. I. Gessena na aksiologiyu pedagogiki [S.I. Gessen's view on the axiology of pedagogy]. VestnikSamGU- Vestnikof Samara State University, 2008, no. 7 (66), pp. 203-209 (in Russian).

3. Kapshutar' M. A. Aksiologizatsiya sotsial'no-gumanitarnogo obrazovaniya starsheklassnikov na osnove lichnostno-razvivayushchego obucheni-ya. Dis. kand. ped. nauk [Aksiologization of social and humanitarian education of high school students on the basis of personality-developing training. Diss. cand. ped. sci.]. Ekaterinburg, 2006. 204 p. (in Russian).

Вестник imY (TSPUBulletin). 2017. 5 (182)

4. Il'icheva I. M. Psikhologiya dukhovnosti. Avtoref. dis. dokt. psikh. nauk [Psychology of spirituality. Abstract of thesis doct. psych. sci.]. Saint Petersburg, 2003. 51 p. (in Russian).

5. Gomboeva I. S. Stanovleniye tsennostnoy osnovy samosoznaniya lichnosti v protsesse vospitaniya [Formation of valuable bases of self-consciousness in the process of education]. Nauka i biznes: puti razvitiya - Science and Business: Ways of Development, 2012, no. 4 (10), pp. 11-15 (in Russian).

6. Platonova E. E. Konspekt lektsiypo kul'turologii [Lecture notes on Cultural Studies]. Moscow, Ayris-press Publ., 2003. 304 p. (in Russian).

7. Baklanov I. O., Vedeneyeva G. I. Tsennostno-smyslovoye otnosheniye studentov k obrazovaniyu v usloviyakh gumanitarnogo vuza [Students' value-oriented and conscious attitude to education in humanitarian high school]. Sovremennye naukoemkiye tekhnologii - Modern High Technologies, 2016, no. 4-2, pp. 300-304 (in Russian).

8. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obra-zovaniya - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury [About the statement of the order of the organization and realization of educational activity on educational programs of higher education - bachelor's programs, specialty programs, master's programs]. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 19 dekabrya 2013 g. No. 1367 [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from December 19, 2013 No. 1367] (in Russian). URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/528797/ (accessed 26.01.2017).

9. Osipenko L. E. Proektirovaniye nauchno-prakticheskogo obucheniya shkol'nikov. Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Designing scientific and practical training of schoolchildren. Abstract of thesis doct. of ped. sci.]. Moscow, 2016. 48 p. (in Russian).

10. Bogdanov A. G. Metody razrabotki upravlencheskikh resheniy: uchebno-metodicheskoye posobiye [Methods of development of administrative decisions: teaching aid]. Kazan, KSU Publ., 2010. 49 p. (in Russian).

Baklanov I O., Voronezh Institute (branch) of the Moscow Humanities and Economics University (pr. Moskovskiy, 26, Voronezh, Russian Federation, 394026). E-mail: klen@vfmgei.ru

Vedeneyeva G. I., Voronezh Institute (branch) of the Moscow Humanities and Economics University (pr. Moskovskiy, 26, Voronezh, Russian Federation, 394026). E-mail: klen@vfmgei.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.