Научная статья на тему 'Мотивация как фактор качества подготовки аспирантов'

Мотивация как фактор качества подготовки аспирантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1002
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ / МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛЫ / POSTGRADUATE STUDIES / QUALITY OF POSTGRADUATE TRAINING / MOTIVATION / PERSONAL AND SOCIAL MEANINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капшутарь Марина Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы качества подготовки аспирантов в условиях нового статуса аспирантуры как третьей ступени высшего образования. Предлагаются критерии оценки эффективности подготовки аспирантов. Анализируется роль ценностно-смысловой сферы личности аспирантов в повышении качества их подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION AS A POST-GRADUATE TRAINING QUALITY FACTOR

The article deals with the quality issues of postgraduate training under the new status of postgraduate studies as the third stage of higher education. Suggests criteria for evaluating the effectiveness of training graduate students. Examines the role of value-semantic sphere of the personality of the graduate students in improving the quality of their training

Текст научной работы на тему «Мотивация как фактор качества подготовки аспирантов»

ТЕМА НОМЕРА: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КАДРЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

УДК 378 . 048 . 2

Мотивация как фактор качества подготовки аспирантов

В статье рассматриваются вопросы качества подготовки аспирантов в условиях нового статуса аспирантуры как третьей ступени высшего образования . Предлагаются критерии оценки эффективности подготовки аспирантов . Анализируется роль ценностно-смысловой сферы личности аспирантов в повышении качества их подготовки

Ключевые слова: аспирантура, качество подготовки аспирантов, мотивация, личностный и социальный смыслы

Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена социокультурными трансформациями в системе российского образования . В настоящее время в условиях поликультурности и полипарадиг-мальности формируется новая модель образования, которая должна соответствовать условиям развития общества. Продолжается интеграция российского образования в единое европейское образовательное пространство, становление концепции непрерывного образования

В связи с вступлением в силу «Закона об образовании в Российской Федерации» (273-Ф3 от 29 декабря 2012 года) произошли качественные изменения статуса аспирантуры в системе российского образования: из послевузовского образования она трансформировалась в третью ступень высшего образования Аспирантура отнесена к основным профессиональным образовательным программам высшего образования как его третий уровень, что соответствует международной стандартной классификации высшего образования и практике европейских стран Теперь программы аспирантуры разрабатываются образовательными организациями в соответствии с Перечнем направлений подготовки в аспирантуре В соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» обучение аспирантов отныне осуществляется в соответствии со стандарта© Капшутарь М.А ., 2016

М.А. Капшутарь

ми (ФГОС аспирантуры) по направлениям подготовки . Аспиранты в процессе обучения выполняют учебный план, проходят практики и промежуточную, а конце обучения — итоговую государственную аттестацию в форме сдачи государственного междисциплинарного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы, при успешном прохождении которой получают диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь», «Преподаватель-исследователь» . Также приняты «Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре», «Порядок проведения государственной итоговой аттестации». Все эти изменения требуют соответствующего научно-теоретического и методологического обеспечения реализации программ аспирантуры

Необходимо отметить рост интереса молодежи к продолжению обучения после получения диплома специалиста или магистра При этом нужно учитывать, что в систему высшего образования приходит новое поколение молодежи, формирование системы ценностей, личностных смыслов, жизненных планов, социальной активности, мотивации научной деятельности которого происходило в новых исторических, социально-экономических и общественно-политических условиях Особенности их социально-психологических характеристик необходимо своевременно выявить и использовать для совершенствования форм и методов работы с ними

Кроме того, в последнее время исследователи говорят о кризисном состоянии, отмечая недостаточный уровень качества подготовки аспирантов Аспирантура не выполняет свою основную роль по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации . Доля выпускников аспирантуры, пополняющих ряды российских научных и научно-педагогических работников, в последние годы не превышает 10% [4]. Продолжается старение кадрового состава ученых Для поддержания оптимального среднего возраста научных работников (35—40 лет) требуется ежегодный приток в науку молодежи в объеме 5—7% от общей численности научных работников [6]. Таким образом, актуальной остается проблема «удержания» выпускников аспирантуры в системе образования и науки

Также речь идет о таком явлении как «массовизация» аспирантуры В сравнении с периодом СССР, когда аспирантура выполняла функцию элитной, «штучной» подготовки кадров для высшей школы и науки, сегодня аспирантура стала полноценным сегментом рынка образовательных услуг [3, с. 56] .

По нашему мнению, «массовизацию» аспирантуры не стоит рассматривать как однозначно негативное явление, так как обучение значительного количества аспирантов в любом случае ведет к приращению совокупного интеллектуального потенциала страны Однако негативные факторы данного процесса очевидны . Б . И . Бедный и А.А. Миронос выделяют следующие явления:

— снижение доли выпускников аспирантуры, пополняющих ряды научных и научно-педагогических работников;

— «региональное замыкание» аспирантур и расширение подготовки аспирантов по непрофильным для вуза научным специальностям;

— деформация отраслевой (дисциплинарной) структуры аспирантуры;

— снижение научного уровня диссертаций и сокращение доли выпускников, завершивших обучение с защитой диссертации [3, с . 58] .

Однако следует подчеркнуть, что оценка эффективности аспирантуры и качества подготовки аспирантов до сих пор осуществляются в рамках прежних показателей . Так, основным показателем эффективности по-прежнему является доля аспирантов, защищающих диссертации в срок . Данный показатель, например, применяется при государственной аккредитации вуза: «Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее, чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших)» .

Для оценки эффективности аспирантуры на основе данного показателя обратимся к данным статистического анализа . В 2000 году показатель доли выпускников, завершивших обучение с защитой диссертации, составлял 30,2%, в 2005 году — 31,7%, а с 2010 года он стал снижаться и в 2014 году составил 18,4% — минимум за все предыдущие годы . Успешным завершением аспирантской подготовки является защита кандидатской диссертации в сроки обучения в аспирантуре. В 2014 году 3592 человека защитили кандидатские диссертации в положенный срок Динамика численности выпускников аспирантуры с защитой диссертации в пределах срока обучения в аспирантуре неравномерна: общий рост этого показателя до 2005 года сменился его спадом, а в 2014 году уменьшился более чем в 2 раза по сравнению с 2000 годом [10]. На основе анализа приведенных данных следует сделать вывод о кризисе российской аспирантуры, крайне низкой ее эффективности Однако необходимо отметить, что процедура защиты диссертации по новым требованиям не включена в содержание образовательной программы

Таким образом, можно констатировать противоречие между новой нормативно-правовой базой реализации программ аспирантуры, кардинальным изменением ее статуса, процесса подготовки аспирантов и сохранением традиционных подходов к определению эффективности ее деятельности и качества подготовки аспирантов Данное противоречие позволяет обозначить научную проблему необходимости разработки комплексной системы оценки эффективности аспирантуры и качества подготовки аспирантов

В связи с приобретением аспирантурой нового статуса необходим поиск новых подходов к определению такой категории как «качество подготовки аспирантов» Для этого нужна современная интерпретация понимания целей и результатов деятельности аспирантуры

Обратимся к определению понятия «качество подготовки аспирантов» На наш взгляд, качество образования и его эффективность связаны

со степенью реализации его целей . Мы разделяем подход В . И . Загвязинс-кого, выделившего четыре группы целей высшего образования:

— личностно-развивающую, развитие личности через освоение компетенций — социальных, личностных, коммуникативных и других;

— социально-созидательную, формирование ценностных отношений и связей в современном социуме, характеризующемся многонационально-стью, многоконфессиональностью и социально стратифицированном;

— продуктивно-профессиональную, которая реализуется в подготовке к труду по созданию материальных и духовных ценностей, формирование созидательного потенциала человека;

— здоровьесберегающую и здоровьетворческую, речь идет о здоровье во всех его проявлениях — физическом, социальном, духовном, нравственном [7].

Качество в широком смысле этого слова традиционно понимается как степень соответствия требованиям заказчика . Если говорить о подготовке кадров высшей квалификации, то следует выделить три группы заказчиков у данного процесса: государство, научно-педагогическое профессиональное сообщество и сами аспиранты

Рассмотрим требования каждой группы

Государство в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сформулировало цель высшего образования как «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углубление и расширение образования, научно-педагогической квалификации» [12]. Понятие «качество образования» трактуется в п 29 ст 2 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степени их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [12]

Таким образом, цель государства — обеспечить кадрами высшей научной квалификации стратегически важные направления модернизации и технологического развития страны

Позиция научно-педагогического профессионального сообщества определена исследователями [3, с. 151] по результатам проведенного анализа методом экспертных оценок и включает следующие факторы, обеспечивающие качество подготовки аспирантов:

— финансовая поддержка аспирантов из средств грантов, хоздоговоров, научно-технических программ;

— развитая система доступа к информационным ресурсам;

— развитая система научных коммуникаций Участие аспирантов в конференциях, стажировках и др ;

— повышение аспирантских стипендий;

— повышение оплаты за научное руководство;

— наличие современной инструментальной и лабораторной базы;

— наличие авторитетных научных школ;

— наличие внешнего финансирования научных исследований (гранты, договоры, научно-технические программы и др.);

— тесная интеграция с академической и отраслевой наукой Привлечение ведущих специалистов НИИ, КБ для ведения занятий и руководства исследованиями аспирантов;

— высокий конкурс в аспирантуру для отбора лучших кандидатов;

— повышение требовательности к научным руководителям;

— строгий контроль выполнения аспирантами индивидуальных планов, отсев «балласта»;

— расширение образовательного компонента аспирантуры

Наконец, обратимся к мнению самих аспирантов. На наш взгляд, одним из основных факторов успешности и продуктивности любой деятельности, в том числе и подготовки аспирантов, является мотивация обучающихся Традиционно мотивация рассматривается психологами как побуждения, вызывающие активность субъекта и определяющие ее направленность [11]. Мотивационно-ценностная сфера личности аспирантов включает в себя три группы явлений — мотивы, ценности и смыслы . Исходя из этого, обратимся к основным понятиям педагогической аксиологии — смысл, личностный смысл

Проблема личностных смыслов, их образования, взаимодействия между собой — одна из наиболее значимых в психологии и привлекающих внимание исследователей-педагогов, так как личностные ценности играют важнейшую роль в саморегуляции, самоопределении и самореализации человека, влияют на его активность во внешнем и внутреннем мире, отражаются в поведении. Для нашего исследования важным является понимание смысла, порождаемого ценностными отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью (смысл обеспечивает связь индивидуального с всеобщим) Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности Для образования практический смысл имеет положение Д . А. Леонтьева о том, что становление смысла как психического явления осуществляется на трех этапах На первом этапе фиксируются определенные элементы ситуации и их значения На втором — происходит выявление значимого соотношения элементов ситуации и установление наиболее вероятных, логически непротиворечивых взаимосвязей между ними: появляется возможность контроля над ситуацией и прогноз ее развития На третьем — субъект выявляет свое ценностное отношение, исходя из

своих потребностей [9, с . 13—27]. Эти выводы ориентируют образование на создание условий для обретения каждым обучающимся смысла своего учения в контексте смысла жизни . Согласно А. Н . Леонтьеву, личностные смыслы выражают пристрастность индивидуального сознания, его особую субъективность [8]. Объективный мир — природа и общество, являясь миром значений, предметов, явлений, событий, запечатленных в словах-понятиях, отражающих объективные значения предметной действительности для человека, должен стать объектом познания через ценностно-ориента-ционную деятельность и ценностно-смысловую коммуникацию. А. Н . Леонтьев подчеркивал, что если значение является средством связи человека с реальностью объективного мира, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире, с ее мотивами и ценностями Таким образом, личностный смысл, по А Н Леонтьеву, — это значение, опосредованное мотивом Поэтому в психологии личности важное значение придается смыслообразующим мотивам, в отличие от мотивов-стимулов К числу первых относят мотивы, влияющие на выбор жизненной позиции, мировоззрения, профессии и другие «смысловые единицы жизни», к числу вторых — мотивы, побуждающие к реальным действиям в конкретных жизненных или учебных ситуациях Посредством обретения смыслов-целей, смыслов-интересов, смыслов-мотивов, смыслов-переживаний, смыслов-отношений происходит самостроительство личности, строится ее система ценностей Становление связной системы личностных смыслов и есть, по А. Н . Леонтьеву, процесс становления личности . Для его характеристики ученый использует такие понятия, как выбор смыслов, личностная сфера, «смысловые единицы жизни», позиция и др , анализ которых показывает, что «смыслу не учат — смысл воспитывается», но при этом не навязывается [8]

Таким образом, личностный смысл можно определить как индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается человеческая деятельность и общение, в том числе и в образовании

Личностные смыслы выступают связующим звеном между различными подсистемами личности . Являясь компонентами более сложной системы — личности, они сами представляют систему, организованную в определенной иерархической последовательности, отражающую процессы развития и функционирования личности на различных этапах жизнедеятельности человека . Л .С . Выготский рассматривал динамическую смысловую систему как единство аффективных и интеллектуальных процессов сознания [1, с . 170—178] . В дальнейшем А. Г. Асмолов использовал понятие динамической смысловой системы для обозначения многомерной системной организации смысловых образований . Эта система, по А. Г. Асмолову, характеризуется внутренней динамикой, определяемой сложными иерархическими отношениями между ее составляющими Являясь производной

от деятельности человека и его позиции, динамическая смысловая система выражает содержательные характеристики личности как целого и выступает единицей ее анализа [2, с. 118—125].

Для нашего исследования важно было установить, какие ценности переживаются аспирантами как значимые, имеющие личностные и социальные смыслы Их представления о смыслах обучения в аспирантуре и качестве подготовки мы изучали в ходе исследования, в котором участвовали аспиранты Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), обучающиеся на 1-м и 2-м курсах по направлениям подготовки 09.06.01 Информатика и вычислительная техника, 13 . 06 . 01 Электро- и теплотехника, 37.06.01 Психологические науки, 38 . 06. 01 Экономика, 44.06.01 Образование и педагогические науки, 47.06.01 Философия, этика и религиоведение, и аспиранты 2-го курса направления подготовки 45 .06.01 Языкознание и литературоведение Московского государственного университета имени М В Ломоносова (г Москва) Нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 52 аспиранта Вопросы анкеты касались разных аспектов процесса обучения в аспирантуре — мотивации поступления в аспирантуру, оценки своей образовательной программы, факторов, затрудняющих/облегчающих работу над научным исследованием, роли научного руководителя и кафедры и др В том числе аспирантам было предложено назвать показатели качества своего обучения В полученных ответах мы увидели осознание аспирантами как личностных, так и социальных смыслов своего обучении В числе социальных смыслов аспирантами были указаны следующие: желание успешно продвигаться по службе, сделать карьеру; иметь высокооплачиваемую и престижную работу; желание стать преподавателем вуза Указанные позиции можно обобщить понятием «конкурентоспособность на рынке интеллектуального труда» Личностные смыслы аспирантов проявились в таких факторах, как интерес к научной деятельности, желание продлить образование, повысить свой образовательный уровень, престижность ученой степени, удовлетворение честолюбия, формирование коммуникативной компетентности, развитие лидерских и предпринимательских способностей В данном случае мы предлагаем обозначить указанные факторы как «личностно-профессио-нальное самоутверждение» Интересно отметить, что все 52 человека, участвовавшие в анкетировании, отметили такой показатель как «желание защитить диссертацию» как один из основных мотивов своего поступления в аспирантуру Однако, как мы отмечали выше, защита диссертации не предусмотрена в основной профессиональной образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Полученные нами результаты созвучны выводам исследователей Е . В . Веденеевой, Е . В . Забелиной и Д .А. Циринг, выделивших три основных фактора, характеризующих мотивационно-ценностную сферу аспирантов [5] Остановимся на них подробнее

Первый фактор указанные авторы определили как «Ориентация на достижение и самореализацию» . У аспирантов с доминированием данного фактора выражены высокий уровень мотивации достижения успеха, самостоятельность мышления, исследовательская активность, креативность Эти аспиранты считают себя сильной личностью, обладающей свободой выбора Их выбор научно-педагогической деятельности является осознанным, они стремятся к достижению успеха в ней .

Аспиранты с преобладанием второго фактора — «Ориентация на статус и комфорт» — стремятся к доминированию над окружающими, к достижению определенного социального статуса . Для них ведущими являются материальные мотивы и мотивы обеспечения безопасности Научно-педагогическую деятельность эти аспиранты рассматривают как возможность быстро сделать карьеру и достичь комфортного уровня жизни

Что касается третьего фактора — «Ориентация на отношения», — то аспиранты, у которых он является преобладающим, стремятся к поддержанию позитивных отношений с окружающими, испытывают потребность в понимании У них слабо выражены смысложизненные ориентации, низкий уровень осмысленности и направленности своей деятельности Поступление в аспирантуру, как правило, происходит под воздействием стереотипов. Как результат — неуспешность научно-педагогической деятельности и неудовлетворенность работой

На наш взгляд, приведенная типология преобладающих мотивов аспирантов продуктивна и инструментальна Своевременная диагностика ценностно-мотивационной сферы аспирантов позволит создать необходимые и достаточные психолого-педагогические и организационные условия для повышения качества обучения аспирантов и эффективности работы аспирантуры

Что касается эффективности подготовки аспирантов, то ее, по-нашему мнению, следует рассматривать в двух аспектах: академическом (качество и результаты образовательной подготовки) и научном (качество и результаты научно-исследовательской деятельности аспирантов) Так, основным критерием оценки эффективности в академическом аспекте должна стать успешность освоения аспирантом основной профессиональной образовательной программы Показателями данного критерия могут служить уровень сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом направления подготовки, результаты промежуточной (экзаменационные сессии) и итоговой государственной аттестации, итоги всех видов практик Кроме образовательных результатов следует учитывать показатели научной активности аспиранта, к которым относятся количество публикаций в рецензируемых научных изданиях, выступления на конференциях и семинарах разного уровня, участие в научных олимпиадах и конкурсах аспирантских работ, а также подготов-

ленный в срок текст диссертации . И еще одним важным показателем эффективности аспирантуры должна стать, на наш взгляд, востребованность выпускников аспирантуры, их трудоустройство в соответствии с полученной квалификацией на должности научных и научно-педагогических работников

Литература

1. Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. 1998 . № 7. С 170—178 .

2. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии . 1983 . № 3 . С 118—125 .

3. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе . Состояние и тенденции развития аспирантуры . Монография . Н . Новгород: Изд-во ННГУ, 2008 . 219 с .

4. Бедный Б.И., Миронос А.А., Серова Т.В. Продуктивность исследовательской работы аспирантов (наукометрические оценки) // Высшее образование в России . 2006 . № 7. С 20—36 .

5. Веденеева Е.В., Забелина Е.В., Циринг Д.А. Мотивационно-ценностная структура и содержание личности аспирантов // Казанский педагогический журнал . 2012 . № 3 (93) . С. 58—67.

6. Добров Г.М. Наука о науке . Киев: Наукова думка, 1989.

7. Загвязинский В.И. О характеристиках качества, эффективности и доступности современного образования // Способы реализации и оценка качества образования: проблемы, исследования, практический опыт и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции Тюмень: Изд-во Тюменского гос .университета, 2014. 270 с .

8. Леонтьев А.Н. Деятельность . Сознание . Личность . М . , 1979. 304 с .

9. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал . 1997. Т. 18 . № 6 . С 13—27.

10 . Подготовка научных кадров высшей квалификации в России . [Электрон-

ный ресурс] URL: http://www. csrs.ru/archive/stat_2015_staff/staff_2015 (дата обращения 23 . 07. 2016) .

11 Психологический лексикон Энциклопедический словарь: в 6 томах / Ред -сост. Л . А. Карпенко . Под общ . ред . А. В. Петровского . М . : ПЕР СЭ, 2005. 783 с

12 . Федеральный закон от 29. 12 . 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

[Электронный ресурс]. URL: http://www. base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW; n=148547 (дата обращения 20 . 07. 2016) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.