Е.и. САХАРЧУК, М.С. ЛОСЕВА (Волгоград)
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
в управлении качеством подготовки аспирантов*
Освещаются вопросы управления качеством подготовки аспирантов в вузе на основе научнопедагогического сопровождения.
Ключевые слова: аспирантура, качество подготовки аспирантов, управление качеством, компетенции, педагогическое сопровождение.
Совершенствование качества подготовки кадров высшей квалификации в настоящее время является одной из важнейших задач российской системы высшего образования. Основные векторы развития современной аспирантуры определяются такими законодательными документами, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому аспирантура является третьей ступенью высшего образования и соотносится с европейскими программами РШ; государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 гг., в которой отмечается необходимость совершенствования системы оценки качества подготовки выпускников вуза и приведения образовательных программ аспирантуры в соответствие с требованиями принципа индивидуализации. В связи с этим очевидна потребность не только в новом содержании и новой структуре программ подготовки кадров высшей квалификации, но и в применении новых подходов к управлению качеством подготовки аспирантов.
Мы понимаем качество подготовки аспирантов как характеристику системы высшего образования, отражающую степень соответствия результатов обучения в аспирантуре установленным к ним требованиям и ожиданиям субъектов образовательного процесса. При этом требования основываются на объективно существующих представлениях субъектов образовательного процесса о необходи-
* Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания № 2014/411 (код проекта: 919).
мом уровне подготовки будущего ученого, его знаниях, умениях, навыках и личностных качествах, иными словами, о компетенциях, которыми должен овладеть выпускник аспирантуры. По мнению исследователей (Б.И. Бедный, А.А. Миронос, Т.В. Серов и др.), выработка формальных критериев оценки качества подготовки аспирантов должна основываться на модели современного интеллектуального работника, включающей в себя ключевые компетенции, которые, однако, не могут быть однозначно определены в настоящее время [2, с. 75]. В своем исследовании, опираясь на опыт ведущих ученых в области качества подготовки аспирантов и научного образования в целом (А.В. Новицкая, Г. Селье, G. Melin, K. Janson, N. Gilbert и др.), мы выделили пять ключевых компетенций, которые позволяют оценить качество подготовки выпускника аспирантуры: научно-исследовательскую, информационнокоммуникативную, профессионально-педагогическую, компетенцию самосовершенствования и саморазвития, а также социокультурную. Рассмотрим содержательные характеристики этих компетенций.
Научно-исследовательская компетенция представляет собой интегративное свойство личности, выражающееся в готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, базируясь на имеющихся знаниях, умениях, навыках и способах деятельности. Указанная компетенция является системообразующей в компетентностной модели выпускника аспирантуры, поскольку определяет его готовность к проведению самостоятельного научного исследования, что, в сущности, и выступает целью обучения в аспирантуре вуза.
Информационно-коммуникативная компетенция - это способность к решению информационных задач в профессиональной области, готовность ставить цели устной и письменной коммуникации и достигать их, производить обмен информацией в рамках научного сообщества. Важное место занимают умения по оформлению результатов исследования в различных формах (диссертация, статья, тезисы, монография), что предполагает знание принципов сбора, анализа, обработки и сохранения информации, построения научного текста, способность устанавливать контакты и умение работать с различными видами информации.
© Сахарчук Е.И., Лосева М.С., 2014
Профессионально-педагогическая компетенция представляет собой готовность к педагогической деятельности, способность к организации образовательного процесса с учетом имеющейся системы теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностных ориентаций педагога. Значение данной компетенции определяется спецификой профессиональной деятельности выпускника аспирантуры, который готовится не только к исследовательской, но и к научно-педагогической деятельности. В предлагаемом Минобрнауки России перечне направлений подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре определена квалификация «Преподаватель-исследователь», которая присуждается лицам, завершившим обучение в аспирантуре.
Компетенция самосовершенствования и саморазвития определяется как способность личности к осознанной оценке собственных достижений, способностей и возможностей, проведению их корректировки и развития через освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдерж-ку. Саморазвитие личности понимается в науке как процесс и результат сознательного выбора личностью ценностей, целей, обретения личностных смыслов жизнедеятельности, са-модетерминация, активность, стремление личности занять определенную жизненную позицию, определение способов жизни. Самосовершенствование представляет собой способность профессионала учиться на протяжении жизни и составляет основу для достижения высоких уровней профессионального мастерства. Данные два процесса не имеют пределов и продолжаются в течение всей жизни человека, определяя его жизненные перспективы и приоритеты. Таким образом, компетенция самосовершенствования и саморазвития выступает движущей силой всей профессиональной деятельности будущего ученого, его исследований и развития как специалиста в выбранной области научного знания.
Социокультурная компетенция - это интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных сферах жизни, опираясь на свой профессиональный и жизненный опыт. Иными словами, социокультурная компетентность ученого проявляется в его готовности к общению и установлению
контактов с представителями не только своей культуры, но и других культур, социальных групп или научных школ.
учитывая динамичность компетенций, свойственное им изменение под влиянием внешних и внутренних факторов, для достижения высоких результатов подготовки аспирантов необходима организация процесса управления качеством этой подготовки. Результаты исследований, проведенных в рамках научноисследовательской Лаборатории управления качеством подготовки специалистов, которая функционирует при кафедре педагогики Волгоградского государственного социальнопедагогического университета (науч. рук. -проф. Е.И. Сахарчук), позволяют трактовать управление качеством подготовки аспирантов как систему управленческой поддержки вхождения аспирантов в научное сообщество и достижения ими компетентностного уровня владения научной и научно-педагогической деятельностью. При этом в управлении качеством подготовки аспирантов выделяются процедуры планирования качества, обеспечения качества, управления несоответствиями и улучшения качества. В связи с этим о потенциале того или иного средства для эффективности управления качеством подготовки аспирантов можно судить по его способности обеспечивать выполнение данных процедур.
Принимая во внимание доминирование научной составляющей в подготовке аспирантов, вариативность и индивидуализацию при построении их образовательных маршрутов, мы обратились к изучению потенциала научно-педагогического сопровождения аспирантов в управлении качеством их подготовки.
Научно-педагогическое сопровождение трактуется нами как система профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса в аспирантуре, направленная на создание условий для реализации индивидуального образовательного маршрута аспирантов и преодоления трудностей, возникающих у них в процессе учебной и научноисследовательской деятельности. Осуществляется научно-педагогическое сопровождение аспирантов через многообразные формы и средства, среди которых - наставничество, поддержка, фасилитация (Z. Berge), технология совместного обучения аспирантов (G. Fergie, J. Beeke, C. McKenna) и др.
Процесс научно-педагогического сопровождения аспирантов цикличен, поскольку периодически повторяется на каждом году обучения, но при этом каждый раз предусматривает последовательную реализацию четырех этапов:
- диагностического, имеющего своей целью определение уровня подготовки аспиранта, ведущих мотивов обучения в аспирантуре, а также проблемного поля научных интересов аспиранта;
- проектировочного, направленного на разработку индивидуального образовательного маршрута аспиранта с учетом результатов диагностики;
- деятельностного, состоящего в реализации индивидуального учебного плана аспиранта через систему индивидуальных и групповых организационных форм сопровождения;
- рефлексивного, заключающегося в оценке и самооценке достижений аспиранта.
С целью более глубокого выявления потенциала научно-педагогического сопровождения для эффективного управления качеством подготовки аспирантов рассмотрим осуществление основных процедур управления качеством на каждом этапе сопровождения.
Процедура планирования качества осуществляется в процессе научно-педагогического сопровождения в форме индивидуального образовательного маршрута, который разрабатывается аспирантом совместно с научным руководителем и содержит перечень требований к качеству подготовки, а также сроки достижения планируемых результатов. Наиболее ярко на данном этапе проявляется компетенция самосовершенствования и саморазвития аспиранта, которая выражается в его способности наиболее точно оценивать собственные достижения, определять возможности и перспективы развития, выстраивать личную программу саморазвития на основе рефлексии собственной профессиональной деятельности.
На проектировочном этапе сопровождения производится согласование целевых ориентиров аспиранта с целями других субъектов (научный руководитель, выпускающая кафедра) и нормативными требованиями к качеству его подготовки. Конкретизированные цели обучения, научно-исследовательской деятельности и профессионально-личностного развития фиксируются аспирантом в индивидуальном учебном плане и программе саморазвития, тем самым определяя его субъектную позицию по отношению к организации процесса обучения в аспирантуре, что востребует проявление научно-исследовательской компетенции. Указанная компетенция выражается в способности аспиранта осознавать личностные смыслы и значение научной деятельности, а также планировать и проводить собственное исследование, опираясь на опыт ведущих ученых в данной области знания.
Реализация процедуры обеспечения качества подготовки осуществляется на деятельностном этапе сопровождения и предполагает включение в процесс обучения системы средств и методов научно-педагогического сопровождения (семинар, индивидуальные и групповые консультации, круглый стол, электронные базы данных, портфолио и др.). Выбор средств определяется, исходя из потребностей и способностей аспирантов, с целью повышения уровня их подготовки, формирования ключевых компетенций и стимулирования исследовательского потенциала. На данном этапе востребован весь комплекс компетенций при ведущей роли научно-исследовательской компетенции, что находит отражение в содержании педагогического сопровожде-
ния. При этом следует учитывать направленность каждого из средств сопровождения на формирование отдельных компетенций. Так, информационно-коммуникативная компетенция аспиранта наиболее ярко будет проявляться в ходе его выступлений на заседаниях научно-исследовательских лабораторий и конференциях; социокультурная - через участие в деловых играх, междисциплинарных проектах и грантах; формирование профессиональнопедагогической компетенции наиболее эффективно осуществляется в процессе прохождения аспирантом педагогической практики.
В процессе научно-педагогического сопровождения аспирантов регулярно проводятся контроль и оценка уровня сформированно-сти ключевых компетенций, а также предполагается оценка самим аспирантом достижений в научно-исследовательской деятельности, по результатам которой вносятся коррективы в индивидуальный образовательный маршрут. Диагностика уровня сформированности компетенций осуществляется с использованием методов опроса преподавателей, беседы, анализа индивидуального плана, портфолио, программы саморазвития аспиранта, а также контент-анализа публикаций. Таким образом, реализуется процедура управления несоответствиями - определения наиболее оптимального пути достижения поставленных целей.
Процедура улучшения качества, заключающаяся в повышении эффективности процесса подготовки аспирантов, предполагает выбор наиболее оптимальных средств и методов научно-педагогического сопровождения, исходя из уровня подготовки аспиранта, ведущих мотивов его обучения, темпов работы над диссертацией и ряда других факторов, определяемых на диагностическом этапе.
Таким образом, можно утверждать, что научно-педагогическое сопровождение обладает существенным потенциалом для повышения качества подготовки аспирантов. Его управленческий потенциал заключается в направленности на индивидуализацию образовательного процесса, выявление и устранение трудностей, возникающих у аспирантов в ходе учебной и научно-исследовательской деятельности, на организацию систематического контроля качества подготовки аспирантов в течение всего периода обучения.
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21 дек. 2012 г. № 273-Ф3 // Рос. газ. 2012 г. № 5976.
2. Балабанов С.С., Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров социогуманитарно-го профиля в аспирантуре // СОЦИС: социологические исследования. 2008. № 3. С. 70-78.
3. Селье Г. От мечты к открытию: как стать ученым. М. : Прогресс, 1987.
4. Berge Z. Facilitating computer conferencing: recommendations from the field // Educational technology. 1995. №35 (1). P. 22-30.
5. Fergie G., Beeke J., McKenna C., Creme Ph. “It’s a lonely walk”: supporting postgraduate researchers through writing // International journal of teaching and learning in higher education. 2011. Vol. 23. № 2. P. 236-245.
6. From postgraduate to social scientist: a guide to key skills / Ed. by N. Gilbert. L. : Sage Publications, 2006.
7. Melin G., Janson K. What skills and knowledge should a PhD have? Changing preconditions for PhD education and post doc work // The Formative Years of Scholars, Wenner-Gren International Series. Volume 83 / Ed. U. Teichler. L. : Portland Press, 2006. P. 105-118.
* * *
1. Zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 21 dek. 2012 g. № 273-FZ // Ros. gaz. 2012 g. № 5976.
2. Balabanov S.S., Bednyiy B.I., Mironos A.A. Podgotovka nauchnyih kadrov sotsiogumanitarnogo profilya v aspiranture // SOTsIS: sotsiologicheskie issledovaniya. 2008. № 3. S. 70-78.
3. Sele G. Ot mechtyi k otkryitiyu: kak stat uchenyim. M. : Progress, 1987.
4. Berge Z. Facilitating computer conferencing: recommendations from the field // Educational technology. 1995. №35 (1). P. 22-30.
5. Fergie G., Beeke J., McKenna C., Creme Ph. “It’s a lonely walk”: supporting postgraduate researchers through writing // International journal of teaching and learning in higher education. 2011. Vol. 23. № 2. P. 236-245.
6. From postgraduate to social scientist: a guide to key skills / Ed. by N. Gilbert. L. : Sage Publications, 2006.
7. Melin G., Janson K. What skills and knowledge should a PhD have? Changing preconditions for PhD education and post doc work // The Formative Years of Scholars, Wenner-Gren International Series. Volume 83 / Ed. U. Teichler. L. : Portland Press, 2006. P. 105-118.
Scientific and pedagogic support in quality management of postgraduate students training
There are covered the issues of quality management of postgraduate students training at a higher school on the basis of scientific and pedagogic support.
Key words: postgraduate department, quality of past-graduate students training, quality management, competences, pedagogic support.
(Статья поступила в редакцию 21.05.2014)
С.Г. новиков
(Волгоград)
СОВЕТСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ в. : ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИИ мЕНТАЛьНОСТИ
Рассматривается влияние российской ментальности (невербализованных установок сознания) на содержание проекта воспитания «нового человека» 1920 - 1930-х гг. Утверждается, что в воспитательном идеале, разработанном теоретиками большевизмапервойтретиХХв., отразилисьсоцио-центристское мировидение, хранимое обыденным педагогическим сознанием, и традиционная миро-тречная установка отечественной ментальности.
Ключевые слова: ментальность, культурный генотип, ядро культуры, массовый идеал воспитания, воспитательный проект, модернизация общества, социоцентризм, антропоцентризм.
Коллизии социально-этического и социально-педагогического характера, рождаемые современной трансформацией российского общества, побуждают мыслящую часть педагогического сообщества обращать свои взоры в прошлое - к опыту, приобретенному инсти-
© Новиков С.Г., 2014