Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИТИКА / ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / МЕТОДЫ / КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таникулова Айзада Мокушевна

Актуальность проблемы формирования исследовательской компетентности возрастает в новых социально-экономических условиях становления рыночных отношений и цифрового общества, в которых востребованы: критический взгляд на проблему, способность к рефлексивной оценке событий и явлений, сформированность исследовательских навыков, способность адаптации к меняющимся ситуациям, неопределенности, непредсказуемости. В этом плане данная статья посвящена вопросам педагогических аспектов развития системы образования и ее влияние на формирование проектно-изыскательских и исследовательских способностей студентов колледжа. Развитие научно-изыскательских способностей студентов колледжа в определенной степени зависит от существующей системы образования. Как известно, человеку помимо удовлетворения его витальных потребностей, необходимо удовлетворение духовных потребностей, которые непосредственно связаны с его стремлением к знаниям, образованию. В этих условиях важным вопросом становится формирование образованности и методов формирования исследовательской деятельности в мышлении студентов колледжа. На всех уровнях образования детей и молодежи отсутствует должное обучение методам формирования исследовательской деятельности в мышлении студентов колледжа, выработке навыков в его соблюдении и снижение мотивации к адекватному поведению. Не менее важной представляется проблема формирования исследовательской деятельности в мышлении учащейся молодежи. В настоящее время назрела необходимость разрешения противоречий, возникших между условиями социальной жизни и условиями, существующими в современных образовательных учреждениях, в которых реализуется образованность студентов. Становление культуры формирования исследовательской деятельности в мышлении студентов колледжа обучающихся сегодня является приоритетной государственной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таникулова Айзада Мокушевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS AS A SUBJECT OF PEDAGOGICAL ANALYSIS

The urgency of the problem of the formation of research competence is increasing in the new socio-economic conditions, the formation of market relations and the digital society, in which a critical look at the problem, the ability to reflectively assess events and phenomena, the formation of research skills, the ability to adapt to changing situations, uncertainty, unpredictability. In this regard, this article is devoted to the issues of pedagogical aspects of the development of the education system and its influence on the formation of design, survey and research abilities of college students. The development of scientific and research abilities of college students to a certain extent depends on the existing education system. As you know, a person, in addition to satisfying his vital needs, needs to satisfy spiritual needs that are directly related to his desire for knowledge, education. research activities in the thinking of college students. At all levels of education of children and young people, there is no proper training in the methods of forming research activity in the thinking of college students, developing skills in its observance and reducing motivation for adequate behavior. No less important is the problem of the formation of research activity in the thinking of young students. At present, there is a need to resolve the contradictions that have arisen between the conditions of social life and the conditions existing in modern educational institutions in which the education of students is realized. The formation of a culture of formation of research activity in the thinking of college students today is a priority state task.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

УДК 378.371 https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/41

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ

©Таникулова А. М., Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан, tanikulova@80.bk.ru

RESEARCH COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS AS A SUBJECT

OF PEDAGOGICAL ANALYSIS

©Tanikulova A., Kyrgyz State University named after I. Arabaev, Bishkek, Kyrgyzstan, tanikulova@80.bk.ru

Аннотация. Актуальность проблемы формирования исследовательской компетентности возрастает в новых социально-экономических условиях становления рыночных отношений и цифрового общества, в которых востребованы: критический взгляд на проблему, способность к рефлексивной оценке событий и явлений, сформированность исследовательских навыков, способность адаптации к меняющимся ситуациям, неопределенности, непредсказуемости. В этом плане данная статья посвящена вопросам педагогических аспектов развития системы образования и ее влияние на формирование проектно-изыскательских и исследовательских способностей студентов колледжа. Развитие научно-изыскательских способностей студентов колледжа в определенной степени зависит от существующей системы образования. Как известно, человеку помимо удовлетворения его витальных потребностей, необходимо удовлетворение духовных потребностей, которые непосредственно связаны с его стремлением к знаниям, образованию. В этих условиях важным вопросом становится формирование образованности и методов формирования исследовательской деятельности в мышлении студентов колледжа. На всех уровнях образования детей и молодежи отсутствует должное обучение методам формирования исследовательской деятельности в мышлении студентов колледжа, выработке навыков в его соблюдении и снижение мотивации к адекватному поведению. Не менее важной представляется проблема формирования исследовательской деятельности в мышлении учащейся молодежи. В настоящее время назрела необходимость разрешения противоречий, возникших между условиями социальной жизни и условиями, существующими в современных образовательных учреждениях, в которых реализуется образованность студентов. Становление культуры формирования исследовательской деятельности в мышлении студентов колледжа обучающихся сегодня является приоритетной государственной задачей.

Abstract. The urgency of the problem of the formation of research competence is increasing in the new socio-economic conditions, the formation of market relations and the digital society, in which a critical look at the problem, the ability to reflectively assess events and phenomena, the formation of research skills, the ability to adapt to changing situations, uncertainty, unpredictability. In this regard, this article is devoted to the issues of pedagogical aspects of the development of the education system and its influence on the formation of design, survey and research abilities of college students. The development of scientific and research abilities of college students to a certain extent depends on the existing education system. As you know, a person, in addition to satisfying his vital needs, needs to satisfy spiritual needs that are directly related to his desire for knowledge, education. research activities in the thinking of college students. At all levels of education of

children and young people, there is no proper training in the methods of forming research activity in the thinking of college students, developing skills in its observance and reducing motivation for adequate behavior. No less important is the problem of the formation of research activity in the thinking of young students. At present, there is a need to resolve the contradictions that have arisen between the conditions of social life and the conditions existing in modern educational institutions in which the education of students is realized. The formation of a culture of formation of research activity in the thinking of college students today is a priority state task.

Ключевые слова: компетентность, система образования, политика, проектно-изыскательская работа, методы, колледж.

Keywords: competence, education system, policy, design and survey work, methods, college.

В контексте подготовки данной статьи и проведя оценку и анализ интересов и позиций представителей общества, а также их запросов по поводу требований государственных образовательных стандартов Киргизской Республики, следует отметить, что формирование личности через исследовательскую деятельность является актуальным и приоритетным направлением деятельности образовательных организаций. Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов.

Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования. Как мы знаем существует несколько классификаций педагогических методов, объединяющихся по разным основаниям. Например, по уровню исследования методы в педагогике делятся на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические и математические).

Одна из первостепенных задач педагогической науки по части исследования и исследовательской деятельности студентов колледжа в Киргизской Республике состоит в модернизации регулирующих методов и методики педагогической науки в условиях перехода к новому качеству развитию педагогики на основе информационных технологий. Развитие и широкое применение информационно-коммуникационных технологий является глобальной тенденцией научно-технического прогресса в исследовательской деятельности студентов колледжа последних десятилетий, которое привело к значительным изменениям во многих сферах системы обучения в колледжах, таких как образование, исследование, проектно-изыскательская деятельность и др. Использование исследовательской деятельности имеет ответственное и решающее значение для повышения системы обучения в колледжах, расширения возможностей интеграции системы обучения в колледжах с другими государствами.

Решение важных проблем исследовательской деятельности студентов колледжа в течение долгого времени оставалось вне поля зрения педагогической науки. Только в последние годы были приняты необходимые меры, создающие основу для развития исследовательской деятельности студентов колледжа. Сейчас мы стоим на позиции необходимости выбора и реализации стратегии исследовательской деятельности студентов колледжа, на освоении принципиально новых проектно-изыскательских исследований, конкурентоспособных передовых методов обучения студентов колледжа. Только на этой основе можно обеспечить высокие темпы роста исследовательской деятельности студентов колледжа, ибо реальным преимуществом в будущем будут обладать те специальные учебные заведения, которые будут способны создавать и эффективно использовать исследовательской

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

деятельности студентов колледжа, что приводит к осмыслению качественно новой роли колледжа в процессе развития и совершенствования методики педагогической науки общества.

В условиях экономической нестабильности современные проблемы повышения устойчивости исследовательской деятельности студентов колледжа Киргизской Республики во многом связаны с прогнозированием научно-технического прогресса в системе педагогической науки на основе информационных исследований.

Традиционный подход к решению задач исследовательской деятельности студентов колледжа, основанный на выявлении статистических закономерностей и зависимостей методики педагогической науки от факторов степени и уровня обучения в колледжах нельзя признать достаточным, поскольку он не учитывает поведения студентов и их участие в исследовательской деятельности, а также в адекватно происходящем в колледжах процессам обучения и подготовки профессиональных специалистов. Особую актуальность приобретает разработка и реализация прогностических моделей научно-технического прогресса в исследовательской деятельности студентов колледжа.

Методика педагогической науки в Киргизской Республики находясь в условиях реформ, требует значительных усилий для достижения эффективности ее функционирования по части исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа.

Важнейшим условием положительного осуществления реформ и функционирования исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа является их гибкость и способность оптимально реагировать на изменения стратегии развития педагогической науки. Залогом успешной исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа выступает максимально результативное использование всех доступных методов и способов обучения студентов колледжа, а также осуществление научно-технического прогресса, определяющих устойчивую динамику развития исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа.

Целью исследования в контексте подготовки данной статьи является изучение исследование состояния и совершенствования системы методики педагогической науки, в части исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа на основе информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающее эффективное функционирование педагогической науки и ее государственной политики обучения и подготовки специалистов в колледжах.

Для достижения развития исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа необходимо:

-Выработать методику исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа.

-Исследовать состояние и развитие научно-технического прогресса и исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа и выделить их основные составляющие;

-Выполнить анализ и оценку исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа и перспективы развития исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа в современных условиях функционирования информационно-коммуникационных технологий в колледжах;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

-Исследовать методические педагогического прогнозирования исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа — как систему изысканий студентов и обучающихся, направленных на выяснение возможного состояния и результатов исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа в будущем;

-Систематизировать существующие подходы к исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа на основе информационно коммуникационных технологий и механизмов развития педагогической науки и выработать передовые методы исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа;

-Изучение исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа с обоснованием методики педагогической науки в контексте реализации передовой методики педагогической науки;

-Выработать методику исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа;

-Разработать методы оптимизации структуры исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа и определить основные направления оптимизации исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледжа;

-Предложить оптимальные методики педагогической науки, в том числе исследовательской деятельности и проектно-изыскательских исследований студентов колледж.

В этих условиях значимым становится сформированность у обучающегося универсальных компетенций, в том числе, и исследовательской компетентности, представляющие собой метапредметные результаты образования, которые могут способствовать продуктивности исследовательской и проектной деятельности обучающихся. В этом плане необходимо согласиться с мнением И. А. Зимней которая отмечает, что «...приступая к выявлению сущности и содержания исследовательской компетентности обучающихся, считаем необходимым подчеркнуть ее значение и значимость для современного человека, в настоящее время, характеризуемое усиливающейся изменчивость всех сторон жизнедеятельности человека, актуальной педагогической проблемой является не только формирование когнитивной составляющей интеллектуального развития обучающихся, но и формирование у них умений и компетентностей, позволяющих ему ориентироваться в сложном меняющемся мире, критически его исследовать и оценивать в соответствии с меняющимися реалиями, возрастающими и обновляющимися требованиями к личности» [1, с. 79].

Она также анализирует и при этом отмечает, что «... изменение в компонентах педагогической системы, в ее цели и содержании, направленности на развитие инициативности и самостоятельности обучаемых, а в контексте профессиональной подготовки — развитие конкурентоспособности выпускника» [2, с. 81].

Актуальность данной проблемы, т. е. проблемы развития и, прежде всего формирования изыскательской и исследовательской компетентности возрастает в новых социально-экономических условиях, становления рыночных отношений и цифрового общества, в которых востребованы критический взгляд на проблему, способность к рефлексивной оценке событий и явлений, сформированность исследовательских навыков, способность адаптации к меняющимся ситуациям, неопределенности, непредсказуемости.

Эффективное использование имеющегося научно-производственного потенциала, ресурсных и технологических возможностей — задача любой исследовательской деятельности, условие ее благополучия, а иногда и выживания. В современном мире именно исследовательский потенциал и возможности студентов колледжа и занять лидирующее место в будущем, обеспечивая себе и своим близким достойные условия жизни. Подавляющая часть студентов колледжа в последние годы обогащают свой интеллект и ум за счет новых научных знаний, воплощенных в исследования. Обозначенные характеристики современной парадигмы исследовательской деятельности и проблемы развития системы образования взаимосвязаны и взаимозависимы. При этом образование, выполняющее опережающие функции в развитии общества, призвано формировать личность, обладающую такими знаниями, умениями и компетентностями, которые способствуют адаптации человека к изменениям в условиях жизни и всего общества. О. В. Петунин отмечает, что «...ученые, рассматривающие проблему формирования исследовательской компетентности, отмечают пролонгированность этого процесса, начало которого состоится в начальной школе и продолжается на последующих уровнях образования.

Следовательно, проблема формирования исследовательских компетентностей старшеклассников в условиях взаимодействия «школа-вуз» как никогда актуальна и, несмотря на достаточную разработанность компетентностного подхода, сегодня не имеет достаточно глубокой теоретической основы, методы и средства ее формирования во многом недостаточно изучены и требуют их расширения и обновления. Определив значимость и актуальность проблемы формирования исследовательской компетентности, отметим, что, несмотря на достаточную разработанность компетентностного подхода, в настоящее время отсутствует теоретико-методическое обоснование педагогических условий, методов и средств формирования исследовательской компетентности обучающихся в классах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин» [3, с. 163].

Таким образом, актуальность проблемы формирования исследовательской компетентности обучающихся подтверждается вниманием ученых, рассматривающих разные аспекты решения названной проблемы. Вместе с тем, прежде чем раскрыть и обосновать проблему формирования у старшеклассников исследовательской компетентности необходимо рассмотреть базовые понятия диссертационного исследования. Реализация компетентностного подхода предполагает решение ряда задач: конкретизация понятий; оценки уровня развития исследуемого объекта; определенбие степени развития исследовательской компетентности студентов колледжа.

Исследование взглядов и обзор мнений показало, что исследовательскую компетенцию трактуют по-разному. По нашему мнению, более точную трактовку можно встретить в работе В. А. Болотова: «Можно выделить отдельные характеристики исследовательскую компетенцию, как: отчужденные требования к человеку, «присвоение», которых могут обеспечить продуктивность исследовательской деятельности в обозначенной сфере; степень соответствия требованиям для продуктивной исследовательской деятельности; создание исследовательского климата, структуры общественных изыскательско-исследовательских содружеств среди студентов колледжа, которые будут стимулировать все студенческое сообщество в совершенствовании конкурентного преимущества и осваивать элементы в цепочке изыскательско-исследовательских групп в конкретных колледжах, продвигаясь к элементам с наибольшей изыскательско-исследовательскими возможностями; стимулирование наукоемких и высокотехнологичных изыскательско-исследовательских мероприятий среди студентов колледжей; диверсификация интеллектуального потенциала студентов в пользу изыскательско-исследовательских мероприятий среди студентов

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

колледжей; наращивание исследовательских работ с дальним ориентиром на научно-технические и инновационные процессы; общая способность и готовность субъекта к исследовательской деятельности с использованием результатов обучения (знаний, способов деятельности); общая способность и готовность к установлению связи между имеющимся знанием и практической проблемой, подлежащей решению и выбору соответствующего способа исследовательской деятельности [4, с. 153-154].

По мнению Я. В. Кривенко «компетенция задает общие требования к деятельности, отчужденные от конкретной личности: определяет продуктивность деятельности при ее «присвоении»; обосновывается на знаниях, изменениях и навыках; относится к определенной сфере деятельности. Компетентность является деятельностной характеристикой, может пониматься как присвоенная компетенция. В то же время компетентность представляется личностным качеством» [5, с. 37].

Проведенные исследования в контексте подготовки и написания данной статьи, посвященной вопросам исследовательской деятельности студентов колледжа свидетельствует о том, что оценка и исследование особенностей, состояния, формирования и сущности исследовательской и изыскательской компетентности студентов колледжа показывает важность и значимость исследовательской компетентности студентов колледжа.

Так, изыскательская и исследовательская компетентность — это возможность, интеллектуальные способности, совокупность и система или системное единство возможностных и деятельностных характеристик и способностей успешности и высоких личностных показателей образованности в контексте его готовности преодоления различных высот в освоении и приобретении знаний и навыков, а также дальнейшего обучения в организациях профессионального образования на основе полученного высочайшего интеллекта, а исследования и искательство как способы и приемы открытия реальности, сформированность исследовательской и изыскательской компетентности означает наличия нового неординарного мышления.

Список литературы:

1. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. №4. C. 20-27.

2. Зимняя И. А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения: экспериментальный учебник // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения: материалы XVI научно методической конференции. М., 2006. 28 с.

3. Петунии О. В. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность старших школьников по биологии // Инновации в образовании. 2006. №2. С. 58-68.

4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С. 8-14.

5. Кривенко Я. В. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильной школы: автор. ... канд. пед. наук. М., 2006. 23 с.

References:

1. Zimnyaya, I. A. (2006). Kompetentnostnyi podkhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennykh podkhodov k probleme obrazovaniya? (teoretiko-metodologicheskii aspekt). Vysshee obrazovanie segodnya, (4), 20-27. (in Russian).

2. Zimnyaya, I. A. (2006). Nauchno-issledovatel'skaya rabota: metodologiya, teoriya, praktika organizatsii i provedeniya: eksperimental'nyi uchebnik. In Aktual'nye problemy kachestva obrazovaniya i puti ikh resheniya: materialy XVI nauchno metodicheskoi konferentsii, Moscow. (in Russian).

3. Petunii, O. V. (2006). Uchebno-issledovatel'skaya i nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' starshikh shkol'nikov po biologii. Innovatsii v obrazovanii, (2), 58-68. (in Russian).

4. Bolotov, V. A., & Serikov, V. V. (2003). Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noi programme. Pedagogika, (10), 8-14. (in Russian).

5. Krivenko, Ya. V. (2006). Formirovanie issledovatel'skoi kompetentnosti starsheklassnikov v usloviyakh profil'noi shkoly: avtor. ... kand. ped. nauk. Moscow. (in Russian).

Работа поступила в редакцию 09.02.2023 г.

Принята к публикации 16.02.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Таникулова А. М. Исследовательская компетентность обучающихся студентов колледжа как предмет педагогического анализа и оценки // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №3. С. 332-338. https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/41

Cite as (APA):

Tanikulova, A. (2023). Research Competence of College Students as a Subject of Pedagogical Analysis. Bulletin of Science and Practice, 9(3), 332-338. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.