Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тороев Ырысбек Турдубекович, Расулова Замира Ахматовна

Рассматриваются отдельные особенности процесса формирования профессиональных компетенций на основе планирования, организации и управления самостоятельной работой студентов. Автор раскрывает опыт работы по формированию и развитию профессиональных компетенций в новых условиях. При этом основной упор делается на творческую работу и мотивацию студента. Самостоятельная работа студента является неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов в вузах. Особенностью современного профессионального обучения студентов является преобладающий характер индивидуальной и самостоятельной работы. Материалы статьи и ее выводы могут быть полезными для студентов, преподавателей, аспирантов и научных сотрудников, интересующихся проблемами формирования профессиональной компетенции и самостоятельной работы студентов заочного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тороев Ырысбек Турдубекович, Расулова Замира Ахматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES BASED ON INDEPENDENT ACTIVITY OF STUDENTS

This article discusses some features of the process of forming professional competencies based on the planning, organization and management of independent work of students. The author reveals the experience of working on the formation and development of professional competencies in new conditions. At the same time, the main emphasis is on the creative work and motivation of the student. Independent work of a student is an integral part of the training of qualified specialists in higher educational institutions. A feature of modern professional training of students is the predominant nature of individual and independent work. The materials of the article and its conclusions can be useful for students, teachers, postgraduates and researchers interested in the problems of the formation of professional competence and independent work of correspondence students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

УДК 378.147.227 https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/39

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

©Тороев Ы. Т., Баткенский государственный университет,

г. Сулюкта, Кыргызстан, toroev-1972@mail.ru ©Расулова З. А., Баткенский государственный университет, г. Сулюкта, Кыргызстан, toroev-1972@mail.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES BASED ON INDEPENDENT ACTIVITY OF STUDENTS

©Toroev Y., Batken State University, Sulukta, Kyrgyzstan, toroev-1972@mail.ru ©Rasulova Z., Batken State University, Sulukta, Kyrgyzstan, toroev-1972@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются отдельные особенности процесса формирования профессиональных компетенций на основе планирования, организации и управления самостоятельной работой студентов. Автор раскрывает опыт работы по формированию и развитию профессиональных компетенций в новых условиях. При этом основной упор делается на творческую работу и мотивацию студента. Самостоятельная работа студента является неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов в вузах. Особенностью современного профессионального обучения студентов является преобладающий характер индивидуальной и самостоятельной работы. Материалы статьи и ее выводы могут быть полезными для студентов, преподавателей, аспирантов и научных сотрудников, интересующихся проблемами формирования профессиональной компетенции и самостоятельной работы студентов заочного обучения.

Abstract. This article discusses some features of the process of forming professional competencies based on the planning, organization and management of independent work of students. The author reveals the experience of working on the formation and development of professional competencies in new conditions. At the same time, the main emphasis is on the creative work and motivation of the student. Independent work of a student is an integral part of the training of qualified specialists in higher educational institutions. A feature of modern professional training of students is the predominant nature of individual and independent work. The materials of the article and its conclusions can be useful for students, teachers, postgraduates and researchers interested in the problems of the formation of professional competence and independent work of correspondence students.

Ключевые слова: обучение, компетенция, самостоятельная работа студентов.

Keywords: training, competence, independent work of students.

Одной из важных задач современного профессионального образования является воспитание у студентов востребованных профессиональных компетенций, которые способствуют и значительно улучшают учебную и самостоятельную работу студентов и в целом учебный процесс.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

Педагогическая наука всегда придавала большое внимание вопросам самостоятельной работы студентов, и тем не менее проблема формирования профессиональных компетенций на основе самостоятельной работы студентов заочного обучения изучена недостаточно полно. Сегодня перед вузами стоит задача — подготовить качественных специалистов, которые могли бы легко самообучаться, при этом быть мобильным, ответственным и творчески настроенным к профессиональной деятельности. Компетентностный специалист обладает такими качествами как готовность к непрерывному обучению, адаптивность в условиях изменчивого социально-политического и экономического общества. В последние годы сильно изменился вектор подготовки специалиста, которое заключается в том, что вуз не может дать студентам заочного обучения всю учебную информацию. Будущие специалисты должны уметь постоянно и непрерывно приобретать как основные, так и новые дополнительные знания и демонстрировать в своей учебной, а в будущей профессиональной деятельности широкую эрудицию и готовность принимать самые ответственные решения.

Исследования показали, что в подготовке специалиста большую роль играет учебная работа студента и навыки самостоятельной работы, приобретенные им в период обучения в вузе. Повышение роли самостоятельной работы и приобретенные на ее основе профессиональные компетенции. Владение учебными компетенциями делает студента из пассивного слушателя в позицию активного, творческого субъекта обучения.

Для улучшения условий обучения в вузах осуществляются меры по переходу отдельными студентами на индивидуальные маршруты и графики обучения, индивидуальные программы и траектории усвоения программного материала. В этой ситуации роль профессиональной компетенции и самой самостоятельной работы только усиливается.

В вузе студенты должны научиться планировать. Организовать, уметь корректировать и достигать поставленной цели через рациональное распределение своего времени, индивидуальных особенностей и профессиональных потребностей. Анализ источников по определению понятия «самостоятельная работа» говорит о наличие разных подходов. Одни авторы самостоятельную работу отожествляют с умением студента осуществлять самообразование, другие под СРС подразумевают — самостоятельный поиск учебной, научной или иной необходимой для студента информации, третьи — подготовка и самостоятельное усвоение учебного материала к занятиям, зачетам и экзаменам, выполнение выпускных работ и др. Следовательно, самостоятельная работа с одной стороны является одним из видов учебной деятельности, которая стимулирует познавательную активность студента, его интерес к учебе, что служит основой самообразования, с другой стороны СРС является в некотором роде системой и планом мероприятий с определенными условиями и требованиями, обеспечивающих планомерное осуществление плана самообразования.

В Государственном стандарте высшего профессионального образования Киргизской Республики предусмотрено выделение на СРС не менее 30% учебного времени, которое использовать на самостоятельную и индивидуальную работу студента. Однако отведенные часы в учебных планах, программах на практике используется неэффективно. Основными причинами этого являются:

1. Недостаточная мотивация студентов в качественном и регулярном осуществлении самостоятельной работы во время занятий и во внеаудиторное время.

2. Нежелание отдельной категории ППС необходимости изменений в процессе учебной деятельности учебного, научного руководства за деятельностью студентов.

3. Нежелание опытных преподавателей вносить изменения в содержание, в методику и технологию обучения в соответствие с новыми требованиями и реальной ситуации.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

4. Отсутствие в большинстве вузов Киргизской Республики мотиваций к поиску и использованию инновационных технологий обучения и управления СРС и др.

Для преодоления указанных недостатков в Сулюктинском гуманитарно-экономическом институте определены два направления построения учебного процесса. Первое направление -повышение роли и значимости самостоятельной работы в процессе учебных занятий. Преподаватели обязаны разработать собственные методы и приемы самостоятельной работы студентов их управляемости и формы отчетностей. И другое — это мотивация и повышение студенческой активности по всем видам индивидуальной и самостоятельной работы [1].

Одной из главных трудностей является обеспечение своевременной обратной связи, объем контролируемого материала, ее частота и критерии оценивания. Для преодоление этой трудности необходимо своевременно обучить студентов и преподавателей осуществлять совместные действия по эффективному достижению учебных целей. К числу важных компонентов взаимоотношения можно отнести следующие компетенции:

- умение определять цели обучения, присущие данному периоду, дисциплине и для будущей профессиональной деятельности;

- способен ставить задачи (текущие и на перспективу) и проектирование «алгоритма» решения задачи;

- свобода выбора студентом темы самостоятельной работы, руководителя (или просто консультанта) и даже характер и вид осуществления самостоятельной работы.

Учебные планы и программы дисциплин профессионального образования являются многопредметными и не интегрированными, порой имеющие слабые взаимосвязи между собой. Между модулями и сессиями преподавателями осуществляется самостоятельная работа студентов. При этом часто формы и содержание самостоятельной работы заблаговременно не продуманы и не организована нужным образом, в результате на практике не осуществляется студентом.

Проведенное нами исследование показало, что на сегодня в педагогической науке наблюдаются серьезные противоречия между формой и методами самостоятельной учебной деятельности студентов-заочников и недостаточной практической продуктивности ППС в организации самостоятельной работы в процессе обучения [3].

С внедрением в Киргизской Республике новых Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (в 2021 г.) актуальной стала проблема внедрения компетентностного подхода к построению и управлению учебно-воспитательного процесса.

Государственный образовательный стандарт Киргизской Республики предусматривает овладение всеми студентами универсальными и профессиональными компетенциями студентами [2].

Так студенты первых и вторых курсов должны владеть таким общим компетенцией, включающим в себя такую способность как:

ОК1. Воспринимать, понимать сущность, социальную роль и значимость своей будущей профессиональной деятельности, проявлять к учебе. профессии стабильный интерес и склонности.

ОК2. Уметь планировать и организовывать свою учебную самостоятельную учебную деятельность, находить приемы и методы решения образовательных задач, оценивать их эффективность.

ОК3. Продемонстрировать умение оценивать риски и принимать собственные решения в различных, даже в нестандартных учебных и профессиональных ситуациях.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru

Т. 9. №3. 2023 https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

ОК4. Своевременно проводить и осуществлять поиск нужной информации, осуществлять анализ и оценку достоверности учебной или иной сведений и информации, необходимой для правильного решения возникающих проблем, а также ext, yj — практических задач, тесно связанных с личностным развитием студента.

ОК5. При этом улучшается формирование и использовании студентами информационно-коммуникационных компетенции, направленных на улучшение общепрофессиональных навыков и практической работы ОК6.

В будущей профессиональной и трудовой деятельности студента большую роль играет его умение работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами ОК7. Студенты учатся правильно планировать, ставить цели, мотивировать собственную деятельность, организовывать самооценку правильности и полноты принятых на себя ответственности за качество образовательного процесса, а в последующем профессиональной деятельности ОК8.

Преподаватели обязаны помочь студентам в самостоятельных определениях учебных и профессиональных задач и индивидуального развития. При этом разрабатываются и согласовываются со студентами программы самообразования, этапы планирования и формы повышения квалификации ОК9. Студенты приобретают устойчивые навыки осуществлять учебную и профессиональную деятельность в новых условиях: изменение целей, обновление содержания, внедрение инновационных технологий и др. ОК10.

Специалист должен уметь осуществлять и знать способы проведения профилактики травматизма, соблюдение правил техники безопасности и охраны жизни и здоровья людей ОК11. Важно, чтобы специалисты умели эффективно организовать текущую и перспективную профессиональную или иную деятельность с соблюдением норм регулирующих правовых аспекты [5].

В отдельных исследованиях авторы самостоятельную работу делят на три направления: на учебную, научную и социальную. Учебная и научная работа студента в вузе имеет в основном образовательное и профессиональное назначение и направлено на формирование интеллектуальных качеств будущего специалиста [4]. Социальная работа больше ориентирована на воспитательную, культурную, нравственно-этическую составляющую личность специалиста. К отдельным формам учебной самостоятельной работы студента могут относиться даже такие виды работ, как составление или анализ библиографического списка по использованной литературы, формирование глоссария по исследуемому разделу, подготовка докладов, сообщений и проведение круглых столов, дискуссии и др.

Стандартными формами научной самостоятельной работы относятся: подготовка научного сообщения или доклада, выполнение реферата, курсовой работы, разработка рекомендаций, научного проекта и т. п.

Социальная работа студента в период обучения в вузе имеет разные виды и объемы. Например, внутри определенной группы, внутри образовательного учреждения, в масштабе города или региона и т. д.), независимо от этого она всегда прививает у студентов определенные социальные и общественные качества личности, необходимые во взаимоотношениях с преподавателями, сокурсниками, родителями, будущими клиентами и коллегами по работе. Это такие качества как, терпимость, настойчивость, умение убеждать, требовательность, сочувствие и т. п. [4].

Планирование, разработка и организация воспитательных мероприятий, сопряжено с умением студента писать сценарии, осуществлять аудиозаписи респондентов, подготовка и проведение тренинга и др. вполне могут применяться как формы социального вида самостоятельной работы студентов.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

Все виды самостоятельной работы студента подчиняются целям учебного процесса, организуются для достижения образовательных целей и формирование у будущих специалистов профессиональных компетенций.

По мнению большинства исследователей, организация самостоятельной работы студентов должна тесно сочетаться с применяемыми методами и технологиями обучения и вместе с ними представлять единую систему средств по овладению общими и профессиональными компетенциями [4].

По мнению А. Хуторской, компетенция — включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, а компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [5]. Следовательно, при выполнении некоторых видов и форм самостоятельной работы у студентов формируются, и в дальнейшем развиваются профессиональные компетенции.

Приведем примеры показывающие реальные возможности по развитию общих компетенций в самостоятельной работе студентов первого курса заочного отделения специальности «Дошкольное образование» представлена в Таблице.

Таблица

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050144 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учебная самостоятельная работа Развиваемые общие компетенции

Аннотация. Подготовка. ОК 1, 4 8

Беседа. Разработка. ОК 1, 2 4, 6, 7, 8, 11

Библиографический список по теме, разделу дисциплины. Составление. ОК 2, 4 ОК 2, 4 5, 5 8

Видеоматериал. Анализ. ОК 1-5 8, 11

Глоссарий. Составление. ОК 2, 4 5, 8

График. Составление. Деловая игра. Подготовка и проведение. ОК 1-11

Дидактические материалы. Подготовка. ОК 1, 2 4, 5, 7, 10, 11

Дискуссия. Подготовка и проведение. ОК 1, 3 4, 6, 7, 8, 9, 11

Домашняя контрольная работа. Выполнение. ОК 2, 4 5, 8, 11

Занятие. Анализ по предложенному плану. ОК 1, 2 4

Занятие. Организация и проведение. ОК 1, 2 4, 5, 6, 7, 10, 11

Индивидуальная программа обучения и воспитания. Разработка. ОК 1, 2 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11

Индивидуальное занятие с воспитанником. Организация и ОК 1, 2 4, 5, 7, 9, 10, 11

проведение.

Интервьюирование и проведение аудиозаписи респондентов. ОК 1, 3 4, 5, 6, 7, 9

Каталог. Составление. ОК 2, 4 5, 8

Конспект. Подготовка. ОК 2, 4 7, 9, 10, 11

Консультация. Разработка. ОК 1, 2 4, 6, 7, 11

Конференция. Участие. ОК 1, 2 4, 5, 6, 7, 8, 9

Коррекционно-развивающее занятие. Проведение. ОК 1-5 7, 9, 10, 11

Методические материалы. Анализ. ОК 1, 2 4, 7, 8, 9

Наглядное пособие. Подготовка. ОК 1, 5 7, 10

Научная литература. Изучение, конспектирование, ОК 1, 4 8, 11

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

Учебная самостоятельная работа Развиваемые общие компетенции

реферирование, аннотирование.

Обзор. Написание. ОК 2, 4, 8, 11

Обзор. Подготовка. ОК 2, 4, 5, 8, 11

План-конспект занятия. Разработка. ОК 1, 2, 4, 7, 8, 9, 10, 11

Портфолио. Создание. ОК 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9

Презентация. Подготовка. ОК 4, 5, 7, 9

Программа учебных курсов. Разработка. ОК 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11

Психолого-педагогическая характеристика. Составление. ОК 1, 2, 4, 11

Расчетная работа. Выполнение. ОК 2, 4, 5

Расчетно-графическая работа. Выполнение. ОК 2, 4, 5

Рецензирование статьи. ОК 1, 2, 4, 8, 11

Собеседование. ОК 1, 3, 4,7, 8, 11

Схема. Составление. ОК 2, 4, 5

Сценарий учебного фильма. Разработка. ОК 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11

Съемка фильма по сценарию. ОК 3, 5, 6, 9

Таблица. Составление. ОК 2, 4, 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тест. Разработка. ОК 2, 4, 5, 8, 11

Научная самостоятельная работа Развиваемые общие компетенции

Доклад. Написание. ОК 1, 4, 7, 8, 11

Конкурс. Участие. ОК 1, 3, 4, 7, 8, 9, 11

Курсовая работа. Подготовка и защита. ОК 1-5, 7, 8, 9, 11

Методические рекомендации. Разработка. ОК 1, 2, 4, 7, 8, 9, 11

Проект. Подготовка. ОК 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11

Реферат. Подготовка. ОК 1, 2, 4, 6, 7, 8, 11

Социальная самостоятельная работа Развиваемые общие компетенции

Внеклассное мероприятие. Организация и проведение. ОК 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9

Сценарий мероприятия. Разработка. ОК 1, 4, 7, 9

Творческая работа. Подготовка. ОК 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9

Тренинг с родителями, детьми, сотрудниками. Организация и ОК 1-7, 10, 11

проведение.

Эссе. Написание. ОК 1, 2, 4, 7, 8, 9, 11.

Итак, качество самостоятельно выполненной студентом учебной и профессиональной деятельности зависит от уровня владения и сформированности соответствующих компетенции. Перед высшей школой и в целом образованием стоят проблемы по разработке инструментария измерения компетентности студентов при осуществления самостоятельной работы, проведения мониторинга самостоятельной работы студентов и в целом процесса подготовки и реализации компетентностной модели современного специалиста.

Список литературы:

1. Богословский В., Караваева Е., Шехонин А. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. №10. С. 3-9.

2. Герасименко К. М. Организация самостоятельной работы студентов-заочников педагогических специальностей // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. №4. С. 160-163.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

3. Бахичева М. В. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей студентов заочной формы обучения педагогического колледжа // Дошкольное и начальное образование: вариативность подходов. 2016. С. 308-311.

4. Зенкин А. С., Кирдяев В. М., Пильгаев Ф. П., Лащ А. П. Самостоятельная работа студентов. Саранск, 2009. С. 35.

5. Бахичева М. В. Обзор ресурсов электронной образовательной среды для использования педагогами в образовательном процессе обучающихся сельских образовательных организаций // Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе. 2021. С. 209-214.

References:

1. Bogoslovskii, V., Karavaeva, E., & Shekhonin, A. (2007). Printsipy proektirovaniya otsenochnykh sredstv dlya realizatsii obrazovatel'nykh programm VPO: kompetentnostnyi podkhod. Vysshee obrazovanie vRossii, (10), 3-9. (in Russian).

2. Gerasimenko, K. M. (2010). Organizatsiya samostoyatel'noi raboty studentov-zaochnikov pedagogicheskikh spetsial'nostei. Yaroslavskiipedagogicheskii vestnik, 2(4), 160-163. (in Russian).

3. Bakhicheva, M. V. (2016). Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya tvorcheskikh sposobnostei studentov zaochnoi formy obucheniya pedagogicheskogo kolledzha. Doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie: variativnost'podkhodov, 308-311. (in Russian).

4. Zenkin, A. S., Kirdyaev, V. M., Pil'gaev, F. P., & Lashch, A. P. (2009). Samostoyatel'naya rabota studentov. Saransk. (in Russian).

5. Bakhicheva, M. V. (2021). Obzor resursov elektronnoi obrazovatel'noi sredy dlya ispol'zovaniya pedagogami v obrazovatel'nom protsesse obuchayushchikhsya sel'skikh obrazovatel'nykh organizatsii. Formirovanie psikhologicheski komfortnoi i bezopasnoi obrazovatel'noi sredy v sel'skoi shkole, 209-214. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 26.01.2023 г. 04.02.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Тороев Ы. Т., Расулова З. А. Формирование профессиональных компетенций на основе самостоятельной деятельности студентов // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №3. С. 320-326. https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/39

Cite as (APA):

Toroev, Y., & Rasulova, Z. (2023). Formation of Professional Competencies Based on Independent Activity of Students. Bulletin of Science and Practice, 9(3), 320-326. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.