Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность учащихся в современном пространстве. Из опыта работы учителя русского языка и литературы'

Исследовательская деятельность учащихся в современном пространстве. Из опыта работы учителя русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ильясова А.У.

Образование человека есть путешествие... Это есть путешествие в стране духа, в мир человеческой культуры. С.И. Гессен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность учащихся в современном пространстве. Из опыта работы учителя русского языка и литературы»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

© Ильясова А.У.*

Средняя общеобразовательная школа № 27, г. Астрахани

Образование человека есть путешествие... Это есть путешествие в стране духа, в мир человеческой культуры.

С.И. Гессен

В книге С.И. Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» осмысливается многовековой опыт мировой педагогики и лучшие традиции России, даётся анализ важнейших направлений педагогической мысли. Разделяю точку зрения великого мыслителя:

«Не учебник и не задачник стоят в центре подлинного преподавания, а учитель с его неослабевающей бодрствовать мыслью. Учебник и задачник являются лишь условно полезными пособиями». Задача учителя - привлечь внимание к своему предмету, не просто заинтересовать учащихся, а побудить их самостоятельно исследовать проблему, используя различные пособия для решения поставленной задачи.

Мои мысли об исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве опираются на опыт работы с учащимися по подготовке к научно-практическим конференциям. Работа особенно актуальна при современном подходе к образованию. Изменилось информационное поле, деятельность ученика приобрела новый характер. Возможностей исследования материалов для работы стало значительно больше.

Задача учителя - использовать исследование как способ освоение действительности учащимися, опираясь на опыт известных учёных Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, Н.Г. Алексеева, В.И. Вернадского, на публикации интернет-портала «Исследовательская деятельность школьников». Их идеи об активизации обучения, усовершенствования его содержания и методики, подготовки учителей вызывают большой интерес во всём мире. Лернер И.Я., разрабатывая методы обучения, особо выделял исследовательский метод, когда перед учащимися ставится познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Американский философ С. Тулмин назвал Льва Семёновича Выготского Моцартом в психологии.

* Учитель.

Выготский Л.С. в своём научном труде «Психология развития человека» в главе № 6 «Исследование развития научных понятий в детском возрасте» пришёл к выводу, что накопление знаний неуклонно ведёт к повышению типов научного мышления. Сотрудничество педагога и ребёнка оптимально влияет на обучение. В настоящее время мы имеем возможность работать более плодотворно с учащимися, подключая безграничные возможности Интернета.

Выбор темы исследования воспитанников отражают их интерес к изучаемым программным произведениям. Работая над определёнными темами, учащиеся выходят за рамки программных требований, познают действительность во всём её многообразии и различных ассоциациях. Одна из моих учениц увлеклась творчеством великого писателя Ги де Мопассана. При выборе темы решили связать имя новеллиста Франции с русской литературой ХХ века. Нам показалась интересна переписка писателя с Марией Баш-кирцевой, автором знаменитого «Дневника», не менее известного художника, трагическая судьба которой нас потрясла. Через неё мы вышли на трагический голос эпохи ХХ века Марину Цветаеву. Появилась своеобразная цепочка, которая объединила разные эпохи, разноплановые, многожанровые произведения и великие имена. Так родилась тема: «Концепция мира и человека в произведениях Ги де Мопассана, Марии Башкирцевой и Марины Цветаевой».

Тема исследования всегда опирается на интересы учащихся и отражает их личностный потенциал. Другая ученица проявляет интерес журналистике, увлечённо занимается на уроках литературы, призналась, что она поклонница поэзии А.А. Фета. Беседуя с ней, я посоветовала исследовать, как творчество поэта живёт не только в читателях, но и в собратьях по перу. Остановились на поэтических шедеврах Н.А. Заболоцкого, Б.Л. Пастернака. Тема нашего исследования стала звучать так: «Реминисценции А.А. Фета в лирике Н.А. Заболоцкого, Б.Л. Пастернака».

Определяя цель и задачи исследования, решили, что надо представить концепцию мира и человека у разных авторов, работающих в разных временных пластах, разных жанрах. Для этого нужно было изучить и исследовать новеллу Ги де Мопассана «Ожерелье», войти в мир Дневника Марии Башкирцевой, понять, почему Марина Цветаева посвятила свой «Вечерний альбом» Башкирцевой. Наконец, выяснить, что объединяло и что разделяло эти три личности.

Вторая работа ставила перед собой задачу - исследовать поэзию А.А. Фета, показать, какой реминисцентный фон поэта находит воплощение в поэзии Н.А. Заболоцкого и Б.Л. Пастернака. Целью ученицы являлось дать характеристику поэзии «чистого искусства», исследовать её корни, показать жанровые особенности, тематическое богатство и своеобразие. Одним из главных направлений автора являлось отслеживание натурфилософских

традиций А.А. Фета в лирике Н.А. Заболоцкого и утверждение избранной роли певца в стихотворениях А.А. Фета и Б.Л. Пастернака.

Одним из основных приёмов ясности изложения текста является композиционная организация теста, этому как раз способствует план.

Форма записи в виде плана чрезвычайна важна для развития навыка чёткого формулирования мыслей. Составление плана - трудный процесс. Здесь важна исключительная точность, очень вдумчивый подход к подбору каждого слова. Удачно составленный план говорит об умении анализировать материал, помогает в исследовании.

План представляет собой реальную программу действий, которая ведёт к намеченной цели. Планы классические, как правило, состоят из пяти частей:

I. Вступление.

- Основная часть.

- Заключение.

- Библиография.

- Приложение.

Основная часть, как правило, озаглавлена. Если пять частей плана помечены латинскими цифрами, то основная часть имеет подзаголовки, отмеченные арабскими цифрами. Так основная часть первой работы имеет следующий вид:

- Концепция мира и человека в творчестве Ги де Мопассана, Марии Башкирцевой и Марины Цветаевой.

1. Мастерство Ги де Мопассана в изображении мира человеческих ценностей.

2. Трагедия мира человека, страстное стремление оставить после себя след в творчестве Марии Башкирцевой.

3. «Вечерний альбом» Марины Цветаевой - своеобразный дневник юношеских лет.

Вторая работа состоит из шести разделов, так как имеет две основных части.

- Гармония мира и души в романтической лирике А.А. Фета.

- Реминисцентный фон А.А. Фета в творчестве поэтов ХХ века.

1. Натурфилософские традиции А.А. Фета в лирике Н.А. Заболоцкого.

2. Фет А.А. и Пастернак Б.Л.

Ко второй работе также тщательно отбираем материал. Нас заинтересовали работы исследователя творчества А.А. Фета Благого. При анализе поэтических текстов Н. Заболоцкого важно было выяснить, как поэт относился к Фету, в этом нам помогли работы Ю.М. Лотмана, К. Чуковского, И. Синельникова. Воспоминания А. Ахматовой, М. Цветаевой помогли ученице ярко представить личность Б.Л. Пастернака. При определении фетовских реминисценций в творчестве современных поэтов определяем как единение звучащих мотивов, так и контрастность. Выходим ещё на одно имя - это Александр Кушнер, который подтверждает нашу гипотезу:

Свежеет к вечеру Нева Под ярким светом. Рябит и тянется листва За нею следом.

Посмотришь: рядом два коня, На свет, к заливу, Бегут, дистанцию храня, Вздымая гриву. Пока крадёшься мимо них Путём чудесным, Подходит к горлу новый стих С дыханьем тесным. И этот прыгающий шаг Стиха живого.

Тебя смущает как пиджак С плеча живого. Известный в сущности наряд. Чужая мета:

У Пастернака вроде взят, А им у Фета.

Появился новый поэтический шедевр благодаря реминисценциям, своеобразным двигателям поэтической мысли.

В ходе дальнейшей работы над темой обговариваем материал, который будем привлекать для исследования. Обращаемся к биографическим материалам Ги де Мопассана, анализируем новеллистическое мастерство писателя, знакомимся с перепиской французской знаменитости с госпожой Баш-кирцевой, подвергаем исследованию «Дневник Марии Башкирцевой», анализируем статью Александра Басманова «Тлеющий разряд», посвящённую памяти Башкирцевой, где она представлена не только как автор Дневника, но и как художник, музыкант, скульптор. Знакомимся с «Вечерним альбомом» Марины Цветаевой, смотрим комментарии к нему в Собрании сочинений.

Анализируя материалы, приходим к выводу, что Мопассан как никто умел наблюдать жизнь, отбирать нужное для своих творений, реалистически ярко изображать жизнь во всех её проявлениях. Мопассан как философ в форме расследования в новелле «Ожерелье» приходит к выводу, что не человек властвует над миром, но, напротив, случай правит миром. Переписка госпожи Башкирцевой с Мопассаном была анонимной, не смогла привести к взаимопониманию героев, но сыграла свою роль в раскрытии личностей адресантов. Дневник Марии Башкирцевой, опубликованный после её смерти, вызвал противоречивые суждения. Тем не менее, Марина Цветаева, Валерий Брюсов узнали в героине Марии Башкирцевой самих себя. До сих

пор Дневник волнует его читателей, об этом свидетельствуют отзывы о нём на страницах Интернета. Марина Цветаева в своём поэтическом дневнике «Вечерний альбом» продолжает традиции своей героической предшественницы. Темы любви, жизни и смерти, учебы, общения, взросления личности отражены в первом произведении Марины Цветаевой, которое высоко оценили М. Волошин, В.Я. Брюсов.

Ги де Мопассан, его рассказ «Ожерелье» включён в программу Т.Ф. Курдюмовой в 10 классе. Сюжет новеллы интересен для учащихся, но за ним нужно уметь увидеть многое - в этом и заключается цель исследования.

Обдумывая проблемные вопросы:

Почему так трудно запоминается имя героини?

Как он описывает её?

Какого человека изображает автор в её лице в новелле?

На какие периоды можно поделить жизнь героини?

Что хотел сказать автор своим произведением?, учащиеся учатся анализировать текст, а в последующей работе и сопоставлять его с другими произведениями, чтобы представить целостную картину бытия. Далее мы подвергаем анализу переписку Мопассана с Марией Баш-кирцевой.

Какими предстают перед нами фигуранты этой переписки?

Какую роль играет эта переписка в жизни героев?

Почему невозможно взаимопонимание героев?

Можно ли по письмам узнать человека?

Как современные читатели оценивают эпистолярный жанр?

Следующий этап - анализ «Дневника Марии Башкирцевой». Как относились современники и потомки к «Дневнику»?

Какие слабые и сильные стороны видели они в этом произведении? Какой жизненный период отражает «Дневник»?

Какие стороны характера Башкирцевой выявляет это произведение?

Какова цель создания «Дневника» и предания его огласке?

Как строятся взаимоотношения героини с окружающими людьми? Каково отношение М. Башкирцевой к своему образованию?

Какое место занимают занятия музыкой героини?

Какой предстаёт девушка в качестве «живописцы»?

Вот перечень вопросов, по которым идёт исследование самого интимного произведения писателя.

Мы заостряем наше внимание на отношении к «Дневнику» Марины Цветаевой. Пытаемся ответить на вопрос: «Почему поэтесса посвятила своё первое произведение Марии Башкирцевой?» «Какое место занимает «Вечерний альбом» в творчестве Марины Цветаевой? Что общего и чем отличаются эти два произведения? Какова тематика первого произведения М. Цветаевой? Как изображает образ Марины Башкирцевой поэтесса в своём стихотворении?...

Вторая тема, связанная с поэтическим кредо А.А. Фета, редка для избрания учащимися в качестве материала для исследования. Определяем вопросы для исследования. Чем привлекает Фет современного читателя?

Почему собратья по перу относились критически к поэзии «чистого искусства»? Почему возникла поэзия «чистого искусства»? Чьи традиции продолжает А.А. Фет? Как в поэзии проявляется гениальность поэта? Что значит «двойное бытие», «прочная поэтическая память» в любовной лирике Фета? Какие «звуковые детали», звуковые образы характерны для поэзии «чистого искусства»? Почему Фета называют импрессионистом? Как натурфилософские традиции Фета отразились в поэзии Заболоцкого? Почему стихи Н.А. Заболоцкого зачастую контрастируют со стихами А.А. Фета? Какую «гипотезу бытия» выдвигает Заболоцкий? Что сближает Заболоцкого и Б.Л. Пастернака? Какие реминисценции А.А. Фета звучат в творчестве Пастернака? Как А. Кушнер обыграл в своём стихотворении реминисцентные образы Фета в поэзии Пастернака? Отвечая на эти вопросы, ученики учатся мыслить, в результате чего рождается личность, познающая мир, открытый нашими великими писателями и поэтами.

Могучий Мопассан, блистательная Мария Башкирцева, оставившая большой след в литературе, живописи, несмотря на смертельные недуги. Мопассан, посетив её могилу, изрёк: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!» Мария Башкирцева, вся жизнь которой была бунтом, дорога ещё одной нашей бунтарке - Марине Цветаевой. Она признавалась: «Марию Башкирцеву я люблю безумно, с безумной болью. Я целые два года жила тоской о ней. Она для меня так же жива, как я сама.

Особенностью романтического мировосприятия у А.А. Фета является возвышение эстетического идеала. Дети любят красоту во всех её проявлениях: в природе, искусстве, женском облике, поэтому так притягательны для них творения поэта. Кроме того Фет часто показывает мир глазами ребёнка, открывающего для себя его явления. Ассонансы, метафоры, фонические средства передают «звонкий рой» впечатлений от многоголосной жизни. Образ лирического героя Н.А. Заболоцкого создаётся на фоне классических образцов русской лирики. Так продолжая традиции А.А. Фета, Н.А. Заболоцкий приходит к философскому осознанию светлой сущности мира, воплощённом в природе. Реминисцентный фон размышлений лиричекого героя Б.Л. Пастернака вслед за А.А. Фетом говорит о большой роли поэта в жизни общества. Жизнь человека бесконечна, если она утверждает могущество «духа добра». Для моих учеников знакомство с высокой поэзией стало приобщением к «огню, мерцающему в сосуде».

И так проходит большой путь каждый учащийся от незнания к знанию, к большим и малым открытиям, путь изучения жизни великих людей и не менее известных произведений. Каждый ученик увлечённо работал над те-

мой, которая вызвала в нём интерес. Каждая тема - это целый мир, чтобы познать его, недостаточно школьной программы.

Работая над произведениями великих мастеров, учащиеся сами становились мастерами, анализируя и исследуя их творчество.

Список литературы:

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М., 1995.

2. Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и в образовании [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников». - Режим доступа: www.researcher.ru/ поо/паика/оЬ-БЬеБ^оМ^ООЗ.Йт!.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: ЭКСМО, 2005.

4. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. - М.: Дрофа, 2008.

5. Ги де Мопассан знакомый и незнакомый. - М.: ТОО «Внешсигма», 1992.

6. Исаева Е. Столкновение героя и случая в новелле Ги де Мопассана «Ожерелье» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lit.1september.ru/ агйсМ^р?Ю=200600409.

7. Дневник Марии Башкирцевой. Избранные страницы. - М.: «Молодая гвардия», 1991.

8. Воронцова-Юрьева Н., Башкирцева М. Секреты Василия Розанова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stihi.ru/2003/10/28-908.

9. Дьяков Л., Башкирцева М. Первое сентября. Искусство. - 2009. - № 1.

10. Марина Цветаева. Полное собрание поэзии, прозы, драматургии в одном томе. - М.: Издательство Альфа-Книга, 2010.

11. Дайс Е. Марина и Орфей // «Нева». - 2008.

КЕЙС-МЕТОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

© Кутумова А.А.*

Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск

Статья посвящена проблеме повышения качества педагогического образования, актуальность которой рассматривается в контексте перехода на компетентностную основу подготовки педагогических кадров.

* Доцент кафедры Физики, технологии, теории и методик преподавания, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.