Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность учащихся в сельской школе: из опыта работы'

Исследовательская деятельность учащихся в сельской школе: из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филаткина Раиса Петровна

Автор статьи делится опытом организации учебно-исследовательской работы школьников, который она оценивает с позиций проектного обучения. В качестве руководителя исследовательских проектов она выделяет в качестве наиболее удачных историко-краеведческие проекты учащихся, выполненные на материалах региональной или локальной истории. В статье также раскрывается содержание этапов исследовательской деятельности и дается характеристика ее образовательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филаткина Раиса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность учащихся в сельской школе: из опыта работы»

Практика организации исследовательской деятельности

Опыт сельских школ

Исследовательская деятельность учащихся в сельской школе: из опыта работы

Автор статьи делится опытом организации учебно-исследовательской работы школьников, который она оценивает с позиций проектного обучения. В качестве руководителя исследовательских проектов она выделяет в качестве наиболее удачных историко-краеведческие проекты учащихся, выполненные на материалах региональной или локальной истории. В статье также раскрывается содержание этапов исследовательской деятельности и дается характеристика ее образовательных результатов.

Филаткина

Раиса Петровна,

учитель истории и обществознания МОУ Ключевская общеобразовательная средняя школа № 2, почетный работник общего образования РФ, с. Ключи Алтайского края

В последние годы слово «проект» прочно вошло в лексикон учителей-практиков. Употребляют его, как правило, когда речь заходит об использовании новых педагогических технологий. Но мы можем сказать, принимая во внимание теорию вопроса и практику работы многих учителей, что метод проектов и проектная деятельность лишь актуализировались в новых социокультурных условиях России, что ещё раз доказывает их некую «универсальность» и наличие в них большого педагогического потенциала.

Во многих научно-методических публикациях, в том числе и современных, раскрываются сущность и основные характеристики проектной деятельности, даются ее различные классификации, в частности и по доминирующему способу деятельности учащихся (исследовательские, творческие, приключенческие, информационные, практико-ориентированные проекты), определены некоторые особенности проектной деятельности на историческом материале.

Мне хотелось бы взглянуть через призму данного подхода на накопленный нашей школой опыт организации научно-исследовательской работы учащихся старших классов - это поможет оценить степень эффективности проектной деятельности исследовательского типа, увидеть ее специфику.

В данном случае мы будем вести речь о проектах-исследованиях, выполняемых в течение года или двух лет одним из учащихся или группой школьников по выбранной тематике.

Формой презентации результатов исследовательской деятельности школьников стали научно-практические, краеведческие конференции.

Районным методическим объединением учителей истории было разработано положение о научно-практической конференции школьников как органичном завершении опреде-

Исследовательская деятельность учащихся в сельской школе: из опыта работы__

Филаткина Раиса Петровна

лённого этапа научной работы, с практическим выходом или результатом, часто даже промежуточным. Учредителем краеведческих конференций районного уровня стал Комитет по образованию Ключевского района.

Интерес к данному виду проектной деятельности поддерживается также путем проведения внутришкольных конференций.

Для оценки результативности исследовательских проектов методическим объединением учителей истории и обществознания были выбраны следующие критерии: степень новизны проблемы, осмысленность постановки цели и задач исследования, характер источниковой базы и глубина работы с источниками, свободное владение информацией, способность заинтересовать проблемой аудиторию и других. Данные показатели позволяют оценить уровень приобретенных школьниками в ходе работы над проектом знаний, навыков создания «продукта» и проведения его презентации, выявить степень освоения предметных умений и умений проектной (в данном случае исследовательской) деятельности.

Получение призового места на конференции является одним из показателей эффективности педагогического творчества.

Я уже в течение ряда лет непосредственно участвую в этом виде деятельности: руковожу учебными исследованиями, являюсь членом жюри школьных и районных конференций, возглавляю научное общество учащихся нашей школы. Цель работы общества - приобщить школьников к научному исследованию в широком смысле этого слова, познакомить с методами и лабораторией научного труда, дать возможность почувствовать вкус к такому роду деятельности и, конечно, выявить талантливых старшеклассников, способных учиться в вузах.

Тематика ученических работ, подготовленных под моим руководством в последние годы, достаточно разнообразна:

• «Экономика Алтайского края на рубеже ХХ-ХХ1 веков», автор Алтухов Пётр.

• «Иван Грозный: два периода царствования», автор Макса-чук Павел.

• «Права ребёнка», автор Мартынова Анастасия.

• «Реформы и контрреформы в России в XIX веке», автор Гладких Анастасия.

• «Портрет современного предпринимателя», автор Химоч-ка Светлана.

• «Знатный хлебороб» (о Герое труда Максименко И.А.), автор Степанченко Татьяна.

• «Петр I - реформатор или консерватор?», автор Гурко Вадим.

• «Современная семья, ее роль в обществе», автор Хрящёва Татьяна.

• «История образования и деятельность Ключевского Казначейства», автор Чередниченко Елена.

• «Образование и деятельность ЧП «Рынок»», автор Азарова Марина.

Практика организации исследовательской деятельности

Опыт сельских школ

«История создания и деятельность учреждений дополнительного образования Ключевского района», автор Кузнецова Мария.

«Районная библиотека в прошлом и настоящем», автор Радько Константин.

«История образования и деятельность Ключевского отделения Сбербанка», автор Суслова Ирина. «Профессиональное самоопределение современных старшеклассников», автор Чередниченко Елена. «Предпринимательская деятельность в Ключевском районе», автор Гладченко Наталья.

«Деловые люди Алтая», автор Васильева Наталья. «Нравственные ценности современной молодежи», автор Остащенко Маргарита.

«Возможность получения высшего образования: мифы и реальность», автор Чередниченко Елена. «История села Каип - моей малой Родины», автор Они-щенко Юлия.

«Ключевской элеватор вчера и сегодня», автор Ляшенко Анна.

«Сохранение самобытности немецких спецпереселенцев Ключевского района в 40-90-е годы XX века», автор Урба-нович Ксения.

«Преступность в Ключевском районе: причины, динамика, борьба», автор Тасюк Роман.

Преступность несовершеннолетних в Ключевском районе», автор Битюцкая Яна.

«Специфика общения старшеклассников в условиях массовой коммуникации», автор Кириенко Анастасия. «Исчезнувшие сёла Ключевского района», автор Кириенко Анастасия.

«Социальная реабилитация умственно отсталых детей в Ключевской специальной школе-интернате», автор Яру-ничева Яна.

• «Ключевский мемориальный парк», автор Кириенко Анастасия.

• «Ключевский историко-краеведческий музей», автор Фоменко Марина.

• «П.П. Жук - человек дела», автор Фоменко Марина.

• «Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в Ключевском районе Алтайского края» (анализ группового мнения предпринимателей), автор Симонов Александр.

Все работы сопровождались компьютерными презентациями, созданными самими детьми под руководством учителя. Авторитетные комиссии (в которых участвовали специалисты-предметники, методисты) отмечали высокий уровень творческих работ школьников: актуальность избранных тем, обоснованность, научность,

Филаткина Раиса Петровна

тг

исследовательский характер работ, их практическую направленность, самостоятельность, владение компьютерными технологиями, а также умение представить работу, вести дискуссию.

Все работы получили высокие оценки жюри, а их авторы стали победителями и призёрами научно-практических конференций различного уровня.

Организационные особенности проектной деятельности исследовательского типа связаны, в первую очередь, с осознанием ее участниками значимости каждого этапа: выбора темы работы, подбора источников информации, в том числе первоисточников, выбора методов работы с источниками, этапа создания самой работы, её оформления и презентации. Автор должен иметь четкое представление о структуре проекта и содержании каждой из его частей: во введении кратко объясняется замысел работы: почему эта тема кажется автору важной и интересной; какие задачи он ставит перед собой (на какие вопросы он хочет найти ответ), какими источниками пользовался и почему именно ими, какие подходы и методы применил для поиска ответа на поставленные вопросы; анализируется посвященная данной теме исследовательская литература и её особенности. В основной части описывается ход мысли автора, представляются, теоретически осмысливаются и объясняются выявленные исторические факты. В заключении формулируются ответы на поставленные во введении вопросы, подводятся обобщённые итоги исследования. Желательно также выделить здесь вопросы, нуждающиеся в дальнейшем изучении.

Наиболее удачными, с точки зрения осознанности всех этапов исследовательской деятельности, являются историко-краеведческие проекты, выполненные на материалах региональной или локальной истории. По содержанию их можно сгруппировать следующим образом:

• проекты-реконструкции, характеризующие историю конкретного локального объекта Ключевского района (элеватор, крестьянское хозяйство, частное предприятие);

• проекты-реконструкции, выполненные на материале истории конкретной семьи, рода;

• проекты, рассматривающие преломление общероссийских процессов в истории одного или нескольких объектов: селений, района, промышленных предприятий (история образования и деятельность предприятий);

• проекты, реконструирующие политическую или творческую биографию кого-либо из земляков. Формирование источниковой базы исследования - наиболее сложная и важная составляющая проекта. При написании работ могут использоваться источники различного типа: архитектурная и поселенческая (градостроительная) среда, периодическая печать, воспоминания, делопроизводственные материалы, в том числе хранящиеся в архивах, этнографические, историко-

бытовые коллекции предметов и фотографий, собранные в районном и школьных музеях, материалы личных наблюдений.

В исследованиях последних лет произошли явные качественные изменения - опора на исторический источник стала нормой для ученических проектов. При написании работ используются не только традиционные источники различного типа - большую значимость авторы проектов начали придавать материалам устной истории: мифам и семейным легендам, фольклору, рассказам и мнениям. Часто источниковая база создавалась автором за счет опроса респондентов по составленным им самим анкетам, что позволяло выяснить «образ» того или иного исторического объекта в сознании современников, гостей района и т.д., отношение к тому или иному историческому процессу или явлению либо реконструировать творческий портрет личности. Работа с источниками не только обеспечивает молодым исследователям формирование собственно исторических умений, но и позволяет выходить на уровень диалога при презентации проектов, оценивать степень достоверности той или иной версии своего коллеги, в какой-то степени подводит к возможности «оценивания» репрезентативности выводов различных историков.

Призёры конференций демонстрируют весь комплекс умений, необходимых для проектной деятельности исследовательского типа. Такая деятельность школьников способствует активизации их общения в социуме.

К положительным результатам можно также отнести возросшую мотивацию учеников и педагогов к исследовательской деятельности. Учителя истории, активно выступающие в роли координаторов проектов, успешно обобщают свой опыт в этом направлении, выступая на научно-практических конференциях и «круглых столах», посвящённых проблемам современного образования.

Число школьников - участников научно-практических конференций различного уровня год от года постепенно воз-

Филаткина Раиса Петровна

тг

растает. На районных конференциях количество представленных от школ исследовательских проектов перестало вмещаться в рамки одной секции, что привело в конечном счете к «отпочкованию» секций социологии, культурологии, обществознания, исторического краеведения, этнографии, а также к дроблению собственно исторических секций по хронологическому или тематическому принципу («История России ХХ века», «История семьи», «История предприятий»).

Оформляются результаты исследований и в письменной форме, и в электронном (компьютерном) виде, а некоторые работы представляются не в форме устных докладов, а в виде стендовых сообщений.

Наблюдения за судьбами участников и победителей конференции убеждают в том, что они достаточно легко адаптируются к условиям обучения в вузах, продолжают заниматься научными исследованиями (не обязательно по прежнему профилю), хорошо успевают по всем предметам.

Таким образом, проанализированный практический опыт организации проектной деятельности исследовательского типа позволяет утверждать, что специфика этой деятельности заключается в её большом педагогическом потенциале и, соответственно, в высокой степени эффективности.

Этот педагогический потенциал обусловлен, на мой взгляд, следующими факторами:

• высокой степенью мотивации учащихся к самостоятельному получению результата;

• личной значимостью результата, которая появляется вследствие заинтересованности самой темой, осознания её «научной новизны», а также собственной успешности, возникновения у ученика положительных эмоций при работе над темой;

• возможностью сверять результаты своей работы и собственные успехи с работой «коллег», что усиливает механизмы самообразования и самовоспитания. Результативность исследовательских проектов заключается в том, что работа над ними обеспечивает её участникам:

• формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности, а зачастую и исследовательского типа мышления;

• сформированность большинства общеучебных информационных умений;

• освоение ряда специальных умений работы с исторической информацией (анализ и сопоставление различных точек зрения историков, выявление оснований для исторических «разночтений» и др.) и историческими источниками различного типа;

• более осознанный подход к выбору профессии и мировоззренческих ценностей, жизненных установок. щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.