ББК К 74.204 УДК 371.14 Г 55
КУРС
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ» В РАМКАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ Г. СУРГУТА
THE COURSE «TOPICAL PROBLEMS OF RESEARCH WORK AT SCHOOL» IN THE CONTEXT OF RAISING OF QUALIFICATION LEVEL OF SURGUT TEACHERS
В предложенной работе обосновывается положение о том, что необходимо создавать условия для самообразования учителей-историков в рамках организации исследовательской деятельности школьников. Один из вариантов повышения квалификации учителей - разработанный курс «Актуальные вопросы исследовательской работы в школе», состоящий из двух блоков, каждый из которых направлен на формирование целостного представления о технологии и практике развития исследовательской культуры у школьников на основе краеведческого материала.
The article states the necessity to create conditions for self-education of History teachers by organizing research work of pupils. One of the ways of raising teachers' qualification level is the course «Topical problems of research work at school» consisting of 2 parts. Each part aims at formation a complete idea of technology and practice of developing schoolchildren's research culture on the basis of regional studies material.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, проектная деятельность, научный аппарат исследования, методы исследования, источники, краеведческая работа.
Key words: research activity, project activity, research methods, sources, regional studies.
Совершенствование теоретической и практической подготовки учителя является важнейшим направлением развития послевузовского профессионального образования. В условиях происходящих социально-экономических изменений в нашей стране все более высокие требования предъявляются к профессиональным знаниям, умениям и навыкам специалиста. В настоящее время учитель-предметник должен не только знать совокупность фактов, явлений и процессов истории, уметь их грамотно излагать, но и развивать необходимые умения у школьников. Современный учитель должен так организо-
Т.Н. ГЛУШКОВА, Н.В. ФРОЛОВА
T.N. GLUSHKOVA, N.V. FROLOVA
вать работу в школе, чтобы ее результатом могла быть и исследовательская работа учащихся, поскольку именно эта деятельность на сегодняшний день -важная составляющая современной парадигмы образования.
В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества, деятельность которых нередко сводилась к реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов.
Главной целью этой деятельности являлась подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
В целом, на сегодняшний день под исследовательской деятельностью школьников понимается самостоятельная работа учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Такая работа предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала (источников), его анализ и обобщение, собственные выводы, представление (презентация) выполненной работы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Учитывая вышесказанное, можно констатировать, что современная система образования предъявляет высокие требования к учителю средней школы. Тем не менее, учителя не всегда могут организовать исследовательскую деятельность школьников в силу нескольких причин, в том числе и потому, что специально не занимались этими вопросами.
Возникает противоречие: ученики хотят проводить исследовательскую работу (есть потребность), а учителя не могут точно выделить предмет изучения, сформулировать гипотезу, цель и средства ее достижения. В результате
в письменных работах, поданных, например, на конкурс «Шаг в будущее», цель звучит как «Исследовать ...что-то», «Рассмотреть... что-то». Поэтому в работе учеников отсутствует последовательность изложения, само понимание того, что они хотят достичь в итоге. В выводах по работе они просто сами оценивают свою работу - с такой целью очень сложно сделать выводы.
Все это происходит в большей степени от того, что учителей просто не учили этому. Свои педагогические вузы большая часть сургутских учителей истории, например, закончила достаточно давно, когда такой потребности в области профессиональной деятельности еще не ощущалось.
Поэтому сейчас назрела необходимость освоения методологии и технологии исследовательской работы с учителями, чтобы грамотно организовать ее в рамках школы в формате элективного курса, кружка, учебных или индивидуальных занятий.
На сегодняшний день на кафедре социально-гуманитарных дисциплин Сургутского государственного педагогического университета разработана программа для повышения квалификации учителей в области исследовательской деятельности школьников. Профессиональный и научный потенциал преподавателей кафедры позволяет предложенную программу. Курс «Актуальные вопросы исследовательской работы в школе» призван оказать помощь в организации самообразования учителей-историков, создать условия для конструктивного профессионального диалога.
Содержание курса соответствует основным задачам профессиональной педагогической подготовки специалиста, призванного работать в условиях становления современной гуманистической парадигмы образования. Данный курс даёт представление о конкретных способах реализации исследовательской работы в школьной практике.
Важным критерием профессионализма педагога становится исследовательская деятельность самого учителя, его способность организовать данную работу со школьниками.
Цель курса - подготовить учителей-предметников к организации исследовательской работы в современной школе.
Задачи курса:
1. Углубить, конкретизировать и расширить знания слушателей, учителей-предметников, связанные с новыми подходами в организации исследовательской деятельности школьников.
2. Сформировать у слушателей представления об алгоритме по созданию исследовательского проекта.
3. Совершенствовать навыки проектирования исследовательской работы на основе краеведческого материала.
При освоении данного курса слушатели должны овладеть комплексом знаний и умений в области организации исследовательской деятельности школьников на основе краеведческого материала.
1. Знать задачи, содержание исследовательской работы в школе и основные требования к ней.
2. Уметь выбрать организационные формы исследовательской работы со школьниками в соответствии с психологическими особенностями возраста.
3. Уметь выстроить научный аппарат исследования и сформировать у школьников знание требований к целям, задачам и т.д.
4. Иметь представления об источниках и методах исследовательской работы для школьников.
5. Уметь преобразовать теоретические знания в практическую проектную деятельность.
Курс состоит из двух блоков, каждый из которых направлен на формирование целостного представления о развитии исследовательской культуры у школьников на основе краеведческого материала в школе.
В рамках первого блока «Основы исследовательской работы в современной школе: содержание и технология» (36 аудиторных часов) рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с организацией исследовательской работы в школе: цели, задачи, организация и формы исследовательской работы в школе. Особое внимание уделяется организации деятельности учителей с исследовательскими работами школьников.
В целом первый блок включает следующее содержание:
Исследовательская работа в школе. Цели и задачи, содержание исследовательской работы в школе. Требования современного стандарта образования. Место исследовательской работы в школе в структуре деятельности современного учителя.
Организация и формы исследовательской работы в школе. Реферат и его место в деятельности современного школьника. Доклад школьника по исследовательской тематике на кружке (элективном курсе), в проблемной группе. Конкурсная работа школьника (внутришкольный конкурс, городской, окружной и т.д.). Основные требования к подобным работам.
Организация деятельности по разработке тематики, составлению планов-конспектов, планов-проспектов, тезисов работы, полного текста по результатам исследования. Отличия исследовательской работы школьников от реферативной.
Тематика исследовательских работ. Актуальная тематика работ школьников. Новизна в работах школьников. Основные направления школьных исследований. Примерная тематика исследовательских работ по истории. Краеведческая направленность тематики.
Научный аппарат исследования. Значение формулирования научного аппарата исследования для школьников.
Предмет исследования. Цели и задачи исследования. Источники и методы их исследования. Методическая база работы. Методы источниковедческого анализа, методы историко-сравнительного анализа. Общенаучные и специальные методы исследования в школьной исследовательской работе.
Структура исследовательской работы. Введение, основная часть и заключение. Деление работы на главы и параграфы. Библиография. Приложения. Иллюстрации, таблицы, графики - способ визуализации информации.
Проект организации исследовательской работы со школьниками. Проектная деятельность, ее основные принципы. Требования к проекту, логика и методика его создания. Структура исследовательского проекта. Основополагающий вопрос, проблема в исследовании. Литература и источники. Методика создания презентации проекта. Основные требования к презентации.
Второй блок в структуре курса «Исследовательская работа школьников на основе краеведческого материала» рассчитан также на 36 аудиторных часов. Его задача - непосредственно на практике отработать алгоритм создания исследовательского проекта. Этот блок соединяет в себе теоретические и практические наработки, полученные в рамках первого блока, и ориентирует преподавателей на получение опыта по созданию исследовательского проекта. В связи с этим, предметом особого рассмотрения здесь первоначально оказываются вопросы, связанные с краеведческой тематикой, затем раскрывается методика сбора и использования краеведческого материала и методика организации индивидуальной исследовательской деятельности школьников
на основе краеведческого материала. Происходит расстановка основных акцентов по ключевым позициям, принципам создания исследовательского проекта и выявление позитивных наработок преподавателей (из опыта их работы). В целом, блок включает в себя следующее содержание:
Работа с опубликованными материалами по региональной истории.
Работа с краеведческой литературой и справочными изданиями. Опубликованная литература по истории ХМАО: справочная, научная, мемуарная, статистическая, художественная и документальная. Использование библиографических указателей. Информационный указатель текущей литературы по истории Сибири, страницы истории и т.п. Информационная база библиотек, музеев, архивов и частных коллекций округа. Пути изучения и приобретения краеведческой литературы. МБА. Ксерокопирование.
Региональная периодическая печать как источник краеведческой информации. Специфика региональной периодической печати как исторического источника. Использование журнального и газетного материала (краевых и районных изданий). Методика сбора, хранения и использования газетного материала на уроках и во внеклассной работе.
Работа с неопубликованными материалами по региональной истории.
Сбор и использование архивных источников по истории региона. Особенности корпуса письменных источников по истории ХМАО. Региональная архивная сеть. Документальные материалы местных архивов. Методика работы в архиве. Сбор и систематизация информационного банка по темам (уроков, факультативных занятий, исследовательская работа).
Использование археологических и этнографических источников в школьном краеведении. Общие сведения о корпусе археологических и этнографических источников по истории Северо-Западной Сибири. Организация участия школьников в археологических и этнографических экспедициях: материальное и юридическое обеспечение экспедиционных исследований, методика археологических и этнографических исследований, обработка полевых материалов.
Предмет этнографических исследований в школе: материальная и духовная культура населения ХМАО, семейный и общественный быт, хозяйственные занятия и этнические процессы. Принципы изучения этнографических объектов в их историческом развитии и современном состоянии. Задачи и значение этнографических исследований в школе. Методические рекомендации по сбору материалов о жителях, утвари, одежде, орудиях труда, средствах передвижения.
Сбор и использование устных источников. Методика сбора устных исторических источников и формирования школьного исторического архива. Устная история как новое перспективное направление исторической науки и метод исследовательской работы. Особенности устного исторического источника. Основные направления исследования. Критерии выбора темы. Методы сбора исторической информации, интервьюирование. Общетеоретическая, культурная, психологическая подготовка группы интервьюеров. Требования к составлению вопросников. Способы и требования к записи и оформлению воспоминаний. Использование фото, кино-, видеотехники. Анкетирование и его виды. Разработка анкет. Разбор и упорядочение «человеческих» документов. Комплектование личных фондов знатных жителей города, района. Принципы формирования устных архивов. Требования к систематизации, учету и хранению документального материала.
Организация индивидуальной исследовательской работы учащихся на основе краеведческого материала.
Историческое краеведение как способ постановки научной работы в школе. Сущность исследовательского метода. Историко-краеведческая проблематика ученических исследований (по истории, археологии, этнографии, топонимии, культуре и искусству). Историко-краеведческие объекты индивидуальных исследований: история населенного пункта, памятников, семьи и т.д.
Методы, формы и приемы организации индивидуальных ученических исследований на основе местного материала. Организационные этапы школьных краеведческих исследований: подготовка учащихся к исследовательской работе, способы обработки материала, оформление результатов исследований. Виды и формы ученических исследований: доклады, рефераты, выступления, очерки по местной истории, коллекционирование, выполнение зарисовок, планов, карт. Требования к ученическим научным работам. Участие в краевых конкурсах. Пути приобщения учащихся к исследовательской краеведческой работе.
В рамках курса «Актуальные вопросы исследовательской работы в школе» предполагаются разнообразные формы контроля: выполнение поисковых, творческих заданий на практических занятиях, участие в проведении круглого стола, работа в архиве, защита собственных учебных проектов.
Курс рассчитан на 72 часа. В программе работы предусматриваются лекции, практикумы, круглый стол, индивидуальные консультации, защита проектов.
Программа курса может быть адаптирована к реальным потребностям школы: возможно сокращение курса до разумного количества часов. Он необходим, прежде всего, для учителей, чьи подопечные принимают участие в конкурсах исследовательских работ. Работа в рамках курса может быть организована по разным схемам. Например, это может быть групповая или индивидуальная работа, совместные консультации учителей и учеников по конкретной тематике с последовательным прохождением всех этапов исследования и т.д. Итогом совместной исследовательской деятельности вузовских преподавателей, школьных учителей и учащихся может быть подготовка публикаций и устного доклада на ежегодной региональной конференции «Россия и мир: история и современность», которая проходит в Сургутском государственном университете в апреле каждого учебного года.